Источник

Период девятый. Создание второго храма

Как скоро возвратившиеся из плена иудеи заняли наследственные земли своих предков, Иисус и Зоровавель создали в Иерусалиме алтарь на прежнем его месте, а в праздник новолетия восстановили всегдашние жертвоприношения. В следующем году заложен второй храм при звуке священнических труб и пения левитов, при радостных восклицаниях народных и громком плаче старцев, которые помнили великолепие храма первого. Самаряне предложили иудеям свое участие в сем предприятии, выставляя себя их единоверцами, но, не получив их на то соизволение, всемерно старались им препятствовать. Для сего применяли они подкуп и клевету, как при Кире, так и при его преемниках Ассуире и Арфасафане783, и с таким успехом, что, по повелению последнего, работы храма совсем остановлены военною рукою. Однако, через несколько времени они возобновились по убеждению пророков Аггея и Захариии. Областные правители персидские, которые писали о сем к Дарию, получили указ, которым он не только утверждал данное иудеям от Кира позволение создать храм, но повелевал, из своих за Евфратом доходов давать им вспоможение и жертвы за себя и в заключение проклинал всякого царя и народ, который бы поднял руку на разрушение храма Иерусалимского784. Таким образом, по прошествии около 20 лет от его заложения, здание приведено к окончанию785. Освящение его сопровождалось радостным празднованием пасхи.

Указ Артаксеркса и подвиги Ездры

В седьмое лето Артаксеркса Лонгимана786 Ездра787, ученый788 священник получил в Вавилоне указ, которым он был уполномочен остававшихся в земле халдейской иудеев по желанию их препроводить в Иерусалим, со священными сосудами, с дарами царя и вельмож; требовать от царских хранителей сокровищ за Евфратом серебра на украшения и другие потребности для священнодействий храма; наблюдать во всей Иудее за сохранением закона Божьего; поставить судей и наказывать преступников; все же священники, левиты и нафинеи освобождались от всякой дани. По сему полномочию Ездра собрал более 1.700 спутников и, выйдя с ними в поле, против опасностей предлежащего пути вооружил их постом и молитвою789. Они прибыли спокойно в Иерусалим, и после принесения жертв Ездра вступил в свое чрезвычайное служение.

Услышав, что многие из народа и, даже, священники вступили в непозволенные супружества с иноплеменными, он раздрал на себе одежду, терзал волосы, и потом во время вечерней жертвы со слезами пав пред храмом на колена исповедывал сие преступление с такою силою, что собравшийся вокруг него народ, клялся содействовать ему в восстановлении завета с Богом. Между тем, как Ездра еще постился и плакал в уединении, по всей Иудее объявлено, что тот потеряет имение и будет отлучен от сонмища переселения, кто через три дни не явится в Иерусалим. В назначенное время все иудеи с трепетом собрались к храму и, приняв увещевание от Ездры, обещали совершенное послушание. Вследствие сего действием старейшин и судей расторжено в три месяца более ста супружеств790.

Возобновление Иерусалима попечением Неемии

Между тем большая часть Иерусалима находилась в развалинах до двадцатого лета Артаксеркса. В сие время Неемия791, служивший у него виночерпием, услышав о печальном состоянии отеческого града, по молитве обнаружил перед царем свою скорбь; и вместе с позволением восстановить оный получил от него к областным правителям и хранителю царской дубравы письма с повелением о вспоможении, а также и охранных воинах. По прибытии в Иерусалим и после точного осмотра разрушенных стен, Неемия открыл знатнейшим из иудеев свое намерение восстановить оные и разделил между ними труд. Дабы остановить сие предприятие, Санаваллат моавитянин792, Товия аммонитянин, и Гисам аравитянин то употребляли насмешку и клевету, то принимались за оружие, то старались вызвать Неемию в поле под видом советования и умертвить; то из самих иудеев подкупали лжепророков, каковы были Самей и Ноадий, чтобы устрашить его. Но ничто не могло поколебать Неемию. Он ответствовал на злоречие презрением, проникал все ухищрения; обезопасил себя против нападения, повелев половине своих воинов непрестанно быть в готовности к битве, дав оружие всем трудящимся, и удержав их безысходно в городе. В 52 дня вся работа окончена793. Новая стена освящена торжественным обхождением по двум ее половинам двух левитских хоров и начальников народных с псалмопением, которое заключено жертвоприношениями в храме. После чего учреждена стража города из самых граждан; а для умножения его населения, кроме произвольных жителей, по одному из десяти мужей переселения избраны жребием794.

Прочие подвиги Неемии для благоустройства церковного и гражданского

Пользуясь данною от царя властью, Неемия старался также с помощью особенно Ездры, искоренить различные злоупотребления и дать силу закону. Услышав жалобы бедных на притеснение богатых, он клятвою обязал последних возвратить взятый с них рост и присвоенные имения. После ежедневного всенародного чтения закона в праздник новолетия и кущей795 24-й день седьмого месяца назначен для торжественного восстановления завета с Богом. Проведя сей день в посте, исповедании грехов и четырехкратном чтении закона, после молитвы, произнесенной Ездрою, весь народ дал клятву в исполнении заповедей до малейших обрядов, а старейшины утвердили ее подписанием. В тридцать второе лето Артаксеркса Неемия должен был возвратиться в Вавилон, но через год, придя снова в Иерусалим, изгнал Товию аммонитянина, которому священник Елиасив, по родству дал жилище во дворе храма; восстановил десятины, обличил нарушителей субботы и прекратил в сей день торги, посредством закрытия городских ворот; найдя разноплеменные супружества и детей, говорящих смешанным языком, проклял и наказал виновных и в числе таковых одного священника, зятя Санаваллата, удалил из города.

После Неемии796 особенную силу в народе получило звание первосвященника и сделалось предметом любочестия. Иисус, брат Ионафана, у Флавия названного Иоанном, пятый, после пленения, первосвященник, подружился с Вагозом, военачальником Артаксеркса, надеясь через него получить братнее место. Но в сей надежде, поссорясь с Ионафаном, убит им в храме. Раздраженный Вагоз вошел в храм, сказав возбранявшим, что он не столь не чист, как труп; наложил пошлину на ежедневные жертвы и семь лет угнетал иудеев.

Храм Самарийский

В правление преемника Ионафaна Адуя, последнего первосвященника, коего имя находится в Св. книгах Ветхого завета, брат его, Манассия, отлучен от алтаря за супружество с дочерью Санаваллата персидского в Самарии сатрапа797. Сей, чтобы сохранить брак, вместо иерусалимского священства обещал зятю своему в Самарии первосвященство; и вместе с ним привлек из Иерусалима других ему подобных. Когда Александр, после победы над Дарием Кодоманом при Иссе, продолжал свои завоевания в Финикии, Санаваллат перешел на сторону победителя, с его дозволения построил на горе Гаризин храм подобный Иерусалимскому и поручил его Манассии.

Александр в Иерусалиме

Между тем Александр, осаждая Тир, требовал вспоможения от иудеев и получил отказ, потому что они не хотели нарушить клятвы, которая связывала их с персидским государем. Гневный завоеватель, по взятии Тира и Газы приблизился к Иерусалиму. Адуй после всенародного поста, будучи наставлен Богом во сне, вышел навстречу неприятелю в священном облачении сопровождаемый священниками и народом в белых одеждах. Сверх чаяния Алекcандр поклонился имени Божьему, которое находилось на челе первосвященника798, и принес жертву в Иерусалиме. Когда же показали ему пророчество Даниила о разрушении персидской монархии греческим царем, он оставил иудеям право жить по их отечественным законам, освободил их от податей в субботние годы и обещал те же преимущества находившимся в Вавилоне и Мидии; склонил некоторых вступить в свое войско. Самарянам, несмотря на обыкновенную хитрость их, не удалось испросить сих выгод, впрочем, храм их остался и сделался убежищем тех, которые заслужили наказание в Иерусалиме799.

Нашествие Птоломея Лагова на Иудею

По раздроблении Греческой монархии со смертью Александра, Птоломей сын Лагов, которому достался Египет, домогаясь Сирии, не оставил в покое Иудею. Воспользовавшись покоем субботнего дня, и войдя в Иерусалим под предлогом богослужения, он без труда овладел им и отвел в плен множество иудеев при первосвященнике Онии первом. Но узнав их верность в клятве, Птоломей вверил им защиту своих крепостей, дал в Александрии право гражданства, и в благодарность за сие благоволение взял с них клятву в подданстве себе и своим потомкам. Щедрость государя и земли побудили многих иудеев добровольно переселиться в Египет800. Самаряне, вместе с иудеями, отведенные в Египет, и там продолжали свое с ними несогласие, и одни посылали свои жертвы в храм Иерусалимский, а другие в самарийский.

Симон праведный и его преемники

Сын и преемник Онии первого, Симон, за благочестие и благотворительность прозванный праведным, возобновил укрепления Иерусалима и украсил храм801. Он оставил по себе сына Онию второго малолетним, поэтому первосвященство досталось брату Симона Елеазару и потом дяде его Манассии прежде, нежели оное наследовал Ония.

Внешние отношения Иудеи в сие время

В сие время Селевк Никатор, бывший областным правителем Вавилона, победив Антигона, который по смерти Александра завладел Азией, и, сделавшись повелителем обширных стран, за Сирию вооружился против союзника своего Птоломея Лагова. Иудеи попеременно принуждены были платить дань обоим враждующим царям, пользуясь, впрочем, особенной милостью Селевка, который дал им право гражданства в самой столице своей Антиохии802. Преемник сына Лагова Птоломей Филадельф был спокойнее, доколе Антиох Сотер занимался домашними неустройствами, но война открылась снова с другим Антиохом, который лестью греков назван Феос, то есть богом. Дабы прекратить ее, царь египетский, наконец, отдал в супружество за сирийского царя дочь свою Веренику, но через несколько времени первая супруга последнего, умертвила и его и свою сместительницу с её сыном, и возвела на престол сына своего Селевка Каллиника803. Птоломей Евергет, брат Вереники, мстя за свою сестру, лишил Калинника не только Сирии, но и большей части Азии804. Среди сих неустройств Иудея, без сомнения, не могла быть безопасна. Птоломей Евергет, по завоевании Сирии, принес, как повествует Флавий, жертвы и дары в храм Иерусалимский805, но несмотря на то, требовал от первосвященника Онии второго 20 серебряных талантов обыкновенной дани; и когда сей по сребролюбию медлил заплатить ее, грозил иудеям отнятием полей и войском. Иосиф, племянник Онии, спас отечество своей расторопностью, приняв на себя сбор податей в Иудее и близлежащих областях806.

Происшествия при Симоне II

В первосвященство Симона второго, сына Онии, Антиох Великий, по смерти отца своего Каллиника и по кратковременном царствовании старшего брата Селевка Керавна, поспешно завоевал Сирию и сразился с Птоломеем Филопатором, преемником Евергета, при Рафии, на границе египетской. Но после обоюдной битвы принужден был возвратить свои завоевания, дабы получить мир. Филопатор, обрадованный своим успехом, посещал ближние города и капища, желая привлечь к себе народ, и, когда иудеи принесли ему дары, сей убийца своих родителей и братьев, и муж сестры своей, по принесении жертвы в храме Иерусалимском, пожелал войти в Святая Святых, несмотря ни на представления священников, ни на слезы и смятение народа. Первосвященник видя, что Бог один может сохранить от осквернения избранное Собою место, пал пред святилищем на колени и молился. Тогда царь, сотрясенный внезапным трепетом, лишился сил и языка, и вынесен из священной ограды телохранителями. Однако, не тронувшись сим наказанием, он с угрозами возвратился в Египет, и сперва повелел отнимать право гражданства у тех из иудеев, которые не поклонятся идолам, потом, когда узнал, что большая часть их остаются непоколебимы в своей вере, и, даже, гнушаются отступившими от нее, строгим указом как презрителей царской власти в оковах отовсюду собрал их в Александрию, чтобы истребить слонами. Сие гонение прекращено было новым чудом. Уже назначен был день кровавого зрелища, но по причине долговременного сна Птоломея оно не открыто; на другой день по необычайному забвению и замешательству его мыслей, отсрочено до следующего; в третий, явлением на месте казни двух Ангелов, приведенный в смятение царь возвратил узникам свободу и назначил им семидневный пир. Он признал перед всем своим государством невинность иудеев и поборающую за них руку Божию и дал им власть наказать отступников от их веры, как скоро представили ему, что изменники алтаря не могут быть верными престолу807.

Ония третий

После Симона второго первосвященство наследовал старший его сын Ония третий, к нему относит Флавий посольство и письмо Ария, или по Маккавейской книге Дария, царя Спартанского, которым спартанцы предлагают иудеям союз, на основании общего происхождения обоих народов от Авраама808. Ония был муж благочестивый, но жил в бурные времена.

Состояние Иудеи в его первосвященство, в отношении к царям

Антиох Великий, пользуясь беспечностью Птоломея Филопатора и малолетством Птоломея Епифана, соединился с Филиппом царем Македонским для завоевания Египта и взял Иудею, однако удержан был римлянами, которые приняли на себя опекунство юного царя. Потом Скопа, военачальник Епифана, занял Иерусалим и многие города в Келе-Сирии; но Антиох, разбив его при источниках Иордана, возвратил оные, а иудеи приняли его добровольно и помогли ему взять Иерусалимскую крепость, в которой Скопа оставил гарнизон. Поэтому Антиох показал особое благоволение к сему народу и его храму809. Впрочем, по причине опасности со стороны римлян Антиох заключил с Епифаном мир, обещав ему в супружество дочь свою Клеопатру, и, вместо вена (приданое, выкуп), Сирию, Финикию и Палестину. По прошествии семи лет он действительно выдал ее в намерении через нее погубить Епифана, но Клеопатра предпочла любовь супруга беззаконным умыслам отца своего. Наконец Антиох, после того как взял Родос, Самос и некоторые другие места, принадлежавшие к Римскому союзу, побежден римлянами, принужден платить им тяжкую дань и, по сей ли нужде или по сребролюбию ограбив храм Вила в Елимаиде, погиб с войском от местных жителей810.

Его сын, Селевк Филопатор, по Иосифу – Сотер, казалось, уважал Иерусалимский храм, ибо из своих доходов давал все нужное для совершающихся в нем священнодействий. Но когда некто Симон, оспаривавший у Ония третьего начальство, донес о находящихся в нем сокровищах Аполлонию, областному правителю, и Аполлоний – Селевку, то царь послал Илиодора, дабы похитить оные. Напрасно Ония представлял сему последнему, что хранящееся в храме сокровище принадлежит частным людям и большею частью бедным, однако Бог сохранил то, что вверено было Его святилищу. Чудесное нападение страшного всадника и удары двух юношей, явившихся Илиодору при самой сокровищнице, повергли его в изнеможение и бесчувствие, которое не прежде окончилось, как Ония принес за него жертву. И так Илиодор не принес царю ничего, кроме уверения в силе Божьей. Несмотря на то, Симон, выставляя Онию виновником случившегося, и, под покровительством Аполлонния простерши свой мятеж до убийств, принудил первосвященника отправиться к царю для требования от него справедливости. Вскоре Селевк отравлен Илиодором, неосторожно вызвав брата своего Антиоха, бывшего заложником в Риме, и отправив на его место сына своего Димитрия811.

Антиох, по некоторым деяниям прозванный Епифаном, то есть знаменитым, а по характеру Епиманом, то есть неистовым, коварством отняв жизнь у своего брата, тем же способом отнял у его сына престол, взошед на него в виде опекуна малолетнего Димитрия. Под сим же предлогом он завладел Келе-Сирией, которая должна была принадлежать Птоломею Филометору, малолетнему сыну сестры его Клеопатры; и более утвердил оную за собою посредством счастливой войны со своим племянником и притворного, впрочем, с обеих сторон мира. По той мере, как он усиливался, он становился тягчайшим бичем иудеев, к чему особенно подавали случай их собственные распри о первосвяшенстве812.

Распри о первосвященстве и беспорядке похитителей оного

В первое лето Антиоха Епифана, Иисус, переименовавший себя для греков Иасоном, брат Онии, купил у царя первосвященство и низложил своего брата813. По предубеждению может быть в пользу греческой образованности, он купил также позволение завести в Иерусалиме Палестру по греческому обыкновению и писать иерусалимлян антиохиянами. Научил иудеев стыдиться отечественных установлений и самих священников; предпочитать священному служению зрелища языческие, послал на отправлявшиеся в Тире игры в честь Геркулеса зрителей и серебро, которое, впрочем, по просьбе послов, не употреблено на языческую жертву; и, чтобы более угодить царю пышно принял его в Иерусалиме. Несмотря на то Менелай, которого Флавий почитает третьим братом Онии814, посланный от Иасона в Антиохию с серебром, обещав Антиоху больше денег, отнял первосвященство у самого похитителя и выгнал его из Иудеи. Но сам Менелай, раздражив сограждан лютостью, а царя тем, что не платил обещанных денег, позван к ответу и оставил свое место брату своему Лисимаху815. Пользуясь отсутствием царя из Антиохии, он прибегнул к его наместнику Андронику и подарил ему некоторые сосуды, похищенные из храма Иерусалимского, а некоторые продал в Тире. Будучи же обличаем Онией в сем преступлении, упросил того же Андроника умертвить его. Впрочем, на сие убийство негодовали не только иудеи, но и язычники, и Антиох, пролив слезы о невинном страдальце, повелел на месте его смерти казнить Андроника. Между тем Лисимах за святотатства, учиненные по согласию с Менелаем, убит816 возмутившимся народом и дело сие представлено на суд Антиоха. При всем том деньги оправдали Менелая и возвратили ему прежнее достоинство. Во время второго похода Антиоха в Египет817, по случаю разнесшейся молвы о его смерти, Иасон вторгся было с тысячею соумышленников в Иерусалим, принудив Менелая удалиться в крепость, и убил многих граждан, но будучи снова выгнан с посрамлением, скитался из страны в страну и по смерти, которая постигла его в Лаконии, не удостоился даже погребения.

Гонение Антиоха

Наконец беспорядки властолюбия и сердечное удаление от Бога подвергли иудеев видимому владычеству антихриста. В течение почти сорока дней явление в воздухе сражающихся войск, предвещало Иерусалиму, недостойному иметь живых Пророков, наступавшие бедствия.

Антиох, огорченный римлянами, которые принудили его дать покой Египту, раздраженный молвою о своей смерти, мятежами иудеев, приведенный в подозрение об их к себе верности, обратил на них всю свою ярость; и, при пособии своих в Иерусалиме приверженцев, вошел в него с оружием. В три дни он избил 40.000 человек и столько же продал818. Он вошел также, при руководстве предателя Менелая, в храм; взял его завесу, священные сосуды, сокровища819 и с 1.800 талантами добычи возвратился в Антиохию, оставив в Иерусалиме таких начальников, которые бы продолжали его жестокости. По прошествии двух лет Аполлоний, начальник даней, с 22.000 войска мирно вступил в Иерусалим, но дождавшись субботы, произвел убийство и грабеж, зажег лучшие здания, разорил стены. С другой стороны, он укрепил город Давидов, и поставил в нем гарнизон для всегдашних нападений на остаток народа, приходившего к храму. Потом явился из Антиохии старик, родом афинянин, с царским указом, дабы проповедать всеобщую религию, которую хотел Антиох дать своему царству, и многие иудеи приняли ее. Тогда на алтаре Божьем был поставлен идол Юпитера Олимпийского, храм наполнен мерзостями языческими, священные книги, какие на сей раз найдены, сожжены; исповедники веры преданы мучениям, самое название Иудея запрещено820.

Мученики

К утешению Церкви явились, однако, люди, которые показали собой её непобедимость против всех усилий гонения. Елеазар, девяностолетний старец, не желая вкусить пищи возбраненной законом, ни даже притвориться в сем, охотно подвергся славным страданиям. Одна мать, которую некоторые называют Соломонией, видев мученический подвиг семи сынов, и подкрепив их в нем, после них получила сугубый венец.

Подлость самарян

Время искушения коснулось и самарян и показало их тем, чем они действительно были. Дабы не разделять с иудеями их бедствия, они отказались от своего с ними сродства и единоверия, которое некогда проповедывали, и просили Антиоха, называя его видимым Богом, чтобы он позволил безымянный самарийский храм посвятить Юпитеру эллинскому.

Летоисчисление

Превращение храма Иерусалимского в идольское капище сделано было в 145 лето царства Селевкидов821.

Если к сему числу присоединить 205 лет персидской монархии822, которых начало соответствует возвращению иудеев из пленения вавилонского, 7 лет монархии Александра и 12 лет, протекшие от его смерти до царствования Селевка Никатора, то составится период времени в 369 лет.

Знаменитые люди в Церкви

Украшением сих времен обновленного Иерусалима были: Зоровавель, Ездра, Неемия, восстановители гражданского и церковного благоустройства в народе иудейском; некоторые достойные первосвященники, наиболее же три Пророка.

1. Аггей823. Во второе лето Дария, в течение нескольких месяцев, он побуждал иудеев к продолжению прекращенного строительства храма, представляя, что угнетающее их неплодородие и скудость есть наказание за небрежение о нем, и предсказывая будущую его славу.

2. Захария, сын Варахии824. Вступил в служение пророчества вслед за Аггеем, и продолжал оное несколько лет. С подробностью предсказывал благостояние храма и Иерусалима и новое опустошение их, страдания Мессии и потом Его блаженное царство.

3. Малахия. Ориген почитает его Ангелом, будучи обманут значением его имени; другие столь же неосновательно смешивают его с Зоровавелем, Ездрою, Неемиею, Мардохеем. Можно только догадываться, что он не далек от времен Неемии, поскольку те же, какие сей, обличает злоупотребления825. Он заключает пророчества Ветхого Завета, указывая на Предтечу Завета Нового.

Вне Иудеи заслужили общее уважение и благословение иудеев Мардохей и Есфирь, происходившие от колена Вениаминова. Когда один персидский царь после шестимесячного пиршества, данном в столице своей Сусах вельможам 127 областей, пожелав оказать всенародную почесть супруге своей, огорчен был ее ослушанием и отлучил ее от себя в примерное наказание женского самовластия, то по случаю сделанного им выбора новой супруги, Есфирь, племянница Мардохея, воспитанная им вместо дочери, получила царский венец. Вскоре и Мардохей, открыв через нее царю злоумышление двух придворных на его жизнь, заслужил его внимание и место в царственном дееписании. Но Аман, который, снискав неограниченную доверенность государя, с его согласия требовал себе поклонения и чести почти божеской и не получал ее от одного Мардохея826, испросил позволение истребить всех иудеев под предлогом их неуважения к царским повелениям. Тогда Мардохей внушил Есфири, что на сей-то, конечно, случай Провидение даровало ей царский венец. По трехдневном посте с опасностью жизни она предстала царю без его позволения, и дабы приготовить его к принятию своей просьбы пригласила его к себе на пиршество с одним Аманом. Честолюбец, сделавшись от сей милости дерзновеннее, в тот же день поставил для Мардохея древо казни. Напротив того, царь, нечаянно вразумленный дееписанисм о заслуге Мардохея, в следующий день почтил его своею одеждою и конем, и всенародным провозглашением о своем к нему благоволении, принудив самого Амана как дать на сие приговор, так и привести его в исполнение. Наконец Есфирь, во второе подобное прежнему пиршество открыла своему супругу свое племя, свою вместе с ним опасность и злобу Амана. Вследствие сего Аман погиб на древе, приготовленном для Мардохея. День, посредством жребия назначенный от Амана для истребления иудеев, и следующий за ним, даны им для наказания их врагов. Мщение их могло бы казаться чрезмерным, если бы не показывало их умеренности то, что они удержались от грабежа827. Ассуир, при котором сие случилось есть или Дарий Истасп828, или Ксеркс829 или, наконец, Артаксеркс Лонгиман, особенный благотворитель иудеев830.

После времен пророчества и вдохновения мудростью процветал в Иерусалиме Иисус, сын Сирахов. Время, в которое он жил, познается из находящейся в конце его книги похвалы первосвященнику Симону, без сомнения тому, который был назван Праведным.

Учение Веры

Древние, или, лучше, вечные истины веры обновлены проповедью последних Пророков. Когда Аггей, в ободрение народа Божьего, уверяет его, что среди него находится Господь Сил, Слово Завета и Дух Божий831, он, без сомнения, возвещает таинство Триипостасного. Захария под образом рова, не имущого воды832, представляет состояние падшего человека. Мессию изображают они столь живыми чертами, что, так сказать, посылают Ему во сретение и научают непогрешительно узнать Его. В их зерцале видим, как во след Предтечи, облеченного духом Илии 833 , приходит в церковь Свою Господь и Ангел завета834, и является слава храма последняя паче первыя835; как царь праведен и спасаяй грядет к Иерусалиму в убожестве и простоте836; как Искупитель оценяется тридесятью сребрениками837, как поражается Пастырь душ, и расточаются овцы стада838; как, наконец, обращенные иудеи верою взирают на Того, Егоже прободоша839, и после пленения Иерусалима Господь распространяет из него свет, живую воду и Свое царство по всей земли840.

По мере, как собрание Священных книг, объясняющих веру в грядущего Мессию, приходило к окончанию, Божий Промысел открывал обильнейшие случаи к распространению содержавшегося в них учения. К сему способствовало рассеяние иудеев в Вавилоне, Персии, Мидии, Сирии, Финикии, Египте; равно как и перевод Священного писания на господствовавший между образованными народами язык греческий. Таким образом, сие Писание предохранялось от истребления и злонамеренного повреждения, и человеческий род приготовлялся к принятию Гостя небесного.

Богослужение наружное

С храмом Иерусалимским восстановлено законное богослужение во всех его частях и с некоторыми переменами продолжалось, доколе не прервано Антиохом.

Второй храм, без сомнения, создан был по образцу первого841, но не равнялся с ним огромностью842 и великолепием и отличался некоторыми особенными принадлежностями. Ко двору внешнему прибавлен был, хотя подлинно неизвестно в которое время, двор языков. Святое Святых отделялось от Святилища, вместо стены, двойною завесою. К славе второго храма в сравнении с первым, по признанию самих иудеев, не доставало Ковчега Завета 843 ; Урим и Туммим 844 , огня небесного, обитания Божия 845 и священного елея помазания.

К служению храма призваны те, которые имели на сие право рождения. Поэтому те только признаны священниками, которые могли представить письменные свидетельства о своем происхождении от Аарона 846 .

В общественном богослужении, кроме жертвоприношений и песнопения, употреблялись: исповедание грехов847, молитвы, которые произносил священник, а народ подтверждал восклицанием – Аминь848; и наставление в законе, которое производилось чтением Священных книг и изложением читанного на вразумительном народу языке священниками и левитами849.

К древним священным дням присоединен праздник Фурим, что с персидского – праздник жребиев. По установлению Мардохея и Есфири, он совершался в 14 и 15 дни месяца Адара двенадцатого в году церковном, в память избавления иудеев от Амана, который жребием назначил первый из сих дней для погубления их850. Праздник Древоношения, коего начало приписывают Неемии851, кажется, не был всенародный, а отправлялся попеременно несколькими фамилиями, которые по очереди в известные дни должны были приносить дрова для жертвенника. Кроме сего уставлены были посты: в 17 день четвертого месяца по причине завоевания Навуходоносором Иерусалима и прекращения жертв; в 10-ый пятого месяца – по причине сожжения а; в 3-ий седьмого месяца – по причине убиения Годолии и в 10-ый десятого – по причине нашествия на Иерусалим вавилонян852.

Частные благочестивые собрания по введенному во время Вавилонского пленения обыкновению, вероятно, продолжались и после оного, и дали начало синагогам, которые через частое упражнение в законе, особенно привязывали народ к письменам оного.

Супружества

В семейственном состоянии оказывались беспорядки через супружества с иноплеменными женами, поэтому неоднократно против сего принимаемы были строгие меры. Пророк Малахия сильно восставал против разводов и против самого многоженства853.

Состояние гражданское

По гражданскому состоянию и после пленения иудеи зависели от языческих царей, чиновники которых, впрочем, наблюдали только за тем, чтобы они не отложились и верно платили дань, на них наложенную. Внутреннее управление состояло сперва под ведением вождей, каковыми были Зоровавель, Ездра и Неемия854, которые действовали отчасти по данному от царей полномочию, и отчасти по совету князей и старейшин855; а потом перешло к первосвященникам. В удивительном восстановлении народа иудейского, в сохранении Иерусалима от разгневанного Александра, и в других важных делах, совершившихся по внушению Божьему, являлись еще следы Богоправления.

То, что раввины говорят о существовании в сии времена великой Синагоги по делам церковным856 и великого Синедриона по Гражданским857, не подтверждается Св. историей и не согласуется как с самовластием некоторых начальников, так и со своевольством народа, не редко в сии времена примечаемым.

Просвещение

Просвещение, сохранившееся между иудеями в Вавилоне, должно было распространиться в Иерусалиме. Особенно сего надлежало ждать от мудрости Ездры, соединенной с силою в народе. Между прочим, он способствовал к сохранению еврейского языка в его чистоте, ибо то, что говорят о крайней порче и перемене его на халдейский во время пленения, судя по краткости сего пленения, невероятно, а судя по вышедшим после него еврейским книгам, которые, конечно, писаны были на употребительном языке, совсем ложно. Впрочем, многие думают, что Ездра переменил еврейские буквы на халдейские, и что первые остались у самарян858.

Число Св. книг Ветхого завета в сие время дополнили следующие:

I. Третья и четвертая книги Царств. Содержат историю обеих Еврейских царств. Начинаясь помазанием Соломона, одна из них продолжается до смерти Иосафата; другая оканчивается вместе с царями иудейскими. Халдейские названия месяцев находящиеся в сих книгах859, показывают, что они писаны не прежде пленения Вавилонского; а из частных указаний на древнейшие исторические писания должно заключить, что оные извлечены из обширнейших повествований некоторых Святых мужей. Сей труд, с вероятностию, приписывают Ездре860.

2. Две книги Паралипоменон, или дополнений, по-еврейски ח׳מ׳ס דבד׳,то есть, словеса дней или временник 861 . Предмет сего сочинения, также собранного из древних писаний, составляют достопамятнейшие родословия и наследственные преимущества евреев, начиная от Адама, до восстановления Иерусалима после пленения Вавилонского, и история царей, особенно иудейских, преимущественно рассматриваемая в отношении к вере и богослужению. Творца книг Паралипоменон узнают, как по содержанию их вообще, так, в особенности, по их окончанию, которое совершенно сходствует с началом книги Ездры862.

3. Книга Ездры. Описывает возвращение иудеев из плена Вавилонского, создание храма и восстановление церковного и гражданского благоустройства при содействии самого писателя863.

4. Книга Неемии. Ее предмет и писателя показывает ее имя.

5. Книга Есфирь. Творцом ее почитают Ездру; другие – первосвященника Иоакима, сына Иисусова, иные Мардохея864.

6. Пророчества трех последних Пророков.

Ближайшее место после Священных книг еврейской Библии заслуживает книга премудрости Иисуса сына Сирахова. Она писана была на еврейском, но сохранилась только в греческом переводе, который сделан внуком сочинителя. Книга, по славянскому надписанию, вторая Ездры соединяет в себе часть книги Паралипоменон, часть первой книги Ездры и прение трех телохранителей Дария. Сей книги нет ни в Библии еврейской, ни в списках книг библейских, ни в правилах Апостольских и собора Лаодикийского, также у Святых Афанасия, Григория, Амфилохия, ибо во всех сих списках под именем второй книги Ездры разумеется книга Неемии.

Так называемая в Славянской библии, третья книга Ездры, которая в виде откровений изображает Божье об Иудейской Церкви смотрение и пришествие Мессии, при всей темноте её происхождения привлекает своим содержанием взоры любящих испытывать сокровенное. В сей книге есть признаки еврейского сочинения, хотя ныне она и на греческом не существует, а только на латинском. Она столь обильна истинами христианскими, что ее приписывают христианскому писателю865; и, между тем, подает столь странные мысли о двух чудовищах – Енохе и Левиафаме866, о разделении времен мира на двенадцать частей867, о чудесном сорокадневном писании 204 книг и в числе их 70 тайных868, что трудно примирить ее с неподверженными сомнению Священными книгами. Впрочем, древность её доказывается тем, что она приводится в письмах Климента Римского869 и Апостола Варнавы870. Ириней, Климент Александрийский, Тертуллиан, Амвросий приводят ее под именем Ездры. Кажется, что Сам Иисус Христос у Евангелиста Матфея говорит словами сей книги871.

Священные книги евреев в настоящем виде

На свидетельстве третьей книги Ездры основывается мнение о истреблении Св. Писания при опустошении Иерусалима, и о восстановлении оного посредством сообщенного Ездре вдохновения. Но поскольку невероятно, чтобы священники левиты, князья не сохранили такой книги, с которою сопряжена была их вера, благосостояние, выгоды; напротив того, достоверно, что Даниил читал «Закон и Пророков»872; и что писатель книг Царств и Паралипоменон имел перед глазами многие сочинения древних святых мужей и дееписателей, то вместо погибели и возрождения Св. Писания, лучше должно признать его непрерывное сохранение. Ездре можно только приписывать соединение некоторых принадлежащих к оному книг, исправление поврежденных списков и весьма немногие в них объяснения или дополнения. В соединении частей Св. Писания, вероятно, участвовал и Неемия, который также построил книгохранилище873. Во времена сына Сирахова они составляли уже одну книгу874.

Перевод 70 толковников

В царствование Птоломея Филадельфа сделан славный перевод Св. Писания с еврейского языка на греческий, известный под именем «семидесяти толковников». Филадельф, отовсюду собирая книги для библиотеки Александрийской, по представлению смотрителя её, Димитрия Фалерейского, пожелал иметь в ней книги Иудейского закона, и, притом, на употребительнейшем языке. По сему случаю отправлено в Иерусалим посольство с дарами для храма и письмом к первосвященнику Елеазару. Сей избрал из двенадцати колен израилевых по шесть мужей, и, вручив им список Священных книг, золотыми буквами начертанный, отправил их в Египет. По ласковом приеме от царя, они препровождены на остров Форос, где, в присутствии Димитрия при взаимном общении, составляли требуемый перевод и окончили его в 72 дня875. Он прочитан перед собранием, находившихся в Египте иудеев, и одобрен, и трудившиеся щедро награждены царем. Филон и Флавий утверждают, что в сей раз переведены Моисеевы только книги. Но, если не тогда же, однако, вероятно, вскоре последовал перевод и прочих, тем более, что в нем имели нужду сами Иудеи, жившие в Египте876.

Препятствия истинной религии

Несмотря, впрочем, на новые способы к умножению между людьми света истины, царство тьмы всюду полагало пределы его распространению.

Иудеи непрестанно должны были бороться с расколом самарян. Правда, со времени построения храма Гаризинского, религия их очистилась от язычества, и они по большой части сохраняли закон Моисеев. Но в предосуждение иудейского вероисповедания, они не признавали других Священных книг, кроме Моисеевых. И преимущественно пред Иерусалимским храмом, уважая гору Гаризин, как назначенную от Моисея гору Благословения, и как место, на котором, по темному преданию, некоторый первосвященник Озий сокрыл священные сосуды, к ней обращались в своих молитвах. А сие разномыслие в обоих народах было источником взаимных клевет и соблазнов.

В Персии Зороастр, или лучше Зердуст, по свидетельству восточных писателей, служитель или ученик одного еврейского пророка 877 , основал новую секту. Его учение о свете и тьме, из смешения которых Бог сотворил мир, после превращено в баснословие о двух началах, добром и злом. Он признан пророком и чудотворцем, а приписываемая ему книга Зенда-веста, откровением.

Религия греков сделалась виднее вместе с их республиками; процвела с науками и распространилась вслед за владычеством Александра. С сего времени она сделалась господствующей в Египте и Сирии, так что, наконец, Антиох Епифан думал соединить посредством ее народы своего царства.

Римляне при каждом случае умножали свои суеверия. Часто победа над неприятелем стоила им нового божества и храма или Кастору и Поллуксу, или спасению, или Беллоне, или Юпитеру Статору. Они перенимали также богослужение греков по мере своего с ними знакомства.

Нелепости язычества мало по малу обличала философия. В Италии Пифагор называл Бога Единицею и источным Духом мира, и учил внешнему и внутреннему очищению для соединения с ним. В Греции Анаксагор в системе мира поставил правителем вещества ум, и может быть, к чести своей, заслужил от многобожинков название безбожного. Сократ, который, по словам язычников, свел философию с неба, возвысил до неба естественную нравственность и религию и сделался ее мучеником. Платон признавал верховного Бога, рождающего из Себя ум или слово и производящего душу мира источную всех душ и верил бессмертию. Аристотель нашел единого первого Движителя в мире, и так устрашил многобожие, что жрец Евримедонт принудил его оставить Афины. Но таковые искры света издавали только слабое мерцание и оставляли по себе иногда горший мрак. Страшась явно восстать против многобожия, философы неприметно подкрепляли его или от презрения к оному переходили к безбожию. Учение Пифагора о множестве духов, повсюду действующих на тело и душу человека, придавало важность языческим обрядам гаданиям, провещаниям. Сократ допускал низшие божества. Платон думал, что нельзя говорить ко всем об Отце природы. Мрачный Аристотель скрыл первого движителя, соединив его с первым только движимым. Секта Киринейская унизила Сократово учение до чувственности, а Мегарская удержала от него только искусство прения. Стоики воцарили Рок и украсили баснословное богословие физическими изъяснениями. Секта Елейская проповедывала всебожие. Эпикур, вероятно, чтобы не раздражить народ, в созданный им из атомов мир, допустил Бога или богов, но праздных, а последователи Пиррона не хотели и знать, есть ли Бог, советуя, однако, следовать религии народной.

Современность языческой истории

В истории языческих народов со времени восстановления Иудеи первое место занимает персидская монархия, основанная Киром. Камвиз, сын Кира присоединил к ней Египет. Дарий Истасп был по большой части беспокоим возмущениями в Вавилоне, в Ионии, в Египте и проиграл Мелтиаду сражение на Марафонском поле. Ксеркс унизил свою империю несчастной войной с греками, а себя злодеяниями. Артаксеркс Лонгиман усмирил египтян, но с греками заключил принужденный мир. Дарий Нов укротил мидян, но потерял Египет. Артаксеркс Мнемон преодолел брата своего Кира; предписал лакедемонянам постыдные условия мира, завоевал Кипр, но после увидел в своей монархии новые возмущения. Артаксеркс Ох с успехом воевал в Финикии, Кипре и Египте. Наконец, Дарий Кодоман лишен всей империи Александром.

Греческие народы сперва мужественно защищали свою свободу против персов, но потом ослабили друг друга междоусобными войнами, каковы были Пелопонисская, Коринфская, Виотийская, Священная. В сии времена прославились полководцы афинские: Милциад, Фемистокл, Аристид, Кимон; лакедемонские: Агезилай, Лисандр, Павзаний, Леонид и Фивский Епаминонд. Умножились стихотворцы. Явились историки: Геродот, Фукидид, Ксенофонт, Ктезий и ораторы: Исократ Демосфен, Эсхин. Наконец деньги, хитрость и сражение Херонейское сделали Филиппа царя Македонского всеобщим вождем греков, а сын его Александр прошел с ними до Инда и Нила и вместо Персидской монархии создал греческую.

Когда Александр неожиданно умер в Вавилоне от невоздержания, тогда из разделенной между полководцами его Империи возникли четыре значительных царства. Царство Македонское с Грециею и Фракиею Антипагром и Каландром утверждено за Аридеем, побочным сыном Филиппа. Азийское, из малой Азии и части Персии, составил Антигон. Египетское досталось Птоломею, Селевк Никатор основал Сирийское, к которому также принадлежали Киликия, Финикия и отчасти Вавилония, Мидия и Персия. Первое из сих царств подвержено было частым переворотам в правительстве, второе по смерти Антигена раздробилось на Пергамское, Понтийское, Армянское и Парфянское. Прочие два, будучи сильнее первых, долго имели почти непрерывную между собою борьбу, коей жертвою неоднократно была Иудея.

Между тем, римляне под правлением сената, консулов и диктаторов, поглотив прочие италийские народы, и счастливо совершив две опасные Пуническия войны, обратились против Филиппа, царя Македонского, за союз с Аннибалом, и принудили его принять от них мир, а Греции уступить свободу. Потом прогнали Антиоха великого за Тавр и наказали дерзость его союзников. Персей, сын Филиппов, одержал над их консулом Липинием Крассом победу, но вскоре сам отведен в Рим в триумфе и Македония превращена в Римскую провинцию. Имена Цинцинната, Камилла, Фабия, Сципионов блистают в гражданском дееписании римлян, а в истории наук являются имена – Энния, Плавта, Теренция – стихотворцев и Панеция – философа.

Свидетельства языческих писателей об истории Иудеев

Языческие писатели, повествуя о персах и греках, дают свидетельства современной истории народа иудейского. Иосиф Флавий пишет, что Бероз упоминает о разрушении и восстановлении храма Иерусалимского; что Агафархид в истории преемников Александра описывает взятие Иерусалима Птоломеем Лагом; и что Гекатей, бывший при сем Государе, написал целую книгу об иудеях. Диодор говорит, что Антиох нашел в Иерусалимском храме изображение старика сидящего на осле: но Иосиф, опровергая сию клевету, свидетельствуется Поливием, Страбоном, Николаем Дамасским и другими писателями878.

* * *

783

Ездра не показывает содержания свитка посланного к Ассуиру. В доносе к Арфасафану, который сделан без сомнения по внушению самарян, явная клевета есть то, что в нем говорится об укреплении Иерусалима и возмутительных намерениях иудеев, Ездр, IV, 12, 13, тогда как созидался только храм и частные дома.

784

Скалигер думает, что это есть Дарий Ноф, преемник Артаксеркса Лонгимана и предшественник Артаксеркса Мнемона, царствовавший более 100 лет спустя после Кира. Поскольку: а) Дарий Ездры действительно должен иметь предшественником и преемником Артаксеркса, IV, 23, 24; VII. 1; b) указ Киров уже забыт был при Дарии, VI, 1; с) от времени Дария Нофа можно счислять 70 седмин Данииловых до разрушения Иерусалима. Напротив того, большая часть древних согласно полагают совершение храма в царствование Дария сына Истаспова; и сие подтверждается тем, а) что иначе столетнее угнетение возвратившихся иудеев было бы тягостнее самого пленения Ь) что 70 лет опустошения Иерусалима Зах. I, 12, оканчиваются 2 годом Дария; с) что в его время находились в живых не только Зоровавель, Иисус, Ездра, Неемия, но и другие видевшие первый храм, Агг. II, 1 – 4; d) что Ездра между Киром и Дарием полагает только два государя, препятствовавших строению храма, которые суть Камвиз и Смердис. Предыдущему мнению противоположить можно: a) что как между преемниками Дария Истаспова есть Артаксеркс, так и предшественник его Смердис может быть принят за Артаксеркса, и Камвиз за Ассуира, каковые наименования суть, может быть, не столько собственные лицам, сколько почтительные, как напримерדואש , ,חהש князь и глава. b) что справка об указе Кира не предполагает долговременного забвения; и с) что счисление седмиц Данииловых лучше начинается от 7 года Артаксеркса Лонгимана. Причиною Дариева указа 2 книга Ездры, III, IV, с которою и Флавий согласуется, полагает обет Дария при вступлении на престол и красноречие Зоровавеля, одного из трех телохранителей, в присутствии царя препиравшихся о том, что всего сильнее. Но сия повесть показывает греческое перо.

785

Ибо Кир, но обыкновенному счислению, от начала Персидской монархии, царствовал 7 лет, Камвиз 7 лет и 5 месяцов, Смердис 7 месяцев, Дарий до совершения храма 6 лет. Счисление Иудеев, которые строению храма назначают 46 лет, Иоан. II, 20, относится, конечно, к строению Ирода.

786

Ему приписывают следующий указ, Иероним, Евсевий, и лучшие из новых хронологов, вопреки Флавию, который относит оный к Ксерксу, предшественнику Артаксеркса, и преемнику Дария Истаспова, 7 год Артаксеркса есть 69 или 79 Персидской монархии, поскольку его царствованию дают двоякое начало.

787

Если он есть тот же, который приходил в Иерусалим с Зоровавелем, Неем. XXII, 1, 2, и точно сын первосвященника Сарея, Ездр. VII, 1, то должен быть очень долголетен.

788

Ездр. VII, 6, Наименование писца скорого מח׳ן סןמן по употреблению первого из сих слов в Новом Завете, и по произведении второго из Ефиопского языка, означают законоведца и ученого.

789

Дабы показать царю свою надежду на Бога, Ездра не просил для своего путешествия охранных воинов, хотя должен был нести с собою великие сокровища.

790

Сие может казаться строгим, но сего требовал закон и многократно испытанная опасность. Иные думают, что иноплеменницы могли быть удержаны в супружестве через принятие иудейской религии, но в такой крайности можно ли было надеяться обращения нелицемерного?

791

По мнению Иеронима, он был царского племени. Невероятно, чтобы он был тот же Неемия, который за 90 лет вышел из Вавилона с Зоровавелем, Ездр. II, 2, и чтобы в такой старости он отправлял должность царского виночерпия.

792

Он назывался Аронитином, Неем. II, 19, а Оронаим есть город моавитский, Иер. ХLVIII, 3.

793

Сие должно приписать как множеству и неутомимости трудящихся, так, вероятно, и тому, что стена не вся была разрушена, и уже была более или менее обрабатываема до Неемии,

794

На сей конец, Неемия переписал Ездрино народоисчисление возвратившихся из плена. Неем. VII, 7 и след. Кроме показанного выше несогласия сих описаний в числе народа, замечают подобное несходство в описаниях даров для храма, Ездр. II, 68, Неем. VII, 70. Думают, что были два даяния в различные времена.

795

Чтение началось по требованию народа. На площади, перед вратами водными, Ездра стоял на деревянном амвоне с книгою закона; несколько священников и левитов изъясняли народу то, что он читал. Сие вразумление людей в законе, Неем. VIII, 7, по мнению некоторых состояло в переводе с еврейского на халдейский, которому иудеи научились во время пленения. Но вероятнее, что то был род толкования, как можно видеть из следующих слов Неемии по выражению подлинника: читали книгу, закон Божий, раздельно полагая разум и вразумляли в чтении, 8. Слушая чтение, народ плакал, но левиты удерживали его, представляя, что сие неприлично празднику. На другой день народ опять собрался к Ездре, да протолкует всем словеса законная, 13. По сему случаю найдено Моисеево законоположение о празднике кущей, и Ездра наставил людей совершить его во всей законной точности. С сим праздником кущей 2 – я книга Маккавейская соединяет обретение священного огня, I, 18. Но сему повествованию трудно найти место в достоверной истории, поскольку оно приписывает Неемии создание церкви и алтаря и, притом, во время первого жреца Ионафана 23.

796

Думают, что жизнь Неемии продлилась до времен Александра Великого, потому что в родословии первосвященников он упоминает о Адуе, Неем. ХII, 11. Другие догадываются, что сие место его книги пополнено чужой рукой. Могло статься, что Неемия вписал Адуя, когда сей был еще младенцем.

797

Сего Санаваллата нельзя смешивать с современником Неемии того же имени. Их разделяет целый век.

798

Когда вcе удивлялись сему, и Парменион спросил Александра, как он, приемля сам поклонение, поклонился иудейскому священнику, царь ответствовал, что он поклонился Богу священника, и прибавил, что еще в Македонии в сем точно виде явился ему во сне муж, который обещал ему победу над персами.

799

Все сие повествование Иосиифа, Древ. кн. XI, гл. 8, кажется некоторым сомнительно, потому особенно, что он упоминает о халдеях в войске Александра. Но удивительно ли, что некоторые из них, находившиеся в войске Дария, перешли в службу победителя? Не должно также казаться странным, что Александр располагает участью вавилонских и мидийских евреев, не взяв еще ни Вавилона, ни Мидии, напротив, сие согласно с его предприимчивостью и самонадеянием. Впрочем, о походе его в Иудею не говорит никто из языческих писателей, кроме Гекатея, который был в его лагере и упоминает о том, что заметил в Иерусалиме в отрывке, сохраняющемся у Иосифа. Cont. Арр. L,. I.

800

С сим повествованием Иосифа трудно согласить повествование сочинителя Истории LXXII толковников, известного под именем Аристея, который говорит, что Птоломей Лагов из 100.000 пленных иудеев только 30.000 раздал оружие, а прочих отдал в рабство своим воинам, и что сии получили свободу при Птолемее Филадельфе.

801

Кроме Флавия, его хвалит сын Сирахов, L. о нем говорят, что он был одним из 70 толковников, жил более 300 лет, и есть тот самый, о котором упоминает Евангелист Лука, II, 25.

802

Здесь должно приметить исполнение пророчества Данилова, XI, 5.

803

Смотр. Дан. XI, 6.

804

Там же ст. 7, 8, 9.

805

Другие относят сие к Птоломею Филопатору.

806

Иосиф много рассказывает о счастливой отважности сего Иосифа, о его супружестве с племянницей и о сыне его Аристовуле, но трудно увериться, чтобы в его повествовании не было прикрас несовместимых с истиною.

807

Сие происшествие составляет предмет книги, которая называется третьей Маккавейской, хотя в ней ни слова нет о Маккавеях. В её повествовании есть излишние прикрасы, как, например, в VI, однако, сие не ниспровергает истины самого происшествия. Флавий не упоминает о сем в своих древностях, а в другом месте, Соntr Арр. L. II, но которое существует только в переводе Руффина, приписывает, по – видимому, сие гонение Птоломею Фискону; и как он всегда боится чудес, то между причинами прекращения его полагает просьбы царской наложницы. Но как он или его переводчик погрешает и в том, что говорит в сем месте о Фисконе, то свидетельство, так называемой, третьей Маккавейской книги должно быть предпочтено. Сюда, кажется, отнести должно повествование Евсевия об убиении 60,000 иудеев, в котором намерение ошибочно принято за действие, и повествование Поливия о мятеже подданных Птоломея по возвращении его из Сирии. Смотр. Дан. XI, 10, 11, 12.

808

Другие относят оное к Онии первому или второму, потому что Арей или Арий Плутархов древнее Онии третьего. Что касается до самого родства иудеев и спартанцев, его стараются изъяснить различными догадками. Гроций думает, что лакедемоняне произошли от дорян, сии от пеласгов, а последние из Аравии, и, может быть, от Хеттуры. Диодор Eclog. ex lib, XI, сказывает, что часть изгнанных из Египта пришельцев вышла с Данаем и Кадмом в Грецию, часть с Моисеем в Иудею. Геродот также производит Дорян, то есть, лакедемонян, от египтян, и представляет их до законов Ликурга ни мало не похожими на прочих греков; απροσμίχτουξ. Lib. I, VII. Но могли ли посему спартанцы, увидев Историю евреев, переведенную при Птоломее Филадельфе, привить свое родословие к их корню? Морин выводит спартанцев от иудеев через Едонян, народ фракийский, и его смешение с пеласгами. Гуеций догадывается, не обманулись ли спартанцы, которые жителей Крита почитали своею колонией, тем мнением, о котором говорит Тацит, Hist. L. V. Iudaeos Creta insula profugos novissima Libiae insedissë argumentum e nomine petï inclytum in Creta Idam montem; accolas Iudaeos aucto in barbarum cognomento, Iudaeos vocari. К сему прибавляют, что семьдесят толковников почитали филистимлян пришельцами критскими, Соф. II, 5; а спартанцы могли смешать филистимлян с иудеями. Тот же писатель думает еще, что спартанцы, как потомки Геркулеса, могли его найти между иудеями. Все сии догадки неспособны произвести уверенность. А посему некоторые думают, что и само повествование о посольстве Лакедемонян есть вымысел; тем более, что первая Маккавейская книга, на коей оно основывается, XII, 19 – 23, не есть каноническая, и царь Лакедемонский назван в ней персидским именем Дарий. Но поскольку сия книга имеет все свойства истории, и поскольку согласно с ней и во второй Маккавейской упоминается о бегстве Иасона к лакедемонянам сродства ради, V, 6; то надобно заключить, что в сем неизвестном нам родстве действительно уверены были если не иудеи (так как в письме Ионафана к спартанцам об оном не упоминается), то, по крайней мере, спартанцы.

809

У Иосифа, Древ. кн. VII, гл. 3, находится письмо Антиоха к некоторому Птоломею, в котором он дает иудеям право жить по своим законам, слагает с них некоторые подати и обещает вспоможение для священнодействий и обновления храма. Другие два письма: о неприкосновенности храма и о переселении 3.000 иудейских семейств из Месопотамии в лидийские и фригийские крепости для охранения, если оные достоверны, также доказывают благоволение Антиоха к иудеям.

810

Смотр Дан, XI, 13 – 19.

811

Даниил XI, 20 описывает Селевка так:. и станет на месте его (Антиоха) посылающий взыскателя (податей) в славе царской и в немногие дни (заговора) сокрушится не яростию, ниже бранию.

812

Смотр. Дан. XI, 21 – 28. В начале Антиохова царствования Иркат, сын Иосифа, доселе защищавшийся против братьев и их сообщников, построивший себе за Иорданом крепость и удачно воевавший против арабов, устрашась возрастающего могущества сего царя, умертвил сам себя.

813

Иосиф Флавий в своих древностях, кн. XII гл. 5. пишет, что Иасон получил первосвященство по смерти Онии, но в своей книге о Маккавеях, согласно со второю Маккавейской находящейся между священными книгами, утверждает, что сие случилось еще при жизни Онии. 2Мак. IV, 7, 9, 33.

814

Но вторая Маккавейская книга IV, 23 называет его братом Симона, происшедшего из колена Вениаминова, того самого, который клеветал на Онию. Весьма многие следуют Иосифу, потому что первосвященник должен быть из племени Ааронова; хотя, впрочем, сомневаться можно, был ли соблюдаем сей закон в такое время, когда прочие законы касательно первосвященства были нарушены.

815

IV, 29. Слово преемник, διάδοχος, по замечанию Гроция, означает здесь наместника. Ибо не видно, чтобы Менелай совершенно в сие время лишен был священства.

816

IV, 42. Слово еχеιρώσαντο, собственно, не значит убить, но схватить. Здесь, конечно, должно разуметь и убиение потому, что ни при делопроизводстве о сем мятеже, ни после, о Лисимахе уже не упоминается.

817

Смотр, Дан. XI, 29.

818

Так должно понимать с подлинника, 2Мак. V, 14.

819

При сем случае прекрасное делает замечание сочинитель второй Маккавейской книги не ради места язык, но языка ради место Господь избра, V, 19. Посещение и осквернение храма иудейского Антиохом описывает и Диодор in excerpt. apud Phot. cod. CCXLIV, согласно со Священной историей, кроме того, упоминает о каменном изображении старогo мужа, сидящего на осле, которое как он говорит, нашел Антиох во внутренности храма, и которое, по его мнению, представляло Моисея.

820

К сим происшествиям находят подтверждение в части пророчества Даниилова, XI, 30 – 39.

822

По Птоломею, Диодору и новейшим хронологам, продолжение Персидской монархии вычисляется следующим образом: После завоевания вавилонской монархии, Кир царствует 7 лет. Камбиз со Смердисом 8. Дарий Истасп 36. Ксеркс 20. Артаксеркс Лонгиман с Ксерксом вторым и Согдианом 41. Дарий Нов 19. Артаксеркс Мнемон 43. Артаксеркс Ох 23. Арсес 2. Дарий Кодоман 6.

823

Иероним почитает его Ангелом, поскольку он называет себя Ангелом מלאך Иеговы, посланным от Иеговы, Агг. I, 13. Но известно, что наименование Ангела дается человеку в значении вестника. Напротив того, имя Пророка, приписанное Аггею в самом начале его книги, не употребляется для означения Ангела.

824

Поскольку он называется еще сыном Аддовым, Захар. I, 1, то некоторые производят его от Адда Пророка, современника Ровоама; 2 Парал. XII, 18, но другие, с большей вероятностью, от Аддая – священника, вышедшего из Вавилона с Зоровавелем, Неем. XII, 16. Сего Захария, вместе с Урией, пророчествовавшим об Иерусалиме в царствование Иоакима, Иерем. ХXVI, 20, почитают некоторые теми свидетелями, которые должны были подтвердить пророчество Исаии, VIII, 2 и след. Но как первый предмет сего пророчества было падение Дамаска в Самарии, случившееся прежде обоих упомянутых Пророков, то вероятнее, что верные свидетели Исаии должены были бы быть из его современников.

826

Сей поступок Мардохея, если не достоин особенной похвалы, то, по крайней мере, не может быть осуждаем. Если Конон, сохраняя характер свободного человека, не хотел явиться к персидскому царю, дабы уклониться от обыкновенного ему поклонения lust, 1, VI, то не имел ли право Мардохей по чувству справедливости и благочестия, отказать в поклонении не царю, коего сан всегда имеет в себе нечто священное, но властолюбивому гражданину?

827

В истине сего происшествия не позволяет сомневаться в память его установленный праздник Фурим, отправлявшийся многие веки. Смотр. 2Мак. XV, 37. В уложении Феодосиевом de lud. rit. XlI, L, I. находится против него следующий закон: Judaeos quosdum Jestiuitalis suae solenni Aman ad poenae quondam samtae rationem incendere et sanctae crucis assimilattm speciem in contemplum Christianae fidei sacrilega mente exurere provinciarum rectores prohibeant, neve jocis snis fidei nosirae lignum immisceant, amissuri sine dubio permissa hactenus nisi ab illicitis temperaveriat.

828

Его времени приличествует история Мардохея, потому что сей пленен был с Иехонией, Есф. II, 6. Притом царство Дария простиралось до Индии Иег. L, IV с. 44, и престол был в Сусах L, V, с. 49. Кроме Атоссы, дочери Кира, он имел в супружестве Артистону, которую особенно любил L, VII, с. 69, но против сей догадки замечают, что Артистона также была дочь Кира, и что имя Дария не смешивается в Св. Писании с именем Ассуира.

829

Скалогер думает, что имена Ассуира и Есфири суть одни с именами Ксеркса и Аместрисы, и что царственное пиршество дано было по случаю приготовления к походу на Грецию. Но Аместриса едва ли может быть Есфирью, ибо она была супругою Ксеркса ранее похода в Грецию, Petau, de doc. tem. L, XV, c. 27. и была женщина свирепая по свидетельству Геродота, L, IX, с. III.

830

Так думает Иосиф. И нельзя лучше изъяснить чрезвычайного благоволения Артаксеркса к иудеям, как супружеством с иудеянкою. Персидское царство, хотя униженное греками при Ксерксе, могло еще при Артаксерксе иметь 127 областей. Наконец, ничто не препятствует отнести приключение Мардохея к сему времени, поскольку то, что говорится о пленении его, может быть отнесено к его прадеду, Есф. II, 5.

835

Агг. II, 10. Сию славу храма нельзя полагать с Р. Липманом в том, что второй храм стоял десятью годами долее первого, или с Р. Азариею – в дарах и уважении языческих царей, чему неоднократно случалось противное; ни относить к третьему храму, существующему в воображении только иудеев. Итак, она могла состоять только в пришествии Мессии.

837

Зах. XI, 13. Место сие приводится у Матфея, XXVII, 9, 10, но под именем Иеремии Пророка. Дабы сие не казалось ошибкой, должно знать, что здесь вообще книга Пророков означается именем Иеремии; которого пророчество раньше имело в ней первое место, Смотр. Light. Ног. HеЬ. ad h. 1.

839

Там же XII, 10.

840

Там же XIV.

841

В указе Кира, Ездр. VI, 3, назначена была высота и широта храма в 60 локтей, что несогласно с размером первого храма, но cие назначение, думать надобно, было только примерное, и сделано было для того, чтобы определить количество назначенного на строение иждивения от дома царя, 4.

842

Когда был он заложен, то видевшим первый, казался якоже не сущим. Агг. II. 4. Ирод у Иосифа, Древ. кн XV, гл. 14, говорит, что храм Зоровавеля 60 локтями был ниже Соломонова.

843

На месте его находился камень, возвышавшийся от пола на три перста, который называли камнем основания, и о котором говорили, что он положен на пупе земли.

844

Правда, Неемия ожидал священника со изъяснением и истиною, Ездр, II, 63; а Иосиф Древ. кн. III, гл. 8, говорит, что Наперсник и Сардоникс перестал сиять за 200 лет до его времени, по причине Божьего гнева за нарушение законов. Но как не видно, чтобы ожидание Неемии оправдалось событием, так мнение Иосифа не согласуется со свидетельством многих его соотечественников. Смотр. Abarban praef. in Аgg. Maimon. de aрр, ten. с. 10.

845

Сие – то, по мнению некоторых, знаменовало видение отшествия славы Божьей из храма на гору Елеонскую, Иезек. X, 18, 19, XI, 22, 23. Схода же относят некоторые оскудение הקןש ךןה Духа Святаго, или дара пророчества, после Малахии. На место его поставляют ק׳ל כח дщерь гласа, то есть, род откровения, в котором Бог говорил к людям без свидетелей.

849

Там же VIII, 1, 7; IX, 3; Мал. II, 7.

850

Нынешние Иудеи в сей праздник бьют молотами, вместо Амана, стены и столы своих синагог и потом предаются всякому бесчинству.

852

Существование сих постов доказывается из Пророка Захарии VIII, 19, а изъяснение заимствуется от раввинов.

854

Между ними, и, может быть, после них были и другие, но которые неизвестны. Смотр. Неем. V, 14, 15.

856

Основателем её почитают Ездру, и приписывают ей до 120 членов, в числе коих полагают Зоровавеля, Иисуса, Неемию, Мардохея, Даниила и трех последних Пророков. В אכדח מדק׳, то есть, в главных наставлениях отцов, находится ее определение следующее: будьте медленны в суде, соберите многих учеников, оградите закон. Ей приписывают собрание устных преданий Моисея, пересмотр, очищение и разделение Св. книг, сочинение молитв и введение заключительного в священных речах выражения: и во веке веков, против зарождавшегося саддукейства. Но кто не видит, что многие из наименованных здесь мужей не могли быть её членами? Невероятно также, чтоб из таких мужей составленное общество, при разделении Св. книг на Закон, Пророков и творении Святых, исключило Даниила из второго класса.

857

Его составляют из 71 члена, по числу 70 старцев – помощников Моисея, Числ. XI, 16.

858

Вот доказательства: а) Вероятно, что иудеи привыкли к халдейскому алфавиту в Вавилоне. б) В Гемара Сангедрин гл. XI, § 13, Маар – Сутра говорит, что во времена Ездры Израиль избрал письмо ассирийское для священного языка. с) На некоторых монетах, которые почитаются выбитыми до пленения, изображены самарийскими буквами слова ׳דושל׳ס קדשח Иерусалим Святой, שקל ושדאל Сикль Израиля, d) Иероним in ргоl. in lib. I reg. пишет: Ездра изобрел нынешние буквы, а до сего времени письмо самарян и евреев было одинаково. В некоторых греческих книгах доселе находим четырехбуквенное имя Господне, изображенное древними буквами, е) Из Иезекииля, IX, 4, заключают, что буква Тав должна быть крестообразная, а таковая находится в азбуке самарийской. Даниил в своей книге пишет на халдейском буквами нынешними еврейскими. Сим догадкам противополагают. а) Молчание Св. книг и Флавия; Ь) привязанность иудеев к своим древностям; и с) неизменность Св. Писания даже до йоты, Матф. V, 18. Желая ослабить главнейшие доказательства предыдущего мнения, некоторые из надписей еврейско – самарийских монет: свобода Иерусалима, избавление Израиля, искупление Сиона, доказывают, что они принадлежат ко временам Маккавеев; и думают, что Симон, получив от Антиоха позволение бить монету, но страшась закона Моисеева, Ис. XX, 4, поручил сие самарянам. В рассуждении слова חו примечают, что оно может означать или вообще знамение, или הה׳ח ты будешь жив.

859

3 Царст. VI, 1 38.

860

Некоторые приписывают сии книги Исаии и Иеремии по некоторым общим в сей истории с их пророчествами местам, но какая необходимость выписку места из писателя приписывать тому же писателю? Сие может сделать и другой.

861

Сии наименования не довольно соответствуют самой вещи. Сочинение сие не есть ни дополнение к Св. истории, потому что в нем, в по большой части, повторяется то, что находится и в других книгах; ни полный временник, поскольку не достает в нем хронологического единства; ни сокращение, потому что в нем и много подробностей, и много опущений.

862

Гроций замечает, что книга, служащая продолжением другой, у древних обыкновенно начиналась тем, чем кончилась предыдущая. Впрочем, в книгах Паралипоменон есть и такие места, которые показывают древнейшего, нежели Ездра, писателя, как 2Пар. VIII, 8, и такое, которое принадлежит позднейшим временам. 1Пар. III, 19 – 24. Должно думать, что первые без перемены слов заимствованы из древних писаний, коим он следовал; а последнее после него прибавлено одним из достоверных мужей для продолжения родословия Давида и Мессии.

863

Гуеций отнимает у Ездры первые шесть глав сей книги, потому что они писаны таким человеком, который был уже в Иерусалиме до пришествия Ездры, Езд. V, 4.Но сие не удивительно, если сей Ездра был тот же, который пришел в Иерусалим с Зоровавелем; если же и другой, то все, однако, мог он, и не быв в Иерусалиме, сказать от лица иерусалимлян: тогда рекохом им.

864

Есф. IX, 20. Замечают, что в еврейском тексте сей книги не находится имени Бога, но тем не менее, она проповедует Его самим делом, описывая сохранение народа Божьего. Почему и заслуживает место между Священными книгами, хотя ясно и не говорит о Мессии, и хотя не приводится писателями Нового завета разве под общими выражениями как Евр. XI, 34. Молчанию о ней Назианзена, можно противоположить свидетельства Кирилла Иерусалимского, Епифания, Иеронима. С главным текстом сей книги, переведенным с еврейского языка не должно смешивать дополнений, существующих только на греческом. В славянской Библии они отличены тем, что против них не показаны номера стихов.

867

XIV, 11.

868

XIV, 21 – 48. Осуждают в ней мнения о рае III, 6. и аде IV 40 – 42; но сии места надлежало бы объяснить, прежде суждения о них.

869

In priori ad Corinth. ер.

870

С, XII.

871

Матф. ХХIII, 37, 38, 3; Ездр. I, 28 – 33.

873

2 Макк. II, 13.

874

В своей книге, XLIX, 12. После Исаии, Иеремии и Иезекииля он упоминает 0 двенадцати Пророках без имен. Нет сомнения, что он разумеет двенадцать Пророков, отделенных в Библии под названием меньших.

875

Иустин, in cohortat, ad Graec. говорит, что по недоверчивости царя, каждый из них был заключен в особую келлью, и несмотря на то, перевод нашелся согласным не только в мыслях, но и в словах; и прибавляет, что он сам видел остатки сих келлий. Сие свидетельство приняли многие другие отцы Церкви; а иные, как Епифаний, вместо 72 келлий создали 36. Но в сих мнениях не позволяет утвердиться молчание Аристея, Филона, Флавия – ближайших свидетелей происшествия. Иустин без сомнения не хотел обмануть, но он мог быть обманут.

876

Древнейшее повествование о сем переводе – есть сочинение Аристея, который выдает себя за чиновника Птоломея, но часто говорит как иудей и также заставляет говорить самого царя. Некоторые новейшие писатели признают оное подложным, и сделали против него многие возражения. Утверждаясь на свидетельстве Гермина, которое находится у Лаэрция, говорят, что Димитрий ошибочно представлен действующим лицом в повествовании Аристея, потому что Филадельф по смерти отца своего сослал Димитрия в деревню, где он и умертвил себя посредством аспида. Но защитники Аристея ответствуют, что повествуемое им отнести должно к тому времени, когда Филадельф царствовал еще вместе с отцом. Странным кажется, что Аристей собирает переводчиков из всех двенадцати колен Израилееых. Однако сие не невозможно, ибо и после салманассарова пленения десяти колен, некоторые их остатка находились в Палестине; и Апостол упоминает – о надежде двенадцати колен. Деян. ХХVI, 7. Замечают, что в повествовании Аристея, письма Птоломея, Димитрия и Елеазара, написаны одним слогом; что издержки Птоломея слишком велики для получения такой книги, коей не знал он достоинства, что Аристовул, Филин, Иосиф, Епифаний, которые все следуют Аристею, все не согласуются с ним в некоторых обстоятельствах. Должно согласиться, что сии примечания доказывают несовершенство и повреждение оного сочинения. Между тем, всей истории 70 толковников не позволяет отвергнуть свидетельство упомянутых теперь мужей и всей христианской древности, кроме одного Иеронима, который невыгодно говорит о переводе 70 – ти, делая свой.

877

По Абулфарагию – служитель Илии; по Бундарию-одного ученика Иеремии; а по свидетельству Абу – Мугамед – Мустафы, писателя жизни Гистаспа, то есть, Дария Истаспа, ученика Озеира, то есть, Ездры. С последним мнением соглашается Фома Гиде. Hist rel vet. рer. с. 29.

878

Смотр. Ios. Contr. Арр. et antiq. L. XII, c. 1.


Источник: Начертание церковной истории, от библейских времен до XVIII века, : в пользу юношества, обучающегося в духовных училищах / Филарет (В.М. Дроздов) – Изд. 10. Москва: Синодальная Типография, 1857. – 498 с.

Комментарии для сайта Cackle