священник Георгий Максимов

Святоотеческое понимание миссии

Содержание

Введение

Значение миссионерского служения Мотивация миссионера Противники миссии Актуальность миссии в свете современных вызовов Степени участия в миссии Счастье миссионера Смирение и послушание Как узнать хорошего миссионера Принципы православной миссии Искушения миссионера Ошибки миссионера Истина и любовь Не метать бисер Как беседовать о вере? Социальная работа как элемент миссии Финансирование миссии Опыт инославных миссионеров Заключение Святоотеческие цитаты о миссии, не вошедшие в основной материал Об одном неудачном миссионере Внешняя миссия Православной Церкви сегодня  

 

Данное издание, представляющее запись лекций автора, читанных в Сретенской духовной семинарии и в Школе Православного Миссионера при Синодальном миссионерском отделе, впервые систематически излагает святоотеческий взгляд на миссионерское служение. Автор – глава сектора апологетической миссии Синодального Миссионерского отдела, член комиссии по миссионерской деятельности Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви, приходской миссионер храма прп. Сергия Радонежского в Бусиново.

Введение

Миссионерское служение – это служение апостольское, исполнение заповеди Спасителя о проповеди Евангелия всякой твари (Мк.16:16). Господь заповедовал Своим ученикам научить все народы без исключения (Мф.28:19), и сказал: будете Мне свидетелями даже до края земли (Деян.1:8).

Заповедь эта была сказана апостолам, но не для них одних, а через них для всех христиан. Это видно из того, что ещё при жизни апостолов им в их проповеднических трудах помогали многие христиане, не имеющие звания апостолов, и не обязательно бывшие пресвитерами или епископами. Это видно и из того, что после смерти апостолов Церковь не прекратила исполнение этой заповеди, но продолжила её трудами последующих православных миссионеров, для наиболее выдающихся из которых Бог установил в Церкви особый чин святости: равноапостольные. И если посмотреть на собор равноапостольных, то нетрудно заметить, что в этом чине большинство составляют миряне, и не только мужчины, но и женщины, причём не обязательно царственного рода (как св. Елена и св. Ольга), но и самого обычного происхождения и положения (как св. Фекла и св. Нина). Итак, дело проповеди Христа открыто для всякого – в свою меру.

Вот почему нельзя согласиться со взглядом на миссию как на некое хобби, личное увлечение отдельных энтузиастов, – проповедь Евангелия это то, что Господь ожидает от каждого из нас. Это и величайшая наша обязанность, и величайший дар Божий нам, возможность стать сопричастными делу спасения рода человеческого, которое совершает Господь на протяжении всей истории. Как говорил святой Николай Мистик миссионеру, направляемому для просвещения христианством языческого народа: «Разве ты не знаешь, что наш Человеколюбивый Спаситель, низведший Себя с высот славы Своей ради спасения погибших, дабы блуждающих во тьме нечестия привести к свету благочестия, Он и тебя назначил для той самой службы, которую выбрал Сам?»1.

Так что проповедь Евангелия – это не какая-то обуза для нас. Это дело, которым мы можем показать свою благодарность Богу за спасение и которое оживляет нашу веру и сподобляет нас больших наград. Об этом Сам Господь сказал, сначала устами пророка Даниила: обратившие многих к правде будут сиять как звезды, вовеки, навсегда (Дан.12:3), а затем устами апостола Иакова: обративший грешника от ложного пути его спасет душу от смерти и покроет множество грехов (Иак.5:19–20). И пророк

Исайя ублажает проповедника, возвещающего мир, благовествующего радость, проповедующего спасение (Ис.52:7), о чём апостол Павел засвидетельствовал именно как о предсказании христианской проповеди (см. Рим.10:15). Поэтому люди, которые хотя бы немножко начинают проповедовать о Христе, чувствуют особую благодать Божию.

Итак, повеление Господа о проповеди Евангелия касается каждого из нас. Эти слова Священного Писания написаны для того, чтобы мы их исполняли, – не только те, кто испытывает особое призвание или интерес к миссии, но каждый православный христианин. Как и другие заповеди Христовы – любить ближних, прощать врагов, помогать страждущим и так далее – должны исполнять не только те, кому это интересно и близко, но любой, кто называет себя христианином. Поэтому, рассматривая свои жизненные обстоятельства, всякий христианин должен размышлять, как он может исполнить заповеди Божии, и в числе прочих – заповедь о проповеди Евангелия тем, кто пока далек от Христа.

В наше время есть тенденция употреблять слово «миссия» очень широко. Перекрестились мы на улице – это миссия, провели на приходе конкурс пирогов – и это миссия, устроили встречу православной молодежи – и это миссия. Получается, что вообще едва ли не любая церковная активность, любое проявление веры называется миссией. Такое расширительное употребление этого слова представляется неоправданным. Под миссией в собственном смысле имеется в виду проповедь Православия тем людям, которые себя с ним не ассоциируют. Это отличается от важного и нужного дела катехизации тех людей, которые считают себя православными, но мало знают о вере и пока не ведут церковной жизни. Катехизация – необходимое дело, но это не миссия.

Преподобный Марк Подвижник говорил, что Господь оценивает наши дела по намерениям, с которыми мы их совершаем2. Именно через намерения дела оказываются угодны или неугодны в очах Божиих. Поэтому каждый раз, когда мы делаем что-либо, следует разобраться – ради чего мы это делаем? И милостыня может совершаться не ради Христа, может быть даже и не угодна Богу. Можем и поститься, и молиться так, что это будет неугодно Богу. Как известно, можно даже причаститься во осуждение. Все, что мы делаем в Церкви, мы можем делать как угодным Богу образом, так и неугодным.

Поэтому, говоря о миссии, нам важно узнать, как заниматься ею так, чтобы это было угодно Богу. Для этого стоит обратить внимание на слова святых отцов о принципах миссионерского служения. В данной книге как раз собраны и систематизированы их слова.

* * *

1

Письмо 133. Цит. по: Иванов С.А. Византийское миссионерство. М., 2003. С. 188.

2

Слова, 1.184.


Источник: Диакон Георгий Максимов. Святоотеческое понимание миссии. М.: Православное миссионерское общество им. прп. Серапиона Кожеозерского, 2014.

Вам может быть интересно:

1. Полемика с католицизмом у святого Горазда Чешского священник Георгий Максимов

2. О говении протоиерей Григорий Дебольский

3. Лампада Глинская. Старчество в современном мире профессор Константин Ефимович Скурат

4. Таинство второй благодати священник Алексий Тимаков

5. Вернувшийся домой: жизнеописание и сборник трудов митрополита Нестора (Анисимова). Том 1 митрополит Нестор (Анисимов)

6. Пустыня профессор Иван Гаврилович Троицкий

7. Кафедральный во имя Христа Спасителя собор в Москве протопресвитер Владимир Марков

8. Двести двадцать две проповеди на ежедневные Церковные Апостольские и Евангельские чтения протоиерей Вячеслав Резников

9. Пролегомены к исихастской гносеологии епископ Афанасий (Евтич)

10. К трёхсотлетию страдальческой кончины всероссийского патриарха Гермогена Иван Георгиевич Айвазов

Комментарии для сайта Cackle

Открыта запись на православный интернет-курс