Освя­ще­ние квар­тиры: инструк­ция по при­ме­не­нию

иерей Алек­сандр Ермо­лин


Оглав­ле­ние

Освя­ще­ние квар­тиры и машины – пожа­луй, одна из самых рас­про­стра­нен­ных треб в наши дни. Просят освя­тить разные люди, по разным при­чи­нам, с разным отно­ше­нием к про­ис­хо­дя­щему. Кто-то хочет, «чтобы всё было хорошо», у кого-то «бара­башки заве­лись» или «покой­ники снятся». Есть и такие, кото­рые пони­мают, что освя­ще­ние квар­тиры, равно как и всякой вещи, – это не уни­вер­саль­ное реше­ние про­блем, а Божие бла­го­сло­ве­ние.

Что-то слу­чи­лось^

Это кате­го­рия людей, у кото­рых что-то про­изо­шло, что-то, по их мнению, очень важное. Реаль­ный случай из свя­щен­ни­че­ской прак­тики: звонит очень взвол­но­ван­ная жен­щина и гово­рит, что у нее дома бесы. Иду освя­щать, внут­ренне гото­вясь к чему-то страш­ному. Но ничего осо­бен­ного не вижу.

– В чем же заклю­ча­ется про­блема? – спра­ши­ваю я.

– Знаете, ночью лоп­нули трубы, и так страшно было. Тут явно без бесов не обо­шлось.

Пого­во­рили, освя­тил квар­тиру и объ­яс­нил, что в первую оче­редь надо жить нор­маль­ной духов­ной жизнью – испо­ве­до­ваться, при­ча­щаться, а там Гос­подь сам всё упра­вит.

И таких слу­чаев бывает мно­же­ство. Как-то раз освя­щал квар­тиру, жиль­цам кото­рой «сни­лись покой­ники». Такого коли­че­ства оккульт­ных пред­ме­тов на один квад­рат­ный метр не видел давно: несколько домо­вых, куча жаб с день­гами во рту, под­ковки и всё это на фоне под­ми­ги­ва­ю­щих со стен «глаз Фатимы». Да и сами жильцы не при­ча­ща­лись лет 15.

Перед тем, как освя­щать это жилье, при­шлось про­ве­сти серьез­ную «про­фи­лак­ти­че­скую беседу», после кото­рой домо­вые поле­тели в мусор­ное ведро, а жильцы испо­ве­до­ва­лись.

«Что-то слу­чив­ши­еся» – это люди, кото­рые пони­мают, что есть Бог, что есть духов­ная жизнь, но при­бе­гают к ним только как к сред­ству защиты от чего-то очень нехо­ро­шего в своей жизни. Это кате­го­рия людей с товарно-денеж­ным отно­ше­нием к Богу и Церкви: «Ты, Гос­поди, дай нам, обе­реги нас, защити нас, а мы тебе… ну, свечку поста­вим». При­мерно так.

Сюда же можно отне­сти людей, кото­рым надо «почи­стить квар­тиру». Эту кате­го­рию людей можно узнать по пер­вому же вопросу, будь то звонок по теле­фону или раз­го­вор в храме: «Нам бы надо почи­стить квар­тиру». Борются с порчей, сгла­зом, дурной энер­ге­ти­кой.

Печально, что эта кате­го­рия людей зача­стую отли­ча­ется «рели­ги­оз­ной все­яд­но­стью». В своем жела­нии «почи­стить квар­тиру» они могут обра­щаться и к свя­щен­нику, и к шаману, и еще много к кому.

Кстати, именно эти люди пыта­ются всеми воз­мож­ными путями освя­тить свою квар­тиру несколько раз. Именно поэтому несколько раз уточ­няю перед освя­ще­нием, не освя­ща­лась ли квар­тира раньше. Да и не мешает посмот­реть по сто­ро­нам – вдруг висят кре­стики от про­шлого освя­ще­ния.

Чтобы было хорошо^

Это кате­го­рия гораздо более радост­ных людей. Как пра­вило, они купили новую квар­тиру или машину и идут в храм, чтобы батюшка освя­тил их новое при­об­ре­те­ние. Освя­тил для того, чтобы все дей­стви­тельно было хорошо: машина не попа­дала в аварии, дом был полной чашей и так далее.

С этими людьми при­ят­нее общаться, хотя бы потому, что они на пози­тиве, в отли­чие от людей, у кото­рых «что-то слу­чи­лось».

«Самое глав­ное, что нужно освя­тить, – самого себя»

Таким людям освя­щаю с радо­стью. С радо­стью и осто­рож­но­стью. Осто­рож­но­стью, потому что ста­ра­юсь под­черк­нуть в про­по­веди, что само по себе освя­ще­ние – это далеко не самое глав­ное. Говорю, что Гос­подь освя­щает вещи и пред­меты, но самое глав­ное, что нужно освя­тить – самого себя. А освя­ща­ется чело­век цер­ков­ной жизнью, жизнью со Хри­стом и во Христе, то есть с помо­щью Церкви и таинств.

Иногда просят освя­тить, чтобы было хорошо в семье. Тоже не отка­зы­ваю этим людям, но в таком случае при­хо­дится быть в роли семей­ного пси­хо­лога – рас­ска­зы­ваю, что семья – это тер­пе­ние, вза­и­мо­по­ни­ма­ние. Бывает, что напо­ми­наю слова апо­стола Павла, кото­рые чита­ются во время таин­ства Брака. Искренне наде­юсь, что у кого-то реально «стало хорошо» после освя­ще­ния квар­тиры или машины. 

Потому что это пра­вильно^

Есть такие люди, кото­рые пре­красно пони­мают, что освя­ще­ние квар­тиры или машины – это пра­вильно. Ведь если мы – пра­во­слав­ные люди, то должны освя­щать и самого себя, и то, что нас окру­жает. Будь то дом, машина, квар­тира и так далее. Но нужно пони­мать, что подоб­ное освя­ще­ние – это не уни­вер­саль­ное реше­ние всех про­блем, а Божие бла­го­сло­ве­ние, и чело­век сам должен идти навстречу к Богу.

К сожа­ле­нию, людей с таким пони­ма­нием меньше, чем, напри­мер, тех, кто освя­щает квар­тиру после того, как «что-то слу­чи­лось», и «чтобы все было хорошо». Но такие люди есть, и это, как пра­вило, люди воцер­ко­в­лен­ные, участ­ву­ю­щие в таин­ствах и пони­ма­ю­щие, что и зачем.

Эти люди пре­красно пони­мают слова свя­того пра­вед­ного Иоанна Крон­штадт­ского, кото­рый писал, что обряды освя­ще­ния «вызы­ва­ются край­ней потреб­но­стью самой при­роды или есте­ства стихий и потреб­но­стью самих людей, живу­щих в воз­душ­ном про­стран­стве и име­ю­щих непре­стан­ную нужду в водной стихии. Вся при­рода, все стихии непре­станно осквер­ня­ются и рас­тле­ва­ются чело­ве­че­скими гре­хами и тем­ными и лука­выми духами, живу­щими в воз­духе и порож­да­ю­щими в нем всякие тле­твор­ные веяния и болезни. Явля­ется неот­лож­ная потреб­ность цер­ков­ного освя­ще­ния и оздо­ров­ле­ния этих стихий».

Кому отка­зать^

В цер­ков­ном обще­стве пери­о­ди­че­ски начи­на­ется дис­кус­сия на тему того, освя­щать или не освя­щать тем людям, кото­рые далеки от Церкви. Считаю, что освя­щать. Освя­щать и гово­рить с ними. Ведь если чело­век пришел в храм и хочет освя­тить квар­тиру или машину, пусть даже по какой-то стран­ной при­чине, то он уже пере­сту­пил порог храма, он уже пришел. А дальше уже работа свя­щен­ника, кото­рый должен с этим чело­ве­ком пого­во­рить, объ­яс­нить ему, затро­нуть струны его души и при­ве­сти его в храм.

Опять же, исто­рия из свя­щен­ни­че­ской прак­тики. Освя­щал квар­тиру очень хоро­шим людям. Но пере­сту­пив порог этой квар­тиры, сразу же увидел огром­ное коли­че­ство всякой эзо­те­рики. Мы долго гово­рили, я объ­яс­нял пра­во­слав­ное пони­ма­ние порчи и сглаза, объ­яс­нял, почему раз­ного рода суе­ве­рия несов­ме­стимы с пра­во­сла­вием, и в итоге они все-таки все это сняли. Но именно на освя­ще­нии квар­тиры они первый раз услы­шали, что быть пра­во­слав­ным – это, как ока­за­лось, ходить в храм не просто чтобы поста­вить свечку, а ходить в храм на Испо­ведь и При­ча­стие. Они узнали, что быть пра­во­слав­ным – это жить доста­точно напря­жен­ной духов­ной жизнью. Не знаю, стали ли они при­хо­жа­нами какого-то храма, но искренне наде­юсь, что хотя бы часть из ска­зан­ного отло­жи­лась у них в сердце.

А когда не освя­щать? Нельзя освя­щать то, что уже было освя­щено ранее. Нельзя освя­щать, если чело­век открыто гово­рит о своих нецер­ков­ных воз­зре­ниях и если открыто гово­рит, что его цель – это эзо­те­ри­че­ское «полу­че­ние хоро­шей энер­ге­тики».

Кстати, об этом пре­красно сказал свя­ти­тель Феофан Затвор­ник:

«Вся бла­го­дать, идущая от Бога через святой крест, святые иконы, святую воду, мощи, освя­щен­ный хлеб (артос, анти­дор, просфоры) и другие, вклю­чая свя­тей­шее При­ча­стие Тела и Крови Хри­сто­вых, имеет силу лишь для тех, кто достоин этой бла­го­дати через пока­ян­ные молитвы, пока­я­ние, сми­ре­ние, слу­же­ние людям, дела мило­сер­дия и про­яв­ле­ние других доб­ро­де­те­лей хри­сти­ан­ских. Но если нет их, то эта бла­го­дать не спасет, она не дей­ствует авто­ма­ти­че­ски, как талис­ман, и бес­по­лезна для нече­сти­вых и мнимых хри­стиан (без доб­ро­де­те­лей)».

Ответ­ная реак­ция^

Освя­ще­ние, любая бла­го­дать от Бога, любая свя­тыня – это призыв Бога к чело­веку. Призыв идти к Нему навстречу. Когда освя­щаю машины, то всегда говорю, что освя­ще­ние машины – это всегда призыв про­яв­лять свое хри­сти­ан­ское миро­воз­зре­ние. Не просто пове­сить кре­стики и иконки, но поста­раться там, где можно, усту­пить кому-то, где можно, не под­ре­зать и так далее. И самое глав­ное – ока­зы­вать посиль­ную помощь. Освя­тили машину, а потом на пустой трассе уви­дели машину, застряв­шую в снеж­ном заносе. Оста­но­ви­тесь, возь­мите трос и помо­гите бед­ному чело­веку. Ведь Вы же освя­тили свою машину, полу­чили бла­го­дать от Бога, а теперь пришло время ее реа­ли­зо­вы­вать и идти навстречу Богу.

Инструк­ция по при­ме­не­нию^

Совре­мен­ное обще­ство очень любит писать и читать инструк­ции. Навер­ное, так удоб­нее и понят­нее. Поэтому тоже решил сде­лать неболь­шую инструк­цию по освя­ще­нию.

  1. Освя­ще­ние – это не уни­вер­саль­ное реше­ние всех про­блем Вашей жизни. Освя­ще­ние какой-либо вещи – это посвя­ще­ние ее Богу, т.е. мы должны стре­миться слу­жить Богу с помо­щью этой вещи. Если это квар­тира, то жить в ней по-хри­сти­ан­ски, если машина, то поста­раться помочь ближ­нему и т.д.
  2. Первое, что надо освя­тить – самого себя. Все мы, пра­во­слав­ные хри­сти­ане, при­званы к свя­то­сти. Жить нор­маль­ной духов­ной жизнью: испо­ве­до­ваться, при­ча­щаться – это глав­ная задача пра­во­слав­ного чело­века, а затем уже идет освя­ще­ние всех мате­ри­аль­ных пред­ме­тов.
  3. Освя­ще­ние мате­ри­аль­ных пред­ме­тов должно быть. Пра­во­слав­ный чело­век должен стре­миться освя­щать свое жиз­нен­ное про­стран­ство, конечно же, в пре­де­лах разум­ного.
  4. Любое бла­го­сло­ве­ние – это призыв Бога к чело­веку. Гос­подь посы­лает Свою бла­го­дать, освя­щает мате­ри­аль­ные пред­меты, но при­зы­вает, чтобы чело­век сам шел к Нему навстречу.
  5. Хри­сти­ан­ское освя­ще­ние несов­ме­стимо с язы­че­ством в любой его форме. В доме и в машине у пра­во­слав­ного хри­сти­а­нина не может быть ника­ких язы­че­ских сим­во­лов: ни под­ко­вок, ни домо­вых, ни знаков Зоди­ака. Все это несов­ме­стимо с пра­во­сла­вием.

Источ­ник: https://pravoslavie.fm

Print Friendly, PDF & Email
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки