блаженный Феодорит Кирский

Глава 5

Мих.5:1. Ныне оградится дщи ограждением, рать учини на вы; жезлом поразят о челюсть племен Израилевых.

Они, не предвидя конца, как оградою некою, окружат город воинством, надеясь взять его со всеми жителями и в чаянии поступить с ними со всею наглостью. Сие выразил Пророк, сказав: жезлом поразят о челюсть; потому что такой удар всего бесчестнее. Но не бойся; не останешься без попечения о тебе, не за правдивость твою, но ради Царя, который родится от тебя по плоти. И ясно показывая сие, присовокупил Пророк:

Мих.5:2. И ты Вифлееме доме Евфрафов, еда мал еси, еже быти в тысящах Иудиных? Из тебе бо Мне изыдет, еже быти в князя во Израили, исходи же Его из начала от дней века.

Не смотри, Вифлеем, на малочисленность жителей, говорит Пророк; у тебя есть основание к прославлению, какого не имеет ни один город на земле; в тебе родится по плоти прежде век Рожденный от Отца, Его же исходи из начала. И сие совершенно сходно со сказанным в начале Евангелия: в начале бе Слово, и Слово бе к Богу, и Бог бе Слово Сей бе искони к Богу (Иоан. 1, 1. 2). Сходно сие и с тем, что изрек Бог устами блаженного Давида: из чрева прежде денницы родих Тя (Псал. 109, 3.). Итак сей превечный, в начале сущий у Бога, Бог Слово и от Бога имеющий исходи от начала в тебе, говорит Пророк, родится по плоти, тебя, умаленный в тысячах Иудиных город, соделывая славным и знаменитым. И сие-то пророчество отважились нынешние Иудеи толковать о Зоровавеле, явно противоборствуя истине; и не стыдятся они слыша, что исходи Его из начала от дней века. Зоровавель же, после пленения родившись в Вавилоне, от места сего получил и именование. Да и древние Иудеи понимали пророчество сие не одинаково с нынешними; напротив того после. Зоровавеля, когда протекло большое число лет, спрошенные Иродом: где Христос раждастся? во свидетельство ему привели сие именно пророчество (Матф. 2, 4–6.). Итак явно, что нынешние Иудеи толкуют превратно. Но оставив их неразумие, обратимся к продолжению толкования.

Мих.5:3. Сего ради даст я, до времене раждающия породит, и прочии от братий их обратятся к сыном Израилевым.

До тех пор, говорит Пророк, будешь оказывать долготерпение и иметь попечение об Иудеях, пока не родит рождающая. Разумеет же Церковь, о которой Исаия взывает: возвеселися неплоды не раждающая, возгласи и возопий не чревоболевшая, яко много, чада пустыя паче, нежели имущия мужа (Иса. 54, 1.). Рождаемые ею, говорит Пророк, вступят в единение е уверовавшими из Израиля; потому что из Израиля, и божественный лик Апостолов, и те семьдесят учеников, которые после них избраны Господем, и те сто двадцать, которые обрелись вкупе по воскресении, и те пять сот, которым собранным вместе явился Господь, и те три тысячи, которых мрежею своею уловил рыбарь Петр, и те многие тысячи, о которых Богомудрый Иаков сказал божественному Павлу: видиши ли брате, колико тем есть Иудей веровавших, (Деян. 21, 20.)? Посему, говорит Пророк, из тех и других будет единая Церковь, и в них сущий от Вифлеема Господь.

Мих.5:4. Станет, и узрит, и упасет паству Свою крепостию Господь, и в славе имени Господа Бога своего пребудут: зане ныне возвеличится даже до конец земли.

И можно видеть, что, и священная Божия Церковь славится именем Владычним, и имя Божие прославляется повсюду на суше и на море. А до Владычнего пришествия, до Спасителева страдания, до призвания язычников Иудеи не укажут исполнения пророчества. поелику же имело сие исполниться по истечении долгого времени; то пророчество подтверждается событиями того времени. Чтобы дознать вам, говорит Бог, что предвозвещаемое истинно; в залог сего примите настоящее; потому что сокрушу царя ассирийского, который сделает на вас нашествие, и дарую вам глубокий мир.

Мих.5:5. И будет сей мир, егда Ассур приидет на землю вашу, и егда взыдет на страну вашу.

Дам вам мир в нашествие его сверх всякого человеческого чаяния.

И возстанут нань седмь пастыри, и осмь язв человеческих, (6). И упасут Ассура оружием, и землю Невродову во рве ея2, и избавит от Ассура, егда приидет на землю вашу, и егда вступит на пределы ваша. Из сего ясно дознали мы, что и в Вавилоне царствовал Ассириянин; потому что Нимврод, как извещает нас блаженный Моисей, провозгласив себя царем, прежде всего имел у себя под властью Вавилон. Сказано: бысть начало царства его Вавилон и Орех и Халанни (Быт. 10, 10.). Восстанут на него семь царей, говорит Бог у Пророка, потому что царей называет пастырями, и поражу его восьмью язвами человеческими; разумеет же бывшие на него вражеские нападения, ибо их называет язвами человеческими. Означает вместе с тем и взятие Вавилона. Теперь, говорит, поражу его сими бедствиями, а чрез несколько времени в конец сокрушу преемника его, сделавшего Вавилон царственным городом, и никакой пользы не найдет ни в крепких стенах, ни во рве обведенном вне их. Ты же избавишься от них не тогда только, как восставлю на них других врагов, но и в настоящее время., когда с многочисленным воинством подступают к твоему городу; потому что ныне, употребив в служение Ангела, наведу на них невидимую пагубу. Так, совершившееся тогда дав в залог того, что будет в последствии, к будущему опять обращает Пророк слово, и открывает, как уверовавшие в родившегося в Вифлееме Господа, священные Апостолы, и после них поставленные служителями божественной проповеди, принесут евангельское учение к народам иноплеменным. Говорит же так:

Мих.5:7. И будет останок Иаковль в языцех среде людей многих аки роса от Господа падающая, и яко агнцы на злаце, яко да не соберется ни един, ниже постоит в сынех человеческих. Останкам

называет Бог везде спасаемых. Так и в другом месте сказано: и аще будет число сынов Израилевых, яко песок морский, останок спасется (Рим. 9, 27.). Поэтому говорит Пророк так: уверовавшие и приносящее язычникам евангельскую проповедь, подобно росе, падающей с неба, оросят вселенную, и как голодные агнцы истребляют траву, так и они подобно траве истребят нечестие, изникающее в огрубевших душах, так что не найдется уже и собрания подобных людей. А как демоны пребыли неисцельно недугующими; то Дух Святый справедливо изрек предвещание сие с ограничением; яко не соберется ниедин, ниже постоит в сынех человеческих, так что, говорит Пророк, не найдется ни одного сборища, составленного из людей нечестивых. А поелику уверовавших уподобил росе и агнцам, а тем недостаточно изобразил данную им от Бога силу; то присоединяет к сказанным подобиям и другое.

Мих.5:8. И будет, останок Иаковль во языцех среде людей многих, аки лев в скотех во дубраве, и аки львичащь в стадех овчиих, яко же егда пройдет, и отлучив восхитит, и не будет изимающаго.

Начальные действия священных Апостолов уподоблялись падающей росе, и подобно агнцам, учением и чудесами истребляя наросты нечестия, они как агнцы жили среди волков, по проречению Владыки: се Аз посылаю вас, яко овцы посреде волков (Матф. 10, 16.). Но после того, как вселенная прияла проповедь, и военачальники и цари наполнили список церковный, страх нападет на противников истины , и они, уподобившись скотам, боятся и трепещут, нигде не находя себе ни одного помощника; а провозвестники евангельских догматов, показывая в себе львиную отважность, с великим дерзновением преоборают защитников лжи словом истины. Тогда, говорит Пророк:

Мих.5:9. Вознесется рука твоя на оскорбляющыя тя, и вси врази твои потребятся.

Не будешь ты уже изгоняем ими, но сам сокрушишь капища их. Посему, как уверовавшие из Израиля приобретут такую силу, так пребывающие в неверии лишены будут царства своего, и не станет у них ни конного, ни пешего войска, ни городов укрепленных стенами. Но и это говорит Пророк, послужит тебе во благо. Ибо продолжает он:

Мих.5:12. Отверг у волхвования твоя от руку твоею, и волхвующии не будут в тебе.

А волхвующими называет прорицателей.

Мих.5:13. И потреблю изваянная твоя, и кумиры твоя из среды тебе, и по семь, да не поклонишися делом рук твоих.

Мих.5:14. И посеку дубравы от среды тебе, и погублю грады твоя.

Мих.5:15. И сотворю с гневом и с яростию месть языком, понеже не послушаша.

И сие не трудно дознать из самых событий; потому что, по вочеловечении Бога и Спасителя нашего, Иудеи, видя благочестие язычников и избавление их от заблуждения, невольно и сами освободились от служения идолам. Стыдятся они явно нечествовать, видя уцеломудрившимися и тех, которые вне закона. Посему Пророк предвозвещает им, как изгнаны будут из городов своих, и рассеянные среди народов, освободятся от идольской прелести. Произнесши же на них сие определение, снова изводит их на суд, и суд предоставляет неодушевленными горам, не как одушевленным взывая им, и не как разумным вещая слово; но, поелику горы и лежащие между ними долины и пропасти, прияли в себя то ассирийских мертвецов, избитых ангельскою силою, то неоднократно поражаемых народов скифских, Пророк, обращаясь к горам, холмам и долинам, напоминает Иудеям о том, что происходило на оных.

* * *

2

По славянскому переводу: копиями ея.


Вам может быть интересно:

1. Толкование на пророка Михея – Глава 4 блаженный Феодорит Кирский

2. Толкование на книгу святого пророка Михея – Глава 5 епископ Палладий (Пьянков)

3. Толкование на книгу пророка Аггея – Глава 2 святитель Кирилл Александрийский

4. Толкование на книги пророков Даниила, Осии, Иоиля – Одна книга толкований на пророка Иоиля блаженный Иероним Стридонский

5. Толкование на пророка Иеремию – Глава XLVIII святитель Иоанн Златоуст

6. Книга пророка Михея – Глава 5 профессор Павел Александрович Юнгеров

7. Толкование на книгу пророка Михея – Глава 5 профессор Александр Павлович Лопухин

8. Книга пророка Амоса – Глава 8 преподобный Ефрем Сирин

9. Толкование на книгу пророка Исаии – Часть 1 святитель Василий Великий

10. Книга пророка Михея профессор Владимир Петрович Рыбинский

Комментарии для сайта Cackle