О Священном Предании

архи­манд­рит Клеопа

Вопро­ша­ю­щий: Что такое Свя­щен­ное Пре­да­ние, кото­рое пра­во­слав­ные почи­тают наравне со Свя­щен­ным Писа­нием?

Старец Клеопа: Свя­щен­ное Пре­да­ние – это учение Церкви, кото­рое было полу­чено от Бога и пере­да­ва­лось живым голо­сом; часть этого учения впо­след­ствии была запи­сана. Как Свя­щен­ное Писа­ние, так и Свя­щен­ное Пре­да­ние содер­жат Боже­ствен­ное Откро­ве­ние и, сле­до­ва­тельно, имеют реша­ю­щее зна­че­ние для нашего спа­се­ния. Свя­щен­ное Пре­да­ние есть жизнь Церкви во Святом Духе, оно явля­ется источ­ни­ком Боже­ствен­ного Откро­ве­ния и обла­дает тем же авто­ри­те­том, что и Свя­щен­ное Писа­ние.

От Адама до Авра­ама прошло 3678 лет, а если доба­вить 430 лет, во время кото­рых изра­иль­тяне оста­ва­лись в Египте, то мы полу­чим 4108 лет. В этот период не было Свя­щен­ного Писа­ния. На про­тя­же­нии многих тыся­че­ле­тий веру­ю­щие и избран­ные люди были направ­ля­емы на путь спа­се­ния только Свя­щен­ным Пре­да­нием, а именно – уче­нием о Боге, кото­рое они полу­чили с живого голоса. Только на про­тя­же­нии 1400 лет – от Моисея до при­ше­ствия Хри­стова – они руко­вод­ство­ва­лись Свя­щен­ным Писа­нием Вет­хого Завета.

Но, как и прежде книги Вет­хого Завета были напи­саны людьми, руко­во­ди­мыми в позна­нии Бога только Свя­щен­ным Пре­да­нием (полу­чен­ным с живого голоса, устно), так же было и до напи­са­ния книг Нового Завета. Свя­щен­ное Пре­да­ние явля­лось про­вод­ни­ком, с помо­щью кото­рого ранние хри­сти­ане направ­ля­емы были на путь спа­се­ния. Первый, кто донес учение Нового Завета живым голо­сом до слуха людей, был наш Спа­си­тель Иисус Хри­стос, Кото­рый в тече­ние трех с поло­ви­ной лет посто­янно учил людей, рас­про­стра­нял Еван­ге­лие, ничего, однако, не запи­сы­вая. Поскольку он выпол­нял послу­ша­ние Своему Отцу, Он послал Своих апо­сто­лов не для того, чтобы напи­сать, но чтобы про­по­ве­до­вать Еван­ге­лие всему миру, сказав им: «Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Свя­таго Духа, уча их соблю­дать все, что Я пове­лел вам; и се, Я с вами во все дни до скон­ча­ния мира. Аминь» (Мф. 28:19–20). Со дня своего осно­ва­ния (33 год по Р.Х.) до 44 года по Р.Х., когда святой апо­стол Матфей напи­сал первое Еван­ге­лие, Цер­ковь управ­ля­лась без Писа­ния Нового Завета, а одним Свя­щен­ным Пре­да­нием, только часть кото­рого была запи­сана. Было много других писа­те­лей, о кото­рых было известно как о верных помощ­ни­ках апо­сто­лов, но именно Цер­ковь была тем, кто при­зна­вал или не при­зна­вал их тво­ре­ния Свя­щен­ным Писа­нием, – ибо она не оши­ба­ется. Цер­ковь жила еван­гель­ской исти­ной еще до того, как что-либо было зафик­си­ро­вано в пись­мен­ной форме, живя Пре­да­нием с самого начала.

Итак, Свя­щен­ное Пре­да­ние – источ­ник и корень двух Заве­тов: Вет­хого и Нового, и поэтому мы назы­ваем его источ­ни­ком Боже­ствен­ного Откро­ве­ния, так как оно имеет тот же вес, что и Свя­щен­ное Писа­ние.

Вопро­ша­ю­щий: Но ведь известно, что Свя­щен­ное Писа­ние, как Слово Божие, не может быть заме­нено Пре­да­нием, кото­рое явля­ется словом чело­ве­че­ским, как напи­сано в Еван­ге­лии: «Зачем и вы пре­сту­па­ете запо­ведь Божию ради пре­да­ния вашего?.. Вы устра­нили запо­ведь Божию пре­да­нием вашим. Лице­меры! хорошо про­ро­че­ство­вал о вас Исаия: народ этот устами Меня чтит, сердце же их далеко отстоит от Меня» (Мф. 15:3, 6–9; Мк. 7:13). Так что нам нет ника­кой нужды заме­нять или добав­лять Пре­да­ние чело­ве­че­ское к закону Божию, кото­рый содер­жится в Свя­щен­ном Писа­нии.

Старец Клеопа: То, что ска­зали вам ваши друзья, неверно, так как закон Божий содер­жится не только в Свя­щен­ном Писа­нии. Послу­шайте, что гово­рит святой еван­ге­лист Иоанн: «Многое и другое сотво­рил Иисус; но, если бы писать о том подробно, то, думаю, и самому миру не вме­стить бы напи­сан­ных книг. Аминь» (Ин. 21:25). И тот же еван­ге­лист заяв­ляет в одном из своих посла­ний: «Многое имею писать вам, но не хочу на бумаге чер­ни­лами; а наде­юсь прийти к вам и гово­рить устами к устам, чтобы радость ваша была полна» (2Ин. 1:12). Как видите, святой еван­ге­лист, когда он имел воз­мож­ность, учил своих уче­ни­ков больше живым голо­сом, чем посла­ни­ями. Пока ваши друзья настой­чиво про­дол­жают вос­при­ни­мать только то, что напи­сано, они упус­кают из виду, что и Сам Спа­си­тель, и боль­шин­ство Его апо­сто­лов не оста­вили ничего в пись­мен­ной форме, а учили устно, живым голо­сом Пре­да­ния.

Вопро­ша­ю­щий: А как, в таком случае, хри­сти­а­нам пони­мать запо­ведь не соблаз­няться лже­уче­ни­ями, осно­ван­ными на пре­да­нии? Ведь апо­стол пишет: «Осте­ре­гай­тесь, чтобы кто не увлек вас фило­со­фиею и пустым обо­льще­нием, по пре­да­нию чело­ве­че­скому, по сти­хиям мира, а не по Христу» (Кол. 2:8). Это наша обя­зан­ность – огра­дить себя от ложных учений.

Старец Клеопа: Воз­люб­лен­ный о Христе, вы не видите раз­ницы между уче­ни­ями, осно­ван­ными на чело­ве­че­ском пре­да­нии, и уче­ни­ями, кото­рые исхо­дят от апо­столь­ского и еван­гель­ского Пре­да­ния. При­ве­ден­ный вами отры­вок отно­сится к чело­ве­че­скому пре­да­нию и псев­до­фи­ло­со­фии, кото­рая не имеет ника­кого отно­ше­ния к еван­гель­скому и апо­столь­скому Пре­да­нию Церкви Иисуса Христа. Свя­щен­ное Пре­да­ние не явля­ется ни чело­ве­че­ским пре­да­нием, ни фило­со­фией, ни каким-то обма­ном, но это слово Бога, кото­рое Он пере­дал нам лично. Вели­кий апо­стол Павел учит и при­зы­вает нас дер­жаться силы Пре­да­ния, говоря: «Итак, братия, стойте и дер­жите пре­да­ния, кото­рым вы научены или словом или посла­нием нашим» (2Фес. 2:15). Вопреки этим словам неко­то­рые сове­туют слабым в вере хри­сти­а­нам обо­льщаться и отка­зы­ваться от апо­столь­ского и еван­гель­ского Пре­да­ния, не пони­мая, что Свя­щен­ное Писа­ние само по себе явля­ется плодом Духа Свя­того, кото­рый вырос из корней и ствола Свя­щен­ного Пре­да­ния.

Вопро­ша­ю­щий: То, что Свя­щен­ного Писа­ния доста­точно для веры и спа­се­ния, без какой-либо необ­хо­ди­мо­сти в Пре­да­нии, выте­кает из слов апо­стола Павла к Тимо­фею: «Притом же ты из дет­ства знаешь Свя­щен­ные Писа­ния, кото­рые могут умуд­рить тебя во спа­се­ние верою во Христа Иисуса. Все Писа­ние бого­дух­но­венно и полезно для науче­ния, для обли­че­ния, для исправ­ле­ния, для настав­ле­ния в пра­вед­но­сти» (2Тим. 3:15–16). Эти слова ясны. Ника­кое допол­не­ние к Свя­щен­ному Писа­нию не нужно.

Старец Клеопа: Здесь апо­стол гово­рит лишь о Писа­нии Вет­хого Завета, так как Новый Завет тогда еще не был напи­сан. Этими сло­вами Павел ука­зы­вал Тимо­фею, что хоро­ший учи­тель может исполь­зо­вать Ветхий Завет для укреп­ле­ния своей веры во Христа и про­по­веди хри­сти­ан­ства. А из вашего оши­боч­ного утвер­жде­ния сле­дует, что ни одна из книг Нового Завета, кото­рые были напи­саны после Посла­ния к Тимо­фею, не должна быть при­нята. Вернее, что доста­точно при­знать лишь книги Вет­хого Завета, упо­ми­на­е­мые в том отрывке, на кото­рый вы ссы­ла­е­тесь.

Вопро­ша­ю­щий: Неко­то­рые люди не при­знают Пре­да­ние, объ­яс­няя это тем, что с тече­нием вре­мени оно при­няло в себя мно­же­ство чисто чело­ве­че­ских идей, так что сего­дня мы уже не в состо­я­нии отли­чить истин­ное апо­столь­ское Пре­да­ние от лож­ного.

Старец Клеопа: Цер­ковь Хри­стова опре­де­лила истины веры в соот­вет­ствии с долгой тра­ди­цией, через дог­маты и каноны святых Все­лен­ских Собо­ров, сим­волы веры и испо­ве­да­ния святых отцов, кото­рые были при­знаны на многих Помест­ных Собо­рах, про­во­див­шихся с древ­ней­ших времен. На этих Собо­рах истин­ность святой пра­во­слав­ной веры была твердо уста­нов­лена, и, прежде всего, в том, в чем она под­вер­га­лась напа­де­нию со сто­роны ересей того вре­мени. Из сово­куп­но­сти этих Собо­ров видно окон­ча­тель­ное и неиз­мен­ное содер­жа­ние Свя­щен­ного Пре­да­ния. Оно может быть опре­де­лено на осно­ва­нии сле­ду­ю­щих усло­вий:

  • не при­зна­ются учения, кото­рые содер­жат несо­от­вет­ствия между собой или про­ти­во­ре­чат апо­столь­скому Пре­да­нию и Свя­щен­ному Писа­нию (учение счи­та­ется достой­ным Пре­да­ния, когда исхо­дит от Спа­си­теля или святых апо­сто­лов или полу­чено непо­сред­ственно под вли­я­нием Свя­того Духа);
  • Пре­да­нием явля­ется то, что име­лось в Апо­столь­ской Церкви и имеет непре­рыв­ную пре­ем­ствен­ность до сего­дняш­него дня;
  • Пре­да­нием явля­ется то, что при­знано и прак­ти­ку­ется всей Пра­во­слав­ной Цер­ко­вью;
  • Пре­да­нием явля­ется то, что нахо­дится в согла­сии с боль­шин­ством святых отцов.

Если пре­да­ние не соот­вет­ствует этим усло­виям, оно не может счи­таться истин­ным и святым и, сле­до­ва­тельно, не может счи­таться при­ем­ле­мым или необ­хо­ди­мым для соблю­де­ния.

Вопро­ша­ю­щий: Несмотря на все усилия, кото­рые, как вы рас­ска­зы­ва­ете, Пра­во­слав­ная Цер­ковь сде­лала и делает для сохра­не­ния истин­ного Пре­да­ния, неко­то­рые счи­тают, будто нужно верить лишь тому, что содер­жится в Свя­щен­ном Писа­нии. «Первые хри­сти­ане, – гово­рят они, – при­ни­мали только сочи­не­ния, содер­жа­щи­еся в Свя­щен­ном Писа­нии, как там и ска­зано: “Здеш­ние были бла­го­мыс­лен­нее Фес­са­ло­ник­ских: они при­няли слово со всем усер­дием, еже­дневно раз­би­рая Писа­ния, точно ли это так” (Деян. 17:11). Из этого сле­дует, что и мы должны хра­нить именно то, что опи­сано в Свя­щен­ном Писа­нии».

Старец Клеопа: Тем не менее, вели­кий апо­стол Павел одоб­рял хри­стиан Коринфа не за то, что они хра­нили пись­мен­ные учения, но за то, что слу­шали с усер­дием его устное учение: «Хвалю вас, братия, что вы все мое помните и дер­жите пре­да­ния так, как я пере­дал вам» (1Кор. 11:2). Рас­су­дите, что лучше: дер­жаться только того, что запи­сано, или же сле­до­вать словам вели­кого Павла, кото­рый вос­хва­ляет тех, кто хранит также и непи­са­ные пре­да­ния? Кроме того, мы знаем, что апо­столы и еван­ге­ли­сты учили в про­по­ве­дях мно­гому из древ­него Свя­щен­ного Пре­да­ния, что не было запи­сано где-либо в Свя­щен­ном Писа­нии.

Вопро­ша­ю­щий: А где именно ска­зано, что апо­столы про­по­ве­до­вали то, что не име­лось в Писа­нии?

Старец Клеопа: Вот два сви­де­тель­ства. Святой апо­стол Иуда в своем Собор­ном посла­нии ука­зы­вает: «Но когда архан­гел Михаил гово­рил с диа­во­лом, споря о Мои­се­е­вом теле, не смел про­из­не­сти уко­риз­нен­ного суда, но сказал: “да запре­тит тебе Гос­подь”» (Иуд. 1:9). Воз­люб­лен­ный о Христе, возь­мите Свя­щен­ное Писа­ние и попро­буйте найти это выска­зы­ва­ние. Еще дальше в том же посла­нии апо­стол ссы­ла­ется на про­ро­че­ство Еноха, говоря: «О них про­ро­че­ство­вал и Енох, седь­мый от Адама, говоря: “се, идет Гос­подь со тьмами святых анге­лов Своих сотво­рить суд над всеми и обли­чить всех между ними нече­сти­вых во всех делах, кото­рые про­из­вело их нече­стие, и во всех жесто­ких словах, кото­рые про­из­но­сили на Него нече­сти­вые греш­ники”» (Иуд. 1:14–15). И апо­стол Иуда не един­ствен­ный, кто гово­рил из пре­да­ний. Послу­шайте, что зна­ме­ни­тый Павел гово­рит в своем 2‑м посла­нии к Тимо­фею: «Как Ианний и Иам­врий про­ти­ви­лись Моисею, так и сии про­ти­вятся истине, люди, раз­вра­щен­ные умом, невежды в вере» (2Тим. 3:8). И в другом месте апо­стол Павел, настав­ляя свя­щен­ни­ков Ефеса, гово­рит: «Помните слова Гос­пода нашего Иисуса Христа, как он сказал: “Бла­жен­нее давать, нежели при­ни­мать”» (Деян. 20:35). Теперь я спрошу вас, наста­и­ва­ю­щего на дове­рии только тому, что сохра­ни­лось в пись­мен­ном виде: откуда взяли эти два апо­стола – Иуда и Павел – выше­ука­зан­ные слова, потому что вы не най­дете их запи­сан­ными в Свя­щен­ном Писа­нии?

Вопро­ша­ю­щий: И все же я сомне­ва­юсь, что Свя­щен­ное Пре­да­ние могло сохра­ниться до наших дней столь же чистым и под­лин­ным во всех отно­ше­ниях, как в самом начале. Не имеем ли мы больше гаран­тий сохран­но­сти Свя­щен­ного Писа­ния?

Старец Клеопа: Как вы могли видеть, зна­ме­ни­тый Павел хвалит хри­стиан Коринфа за хра­не­ние, забот­ли­вое и вни­ма­тель­ное, непи­са­ных пре­да­ний, кото­рые они полу­чили непо­сред­ственно из его уст. Кроме того, вы слы­шали, что апо­столы Павел и Иуда исполь­зо­вали в своей про­по­веди слова из Свя­щен­ного Пре­да­ния, напри­мер про­ро­че­ства Еноха и другие. Также я указал вам, каким спо­со­бом Свя­щен­ное Пре­да­ние сохра­ня­лось в веках. Далее, тот же апо­стол Павел убеж­дает и настав­ляет фес­са­ло­ни­кий­ских хри­стиан быть бди­тель­ными в хра­не­нии Свя­щен­ного Пре­да­ния: «Итак, братия, стойте и дер­жите пре­да­ния, кото­рым вы научены или словом или посла­нием нашим» (2Фес. 2:15). И в другом месте он гово­рит: «Но если бы даже мы или Ангел с неба стал бла­го­вест­во­вать вам не то, что мы бла­го­вест­во­вали вам, да будет ана­фема» (Гал. 1:8).

Вопро­ша­ю­щий: Но как Свя­щен­ное Пре­да­ние сохра­ни­лось в Церкви на про­тя­же­нии тысяч лет? В наше время неко­то­рые утвер­ждают, что изо дня в день духо­вен­ство и цер­ков­ные писа­тели посте­пенно иска­жали истины Свя­щен­ного Писа­ния и апо­столь­ского Пре­да­ния. Гово­рят, что если вы возь­мете книгу, опуб­ли­ко­ван­ную 50 лет назад, и ту же самую книгу, опуб­ли­ко­ван­ную сего­дня, то они не будут иметь ничего общего. Из этого сле­дует, что если иерархи делали это со свя­щен­ными кни­гами, то они будут делать то же самое и с Пре­да­нием, кото­рым пра­во­слав­ные хва­ста­ются как невре­ди­мым со времен апо­сто­лов.

Старец Клеопа: То, что ваши това­рищи изло­жили, совсем не верно. Учение Церкви Хри­сто­вой охра­ня­ется Святым Духом и не может оши­баться (см.: Мф. 10:17–20; Ин. 4:16–26; 1Тим. 3: 15). Ее истин­ный осно­ва­тель Иисус Хри­стос будет управ­лять ею неви­ди­мым обра­зом до конца времен (см.: Мф. 28:20). Если какие-то цер­ков­ные писа­тели, иерархи, свя­щен­ники и миряне пере­во­дили Библию на другой язык или вно­сили поправки в неко­то­рые отрывки, где неко­то­рые выра­же­ния не соот­вет­ствуют совре­мен­ной раз­го­вор­ной речи, то это были изме­не­ния именно строя пред­ло­же­ния, а не содер­жа­тель­ные изме­не­ния биб­лей­ского текста. Если бы сего­дня мы могли вос­кре­сить румын­ского отца Мирчи или Сте­фана Вели­кого († 1504), и вы захо­тели бы пого­во­рить с ними, то едва ли поняли бы их, потому что совре­мен­ный язык уже не тот, каким гово­рили тогда. Именно это про­изо­шло в отно­ше­нии книг. С тече­нием вре­мени в слова и выра­же­ния вно­си­лись поправки в соот­вет­ствии с совре­мен­ным языком, не меняя, однако, смысла глу­бо­ких и свя­щен­ных писа­ний. Ранее я назы­вал вам основу, на кото­рой поко­ится Свя­щен­ное Пре­да­ние, и какими сред­ствами его сохран­ность обес­пе­чи­ва­ется на про­тя­же­нии веков. Это каса­ется, в част­но­сти, древ­него сим­вола веры, апо­столь­ских поста­нов­ле­ний и дог­ма­ти­че­ских реше­ний семи Все­лен­ских Собо­ров. К ним также могут быть добав­лены сле­ду­ю­щие сви­де­тель­ства, дока­зы­ва­ю­щие сохран­ность в Церкви апо­столь­ского Пре­да­ния:

  • доку­менты ранней Церкви, напи­сан­ные сви­де­те­лями и пре­ем­ни­ками апо­сто­лов, среди кото­рых – святой Игна­тий Бого­но­сец († 107) и святой Поли­карп Смирн­ский († 156). Эти отцы настав­ляли веру­ю­щих своего вре­мени защи­щать себя от учений ере­ти­ков и хра­нить в полном объеме апо­столь­ское Пре­да­ние (см.: Евсе­вий Кеса­рий­ский. Цер­ков­ная исто­рия. Кн. 2. 36);
  • Геге­зипп, как гово­рит Евсе­вий, пытался собрать все апо­столь­ские пре­да­ния, и ему это почти уда­лось; он собрал более пяти книг цен­ного мате­ри­ала, кото­рый изучал Евсе­вий. К сожа­ле­нию, с тече­нием вре­мени эти книги были уте­ряны (Там же. Кн. 4: 8).
  • святые Ириней Лион­ский († ок. 202) и Кли­мент Алек­сан­дрий­ский († ок. 215) сооб­щают нам: «Тот, кто объ­яс­няет Писа­ние без помощи Свя­щен­ного Пре­да­ния, раз­ры­вает на куски зна­че­ние истины» (Стро­маты. Кн. 7).

Кроме того, эти выда­ю­щи­еся сви­де­тели пока­зы­вают нам веру апо­столь­ских времен и пери­ода, непо­сред­ственно сле­ду­ю­щего за ним, вплоть до IV века. Доку­менты древ­ней Церкви явля­ются важным сви­де­тель­ством зна­че­ния Свя­щен­ного Пре­да­ния и чести, ока­зы­ва­е­мой ему с тех пор и до сего дня;

  • свя­ти­тель Епи­фа­ний Кипр­ский († 403) пишет: «Сле­дует дер­жаться Пре­да­ния, поскольку не все воз­можно найти в Свя­щен­ном Писа­нии. Святые апо­столы пере­да­вали неко­то­рые вещи посред­ством пись­мен­ного слова, а неко­то­рые – посред­ством уст­ного»;
  • свя­ти­тель Иоанн Зла­то­уст († 407) гово­рит: «Отсюда оче­видно, что апо­столы не все пере­дали чрез посла­ния, но многое сооб­щали и через устную речь; между тем и то и другое равно заслу­жи­вает дове­рия. Поэтому мы должны при­зна­вать досто­вер­ным и цер­ков­ное Пре­да­ние. Если есть Пре­да­ние, то не нужно ничего больше» (Про­по­ведь 4 на 2‑е посла­ние к фес­са­ло­ни­кий­цам, 2);
  • свя­ти­тель Гри­го­рий Нис­ский († после 394) пишет: «Мы имеем от отцов дошед­шее к нам пре­да­ние как некое наслед­ство, сооб­ща­е­мое по порядку от апо­сто­лов через после­ду­ю­щих святых» (Против Евно­мия. 4: 5);
  • свя­ти­тель Васи­лий Вели­кий († 379) в своих трудах пред­став­ляет ана­ло­гич­ные сви­де­тель­ства. Вот как он выра­жа­ется: «Из сохра­нен­ных в Церкви дог­ма­тов и про­по­ве­да­ний неко­то­рые мы имеем от пись­мен­ного настав­ле­ния, а неко­то­рые прияли от апо­столь­ского Пре­да­ния, по пре­ем­ству в тайне; и те и другие имеют едину и ту же силу для бла­го­че­стия. И сему не вос­пре­ко­сло­вит никто, хотя бы мало све­ду­щий в уста­нов­ле­ниях цер­ков­ных» (О Святом Духе. 27). Далее святой Васи­лий объ­яс­няет, что мы должны дер­жаться Свя­щен­ного Пре­да­ния с боль­шим почте­нием и бла­го­че­стием, поскольку в Свя­щен­ном Писа­нии мы не найдем всего, что необ­хо­димо для нашего спа­се­ния. Свя­щен­ное Писа­ние учит нас делать многое, но не гово­рит как. Напри­мер, оно учит нас при­ни­мать кре­ще­ние, но не объ­яс­няет, каким обра­зом. Оно учит нас испо­ве­до­вать грехи, при­ча­щаться, вен­чаться (при вступ­ле­нии в брак), но нигде не опи­сы­ва­ется обряд про­ве­де­ния этих таинств. Более того, оно учит нас молиться, но ничего не гово­рит о том, как, где и когда. Оно запо­ве­дует нам тво­рить крест­ное зна­ме­ние перед собой, согласно слову псал­мо­певца: «Зна­ме­нася на нас свет лица Твоего, Гос­поди», но не пока­зы­вает, как это сде­лать. Какое писа­ние научило нас при молитве обра­щаться на восток? Где в Свя­щен­ном Писа­нии есть слова при­зы­ва­ния Свя­того Духа для освя­ще­ния святых даров? Какое Писа­ние учит нас бла­го­слов­лять воду для кре­ще­ния? Какое место в Писа­нии учит нас трой­ному отре­че­нию от сатаны перед святым кре­ще­нием? Молитву про­слав­ле­ния Святой Троицы – “Слава Отцу и Сыну и Свя­тому Духу” – из какого Писа­ния мы можем узнать?»

Пред­ва­ряя вопросы кле­вет­ни­ков на Пре­да­ние, святой Васи­лий гово­рит: «Если бы взду­мали мы отвер­гать не изло­жен­ные в Писа­нии обычаи как не име­ю­щие боль­шой силы, то непри­мет­ным для себя обра­зом иска­зили бы самое глав­ное в Еван­ге­лии, лучше же ска­зать, обра­тили бы про­по­ведь в пустое имя».

Итак, вот поря­док, кото­рого при­дер­жи­ва­ется Цер­ковь в отно­ше­нии всего непи­са­ного: все, что имеет апо­столь­ское про­ис­хож­де­ние или полу­чено из опыта святых отцов, обре­тает силу Пре­да­ния и власть закона в Церкви Христа (Корм­чая. 87:91). В связи с этим оно должно быть гаран­ти­ро­вано важ­но­стью и поль­зой, выте­ка­ю­щей из отно­ше­ний, суще­ству­ю­щих между ним и Свя­щен­ным Писа­нием. Правда, оба оста­лись в един­стве и вза­имно близ­ких отно­ше­ниях, осно­ван­ных на том, что оба состав­ляют Святое Откро­ве­ние от Бога, явля­ясь для нас его источ­ни­ком. Сле­до­ва­тельно, не может суще­ство­вать внут­рен­него про­ти­во­ре­чия между ними двумя или чтобы исклю­чить один из дру­гого. Свя­щен­ное Писа­ние обла­дает уни­каль­ным сви­де­тель­ством биб­лей­ского канона, а его дог­ма­ти­че­ский харак­тер (Боже­ствен­ное вдох­но­ве­ние) и есть только Свя­щен­ное Пре­да­ние, а Свя­щен­ное Пре­да­ние в состо­я­нии дока­зать под­лин­ность своей истины только вместе со Святым Писа­нием.

пере­вела с англий­ского Анге­лина Лео­нова

Православие.ру

Print Friendly, PDF & Email
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки