Азбука верыПравославная библиотекаГермоген ШиманскийЛитургика. Учебное пособие для Духовных Семинарий
Распечатать
Скачать как mobi epub fb2 pdf
 →  Чем открыть форматы mobi, epub, fb2, pdf?


Гермоген Шиманский

Литургика

Раздел 23 Раздел 24 Раздел 25

ПЯТИДЕСЯТНИЦА

   Тропарь (глас 8)
   Благословен еси, Христе Боже наш, Иже премудры ловцы явлей, низпослав им Духа Святаго, и теми уловлей вселенную, Человеколюбие, слава Тебе.
   Кондак (глас 8)
   Егда снисшед языки слия, разделяше языки Вышний: егда же огненный языки раздаяше, в соединение вся призва: и согласно славим Всесвятаго Духа
   Величание
   Величаем Тя, Живодавче Христе, и чтим Всесвятаго Духа Твоего, Егоже от Отца послал еси Божественным учеником Твоим.

ПРОИСХОЖДЕНИЕ, НРАВСТВЕННО-ДОГМАТИЧЕСКИЙ СМЫСЛ И ЗНАЧЕНИЕ ПРАЗДНИКА ПЯТИДЕСЯТНИЦЫ

   Праздник в воспоминание великого события сошествия Святого Духа установлен самими апостолами, которые ежегодно праздновали день Пятидесятницы и заповедовали всем христианам воспоминать день сошествия Святого Духа (ср. 1 Кор. 16:8; Деян. 2:1-4, 20:16). В «Апостольских постановлениях» есть прямая заповедь праздновать Пятидесятницу: «Спустя десять дней по Вознесении бывает пятидесятый день от первого дня Господня (Пасхи): сей день да будет великим праздником. Ибо в третий час сего дня Господь Иисус послал дар Святого Духа»606. Праздник Пятидесятницы, получивший также название День Святого Духа, с первоначальных времен христианства праздновался Церковью торжественно. Особую торжественность ему придавал обычай древней Церкви совершать в этот день Крещение оглашенных — напоминанием об этом древнем обычае служит то, что на Литургии вместо Трисвятого поется «Елицы во Христа крестистеся». В IV веке святой Василий Великий составил молитвы, читаемые на вечерне доныне. В VIII веке святые Иоанн Дамаскин и Косма Маиумский составили в честь праздника песнопения, которые и поныне поет Церковь.
   Название Пятидесятницы этот праздник получил потому, что воспоминаемое в этот день событие совершилось в ветхозаветный праздник Пятидесятницы, а также потому что этот праздник совершается на пятидесятый день после Пасхи. Он называется также днем Сошествия Святого Духа на Апостолов (по воспоминаемому событию) и днем Святой Троицы. Это название объясняется, главным образом, тем, что сошествием Святого Духа на апостолов открылась совершительное действие Третьего Лица Святой Троицы и участие трех Лиц Божества в домостроительстве спасения человеческого рода. Поэтому Церковь в этот праздник особенно призывает верующих поклониться Триипостасному Божеству: Сыну во Отце со Святым Духом.
   Сошествие Святого Духа на Апостолов есть совершение Нового вечного Завета Бога с человеками. Чтобы сподобиться тех благ, которые уготованы нам Спасителем, мы должны усвоить соделанное Христом для нас и ради нас спасение, то есть сделать это спасение собственным, своим в нашей земной жизни, соделаться Христовыми, облечься во Христа, «привиться» ко Христу и к жизни во Христе, как ветвь прививается к виноградной лозе. Совершается же это в единстве Тела Христовой Церкви силою Святого Духа, Духа Утешителя, Которого Господь Иисус Христос в день Пятидесятницы во исполнение Своего обещания ниспослал от Отца ученикам Своим и всем верующим607. «Вознеслся еси во славе Ангелов Царю (чтобы) Утешителя нам от Отца послати»608.
   Дух Святой в день Пятидесятницы явился в мир видимым образом и ощутительно для человеческой души с дарами спасающей благодати. «Вознеслся еси во славе на горе масличней, Христе Боже, перед Твоими ученики, и сел еси одесную Отца, всяческая исполняяй Божеством, и послал еси им Духа Святаго, просвещающа и утверждающа, и освящающа души наша»609.
   Дух Святой, во всяком действовании соединенный и нераздельный со Отцом и Сыном, совершает воссоздание и оживотворение человека, наполняет нас струями животворящей жизни Христовой. Дух Святой — Источник святости и жизни. Он просвещает и освящает всякого человека, живущего во Христе610. Он есть Жизнь и «Жизни Податель»611 — Дух, Душа Церкви. Господь, основав Свою Церковь в виде общества учеников, вознесся на Небо. До дня Пятидесятницы это общество учеников было подобно человеческому телу, созданному Богом из земли, до тех пор пока в него не было вдунуто дыхание жизни, сообщившее ему душу живую (Быт. 2:7). В день Пятидесятницы на общество учеников Господа, являвших собою начало Церкви Христовой, сошел Святой Дух, и оно стало единым Телом, оживленным Душой. С этого времени Церковь Христова получила возможность возрастать через усвоение и присоединение к себе других душ.
   Чрезвычайное и благодатное действие произвел сошедший на апостолов Святой Дух. Они совершенно переменились, соделались новыми людьми. Они преисполнились величайшей любви к Богу и к людям612. Это было излияние любви Христа в их сердца Духом Святым. Они почувствовали в себе силу, дерзновение и высшее призвание всю жизнь отдать на служение Славе Божией и спасению людей. «Прежде говоривший через пророков Бог, истинный Утешитель, открывается сегодня служителям и свидетелям Слова»613. «Преданные Спасителю, они исполнились радости, и некогда робкие получили смелость, когда Дух Святой сошел свыше»614.
   Дух Святой — «грядущая Отчая Божественная самовластная Сила»615, «Всесильный сияющий Свет, исходящий от нерожденного Света»616, «исходящий от Отца и чрез Сына пришедший»617 — «просветил учеников, явил их посвященными в тайны неба»618, весь мир просветил и научил почитать Святую Троицу619, «для всех открыл смысл Христова домостроительства»620.
   «Дух Святой есть... Жизнь и животворящий Свет и Податель Света, Самоблагий и Источник благости. Им Отец узнается и Сын прославляется и от всех познается»621. «Дух Святой — Свет, Жизнь и живой, мысленный Источник. Он — Дух Премудрости, Дух разумения, благой, правый, мысленный, владычественный, очищающий прегрешения. Он — Бог, совершающий обожение человека. Он — Огонь, исходящий из Огня. Он — говорящий, действующий, раздающий дарования. Через Него увенчались все пророки и божественные апостолы с мучениками. Это явление необычное для слуха и созерцания. Это — Огонь, разделяющийся для сообщения дарований»622.
   Святой Дух приводит в бытие («осуществует») и оживотворяет всю тварь: в Нем все живет и движется: «вся бо созданная яко Бог сый укрепляет, соблюдает во Отце Сыном же»623. Святым Духом подается глубина дарований, богатство славы, боговедения и премудрости. Им подается всем источник божественных сокровищ, святость, обновление, обожение, разум, мир, благословение и блаженство, ибо Он есть Жизнь, Свет, Ум, Радость, Любовь, и Благость624. «Вся подает Дух Святый: точит (источает) пророчествия, священники совершает, некнижныя мудрости научи, рыбари богословцы показа, весь собирает собор церковный»625. Дух Святой всех призвал к единению в едином Теле Христовой Церкви626. Духом Святым мы получаем научение ведения Святой Троицы и поклонения Ей. «Все преклоняют колена перед Утешителем, Сыном Отца и сродным Отцу (слав. «Отцу срасленному»), ибо все увидели в троическом Лице Существо истиннонеприступное, вневременное, единое, когда засияла светом благодать Духа»627. Единому Триипостасному Богу «поклоняющеся, вси глаголем: Святый Боже, вся содеявый Сыном, содейством Святаго Духа; Святый Крепкий, Имже Отца познахом, и Дух Святый прииде в мир; Святый Безсмертный, Утешительный Душе, от Отца исходяй и в Сыне почиваяй: Троице Святая, слава Тебе»628.
   Так, в день Пятидесятницы открылась тайна Божественного Существа, тайна Святой Троицы. Догмат о Святой Троице является основным в христианстве. Им объясняется все дело искупления грешного человечества. На вере в Триединого Бога зиждется все христианское вероучение.
   Догмат о Пресвятой Троице имеет для всех верующих и глубоко нравственный смысл. Бог, Троичный в Лицах, есть Любовь. Божественная же любовь излилась в сердца верующих Духом Святым через Сына. Служба на праздник Святой Троицы учит христиан созидать свою жизнь так, чтобы в их взаимных отношениях осуществлялось, по возможности, то благодатное единство, образ которого являют Лица Пресвятой Троицы: «да будут едино, как Мы едино» (Ин. 17:22). «Да исполнятся вси богоначальнейшим (т. е. Божественной благодати Святой Троицы), елицы служителие Трисветлаго Существа»629. «Приближися нам (Христе) <...> и Тебе желающим соедини Себе, Щедре, да совокуплени Тебе поем и славословим Всесвятаго Духа Твоего»630.
   Все богослужение — и общественное, и частное — начинается с прославления Пресвятой Троицы. Молитвы ко Святой Троице сопровождают человека от появления его на свет и до смерти. Первые слова, с которыми Церковь обращается к новорожденному: «Во имя Отца и Сына и Святаго Духа». Младенец крещается «во имя Отца и Сына и Святаго Духа». В таинстве Миропомазания Церковь полагает на него «печать дара Духа Святаго». С отроческого возраста кающемуся отпускаются в таинстве Исповеди грехи его — «во имя Отца и Сына и Святаго Духа». Во имя Святой Троицы совершается таинство Брака. На конец, последняя молитва священника при погребении усопшего: «Яко Ты еси воскресение» заканчивается молитвенным обращением ко Святой Троице.
   Служба Пятидесятницы в тропарях, стихирах и канонах, ветхозаветных и евангельских чтениях раскрывает сущность учения о Святой Троице и о Святом Духе. Пятидесятница, по словам церковных песнопений, есть праздник «попразднственный и конечный»631. Он есть завершение всех великих праздников от Благовещения Пресвятой Богородицы до Пасхи и Вознесения Господа Иисуса Христа. Праздник Пятидесятницы есть окончание крестного, пути, пройденного Богочеловеком Христом ради спасения мира, день создания Церкви Христовой, в ограде которой совершается спасение людей благодатью Святого Духа.

ОСОБЕННОСТИ БОГОСЛУЖЕНИЯ ПРАЗДНИКА ПЯТИДЕСЯТНИЦЫ

   Особенности службы праздника в основном те же, что и в другие Господские двунадесятые праздники. На великой вечерне на стиховне впервые после Великой Субботы поется стихира «Царю Небесный» Эта же стихира поется на утрене по 50 псалме и на хвалитех на «и ныне».
   На литии, на «Бог Господь» и после великого славословия — тропарь праздника. На утрене по полиелее — величание, «Воскресение Христово видевше».
   Канонов праздника два: «Понтом (морем) покры» (глас 7) и «Божественным покровен» (глас 4). К тропарям припев: «Пресвятая Троице, Боже наш, слава Тебе» (в Киево-Печерской Лавре к тропарям канона в Пятидесятницу припев: «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе»). На 9 песни вместо «Честнейшую Херувим» поется припев: «Апостоли сошествие Утешителя зряще удивишася, како в виде огненных язык явися Дух Святый»632. И затем ирмос первого канона. Этот же припев — и к тропарям 9 песни. Катавасия: «Радуйся, Царице». «Свят Господь Бог наш» — не поется.
   По Уставу Пятидесятница, как и Неделя Ваий, не имеет особых праздничных припевов на 9 песни, потому что оба эти праздника приходятся на воскресный день, в который в древности никогда не опускалась песнь Богородицы («Честнейшую Херувим»). В дальнейшем в церковную практику вошло петь перед ирмосом указанный выше припев633.
   В Киево-Печерской Лавре на 9 песни в Пятидесятницу поются припевы: первый — «Величай, душе моя, в Трисх Лицех сущее Едино Божество» и второй — «Величай, душе моя, Иже от Отца исходящаго Святаго Духа». На Литургии в Киево-Печерской Лавре задостойник поется с первым или со вторым припевом.
   На Литургии антифоны праздника (только в день праздника). Входное: «Вознесися, Господи, силою Твоею, воспоем и поем силы Твоя». Вместо Трисвятого поется «Елицы во Христа крестистеся» (только в день праздника). Пятидесятница — один из пяти великих праздников, когда Трисвятое на Литургии заменяется крещальной песнью: «Елицы во Христа крестистеся»634. Задостойник — ирмос «Радуйся, Царице» без припева (поется до отдания праздника). В конце Литургии после возгласа: «Спаси, Боже, люди Твоя» в первый раз после Великой Субботы поется «Видехом свет истинный». Отпуст — праздника.
   К особенностям службы праздника Пятидесятницы относится также то, что Литургию полагается служить позже, а вечерню ранее положенного для них времени635.
   Поэтому Великая вечерня в день Пятидесятницы обычно совершается сразу же после Литургии.
   На вечерне к обычным прошениям великой ектений присоединяются особые прошения. Вход бывает с кадилом и поется великий прокимен: «Кто Бог велий». Особенностью вечерни является то, что читаются три молитвы святого Василия Великого с коленопреклонением636. В день Пятидесятницы колена преклоняются впервые после Пасхи637. Эти молитвы читаются:
   а) после входа и пения великого прокимна «Кто Бог велий»;
   б) после ектений: «Рцем вси»;
   в) после молитвы: «Сподоби, Господи».
   Священник читает молитвы на коленях в царских вратах лицом к народу. В первой молитве, возносимой к Богу Отцу, христиане исповедуют свои грехи, испрашивают их прощения и благодатной небесной помощи против козней вражиих. Во второй молитве к Богу Сыну верующие молятся о даровании им Духа Святого, наставляющего и укрепляющего в соблюдении заповедей Божиих для достижения блаженной жизни. В третьей молитве, также обращенной к Сыну Божию, исполнившему все смотрение (домостроительство) спасения человеческого рода и во ад сошедшему, Церковь молится о упокоении душ усопших отцов и братии наших. После каждого чтения бывает малая ектения, начинающаяся прошением: «Заступи, спаси, помилуй, возстави и сохрани нас, Боже, Твоею благодатию». После молитв произносится ектения: «Исполним вечернюю молитву нашу», поются стихиры на стиховне и бывает обычное окончание вечерни. Отпуст на вечерне — особый638.
   Вечерня в день Пятидесятницы совершается раньше своего времени — сразу же после Литургии — для того чтобы народ в духовно сосредоточенном и благоговейном состоянии, не расходясь по домам, присутствовал на вечерне при чтении упомянутых возвышенных молитв святого Василия Великого.
   С древних времен сохраняется обычай в праздник Пятидесятницы украшать храмы и жилища зеленью — ветвями деревьев, растениями и цветами. Этот обычай перешел к нам от Ветхозаветной Церкви Очевидно, так была убрана и Сионская горница, где Дух Святой в день Пятидесятницы сошел на Апостолов. С апостольских времен христиане украшают храмы и дома зелеными ветвями и цветами. Украшение зеленеющими ветвями храмов и домов напоминает также и о священной дубраве Мамре, где патриарх Авраам удостоился принять Триединого Бога под видом трех странников (Быт. 18). Вместе с тем, деревья и цветы обновляющейся природы указывают нам на таинственное обновление душ наших силою Святого Духа, а также служат призывом к духовному обновлению и жизни во Христе Господе и Спасителе нашем (Ин. 15).

ДЕНЬ СВЯТОГО ДУХА («ДУХОВ ДЕНЬ»)

   В понедельник после Пятидесятницы совершается праздник в честь «Всесвятаго, и Животворящаго, и Всесильнаго Духа, <...> Единаго от Троицы Бога, Единочестна и Единосущна и Единославна Отцу и Сыну»639. Прославление Святого Духа после празднования Святой Троице совершается «чести ради ко Всесвятому Духу»640.
   Песнопения в этот день почти те же, что и в Пятидесятницу, только на малом повечерии поется канон Святому Духу.
   Всенощного бдения на день Святого Духа не полагается. Полиелея нет. Великое славословие. «Честнейшую Херувим» не поется (поется ирмос 9 песни).
   На Литургии изобразительны и «Блаженны»; входное (как и в день Пятидесятницы); вместо «Елицы» — «Святый Боже». Отпуст дня Пятидесятницы.
   Попразднство Пятидесятницы длится 6 дней. Предпразднства — нет, но в службе праздника Вознесения Господня есть много песнопений, которыми Церковь подготавливает верующих к принятию Святого Духа, что в некотором смысле заменяет собой предпразднство Святой Троицы. Отдание бывает в субботу после Дня Святой Троицы. На Литургии со вторника до отдания по входе: «Приидите, поклонимся и припадем ко Христу, спаси ны, Утешителю Благий, поющия Ти: Аллилуиа».
   В седмицу по Пятидесятнице, как и в Светлую седмицу, не бывает поста в среду и пятницу: седмица сплошная — мясоед. Освобождение от поста на этой седмице полагается не ввиду наступающего Петрова поста, но в честь Святого Духа, пришествие Которого мы только что праздновали в течение двух дней (в воскресенье и в понедельник) и в честь семи даров Святого Духа. Вся эта седмица посвящена прославлению Святого Духа, как Пасхальная седмица посвящена прославлению воскресения Сына Божия. Равным образом разрешение поста установлено и в честь всей Святой Троицы. Церковный писатель и канонист начала XIII века Иоанн, епископ Китрский, в 26 правиле пишет: «Разрешаем пост на седмице по Пятидесятнице в честь Спаса нашего Иисуса Христа, ибо Дух Святый равночестен Отцу и Сыну, и по благоволению Их совершилось таинство нашего воссоздания и воссияло нам просвещение богопознания».

НЕДЕЛЯ ПЕРВАЯ ПО ПЯТИДЕСЯТНИЦЕ — ВСЕХ СВЯТЫХ

   «В Неделю, следующую за Пятидесятницей, — говорится в Синаксаре на эту Неделю, — Православная Церковь совершает праздник Всех святых, которые есть благодатный плод Святого Духа. Святые Отцы установили совершать его по сошествии Святого Духа с тем намерением, чтобы показать нам те плоды, какие принесло через Апостолов пришествие Святого Духа, как оно освятило соестественных нам человеков, умудрило их, возвысило на степень Ангелов и привело к Богу: одних увенчивая за подвиги мученичества, других — за добродетельную жизнь. Человеческое естество в лице всех святых, прославившихся различным образом, приносит ныне Богу как бы некие начатки свои». Этим праздником, кроме того, восполняется чествование и прославление и тех святых Божиих, которым по причине многочисленности и неизвестности не установлены особые празднования. Об этом говорит нам величание в Неделю Всех святых, которое поется только на бдении в храме Всех святых: «Величаем вас, апостоли, мученицы, пророцы и все святии, и чтим святую память вашу, вы бо молите о нас Христа, Бога нашего».
   При установлении праздника в честь Всех святых Церковь имела в виду и святых будущих, чтобы почитать вместе всех святых — явленных и не явленных, всех прежде бывших и будущих. И наконец, святые воспоминаются все в один день, хотя многие из них прославляются и особо, для того чтобы показать, что все они подвизались силою одного Господа Иисуса Христа, все составляют одну Церковь, одушевляемую Святым Духом, и обитают в одном Горнем мире.
   В песнопениях Недели Всех святых Церковь, исчисляя различные чины (лики) святых, тем самым напоминает нам о подражании их многоразличным подвигам и добродетелям.
   Неделей (воскресеньем) Всех святых заканчивается Цветная Триодь и начинается ежедневное пение Октоиха. Богослужебная книга Октоих употребляется с понедельника после Недели Всех святых до пятой Недели Великого Поста включительно. В период пения Постной Триоди — от Недели Сыропустной и в течение всей Четыредесятницы — Октоих употребляется только по воскресным дням.
   С понедельника после Недели Всех святых начинается Петров пост.

НЕДЕЛЯ ВТОРАЯ ПО ПЯТИДЕСЯТНИЦЕ. ПАМЯТЬ ВСЕХ СВЯТЫХ, В ЗЕМЛЕ РОССИЙСКОЙ ПРОСИЯВШИХ

   На Всероссийском Поместном Соборе» 1917—1918 гг. восстановлено древнее общее празднование памяти всех русских святых в первое воскресенье Петрова поста (в Неделю вторую по Пятидесятнице). Цель праздника — в один определенный день соединиться всем верным чадам Русской Православной Церкви в прославлении угодников Божиих — явленных и не явленных, просиявших на Русской земле.
   Все верующие призываются Церковью, поклоняясь их великому подвигу, подражать святым Земли Российской, учиться у них, следовать за ними. Служба русским святым полна глубоких назидательных мыслей. «Один за другим проходят чудные образы русских святых, поразительных в духовной красоте, великих во всех добродетелях. Русские святые, однажды воссиявшие, явились светилами незаходимыми земли нашей, никогда не меркнущими, всегда сияющими ровным светом и являющимися для нас — их потомков — верными помощниками, от Христа нам дарованными, путь спасения нам указующими» (см. светилен по 9 песни).
   Служба совершается по особой книге: «Служба всем святым, в земли Российстей просиявшим», изданной при патриархе Тихоне в 1918 г. и Московской Патриархией в 1946 г. (см. «Богослужебные указания на 1950 год». Ч. 2).

606   Апостольские постановления. Книга V, гл. 20.
607   Пятидесятница, утреня, седален по 1-й кафизме.
608   Пятидесятница, утреня, «2»эксапостиларий.
609   Вознесение, великая вечерня, 3-я стихира на стиховне.
610   Пятидесятница, великая вечерня, 4-я стихира на стиховне; седален по 2-й кафизме на утрени.
611   Молитва Царю Небесный и служба Пятидесятнице, великая вечерня, 3-я стихира на стиховне.
612   Пятидесятница, утреня, седален по полиелее, 1-й канон, п. 5, ирмос.
613   Пятидесятница, утреня, 1-й канон, п. 4, 1 (здесь и далее русский перевод проф. М. Скабаллановича).
614   Пятидесятница, утреня, седален по 3-й песне.
615   Пятидесятница, утреня, 1-й канон, п. 4, 2
616   Пятидесятница, утреня, 2-й канон, п. 3, 2.
617   Пятидесятница, утреня, 1-й эксапостиларий.
618   Пятидесятница, утреня, седален по 1-й кафизме.
619   Пятидесятница, утреня, 2-й эксапостиларий.
620   Пятидесятница, утреня, седален по полиелее.
621   Пятидесятница, утреня, 2-я стихира на хвалитех.
622   Пятидесятница, утреня, 3-я стихира на хвалитех.
623   Октоих 3 гл., Неделя, утреня, степенны — 1 и 2 антифон; Октоих, 2 гл., Неделя, утреня, 2 антифон.
624   Октоих 6 гл. Неделя, утреня, степенны — 3 антифон; Октоих, 7 гл., Неделя, утреня, 1 и 3 антифон; Октоих, 4 гл., Неделя, утреня, 3 антифон; Октоих, 3 гл., Неделя, утреня, 2 антифон; Октоих, 1 гл., Неделя, утреня, 2 антифон; Октоих, 5 гл., Неделя, утреня, 2 антифон.
625   Пятидесятница, великая вечерня, 3-я стихира на «Господи, воззвах». Срав.: Октоих, 2 гл., Неделя, утреня, степенны — 3-й антифон: «Святым Духом точится всяка мудрость: отсюду благодать апостолом, и страдальчествы венчаются мученицы, и пророцы зрят».
626   Пятидесятница, кондак и икос.
627   Пятидесятница, утреня, 2-й канон, п. 4,2 и 1 -и канон, п. 3, 1 и п. 6, 1.
628   Пятидесятница, великая вечерня, стихира на «И ныне» на «Господи, воззвах».
629   Пятидесятница, утреня, 2-й канон, п. 4, 3.
630   Пятидесятница, канон, икос.
631   Пятидесятница, утреня, седален по 1-й кафизме.
632   Запев этот помещен в «Обиходе нотного пения». Обиход нотного пения. СПб., 1798.
633   По всей вероятности, этот припев был заимствован из «Обихода Нотного пения» (Ч. 2), изданного Священным Синодом в 1798 г.
634   «Елицы во Христа крестистеся» на Литургии поется в Лазареву субботу и Великую субботу, на Пасху, во всю Пасхальную седмицу, а также в праздники Пятидесятницы, Рождества Христова и Крещения Господня (всего 12 раз в году).
635   См. об этом в «Служебнике» — «Известие Учительное».
636   В третьей молитве встречается слово «вресноту», что значит — подлинно, действительно, истинно; оно происходит от имени существительного «ресьнота» или «реснота», означающего пристойность, достоинство, истинность, действительность.
637   См. 20-е правило I Вселенского Собора и 90 правило Трулльского Собора.
638   См. «Служебник».
639   Синаксарь, понедельник Пятидесятницы.
640   Синаксарь. // По благословению Высокопреосвященнейшего Евгения, Архиепископа Верейского, Председателя Учебного Комитета Русской Православной Церкви. Рекомендовано Учебным Комитетом Русской Православной Церкви в качестве учебного пособия для духовных учебных заведений. Учебный Комитет Русской Православной Церкви, 2002 г Московская Духовная Академия, 2002 г. ISBN 5—900249—37—9. Редакторы: игумен Тихон (Зайцев), иеродиакон Евфимий (Моисеев), В.П. Овсянников, Н.М. Арутюнян, А.А. Гумеров.

Раздел 23 Раздел 24 Раздел 25