Источник

Глава 6

Мих.6:1. Слышите, яже глагола Господь: вастани, судися с горами, и да слышат холми глас твой.

Посмотри на горы, которые, при Моей помощи, врагов твоих приняли в себя мертвыми, и с дерзновением скажи; если только будешь в состоянии сказать, и уст твоих не заградит величие благодеяния. Но ты не в состоянии будешь сделать того; Я сам поведу речь.

Мих.6:2. Слышите горы суд Господень, и дебри основания земли: яко суд Господень к людем Его, и со Израилем? претися имать.

Пoелику разумные существа страдают неразумием; то неодушевленные вещи сделаю судьями разумных.

Мих.6:3. Людие Мои, что сотворих вам? или чим оскорбих вас? или чим стужих? отвещайте Ми.

Скажите причину вражды; обличайте, если испытали от Меня что скорбное. И пoелику, кому нечего сказать, тому необходимо молчать, кстати присовокупил: «отвещайте Ми», если имеете что сказать, говорите открыто.

Мих.6:4–5. Зане изведох вы из земли Египетския, и из дому работы избавих вас, и послах пред вами Моисеа, и Аарана, и Мариам. Людие мои, помяните убо, что совеща на вы Валак, царь Моавитский, и что ему отвеща Валаам, сын Веоров, от Сития до Галгал? яко да познается правда Господня.

Ужели как на обиду укажете на то, что, избавив вас от горького рабства египетского, даровал вам полную свободу, употребив в служение мужей чудных и достославных, Моисея и Аарона, и даже и жен не лишив надлежащего о них попечения, но и над ними поставив начальницею Мариам и исполнив её пророческого дарования? А если угодно вам изгладить сие из памяти, то припомните, что было с Валаамом, рассудите, зачем послал его Валаак, и как движимый Моею силою, принес он вам не клятву, но благословение. Все же это делал Я, не за вашу правду воздавая награду, но давая сим видеть мою собственную правду; потому что, изрекши обетование вашему праотцу, исполнял с ним постановленный завет. Пророк, произнесши слова сии от лица Божия, и видя бесчувственность народа, вместо народа себя самого возбуждает к благочестивым помыслам, и говорит:

Мих.6:6. В чем постигну Господа? срящу Бога моего Вышняго?

Чем вознагражу Снабдившего меня столькими благими? что употреблю в воздаяние Ему?

Срящу ли Его со всесожжением телцы единолетными?

Мих.6:7. Еда приимет Господь в тысящах овнов, или во тьмах козлищ тучных? Дам ли первенцы моя о нечестии моем, плод утробы моея за грехи души моея?

Ничего человеческого, говорит Пророк, ни множества тельцов, ни целых стад овец, ни тем козлов единолетних, ни первородных чад, приносимых в жертву Богу, недостаточно к тому, чтобы разрешить меня от множества грехов. Если же всего этого мало к разрешению грехов; то чем воздам за благодеяния Божии? Так предложив сначала человеческие рассуждения, Пророк произносит снова Божественный ответ.

Мих.6:8. Возвестися тебе, человече, что добро,или чесого Господь ищет от Тебе, разве еже творити суд, и любити милость, и готову бытии, еже ходити с Господем Богом твоим.

Сие изрек Бог всяческих и устами блаженного Давида; ибо, отринув все пречесляемые в законе жертвы, и сказав: «не прииму от дому твоего тельцов, ниже от стад твоих козлов, яко Мои суть вси зверие дубравнии» (Пс.49:9, 10), присовокупил: «пожри Богови жертву хвалы, и воздаждь Вышнему молитвы твоя: и призови Мя в день скорби твоея, и изму тя,и прославиши Мя» (Пс.49:14, 15); и ещё: «яко аще бы восхотел еси жертвы, дал бых убо: всесожжения не благоволиши. Жертва Богу дух сокрушен: сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит» (Пс.50:18, 19). То же находить можно и у всех Пророков. Поэтому и здесь сказует Бог: все законоположения Мои известны тебе; Мне угодно, чтобы прилагал ты старание о справедливом, человеколюбив был к ближнему, и во всем повиновался Сотворившему тебя Богу. Сие же узаконено Мною и чрез Моисея: «возлюбиши Господа Бога твоего от всего сердца твоего, и от всея души твоея, и всем помышлением твоим: и возлюбиши ближняго своего, яко сам себе» (Лук. 10:27). Посему, когда будешь исполнять это;

Мих.6:9. Глас Господень граду призовется, и спасет боящияся имене Его:

потому что, в самой действительности пользуясь Его о вас промышлением, будете представлять себе, что слышите самый глас Господень, устрояющий ваше спасение.

послушай племя: кто украсит град?

Мих.6:10. Еда огнь и дом безаконнаго собираяй имения беззаконная, и со укоризною неправды?

Как огонь не украшение доставляет городу, но производит пожар и пагубу: так наклонность к неправде, сопровождаемая дерзостью и оскорблениям, вредит тем, которые предаются ей.

Мих.6:11. Еда оправдится в мериле беззаконник и во вретищи меры неправыя,

Мих.6:12. от них же богатство свое неправды наполниша? и живущии в ней глаголаху лжу, и язык их вознесеся во устех их.

Кроме нечестия и беззакония отважились вы и на то, в чем недавно обвинял Пророк; употребляли неправильные меры и весы, собирали богатство из любостяжательности, оскверняли язык лживыми словами. Поэтому-то, говорит Бог, положу начало наказанию твоему, и подвергну тебя истязаниям за беззаконие, буду посылать на тебя частые и непрерывные бедствия. Ибо сие выразил, сказав:

Мих.6:14. Ты ясти будеши, и не насытишися, и померкнетъ в тебе,

Покрою тебя мраком бедствий, и спасаясь бегством, не избавишься от врагов. Ибо продолжает Бог:

и совратишися, и не спасешися: и елицы аще избудут, оружию предадятся.

Да и много потрудившись над возделыванием земли, не воспользуешься её плодами.

Мих.6:15. И погибнут законы людей Моих.

И давая знать, что говорит теперь не о Божием законе, а о беззаконном их житии, присовокупил:

Мих.6:16. И хранил еси оправдания Замвриина и вся дела дому Ахаавля, и ходисте в советех их, яко да предам тя в пагубу, и живущыя в ней во звиздание, и укоризны людий приимете.

Поревновав Ахаавову нечестию, будете преданы сим бедствиям; и кто увидит постигшие вас нечестия, тот «звизданием» означит великость их. Изрекши все это, сетует Пророк о том, что, употребив много слов, трудился без пользы.


Источник: Творения Блаженного Феодорита, епископа Кирского. - Ч. 4. / М.: Тип. В. Готье. 1857. – 452 с. / Толкование на пророка Михея. 413-452 с.

Комментарии для сайта Cackle