блаженный Феодорит Кирский

Толкование на пророка Михея

Глава 3

Мих.3:1. И речет: слышите убо власти Иаковля, и оставшии дому Израилева: не вам ли есть, еже разумети суд?

Мих.3:2. Ненавидящии добра, и ищущии зла, похищающии кожи их с них, и плоти их от костей их.

(3). Якоже объядоша плоти людей Моих, и кожи их одраша с них, и кости их столкоша, и содробиша яко плоти в коноб, и яко мяса в горнец: (4). Тако возопиют ко Господу, и не послушает их: и отвратит лице Свое от них в то время, понеже слукавноваша в начинаниях своих на ня. Пророк обращает слово к властям, потому что, поставленные судить, попрали они справедливость. Потому ведет с ними речь, предлагая вопрос: не на то ли дана вам власть судить, чтобы наказывать преступных, а невинных отпускать, не подвергая ответственности? поэтому как же, поставленные быть блюстителями законов, уклонились вы от исполнения добрых дел, и с жаром обратились к делам лукавым? С таким любостяжанием поступали с бедными что лишали их всего достояния? И сие выразил у Пророка Бог, сказав: похищающии кожи их с них, и плоти их от костей их. Отважившись на это, если и тысячекратно взыщете Моего пособия, не получите от Меня никакой помощи. После сей угрозы властям, обращает слово к Пророкам.

Мих.3:5. Сия глаголет Господь на пророки лстящия людей Моих, угрызающия зубы своими и проповедающия мир на них, и не вдася во уста их, освятили1 на них рать.

Льстивые Пророки, прорицая ложь, обольстительностью слов, как бы зубами какими, причиняли вред народу, говоря вопреки Моим Пророкам и обещая людям мир. Но в словах их был мир, а дела показывают войну. Провозвещающие мир, став для народа препятствием прибегнуть к покаянию, сделались виновниками бедствий, наносимых войною. Сказано же: освятили на них рать вместо: отделили, то есть, составили.

Мих.3:6. Сего ради нощь будет вам от видения, и тма будет вам от волхования, и зайдет солнце на Пророки, а померкнет на ня день:

Мих.3:7. И устрашатся сидящии сония, и посмеяни будут волеви, и возглаголют на них вси сии, зане не будет послушаяй их.

Когда на деле окажется противное, и вместо разглашаемого ими мира видимы будут битвы; тогда подвергнутся осмеянию прорицавшие ложное; пристыженными пойдут советовавшие доверять снам; среди дня будут пребывать во тьме и день почитать ночью, пораженные страхом видимого, и множеством ругательств будут осыпать их обманутые их прорицаниями.

Мих.3:8. Аз же

говорит Пророк, исполнен силы Духом Господним и судом и силою, еже возвестити Иакову нечестия его, и дому Израилеву, грехи его. Не осмелюсь поступить подобно оным беззаконным, но, возбуждаемый благодатью Святого Духа и исполненный таковой силы, с дерзновением буду обличать нечестие народа. И дав такое обещание, открыто обличать те беззакония, на какие отваживался народ, Пророк немедленно взывает:

Мих.3:9. Слышите сия старейшины дому Иаковля, и оставшии дому Израилева гнушающиися судом, и вся правая развращающии,

Мих.3:10. Созидающии Сиона кровми, и Иерусалима неправдами.

Поставленные судиями, говорит Пророк, не захотели вы весов правды держать неуклонно, но не оказывали никакого уважения к справедливому, покушались же несправедливое показать справедливым, и в этой мысли наполнили Иерусалим не справедливо пролитой кровью. Князи позволяли подкупать их дарами, священники о том, что законно, давали ответы за деньги, и даром не хотели совершать божественной службы. И пророки, одержимые супротивными духами, за мзду делали ложное прорицание, за дары вводили в обман, и делая это, воображали, что пользуются Божиим содействием, и говорили:

Мих.3:11. Не Господь ли в нас есть? не приидут на ны злая.

Итак, поелику, живя во всяком беззаконии, напрасно подкрепляли вы себя Божиим именем, то познаете, что

Мих.3:12. Сего ради вас деля Сион, якоже нива изорется, и Иерусалим, яко овощное хранилище будет, и гора дому якоже луг дубравный.

Такое запустение, говорит Пророк, постигнет сей славный город, что дом Божий наполнится растениями, и уподобится дубраве; все пространство внутри городских стен, где прежде было тесно от жителей, подобно нивам вне городских оград, будет вспахано и засеяно, и Иерусалим ничем не отличится от овощного хранилища, которое по собрании плодов, когда стерегший его уходит домой, остается пустым. Сие же пришло в исполнении и при Навуходоносоре, который, взяв город, жителей его вместе с царем отвел пленниками; но в большей точности можно видеть исполнение пророчества после неистовства и бешенства, с какими Иудеи поступили со Спасителем нашим. Ибо славный оный храм, разоренный до основания, до настоящего времени предан совершенному запустению, и приходящие видеть не знают, где место прежнего святилища. Так божественная благодать, пророческими устами предрекши об оном храме, предвозвещает славу Церкви, уверовавшей в Господа Иисуса Христа. Сказует же следующее:

* * *

1

У блаженного Феодорита вместо ἡγειρω (воставиша) читается ἡγἰαοω


Комментарии для сайта Cackle

Открыта запись на православный интернет-курс