Св. Алексий, митрополит Киевский и всея России1

Источник

Губительная язва, опустошившая всю Азию, Африку и Европу в половине XIV ст., известная под именем черной смерти проникла и в наше отечество (1350 г.). Она появилась в Пскове, достигла Новгорода и потом разлилась по всей России. Жертвы ее были бесчисленны: вымирали не только целые селения, но и города. Среди сих ужасов, в Москве скончался М. Феогност, двадцать четыре года правивший Церковью русскою (11 март. 1353 г.). Спустя около сорока дней за ним последовал в гроб и В. Князь Симеон Иоаннович (26 апр.).

М. Феогност, оставляя престол свой, не хотел иметь по себе другого преемника, кроме своего любимого старца и наместника, возведенного им на кафедру владимирскую, Епископа Алексия. В К. Симеон, в своем предсмертном завещании, заповедовал своим братьям во всем слушать того же Епископа Владимирского: «слушали бы есте отца нашего Владыки Алексия»2.

Кто же был этот утешитель стенающей Руси, которому вверялось в кормило Церкви и попечение о Государстве? Шестидесятилетний старец3, от юности посвятивший дни свои Богу.

Св. Алексий был сын боярина черниговского Феодора Бяконта. Отец его, оставив свой город, разоренный в нашествие монгольское переселился в Москву, при Князе Московском Данииле Александровиче, и занял значительное место между боярами московскими, так что ему вверено было управление Москвой4. Алексий был старший между своими братьями, которых было четверо5. Он родился в Москве, в конце ХШ ст., и при святом крещении был наречен Елевферием6. Особенным знаком близости ко двору княжескому было то, что восприемником Елевферия от святой купели был сын Князя Даниила еще малолетний, Иоанн.

Родители Елевферия, приготовляя своего сына к высшему служению гражданскому, озаботились» дать ему приличное воспитание, – с малых лет начали обучать его грамоте. Дитя полюбило заниматься книгами, не оставляя впрочем и удовольствий, свойственных юному возрасту. Но чтобы ни расчеты родителей, ни мирские занятия не отвлекли отрока от высшего служения, ему пред- назначенного, Господу угодно было заблаговременно указать ему сию цель его жизни и начать приготовление к ней. Однажды, когда Елевферий вышел в поле, чтобы по-детски позабавиться ловлею птиц, и утомленный ожиданием добычи заснул над своими сетями, он услышал голос, говоривший ему: «Алексий! что напрасно трудишься? будеши человеки ловя». Наименование новым для Елевферия именем, необычайность предсказания, неизвестность предсказателя, все это глубоко заняло душу отрока. Родители вскоре заметили в нем перемену – он сделался необыкновенно молчалив, бросил детские забавы; стал прилежать посту, молитве. Это было на двенадцатом году жизни Елевферия. Достигши пятнадцати лет, он почувствовал в себе решительную наклонность к жизни иноческой, вступил в Московский Богоявленский монастырь и, на двадцатом году постригшись, получил преднареченное ему имя: Алексий.

Здесь Алексий вполне. предался своим благочестивым влечениям, Строгий пост, всенощные бдения, постоянная молитва, духовное чтение, слезы сокрушения, – вот что питало его душу.

Сподвижниками Алексия в Богоявленском монастыре. были: некто Геронтий, старец всеми уважаемый за свои добродетели, и пришелец пустыни Радонежской, Стеф, чрез которого, может быть, положено начало духовному союзу Алексия и с братом его, преп. Сергием, в последствии еще более укрепившемуся. Стефан был потом возведен в игумены Богоявленского монастыря, и сделался духовником В. Князя Симеона Иоанновича и многих знатных бояр; а св. Алексия Феогност взял к себе, для управления церковными судами на дворе митрополитском. Так Промысл Божий постепенно, впрочем, неспешно приближал своего избранника к служению, ему предназначенному.

Может быть здесь-то, во дворе Митрополита, никогда не- пренебрегавший к приобретению новых полезных для него знаний, познакомился с языком греческим. Первым поводом к сему могло быть обращение с Митрополитом-Греком и другими Греками, жившими при нем; а собственные труды и усилия повели от первоначальных познаний в разговорном языке к чтению книг греческих. И достопамятным плодом сих занятий было сличение славянского перевода Нового Завета с греческим подлинником и исправление текста славянского по греческому. Боголобивый дух Алексия, открыв для себя новый путь к слову истины , не замедлил воспользоваться им , чтобы ближе и точнее разуметь слова Христовы и Апостольские7 . Чем более сближался Митрополит с своим наместником, тем более привязывался к нему любовью. И наконец, в последние годы своей жизни, сделавшись дряхл, по согласию с В. Князем Симеоном Иоанновичем, решился возвести его на кафедру епископскую во Владимире. Во Владимире, с самого перемещения Митрополитов в этот город, не было своих епископов; престол Церкви Владимирской, принадлежавший прежде епископам суздальским, считался митрополитским. И теперь Митрополит, уступая одну из своих кафедр Алексию, имел в виду не то, чтобы навсегда утвердить престол этот за особым епископом, но, чтобы после своей смерти вернее обеспечить наместнику своему полное управление митрополию. Итак, Алексий поставлен в Епископы Владимирские 8. Через несколько времени В. Князь и Митрополит отправили в Константинополь посольство, с просьбою, чтобы, в случае смерти Феогноста, поставлен был на Митрополию Русскую Епископ Владимирский Алексий.

Посланные, возвратившись в Москву, уже не застали в живых ни Феогноста, ни В. Князя. Губительная болезнь свирепствовала. Все было поражено скорбью. При таком положении дел не вдруг можно было исполнить требование Константинопольского Патриарха, который избираемого в Митрополиты вызывал к себе. Князья Московский Иоанн и Суздальский Константин отправились в Орду спорить о великом княжении. Однако же св. Алексию нельзя было медлить с отправлением в Царьград. В Киеве уже явился искатель Митрополии Русской, Феодорит, поставленный без всякого права, Патриархом Болгарским9. Не известно, желание ли юго-западных епископов русских иметь у себя особого митрополита, не удовлетворяемое Патриархами Константинопольскими, или другие обстоятельства побудили Патриарха Терновского вмешаться в дела Церкви Русской, ему не подведомственной: во всяком случае, действие его было незаконно.

Не трудно было одержать верх над таким совместником, каков был Феодорит. Патриарх Константинопольский сам стоял за свои права. Поэтому, когда св. Алексий явился в Константинополь, его не затруднились утвердить на Митрополии Русской. Но едва возвратился он в Россию (в 1354 г.), как нашел себе другого совместника в Романе, поставленном также в Константинополе. Для объяснения такого замешательства, не имея никаких указаний в отечественных памятниках, считаем нужным обратиться к делам Греческой Империи. Император Иоанн Палеолог, желая освободиться от соправителя, предложенного ему опекуном его и тестем Иоанном Кантакузином, сына Кантакузинова Матфея, поднял против него оружие; но, потеряв сражение, принужден был удалиться на остров Тенедос. Между тем Кантакузин потребовал от Патриарха Каллиста (в 1350 г.), чтобы он короновал соправителя Империи. Каллист отказался исполнить это требование и совсем оставил престол свой. На место его поставлен Патриархом Филофей (в нач. 1354 г.); впрочем, на этот раз был он Патриархом не более года 10. 0бстоятельства обратились в пользу Иоанна Палеолога, и с ним возвратился на престол свой Каллист (1355–1362). При таком ходе дел могло статься, что Роман, предупредив св. Алексия в Константинополе, был поставлен в Митрополиты Каллистом. А св. Алексий, не вдруг явившись в Константинополь, но имел на своей стороне избрание от Церкви Русской и прежнее согласие константинопольского престола, был утвержден Митрополитом от преемника Каллистова 11.

Как бы то ни было, но Церковь Русская очень смущена была неожиданным появлением двух Митрополитов, из которых только одного давно знала и желала иметь своим первосвятителем. Роман не смел явиться в Москву, которая по-прежнему удержала за собою достоинство столицы великокняжеской, с утверждением на в. княжение брата Симеонова Иоанна. Св. Алексий с радостью и любовью был принят в Москве, и как ревностный архипастырь, озаботился поставлением Пастырей тем епархиям, которые от губительной ли болезни, или от других причин лишились их; посвятил Епископов в Ростове, Смоленске, Рязани и Сараи 12. А для прекращения смут от Романа, который рассылал по епархиям своих послов, с требованием к себе обычной дани13 решился снова ехать в Константинополь.

Удаление Филофея с престола патриаршеского затрудняло успехи сего нового путешествия. Роман, вероятно, узнав о восстановлении Каллиста, и на этот раз предупредил св. Алексия и упорно отстаивал права свои14 Наконец Патриарх решился поправить дело тем, что св. Алексию предоставил управление епархиями великороссийскими, а Роману малороссийскими15, но, кажется, за исключением Киева, который, как старейший город Митрополии, остался за св. Алексием16 Может быть, тогда же даровано ему ·и титло ὑπέρημος (пречестный), с которым встречаем имя его в подписи на грамотах17

Утвердившись на Митрополии, св. Алексий, как Пастырь заботливый о духовном преуспеянии своей паствы, издал к ней свое воззвание, или поучение, в котором, указав на свое право учить и долге пасомых повиноваться, предложил им убедительные наставления об их христианских обязанностях18.

«Прежде всего, – писал он, – предлагаю вам притчу, неложными устами Христовыми изреченную в Евангелии: Изыде сеятель сеяти семене своего: и егда сеяше, ово паде при пути, а другое на камени, и другое посреди терния; другое же паде на земли благую (Лук. 8, 5 – 8). Семя есть слово Божие, истинное·, а земля – сердца человеческие. Да не будет же, дети, сердце ваше ни землею тернистою, не принося плода духовного от лености и небрежения, ни каменистою, не имея в себе страха Божия, ни землею при пути,– предаваясь в попрание врагу Божию диаволу от пристрастия житейского. Господь да избавит нас от сего. Но да будет сердце ваше землею благою для приятия истинного слова Божия, и да приносит плод духовный, ово тридесять, ово шестьдесят, ово сто (Матф. 13, 8.)».

«И другую притчу предлагает нам Господь в Своем Евангелии: Человек некий быв домовит, иже насади виноград и оплотом огради его, и ископа в нем точило, и созда столп, и вдаде и делателем, да воздадят ему плоды во времена своя (Матф. 21, 33. 41.). Человек здесь означает Христа Бога нашего, Который, будучи Богом и человеком, для нашего спасения, как пишет наш светлый учитель Апостол Павел, жил с людьми, во всем подобно нам, кроме греха (Евр. 4, 15). Виноград насади это – человечество на земле. И оплотом огради, т. е. Своим божественным законом. И созда столп, Божественную Церковь. И ископа точило, т. е. ради нашего спасения излил Свою честную кровь, чтобы верные спасались и достигали царства небесного. И предадe деятепем – св. Апостолам и св. Отцам – Патриархам, Митрополитам, Епископам и всему священническому чину, чтобы они, упасши и научивши людей закону Божию, могли сказать во

второе пришествие Христа Бога нашего: Господи! се мы и дати, яже еси дал нам (Ис, 8, 18.)»

«Таким образом, и я грешный, сподобившись cero святительства, т. е. епископства, не по моему достоинству, но по щедротам Божиим и по великой милости, которую Господь излиял на нас изобильно, сподобился вместе быть вашим, дети мои, Пастырем и Учителем, пасти и учить порученное мне стадо словесных овец ».

« Посему напоминаю вам слово Спасителя, сказанное им к Своим ученикам и Апостолам:Сия заповедаю вам, да любите друг друга (Ин.15:17). О сем разумеют еси, яко Мои ученицы есте, аще любовь имате между собою (13, 35.). Так и вы, дети, имейте между собою мир и любовь. И Апостол Павел говорит: весь закон во едином словеси исполняется, во еже: возлюбиши ближнего своего, якоже себе (Гал.5:4)».

«Также имейте, дети, в сердцах своих страх Божий: ибо при нем человек может стяжать всякую добродетель. Сказано: начало премудрости страх Господен (Притч. 1, 7.).И Григорий Богослов пишет: где страх Божий, там очищение плоти и соблюдение заповедей; где соблюдение заповедей, там возвышение души в горний Иерусалим 19

«Имейте в уме своем смерть, воскресение, суд и воздаяние каждому по делам»

Предложив сии коренные и общие правила христианской жизни, как учитель Евангельский, св. Алексий дает потом и некоторые частные наставления. Князьям и боярам заповедует судить милостиво, не мздоимно, и по правде; простым, людям чтить своих князей. И потом снова всем внушает, покаянием, церковною молитвою и приобщением тела и крови Христовой, очищать себя от грехов, умилостивлять Бога и усвоять себя Ему чрез Единородного Сына Его Иисуса Христа.

«Приходите к иерею, отцу духовному, – говорит св. Алексий, –с покаянием и слезами. Отвергните от себя всякие дела злые, и не возвращайтесь к ним. Истинное покаяние в том и состоит, чтобы возненавидеть свои прежние грехи. Видя такую решимость, иерей может тебя очистить, приблизить к Богу и соделать причастником тела и крови Христовой».

«К церковной службе будьте поспешны, стараясь предварять друг друга, как Иоанн предварил Петра, когда спешили они ко гробу Христову. Не говорите: отпоем себя дома. Такая молитва не может иметь никакого успеха без церковной молитвы. Как храмина без огня, от одного дыма не может согреться: так и та молитва без церковной. Ибо: церковь именуется земным небом; а в ней закалается Агнец – Сын и Слово Божие, для очищения грехов всего мира; в ней проповедуется Евангелие царствия Божия и писания св. Апостолов; в ней престол славы Божией, невидимо осеняемый Херувимами в ней руками священническими приемлется тело и кровь Божественная, и преподается верным на спасение и очищение души и тела. А входя в церковь, вострепещи душою и телом: ибо не в простую храмину входишь. И не смейте, дети, прогневлять Бога своими разговорами в церкви.

« Имейте знамение Христово в душах ваших. Григорий Богослов пишет: «не легко украсть овцу, на которой положен знак»20 . Знак же для овец стада Божия есть приобщение тела и крови Христовой. Вы, дети, как овцы словесного стада, не пропускайте ни одного поста, не возобновив на себе сего знамения, но будьте причастниками тела и крови Христовой».

Так богомудрый Учитель наставлял свою паству, применяясь к существенным потребностям и простому разумению своих пасомых. Он говорит не о многом, но в этом не многом заключалось все нужнейшее и доступное для всех. Теперь обратим внимание на дела его управления.

На предшественника св. Алексия, М. Феогноста, Архиеп. Новгородский Моисей приносил жалобу в Константинополь за его какие-то, будто бы незаконные, притязания21. Патриарх с теми же посланными прислал свое решение на дело и полиставрий (крещатые ризы) Архиепископу Новгородскому. Не знаем, в какой мере была справедлива эта жалоба, против которой не мог оправдываться святитель, уже почивший, не дошло до нас и oтветнoe послание Патриарха. Знаем только то, что подобные жалобы на митрополию со стороны Новгорода, возникшие снова после св. Алексия 22, при нем ни разу не возобновлялись. Епископ Тверской Феодор, во время продолжительного своего управления епархию показавший большую ревность в украшении церквей и неоднократно имевший случай быть миротворцем враждующих князей в своей области, наскучил, наконец, их непрерывными спорами и хотел оставить епархию (1357 г.). Но св. Алексий убедил его еще потерпеть и остаться на своей кафедре ради блага Церкви и народа23 Давний спор между Епископами Рязанским и Сарайским о пределах их епархий, при М. Феогносте решенный сперва, в пользу Сарайского, потом в пользу Рязанского Епископа, возобновился и в начале управления Алексиева. Но св. Алексий, опираясь на определения прежних Митрополитов: Максима, Петра и Феогноста, и на собственное отречение от спорного участка со стороны Сарайского Епископа Софонии на Соборе, бывшем в Костроме, окончательно решил этот спор и своею грамотою подтвердил права Епископа Рязанского >» 24. Во всех этих действиях нельзя не видеть духа миролюбия и справедливости.

Среди этих занятий вдруг получено было из Орды неожиданное требование (в авг. 1357 г.).

Супруга Хана Джанибека, Тайдула, сделавшись слепа, напрасно прибегала к человеческим пособиям. Прошло три года : ничто не помогало больной. Между тем достиг до нее слух о великих добродетелях святителя московского и его богоугодной жизни25. Поэтому Джанибек писал в Москву к В. Князю : «Мы слышали, что есть у вас служитель Божий, который о чем ни помолится, будет услышан Богом. Отпустите же его к нам». Предстояло великое испытание для веры святителя. Нельзя было отказаться от исполнения необыкновенного требования: потому что от Хана зависело благоденствие Государства и Церкви. Но не чем было и удостовериться, что Господу будет угодно оправдать надежды неверных. Святитель не колебался в выборе того или другого решения. Положив все упование на всемогущую силу и благость Того, Кто и слепорожденному отверз очи» он не замедлил приготовлением в путь, и когда пришел в соборный храм для совершения напутственного молебствия, тогда святитель предпочтивший дать успокоительное предвестие своему собрату по духу и служению. Внезапно сама собою зажглась свеча при гробе св. Петра: это было как бы знаком, что очи Тайдулы снова откроются для света. Св. Алексий разломал чудодейственную свечу и раздал ее присутствующим на благословение, а часть взял с собою и сделал из нее малую свечу, для совершения нового молебствия в Орде. Между тем Тайдула, в подкрепление своего упования на молитвы святителя, удостоилась видеть его во сне, облаченного в святительские ризы,– и приказала устроить для него такое же облачение. Ожидаемый таким образом святитель был принят в Орде с необыкновенными почестями, приведен к болящей, и по совершении молебствия, окропив ее святою водою, силою Божию даровал Тайдуле прозрение.26 Так Господь явил славу имени Своего пред неверными и увенчал веру Своего избранника.

Св. Алексий скоро выехал из Орды, потому что там уже начинались волнения, от которых и погиб Джанибек, убитый своим сыном. Кровожадный Бердибек немедленно послал к князьям ‘русским с требованием новой дани. Св. Алексий, только что успевший возвратиться в Москву, умолен был снова отправиться в Орду предстателем за землю русскую. И это путешествие было благоуспешно Москва встретила своего избавителя с необыкновенным торжеством. Вел. Князь, духовенство и народ вышли к нему на встречу с крестами и святыми иконами; со слезами умиления благодарили Бога и Его избранника ; всякий хотел видеть того, кому все обязаны были своим счастьем27 В то же время св. Алексий вынес из Орды от нового Хана подтверждение свободы русскому духовенству от всяких даней и налогов28.

Два этих путешествия св. Алексия в Орду поставили имя его высоко во мнении современников и прославили его в родах грядущих, как чудотворца и отечестволюбца. Сколько крепка была его вера, когда он пошел на зов болящей ; столь же мужественна была и любовь, когда он один явился ходатаем пред свирепым властелином за Русь, поверженную в печаль и уныние, не от- рекшись изволением и душу свою положить за паству : и в оба раза торжествовал он беспримерную победу пред неверными и пред своими соотечественниками,

Лишь только св. Алексий возвратился из Орды, как и поспешил в Киев. Не за долго пред тем посетив Владимир, теперь он хотел видеть свою первую столицу православия, находившуюся под властью князей литовских, впрочем православных29. Может быть, его вызвали туда сношения Ольгерда К. Литовского с Императором Карлом, который старался склонить Литву к принятию римского вероисповедания. В этом принимали участие и рыцари немецкие; от Императора был прислан для предварительных совещаний Архиепископ Пражский Еригенс. Но Литовцы не иначе соглашались принять это предложение, как с условием, чтобы Орден Немецкий возвратил Литве прежде отнятые у нее земли, – и, за несогласием на то Ордена, предположение обратить Литву в веру римскую – само собою разрушилось30 В Литве тогда мало по малу уже распространялась вера греческая, и даже были мученики ; Иоанн, Антоний и Евстафий (1347 г.). Св. Алексий почтил сих первенцев Православной Церкви в Литве, и установил совершать их память в Церкви Русской (11 апр.)31.

Между тем, как первосвятитель русский своими распоряжениями и личным наблюдением поддерживал и утверждал связи церковные и гражданские между двумя великими частями разделенной Руси, В. К. Иоанн Иоаннович скончался (в ноябре 1359 г.), и престол великокняжеский перешел из рода князей московских к суздальскому Димитрию. Москва, казалось, утратила свое прежнее значение. Сам Митрополит, возвратившись из Киева, должен был величать нового В. Князя во Владимире (в июне 1360 г.)32. Но сам он не променял Москвы на Владимир. Престол Митрополита, которым не распоряжался никакой хан, остался в Москве залогом ее нового возвышения.

Чрез два года двенадцатилетний Князь Московский, руководимый своими советниками, пользуясь смятениями в Орде, уже объявил себя соперником Князя Суздальского в великом княжении. Покровитель Димитрия Суздальского, Хан Навруз, погиб. Амурат отдал в. княжение Димитрию Московскому. В начале 1363 г. юный Димитрий воссел на великокняжеском престоле во Владимире. Св. Алексий, с советом бояр, направлял и подкреплял все распоряжения, клонившиеся к утверждению за Москвой прежней власти и силы.

Митрополит Роман около того времени скончался33 Пред кончиною своею он изъявлял было притязание на одну из епархий Митрополии Московской; без предварительных сношений с св. Алексием приехал в Тверь и требовал от Тверского Епископа подчинения. Но Феодор даже не хотел с ним и видеться потому Роман принужден был возвратиться в Литву без успеха34. Оставшись один на престоле митрополии всероссийской, св. Алексий тем свободнее мог действовать в пользу не только Церкви, но и Государства. В. Князь, пользуясь обстоятельствами и руководимый боярами, с каждым годом стал ощутительнее обнаруживать свою силу. Митрополит помогал ему и советом и духовную властью.

Возвратив под зависимость от московского престола Ростов, Галич и Стародуб, отторгнутые во время предшествующих смут, В. Князь определил договором свои отношения к своему двоюродному брату Владимиру Андреевичу Серпуховскому (1364 г.). Посредником при заключении сего договора был св. Алексий. «Целовали есьмы крест у отца своего, у Олексия Митрополита всея Руси», сказано в договоре35.

Князь Суздальский Димитрий, после напрасных покушений удержать за собою в. княжение, удалился в Нижний Новгород к брату своему Андре. Когда тот умер, сын Димитриев Василий Кирдяпа выхлопотал еще раз в Орде отцу своему ярлык на в, княжение. Но Димитрий сам наконец отказался от этого престола, и только просил у В. К. Московского помощи для удержания за собою, после умершего Андрея, княжения нижегородского, которое уже успел занять другой брат их, Борис. В. Князь и Митрополит, не желая прибегать к оружию, вызвали из Обители Радонежской всеми чтимого подвижника, игумена Сергия, и возложили на него убедить Бориса к добровольной уступке княжения нижегородского. На случай упорства Борисова Сергий облечен был от Митрополита властью объявить ему неблагословение, и потому запретить в церквах Нижнего Новгорода богослужение. Преп. Игумен исполнил возложенное на него поручение. К несчастию, открылась нужда прибегнуть к строгим духовным мерам. Сергий «затворил церкви». Но и этого было недостаточно. Епископ Суздальский Алексий, заведовавший и Нижним Новгородом, как видно, преклонился на сторону Бориса. Митрополит лишил его области нижегородской ; a В Князь двинул свои войска против Бориса (1365 r.), Но дело не дошло до кровопролития. Борис смирился, и братья уговорились разделить между собою удел Андрея.36 Через, два года В. Князь еще тесней скрепил союз свой с Димитрием Нижегородским, взял за себя его дочь, добродетельную Евдокию.

Успев счастливо кончить дело о княжении нижегородском, Москва вмешалась в споры о княжении тверском. Скончавшийся от моровой язвы (в 1365 г) Князь Тверской, Симеон Константинович, отказал свой удел двоюродному своему брату Михаилу Александровичу, обошедши старшего в роде, дядю Василия Михайловича Кашинского, и родного брата своего Иеремию. Tе, считая себя обиженными , просили себе суда с Михаилом у Митрополита. Св. Алексий поручил решение спора Епископу Тверскому Василию. Епископ решил дело в пользу Михаила (1366 г.), Князья Василий и Иеремия остались недовольны и снова обратились с жалобой в Москву на своего Епископа. Св. Алексий не признал его суд справедливым, и Епископу дорого обошлось его благоприятствование Михаилу.

Между тем Михаил бежал в Литву, где имел себе сильного покровителя в В. Князе Ольгерде, за которым была его сестра. Войска московские сопровождали искателей княжения тверского и внесли опустошение в тверскую область. Но когда явился Михаил с войском литовским, Князья Василий и Иеремия отступились от своих требований и спешили преклонить его на мир и с В. К. Димитрием Иоанновичем (1367 г.). Впрочем, мир этот был непродолжителен. Иеремия первый объявил себя врагом Кн. Тверского и удалился в Москву.

Михаил опасен был для Москвы – по своим связям в Литве, и по привязанности к нему Твери, и по своему мужеству. Времена Михаила Ярославича и Юрия Данииловича еще были не далеки. Итак, советники В. Князя убедили юного Государя и благосердного Святителя пригласить Михаила в Москву, под предлогом укрепления приязни. Князь Тверской явился; но здесь между ним и В. Князем завели спор. Михаил отдался нa суд Митрополита: но его не мог спасти и суд Святителя. Михаила и бояр его захватили и посадили в заключение, из которого он освобожден только по опасению от появившихся в пределах Руси войск татарских37.

Оскорбленный таким поступком Михаил всего более жаловался на св. Алексия, которому всех более прежде доверял. Но можно ли думать, чтобы душа праведника была причастна каким-нибудь коварным замыслам? Можно ли думать, чтобы герой веры, не устрашившийся великого испытания в Орде, до того ослабел в уповании на защиту Божию, что согласился низойти до мер низкого слабодушия, тогда как и не предстояло опасности неизбежной?

Как бы то ни было, но это несчастное происшествие было началом продолжительной вражды между в. княжением московским и тверским, и в первый раз вызвало Литву на борьбу с Москвой. В истории этих браней и сношений между враждующими мы более уже не встречаем имени св. Алексия, до их примирения. Только при описании первого нашествия Ольгердова на Москву, летописец замечает, что и Митрополит находился вместе с B. Князем в осаде 38. В другой раз он упоминает еще, как сын Михаилов, содержавшийся в Орде за долги (10,000 р) своего отца, пожалованного ею в В. Князья, привезен был в Москву и здесь содержался на дворе Митрополита, доколе родные его не выкупили39 Михаил бился до последней крайности, и наконец должен был смириться пред В.. Князем Московским (1375 г.). Тогда, по благословению св. Алексия, Князья заключили между собою договор, в котором Димитрий дал почувствовать Князю Тверскому свои права победителя.40

В то время, как В. Князь, оградил Москву каменными стенами (в 1367 r.), вел непрерывные войны со своими врагами, и таким образом приготовлял себя к самой славной в его жизни борьбе за свободу Руси: св. Алексий, следуя благочестивым внушениям своего сердца, воздвигал храмы и монастыри для молитвенных подвигов за спасение той же Руси. Москва уже имела монастыри: Спасский в Кремле, основанный В. Князем Иоанном Даниловичем Калитою, Богоявленский и Петровский, в котором Архимандрит Иоанн, первый из настоятелей московских, ввел устав общежития. Св. Алексий основал еще два мужеских монастыря; Спасо-Андроников и Чудов, и один женский – Алексиевский. При нем же воздвигнут монастырь Симоновскии

Еще во время последнего путешествия своего в Константинополь, св. Алексий подвергся на пути жестокой буре. Среди опасности он дал обет устроить Обитель в память того дня, в который достигнет пристанища. Судно вошло в пристань 16 августа, и Святитель положил основать монастырь во имя Господа и Спаса нашего Иисуса Христа, Коего нерукотворному образу совершается в тот день празднование. Долго другие дела святительские препятствовали св. Алексию приступить к исполнению своего обещания Наконец, улучив время, он отправился к пустынножителю радонежскому, преп. Сергию, и просил у него опытного в духовной жизни инока из его учеников, чтобы мог быть благонадежным руководителем и другим. Преп. Сергий посвятил ему зрелый плод своей Обители, любимого ученика своего, Андроника. Соотечественник преп. Сергия, с юных лет воспитывавшийся под его надзором, он усвоил себе правила своего великого наставника и уже имел желание, с его благословения, устроить для себя особую Обитель. Святитель, с радостью встретив такого инока, взял его с собою в Москву и поручил ему избрать место для устроения обетной церкви и монастыря. Таким образом на избранном месте, с благословения св. Алексия, основан монастырь Спасо-Андроников, в котором первым настоятелем был преп. Андроник и по нем ученики его Савва и Александр41

За двенадцать лет до кончины своей св. Алексий основал и другой монастырь, в самом Кремле, на месте, подаренном ему Тайдулою, которая чрез него получила чудесное исцеление42, на память чуда Архангела Михаила в Колоссаех43 Преп. Иосиф Волоколамский, говоря о русских подвижниках своего века и предшествующего, пишет: «В Чудовском монастыре блаженный Митрополит Алексий посади старцы честны, и овех убо испроси у св. Сергия, овех же из иных монастырей, сущих под его рукою, та- ко же честны и святолепны, и иночески духовны живуще :якож и всем человеком приходити к ним, старым же и юным, и пользу от их приимати, якож и сам той Спиридон (в последствии Игумен Троицкого Сергиева монастыря 1467–1474), еще юн сый, сих поучением и наказанием отверже мирский мятеж и ко иноческому житию притече»44 В сей Обители с самого начала было учреждено общежитие45

Другой общежительный монастырь, по благословению же св. Алексия, основан на берегу Москвы реки, также учеником преп. Сергия, с 12 лет посвятившим себя жизни иноческой, племянником его Феодором (ок.1370 r.). Монастырь сей известен под именем Симоновского. Святость жизни первого настоятеля и строгость правил его Обители скоро обратили на нее внимание всех жителей Москвы. Преп. Феодор был духовным отцом В. Князя46.

К числу монастырей, которыми украсилась Москва во время правления св. Алексия, должно отнести и женский монастырь Алексевский 47, так названный по церкви во имя св. Алексия, человека Божия. Добродетельная настоятельница сего монастыря, Иулиания, тридцать лет проведшая в иночестве, собрала в него до девяноста стариц и назидала их своими наставлениями и богобоязненною жизнью. Она скончалась спустя пятнадцать лет после преставления св. Алексия, пользуясь всеобщим уважением48

Преклонные лета и попечение о пастве московской не препятствовали Святителю предпринимать отдаленные путешествия, коль скоро того требовали нужды церковные. Так – видим его, уже осьмидесятилетнего старца, в 1378 г., в Нижнем Новгороде, где крестил он сына Иоанна у Князя Бориса Константиновича – того самого, против которого посылал прежде неблагословения: знак, что боголюбивая душа Святителя не питала никаких неприязненных чувств к непослушному сыну, коль скоро он отложил свою непокорность.49 И здесь св. Алексий обратил внимание на монастыри. Он устроил каменный храм в монастыре Благовещенском, учредил в нем общежитие, наделил его своими дарами и, может быть, с cero времени монастырь сей стал npuнадлежать Митрополии Московской.50

Конечно, ревностный о благе своей Церкви архипастырь не устрашился бы посетить и югозападную часть своей всероссийской митрополии, если бы не препятствовали тому враждебные отношения между московским великокняжением и Литвою. С ближайшими епархиями он мог иметь непосредственные сношения: поставлял епископов в Чернигов и Смоленск51. Но всего более требовала пастырской попечительности земля галичская. Княживший там с 1371 г. Владислав Опольский, преданный Римской Церкви, вошел в сношения с римским престолом и просил учредить в его владениях, на место православных, четыре епископии латинских. Папа Григорий XI, к удивлению своему узнавший, что в земле русской существуют, как писал он, схизматические епископы, предписал архиепископу краковскому изгнать их со своих престолов52 и в 1375 г. объявил об учреждении латинских епископий в Галиче, Перемышле, Владимире и Хельме, и престол галический возвел в достоинство архиепископии53 Впрочем распоряжения папские не успели пресечь преемства православных епископов ни в одной из означенных епархий. Вера православная держалась там еще крепко

Еще не облегчившись сама от ига иноверного православная Русь сострадала своим православным братьям на Востоке. Приходившие к нам епископы и иноки восточные находили радушный прием и щедрую милостыню. Конечно, со слов этих странников в летописях наших описываются бедствия, постигшие Александрию, Антиохию и Иерусалим от султана египетского Шабана II, раздраженного нападением на Александрию короля кипрского Петра и Мальтийских рыцарей в 1365 г.54 Чрез шесть лет после того был у нас из Иерусалима Митроп. Герман, потом Синайской горы Митр. Марк, и еще из Иерусалима архимандрит Нифонт: последний, по сказанию наших летописей, при пособии собранной им милостыни, и стал Патриархом Иерусалимским55 Двукратно приходили к Митрополиту Bcepoccийскому и послы от Константинопольского Патриарха56 ‘, но нам неизвестно, по каким именно делам; знаем только, что с одним из сих посольств, вероятно, первым было получено другом св. Алексия,.Игуменом Радонежским, преп. Сергием, послание от Патриарха Филофея, который, прославляя его богоугодное житие, прислал ему на благословение крест, параманд и схиму, и советовал ему учредить в своем монастыре общежитие.

Приближаясь к блаженной кончине, св. Алексий не хотел иметь по себе иного преемника, как только преп. Сергия, которого знал по многократным сношениям с ним и беседам, по его богоугодной жизни действию ero примера и наставлений на его учеников и посторонних, как мужа сильного духовною опытностью и могущего право править слово истинны. Посему призвав его в одно время к себе, раскрыл ему свое намерение возвести его наперед в сан епископа с тем, чтобы в свое время удобнее он мог занять престол первосвятительский. Изъяснив свое желание, св. Алексий присовокупи; «знаю, что и В. Князь и бояре весьма желали бы видеть тебя на моем месте. Но смиренномудрствующий Сергий на вс. убеждения одним словом отвечал: выше меры моей есть дело сие – и св. Алексий принужден был отказаться от своего пред положения.

Между тем В. Князь готовил в приемники престарелому Святителю своего любимца, Михаила. Кроме осанистой наружности, этот Михаил отличался обширными познаниями в делах гражданских: много читал он книг и имел крепкую память, беседа его была разнообразна и любопытна. Почему В. Князь взял его из Коломны, где был он священником, сделал его своим печатником; потом, согласно со своими видами, убедил его постричься в монашество и в тот же день, как он постригся, сделал его архимандритом в своем, Спасском монастыре. Это было еще за два года до кончины св. Алексия.57

Но в Константинополе назначили и посвятили своего преемника св. Алексию, едва ли не того самого Киприана, который в последнее время, в сане архимандрита, был послом от Патриарха к Митрополиту. Неизвестно, по чьему желанию это сделалось. Только, когда прибыл Киприан в Киев и послал в Новгород с известием о себе и патриаршею грамотою, которою он назначался на митрополию во всю русскую землю, Архиепископ Новгородский Алексий отказался признать его своим Митрополитом, при жизни настоящего первосвятителя. «Посылай к Великому Князю,– отвечал он Киприану; – если он примет тебя Митрополитом, то и нам будешь Митрополитом»58 A В. Князь принял известие о новоприбывшем Митрополите с неудовольствием и не принял его в Москву : почему Киприан и должен был остаться в Киеве.

Когда же приблизилось время отшествия св. Алексия к Господу, В. Князь их сам собою и чрез двоюродного брата своего Князя Владимира Андреевича, и чрез бояр усилено просил его, чтобы благословил преемником себе на митрополию Спасского архимандрита Михаила. Но великий Святитель каждый раз отказывал в исполнении сего желания. « Михаил еще молод в иночестве, – говорил он, – Я не могу благословить его. Пусть будет Митрополитом тот, кого изволит Бог и Пресвятая Богородица, – и изберет Патриарх с Собором»59

Так предавая престол и свое верное стадо в волю Божию, св. Алексий предал и дух свой Богу (12 Февр. 1378 г). Смиренный Святитель не повелел и тела своего положить в церкви. Ho В. Князь, с совета епископов, решился отступить в сем от его завещания, и хранение священных останков предоставил той самой Обители, которую Святитель вверил попечительности В. Князя 60.

Вскоре после того, как в Обители Троицкой Бог прославил угодника Своего, преп. Сергия, явлением мощей его, тридцать лет скрывавшихся в земле, – по устроению промысла Божия открылись и мощи св. Алексия. Верх церкви, в которой он был погребен, обрушился, впрочем так, что священник, находившийся в алтаре, остался невредим. Разбирая основания сей церкви для ее восстановления, нашли тело св. Алексия нетленным, изнесли его из земли с хвалебными песнями, a по сооружении вновь храма поставили в нем раку с мощами Святителя61 Чудеса, изливавшиеся от сей раки в исцелениях всякого рода болящих, вскоре явили обрадованной Москве и целой России нового ходатая пред Богом. Архимандрит Питирим, в последствии Епископ Пермский и мученик, тогда же сложил и канон на память Богом прославленного Святителя.62

* * *

1

В рукописях встречается Житие св. Алексия в двух видах одно краткое, начинается так «Сей убо преподобный отец наш Алексий Митрополит бывши родом болярин », другое начинается следующими словами: « Елма убо божественным мужем, хотяшим повести написати «... Сочинитель последнего, Пахомий Серб пишет. «Да не възиепщует ми кто, яко иное земли суща, неведуща (о житии и чудесах св. Алексия). И в правду не бо своими очами видех что таково бываемо, но от великих и достоверных муж слышав, яже, глаголют иные, своими очами видивше самого Святого, не зело бо пред многими леты беяше – иная же от слышания; прочая же и достовернейша навык от самого того писания архимандрита Патирима, иже последи бысть Перми Епископ. Си убо Епископ же и мученик нечто мало о святом списа и канун тому в похвалу изложи, и слышав известно о его житии. паче же и от самих чудес, бывающих от раки богоносного отца. Прочая же не после. времени такова зовущу». Вероятно, вышеупомянутое первое, краткое жизнеописание св. Алексия и есть Питиримово; в нем еще не говорится об открытии мощей св. Алексия. Св. Питирим поставлен в Епископы Пермские между 1441 и 1448 г., скончался мученически в 1455 г. Следовательно, по сказанию Пахомия, житие св. Алексия им написано до 1441 –1445 г. Но в сказании «о памяти обретения телеси св. Алексия», по рукописям, замечено, что оно писано св. Питиримом, «пришедшу тогда от епископа своея и обитавшу ту в монастыре его» (Алексия). Пахомиево жизнеописание в Степенной Книги 1. стр, 478 относится к семидесятым годам по преставлении Святого; в самом заглавии его сказано, что оно писано «по благословению Ионы Митрополита, волею же В. Князя Василия Васильевича». Житие св. Алексия, в виде особой повести, помещенной в Никоновской Летописи (IV, 55 – 65.}; здесь оно пополнено некоторыми сказаниями из жития преп Сергия, В пространнейшем же виде оно составлено при Митрополите Макарии и помещено в Степенной Книге 1, 444 – 478, где прямо сказано, что повесть иеромонаха Пахомия здесь пораспространена истинно обретенными сказаниями, яже преже не явлена быша здесь, за неполучение настоящего тогда времени, написана же бысть последи по благословению преосвященного Макария Митрополита»

2

Собр. Госуд Грам. и Договоров Т. I, стр. 38.

3

Не останавливаемся на хронологических разногласиях наших источников. В летописи Троицкой сказано, что св. Алексий Митрополитом был 24 года, а всех лет жития его было 85. И. Г. P. Т. V. пр. 55 То же повторяется в кратком жизнеописании св. Алексия, вероятно, Питиримовом и в. летописи Никонов. IV. 65. Но в тех же сказаниях – Питиримовом и Никоновской летописи . а за ними и в Степенной Книге,I 449., замечено, что св. Алексий был старее В. К. Симеона Иоанновича только 17 годами, а Симеон родился ок. 1316 г. (слч. И. Г. P. Т. IV. пр. 318;. – В Пахомиевом жизнеописании о летах жизни св. Алексия ничего не говорится

4

По свидетельству Родословных книг « Москва за ним была». И Г. P. Т. IV пр. 324.

5

В Родословной книге изд. в І787 г. Ч. 1. стр. 275„ сказано «Род Плещееых. Феодор Бяконт., пришел из Чернигова. Сын у него Алексий чудотворец, а в миру звали Алверей, да Фофан, да Матвей, да Константин бездетен, да Александр Плещей». Сын Феофана Даниил пользовался отличным уважением от В. Князя за разные услуги, оказанные им в Орде и в других странах, и погребен в Чудове монастыре близ своего дяди, св. Алексия. И. Г. P. Т. V. пр. 264. июль 1393 г. Род другого сына Феофанова, Стефана, как сказано в Родословной, « весь служил у Митрополитов» в боярах

6

В Питирuu. « наречено бысть имя ему Семион». Пахомии « нарекоша имя ему в святом крещении Елферий». В Никонов. Лет. IV, 56 : «наречено бысть имя ему в святом крещении .Елферей-Семион ». Имя Симеон, может быть, дано Алексию при рождении, а Елферий при св, крещении Такой обычай давать младенцу два имени, одно при рождении, другое при крещении, известен и в позднейшее время. Так сын Иоанна. Ш, В.К. Василий Иоаннович, родившийся 26 марта- сначала был наречен Гавриилом

7

О трудах св. Алексия в сличении славянского перевода Нового Завета с текстом греческим свидетельствует список Нов. Завета, хранящийся в Чудове монастыре, по преданию, собственноручный святителя Алексия. Исправители славянского перевода Библии в XVII ст., исчисляя рукописи, которыми они пользовались, о сей рукописи говорят: «Первая славянская книга бе у переведения сего, переводу и рукописания святого Алексия Митрополита всея России Чудотворца, писанная в лето 6863, до смерти его за 23 лета, яже и до днесь обретается в Обители его, в Чудове монастыре, в книгоположнице блюдома и прочитаема бывает над болящими». Словарь о Писателях духовного чина. Ч. I. стр. 182.

В конце истекшего столетия на сию рукопись обратили внимание и ученые иностранцы. Аббат Добровский, бывший в Москве в 1792 г. и занимавшийся учеными изысканиями в ее библиотеках, сообщил свой отзыв о ней, вместе с другими списками Нового Завета на славянском языке, Гризбаху для его второго издания Нового Завета на греческом языке (Vol. 1. 1796. Vol. II. 1806 Славянский филолог, исчисляя сии списки, говорит о чудовском под числом 18) «Новый Завет, на пергамине, XIV века. Почитается писанным рукою Алексия Митрополита, и потому с благоговением хранится в московском монастыре св. Архангела (Михаила), обыкновенно называемом Чудовым. Что сей Алексий, чтимый Русскими между святыми, знал греческий язык и составил новый перевод славянский, об этом говорится в его житии. Сия рецензия славянского текста, или, если угодно, перевод, исправнее других. Некоторые речения, особенно принадлежащие древности, исправлены по греческим спискам доброго качества По местам точнее выражает греческий образ речи. Сличил я Луки главу первую и последнюю и несколько стихов 22-й главы» (Vol I. Prolegomen. Sect, VII. ). В другом месте, исчисляя списки славянского перевода Апокалипсиса, Добровский говорит: «N 10 Список Алексия Митрополита, тот же, который упомянут мною при Евангелиях, под числом 10. Если бы острожские издатели, по крайней мере, при печатании Апокалипсиса, воспользовались сим. списком, который заключает в себе перевод, можно сказать, самый чистый. тогда Церкви Славянские имели бы сию книгу в исправнейшем виде, нежели какова она в греческих рукописях, чаще встречающихся. Но она не употреблялась при богослужении, и потому до острожского издания Библии нигде не печаталась с другими книгами Нового Завета. В. списке Алексиевом, рукою не много позднейшею, на стороне показаны две седмицы, и, таким образом, книга разделена на несколько отделов. для частного чтения; напр. при гл. I, 1, выставлено :« понедельник.», при 20, 4. «воскресение». Но нет никакого следа разделения ее на 72 главы, как в других, заимствовавших. свой текст из толкования Андрея (Кесарийского). О греческом списке, которым. пользовался Алексий, надобно судить по тем, отборным чтениям, какие замечены мною в большей части глав, Во многих местах. он отличается от упомянутых выше под NN“ 3 и 4, и особенно от. третьего». ( Под числом 3 упоминается рукопись Синодальной Библиотеки, содержащая в себе полную Библию и принадлежавшая прежде Троицкой Лавре. Под числом 4. Апокалипсис с толкованием Андрея Кесарийского, рукопись также Синодальной Библиотеки). Потом, представив несколько особенных чтений из списка св. Алексия, для сличения, Добровский заключает:. «Даже по языку перевод Алексия так сходен с списком 4-м, что я не сомневаюсь о происхождении того и другого из одного источника. Но Алексий ли заимствовал текст славянский из толкования Андреева (так как можно предполагать, что славянский перевод существовал и ранее) и очистил его по греческому списку от вставок и других недостатков, или перевод Алексиев есть первый в России, которым потом пользовался Славянский переводчик Андрея и который впоследствии небрежением или своеволием переписчиков испорчен – кто осмелится это решить?» (Vol. II). Снимок с надписей, находящяхся на рукописи св. Алексия, и двух страниц из рукописи {Послания к Евреям I, 1 – 11, 10) можно видеть в Достопамятности. Москвы, К. Тромонина. 1845. стр. 7 и сл

8

В Никонов. Летоп. поставление Алексия в Епископа Владимирского относится к 1352 г. 6 дек. Но трудно это показание согласить с житием св. Алексия, где сказано, что он был Епископом Владимирским четыре года. Впрочем, должно заметить и то, что в первоначальных списках cero жития, ни у Питирима, ни у Пахомия, число лет епископства не означено; оно показано в пополненном повествовании Летописи Никоновской IV, стр. 58.

9

Никон. Лет. под 6860 г. «Того же лета Федорит поставлен бысть митрополитом от Терновского Патриарха и прииде в Киев » Наименование Патриарха усвоено Епископу Терновскому еще в ХШ в. при Асене, царе болгарском. Georg. Acropolit. ed. Paris p. 125. 126. сл. Allat, De consensione utriusque Ecclesiae» p. 434. 435

10

Historia Chronologica Patriarchar Constantinoр. in Act. SS. august. T. Ϊ. p. 180.

11

По Летоп. Никон, и самое требование в Константинополь было прислано от П. Филофея III. стр. 203. В Питиримовом жизнеописании: «поставляется руками Патриарха Вселенского Филофея» .

12

Никон. Лет. под 6864 г

13

Это именно замечено в Ник. Лет. «В Царьграде от Патриарха поставлени быша два Митрополита на всю русскую землю... и бысть меж их нелюбие велие. И тогда от обоих их из Царьграда приидоша послы во Тверь к Феодору Владыце Тверскому, и бысть священническому чину тяжесть велия везде

14

Никон. Летоп. 111, стр. 906

15

Подобное разделение, если не на самом деле, по крайней мере в виде предположения, было сделано в Константинополе, еще в конце правления св..ГІетра. Codin. Notitia Graecor Episcop. p. 403. В списке епархий, подведомственных патриаршему престолу, составленном при Имп. Андронике старшем о патриархе Иоанне Глике (1315–1320 ), отдельно исчисляются епархии Митрополии Киевской от епархий Митрополии Малороссийской, или Литовской

16

Никон. Лет. под. 6861 r. «Прииде Алексей Митрополит со многою честию от Патриарха и благословением на всю русскую землю также и Роман митрополит на литовскую землю и на хотынскую». Что Киев принадлежал к области св. Алексия, о сём можно заключить из путешествия туда св. Алексия и долговременного там пребывания, еще при жизни Романа. См. ниже примеч.)..

17

Ист. Госуд. Росс. Т. V. пр. 55. Наименование ὑπέρημος усвоялось из иерархов только митрополитам, и притом» не всем. Это можно видеть из подписи митрополитов и епископов, бывших на Соборе Константинопольском 1351 года. Lambec. Commentar, de Bibliotheca Caesarea, ed. Kollar. T. V. p. 421–423. См. также Дюканжа in Glossario mediae et infimae Graecitatis, sub voce : ὑπέρημος.

18

Что это поучение не есть собственно проповедь, изустно произнесенная в церкви, но пастырское послание. Это можно видеть из выражений, в нем встречающихся: «Се же дети, вкратце писахом вам... Приимите и соблюдете в сердцах ваших, еже писахом вам». Что сие послание всего приличнее отнести к началу святительства св..Алексия, это открывается из указания на долг учительства, принятый с званием святительским. «Аз должен есмь, прием от Бога талант, не крыти его в земли, но раздаяти вам, добрым торжником». Смотр. Приб. К Изд. Твор. Св. Отц. Ч. V. стр. 30–39.

19

Вероятно, здесь разумеются слова Григория Богослова в слове на Святые Святы. Твор. Григ, Бог. Ч, III. стр. 258.

20

В слове На СВ. Крещение Твор. Григ, Бог. Ч, III. стр. 285

21

Новгор. Лет стр.86

22

Новгор. 1 Лет стр.96

23

Никон. Лет.III стр.211

24

В Ант. Истор.Т. I грам.Феогноста и Алексия по NN 1и3 Истор. Рязан. Иерархии стр. 25

25

Знала ли прежде сего Тайдула св. Алексия, из обстоятельного описания сего чуда в Ст. Кн. I 415, не видно. Здесь говорится только, что Джанибек и Тайдула знали только о достоинствах святителя и что потом Тайдула видела его во сне. Сохранившийся до нас ярлык или грамота Тайдулы на имя св. Алексия, по-видимому, дан раннее описываемого происшествия. Он дан на случай отправления св. Алексия в Царьград и более в себе ничего не содержит, кроме предписания о свободном пропуске для него через Ханские владения в столицу Вост. Империи. След. Этот ярлык должен относиться к тому времени, когда святитель ездил в Константинополь. А это было только в 1353 и 1355 годах. По соображениям ориенталиста Григорьева, в обозначении времени выдачи сего ярлыка, можно находить 1355 год, что будет совпадать со временем последнего путешествия св. Алексия в Константинополь. Святитель мог быть в Орде по пути в Царьград. См. Никон. Лет. Т.IV стр. 83 О Дионисии и Михаиле.

26

Степ. Кн. I, 455 Ист. Г.Р.Т. IV пр.384 Есть известие, что св. Алексий держал в Орде прения о вере с каким-то Мунзи. В одной из рукописей Румянцовского Музея, содержащей в себе между прочим обличение магометанства, замечено: «Моллагавзадин слеп был, а жена у него царица была Барака царя сестра, а сын был у него Мунзи богатырь. Тот прелся с Митрополитом Алексеем в Орде пред царем, коли царицу слепу просветил Амуратову (на поле замечено, а Бакшей сказывал Зенебекову) в Орде» Опис. Рум. Музея стр.273

27

Степен. Кн. I, 456

28

Ярлык дан в «Тегигуя лета, десятого месяца в 10 нова; альгата месяца в семьсот осьмое» По изысканиям г. Григорьева, с исправлением явных ошибок, это должно быть в 1357 году, в десятый день первой половины 10 или 11 монгольского месяца.Ярлык издан в Собр. Гос. Гр. и Догов, и при исследовании Григорьева.О достоверности Ханских Ярлыков М. 1842, стр.126.

29

Во Владимире св. Алексий был в 1357 г. – В Киев отправился в 1358 г. «по крещении» и пробыл там до 1360 г. И.Г.Р.Т. IV пр 384

30

Narbuth, Dzieja narodu Itewskego под 1358 г.T. V. стр. 88–90

31

В Журн. Мин. Нар. Просвещ. 1843 г. Ч. XXVIII Елигина «Первые православные мученики в Литве»

32

Новгор. 1 Лет под 1360 г. стр.87.

33

Никон. Лет. под 6870 г.

34

Никон. Лет. под 6868 г. « и не бысть ему ничтоже по его воли и мысли, и не видесь с ним Феодор Епископ Тверской, ни чести ему коея даде».

35

Собр. Г. Грам. и Догов. Т.I № 27

36

Никон. Лет. под.6873 r. B. И. Г. P. T. V. np. 137., пo свидетельству некоторых летописей, признается лишенным престола не епископ суздальский, а архиепископ новгородский, также Алексий. Но Летопись Новгородская отнюдь ничего не говорит такого о сузд. архиепископе. Сомнение разрешается соображением обстоятельств и прямым свидетельством других летописей См. замечание издателей Новгород Летописи в 111 Т. Полн. Собр. Летоп. ст. 229.

37

Никон. лет под. 6871, 6875 и 6876 г. Под последним годом сказано, «зазваша любовию к себ в Москву .. и потом составиша с ним речи; также потом бысть им суд на третей, На миру,в правде (т. е. среди мира, не смотря на правоту), да его изъимали и пр.

38

Никон. Лет. под 6876 г.

39

Там же под 6880 и 6881 г

40

Собр. Гос. Грам. Т. I, N° 28

41

Житие преп. Сергия, описан. Епифанием, – и в Пахомиевом совращении. Рки. Троицк. Лавры.

42

Памятники Моск. Древности у Снегирева 1842 –1845 г. стр. 131

43

6 сент., когда совершается Церковное воспоминание сего чуда, не было ли днем исцеления Тайдуды? Св. Алексий οτправился в Орду 18 августа. И. Г. P. Т. IV. Пр. 384.

44

Из духовного завещания преп. Иосифа глава 10.

45

В 1376 г. упоминается, может быть, первый архимандрит сего монастыря Елисей Чечетка. Никон. Лет Т. IV. Стр. 69.,

46

Из жития преп, Сергия, в Ник. Лет. Т. IV, ст.227 229

47

Ист. Росс. Иерархии. Т. III. стр 90

48

И. Г. P. Т. V. пр. 254. под 1362 г. « От града Ярославля, дщи некоего богата родитела и славна». Сей Алексиевский монастырь в последствии уступил свое место Зачатьевскому; а здесь и до ныне соблюдается память о двух сестрах св..Алексия, Иулиании и Евпраксии, в том монастыре погребенных. Истор..Иерарх. Росс. Т. IV, стр. 140

49

И, Г. P. Т. V. пр. под 1370 г

50

В житии св.Алексия, помещенном в Степенной Книге, говорится не только об устроении св..Алексием храма, но и монастыря (I, стр. 461.). Монастырь существовал еще в 1229 г, но был в этом году опустошен Мордвой. И. Г P. Т. III. пр. 350. Ö крещении сына Борисова слч. II. Г. Р. Т V. пр. 137 под 1370 г. В это время Москва во второй раз подвергалась осаде, .М. Алексия тогда не было в Москве, как прямо замечено в Никон.. Леt. 1V, 2. В той же Лет. стр. 60 сказано · « И есть той монастырь в Нижнем Новгороде и доныне митрополич». В Грам. 1478 г. Митрополит Геронтий называет сей монастырь своим Акт Арх. Эксп. Т. I. N° 105.

В Степ, Кн., I, 461 и в Никон, Лет. IV, 28, приписывается еще св. Алексию основание Констaнтино~Еленского монастыря во Владимире, принадлежавшего также Митрополии. Но о существовании сего монастыря упоминается в летописях еще в 1276 г. И.Г P. T. IV, пρ. 154. В Уставной грамоте В Князя Василия Димитриевича Митр. Киприяну, данной в 1389 или в 1404 г, следовательно спустя 24, или 26 лет по кончине св. Алексия. монастырь ceй назван извѣчгіы митрополичьим. Акты Археографич. Экспедиций T I. IV 9.

51

О сих епископах упоминается в житии св. Алексия и в летописях

52

Ad nostrum non sine mentls tuibatione pervent auditum, qued in terra Russiae quamplures episcopi schismatici fore noscuntur Quos per summoriam informationem schismaticos esse repereris, ab eorum Ecclesiis et Episcopatibus auctoritate Apostolica prorsus amoveas. 1372. Historica Russiae Monumenta T. I. N. CXVIIl.

53

Зубрицкого o Червонной или Галицкой Руси стр 169. В 1370 г. Господарь Молдавский Ласко, совращенный Миноритами в веру латинскую, просил Папу Урбана V об учреаждении латинского епископства в городе Серет, принад- лежавшем епархии галичской. По повелению Папы, архиепископ. краковский посвятил туда Андрея, которому в последствии предоставлена и галичская кафедра Lequien Or. Chr. T. III. р. 1119. И. Г.Р.T. IV. пр. 388

54

D'art verifier les dates. 1818. T V. p, 131. Lebeau.Histoire du Bas-Empire. 1836. T. XX. p, 418

55

О Германе И. Г. P. T.V . пр. 137 и о прочих пр. 127 Имя Нифонта между Патриархами Иерусалимскими сего времени впрочем, не встречается

56

В 1374 и в 1376 г. И. Г. P. T. V. пp. 137

57

Никон.Лет. IV, 68

58

Новгор. I Лет. стр. 51

59

Никон. Лет. IV, 66,67

60

Питиримово житие св Алексия. Завещание св. Алексия относительно Чудова монастыря напечатано в Памятниках Москов. Древн, Снегирева. стр. 142. 143.

61

По жизнеописанию Патомиеву это случилось при В. Князе Василии Васильевиче (с 1425 г.) и Митрополите Фотии сконч. в 1431 г.).

62

Пахомий свидетельствует « глаголется, яко по еже пети канун той святому и явися той святый тоя нощи некоему священноиноку тойже Обители, благодарение о сих воздающи, и обещавался обители тоя не оскудети ». См. Степен Kн I. Стр 445


Источник: Горский А.В. Св. Алексий, митрополит Киевский и всея России // Прибавления к Творениям св. Отцов. 1848. Ч. 6. Кн. 1. С. 89–128.

Комментарии для сайта Cackle