блаженный Феодорит Кирский

Толкование на пророка Михея

Глава 6

Мих.6:1. Слышите, яже глагола Господь: вастани, судися с горами, и да слышат холми глас твой.

Посмотри на горы, которые, при Моей помощи, врагов твоих приняли в себя мертвыми, и с дерзновением скажи; если только будешь в состоянии сказать, и уст твоих не заградит величие благодеяния. Но ты не в состоянии будешь сделать того; Я сам поведу речь.

Мих.6:2. Слышите горы суд Господень, и дебри основания земли: яко суд Господень к людем Его, и

со Израилем? претися имать. поелику разумные существа страдают неразумием; то неодушевленные вещи сделаю судьями разумных.

Мих.6:3. Людие Мои, что сотворих вам? или чим оскорбих вас? или чим стужих? отвещайте Ми.

Скажите причину вражды; обличайте, если испытали от Меня что скорбное. И поелику, кому нечего сказать, тому необходимо молчать, кстати присовокупил: отвещайте Ми; если имеете что сказать, говорите открыто.

Мих.6:4. Зане изведох вы из земли Египетския, и из дому работы избавих вас, и послах пред вами Моисеа, и Аарана, и Мариам.

Ужели как на обиду укажете на то, что, избавив вас от горького рабства египетского, даровал вам полную свободу, употребив в служение мужей чудных и достославных, Моисея и Аарона, и даже и жен не лишив надлежащего о них попечения, но и над ними поставив начальницею Мариам и исполнив её пророческого дарования? А если угодно вам изгладить сие из памяти, то припомните, что было с Валаамом, рассудите, зачем послал его Валаак, и как движимый Моею силою, принес он вам не клятву, но благословение. Все же это делал Я, не за вашу правду воздавая награду, но давая сим видеть мою собственную правду; потому что, изрекши обетование вашему праотцу, исполнял с ним постановленный завет. Пророк, произнесши слова сии от лица Божия, и видя бесчувственность народа, вместо народа себя самого возбуждает к благочестивым помыслам, и говорит:

Мих.6:6. В чем постигну Господа? срящу Бога

моего Вышняго? Чем вознагражу Снабдившего меня столькими благими? что употреблю в воздаяние Ему?

Срящу ли Его со всесожжением телцы единолетными? (7). Еда приимет Господь в тысящах овинов, или во тьмах козлищ тучных? Дам ли первенцы моя о нечестии моем, плод утробы моея за грехи души моея? Ничего человеческого, говорит Пророк, ни множества тельцов, ни целых стад овец, ни тем козлов единолетних, ни первородных чад, приносимых в жертву Богу, недостаточно к тому, чтобы разрешить меня от множества грехов. Если же всего этого мало к разрешению грехов; то чем воздам за благодеяния Божии? Так предложив сначала человеческие рассуждения, Пророк произносит снова Божественный ответ.

Мих.6:8. Возвестися тебе, человече, что добро,или чесого Господь ищет от Тебе, разве еже творити суд, и любити милость, и готову бытии, еже ходити с Господем Богом твоим.

Сие изрек Бог всяческих и устами блаженного Давида; ибо, отринув все пречесляемые в законе жертвы, и сказав: не прииму от дому твоего тельцов, ниже от стад твоих козлов, яко Мои суть вси зверие дубравнии (Псал. 49, 9. 10.), присовокупил: пожри Богови жертву хвалы, и воздаждь Вышнему молитвы твоя: и призови Мя в день скорби твоея, и изму тя,и прославиши Мя (14. 15.); и ещё: яко аще бы восхотел еси жертвы, дал бых убо: всесожжения не благоволиши. Жертва Богу дух сокрушен: сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит (Псал. 50, 18. 19.). То же находить можно и у всех Пророков. Поэтому и здесь сказует Бог: все законоположения Мои известны тебе; Мне угодно, чтобы прилагал ты старание о справедливом, человеколюбив был к ближнему, и во всем повиновался Сотворившему тебя Богу. Сие же узаконено Мною и чрез Моисея: возлюбиши Господа Бога твоего от всего сердца твоего, и от всея души твоея, и всем помышлением твоим: и возлюбиши ближняго своего, яко сам себе (Лук. 10, 27.). Посему, когда будешь исполнять это;

Мих.6:9. Глас Господень граду призовется, и спасет боящияся имене Его;

потому что, в самой действительности пользуясь Его о вас промышлением, будете представлять себе, что слышите самый глас Господень, устрояющий ваше спасение.

Послушай племя: кто украсит град? (10) Еда огнь и дом безаконнаго собираяй имения беззаконная, и со укоризною неправды? Как огонь не украшение доставляет городу, но производит пожар и пагубу: так наклонность к неправде, сопровождаемая дерзостью и оскорблениям, вредит тем, которые предаются ей.

Мих.6:11. Еда оправдится в мериле беззаконник,, и во вретищи.меры неправыя,

Мих.6:12. От них же богатство свое неправды наполниша? и живущии в ней глаголаху лжу, и язык их вознесеся во устех их.

Кроме нечестия и беззакония отважились вы и на то, в чем недавно обвинял Пророк; употребляли неправильные меры и весы, собирали богатство из любостяжательности, оскверняли язык лживыми словами. Поэтому-то, говорит Бог, положу начало наказанию твоему, и подвергну тебя истязаниям за беззаконие, буду посылать на тебя частые и непрерывные бедствия. Ибо сие выразил, сказав:

Мих.6:14. Ты ясти будеши, и не насытишися.

Покрою тебя мраком бедствий, и спасаясь бегством, не избавишься от врагов. Ибо продолжает Бог:

Совратишися, и не спасешися: и елицы аще избудут, оружию предадятся. Да и много потрудившись над возделыванием земли, не воспользуешься её плодами.

Мих.6:15. И погибнут законы людей Моих.

И давая знать, что говорит теперь не о Божием законе, а о беззаконном их житии, присовокупил:

Мих.6:16. И вся дела дому Ахаавля.

Поревновав Ахаавову нечестию, будете преданы сим бедствиям; и кто увидит постигшие вас нечестия, тот звизданием означит великость их. Изрекши все это, сетует Пророк о том, что, употребив много слов, трудился без пользы.


Комментарии для сайта Cackle