О добродетелях

Соста­вил про­то­и­е­рей Алек­сандр Зеле­ненко для слу­ша­те­лей курса “Основы пра­во­слав­ной веры и духов­ной жизни” взрос­лых групп Вос­крес­ной школы Спасо-Пар­го­лов­ского храма.

Оглав­ле­ние

 

Доб­ро­де­тель как осно­ва­ние доб­ро­де­тель­ной жизни

Корень доб­ро­де­тель­ной жизни есть рев­ность к бого­уго­жде­нию, по кото­рой чело­век все обра­щает к славе Божией и ничему, кроме Его закона, не поко­ря­ется.

Доб­ро­де­тель – есть посто­янно рев­ност­ное попе­че­ние о точном испол­не­нии закона Божия, осно­ван­ное на вере и оду­шев­ля­е­мое любо­вью и бла­го­го­ве­нием к Богу.

Опре­де­ле­ние поня­тия «доб­ро­де­тель»

Доброде́тель — фило­соф­ский и рели­ги­оз­ный термин, озна­ча­ю­щий поло­жи­тель­ное нрав­ствен­ное свой­ство харак­тера опре­де­лён­ного чело­века, опре­де­ля­е­мое его волей и поступ­ками; посто­ян­ное дея­тель­ное направ­ле­ние воли к испол­не­нию нрав­ствен­ного закона (запо­ве­дей). Явля­ется анто­ни­мом слова «грех». /Фило­соф­ский сло­варь/

Доб­ро­де­тель есть опре­де­лен­ный Богом образ внут­рен­него рас­по­ло­же­ния чело­века, вле­ку­щий его к дела­нию добра. Доб­ро­де­тели заклю­чают в себе как добрые дела чело­века, так и доброе рас­по­ло­же­ния его души, из кото­рого про­ис­хо­дят сами дела. Кратко можно ска­зать, что доб­ро­де­тель – это добро, вошед­шее в при­вычку.

Доб­ро­де­тели – это бого­по­доб­ные свой­ства чело­века, кото­рые дея­тельно про­яв­ля­ются в его жизни.

Доб­ро­де­тель не что иное есть как испол­не­ние воли Божией. /преп. Симеон Новый Бого­слов/

Доб­ро­де­тель есть всякое слово, дело и помыш­ле­ние, соглас­ное с Зако­ном Божиим. /Свт. Тихон Задон­ский/

Доб­ро­де­тель в трех зна­че­ниях

  1. стрем­ле­ние духа к добру, хри­сти­ан­ски доб­ро­де­тель­ное настро­е­ние духа;
  2. разные добрые рас­по­ло­же­ния воли и сердца;
  3. каждое отдель­ное доброе дело. /Свя­ти­тель Феофан/

А есть ли у злых про­яв­ле­ний чело­ве­че­ской при­роды подоб­ная схо­жесть?

Да, есть:

  1. стрем­ле­ние и скло­не­ние чело­ве­че­ского духа ко злу
  2. злоб­ные рас­по­ло­же­ния воли и сердца чело­ве­че­ского
  3. каждое отдель­ное злое дей­ствие, посту­пок и навык

Пояс­не­ние

  1. Стрем­ле­ние к добру есть то же, что стрем­ле­ние пре­бы­вать в Боге, или жажда бого­об­ще­ния.
    Хри­сти­ан­ски доб­ро­де­тель­ным настро­е­нием духа, будет: жажда и сила пре­бы­вать в обще­нии с Богом посто­ян­ным, полным и все­гдаш­ним испол­не­нием Его воли с помо­щью бла­го­дати и с верою в Гос­пода, по силе и обету Кре­ще­ния.
  2. Доброе рас­по­ло­же­ние есть чув­ство или любовь к добрым (бого­угод­ным) делам, лежа­щее в осно­ва­нии их.
  3. Всякое испол­не­ние запо­веди над­ле­жа­щим обра­зом, то есть с исти­ною целью, во славу Божию по вере в Гос­пода и с закон­ными обсто­я­тель­ствами, есть доброе дело. Всякое доброе дело, лишь тогда добро, если тво­рится для Бога и во славу Божию.

Доб­ро­де­тель в двух зна­че­ниях

  1. Во внеш­нем аспекте – доб­ро­де­тель как доброе дело (подать мило­стыню, про­стить обид­чика, вытер­петь иску­ше­ние)
  2. Во внут­рен­нем аспекте – доб­ро­де­тель как духовно-нрав­ствен­ное состо­я­ние лич­но­сти («он крот­кий», «она мило­сти­вая»…)

«Должно назы­вать доб­рыми делами — дей­ствия по запо­веди, а доб­ро­де­те­лями – уко­ре­нив­ши­еся навы­ком добрые рас­по­ло­же­ния души» /преп. Гри­го­рий Синаит/

Истин­ная доб­ро­де­тель состоит в том, чтобы

  • поко­рять свою волю, воле Божией и
  • побеж­дать благим — злое,
  • побеж­дать сми­ре­нием гор­дость,
  • кро­то­стью и тер­пе­нием – гнев,
  • любо­вью – нена­висть.

Это есть хри­сти­ан­ская победа, более слав­ная, чем победа над наро­дами.

Этого тре­бует от нас Бог: «Не будь побеж­ден злом, но побеж­дай зло добром» (Рим.12:21) /Свт. Тихон Задон­ский/

Доб­ро­де­тель – Бого­че­ло­ве­че­ское дей­ствие

«Каждая еван­гель­ская доб­ро­де­тель соткана из дей­ствия бла­го­дати Божией и чело­ве­че­ского сво­бод­ного воле­из­во­ле­ния; каждая из доб­ро­де­те­лей – это Бого­че­ло­ве­че­ское дей­ствие, Бого­че­ло­ве­че­ский факт» /Пре­по­доб­ный Иустин (Попо­вич)/

Источ­ник любой доб­ро­де­тели – Бог /Марк Подвиж­ник/.

Доб­ро­де­тели – не наша соб­ствен­ность и заслуга: их дарует Бог. Сколько бы ты ни тру­дился, сколько бы ни ста­рался – не считай доб­рого дела своим, потому что если бы ты не полу­чил помощи свыше, все труды твои были бы напрасны. /Свя­ти­тель Иоанн Зла­то­уст/

Истин­ная доб­ро­де­тель — награда сама по себе

“Где истин­ная доб­ро­де­тель, там и любовь;
где любовь, там добрая и спо­кой­ная совесть,
где спо­кой­ная совесть, там мир и покой,
где мир и покой, там уте­ше­ние и радость”. /Свт. Тихон Задон­ский/

Доб­ро­де­тель – путь в Цар­ство Небес­ное.

Цель доб­ро­де­тели — при­бли­же­ние к Богу.

“Если душа совер­шает добрые дела, Дух Святой оби­тает в ней”. /Пре­по­доб­ный авва Исаия/

“Доб­ро­де­тель достав­ляет истин­ную сво­боду”. /Свя­ти­тель Иоанн Зла­то­уст/

“Душа каж­дого из нас подобна лам­паде, дела­ние добра елею, любовь – фитиль, на кото­ром почи­вает, как свет, бла­го­дать Боже­ствен­ного Духа. Когда же недо­стает елея, то есть доб­ро­де­ла­ния, то любовь исся­кает и свет Боже­ствен­ной бла­го­дати… гаснет, потому что доб­ро­де­тель и любовь, исче­зая, уносят с собой и бла­го­дат­ные даро­ва­ния. Когда же Бог отвра­щает лицо Свое, насту­пает полный мрак”. /Свт. Гри­го­рий Палама/

“Три доб­ро­де­тели служат при­зна­ком дости­же­ния спа­се­ния:

а) рас­суж­де­ние, раз­ли­ча­ю­щее добро от зла во всех слу­чаях;
б) бла­го­вре­мен­ное преду­смот­ре­ние и добра, и зла (с отло­же­нием от зла);
в) сво­бода от внеш­него вли­я­ния (спо­соб­ного вос­пре­пят­ство­вать спа­се­нию)” /Авва Исаия/

“У кого есть тру­до­лю­би­вая Марфа — все­сто­рон­нее доб­ро­де­ла­ние, и Мария, сидя­щая у ног Иисуса, — вни­ма­тель­ное и теплое обра­ще­ние к Гос­поду всем серд­цем, к тому Сам Гос­подь придет и вос­кре­сит Лазаря – его дух, и раз­ре­шит его от всех уз душев­ных и телес­ных. Тогда нач­нется у него поис­тине новая жизнь – бес­те­лес­ная в теле и незем­ная на земле. И это будет истин­ное вос­кре­се­ние в духе прежде буду­щего вос­кре­се­ния с телом!” /Свт. Феофан Затвор­ник/

Виды доб­ро­де­те­лей

Суще­ствует мно­же­ство хри­сти­ан­ских доб­ро­де­те­лей, и мно­же­ство клас­си­фи­ка­ций их.

Иногда доб­ро­де­тели раз­де­ляют на высшие и началь­ные.

  • Началь­ные: вера, пока­я­ние, тер­пе­ние, кро­тость, надежда, послу­ша­ние, воз­дер­жа­ние, мило­сер­дие, молитва, цело­муд­рие и др.
  • Высшие: непре­стан­ная молитва, сми­ре­ние, любовь, бес­стра­стие, дар духов­ного рас­суж­де­ния и др.

Пре­по­доб­ный Гри­го­рий Синаит раз­де­ляет доб­ро­де­тели на: дея­тель­ные, есте­ствен­ные и боже­ствен­ные

  • Дея­тель­ные суть дело бла­гого про­из­во­ле­ния
  • Есте­ствен­ные про­ис­хо­дят от сло­же­ния
  • Боже­ствен­ные – от бла­го­дати

Три глав­ней­шие доб­ро­де­тели: воз­дер­жа­ние, нес­тя­жа­тель­ность и сми­ре­ние; пять за ними сле­ду­ю­щих: чистота, кро­тость, радость, муже­ство и само­уни­чи­же­ние, – и потом весь ряд прочих доб­ро­де­те­лей.

Пре­по­доб­ный Ефрем Сирин делит доб­ро­де­тели на телес­ные, душев­ные и духов­ные

Телес­ные доб­ро­де­тели – это:

а) воз­дер­жа­ние (пост),
б) молит­вен­ное бдение (молит­вен­ное пра­вило и бого­слу­же­ние),
в) физи­че­ский труд по само­обес­пе­че­нию и послу­ша­нию; и др. аске­ти­че­ские подвиги на благо ближ­них, тре­бу­ю­щие физи­че­ских (телес­ных) усилий над собой.

Душев­ные: доб­рота, про­стота, почти­тель­ность, спра­вед­ли­вость, вели­ко­ду­шие, мило­сер­дие, щед­рость, бла­го­род­ство, муже­ство.

Духов­ные: рас­су­ди­тель­ность, цело­муд­рие, от кото­рых рож­да­ются вера, надежда, любовь, сми­ре­ние, кро­тость, тер­пе­ние, прав­до­лю­бие, сво­бода, состра­да­тель­ность, бого­бо­яз­нен­ность, бла­го­дар­ность, уми­ле­ние, бла­го­го­ве­ние.

Телес­ные доб­ро­де­тели должны слу­жить душев­ным, душев­ные — духов­ным, а духов­ные — бого­по­зна­нию. /Преп. Нил Синай­ский/

Часто выде­ляют доб­ро­де­тели есте­ствен­ные и сверхъ­есте­ствен­ные.

Есте­ствен­ные (свой­ствен­ные чело­ве­че­ской при­роде (по есте­ству), в силу бого­об­раз­но­сти), такие как: чело­ве­че­ское бла­го­ра­зу­мие, мило­сер­дие, спра­вед­ли­вость; чело­ве­че­ская бла­го­дар­ность, щед­рость, снис­хо­ди­тель­ность.

Сверхъ­есте­ствен­ные – Еван­гель­ские доб­ро­де­тели. «Какие рас­по­ло­же­ния в сердце должно иметь хри­сти­а­нину, ука­зы­вают изре­че­ния Христа Спа­си­теля о бла­жен­ствах, именно: сми­ре­ние, сокру­ше­ние, кро­тость, прав­до­лю­бие и исти­но­лю­бие, мило­сти­вость, чисто­сер­де­чие, миро­лю­бие и тер­пе­ние» /свт. Феофан Затвор­ник/

«Плод же духа: любовь, радость, мир, дол­го­тер­пе­ние, бла­гость, мило­сер­дие, вера, кро­тость, воз­дер­жа­ние. На тако­вых нет закона», т.е. они про­ис­те­кают свыше, от Бога, по дару бла­го­дати, а не от сле­до­ва­ния только закону (Гал. 5:22-23).

Все хри­сти­ан­ские (еван­гель­ские) доб­ро­де­тели заклю­чены в испол­не­нии двух наи­глав­ней­ших запо­ве­дей – любви к Богу всем серд­цем, разу­ме­нием и силами души, и к ближ­нему как самому себе. (Иерар­хи­че­ская три­ме­рия любви).

После гре­хо­па­де­ния хри­сти­ан­ские доб­ро­де­тели не свой­ственны чело­веку. Они стали выше­есте­ствен­ными.

Хри­сти­ан­ские доб­ро­де­тели бес­ко­нечно пре­вос­хо­дят извест­ные чело­ве­че­ству мораль­ные прин­ципы.

В Еван­ге­лии Хри­стос учит кро­то­сти, запре­щая мщение вплоть до совер­шен­ного незло­бия и любви к врагам. Еван­гель­ская кро­тость – это призыв к тер­пе­нию оскорб­ле­ний и гоне­ний с молит­вой за врагов, подоб­ной той, какую явил Сам Бог на Кресте: «Отче прости им, ибо не ведают, что творят».

В Еван­ге­лии Хри­стос запо­ве­дует нес­тя­жа­ние не просто как доволь­ство необ­хо­ди­мым, но и как мило­сер­дие к нищим, готов­ность отдать нуж­да­ю­ще­муся все.

В Еван­ге­лии Хри­стос запо­ве­дует цело­муд­рие не только в виде отказа от рас­тли­тель­ных дей­ствий, но и от самих помыш­ле­ний.

Глу­бина хри­сти­ан­ского сми­ре­ния должна про­сти­раться до неосуж­де­ния ближ­него, про­ще­ния его грехов.

Хри­стос гово­рит о любви к Богу, выра­жа­ю­щейся в отло­же­нии всех сует­ных дел ради позна­ния Бога, непре­стан­ной молитвы и даже муче­ни­че­ского испо­ве­да­ния веры.

Для при­об­ре­те­ния хри­сти­ан­ских доб­ро­де­те­лей чело­век должен под­ви­заться, при­ла­гать усилия по борьбе со своими стра­стями и падшим есте­ством. Цар­ствие Божие нудится, и нужд­ницы вос­хи­щают его (Мф.11:12)

Но итог подвига зави­сит от бла­го­дати Духа Свя­того, все­ля­ю­щейся в чело­века, пре­об­ра­жа­ю­щей и обнов­ля­ю­щей чело­ве­че­ское есте­ство, пода­ю­щей ему силу испол­нить запо­ведь и тво­рить добро.

Вза­и­мо­связь доб­ро­де­те­лей

“Все доб­ро­де­тели свя­заны между собой, как звенья в духов­ной цепи, и одна от другой зави­сят”. /Пре­по­доб­ный Мака­рий Еги­пет­ский/

«Все доб­ро­де­тели хороши, но надобно, чтобы они имели голову и ноги, подобно телу. Ноги доб­ро­де­тели — сми­рен­но­муд­рие, а голова — любовь. Под любо­вью нахо­дятся: состра­да­ние, мило­сти­вость, щед­рость, незло­бие, вели­ко­ду­шие, бла­го­тво­ри­тель­ность и чело­ве­ко­лю­бие, кото­рые вместе с нею чело­века делают богом по бла­го­дати» /Свт. Амвро­сий Медио­лан­ский/

Совет жела­ю­щим стя­жать доб­ро­де­тели: не сле­дует браться сразу за стя­жа­ние всех доб­ро­де­те­лей или несколь­ких, но надо выбрать прежде одну, над при­об­ре­те­нием кото­рой будешь тру­диться, а затем – другую.

Для при­об­ре­те­ния доб­ро­де­тели нужны:

  • правая вера
  • доб­ро­во­лие
  • созна­тель­ность
  • рас­су­ди­тель­ность
  • любовь
  • воз­дер­жа­ние и само­об­ла­да­ние
  • уме­рен­ность во всём
  • духов­ная рев­ность
  • пока­я­ние
  • бого­по­доб­ное сми­ре­ние
  • послу­ша­ние воле Божией (и Его Запо­ве­дям)

О воз­рас­тах доб­ро­де­тель­ной жизни хри­сти­ан­ской

Мла­ден­че­ский воз­раст

Это период от начала жизни хри­сти­ан­ской до обра­зо­ва­ния порядка этой жизни и правил хри­сти­ан­ского дей­ство­ва­ния вообще.

У св. Иоанна Лествич­ника при­пи­сы­ва­ются ново­на­чаль­ным пре­иму­ще­ственно телес­ные подвиги: пост, вре­тище, пепел, мол­ча­ние, труд, бдение, слезы и др.

Юно­ше­ский воз­раст

Это время борьбы и подвига над иско­ре­не­нием стра­стей и насаж­де­нием добрых рас­по­ло­же­ний.

У св. Иоанна Лествич­ника этому воз­расту при­пи­сы­ва­ются пре­иму­ще­ственно подвиги душев­ные: нет­ще­сла­вие, без­гне­вие, бла­го­на­де­жие, крот­кое уве­ща­ние, непо­роч­ная молитва, несреб­ро­лю­бие.

Муже­ский воз­раст

Это время, когда внут­рен­няя борьба ути­хает, и чело­век начи­нает вку­шать покой и сла­дость духов­ных благ.

Св. Иоанн Лествич­ник усво­яет им пре­иму­ще­ственно жизнь в духе и пре­бы­ва­ние непо­движ­ное в Боге: непо­ра­бо­щен­ное сердце, совер­шен­ную любовь, умом из мира выступ­ле­ние и во Христа внед­ре­ние, небес­ного света в душе и мыслей во время молитвы нерас­хи­ще­ние, обилие Божия про­све­ще­ния, жела­ние смерти, нена­ви­де­ние жизни, небес­ных тайн вме­ще­ние, власть над бесами, неис­по­ве­ди­мых Божиих судеб хра­не­ние и пр.

Пре­де­лов воз­рас­та­ния в доб­ро­де­тель­ной жизни нет, ибо запо­ве­дано быть «совер­шен­ными, якоже Отец Небес­ный совер­шен есть» (Мф.5:48).

Глав­ные стра­сти и про­ти­во­по­лож­ные им доб­ро­де­тели

Восемь глав­ных стра­стей: чре­во­уго­дие, блуд, среб­ро­лю­бие, гнев, печаль, уныние, тще­сла­вие, гор­дость.

Восемь глав­ных доб­ро­де­те­лей: воз­дер­жа­ние, цело­муд­рие, нес­тя­жа­ние, кро­тость, пока­я­ние, трез­ве­ние, сми­ре­ние, любовь.

Чре­во­уго­дию про­ти­во­стоит ВОЗ­ДЕР­ЖА­НИЕ

Воз­дер­жа­ние – удер­жа­ние жела­ний, не согла­су­ю­щихся с волей Божией.

Усло­вия стя­жа­ния: Объ­ек­том воз­дер­жа­ния могут быть: 1) пороч­ные стра­сти и гре­хов­ные вле­че­ния чело­ве­че­ской при­роды и 2) ее есте­ствен­ные нужды и необ­хо­ди­мые потреб­но­сти. С 1‑м тре­бу­ется бес­по­щад­ная борьба, а 2‑е должно под­чи­нить духу и удер­жи­вать в разум­ных пре­де­лах.

При­меры, после Иисуса Христа: пра­вед­ный Иоанн Крон­штадт­ский, пре­по­доб­ный Гера­сим Иор­дан­ский.

Плоды: Тело должно поко­риться душе, а душа — духу.

Воз­дер­жа­ние явля­ется родо­на­чаль­ной, основ­ной по отно­ше­нию к другим доб­ро­де­те­лям.

Блуд­ной стра­сти про­ти­во­стоит ЦЕЛО­МУД­РИЕ

Цело­муд­рие – совер­шен­ное под­чи­не­ние тела душе, чистота души и тела.

Усло­вия стя­жа­ния: Начало цело­муд­рия – ум, не колеб­лю­щийся от блуд­ных помыс­лов и меч­та­ний. Укло­не­ние от сла­до­страст­ных бесед, сквер­ных слов, хра­не­ние чувств, осо­бенно зрения, слуха и ося­за­ния. Телес­ные труды. Пост, молитва. Избе­гать всего, что может поло­жить и малей­шее пятно на чистоту души.

Цело­муд­рие есть воз­дер­жа­ние и пре­одо­ле­ние (всяких) похо­тей борь­бою.

При­меры, после Иисуса Христа: Бого­ро­дица, Рав­ноап­о­столь­ная Фекла, муче­ница Пела­гея дева, бла­го­вер­ная кня­гиня Иули­а­ния Вязем­ская.

Плоды: Телес­ная и духов­ная чистота.

Среб­ро­лю­бию про­ти­во­стоит НЕС­ТЯ­ЖА­НИЕ

Нес­тя­жа­ние – удо­вле­тво­ре­ние себя (одним) только необ­хо­ди­мым.

Усло­вия стя­жа­ния: Люб­ле­ние еван­гель­ской нищеты.

При­меры, после Иисуса Христа: пре­по­доб­ный Нил Сор­ский, бла­жен­ная Ксения Петер­бург­ская.

Плоды: Мило­сер­дие к нищим, пре­зре­ние к рос­коши, готов­ность отдать послед­нее.

Гневу про­ти­во­стоит КРО­ТОСТЬ

Доб­ро­де­тель кро­то­сти заклю­ча­ется в совер­шен­ном без­гне­вии и непо­движ­ном устро­е­нии души, пре­бы­ва­ю­щей оди­на­ко­вой при бес­че­стиях и похва­лах.

Усло­вия стя­жа­ния: Послу­ша­ние. Испра­ши­ва­ние помощи у Бога. Само­уко­ре­ние.

При­меры, после Иисуса Христа: пре­по­доб­ный Павел Пре­про­стый, свя­ти­тель Спи­ри­дон Три­ми­фунт­ский

Плоды: Тер­пе­ние, без­гне­вие, воз­мож­ность при оскорб­ле­ниях от ближ­него без сму­ще­ния и искренно о нем молиться.

Печали про­ти­во­стоит ПОКА­Я­НИЕ

Пока­я­ние — фун­да­мен­таль­ная пере­мена в жизни: от про­из­вольно-гре­хов­ной, само­лю­би­вой и само­до­ста­точ­ной к житию по запо­ве­дям Божиим, в любви и стрем­ле­нии к Богу.

Усло­вия стя­жа­ния: Совер­ше­ние в тече­ние всей чело­ве­че­ской жизни, (нико­гда не бывает излиш­ним)

При­меры, после Иисуса Христа: Авва Сисой Вели­кий, Апо­стол Петр

Плоды: Виде­ние своей гре­хов­но­сти, появ­ле­ние жела­ния слу­жить ближ­ним, нрав ста­но­вится непри­твор­ным и нели­це­мер­ным. Пере­ход на каче­ственно иной образ мыслей.

Унынию про­ти­во­стоит ТРЕЗ­ВЕ­НИЕ

С одной сто­роны, трез­ве­ние есть вни­ма­ние к спа­се­нию души среди скор­бей и иску­ше­ний пре­хо­дя­щего мира, про­ти­во­сто­я­щее рас­се­ян­но­сти и лено­сти.

С другой сто­роны, трез­ве­ние – это пра­виль­ная (здра­вая) оценка своих сил и своего духов­ного состо­я­ния, осно­ван­ная на позна­нии своей немощи и упо­ва­нии на Боже­ствен­ную бла­го­дать.

Усло­вия стя­жа­ния: Хра­не­ние ума от помыс­лов и сер­деч­ное без­мол­вие. Еже­днев­ное испы­та­ние ума и сердца.

При­меры, после Иисуса Христа: свт. Игна­тий Брян­ча­ни­нов; преп. Пахо­мий Вели­кий.

Плоды: Исправ­ляя сердце, исправ­ляем внут­рен­нее зрение своей души. При­об­ре­та­ется сво­бода от иску­ше­ний, сво­бода от само­об­мана, виде­ние своих грехов и упо­ва­ние на Бога, сдер­жан­ность в радо­сти и сохра­не­ние бла­го­ра­зу­мия в скор­бях.

Тще­сла­вию про­ти­во­стоит СМИ­РЕ­НИЕ

Сми­ре­ние – почи­та­ние себя греш­ни­ком, не сде­лав­шим ничего доб­рого перед Богом, уни­чи­же­ние духа, трез­вое виде­ние своих грехов.

Усло­вия стя­жа­ния:

  1. Спра­вед­ли­вая оценка самого себя и пони­ма­ние того, что все чело­ве­че­ские заслуги – дары Бога.
  2. Мол­ча­ние.
  3. Сми­рен­но­сло­вие.
  4. Скром­ное оде­я­ние.
  5. Само­уни­чи­же­ние.
  6. Сокру­ше­ние о грехах.
  7. Послед­ность.
  8. Телес­ные труды.
  9. Испол­не­ния запо­ве­дей.

При­меры, после Иисуса Христа: пре­по­доб­ный Сергий Радо­неж­ский, Андрей, Христа ради юро­ди­вый

Плоды: Чем более при­бли­жа­ются подвиж­ники к Богу, тем более греш­ными себя видят.

Есть два сми­ре­ния: счи­тать себя ниже всех и при­пи­сы­вать Богу свои подвиги (это совер­шен­ное сми­ре­ние святых).

Гор­до­сти про­ти­во­стоит ЛЮБОВЬ

Любовь — венец доб­ро­де­те­лей — сово­куп­ность совер­шенств, по про­ис­хож­де­нию есть дар Духа Свя­того, по своей сущ­но­сти – обо́жение чело­века, по форме – жерт­вен­ное слу­же­ние пред­мету любви – Богу и Его тво­ре­нию.

Усло­вия стя­жа­ния: «Если ты нахо­дишь, что в тебе нет любви, а жела­ешь иметь ее, то делай дела любви, хотя сна­чала без любви. Гос­подь увидит твое жела­ние и ста­ра­ние и вложит в сердце твое любовь». /Пре­по­доб­ный Амвро­сий Оптин­ский/

При­меры, после Иисуса Христа: Апо­стол Иоанн Бого­слов, пре­по­доб­ный Силуан Афон­ский.

Плоды: Жерт­вен­ное слу­же­ние Богу и людям. Зрение в ближ­них образа Божия.

“Школа радо­сти”

Print Friendly, PDF & Email
Размер шрифта: A- 15 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: A T G
Текст:
Боковая панель:
Сбросить настройки