Древо познания добра и зла

Литература по теме

Дре́во позна́ния добра́ и зла (Быт.2:9-17) – единственное дерево в Эдеме, плоды которого, согласно заповеди Господа, запрещалось вкушать прародителям. Это дерево выделяется среди остальных растений райского сада по назначению («древо познания») и по расположению («посреди рая»).

drevo poznanija dobra i zla – Древо познания добра и зла

Что означала заповедь, запрещающая вкушать плоды этого древа?

Заповедь не вкушать от Древа познания добра и зла означала испытание человека в искренней любви к своему Творцу и Богу. Рано или поздно это испытание веры должно было увенчаться переходом человека на более высокую ступень совершенства, когда человек уже бы окончательно утвердился в верности Источнику Жизни – Богу.

Но человек добровольно отверг предложенный ему Богом путь и выбрал более легкий путь, предложенный змием – “вкусите… и вы будете, как боги” (Быт.3:5) – путь, который в дальнейшем получил наименование – магия. Главной причиной падения явилась гордость – стремление стать богом помимо Бога.

Почему это дерево имеет такое наименование?

Наименование «древо познания добра и зла» соответствует самому себе, потому что человек через это дерево узнал на опыте, какое добро заключается в послушании воле Божией и какое зло в противлении ей.

Было ли это дерево материальным или его следует понимать символически?

У святых отцов существуют разные способы толкования рассказа о вкушении плодов этого дерева.

Согласно буквальному пониманию, данное дерево было обыкновенным растением, получившим свое название исключительно в связи с заповедью Божией. Для человека стало смертоносным вкушение плода с древа познания добра и зла не само по себе, но потому, что оно было соединено с непослушанием воле Божией. При таком подходе все внимание обращается на нравственный аспект нарушения заповеди.

Аллегорическое толкование предлагает понимать древа познания добра и зла как символ созерцательной жизни, воспринимаемой как средоточие всего духовного делания. Так, согласно толкованию свт. Григория Богослова:

«дерево греха есть созерцание божественных вещей, запрещенное несовершенным, но доступное совершенным».

Определенным итогом интерпретаций данного вопроса в православной экзегетической традиции можно считать слова из «Толкования на Шестоднев», которое, вероятно, принадлежит прп. Анастасию Синаиту:

«Истинная природа двух райских деревьев совершенно неизвестна и знание ее не является необходимым для Церкви».

Знали ли Адам и Ева о добре и зле до вкушения запрещенного плода?

Блж. Феодорит Кирский дает такой ответ на этот вопрос:

«Возможно ли, чтобы отличенные разумом и сотворенные по образу Божию не могли различать добра и зла? И Бог – бездна правды – как дал бы им закон, не имевшим в своем естестве такого знания, и не знавшим, что сохранить заповедь – благо, а преступить ее – гибельно? Поэтому, конечно, они имели знание, но опытом изведали впоследствии».

Цитаты о Древе познания добра и зла

«Имя древа познания добра и зла, без сомнения, относится к действию, которое оно могло произвести в человеке. Однако ж оно не могло быть источником познания, как потому, что сие несовместно с естеством древа, так и потому, что образ Создавшего был в человеке источником разума или познания (Кол.3:10) и весь мир представлял ему образы добра. Итак, оное древо долженствовало составлять только средство и случай к опытному познанию или действительному ощущению различия между добром и злом. Сие действие могло зависеть и от свойства древа, и от особенного назначения Божия. От свойства древа, если вообразим, что оно было по естеству своему противоположно древу жизни; что сколько живоносной силы заключено было в древе жизни, столько сродной веществу мертвенности скрывалось в древе познания; что сколько влияния первого соответствовали устроению человеческого тела, столько действия последнего были несообразны с оным и потому разрушительны. От особенного назначения, поелику древо познания, быв избрано орудием испытания, представляло человеку, с одной стороны, непрестанно возрастающее познание и наслаждение добра в послушании Богу, с другой – познание и ощущение зла в преслушании. К сему наипаче испытательному назначению относится все, что говорит Св. Писание о древе познания».
свт. Филарет Московский

Комментировать

Загрузка формы комментариев...