Нативизм

Аудио-версия статьи

***

Нативи́зм (от англ. native — «корен­ной», «урож­ден­ный»; от лат. nativus — при­рож­ден­ный) – опре­де­лен­ная миро­воз­зрен­че­ская пози­ция, пред­по­ла­га­ю­щая про­ти­во­по­став­ле­ние «искон­ной», «ори­ги­наль­ной», «народ­ной» рели­гии (и куль­туры в целом) того или иного народа (этноса) рели­гии (или эле­менту куль­туры) заим­ство­ван­ной извне – при­ве­зен­ной ино­стран­цами-мис­си­о­не­рами, или при­об­ре­тен­ной в ходе куль­тур­ного обмена. Рели­гия в рамках нати­визма рас­смат­ри­ва­ется как этно­куль­тур­ная осо­бен­ность, а не как над­эт­ни­че­ское, над­на­ци­о­наль­ное миро­воз­зрен­че­ское явле­ние (в част­но­сти, за счет при­су­щим любой рели­гии наци­о­наль­ным локаль­ным про­яв­ле­ниям и осо­бен­но­стям). Иногда поня­тие «рели­ги­оз­ный нати­визм» при­ла­гают к таким поня­тиям как «язы­че­ство», «неоязы­че­ство», «пага­низм».

Нати­визм про­ти­во­ре­чит пра­во­слав­ному миро­вос­при­я­тию и пра­во­слав­ному веро­уче­нию, сви­де­тель­ством чему явля­ется Пре­да­ние Церкви, про­воз­гла­ша­ю­щее уни­вер­саль­ность вести Иисуса Христа для всех наро­дов и без­ого­во­роч­ное пре­об­ла­да­ние в рели­ги­оз­ном отно­ше­нии обще­хри­сти­ан­ского миро­воз­зре­ния, а также неко­то­рые места из Свя­щен­ного Писа­ния, напри­мер: «Ибо все вы сыны Божии по вере во Христа Иисуса; все вы, во Христа кре­стив­ши­еся, во Христа облек­лись. Нет уже Иудея, ни языч­ника; нет раба, ни сво­бод­ного; нет муже­ского пола, ни жен­ского: ибо все вы одно во Христе Иисусе» (Гал.3:26-28).

Данный термин имеет и другие зна­че­ния:

  • Нати­визм – обще­ственно-поли­ти­че­ская пози­ция, пред­по­ла­га­ю­щая при­ви­ле­ги­ро­ван­ное поло­же­ние пред­ста­ви­те­лям нации перед при­ез­жими и имми­гран­тами1.
  • Нати­визм – кон­цеп­ция в фило­со­фии, под­ра­зу­ме­ва­ю­щая, что чело­веку свой­ственны, неза­ви­симо от его опыта, врож­ден­ные идеи, при помощи кото­рых он в даль­ней­шем познает мир2.

Нати­вист­ские секты и дви­же­ния в совре­мен­ной России

Клас­си­че­ские нати­вист­ские секты и дви­же­ния пере­чис­лены в работе рос­сий­ского рели­гио­веда А.Л. Двор­кина «Сек­то­ве­де­ние. Тота­ли­тар­ные секты», в главе «Неоязы­че­ство в России; нати­вист­ские секты». Однако, необ­хо­димо отме­тить, что упо­мя­ну­тые в работе Двор­кина тече­ния или уже пре­кра­тили своё суще­ство­ва­ние, или крайне пас­сивны и мало­чис­ленны (напри­мер, «Калуж­ская сла­вян­ская община» В. Каза­кова). Помимо этого, появи­лось мно­же­ство новых тече­ний, кото­рые могут быть ква­ли­фи­ци­ро­ваны как нати­вист­ские.

В своей работе автор обо­зна­чает гене­зис нати­вист­ских дви­же­ний – корнем их явля­ется дви­же­ние «Нью Эйдж». Нати­вист­ские (и кон­кретно неоязы­че­ские) дви­же­ния опи­сы­вают свой гене­зис как вос­ста­нов­ле­ние утра­чен­ного вслед­ствие при­ня­тия хри­сти­ан­ства мисти­че­ского и/или рели­ги­оз­ного знания3.

В отли­чие от ана­ло­гич­ных евро­пей­ских дви­же­ний, рос­сий­ский нати­визм намного шире, слож­нее и связан непо­сред­ственно с интер­пре­та­цией поня­тия «народ­ный», а также с вос­при­я­тием исто­рии совре­мен­ными рос­си­я­нами. В част­но­сти, в силу осо­бен­но­стей исто­ри­че­ского пути, неко­то­рые ста­ро­об­ряд­че­ские толки и даже рус­ские рели­ги­оз­ные секты (напри­мер, моло­кане или кулу­гуры) могут быть ква­ли­ци­ро­ванны по фор­маль­ным при­зна­кам как нати­вист­ские тече­ния, не име­ю­щие связей с идеями «Нью Эйдж». Также в каче­стве нати­вист­ских можно ука­зать пост­не­оязы­че­ские тече­ния (пост­мо­дер­нист­ское неоязы­че­ство) – ана­ста­си­ев­цев, сто­рон­ни­ков веди­че­ской куль­туры, совре­мен­ных шама­ни­стов (напр., т. н. «Шаманы Послед­него Завета») и мн. пр. Несмотря на недав­нее появ­ле­ние, одной из основ­ных док­три­наль­ных линий, объ­еди­ня­ю­щих эти дви­же­ния, явля­ется идея «искон­но­сти» и «сокры­то­сти» неко­его изна­чаль­ного знания, пред­ше­ству­ю­щего пра­во­слав­ной вере на Руси. При этом, упо­мя­ну­тые тече­ния далеко отстоят от клас­си­че­ского неоязы­че­ства и, как пра­вило, не исполь­зуют его веро­учи­тель­ных эле­мен­тов (имен богов и пан­теона, мето­дов покло­не­ния, а иногда и сим­во­лики). 

Несо­сто­я­тель­ность неко­то­рых док­три­наль­ных утвер­жде­ний совре­мен­ного неоязы­че­ства

Веро­учи­тель­ные поло­же­ния совре­мен­ного рос­сий­ского неоязы­че­ства входят в про­ти­во­ре­чие с объ­ек­тив­ными дан­ными совре­мен­ной исто­ри­че­ской и рели­гио­вед­че­ской науки. Раз­бе­рем неко­то­рые из них:

  1. Утвер­жде­ние о том, что святой рав­ноап­о­столь­ный князь Вла­ди­мир был евреем не терпит ника­кой совре­мен­ной исто­ри­че­ской кри­тики4.
  2. Утвер­жде­ние о про­дол­жи­тель­ном пре­бы­ва­нии Христа в Индии – отри­ца­ется мно­гими вид­ными биб­ле­и­стами и исто­ри­ками Антич­но­сти5.
  3. Нали­чие у рус­ского народа неких «веди­че­ских» знаний и раз­ви­той «веди­че­ской» рели­гии до при­ня­тия хри­сти­ан­ства (данное утвер­жде­ние варьи­ру­ется по сте­пени пред­став­ле­ний утвер­жда­ю­щего об исто­рии Древ­ней Руси – от ука­за­ния на срав­ни­тель­ную раз­ви­тость веди­че­ской «искон­ной» куль­туры и культа до ука­за­ния на нали­чие некой высо­ко­раз­ви­той циви­ли­за­ции с неве­ро­ят­ными дости­же­ни­ями (напр. т. н. про­блема Аркаима)6.
  4. Базо­вое утвер­жде­ние о при­ня­тии хри­сти­ан­ства рус­ским наро­дом в 988 году и нали­чие у рус­ского народа про­дви­ну­той циви­ли­за­ции, куль­туры и рели­гии до при­ня­тия хри­сти­ан­ства также сомни­тельно. Совре­мен­ные иссле­до­ва­ния пока­зы­вают, что на момент при­ня­тия Пра­во­сла­вия не суще­ство­вало еди­ного «рус­ского» народа ни как этноса, ни как граж­дан­ской нации – кор­рект­нее гово­рить о при­ня­тии хри­сти­ан­ства сла­вян­скими пле­ме­нами, жив­шими в Киеве и в непо­сред­ствен­ной сфере вли­я­ния киев­ской поли­тии своего вре­мени (поля­нами, древ­ля­нами и пр.). Именно бла­го­даря Пра­во­сла­вию как объ­еди­ня­ю­щему фак­тору, рус­ские склы­ды­ва­ются как этнос и как граж­дан­ская нация7.

При­ме­ча­ния:

***

Ибо все вы сыны Божии по вере во Христа Иисуса; все вы, во Христа кре­стив­ши­еся, во Христа облек­лись. Нет уже Иудея, ни языч­ника; нет раба, ни сво­бод­ного; нет муже­ского пола, ни жен­ского: ибо все вы одно во Христе Иисусе. (Гал.3:26-28)

Размер шрифта: A- 15 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: A T G
Текст:
Боковая панель:
Сбросить настройки