Об освящении жилища, учреждений и средств транспорта

свя­щен­ник Олег Нецве­таев

Оглав­ле­ние


Пред­ва­ри­тель­ное слово

В послед­нее время все чаще люди обра­ща­ются с прось­бой освя­тить жилище (квар­тиру, ком­нату или част­ный дом), транс­порт­ное сред­ство (авто­мо­биль, лодку, катер и т.п.), обще­ствен­ные или про­из­вод­ствен­ные здания и поме­ще­ния (офисы, слу­жеб­ные каби­неты, учеб­ные классы, мага­зины и т.п.). Очень хорошо, что люди пере­стали бояться или стес­няться при­гла­шать свя­щен­ника для того, чтобы он совер­шил молитву по част­ной потреб­но­сти пра­во­слав­ного чело­века. Это необ­хо­димо, но очень важно пра­вильно пони­мать цель освя­ще­ния, цель молит­вен­ного дей­ства и, при­гла­шая свя­щен­ника для подоб­ного част­ного бого­слу­же­ния, не отно­ситься к освя­ще­нию, как к какому-то маги­че­скому риту­алу, а быть участ­ни­ками бого­слу­же­ния, при­со­еди­нять свой молит­вен­ный голос к молитве свя­щен­ника.

Молитва — это обще­ние чело­века с Богом, и каждое такое обще­ние жиз­ненно важно для чело­века, тем более, когда молится пра­во­слав­ный свя­щен­ник не один, а с при­гла­сив­шим его пра­во­слав­ным хри­сти­а­ни­ном: Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них (Мф.18:20). В это надо крепко верить, это надо хорошо пони­мать, перед этим надо бла­го­го­веть.

Освя­ще­ние жилища

Поста­ра­емся объ­яс­нить, что про­ис­хо­дит в резуль­тате освя­ще­ния жилища или какой-либо полез­ной вещи. Но хочу сразу же ого­во­риться, что насто­я­щему пони­ма­нию должна пред­ше­ство­вать вера. Если бы дока­за­тель­ство бытия Божия можно было выве­сти подобно мате­ма­ти­че­ской фор­муле, то, поверьте, это было бы давно уже сде­лано. «Истина не дока­зу­ется, она пока­зу­ется». Но как пока­зать что-либо сле­пому?

Св. Васи­лий Вели­кий писал, что «не познать Творца из созер­ца­ния мира — значит ничего не видеть в ясный пол­день».

Допол­ним это выска­зы­ва­ние сло­вами прп. Иоанна Дамас­кина: «… знание того, что Бог суще­ствует, всеяно в нас есте­ствен­ным обра­зом. А так как злоба лука­вого против есте­ства чело­ве­че­ского настолько возы­мела силу, что даже низ­вела неко­то­рых в нера­зум­ней­шую и худшую из всех зол бездну гибели: до утвер­жде­ния, что Бога нет, пока­зы­вая безу­мие кото­рых Давид гово­рил: Рече безу­мен в сердце своем: несть Бог…»

Совре­мен­ный чело­век очень глу­боко затя­нут в водо­во­рот мир­ских житей­ских про­блем, слиш­ком сильно увле­чен соблаз­нами мира сего, поэтому ему трудно раз­гля­деть оче­вид­ное.


* * *

Мир наш сотво­рен Гос­по­дом Богом, и чело­век, живу­щий в этом мире, также сотво­рен Им. Сотво­рен­ный Гос­по­дом мир очень сложен и мно­го­об­ра­зен. Есть мир види­мый и мир неви­ди­мый, но это не два отдель­ных мира, это один мир и он един. Чело­век, живу­щий в данный момент, при­над­ле­жит этому миру, т.е. и миру види­мому, и миру неви­ди­мому. Не будем вда­ваться в подроб­но­сти вза­и­мо­дей­ствия мира види­мого и мира неви­ди­мого. Скажем только, что пока чело­век живет, он пре­иму­ще­ственно при­над­ле­жит миру види­мому, когда он уми­рает, то при­над­ле­жит пре­иму­ще­ственно миру неви­ди­мому (хотя упо­треб­лять слова «живет» или «уми­рает» не совсем пра­вильно, ведь Гос­подь дал чело­веку Жизнь Вечную. Другое дело, какова будет эта жизнь в Веч­но­сти? Она может быть нестер­пи­мой мукой, нескон­ча­е­мой поги­бе­лью для тех, кто отверг Бога, отверг Христа, отвер­нулся от Света и пред­по­чел тьму греха: и вверг­нут их в печь огнен­ную; там будет плач и скре­жет зубов (Мф.13:42). Но иное ожи­дает тех, кто уве­ро­вал, кто умом и серд­цем увидел истину и потя­нулся к ней:

… тогда пра­вед­ники вос­си­яют, как солнце, в Цар­стве Отца их (Мф.13:43).

И Я даю им жизнь вечную, и не погиб­нут вовек; и никто не похи­тит их из руки Моей (Ин.10:28). При пере­ходе чело­века от жизни к смерти надо гово­рить, скорее, об изме­не­нии каче­ства жизни, а не об окон­ча­нии жизни как тако­вой. Подобно тому, как при рож­де­нии ребенка изме­ня­ется каче­ство его жизни, а не сама жизнь, т.е. жизнь пере­хо­дит из внут­ри­утроб­ного каче­ства в каче­ство вне­утроб­ное, жизнь ребенка про­дол­жа­ется, и мир, кото­рому он при­над­ле­жит, оста­ется преж­ним, только рамки его рас­ши­ри­лись (до рож­де­ния мла­денца его мир огра­ни­чи­вался мате­рин­ской утро­бой, хотя ребе­нок не был абсо­лютно изо­ли­ро­ван и от осталь­ного мира, и связь с внеш­ним миром осу­ществ­ля­лась через мать).

Созда­вая мир види­мый и чело­века, Гос­подь Бог создал сна­чала неви­ди­мый мир, а в нем — Анге­лов, т.е. бес­плот­ных духов, наде­лен­ных разу­мом, сво­бод­ной волей и могу­ще­ством. Слово «Ангел» озна­чает «Вест­ник», «потому что Бог посы­лает их воз­ве­щать волю Свою. Так, напри­мер, Гав­риил послан был пред­воз­ве­стить Пре­свя­той Деве Марии зача­тие Спа­си­теля» («Про­стран­ный хри­сти­ан­ский кате­хи­зис». М., Сино­даль­ная типо­гра­фия, 1914, с. 22).

Так как они суть духи бес­плот­ные, то для нашего физи­че­ского зрения Ангелы недо­ступны, но по Божию попу­ще­нию они могут при­об­ре­тать и види­мый образ: ибо Ангел Гос­по­день, сошед­ший с небес, при­сту­пив, отва­лил камень от двери гроба и сидел на нем; вид его был, как молния, и одежда его бела, как снег… Ангел же, обра­тив речь к жен­щи­нам, сказал: не бой­тесь, ибо знаю, что вы ищете Иисуса рас­пя­того (Мф.28:2–3,5). Могу­ще­ство их пре­вос­хо­дит физи­че­ские воз­мож­но­сти любого чело­века, а что озна­чает «сво­бод­ная воля»? Ответ очень прост: это — или испол­не­ние воли Божией, или испол­не­ние своей соб­ствен­ной воли, если она не сов­па­дает с волей Божией. Так вот, часть Анге­лов отпала от Гос­пода по при­чине испол­не­ния не Его благой воли, а испол­не­ния своей соб­ствен­ной. Так вошло в мир зло. И чело­век повлекся ко злу, так как, будучи также наде­лен­ным сво­бод­ной волей, стал испол­нять не волю Гос­пода Бога, а волю пад­шего суще­ства, живот­ного: И сказал змей жене: под­линно ли сказал Бог: не ешьте ни от какого дерева в Раю. И ска­зала жена змею: плоды с дерев мы можем есть, только плодов дерева, кото­рое среди рая, сказал Бог, не ешьте их и не при­ка­сай­тесь к ним, чтобы вам не уме­реть. И сказал змей жене, нет, не умрете, но знает Бог, что в день, в кото­рый вы вку­сите их, откро­ются глаза ваши, и вы будете, как боги, зна­ю­щие добро и зло… и взяла плодов его и ела; и дала также мужу своему, и он ел (Быт.3:1–6). Гос­подь зла не созда­вал. Зло появ­ля­ется тогда, когда сво­бод­ная воля твари всту­пает в про­ти­во­ре­чие с волей Творца.

А теперь про­дол­жим раз­го­вор об Анге­лах. Итак, когда-то часть Анге­лов во главе с сата­ною (люци­фе­ром) вос­про­ти­ви­лась Богу, не при­знала Его бла­гость и вер­хов­ную абсо­лют­ную власть и вслед­ствие этого лиши­лась Цар­ства Света, пала во тьму и стала бесами (демо­нами). Это падшие ангелы. Для них пока­я­ние невоз­можно. Раз нару­шив волю Божию, не испол­нив ее, отпав от Гос­пода, эти бес­плот­ные духи пере­стали быть «вест­ни­ками Боже­ствен­ной воли», а стали про­вод­ни­ками своей соб­ствен­ной, про­тив­ной Богу, воли. Падшие ангелы во главе с сата­ной (евр. «про­ти­вя­щийся») или диа­во­лом (греч. «кле­вет­ник») нахо­дятся в посто­ян­ной вражде с Гос­по­дом и чело­ве­ком. И вражда эта будет про­дол­жаться до конца времен. В Свя­щен­ном Писа­нии (в книгах и Вет­хого Завета, и Нового Завета) об этой вражде, об опас­но­сти, исхо­дя­щей от бесов, об их про­ис­ках и иску­ше­ниях, кото­рым под­вер­га­ется чело­век, гово­рится посто­янно. Но, к сожа­ле­нию, очень часто люди пре­не­бре­гают этой опас­но­стью, отно­сятся к суще­ство­ва­нию самих бесов более чем лег­ко­мыс­ленно, пред­став­ляют их в виде всем при­выч­ных обра­зов из лите­ра­туры, или счи­тают их суще­ство­ва­ние «пре­да­нием ста­рины глу­бо­кой», отно­сятся к ним как к мифам или «бабуш­ки­ным сказ­кам», иные по своему мало­ве­рию и лег­ко­мыс­лию пыта­ются заиг­ры­вать с ними.

При­ме­ров при­от­кры­тия Гос­по­дом неви­ди­мого мира очень много, это слу­ча­ется и в совре­мен­ной жизни с обыч­ными и греш­ными людьми. Не надо стре­миться людям загля­нуть за грань неви­ди­мого. Кому надо, Гос­подь откры­вает, а кому не надо, тому не сле­дует искус­ственно пытаться туда про­ник­нуть, это очень опасно для чело­века. Нам, греш­ным, надо твердо уяс­нить, что мы посто­янно нахо­димся во вра­же­ском окру­же­нии. Причем, говоря о враге, нужно пони­мать абсо­лют­ную сте­пень смысла этого слова. Это враг, с кото­рым не может быть пере­ми­рия или при­ми­ре­ния, от кото­рого не сле­дует ждать жало­сти и снис­хож­де­ния. Это враг, цель кото­рого — погу­бить чело­века, ввести чело­ве­че­скую душу в пре­ис­под­нюю, где будет тьма и скре­жет зубов (Мф.22:13). В то же время не сле­дует и пани­че­ски бояться бесов. Надо пра­вильно пони­мать законы этого мира и сле­до­вать этим зако­нам. А какие это законы? Это Закон Божий. Сле­до­вать этому Закону трудно, но не невоз­можно.

Те люди, кото­рые зовут свя­щен­ника в свой дом, чтобы освя­тить его, имеют в той или иной мере веру, иначе они не стали бы звать его. Что же про­ис­хо­дит, когда свя­щен­ник при­хо­дит в незна­ко­мое жилище и при­сту­пает к испол­не­нию своих обя­зан­но­стей? Он начи­нает молиться. Чино­по­сле­до­ва­ние освя­ще­ния жилища вклю­чает в себя ряд молитв и свя­щен­но­дей­ствий. Не будем вда­ваться в подроб­но­сти того и дру­гого. Обра­тим вни­ма­ние на суть.

Пред­ста­вим себе, что батюшка освя­щает квар­тиру в доме, кото­рый только что сдан стро­и­те­лями. Счаст­ли­вые ново­селы не знают, как шло стро­и­тель­ство этого дома, и что за люди непо­сред­ственно воз­во­дили и бла­го­устра­и­вали это здание. Тем более не знают они, каков неви­ди­мый мир, в океане кото­рого нахо­дится их жилище. А ведь «…есть земля сата­нин­ская, где живут, ходят и поко­ятся темные силы и лука­вые духи, и есть све­то­нос­ная земля Боже­ства, где ходят и упо­ко­е­ва­ются полки Анге­лов и святых духов», — гово­рит св. Мака­рий Вели­кий.

Жиз­нен­ный опыт нам гово­рит, что вряд ли при закладке этого мно­го­квар­тир­ного дома совер­шался моле­бен. То есть стро­и­тели, а до них и про­ек­ти­ров­щики не испро­сили на свой труд бла­го­сло­ве­ние Божие. Но ска­зано псал­мо­пев­цем: Аще не Гос­подь сози­ждет дом, всуе тру­ди­шася зижду­щие (Пс.126). Без­бож­ник воз­ра­зит, что дом-то все равно построен, и построен неплохо. Да, дом построен, потому что Гос­подь благ и мило­стив, несмотря на без­ве­рие и без­бо­жие нашего народа. А насчет того, что построен неплохо, тут можно и усо­мниться, зная нашу дей­стви­тель­ность.

Навер­ное, прежде чем все­литься в новую квар­тиру, чело­век поста­ра­ется наве­сти в ней чистоту — выме­тет остав­шийся от стро­и­те­лей мусор, помоет окна, полы и все, что можно и нужно вымыть, и только после этого будет в эту квар­тиру все­ляться. Такая жиз­нен­ная ситу­а­ция, думаю, понятна всем. Но почему-то в отно­ше­нии наве­де­ния духов­ной чистоты люди не торо­пятся. А ведь духов­ная нечи­стота также не должна при­сут­ство­вать в жилище. О какой такой духов­ной нечи­стоте идет речь? Речь идет о том, что мы назы­ваем нечи­стью, о бесах. Чело­век, как уже было отме­чено, при­над­ле­жит одно­вре­менно и миру види­мому, и миру неви­ди­мому, а область неви­ди­мого мира, в кото­рой вра­ща­ется совре­мен­ный чело­век, насе­лена пре­иму­ще­ственно бесами. Чело­век, осо­бенно не живу­щий цер­ковно, т.е. не жела­ю­щий и не уме­ю­щий молиться, не постя­щийся, не при­бе­га­ю­щий к цер­ков­ным Таин­ствам (Пока­я­нию и При­ча­ще­нию), посто­янно пре­бы­вает в окру­же­нии мно­го­чис­лен­ных бесов, кото­рых он чаще всего не видит, но духовно опыт­ный чело­век в состо­я­нии отли­чить место, где это бесов­ское ско­пище весьма ощу­тимо, и отме­тить людей, вокруг кото­рых бесы соби­ра­ются, подобно мухам на мед. Так вот, подобно тому, как после стро­и­те­лей в выстро­ен­ном доме оста­ются горы мусора, стро­и­тель­ной грязи, точно также может при­сут­ство­вать и ско­пище бесов, и очи­ститься от них можно только духов­ными мерами, т.е. молит­вой. При освя­ще­нии жилища свя­щен­ник, совер­шив ряд молитв, окроп­ляет святой водой кре­сто­об­разно все ком­наты со сло­вами: «Во имя Отца, и Сына, и Свя­таго Духа, окроп­ле­нием воды сея свя­щен­ныя, в бег­ство да пре­тво­рится все лука­вое бесов­ское дей­ство, аминь». Пере­вод, я пола­гаю, не нужен. Кроме того, свя­щен­ник еще совер­шает каж­де­ние всего дома, а ладана бес бегает — это известно даже из рус­ского фольк­лора («боится, как бес ладана» — пого­ворка). При освя­ще­нии дома бывает пома­за­ние освя­щен­ным для этой цели елеем (маслом) стен дома, а в молитве на освя­ще­ние елея есть такие слова: «Гос­поди Боже наш <…>, низ­посли бла­го­дать Пре­свя­таго Твоего Духа на елей сей, и освяти его, яко да будет во освя­ще­ние месту сему и на нем соору­жен­ному дому, и на про­гна­ние всякия сопро­тив­ныя силы и сата­нин­ских наве­тов…». То есть при­зы­ва­ется Божия бла­го­дать для про­гна­ния вся­кого дья­воль­ского дей­ствия. Однако освя­ще­нием не исчер­пы­ва­ется забота о духов­ной чистоте жилища. По нашей гре­хов­но­сти и по гре­хов­но­сти нашего мира, лежа­щего во зле, наш дом будет вновь и вновь посе­щаться силами тьмы. Под­дер­жи­вать духов­ную чистоту в своем доме люди должны регу­лярно уже сами. Для этого дома надо иметь святую воду и, точно так же, как свя­щен­ник, кро­пить ею все ком­наты кре­сто­об­разно, с при­зы­ва­нием имени Гос­пода: «во имя Отца, и Сына, и Свя­таго Духа».

При освя­ще­нии жилья свя­щен­ник в молитве при­зы­вает бла­го­дать Божию на дом сей, просит бла­го­сло­вить это жилище и тех, кто будет жить в нем. Во всех молит­вах чино­по­сле­до­ва­ния это бла­го­сло­ве­ние испра­ши­ва­ется у Гос­пода: «…мир Твой подаждь дому сему, и мило­стиво бла­го­слови его, спасая и про­све­щая всех жити хотя­щих в нем» (тро­парь на освя­ще­ние дома); «Сам (Гос­поди) и ныне зде жити вос­хо­тев­шия <…> от вся­каго зла невре­димы соблюди, бла­го­слов­ляя их и оби­та­лище сие…» (молитва 1‑я чино­по­сле­до­ва­ния); «Сам (Гос­поди) бла­го­слови и дом сей, и в нем жити хотя­щих <…> невре­ди­мых от сопро­тив­ных сохрани, и бла­го­сло­ве­ние. Твое с высоты жилища Твоего низ­посли им, и бла­го­слови и умножи вся благая в доме сем» (молитва тайная чино­по­сле­до­ва­ния); «Бла­го­слови, Гос­поди, дом сей, и исполни его земных Твоих благ <…> и всякое изоби­лие небес­наго и зем­наго Твоего бла­го­сло­ве­ния тем даруй, и яко Щедр, поми­луй, по вели­цей Твоей мило­сти» (сти­хира на бла­го­сло­ве­ние жилища). Кроме того, в молитве на освя­ще­ние елея испра­ши­ва­ется Божие бла­го­сло­ве­ние и на самое место, на кото­ром построен дом. И непо­сред­ственно при пома­за­нии освя­щен­ным елеем нис­по­сы­ла­ется Божие бла­го­сло­ве­ние: «Бла­го­слов­ля­ется дом сей пома­за­нием свя­таго елея сего, во имя Отца, и Сына, и Свя­таго Духа, аминь». Вот ради чего при­гла­ша­ется в дом свя­щен­ник.

Божие бла­го­сло­ве­ние невоз­можно купить в мага­зине, с рук на рынке, его нельзя полу­чить нигде, кроме как через пра­во­слав­ного свя­щен­ника. Гос­подь послал Своих уче­ни­ков-Апо­сто­лов на слу­же­ние, сооб­щив им бла­го­дать Свя­таго Духа в День Пяти­де­сят­ницы. Через свв. Апо­сто­лов бла­го­дать Свя­таго Духа пере­дана их пре­ем­ни­кам — пра­во­слав­ному свя­щен­ству: Тогда воз­ло­жили руки на них, и они при­няли Духа Свя­таго (Деян.8:17–18).

Итак, бла­го­дать Свя­таго Духа можно полу­чить только в Пра­во­слав­ной Церкви. Для этого Гос­подь и создал Цер­ковь. Цер­ковь — учре­жде­ние не чело­ве­че­ское, а Божие, и Гос­подь создал Цер­ковь для нас с вами, а не для Себя. В Церкви же бла­го­сло­ве­ние Божие пре­по­да­ется через свя­щен­но­слу­жи­те­лей. В этой Церкви Гос­подь поста­вил одних Апо­сто­лами, других про­ро­ками, иных Еван­ге­ли­стами, иных пас­ты­рями и учи­те­лями, к совер­ше­нию святых, на дело слу­же­ния, для сози­да­ния Тела Хри­стова…» (Еф. 4:11–12). Поэтому освя­тить жилище чело­века может только пра­во­слав­ный свя­щен­ник, и в этом свя­щен­но­дей­ствии при­зы­ва­ется бла­го­дать Свя­таго Духа на то место, где чело­век про­во­дит зна­чи­тель­ную и важ­ней­шую часть своей жизни, и скажем еще раз: наво­дится духов­ная чистота, кото­рую чело­век должен посто­янно под­дер­жи­вать. Для того, чтобы было понятно, что име­ется в виду, при­ве­дем такой пример. Пред­ста­вим себе чистый, убран­ный дом. В нем тепло и уютно. А за окном — нена­стье, дождь пре­вра­тил землю в грязь. И вот в этот дом яви­лись незва­ные люди в гряз­ных сапо­гах, в плащах, с кото­рых льет в три ручья. Неважно, зачем они пришли, но они в доме насле­дили, при­несли на своих сапо­гах комья грязи, а с их одежды на пол натекли лужи. Про­были они недолго, но после их ухода надо тща­тельно мыть пол. Пример про­стень­кий и всем понят­ный. Но часто бывает, что в дом при­хо­дит чело­век, опрятно и чисто одетый, внешне бла­го­об­раз­ный, побыл в доме недолго и ушел. Внешне ника­кой грязи после себя этот чело­век не оста­вил, но почему-то в доме после его визита стала ощу­щаться какая-то тягост­ная атмо­сфера: ребе­нок начи­нает каприз­ни­чать, какое-то дело не полу­ча­ется, вдруг на пустом месте между чле­нами семьи воз­никла раз­молвка, гро­зя­щая вылиться в ссору и т.д. О чем это гово­рит? О том, что этот гость принес в ваш дом духов­ную грязь, духов­ную нечи­стоту, нечисть (или бесов). Пона­чалу можно ничего и не заме­тить, но посте­пенно эта бесов­щина накап­ли­ва­ется и начи­нает про­яв­ляться. А если сами хозя­ева жилища ната­щили подоб­ной грязи с улицы и из обще­ствен­ных мест? А если и сами, своим обра­зом жизни, посто­янно при­вле­кают к себе бесов (курят, пьян­ствуют, сквер­но­сло­вят и проч.)? Тогда в таком доме очень тяжело жить, надо делать «гене­раль­ную уборку»: идти в храм Божий на испо­ведь, пред­ва­ри­тельно под­го­то­вив­шись, попро­сить у Гос­пода про­ще­ния за свои грехи, при­ча­ститься Святых Хри­сто­вых Таин для духов­ного своего укреп­ле­ния, а дома про­ве­сти уборку, все хоро­шенько про­вет­рить и окро­пить все ком­наты святой водой с при­зы­ва­нием имени Гос­пода. И делать это надо посто­янно и быть очень вни­ма­тель­ными к тому, где мы бываем, с кем обща­емся, кого зовем в свой дом, кто при­хо­дит к нам незва­ным гостем.

К сожа­ле­нию, надо при­знать, что очень часто при­хо­дится освя­щать жилища, где живут люди, дале­кие от поня­тий духов­ных, цер­ков­ных, не научен­ные пра­во­слав­ной вере, не моля­щи­еся, не постя­щи­еся. Что же застав­ляет их звать незна­ко­мого чело­века, свя­щен­ника, к себе в дом? Чаще всего именно то, о чем только что было упо­мя­нуто. В доме чув­ству­ется дис­ком­форт, что-то в жилище при­сут­ствует непо­нят­ное, что создает нерв­ную обста­новку, ночью — тре­вож­ный сон, в доме — частые ссоры. Короче, в доме такая атмо­сфера, что идти с работы домой не хочется. И вот, когда при­хо­дишь в такой дом, обща­ешься с хозя­е­вами или, чаще всего, с хозяй­кой дома, пони­ма­ешь, что люди очень далеки от пра­виль­ного пони­ма­ния устрой­ства мира, о кото­ром гово­ри­лось вна­чале. Об этом сви­де­тель­ствует все: обра­зов в доме нет, а если и есть, то в непо­до­ба­ю­щем месте (где-нибудь в сер­ванте или среди посто­рон­них кар­ти­нок и пред­ме­тов); часто спра­ши­вают: а мне нужно при­сут­ство­вать?; чув­ству­ется, что в доме курят (а ведь табач­ный дым, по слову св. пра­вед­ного Иоанна Крон­штадт­ского, — ладан для бесов); Свя­щен­ное Писа­ние пре­спо­койно стоит на книж­ной полке среди книг, и по его внеш­нему виду нетрудно дога­даться, что неча­сто его берут в руки; брак зача­стую невен­чан­ный, а то и вообще живут неза­ре­ги­стри­ро­ван­ными и проч., и проч., пере­чис­лять можно долго. Т.е. люди живут посто­янно в грехе, еже­дневно мно­го­кратно умно­жают свои грехи и даже не сознают этого. И вот такую бли­зо­ру­кость у взрос­лых, зача­стую неглу­пых людей, к кото­рым отно­сишься с сим­па­тией, наблю­дать очень при­скорбно. Насколько это воз­можно, в крат­кой беседе пыта­ешься их вра­зу­мить и дать необ­хо­ди­мые настав­ле­ния, но пони­ма­ешь, что про­изой­дет после освя­ще­ния такого дома бук­вально по Еван­ге­лию: Когда нечи­стый дух выйдет из чело­века, то ходит по без­вод­ным местам, ища покоя, и, не находя, гово­рит: воз­вра­щусь в дом мой, откуда вышел; и, придя, нахо­дит его выме­тен­ным и убран­ным; тогда идет и берет с собою семь других духов, злей­ших себя, и, войдя, живут там, — и бывает для чело­века того послед­нее хуже пер­вого» (Лк. 11:24–26). Трудно ожи­дать, что в жизни такого чело­века, в его домаш­ней обста­новке, душев­ном устро­е­нии что-либо изме­нится после освя­ще­ния квар­тиры, если он сам не пере­смот­рит свое миро­воз­зре­ние и не пере­осмыс­лит свою жизнь. Да, на какое-то крат­кое время, во время молитвы или сразу после нее, после беседы с батюш­кой, душа чело­века воз­го­рится любо­вью к Гос­поду и появится жела­ние изме­нить свою жизнь, но чаще всего, слово, посе­ян­ное свя­щен­ни­ком в подоб­ной крат­кой беседе, ока­зы­ва­ется, по еван­гель­ской притче, посе­ян­ным при дороге (Мф.13:4).

Но я совсем не хочу ска­зать, что не надо освя­щать свои жилища людям. Обя­за­тельно надо. Освя­ще­ние дома — усло­вие, необ­хо­ди­мое для мирной и бла­го­по­луч­ной жизни в доме, но недо­ста­точ­ное. Вся жизнь чело­века должна быть оду­хо­тво­рена, связь чело­века со своим Отцом Небес­ным должна ощу­щаться посто­янно, надо стре­миться к этому, а это совсем непро­сто. Надо стре­миться посто­янно общаться с Гос­по­дом, а освя­ще­ние квар­тиры — лишь крат­кий миг такого обще­ния, зача­стую даже не ощу­ща­е­мый чело­ве­ком и не созна­ва­е­мый им.

Освя­ще­ние учре­жде­ний и пред­при­я­тий

Жизнь чело­века весьма мно­го­об­разна, спектр его увле­че­ний и инте­ре­сов очень широк, раз­но­об­разна и про­фес­си­о­наль­ная дея­тель­ность его. Поэтому и то место, где он рабо­тает, т.е. про­во­дит зна­чи­тель­ную часть своей жизни, тоже обя­за­тельно должно быть освя­щено. Ведь чело­век на всяком месте может и должен слу­жить Богу и ближ­ним. Надо непре­менно учи­ты­вать, что совре­мен­ная дело­вая и про­из­вод­ствен­ная сферы под­вер­жены силь­ней­шим напад­кам и иску­ше­ниям со сто­роны темных сил. Но здесь могут воз­ник­нуть про­блемы. В своем доме чело­век — хозяин и может убе­дить своих домаш­них освя­тить жилище, даже если их отно­ше­ние к вере не сов­па­дает с его соб­ствен­ным, а на работе все гораздо слож­нее. Далеко не всегда такой пра­во­слав­ный хри­сти­а­нин явля­ется, скажем, началь­ни­ком, кото­рый в ответе за все, что про­ис­хо­дит на вве­рен­ном его попе­че­нию участке. Кроме того, даже началь­ник не может не учи­ты­вать мно­же­ства фак­то­ров, свя­зан­ных с инди­ви­ду­аль­но­стями своих под­чи­нен­ных. Но началь­ник, име­ю­щий рели­ги­оз­ное миро­воз­зре­ние, может попро­сить свя­щен­ника прийти в такое время, когда мно­го­чис­лен­ные работ­ники дан­ного учре­жде­ния еще не пришли на работу или уже ушли с нее, чтобы никого не сму­щать, и при­гла­сить на освя­ще­ние слу­жеб­ных поме­ще­ний тех своих сотруд­ни­ков, кото­рые желают этого и миро­воз­зре­ние кото­рых близко его соб­ствен­ному. Но люди такие разные рабо­тают кругом, и многие явля­ются носи­те­лями духа нечи­стого, так что такому началь­нику хоте­лось бы посо­ве­то­вать быть более тре­бо­ва­тель­ным при под­боре кадров — с тем, чтобы как можно лучше соче­та­лись про­фес­си­о­наль­ные каче­ства сотруд­ни­ков с их духовно-нрав­ствен­ным состо­я­нием.

Труд­нее бывает рядо­вому тру­же­нику, кото­рый попа­дает в чуждый ему кол­лек­тив. Сам, по своей воле, он не может при­гла­сить свя­щен­ника, вокруг рабо­тают люди без духов­ного стержня, без­раз­лич­ные к вере, порой, враж­дебно настро­ен­ные, бывают ино­слав­ные, ино­родцы. Такому пра­во­слав­ному надо осо­бенно уси­лить молитву, цер­ков­ную и домаш­нюю, и научиться совер­шать молитву на рабо­чем месте (может быть, и в уме). Также надо стре­миться пере­ме­нить место работы, искать что-то другое, чтобы духов­ные стрем­ле­ния такого чело­века не всту­пали в про­ти­во­ре­чие с окру­жа­ю­щей дей­стви­тель­но­стью на работе. Чело­веку невоз­можно раз­дво­иться. Если искренне веру­ю­щий чело­век во время Вели­кого Поста вместе со всем пра­во­слав­ным людом постится, а на работе в этот период празд­нуют 23 фев­раля или 8 марта (дни, кото­рые очень часто при­хо­дятся не просто на дни Вели­кого Поста, а именно на первую сед­мицу Поста), то душев­ный дис­ком­форт такому чело­веку обес­пе­чен. К сожа­ле­нию, мы живем прак­ти­че­ски в без­бож­ной стране, хотя многие и счи­тают себя пра­во­слав­ными. Поэтому веру­ю­щему чело­веку непро­сто найти свое место в мир­ской жизни, но надо к этому стре­миться и уси­ленно молить Гос­пода и Пре­свя­тую Бого­ро­дицу устро­ить его жизнь, а Гос­поду все воз­можно.

Освя­ще­ние транс­порт­ных средств

Все боль­шее место в нашей жизни имеет авто­мо­биль, без кото­рого многим ста­но­вится трудно, а то и вовсе невоз­можно обхо­диться. Так вот, авто­мо­биль должен быть обя­за­тельно освя­щен. Он явля­ется пред­ме­том повы­шен­ной опас­но­сти, может нане­сти тяже­лей­шие увечья или даже при­ве­сти к гибели не только вла­дельца и води­теля авто­мо­биля, но, что еще страш­нее, нане­сти вред посто­рон­ним людям. Чтобы силы бесов­ские не могли по своему про­из­волу воз­дей­ство­вать на води­теля и на транс­порт­ное сред­ство, и тре­бу­ется освя­ще­ние авто­мо­биля (или чего-либо подоб­ного, напри­мер: лодки, катера, мото­цикла, ску­тера, лета­тель­ного аппа­рата). Хочу, чтобы люди поняли, что свя­щен­ник освя­щает данный пред­мет для того, чтобы он не нанес прежде всего душев­ного, но также и физи­че­ского вреда людям. Был такой случай, когда спустя несколько дней после освя­ще­ния авто­мо­биля вла­де­лец его пришел к свя­щен­нику в недо­уме­нии по поводу аварии, в кото­рую он попал уже на освя­щен­ной машине. В ответ на его недо­уме­ние: «Как же так, батюшка? Машину я освя­тил и через два дня все равно попал в аварию?», свя­щен­ник спро­сил: «А как Вы сами, постра­дали?» Ответ: «Нет, на мне ни цара­пины». Вопрос: «Кого-нибудь сбили, задели?» — «Тоже нет, все в порядке, но машина… Она сильно постра­дала, машину жалко». Так не о машине надо пла­кать, а радо­ваться и бла­го­да­рить Бога за то, что цел и невре­дим остался и никого не пока­ле­чил! Если бы кого дру­гого пока­ле­чил, в тюрьму бы попал и до конца дней своих жил с таким тяжким грузом на душе. А о без­душ­ной вещи не стоит пла­кать, а впредь при езде надо быть вни­ма­тель­нее и не тро­гаться с места, не помо­лив­шись Гос­поду. Для того, чтобы об этом не забы­вать, необ­хо­димо в салоне авто­мо­биля пове­сить икону Спа­си­теля, или Божией Матери, или свя­того угод­ника, сейчас такие «авто­мо­биль­ные» иконки про­да­ются. Но уж если пове­сили в машине икону, то не раз­ре­шайте пас­са­жи­рам курить в салоне и во время поездки чаще тво­рите про себя молитву. Будьте также вни­ма­тельны к тому, кто был вашим пас­са­жи­ром. После неко­то­рых надо сразу же окроп­лять весь салон святой водой.

Под­водя итог, хочется напом­нить, что не сами без­душ­ные вещи явля­ются источ­ни­ками бла­го­по­лу­чия или, наобо­рот, раз­лич­ных бед в чело­ве­че­ской жизни. Все зло исхо­дит от бесов, а пред­меты явля­ются лишь сред­ствами, кото­рые эти бесы исполь­зуют, чтобы при­чи­нить вред чело­веку. Бесов­ский замы­сел заклю­ча­ется в том, чтобы через нане­сен­ный чело­веку ущерб, через какие-либо пред­меты увести его от веры, ума­лить веру, кото­рая и без того очень часто — хруп­кая и неустой­чи­вая. Ведь как просто при­ве­сти чело­века к неве­рию после того, как он освя­тил свою квар­тиру, а в его жизни ничего не изме­ни­лось, а, может быть, наобо­рот, стало еще хуже. Как просто тому неза­дач­ли­вому води­телю впасть в неве­рие после того, как он попал в аварию, нака­нуне освя­тив свой авто­мо­биль. Элек­три­че­ский утюг может стать при­чи­ной пожара в квар­тире. Но ведь не утюг вино­ват в том, что квар­тира выго­рела, а чело­век. Надо иметь пра­виль­ное пред­став­ле­ние о мире: имея веру во Все­ми­ло­сти­вого Гос­пода и Спаса нашего Иисуса Христа, в заступ­ни­че­ство Пре­свя­той Бого­ро­дицы, в помощь святых угод­ни­ков Божиих, в защиту нас Анге­лом Хра­ни­те­лем, ни на мгно­ве­ние не забы­вать о враге рода чело­ве­че­ского и о пол­чище бесов­ском. Бесы стре­мятся не допу­стить чело­века в Цар­ство Небес­ное, в этом их глав­ная задача, осталь­ное — только сред­ства. Если им уда­ется поко­ле­бать веру чело­века, напра­вить эту веру по непра­виль­ному пути, свести веру до уровня суе­ве­рия, то они зна­чи­тельно пре­успели. Поэтому людям хочется напом­нить слова св. Апо­стола Петра: Итак сми­ри­тесь под креп­кую руку Божию, да воз­не­сет вас в свое время. Все заботы ваши воз­ло­жите на Него, ибо Он печется о вас. Трез­ви­тесь, бодр­ствуйте, потому что про­тив­ник ваш диавол ходит, как рыка­ю­щий лев, ища, кого погло­тить. Про­ти­во­стойте ему твер­дою верою, зная, что такие же стра­да­ния слу­ча­ются и с бра­тьями вашими в мире. Бог же всякой бла­го­дати, при­звав­ший нас в вечную славу Свою во Христе Иисусе, Сам, по крат­ко­вре­мен­ном стра­да­нии вашем, да совер­шит вас, да утвер­дит, да укре­пит, да соде­лает непо­ко­ле­би­мыми. Ему слава и дер­жава во веки веков. Аминь (1Пет.5:6–11).

* * *

И нако­нец, самое послед­нее, о чем хоте­лось ска­зать в связи с затро­ну­той темой. Многие люди, при­гла­шая свя­щен­ника для совер­ше­ния част­ного бого­слу­же­ния, задают вопрос: «А сколько это будет стоить?» Людей этих понять можно, и нельзя их ругать за то, что они, сами того не созна­вая, ставят и свя­щен­ника в нелов­кое поло­же­ние. Доро­гие мои, запом­ните, что свя­щен­ник не рабо­тает по найму, а служит. Служит же свя­щен­ник Богу, а Богу не платят, а жерт­вуют. И в храме люди не платят за записки, за молебны или пани­хиды, а жерт­вуют, причем жертва может быть и в денеж­ном выра­же­нии, и в виде при­но­ше­ния. Другое дело, что для удоб­ства рас­че­тов часто в храмах при­нята какая-то фик­си­ро­ван­ная, усред­нен­ная вели­чина этого пожерт­во­ва­ния. Что же каса­ется част­ного бого­слу­же­ния на дому, то здесь также надо пом­нить, что вы не свя­щен­нику пла­тите за ока­зан­ные услуги, а жерт­ву­ете Богу. Недо­уме­ва­ю­щим же при­веду слова св. Апо­стола Павла: Разве не знаете, что свя­щен­но­дей­ству­ю­щие пита­ются от свя­ти­лища? Что слу­жа­щие жерт­вен­нику берут долю от жерт­вен­ника? Так и Гос­подь пове­лел про­по­ве­ду­ю­щим Еван­ге­лие жить от бла­го­вест­во­ва­ния (1Кор.9:13—14). А размер жертвы каждый опре­де­ляет сам. В каче­стве совета и поуче­ния при­ве­дем заме­ча­тель­ные слова св. Апо­стола Павла: При сем скажу: кто сеет скупо, тот скупо и пожнет; а кто сеет щедро, тот щедро и пожнет. Каждый уделяй по рас­по­ло­же­нию сердца, не с огор­че­нием и не с при­нуж­де­нием; ибо доб­ро­хотно даю­щего любит Бог. Бог же силен обо­га­тить вас всякою бла­го­да­тью, чтобы вы, всегда и во всем имея всякое доволь­ство, были богаты на всякое доброе дело… (2Кор.9:6–8).

Допол­не­ние. Домаш­няя цер­ковь. Н.Е. Пестов

Глава 3. Домаш­няя цер­ковь. Н.Е. Пестов
Print Friendly, PDF & Email
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки