Источник

Степени участия в миссии

Святитель Макарий (Невский) пишет: «Дело Православия есть дело всякого право верующего: всякий сын Церкви должен не только сохранять православное вероучение во всей чистоте, но и заботиться, чтобы вера православная распространялась среди неверующих и неправо-верующих. Поэтому на всех верующих лежит обязанность содействовать этому возможными для них средствами»30.

Итак, миссия – это не удел одиночек-энтузиастов, а обязанность каждого христианина. Однако нередко люди говорят: миссия это не для меня, поскольку я не могу оставить всё и навсегда уехать в дальние края. Действительно, самое полное и совершенное исполнение заповеди Спасителя идти и научить народы – это когда миссионер навсегда отправляется на чужбину, живя среди другого народа ради проповеди Христа, и не какую-то часть времени, но всю свою жизнь отдаёт апостольскому труду. Можно сказать, такие люди исполняют заповедь на 100%.

Однако если мы не можем поступить также, если не можем исполнить ее на 100%, это не значит, что вообще не надо исполнять эту заповедь. Не каждый может, оставив всё, посвятить жизнь проповеди Евангелия, но в свою меру участвовать в деле миссии могут все. Если мы можем исполнить заповедь на 50, 20, 10 или 5% – это тоже исполнение заповеди. Приведу слова наших святых об этом.

Преподобный Макарий (Глухарев) писал: «Разные силы, потребные для исполнения заповеди Христа Спасителя о проповедании Евангелия народам, в суеверии разных образов остающимся, рассеяны по разным членам Церкви... Между тем, как одних посылают на проповедь, другие пекутся о воспитании, образовании проповедников; а иные собирают по всему пространству церковному, слагают воедино, сохраняют, приводят в движение многоразличные способы к поддержанию миссий и учреждению новых. Верные, составляющие Российскую Церковь, одни угождают Богу в благословенном супружестве; а другие приносят Ему девство и вдовство свое в благоприятную жертву... Во всех сих разрядах Церковь имеет силы благопотребные для составления миссий»31.

Святой Макарий (Невский), повторяя мысль преподобного Макария Алтайского, говорил: «О. Макарий признаёт возможным, полезным и желательным, чтобы в деле миссионерского служения принимали участие лица всякого звания, пола и состояния, и в миссии, как при нём, так и впоследствии, наравне с юношами – сотрудниками его, служили и старец благочестивый, занимавшийся домохозяйством миссии, и старица, ухаживавшая за больными, и образованная девица, обучавшая детей грамоте и готовившая лиц женского пола ко крещению, рядом с женатым священником служил иночествующий иерей. Всем было своё место и своё дело. Если не можешь быть ловцом человеков, говорил о. Макарий, то лови рыбу для питания ловцов человеков»32.

Тот же святитель учит: «Если успех миссии зависит от успеха сбора [средств на миссию], то успех сбора зависит от количества сочувствующих миссионерскому делу. Сочувствие же появляется тогда, когда в обществе широко распространяются сведения о деятельности миссии, вводится в сознание народа важность вообще миссионерского дела как дела Божия... Такое осознание важности миссионерского служения и обязанности для всякого христианина деятельно помогать этому делу, может быть внушаемо... путём живого слова или через печать. Поэтому благотворителем миссии может считаться не только тот, кто жертвует что-либо на миссионерское дело, но и тот, кто распространяет сведения о миссиях, их задачах, их нуждах, и тем возбуждает сочувствие к делу… Если бы кто не имел решительно никаких средств для пожертвования на это святое дело, тот может послужить ему своей молитвой об успехе дела»33.

Здесь у святого Макария мы видим различные степени исполнения заповеди – одна степень когда навсегда отправляешься на миссию, другая степень – когда, не отправляясь сам, жертвуешь на миссию тех, кто отправился. Например, отец Даниил Сысоев имел правило отдавать десятину от своих доходов на миссию.

Из истории миссии на Алтае известен случай, когда один простой священник вдохновлял своих прихожан и знакомых жертвовать на миссию. Это не были какие-то огромные суммы, но они отсылались регулярно на протяжении десятилетий. И такой регулярностью за это время священник сделал столь много, что почитался на Алтае как один из главнейших благотворителей миссии. То же было и со святым Иоанном Кронштадтским. Рассказывают, что во время учебы в семинарии он хотел поехать миссионером в Китай, но Господь направил его в Кронштадт на служение. Тем не менее, он живо интересовался православными миссиями в других странах, молился за них и деятельно поддерживал их материальными средствами. В своё время, изучая историю зарубежных миссий, я везде наталкивался на следы участия святого Иоанна. Идет ли речь о миссиях в Китае, Корее, Японии, или о первом православном храме в Южной Америке, или в Германии – везде хранятся облачения, и прочее необходимое для новооткрытых храмов, что присылал святой Иоанн.

Вспоминается и святитель Иоанн Златоуст, который, будучи в ссылке, отвечал своему состоятельному стороннику по имени Диоген, желавшему прислать ему материальную помощь, просьбой направить эту помощь миссионерам: «наградит тебя Господь... за то, что ты окажешь такое щедрое вспоможение людям, которые проповедуют язычникам в Финикии слово Божие и стараются об устроении там церквей... особенно в настоящую пору, когда они находятся в крайнем затруднении и терпят притеснения от многих»34.

Далее, как объясняет святой Макарий, тот человек, у которого нет денег, может помочь распространением информации о миссии, рассказывать, писать статьи о миссии, вдохновлять других. Это будет его вкладом в дело исполнение последней заповеди Спасителя.

Наконец, если человеку и это не по силам, он может, по крайней мере, молиться за миссионеров. Это любому по силам – внести в свой помянник имена нескольких современных миссионеров, трудящихся в других народах, и регулярно молиться о них. Как бы мы не считали свою молитву немощной, но и она может привнести благодать Божию и стать свидетельством, что нам не все равно. Можно молиться и об обращении известных нам заблудших людей, как об этом пишет святитель Николай Сербский: «Твоя скорбь о неверии некоторых людей выдаёт твою любовь к Богу… Но берегись, чтобы не возненавидеть неверующих. Это было бы гибельно для тебя и не принесло бы им никакой пользы. Смотри на них с жалостью, как на странников, ограбленных в дороге разбойниками. Сострадай им, как сострадаешь нищим и бездомным. И молись Богу за них. И станешь миссионером. Пусть твоим первым миссионерским правилом будет молитва за отпавших от веры»35.

К сожалению, в последние годы среди православных людей в России стало распространяться странное мнение о том, что, якобы, нельзя молиться за заблудших и неверующих, это, мол, опасно, большие искушения будут, и тому подобное. Понятно, откуда этот ветер дует, поскольку только одно существо в мире заинтересовано в том, чтобы христиане как можно меньше молились, и чтобы даже через молитву не проявляли своей любви и сострадания к другим людям. Эта сатанинская идея о том, что нельзя молиться за неверующих, противоречит и словам святых, в частности, приведённым словам святого Николая, и практике Церкви, которая имеет специальные молитвословия о заблудших, и, наконец, даже реально наблюдаемому положению вещей. Огромное множество православных людей молятся о заблудших, чтобы Господь просветил их, и не испытывают никаких особых негативных последствий от этого.

Поскольку среди многих православных глубоко укоренено представление, что вообще всё связанное с миссией их не касается, потому что участвовать в этом должны только одиночки-энтузиасты, у которых есть к тому желание, возможность и особые условия, давайте рассмотрим на примере наших святых, соответствует ли действительности это представление. Святитель Иоанн Златоуст, как мы уже видели, помогал миссии в Финикии даже находясь в ссылке. Еще в большей степени он участвовал в миссии когда был архиепископом Константинопольским, не смотря на то, что в столице империи и на таком ответственном служении у него было немало хлопот, связанных с его непосредственными обязанностями. Он помогал утверждению Православия в Готии и лично проповедовал живущим в столице готам.

Блаженный Феодорит Кирский в похвалу Златоусту пишет: «У тебя есть и еще одно сродство с апостолами. Ты первым утвердил алтари у живущих в кибитках скифов… На стрелу лучника-перса ты ответил стрелой проповеди и те, кто носил железный панцирь, склонились перед Распятым. Твой язык победил изощрения халдеев и магов и высохшая земля Персии расцвела молельными домами… Всё это присоединило тебя к апостолам»36. В свою очередь преподобный Симеон Метафраст добавляет: «узнав, что кельты уловлены в арианскую сеть, он... хитро и изобретательно привёл их к здравой вере»37.

Если обратиться к более близким к нам временам, ты мы увидим, что, например, святитель Феофан Затворник даже будучи в затворе участвовал в деле миссии. Так, в одном из писем он сообщает, что решил из доходов с продажи своей новой книги «тысячу рублей… внести в Миссионерское общество»38. В другом письме он обмолвился о том, что жертвует для миссионеров часть тиражей своих книг: «[Толкования на] Второе [послание ап. Павла] к Солунянам оттиски я отдал 500 [экземпляров] в Миссионерское общество, полагая, что они потихоньку, кое по миссионерам разошлют, кое по епархиальным отделениям Миссионерского общества»39.

Не ограничиваясь своими средствами, святитель Феофан и других людей побуждал помогать миссии и даже организовывать сбор средств: «Ещё покорнейшая к вам просьба. Прилагаю сведения о пожаре в Алтайской миссии. Из них увидите, какая там нужда, и эта миссия самая нужная и самая трудолюбивая. Так помогите сами и уговорите к тому же и других, которые по мягкосердее. Говорите им: “есть у тебя лишний грош? Хочешь положить его в банк самый надёжный, из коего будешь получать проценты вечные времена и во смерти? Так вот клади сюда”. Не требуется целый вагон золота, а что Бог положит по сердцу»40.

Казалось бы, такой подвиг как столпничество полностью исключает возможность участия в миссионерской деятельности, но именно преподобный Симеон Столпник стал одним из самых выдающихся миссионеров Православия. Не сходя ни разу со столпа, он, тем не менее, целые племена обращал в христианство.

Сирийское житие так говорит об этом: «сколько арабов… приходили и видели святого, и становились христианами, и отказывались от идолов своих отцов, и служили Богу! Сколько варваров, армян!»41 А вот что пишет блаженный Феодорит о святом Симеоне: «Исмаилиты же прибывали группами... случалось, что и тысяча человек сразу с криком отказывалась от отеческого заблуждения и разбивала перед тем божественным столпом почитавшиеся ими ранее идолы... Я сам был очевидцем этого и слышал, как они отказывались от отчего злочестия и принимали евангельское учение»42.

Рядом со столпом был выстроен специальный храм и баптистерий, фактически, открыта миссия, в которой постоянно дежурили клирики, крестившие обращенных святым Симеоном туземцев, и блаженный Феодорит как раз был в одной из таких «смен». Преподобный обращал прежде всего свидетельством своей жизни и чудесами, совершёнными по его молитвам, но вел и беседы со столпа с язычниками и с новокрещеными.

Чтобы не сложилось впечатления, что только монахи и клирики участвовали в миссии, стоит упомянуть про мирян. Пример святой Нины, просветительницы Иверии, всем хорошо известен. Менее известен пример святого Илии Нового – обычного юноши с Сицилии, жившего в IX веке, который попал в плен к мусульманам во время их набега, а затем, получив свободу, много лет путешествовал по Северной Африке и Палестине, безбоязненно проповедуя мусульманам и обращая их в христианство. В старости он вернулся в Византию, где и почил43. Таким же обычным юношей-пленником был и святой Фрументий, просветитель Эфиопии.

Во времена Византии мирянская миссия была основным способом распространения христианства среди других народов и стран, и этим объясняют то, что нам известно столь немного имен византийских миссионеров. Первое знакомство с верой Христовой иноверцы получали, как правило, через свидетельство обычных мирян – путешественников, торговцев и пленников. Блаженный Феофилакт Болгарский об этом прямо пишет: «Болгары, преданные скифскому неразумию, не слышали имени Христова... а находившиеся под их властью христиане, державшиеся отеческой веры, при всяком общении с ними излагали учение Христа и, насколько возможно, приоткрывали им свет Евангелия»44.

Итак, если ни ссылка, ни плен, ни затвор, ни столпничество, ни полная хлопот жизнь в мегаполисе, сопряжённая со множеством обязанностей на высоком посту, не являлись препятствием к тому, чтобы участвовать в деле миссии, то кто из нас может сказать, что не способен отыскать возможность в свою меру поучаствовать в исполнении последней заповеди Спасителя? Господь сказал: Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди (Ин.14:15). Если же мы сознательно отказываемся соблюдать заповедь Христову, то не значит ли это, что мы не любим Его? Вспоминаются слова Златоуста: «Если двенадцать человек “заквасили” всю вселенную, подумай, сколь велика наша никчемность, если мы, пребывая в таком количестве, не в состоянии исправить оставшихся – а ведь в нас должно было хватить закваски на тысячи миров»45.

Так что каждому христианину следует задуматься о том, в какой мере он может участвовать в исполнении заповеди Христовой, чтобы показать свою любовь к Нему и чтобы никчемность наша не становилась поводом к хуле на нашу веру.

* * *

30

Слова и беседы. С. 209.

31

Архим. Макарий. Мысли… С. 175.

32

Слова и беседы. Сс. 170–171.

33

Слова и беседы. Сс. 225–226.

34

Свт. Иоанн Златоуст. Письмо 38.

35

Св. Николай Сербский. Миссионерские письма // Творения. М., 2010. Т. 3. С. 12.

36

Цит. по: Иванов С.А. Указ. соч. С. 67.

37

Там же. С. 206.

38

Свт. Феофан Затворник. Письма, 7.1081.

39

Он же. Письма, 7.1085.

40

Он же. Письма, 1.86.

41

Иванов С.А. Указ. соч. С. 59.

42

Там же. С. 309.

43

См.: Rossi Taibbi G. Vita di sant’Elia il Giovane. Palermo, 1962.

44

Иванов С.А. Указ. соч. С. 161.

45

Свт. Иоанн Златоуст. Беседы на Евангелиста Матфея, 46.


Источник: Святоотеческое понимание миссии / Диакон Георгий Максимов. - Москва : Православное миссионерское общество им. прп. Серапиона Кожеозерского, 2014. - 192 с.

Комментарии для сайта Cackle