Слово Пространнейшее о вере
1) Речение «бе» относится к Божеству Его; а выражение: «плоть бысть» – к человечеству. «Слово плоть бысть» (Ин. 1, 14), не разрешившись в плоть, но понесши на Себе плоть. Если сказать: «такой-то был стар», то это не значит, что сначала родился он старым. Или если сказать: «заслуженный был воин», то не значит это, что и первоначально был таким же, каков стал впоследствии. Сказано: «аз Иоанн... бых во острове... Патмосе... в день недельный» (Апок 1, 9, 10). Это не значит, что там произошел на свет или родился Иоанн. Напротив того, сказал: «бых в Патмосе» – вместо: пришел в Патмос. Так, Слово снизошло в плоть, что и выражено этим изречением: «Слово плоть бысть». Слушай того, кто говорит: «бых яко сосуд погублен» (Псал. 30, 13); и: «бых яко человек без помощи, в мертвых свободь» (Псал. 87, 5, 6).
2) Человек или Бог – воскрешен из мертвых? Лучше нас ведая сие, апостол Петр толкует и говорит: "снемше Его с древа, положиша во гробе. Бог же воскреси Его от мертвых» (Деян. 13:29–30). Снято же с древа, положено во гроб и погребено Иосифом Аримафейским мертвое Иисусово тело; его-то и воскресило Слово, изрекшее: «разорите церковь сию, и треми денми воздвигну ю» (Иоан. 2, 19). Ибо Животворящий всех мертвых оживотворил и воспринятого Им на Себя человека от Марии, Христа Иисуса. И если, быв на кресте, воздвиг задолго прежде истлевшие мертвые тела святых, то тем паче мог воздвигнуть тело, которое носил на Себе Сам присноживущий Бог Слово, как говорит Павел: «живо бо Слово Божие, и действенно» (Евр. 4, 12).
3) Жизнь не может умереть, а паче – сама животворит мертвых. Итак, по Божеству от Отца Господь – источник жизни; а умер, паче же – и воскрешен из мертвых, Человек, сущий от Девы Марии, Который и ходатайствует о нас и Которого ради нас восприяло на Себя Божество Слова. Потому писанное: «в начале бе Слово» (Ин. 1, 1), – явно обозначает Божество; а сказанное: «Слово плоть бысть» (Ин. 1, 14), – указывает на человечество Господне.
4) Лазарь умер от болезни; Господень же Человек умер не невольно и не от болезни. Напротив того, Сам исшел на домостроительство смерти, укрепляемый вселившимся в Нем Богом Словом, рекшим: «никтоже возмет душу Мою от Мене, но Аз полагаю ю о Себе. Область имам положити ю, и область имам... прияти ю» (Иоан. 10, 18). Почему Божество Сына и полагает и приемлет душу человека, которого понес Он на Себе, потому что восприял Он целого человека, чтобы и оживотворить целого же человека, а с ним и мертвых.
5) Сам как Всемогущий и Зиждитель всяческих приуготовляет Себе в Деве храм – тело и усвояет Себе его как орудие, в нем вселяясь и в нем давая познавать Себя. Для сего-то приемлет на Себя тело, которое может умереть, чтобы, став причастным Бога Слова, за всех довлело оно смерти и ради вселившегося в нем Слова пребыло нетленным.
6) Над всеми сущее Божие Слово, во искупительную за всех жертву принеся храм Свой и телесное свое орудие, по всей справедливости воздало долг повинных смерти; и нетленный Божий Сын как всем соприсущий по подобию с нами справедливо облек всех в нетление обетованием воскресения. То самое тление, которое по человечеству вносится смертью, не имеет уже места в людях по причине Слова, Которое чрез единое тело вселилось и в них. Как по вшествии великого Царя в какой-либо большой город и по вселении его в одном из домов градских город сей удостаивается великой чести, и не тревожит уже его ни враг какой, ни хищник, но ради Царя, вселившегося в одном из домов его, прилагается о нем всякое попечение, – так разумей и о нашем Спасителе. По пришествии Его в страну нашу и по вселении Его в одном из подобных нашим тел прекращено уже всякое злоумышление на человека.
7) Не заключился Он в теле и не так был в нем, чтобы не был уже инде; и тело приводил Он в движение, но и все прочее не было лишено Его промышления; а что всего непостижимее, Он как Слово не был ничем содержим, но паче – Сам всё содержал. По снисшествии Слова в тело оно уже не подлежало истлению, что свойственно было естеству его, но ради вселившегося в нем Божия Слова стало вне тления. Тело удобостраждущее, хотя и пострадало, как сообразно это было с естеством тела, однако же от вселившегося в нем Слова прияло и свойство нетления.
8) Сам Божий Сын бессмертным и нетленным явил тело, в продолжение трех дней бывшее мертвым. И явно стало для всех, что не по немощи естества вселившегося Слова умерло тело, но чтобы силою Спасителя уничтожена была в нем смерть.
9) Какой долженствовал быть конец тела по снисшествии в него Слова? Не могло оно не умереть как смертное и за всех приносимое на смерть, на что и уготовал его Спаситель. Но невозможно ему было и оставаться мертвым, потому что сделалось оно храмом жизни. Посему-то, хотя умерло тело как смертное, однако же ожило по причине сущей в нем жизни.
10) Что невероятного утверждаем, говоря: поскольку человечество впало в заблуждение, то Слово, вселившись в нем, явилось человеком, чтобы Своим кормилоправлением и своею благостью спасти обуреваемое человечество?..
11) Дело души – рассматривать мыслью то, что внутри ее тела, а не на то обращать свою деятельность, что вне ее тела, или не то приводить в движение своим присутствием, что далеко от тела. И сего отдаленного человеку никак уже не привести в движение и не перенести с одного места на другое.
Если кто сидит у себя в доме и размышляет о том, что на небе, то через это не приводит он еще в движение солнца и не вращает неба. Напротив того, хотя видит то, что движется и происходит, но сам не в состоянии произвести сего. Не таково, конечно, Божие Слово в человеке; потому что не было связуемо телом, а паче – Само им обладало; а потому было Оно в теле, но было и во всем, было даже и вне всяческих, в едином Отце.
12) Смотри, прошу тебя: не пребывают ли они в неведении, сами себя подвергая осмеянию? Мудрецы эллинские говорят, что мир есть великое тело, и не погрешают в том против истины, потому что и мир и части мира мы видим как подлежащее чувствам. Если в мире, этом теле, есть Божие Слово, и Оно снизошло и в целое и во все части целого, то что удивительного или несообразного в утверждаемом нами, что Слово снизошло и в человека? Если нет несообразности быть Слову в твари, получившей начало бытия, то нет несообразности быть Ему и в человеке. Итак, вовсе нет ничего неприличного, чтобы Слово было в человеке, и от Него и Им все было просвещаемо и приводимо в движение.
13) Творец вселенной, Бог Слово, видя, что обольщенный дьяволом Адам преступил заповедь своего Создателя и стал под клятвою и обдержанием смерти, от одной из дщерей Адамовых, от Девы Марии, создав Себе пречистое тело, которое бы могло вместить в себе и всю полноту Божества телесно, и свойственные человечеству страдания, добровольно предал оное за весь мир, чтобы смертью тела Своего умертвить царствовавшего некогда над смертью дьявола. Но кровь проливается не Духом Божества Слова, а человеком, которого понесло на Себе Слово.
14) Изречение: «Аз есмь лоза» (Иоан. 15, 1), и: «Отец Мой болий Мене есть» (Иоан. 14, 28), и: «созда Мя» (Притч. 8, 22); и: «Аз... есмь червь, а не человек» (Псал. 21, 7); также всё, что в Евангелиях и у пророков изрек о Себе Сын уничижительно, – сказано о теле, которое понес Он на Себе ради нас. А удобостраждущего сего тела, которое понес Сын на Себе для спасения вселенной, не приписываем мы Отцу. Ибо все создано Отцем чрез Сына; единый же Сын рожден от Отца. Почему Бог Слово «перворожден всея твари» (Кол. 1, 15), и Он непреложный от Непреложного. Поэтому тело, которое ради нас понес на Себе Сын, есть тварь.
15) Ибо во Адама, нареченного Иисусом, облекшись по всему, даже и с Адамовыми немощами, кроме греха, чтобы чрез Него привести к Отцу погибшую овцу, «яко овча на заколение ведеся, и яко агнец пред стригущим его безгласен» (Иса. 53, 7). О Нем пишет Павел: «человек Христос Иисус, давый Себе избавление за всех» (1Тим. 2, 5, 6), и в другом месте говорит: «человеком смерть бысть, и человеком жизнь. Яко же бо о Адаме вси умирают, такожде и о Христе вси оживут» (1Кор. 15, 21, 22).
16) Все получило бытие и создано Самим Словом, но Слово не имеет начала бытия; получившим же начало бытия и созданным Писание именует человека, которого ради нас понесло на Себе Слово. Ибо Господь говорит: всякая розга, во Мне пребывая, приносит «плод» (Иоан. 15, 4, 5). И в человеке, которого понес Он на Себе от Адамова рода, оживотворил Он сущих от Адамова рода.
17) Прими во внимание, что доныне никто не знал Сына Божия как Он есть, пока не явил Он нам Себя. Сына же человеческого, которого Он понес ради нас, мы знаем. О нем сказал Павел: «разумейте Посланника и Святителя исповедания нашего Иисуса... верна суща Сотворшему Его» (Евр. 3, 1, 2); о Нем и Стефан говорит: «вижу... Сына человеча одесную стояща Бога» (Деян. 7, 56). Не сказал же: вижу Слово или Премудрость Отчую; но: «Сына человеча» – Господне от Марии тело.
18) А что касается выражения: «Иисус преспеваше возрастом, и премудростию, и благодатию» (Лук. 2, 52), то оно говорится о человеке, разумеемом в Спасителе; Он был некогда младенцем, преспевал возрастом, премудростию и благодатию; Он, «начиная, бе яко лет тридесять», как повествует евангелист Лука (Лук. 3, 23). Тело же, допускающее преуспеяние и возраст, есть тварь и создание. Иисус Христос, разумеемый в Спасителе человек, приемлет преуспеяние возраста, бывает некогда младенцем, а потом мужем, «начиная яко лет тридесять», как говорит Лука. Итак, приемлющий возрастание человек Христос Иисус, Посланник и Святитель, верный Сотворшему Его, Он-то и есть допускающий преуспеяние.
19) Стефан говорит: «вижу... Сына человеча одесную стояща силы Божией» (Деян. 7, 56). Не сказал он, что видит Слово или Премудрость Отчую, но – «Сына человеча», Господне от Марии тело; о Нем Павел говорит, что седит одесную Бога (Кол. 3, 1). О Его теле Давид пророчески говорит от лица Божия: «седи одесную Мене, дóндеже положу враги Твоя подножие ног Твоих» (Псал. 109, 1), ибо он провидел врагов будущих, т. е. дьявола и споспешествующие ему сопротивные силы, которые враждовали на Господня Человека, зная, что смертью Его приводятся в бездействие и сами они, и имеющий державу смерти дьявол. Ибо умаляющие Божество Слова думают, будто бы Господь не может Сам Собою отмстить врагам, а потому Отец и сказал Сыну: «седи одесную Мене, дóндеже положу враги Твоя подножие ног Твоих». Пусть же узнают эти невежды, что написано это о Человеке, разумеемом по плоти; потому что у того же Давида написано о Господнем Человеке: «ничтоже успеет враг на Тебя» (Псал. 88, 23). Следовательно, телу говорит Бог: «седи одесную Мене». Ему-то врагами стали дьявол со злыми силами, также – иудеи и эллины.
20) Блаженный Павел, сказав о Господе, что в Нем «всяческая... создашася», о Нем одном говорит: что «Той есть прежде всех» (Кол 1, 16, 17), потому что, научившись у древних, был он сведущ в Законе, проник в смысл Соломоновых притчей и нашел, что о Господе сказуется двояко: одно говорится о человеке, которого имел Он восприять от Марии, а другое – о Слове, прежде всех веков превечно рожденном от Отца. И об Иисусе, сущем от Марии, апостол пишет к Тимофею: «поминай Иисуса Христа, воставшаго от мертвых, от семене Давидова по плоти» (2Тим. 2, 8). О сущем же всегда со Отцом Слове Божием сказал он: «Той есть прежде всех» (Кол. 1, 17). Посему всеми святыми да будут обличены утверждающие, что Слово Божие создано в начале дел, и да слышат у Давида, что Слово – не дело, но Творец дел, как говорит Он: «дела руку Твоею суть небеса. Та погибнут, Ты же пребываеши» (Псал. 101, 26, 27).
21) «Иисус Христос вчера и днесь, Той же и во веки» (Евр. 13, 8) сказуется и о человеке, разумеемом в Спасителе, – который то бывает младенцем, то преуспевает возрастом и благодатью, как говорит евангелист Лука: «яко лет тридесять начиная» (Лук. 3, 23). Преуспеяние же и возрастание допускает тело, и оно есть тварь и создание. Посему утверждающие, что сущее от Отца Слово есть тварь, будучи обличены святыми, или да прекратят злочестивые хулы, или да будут от всех провозглашены Христоборцами; потому что в том самом, в чем побеждены, опираются на слова Сказавшего в притчах: «Господь созда Мя начало путей Своих в дела Своя» (Притч. 8, 22). Они и в этом претыкаются. Ибо Соломон, пророчествуя о том Господнем от Марии человеке, который имел быть создан в благодеяние всему миру, от лица Его сказал сие: «Господь созда Мя начало путей Своих в дела Своя».
22) «Твердо убо да разумеет весь дом Израилев, яко и Господа и Христа Его Бог сотворил есть, сего Иисуса, Егоже вы распясте» (Деян. 2, 36). На Него-то, на распятого Господня человека указуя перстом, говорили апостолы: «сего Иисуса, Христа и Господа сотворил есть Бог». Он-то сей Господень человек, очевидно, и создан началом предначертанных в благодеяние путей, Он – и начальствующим над всеми святыми, которые именуются путями, и Господом Иисусом Христом сотворенный, и распятый. О Нем и Иеремия, по изданию семидесяти толковников, сказал: "созда Мя Господь спасение в насаждение ново: в нем же спасении обыдут человецы» (Иер. 31, 22); а по переводу того же изречения Акилою, говорит: «созда Господь новое в жене». А что именует он спасением новым, а не ветхим, созданным для нас, а не прежде нас, и что называет новым, созданным в жене, под тем разумеет человека в Спасителе – Иисуса. Ибо Иисус толкуется и «Спаситель», и «спасение». От Спасителя спасение, как от света просвещение. Сего-то человека Иисуса пророк наименовал созданным для нас спасением, новым в жене т. е. в Марии, лучше же сказать, от Марии. Посему, доказав из Писаний, что сего Христа Иисуса, Которого Соломон назвал созданным началом путей и Иеремия именует созданным новым спасением и новым в жене, Премудрость за нас и ради нас соорудила Себе в дом, – держимся мы и последующего, чему иные по неведению ли, или по предубеждению, пребывая в заблуждении, не хотят ни учить, ни учиться право.
23) Если бы Божественные словеса могли все постигать духовно, то не требовалось бы преподавать им духовное дарование. Господь не напоевал бы млеком, если бы все были способны принимать твердую пищу. Напротив того, те, которые еще младенчествуют в самом учении боговедения, тем, как младенцам, питающимся млеком, позволяет принимать огласительное учение, потому что неспособны еще принять в пищу хлеб ангельский – в человеческом теле сокровенного Бога Слова.
24) Посему нам как сведущим строителям Божественных таин надлежит преподавать слово, в какой мере может каждый вместить. Ибо проторгаются мехи ветхие, не вмещая в себя нового вина истинной виноградной Лозы, то есть учения Господа нашего Иисуса Христа. Итак, поскольку иные, лучше же сказать – и многие, не став еще учениками, по опрометчивости вступили в звание учителей, «не разумеюще ни яже глаголют, ни о нихже утверждают» (1Тим. 1, 7), слепотствуя же мысленными очами, не имея ума, который зрит Бога, подобно Иакаву, и сердца чистого, которое узрит Бога, о человеке, которого Спаситель ради нас понес на Себе, написанные изречения, и уничиженные дела, и слова, выражающие обнищание, прилагая к Божеству Слова, и сами заблуждаются, и вводят в заблуждение необучившихся и неутвержденных, – то, как пишет Иуда (1Тим. 1, 3), имеем мы нужду изложить в послании, какие изречения приличествуют Божеству Слова и какие – воспринятому Им на Себя ради нас человеку. Как в один мешок влагаются золотые и серебряные монеты, имеющие на себе изображение и надписание имени одного царя, но хранящий их у себя торжник знает превосходство златницы перед низшею ценою сребреника, так хотя в одном Писании написано о Божестве Сына и о теле от Марии, которое Сын ради нас понес на Себе, однако же мы как смысленные ученики единого истинного Учителя распознаем каждое изречение Писания. Посему все речения и дела унизительные разумей написанными о теле Иисусовом, все же славные письмена – о Божестве Слова. Когда после поста взалчет, это недостаток тела. А когда пятью хлебами насыщает пять тысяч, кроме детей и жен, и двенадцать кошниц уломков остаются в избытке, это есть дело Божества Слова. Когда спит в корабле «на возглавнице» (Мк. 4, 38) – это есть дело телесного покоя. А когда, ходя по морю, с угрозою запрещает волнам и ветрам: «молчи, престани» (Мк. 4, 39), тогда немедленно слышит, как сущии в корабле с клятвою исповедуют: «воистину Божий Сын еси» (Матф. 14, 33). Когда, стоя при гробе Лазаревом, плачет и когда, готовясь на страдание, говорит: «прискорбна есть душа Моя до смерти» (Матф. 26, 38), и тужит, и именует Дух Божества бодрым на всякое домостроительство, а плоть немощною, тогда скорбит и тужит по немощи тела. А когда повелительно глаголет: «Лазаре, гряди вон» (Иоан. 11, 43), и четверодневный мертвец, еще связанный, восстает жив, чего не бывало от начала твари, – это есть знамение Божества. Когда, «утруждся от пути дневного, сидит на источнице» (Иоан. 4, 6), – утруждение свойственно телу. А когда говорит: «приидите ко Мне вси труждающиися и обремененнии, и Аз упокою вы» (Матф. 11:28), это есть дело Божества – врачевать от телесных болезней и трудов, и от душевных бед. Когда крещается от Иоанна «Иже греха не сотвори, ниже обретеся лесть во устех Его» (1Петр. 2, 22), – за нас совершается очищение тела. А когда повелевает апостолам крестить все народы во имя Отца и Сына и Святого Духа (Матф. 28, 19), сие прилично Божественной Его силе. Когда преклоняет колена и молится как человек, это за нас приносимое исповедание тела. А когда во время преображения Его на горе Петр, Иаков и Иоанн не в состоянии сносить славу и от славы Божества преклоняют на землю и лица и колена (Матф. 17, 6), это есть сила Слова. Когда укрепляет апостолов, говоря: «не убойтеся от убивающих тело, души же не могущих убити» (Матф. 10, 28), это есть сокровенное и твердое утешение Божества. А когда отрекается умереть, это есть болезнь тела. Ибо до преступления Адамова не было ни печали, ни боязни, ни утомления, ни глада, ни смерти.
25) «Аз есмь, – говорит, – путь» для спасаемых, «и живот» для мертвых, «и истина» для убегающих лжи (Иоан. 14, 6). Глаголя «сущим во тме, открыйтеся» (Иса. 49, 9), «Аз есмь свет миру» (Иоан. 8, 12). Ибо во Адама, нареченного Иисусом, облекшись с Адамовыми немощами, кроме греха, – Им привел к Отцу погибшую овцу, «яко овча на заколение веден, и яко агнец пред стригущим его безгласен» (Иса. 53, 7). О Нем пишет Павел: «человек Христос Иисус, давый Себе избавление за нас и за грехи наши» (1Тим. 2, 5, 6). И в другом месте говорит апостол: «человеком смерть бысть, и человеком жизнь. Якоже бо о Адаме вси умираем, такожде о Христе вси оживем» (1Кор. 15, 21, 22). И еще в другом месте пишет: «первый человек от земли, перстен: вторый человек... с небесе» (1Кор. 15, 47). Посему именем Адама первого обозначает первозданного в мире, а именем Адама второго – Человека, разумеемого в Спасителе, Который называется Сыном человеческим, овчатем, лозою виноградною, хлебом, древом, зерном пшеничным и подобными сим именами; именуется же и Адамом, хотя великое различие между Адамом вторым и Адамом первым. Ибо один произошел из земли, а другой, сый Отчее Слово, «плоть бысть» (Ин. 1, 14), не перестав быть Словом оттого, что понес на Себе плоть, как и золото не теряет славы, будучи заключено в чуждом влагалище.
26) Когда же учитель наш говорит: «разумейте Посланника и Святителя исповедания нашего Иисуса... верна суща Сотворшему Его» (Евр. 3, 1, 2), не подумай, что от начала сущий у Отца Бог – Слово есть создание. Ибо апостол повелевает разуметь не Божество невидимое, но Господня человека, Которого Павел же наименовал «Ходатаем Бога и человеков, человеком Христом Иисусом, давшим Себе избавление за нас» (1Тим. 2, 5). Сего-то повелел он разуметь Иисуса, «верна суща Сотворшему Его»; как и Господь говорит: «смотрите вран, яко не сеют» и проч. (Лук. 12, 24); еще: «смотрите крины сельные, како растут» (Лук. 12, 27); следовательно, повелевает обратить внимание на видимое, а не на ангелов или другие невидимые твари. Если и Аввакум пророк говорит: «разумех дела Твоя, и ужасохся» (Аввак. 3, 2), то этим сказует, что уразумел он дела, а не Творца дел. И апостол повелевает разуметь видимое Господне тело, а не Божество Слова невидимое; потому что «Бога никтоже нигдеже виде» (1Иоан. 4, 12), «ниже видети может» (1Тим. 6, 16). «Бог же бе и есть Слово», как говорит Богослов Иоанн (Иоан. 1, 1). Посему кого повелено нам разуметь, человека Христа Иисуса, Который дал Себя во избавление за нас, Которого сказуем «Посланника и Святителя верна суща», того апостол повелевает разуметь как создание. Все создано; но Божие Слово, т. е. Сын, есть не тварь, а рождение по естеству. Ибо Отец создал всё Словом, как говорит Павел: «тем создана быша всяческая» (Кол. 1, 16); и как сказует Иоанн: «вся Тем быша, и без Него ничтоже бысть» (Иоан. 1, 3). Само же Слово не созидает, но рождает Бог. Ибо Самим Словом всё получило бытие и создано, не получило только бытия Само Слово. Напротив того, Человека, Которого ради нас понесло на Себе, Писания изображают получившим бытие и созданным.
27) Ибо Господь говорит: всяка розга, во Мне пребывая, принесет плод (Иоан. 15, 5); и в Человеке, Которого понес на Себе от земнородного Адама, Он оживотворил сущий от Адама род, «умерщвлен... быв плотию, ожив же духом», как пишет Петр (1Петр. 3, 18), потому что именует Его умерщвленным за нас плотью, а не бессмертным животворящим Божеством. Ибо Господь говорит: «Аз есмь... жизнь» (Ин. 14, 6); но жизнь не умирает, а паче – животворит мертвых. Как свет не терпит вреда в темном месте, так и жизнь, посетив смертное естество, ничего не может потерпеть, потому что Божество Слова непреложно и неизменяемо.
28) Сказано: «кто уразуме ум Господень, или кто советник Ему бысть, иже научит Его?" (Иса. 40, 13) Один советник Отчий – Сын, и «ум» Отчий «уразуме» Тот, Кто говорит: никто не познает Отца, только Сын, и никто не познает Сына, только Отец или кому откроет Сын (Лук. 10, 22). Посему, говорит Иоанн о Господе: «егда явится, подобни Ему будем, и узрим Его, якоже есть» (1Иоан. 3, 2). Смотри – доныне, пока не явил Себя нам Сын Божий, никто не знает, каков Он Сам в Себе. Знаем же Человека, Которого ради нас понес Он на Себе. О Нем-то сказал Павел: «разумейте Посланника и Святителя исповедания нашего Иисуса... верна суща Сотворшему Его» (Евр. 3, 1, 2). О Нем говорит и Стефан: «вижу... Сына человеча одесную стояща силы Божией» (Деян. 7, 56). Не сказал же: вижу Слово или Премудрость Отчую; но: «Сына человеча» – Господне от Марии тело. И Павел сказует: «Иже седе одесную Бога» (Евр. 8, 1). О Его теле Давид пророчески говорит от Отчего лица: «седи одесную Мене, дóндеже положу враги Твоя подножие ног Твоих» (Псал. 109, 1), разумеет же врагов будущих, которых предузнал, то есть дьявола и споспешествующие ему сопротивные силы (которые враждовали на Господня Человека, зная, что смертью Его приводятся в бездействие и сами они, и имеющий державу смерти дьявол), а также враждовавших на Него иудеев, над которыми исполняется написанное: «возненавидеша Мя туне» (Иоан. 15, 25). Ибо научаемые полезному, дерзнули за сие бить и распять Его, называя Его самарянином, бесноватым и человеком грешным, хотя Им осужден грех и о Нем написано: «воззрят Нань, Егоже прободоша» (Зах 12, 10). Его-то узрев на суде судящим живых и мертвых, как говорит Иоанн о Сыне: «даде Ему суд творити, яко Сын человечь есть» (Иоан. 5, 27), – раскаются они, и будут говорить одно колено другому: вот Тот, Которого имели мы в посмех, говоря Ему: иных спасал, Себя ли не можешь спасти? Посему о Господнем теле написано Давидом: «седи одесную Мене, дóндеже положу враги Твоя подножие ног Твоих» (Евр. 1, 13). Ибо прежде сего Давидова пророчества в недрах Отчих было Слово и не имело на небе врагов, потому что прежде твари никто не был со Отцом, кроме Сына и Духа Святого. И Отец чрез Сына сотворил беспредельные веки, начала и власти и всю тварь. Поэтому Бог Слово, у Которого ни с кем нет общего достояния или имения и Который, напротив того, есть Господь всяческих, так что никто не может Ему противиться, мог ли иметь врагов? Ибо умаляющие Божество Слова думают, будто бы Господь не может Сам Собою отмстить врагам, а потому Отец и сказал Ему: «седи одесную Мене, дóндеже положу враги Твоя подножие ног Твоих». Но пусть хотя бы теперь узнают сии невежественные, что написано это о Человеке, разумеемом в Спасителе, потому что у того же Давида написано о Господнем Человеке: «ничто же успеет враг на Тебя» (Псал. 88, 23), и еще: «рана не приближится селению Твоему» (Псал. 90, 10).
29) Сказано: «Господь на небеси уготова престол Свой» (Псал. 102, 19). Иное значит: «небо Мне престол» (Деян. 7, 49), и иное: уготовать престол на небе, как бы в некоем месте. Много потребовалось бы говорить об этом к объяснению настоящего места; по крайней мере, упоминаемые престолы выражают покорность всей твари. Это же предварительно заметили мы об изречении: «седи одесную Мене» (Евр. 1, 13), в удостоверение, что сказано оно о Господнем теле. Ибо, если «небо и землю Аз наполняю», глаголет Господь, как сказано у Иеремии (Иер. 23, 24), и всё в Себе содержит Бог, а Сам ничем не содержится, то на каком восседает Он престоле? Поэтому телу говорит Бог: «седи одесную Мене». Ему и врагами стали дьявол с лукавыми силами, также иудеи и эллины, воспротивившиеся Христовой проповеди. Чрез сие – то тело сделался и наименован Господь Святителем и Посланником в таинстве, которое преподал нам, говоря: сие есть тело Мое, за вас предаваемое, и кровь новаго, а не ветхого завета, за вас изливаемая (Матф. 26, 26–28). Божество не имеет ни тела, ни крови; виновником же сего соделался Человек от Марии, Которого понесло на Себе Божество. О Нем говорили апостолы: «Иисуса Назорея, мужа от Бога извествованна в вас» (Деян. 2, 22). Град Назарет именуют земной, а не небесный; и Его мужем, а не Богом называют, обращаясь к иудеям и к тем, которые с того времени и доныне, подобно иудеям, мудрствуют по плоти. И апостолы говорили, и Сам Господь ответствовал о Себе как о человеке, говоря: «что ищете Мене убити, человека, Иже истину вам глаголах» (Иоан. 8, 40)? Не сказал: ищете убить Меня, Бога, потому что Бог, бесстрастный и бессмертный, в бездействие приводит смерть, животворит же мертвых, говоря: «Аз есмь... живот» (Иоан. 14, 6). Но когда обращает речь к Филиппу, который с верою приемлет слышимое, тогда и его, и прочих апостолов, и всех, подобно им способных понимать духовно, научает: «видевый Мене, виде Отца» (Иоан. 14, 9); «Аз и Отец едино есма» (Иоан. 10, 30), и: «Аз во Отце и Отец во Мне» (Иоан. 14, 10).
30) Итак, в самом указании Писаний имеем Человека Спасителева. О Нем научаемся мы разуметь, что Он создание, а не Божество Слова невидимое, сокровенное в Отчих недрах, Которого доныне никто не видел. И это лучше нас знал Павел, сказав: «облиста Меня свет мног, и падох на землю, и слышах глас глаголющ ми: Савле, Савле, что Мя гониши? Жестоко ти есть противу рожну прати. И сказал я: кто еси Господи? И Господь говорит мне: Аз есмь Иисус Егоже ты гониши» (Деян. 22, 6–8; Деян. 9, 5). Исповедует же, что от славы света Господня поражен был он слепотою и чрез три дня прозрел по откровению и повелению Господню. Если же «сосуд избран» (Деян. 9, 15) Павел поражен слепотою, не имея сил видеть славу Господню, то как же учит он нас разуметь Божество Самого Слова? Напротив того, неоднократно говорил я и теперь повторяю, что Павел повелел нам разуметь Иисуса, Спасителева Человека, «верна суща Сотворшему Его» (Евр. 3, 2).
31) «Подобни мне бывайте, – говорит апостол, – якоже аз Христу» (1Кор. 4, 16); очевидно же, разумеет человека – сие лежащее основание (1Кор. 3, 10). Ибо ни Павел, ни другой кто не может сделаться подобным Божеству Слова, разве только могут уподобляться Христу в страданиях и кротости. О чем и Петр повелевает нам, «да последуем стопам Его» (1Петр. 2, 21), как и Павел говорил, что лишение скорбей Христовых восполняет во плоти своей (Кол. 1, 24). Посему неоспоримо то, что прежде век положенный в основание был сокровен в предведении Отчего ума тот Господень Человек, Которого имел создать от Марии. О Господнем же теле явственно изречено пророчество Иуде: «из тебе изыдет Мне Старейшина... и начало Его из начала от дней века» (Мих. 5, 2); хотя Бог – Слово при скончании веков восприял на Себя Человека от колена Иудина.
32) Сказано: «егда покорит Ему всяческая, тогда и Сам Сын покорится Покоршему Ему всяческая» (1Кор. 15, 28). Поэтому спросим: кто есть не покоряющийся Богу, пока не покорена Ему всяческая? Что не было покорено сущему от Отца Слову еще прежде домостроительства в воспринятом Им ради нас на Себя Человеке? Ибо все создания покоряются Сотворшему. Но и доныне еще не все покорено воспринятому Им на Себя Человеку. Ибо говорит Павел: «не у видим Ему всяческая покорена» (Евр. 2, 8). «Иудеем убо соблазн, язычникам безумие, нам же верующим в Него Христос Божия сила и Божия Премудрость» (1Кор. 1, 23, 24). Посему, когда вся тварь изыдет в сретение Сыну на облаках и покорится Ему, тогда и Сам Сын покорится Отцу, сделавшись паче всея твари верным Посланником и Святителем, «да будет Бог всяческая во всех» (1Кор. 15, 28), то есть Отец и Сын и Святой Дух – единое Господство и Божество и Царство. Если же скажет кто: апостол наименовал покоряющимся не Иисуса, но Слово, то пусть слышит, что Иисус именуется и есть Сын Божий по причине сокровенного в Нем Слова, как Лука в родословии сказал: «бе Иисус яко лет тридесять, начиная, сый, яко мнимь, сын Иосифов», и по порядку продолжая родословие до Адама, заключил: «Адамов, Божий» (Лук. 3, 23, 38), показывая тем, что от Адама понес на Себе тело, а Божество Его от Отца.
33) Что Отец совершает и показует в Сыне, ко всему этому принадлежит также – знать день и час суда. «И суд весь даде Сынови: да, якоже чтут Отца, чтут и Сына» (Иоан. 5, 22, 23). Если же Отец Сыну предал творить весь суд, то явно, что предал Ему и ведение о суде, когда и как он будет. Посему не знающий о дне суда есть от Марии рожденный Иисус, потому что нет ничего, о чем бы не знал сущий от Отчего сердца Бог Слово, Который ведает все прежде, нежели приходит оно в бытие.
34) Поэтому, если Иисус говорит: «Отец Мой болий Мене есть» (Иоан. 14, 28), именует же Себя и равным Богу, то должно нам знать, почему называет Отца и большим Себя, и равным Себе. Отец больше Сына по удобостраждущему телу, которое понес на Себе Сын; равен же Сыну, поколику всецелый Отец превечно родил всецело совершенного Сына.
35) Так и Ездра пророчествует от лица Зоровавеля, говоря о Сыне Божием: Истина живет, побеждает, обладает и пребывает во веки веков (2Езд. 4, 38), разумея, что умрет за нас тело, которое за нас имеет понести на Себе, а не сокровенная в сем теле Истина, т. е. Отчее Слово. Истина в умершем за нас Иисусе низошла в сердце земли, чтобы Тому, Кто есть Истина, освободить обольщенных ложью. Как царь, вошедши в темницу посетить содержимых там узников, не терпит от того вреда, оказывает же пользу находящимся под стражей, так Бог Слово, нималой не терпя утраты от понесенного Им за нас на Себе смертного тела, Духом Божества оказал пользу заключенным в темнице ада.
36) Иаков, благословляя Иуду, от которого Господь имел приять человеческое тело, говорит: «исперет вином одежду свою, и кровию гроздия одеяние свое» (Быт. 49, 11). Однако же, если понимать это в историческом смысле, он этого не сделал; ибо не мыл он в вине одежду свою. А что значит выражение: «и кровию гроздия», сказанное после слов: «исперет вином одежду свою»? Неужели иное есть «вино», и иное – «кровь гроздия»? Это лучше нас знал Исаия, который говорит: "одежда Его яко от истоптания точила? исполнен истоптания» (Иса. 63, 2, 3). Итак, он пророчествует об одежде, измываемой вином и кровью гроздия. Хитон же есть Сам художник, ибо противно разуму и порядку – мыть в вине одежду, чего не делал, как известно, никто из неразумных людей. А так как он наперед знал от Святого Духа, что Сын Божий ради нас имеет понести тело от иудейского народа, именуемого виноградною лозою и виноградником, то и сказал: «от леторасли восшел еси, сыне мой Иудо» (Быт. 49, 9). И измыть в крови одежду значит измыть облекающее тело; каковым Телом и Кровию Отмывший грехи людей облек всех их в собственное Тело.
37) Посему разделяющие Сына от Отца, как Лозу от Делателя, да устыдятся теперь, убедившись из Писаний, что притча относится к Телу Господа, а не к Божеству Его. Ибо, совершая святое таинство, Он, благословив, сказал: «пийте от нея вси, сия есть Кровь Моя Новаго Завета», за вас изливаемая (Матф. 26, 27, 28), хотя вино есть кровь не Господа, но лозы. Поэтому о собственном Теле сказал Господь: «Аз есмь лоза» (Иоан. 15, 1). Кровь исходит не из Духа Божества Слова, но из понесенного Им Человека.
38) Бог говорит чрез пророка Иезекииля: «оле, пастыри, пастыри! еда пасут пастыри самих себе? не овец ли пасут? Вы же заблуждающаго не обратисте, погибшаго не взыскасте, изнемогшаго не уврачевасте, хромого не обязасте: но и крепкое оскорбисте трудом. Сего ради возставлю Себе Пастыря верного, раба Моего Давида, и будет Пастырь и князь» во век (Иезек. 34, 3, 4, 23, 24). Но когда пророчествовал это Иезекииль в Вавилоне, миновалось уже четырнадцать родов после того, как почил Давид. Посему пророчествовал он о Господнем Человеке, воздвигнутом от Давидова семени, о Котором Павел пишет Тимофею: «поминай... Иисуса Христа, воставшаго от мертвых, от семене Давидова по плоти» (2Тим 2:8).
39) Мудрствующие плотское, не желая научиться у духовных, приобретших несомненное познание Писаний, даже мечтая сами учить людей простодушных, вовлекают их в пропасть; и исполняется на них написанное: «слепец слепца аще водит, оба в яму», то есть в ад, «впадут» (Матф. 15, 14). В историческом смысле, конечно, не может слепец слепца водить. Но слепотствуя в познании Божественных таин, внушают они каждому из людей неученых: не вам ли Сын сказал через Соломона: «Господь созда Мя начало путей Своих в дела Своя» (Притч. 8, 22)? Не о Себе ли говорит Сын: пославший Меня «Отец... болий Мене есть» (Ин. 14, 28)? Не сказал ли также: "от Себе не глаголю... Отец Мне заповедь даде, что реку и что возглаголю» (Иоан. 12, 49)? и еще: «снидох... не да творю волю Мою, но волю пославшаго Мя Отца» (Иоан. 6, 38)? Иную волю имеет Отец, и иную Сын; так мудрствуют они! Если раздельную имеют волю, то почему говорит Отец: сотворим человека и проч.? Так не различают они, какие речения приличны Божеству и какие Человеку, Которого понесло на Себе Божество.