Гермоген Шиманский

Литургика

Раздел 23 Раздел 24 Раздел 25

ПЯТИДЕСЯТНИЦА

Тропарь (глас 8)

Благословен еси, Христе Боже наш, Иже премудры ловцы явлей, низпослав им Духа Святаго, и теми уловлей вселенную, Человеколюбие, слава Тебе.

Кондак (глас 8)

Егда снисшед языки слия, разделяше языки Вышний: егда же огненный языки раздаяше, в соединение вся призва: и согласно славим Всесвятаго Духа

Величание

Величаем Тя, Живодавче Христе, и чтим Всесвятаго Духа Твоего, Егоже от Отца послал еси Божественным учеником Твоим.

ПРОИСХОЖДЕНИЕ, НРАВСТВЕННО-ДОГМАТИЧЕСКИЙ СМЫСЛ И ЗНАЧЕНИЕ ПРАЗДНИКА ПЯТИДЕСЯТНИЦЫ

Праздник в воспоминание великого события сошествия Святого Духа установлен самими апостолами, которые ежегодно праздновали день Пятидесятницы и заповедовали всем христианам воспоминать день сошествия Святого Духа (ср. 1 Кор. 16:8; Деян. 2:1-4, 20:16). В «Апостольских постановлениях» есть прямая заповедь праздновать Пятидесятницу: «Спустя десять дней по Вознесении бывает пятидесятый день от первого дня Господня (Пасхи): сей день да будет великим праздником. Ибо в третий час сего дня Господь Иисус послал дар Святого Духа»606. Праздник Пятидесятницы, получивший также название День Святого Духа, с первоначальных времен христианства праздновался Церковью торжественно. Особую торжественность ему придавал обычай древней Церкви совершать в этот день Крещение оглашенных – напоминанием об этом древнем обычае служит то, что на Литургии вместо Трисвятого поется «Елицы во Христа крестистеся». В IV веке святой Василий Великий составил молитвы, читаемые на вечерне доныне. В VIII веке святые Иоанн Дамаскин и Косма Маиумский составили в честь праздника песнопения, которые и поныне поет Церковь.

Название Пятидесятницы этот праздник получил потому, что воспоминаемое в этот день событие совершилось в ветхозаветный праздник Пятидесятницы, а также потому что этот праздник совершается на пятидесятый день после Пасхи. Он называется также днем Сошествия Святого Духа на Апостолов (по воспоминаемому событию) и днем Святой Троицы. Это название объясняется, главным образом, тем, что сошествием Святого Духа на апостолов открылось совершительное действие Третьего Лица Святой Троицы и участие трех Лиц Божества в домостроительстве спасения человеческого рода. Поэтому Церковь в этот праздник особенно призывает верующих поклониться Триипостасному Божеству: Сыну во Отце со Святым Духом.

Сошествие Святого Духа на Апостолов есть совершение Нового вечного Завета Бога с человеками. Чтобы сподобиться тех благ, которые уготованы нам Спасителем, мы должны усвоить соделанное Христом для нас и ради нас спасение, то есть сделать это спасение собственным, своим в нашей земной жизни, соделаться Христовыми, облечься во Христа, «привиться» ко Христу и к жизни во Христе, как ветвь прививается к виноградной лозе. Совершается же это в единстве Тела Христовой Церкви силою Святого Духа, Духа Утешителя, Которого Господь Иисус Христос в день Пятидесятницы во исполнение Своего обещания ниспослал от Отца ученикам Своим и всем верующим607. «Вознеслся еси во славе Ангелов Царю (чтобы) Утешителя нам от Отца послати»608.

Дух Святой в день Пятидесятницы явился в мир видимым образом и ощутительно для человеческой души с дарами спасающей благодати. «Вознеслся еси во славе на горе масличней, Христе Боже, перед Твоими ученики, и сел еси одесную Отца, всяческая исполняяй Божеством, и послал еси им Духа Святаго, просвещающа и утверждающа, и освящающа души наша»609.

Дух Святой, во всяком действовании соединенный и нераздельный со Отцом и Сыном, совершает воссоздание и оживотворение человека, наполняет нас струями животворящей жизни Христовой. Дух Святой – Источник святости и жизни. Он просвещает и освящает всякого человека, живущего во Христе610. Он есть Жизнь и «Жизни Податель»611 – Дух, Душа Церкви. Господь, основав Свою Церковь в виде общества учеников, вознесся на Небо. До дня Пятидесятницы это общество учеников было подобно человеческому телу, созданному Богом из земли, до тех пор пока в него не было вдунуто дыхание жизни, сообщившее ему душу живую (Быт. 2:7). В день Пятидесятницы на общество учеников Господа, являвших собою начало Церкви Христовой, сошел Святой Дух, и оно стало единым Телом, оживленным Душой. С этого времени Церковь Христова получила возможность возрастать через усвоение и присоединение к себе других душ.

Чрезвычайное и благодатное действие произвел сошедший на апостолов Святой Дух. Они совершенно переменились, соделались новыми людьми. Они преисполнились величайшей любви к Богу и к людям612. Это было излияние любви Христа в их сердца Духом Святым. Они почувствовали в себе силу, дерзновение и высшее призвание всю жизнь отдать на служение Славе Божией и спасению людей. «Прежде говоривший через пророков Бог, истинный Утешитель, открывается сегодня служителям и свидетелям Слова»613. «Преданные Спасителю, они исполнились радости, и некогда робкие получили смелость, когда Дух Святой сошел свыше»614.

Дух Святой – «грядущая Отчая Божественная самовластная Сила»615, «Всесильный сияющий Свет, исходящий от нерожденного Света»616, «исходящий от Отца и чрез Сына пришедший»617 – «просветил учеников, явил их посвященными в тайны неба»618, весь мир просветил и научил почитать Святую Троицу619, «для всех открыл смысл Христова домостроительства»620.

«Дух Святой есть... Жизнь и животворящий Свет и Податель Света, Самоблагий и Источник благости. Им Отец узнается и Сын прославляется и от всех познается»621. «Дух Святой – Свет, Жизнь и живой, мысленный Источник. Он – Дух Премудрости, Дух разумения, благой, правый, мысленный, владычественный, очищающий прегрешения. Он – Бог, совершающий обожение человека. Он – Огонь, исходящий из Огня. Он – говорящий, действующий, раздающий дарования. Через Него увенчались все пророки и божественные апостолы с мучениками. Это явление необычное для слуха и созерцания. Это – Огонь, разделяющийся для сообщения дарований»622.

Святой Дух приводит в бытие («осуществует») и оживотворяет всю тварь: в Нем все живет и движется: «вся бо созданная яко Бог сый укрепляет, соблюдает во Отце Сыном же»623. Святым Духом подается глубина дарований, богатство славы, боговедения и премудрости. Им подается всем источник божественных сокровищ, святость, обновление, обожение, разум, мир, благословение и блаженство, ибо Он есть Жизнь, Свет, Ум, Радость, Любовь, и Благость624. «Вся подает Дух Святый: точит (источает) пророчествия, священники совершает, некнижныя мудрости научи, рыбари богословцы показа, весь собирает собор церковный»625. Дух Святой всех призвал к единению в едином Теле Христовой Церкви626. Духом Святым мы получаем научение ведения Святой Троицы и поклонения Ей. «Все преклоняют колена перед Утешителем, Сыном Отца и сродным Отцу (слав. «Отцу срасленному»), ибо все увидели в троическом Лице Существо истиннонеприступное, вневременное, единое, когда засияла светом благодать Духа»627. Единому Триипостасному Богу «поклоняющеся, вси глаголем: Святый Боже, вся содеявый Сыном, содейством Святаго Духа; Святый Крепкий, Имже Отца познахом, и Дух Святый прииде в мир; Святый Безсмертный, Утешительный Душе, от Отца исходяй и в Сыне почиваяй: Троице Святая, слава Тебе»628.

Так, в день Пятидесятницы открылась тайна Божественного Существа, тайна Святой Троицы. Догмат о Святой Троице является основным в христианстве. Им объясняется все дело искупления грешного человечества. На вере в Триединого Бога зиждется все христианское вероучение.

Догмат о Пресвятой Троице имеет для всех верующих и глубоко нравственный смысл. Бог, Троичный в Лицах, есть Любовь. Божественная же любовь излилась в сердца верующих Духом Святым через Сына. Служба на праздник Святой Троицы учит христиан созидать свою жизнь так, чтобы в их взаимных отношениях осуществлялось, по возможности, то благодатное единство, образ которого являют Лица Пресвятой Троицы: «да будут едино, как Мы едино» (Ин. 17:22). «Да исполнятся вси богоначальнейшим (т. е. Божественной благодати Святой Троицы), елицы служителие Трисветлаго Существа»629. «Приближися нам (Христе) и Тебе желающим соедини Себе, Щедре, да совокуплени Тебе поем и славословим Всесвятаго Духа Твоего»630.

Все богослужение – и общественное, и частное – начинается с прославления Пресвятой Троицы. Молитвы ко Святой Троице сопровождают человека от появления его на свет и до смерти. Первые слова, с которыми Церковь обращается к новорожденному: «Во имя Отца и Сына и Святаго Духа». Младенец крещается «во имя Отца и Сына и Святаго Духа». В таинстве Миропомазания Церковь полагает на него «печать дара Духа Святаго». С отроческого возраста кающемуся отпускаются в таинстве Исповеди грехи его – «во имя Отца и Сына и Святаго Духа». Во имя Святой Троицы совершается таинство Брака. На конец, последняя молитва священника при погребении усопшего: «Яко Ты еси воскресение» заканчивается молитвенным обращением ко Святой Троице.

Служба Пятидесятницы в тропарях, стихирах и канонах, ветхозаветных и евангельских чтениях раскрывает сущность учения о Святой Троице и о Святом Духе. Пятидесятница, по словам церковных песнопений, есть праздник «попразднственный и конечный»631. Он есть завершение всех великих праздников от Благовещения Пресвятой Богородицы до Пасхи и Вознесения Господа Иисуса Христа. Праздник Пятидесятницы есть окончание крестного, пути, пройденного Богочеловеком Христом ради спасения мира, день создания Церкви Христовой, в ограде которой совершается спасение людей благодатью Святого Духа.

ОСОБЕННОСТИ БОГОСЛУЖЕНИЯ ПРАЗДНИКА ПЯТИДЕСЯТНИЦЫ

Особенности службы праздника в основном те же, что и в другие Господские двунадесятые праздники. На великой вечерне на стиховне впервые после Великой Субботы поется стихира «Царю Небесный» Эта же стихира поется на утрене по 50 псалме и на хвалитех на «и ныне».

На литии, на «Бог Господь» и после великого славословия – тропарь праздника. На утрене по полиелее – величание, «Воскресение Христово видевше».

Канонов праздника два: «Понтом (морем) покры» (глас 7) и «Божественным покровен» (глас 4). К тропарям припев: «Пресвятая Троице, Боже наш, слава Тебе» (в Киево-Печерской Лавре к тропарям канона в Пятидесятницу припев: «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе»). На 9 песни вместо «Честнейшую Херувим» поется припев: «Апостоли сошествие Утешителя зряще удивишася, како в виде огненных язык явися Дух Святый»632. И затем ирмос первого канона. Этот же припев – и к тропарям 9 песни. Катавасия: «Радуйся, Царице». «Свят Господь Бог наш» – не поется.

По Уставу Пятидесятница, как и Неделя Ваий, не имеет особых праздничных припевов на 9 песни, потому что оба эти праздника приходятся на воскресный день, в который в древности никогда не опускалась песнь Богородицы («Честнейшую Херувим»). В дальнейшем в церковную практику вошло петь перед ирмосом указанный выше припев633.

В Киево-Печерской Лавре на 9 песни в Пятидесятницу поются припевы: первый – «Величай, душе моя, в Трисх Лицех сущее Едино Божество» и второй – «Величай, душе моя, Иже от Отца исходящаго Святаго Духа». На Литургии в Киево-Печерской Лавре задостойник поется с первым или со вторым припевом.

На Литургии антифоны праздника (только в день праздника). Входное: «Вознесися, Господи, силою Твоею, воспоем и поем силы Твоя». Вместо Трисвятого поется «Елицы во Христа крестистеся» (только в день праздника). Пятидесятница – один из пяти великих праздников, когда Трисвятое на Литургии заменяется крещальной песнью: «Елицы во Христа крестистеся»634. Задостойник – ирмос «Радуйся, Царице» без припева (поется до отдания праздника). В конце Литургии после возгласа: «Спаси, Боже, люди Твоя» в первый раз после Великой Субботы поется «Видехом свет истинный». Отпуст – праздника.

К особенностям службы праздника Пятидесятницы относится также то, что Литургию полагается служить позже, а вечерню ранее положенного для них времени635.

Поэтому Великая вечерня в день Пятидесятницы обычно совершается сразу же после Литургии.

На вечерне к обычным прошениям великой ектений присоединяются особые прошения. Вход бывает с кадилом и поется великий прокимен: «Кто Бог велий». Особенностью вечерни является то, что читаются три молитвы святого Василия Великого с коленопреклонением636. В день Пятидесятницы колена преклоняются впервые после Пасхи637. Эти молитвы читаются:

а) после входа и пения великого прокимна «Кто Бог велий»;

б) после ектений: «Рцем вси»;

в) после молитвы: «Сподоби, Господи».

Священник читает молитвы на коленях в царских вратах лицом к народу. В первой молитве, возносимой к Богу Отцу, христиане исповедуют свои грехи, испрашивают их прощения и благодатной небесной помощи против козней вражиих. Во второй молитве к Богу Сыну верующие молятся о даровании им Духа Святого, наставляющего и укрепляющего в соблюдении заповедей Божиих для достижения блаженной жизни. В третьей молитве, также обращенной к Сыну Божию, исполнившему все смотрение (домостроительство) спасения человеческого рода и во ад сошедшему, Церковь молится о упокоении душ усопших отцов и братии наших. После каждого чтения бывает малая ектения, начинающаяся прошением: «Заступи, спаси, помилуй, возстави и сохрани нас, Боже, Твоею благодатию». После молитв произносится ектения: «Исполним вечернюю молитву нашу», поются стихиры на стиховне и бывает обычное окончание вечерни. Отпуст на вечерне – особый638.

Вечерня в день Пятидесятницы совершается раньше своего времени – сразу же после Литургии – для того чтобы народ в духовно сосредоточенном и благоговейном состоянии, не расходясь по домам, присутствовал на вечерне при чтении упомянутых возвышенных молитв святого Василия Великого.

С древних времен сохраняется обычай в праздник Пятидесятницы украшать храмы и жилища зеленью – ветвями деревьев, растениями и цветами. Этот обычай перешел к нам от Ветхозаветной Церкви Очевидно, так была убрана и Сионская горница, где Дух Святой в день Пятидесятницы сошел на Апостолов. С апостольских времен христиане украшают храмы и дома зелеными ветвями и цветами. Украшение зеленеющими ветвями храмов и домов напоминает также и о священной дубраве Мамре, где патриарх Авраам удостоился принять Триединого Бога под видом трех странников (Быт. 18). Вместе с тем, деревья и цветы обновляющейся природы указывают нам на таинственное обновление душ наших силою Святого Духа, а также служат призывом к духовному обновлению и жизни во Христе Господе и Спасителе нашем (Ин. 15).

ДЕНЬ СВЯТОГО ДУХА («ДУХОВ ДЕНЬ»)

В понедельник после Пятидесятницы совершается праздник в честь «Всесвятаго, и Животворящаго, и Всесильнаго Духа, ...Единаго от Троицы Бога, Единочестна и Единосущна и Единославна Отцу и Сыну»639. Прославление Святого Духа после празднования Святой Троице совершается «чести ради ко Всесвятому Духу»640.

Песнопения в этот день почти те же, что и в Пятидесятницу, только на малом повечерии поется канон Святому Духу.

Всенощного бдения на день Святого Духа не полагается. Полиелея нет. Великое славословие. «Честнейшую Херувим» не поется (поется ирмос 9 песни).

На Литургии изобразительны и «Блаженны»; входное (как и в день Пятидесятницы); вместо «Елицы» – «Святый Боже». Отпуст дня Пятидесятницы.

Попразднство Пятидесятницы длится 6 дней. Предпразднства – нет, но в службе праздника Вознесения Господня есть много песнопений, которыми Церковь подготавливает верующих к принятию Святого Духа, что в некотором смысле заменяет собой предпразднство Святой Троицы. Отдание бывает в субботу после Дня Святой Троицы. На Литургии со вторника до отдания по входе: «Приидите, поклонимся и припадем ко Христу, спаси ны, Утешителю Благий, поющия Ти: Аллилуиа».

В седмицу по Пятидесятнице, как и в Светлую седмицу, не бывает поста в среду и пятницу: седмица сплошная – мясоед. Освобождение от поста на этой седмице полагается не ввиду наступающего Петрова поста, но в честь Святого Духа, пришествие Которого мы только что праздновали в течение двух дней (в воскресенье и в понедельник) и в честь семи даров Святого Духа. Вся эта седмица посвящена прославлению Святого Духа, как Пасхальная седмица посвящена прославлению воскресения Сына Божия. Равным образом разрешение поста установлено и в честь всей Святой Троицы. Церковный писатель и канонист начала XIII века Иоанн, епископ Китрский, в 26 правиле пишет: «Разрешаем пост на седмице по Пятидесятнице в честь Спаса нашего Иисуса Христа, ибо Дух Святый равночестен Отцу и Сыну, и по благоволению Их совершилось таинство нашего воссоздания и воссияло нам просвещение богопознания».

НЕДЕЛЯ ПЕРВАЯ ПО ПЯТИДЕСЯТНИЦЕ – ВСЕХ СВЯТЫХ

«В Неделю, следующую за Пятидесятницей, – говорится в Синаксаре на эту Неделю, – Православная Церковь совершает праздник Всех святых, которые есть благодатный плод Святого Духа. Святые Отцы установили совершать его по сошествии Святого Духа с тем намерением, чтобы показать нам те плоды, какие принесло через Апостолов пришествие Святого Духа, как оно освятило соестественных нам человеков, умудрило их, возвысило на степень Ангелов и привело к Богу: одних увенчивая за подвиги мученичества, других – за добродетельную жизнь. Человеческое естество в лице всех святых, прославившихся различным образом, приносит ныне Богу как бы некие начатки свои». Этим праздником, кроме того, восполняется чествование и прославление и тех святых Божиих, которым по причине многочисленности и неизвестности не установлены особые празднования. Об этом говорит нам величание в Неделю Всех святых, которое поется только на бдении в храме Всех святых: «Величаем вас, апостоли, мученицы, пророцы и все святии, и чтим святую память вашу, вы бо молите о нас Христа, Бога нашего».

При установлении праздника в честь Всех святых Церковь имела в виду и святых будущих, чтобы почитать вместе всех святых – явленных и не явленных, всех прежде бывших и будущих. И наконец, святые воспоминаются все в один день, хотя многие из них прославляются и особо, для того чтобы показать, что все они подвизались силою одного Господа Иисуса Христа, все составляют одну Церковь, одушевляемую Святым Духом, и обитают в одном Горнем мире.

В песнопениях Недели Всех святых Церковь, исчисляя различные чины (лики) святых, тем самым напоминает нам о подражании их многоразличным подвигам и добродетелям.

Неделей (воскресеньем) Всех святых заканчивается Цветная Триодь и начинается ежедневное пение Октоиха. Богослужебная книга Октоих употребляется с понедельника после Недели Всех святых до пятой Недели Великого Поста включительно. В период пения Постной Триоди – от Недели Сыропустной и в течение всей Четыредесятницы – Октоих употребляется только по воскресным дням.

С понедельника после Недели Всех святых начинается Петров пост.

НЕДЕЛЯ ВТОРАЯ ПО ПЯТИДЕСЯТНИЦЕ. ПАМЯТЬ ВСЕХ СВЯТЫХ, В ЗЕМЛЕ РОССИЙСКОЙ ПРОСИЯВШИХ

На Всероссийском Поместном Соборе» 1917–1918 гг. восстановлено древнее общее празднование памяти всех русских святых в первое воскресенье Петрова поста (в Неделю вторую по Пятидесятнице). Цель праздника – в один определенный день соединиться всем верным чадам Русской Православной Церкви в прославлении угодников Божиих – явленных и не явленных, просиявших на Русской земле.

Все верующие призываются Церковью, поклоняясь их великому подвигу, подражать святым Земли Российской, учиться у них, следовать за ними. Служба русским святым полна глубоких назидательных мыслей. «Один за другим проходят чудные образы русских святых, поразительных в духовной красоте, великих во всех добродетелях. Русские святые, однажды воссиявшие, явились светилами незаходимыми земли нашей, никогда не меркнущими, всегда сияющими ровным светом и являющимися для нас – их потомков – верными помощниками, от Христа нам дарованными, путь спасения нам указующими» (см. светилен по 9 песни).

Служба совершается по особой книге: «Служба всем святым, в земли Российстей просиявшим», изданной при патриархе Тихоне в 1918 г. и Московской Патриархией в 1946 г. (см. «Богослужебные указания на 1950 год». Ч. 2).


606

Апостольские постановления. Книга V, гл. 20.

607

Пятидесятница, утреня, седален по 1-й кафизме.

608

Пятидесятница, утреня, «2»эксапостиларий.

609

Вознесение, великая вечерня, 3-я стихира на стиховне.

610

Пятидесятница, великая вечерня, 4-я стихира на стиховне; седален по 2-й кафизме на утрени.

611

Молитва Царю Небесный и служба Пятидесятнице, великая вечерня, 3-я стихира на стиховне.

612

Пятидесятница, утреня, седален по полиелее, 1-й канон, п. 5, ирмос.

613

Пятидесятница, утреня, 1-й канон, п. 4, 1 (здесь и далее русский перевод проф. М. Скабаллановича).

614

Пятидесятница, утреня, седален по 3-й песне.

615

Пятидесятница, утреня, 1-й канон, п. 4, 2

616

Пятидесятница, утреня, 2-й канон, п. 3, 2.

617

Пятидесятница, утреня, 1-й эксапостиларий.

618

Пятидесятница, утреня, седален по 1-й кафизме.

619

Пятидесятница, утреня, 2-й эксапостиларий.

620

Пятидесятница, утреня, седален по полиелее.

621

Пятидесятница, утреня, 2-я стихира на хвалитех.

622

Пятидесятница, утреня, 3-я стихира на хвалитех.

623

Октоих 3 гл., Неделя, утреня, степенны – 1 и 2 антифон; Октоих, 2 гл., Неделя, утреня, 2 антифон.

624

Октоих 6 гл. Неделя, утреня, степенны – 3 антифон; Октоих, 7 гл., Неделя, утреня, 1 и 3 антифон; Октоих, 4 гл., Неделя, утреня, 3 антифон; Октоих, 3 гл., Неделя, утреня, 2 антифон; Октоих, 1 гл., Неделя, утреня, 2 антифон; Октоих, 5 гл., Неделя, утреня, 2 антифон.

625

Пятидесятница, великая вечерня, 3-я стихира на «Господи, воззвах». Срав.: Октоих, 2 гл., Неделя, утреня, степенны – 3-й антифон: «Святым Духом точится всяка мудрость: отсюду благодать апостолом, и страдальчествы венчаются мученицы, и пророцы зрят».

626

Пятидесятница, кондак и икос.

627

Пятидесятница, утреня, 2-й канон, п. 4,2 и 1 -и канон, п. 3, 1 и п. 6, 1.

628

Пятидесятница, великая вечерня, стихира на «И ныне» на «Господи, воззвах».

629

Пятидесятница, утреня, 2-й канон, п. 4, 3.

630

Пятидесятница, канон, икос.

631

Пятидесятница, утреня, седален по 1-й кафизме.

632

Запев этот помещен в «Обиходе нотного пения». Обиход нотного пения. СПб., 1798.

633

По всей вероятности, этот припев был заимствован из «Обихода Нотного пения» (Ч. 2), изданного Священным Синодом в 1798 г.

634

«Елицы во Христа крестистеся» на Литургии поется в Лазареву субботу и Великую субботу, на Пасху, во всю Пасхальную седмицу, а также в праздники Пятидесятницы, Рождества Христова и Крещения Господня (всего 12 раз в году).

635

См. об этом в «Служебнике» – «Известие Учительное».

636

В третьей молитве встречается слово «вресноту», что значит – подлинно, действительно, истинно; оно происходит от имени существительного «ресьнота» или «реснота», означающего пристойность, достоинство, истинность, действительность.

637

См. 20-е правило I Вселенского Собора и 90 правило Трулльского Собора.

638

См. «Служебник».

639

Синаксарь, понедельник Пятидесятницы.

640

Синаксарь. // По благословению Высокопреосвященнейшего Евгения, Архиепископа Верейского, Председателя Учебного Комитета Русской Православной Церкви. Рекомендовано Учебным Комитетом Русской Православной Церкви в качестве учебного пособия для духовных учебных заведений. Учебный Комитет Русской Православной Церкви, 2002 г Московская Духовная Академия, 2002 г. ISBN 5–900249–37–9. Редакторы: игумен Тихон (Зайцев), иеродиакон Евфимий (Моисеев), В.П. Овсянников, Н.М. Арутюнян, А.А. Гумеров.


Раздел 23 Раздел 24 Раздел 25

Помощь в распознавании текстов