архиепископ Феодор (Поздеевский)

Поучение в день священного Коронования Их Императорских Величеств (14-го мая)

В одной из наших священных книг рассказывается, что когда сын Еврейского Царя Давида, Соломон, вступил на царство отца своего, то он усмотрел в этом своем будущем служении не путь славы и земного величия, а путь великого и трудного нравственного служения людям, или вернее, не людям, а Самому Богу, ибо он должен был руководить народ Божий по пути правды и нравственного преуспеяния жизни. И вот, в виду этого-то предстоящего трудного служения своего или, скажем прямо, подвига он и взывал к Богу: «и ныне даждь мне премудрость и разум, да вниду и изыду пред людьми Твоими сими, кто бо может судити сих людей твоих многих» (2Пар.1:10).

Думается не ошибемся, если скажем, что и в нашем нынешнем церковно-народном торжестве, когда сердца всех единодушно возносятся к Богу в молитве за Государя, в тот именно знаменательный день, когда сам Он в молитвенном подвиге, как бы от руки Божией принимал царство, выражается тот именно взгляд на царское служение, что оно есть великий и трудный путь нравственного служения людям и требует особой помощи Божией.

И если можно усматривать, какую либо особенность в исторической жизни нашего русского народа, то усматривать ее нужно в том именно взгляде и нашего народа, и нашей Верховной Власти на служение царское, по которому это служение является только особой формой великого служения людям в деле их приведения к Богу.

Вот почему религиозные начала жизни, начала истинно христианские, служили всегда отличительной чертой деятельности нашей Верховной Власти и клались в основу как личной жизни, так и общественной деятельности. Вот почему и служение царское в жизни нашего народа фактически являлось всегда путем смиренного хождения пред Богом, путем делания и труда не в свое имя, а во имя Божие, и вот почему народ наш так благоговейно чтит память этих царей «крепких» и «миротворцев».

Пусть, конечно, великие умы и государственные деятели решают вопросы о том, на чем зиждется внешняя сила и могущество государственной жизни, в чем нужно видеть торжество и успехи культуры и цивилизации, ибо тут возможно столько же мнений, сколько и разных пониманий самых задач народной жизни или вообще жизни человеческой.

Для нас гораздо важнее показать, что те силы и те основы, на которых и может только созидаться истинное благо народа, понимаемое в смысле совместного развития внешней жизни с внутренним развитием духа в тех его проявлениях, имя которым истина, правда и любовь, что эти основы не иные могут быть, как только религиозно-нравственные. Ведь как бы мы ни смотрели на человека, но сводить всю его деятельность и весь смысл его жизни только к чисто физическому благополучию и отрицать в нем живую потребность высших духовных начал жизни и намеренно игнорировать их – это значит грубо смеяться над человеком. В том-то быть может и беда современного человека, что он одержим и как бы помешан на мысли о счастье и благе внешней жизни и эта неотвязная мысль вытеснила из его сознания всякую другую мысль и сознание и об истинной жизни, и о нравственном долге. Ведь всю культурную деятельность человечества можно назвать только бесконечной попыткой создать для себя наилучшие условия жизни и достичь довольства жизни. Но та же самая история человечества показывает, что каждая ступень достигнутого благополучия на самом деле не удовлетворяла человека, и он был принужден искать себе и выдумывать новое благо, отрицая достигнутое. Оказывается, что самое то счастье и благополучие жизни является чем-то очень неопределенным и условным.

И это есть неизбежный закон жизни и личной, и общественной народной, что люди осуждены только на поиски счастья, а не на обладание им, если они полагают благо своей жизни только во внешнем развитии жизни, а не в том внутреннем духовном развитии, которое воплощало бы на земле царство правды Божией и любви. А если таково действительно истинное благо народа, если он должен идти и развиваться по пути нравственного преуспеяния жизни, то само собой понятно, что служение целому народу в этом деле в качестве верховного руководителя и главы есть поистине великий путь чисто нравственного служения, требует особого богатства духовных сил и Божией помощи и может совершаться только под условием непрестанного хождения пред Богом. Говоря последнее, что служение истинному благу народа может совершаться под условием непрестанного хождения пред Богом, разумеем в данном случае такое отношение к своему служению и такое настроение, когда всякий успех дела и всякий благой результат ожидается и относится не к силам своим собственным, а к Богу и самое служение совершается не в свое имя, а во имя Божие и во имя Его правды.

Такой именно путь служения благу общественному, такой пример деятельности являют нам собою наши Благочестивейшие Государи, ибо, принимая жезл правления с молитвой к Богу и как бы от руки Божией и полагая в основу деятельности религиозные начала, что иное они показывают, как не то, что они свое служение совершают только во имя Божие и вверяют себя Богу.

И без сомнения эти святые начала общественной деятельности, этот как бы подвиг постоянного самоотречения может служить надежнейшим путем к достижению благих результатов не потому только, что надежда на Бога никогда не посрамит, а и потому, что и самая-то энергия и одушевленность деятельности может питаться только из этого источника, т.е. веры в Бога. А если, затем, жизнь общественная крепнет и зиждется только при единодушном и общем участии всех членов ее в осуществлении самых задач этой жизни, то и наша святая обязанность – идти в достижении блага народной жизни тем же путем, какой указывается нам с высоты царского престола. Ведь общее богатство духовно-нравственного развития может составляться только под тем условием, когда каждый из нас будет богат этим на столько, что может поделиться с другими и помочь им. Итак, личное нравственное развитие, проведение религиозно-нравственных начал в своей личной жизни должно лечь в основу и нашей деятельности на общее благо. Не отвлеченная идея общего счастья, а живая личность человека и Бог, вот что должно составлять предмет и цель нашей деятельности и самая деятельность должна совершаться во имя Божие, ибо нет ничего гибельнее, как делать только в свое имя и в себе полагать успех дела. Часто можно видеть, как какое-либо общество, задавшееся самыми гуманными целями и встречающее общее сочувствие, часто на первых же порах деятельности обнаруживает, если не внутреннее уже разложение, то прямое бессилие. Есть, по-видимому, у всех и сознание пользы дела и высоты его нравственного значения, есть у всех и сострадание к людям, одна беда: у всех же есть и обычные человеческие страсти, начиная с самолюбия. И вот доброе дело заменяется только добрыми словами, а часто и совсем гибнет, и главная причина этого в том, что в нас самих-то нет духа истинной любви, силы смирения и терпения, т.е. тех именно качеств, которые составляют самую несокрушимую и могучую силу в жизни. Не пустая ли эта мечта, думать о водворении в людях правды и любви, не сделавши их сначала законом личной своей жизни.

Итак, если мы любим искренно свой народ и желаем ему блага, если мы искренно любим своего Государя и желаем облегчить великое дело Его служения благу народному, то должны идти тем же путем, какой нам указывается с высоты царского престола, твердо помня, что мы не можем вести других к правде и свету прежде, чем «день озарит и денница воссияет в сердцах наших» (2Петр.1:19). Аминь.


Вам может быть интересно:

1. Письма и статьи – О ДУХОВHОЙ РАДОСТИ священномученик Онуфрий (Гагалюк)

2. Слова и речи. Том I – Слово в неделю сыропустную митрополит Никанор (Клементьевский)

3. В стране священных воспоминаний – 20–е Июня. Вторник. По Средиземному морю. митрополит Арсений (Стадницкий)

4. Проповеди – 84. Слово в Неделю Всех святых священномученик Фаддей (Успенский), архиепископ Тверской

5. Предполагаемая реформа церковного суда – Выпуск второй архиепископ Алексий (Лавров-Платонов)

6. К монаху Агафию – О том, что страждущие при жизни беспечностнои во время кончины, вместо того чтобы позаботиться о самих себе,прилагают старание о том,... преподобный Нил Синайский

7. Историческое учение об Отцах Церкви. Том II – § 187. Иероним – толкователь Свящ. Писания. святитель Филарет Черниговский (Гумилевский)

8. Из Румелии – Превеза. 26 июня 1865 года. архимандрит Антонин (Капустин)

9. Собрание сочинений. Том 3 – Слово в день восшествия на престол Благочестивейшего Государя Императора АЛЕКСАНДРА АЛЕКСАНДРОВИЧА, 1888 г. архиепископ Амвросий (Ключарев)

10. О сочинениях Николая Саввича Тихонравова профессор Сергей Иванович Смирнов

Комментарии для сайта Cackle