О разделении заповеди на две скрижали, или о любви к Богу и ближнему и о любви к самому себе, как вытекающей из того, что себя самого любить должно, как ближнего
А. О любви к Богу
1. Библейские тексты о любви к Богу
Любовь к Богу заповедана: (итак) люби Господа, Бога твоего, и соблюдай, что повелено Им соблюдать, и постановления Его, и каноны Его, и заповеди Его во все дни (Втор. XI, 1). – Если ты будешь стараться исполнять все сии заповеди, которые Я заповедую тебе сегодня, любить Господа, Бога твоего, и ходить путями Его, во все дни: тогда и сим трем городам прибавь еще три города (Втор. XIX, 9). – (Посему) всячески старайтесь любить Господа, Бога вашего (Иис. Нав. XXIII, 11).
Любовь к Богу должна быть от всего сердца: и люби Господа, Бога твоего, всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всеми силами твоими (Втор. VI, 5). Иисус сказал ему: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всем разумением твоим (Мф. XXII, 37). – Истомилась душа моя, желая во дворы Господни; сердце мое и плоть моя восторгаются в Богу живому (Пс. 83, 3).
Любовь к Богу первая и самая большая заповедь: сия есть первая и наибольшая заповедь (Мф. XXII, 38).
Любовь Богу производит в верных братскую любовь: кто говорит: я люблю Бога, а брата своего ненавидит, тот лжец; ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, которого не видит? и мы имеем от Него такую заповедь, чтобы любящий Бога любил и брата своего (1. Иоан. IV, 20, 21).
повиновение заповедям: (ибо) это есть любовь к Богу, чтобы мы соблюдали заповеди Его; и заповеди Его не тяжки (1. Иоан, V, 3).
ненависть ко греху: любящие Господа, ненавидьте зло. Он хранит души святых Своих; из руки нечестивых избавляет их (Пс. 96, 10).
радость в Боге: и возрадуются все уповающие на Тебя, вечно будут ли ковать, и Ты будешь покровительствовать им; и будут хвалиться Тобою любящие имя Твое (Пс. V, 12).
мир: просите мира Иерусалиму: да благоденствуют любящие Тебя! (Пс. 121, 6).
дерзновение в день суда: любовь до того совершенства достигает в нас, что мы имеем дерзновение в день суда, потому что поступаем в мире сем, как Он (1. Иоан. IV, 17). Любовь к Богу не может существовать без любви братской: кто не любит, тот не познал Бога; потому что Бог есть любовь. И мы имеем от Него такую заповедь, чтобы любящий Бога любил и брата своего (1Иоан. IV, 8, 21).
Любовь к Богу изгоняет страх: в любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх; потому что в страхе есть мучение. Боящийся же совержен в любви (1. Иоан. IV, 18).
2. Святоотеческие свидетельства о любви к Богу
I. Св. Иоанн Златоуст говорит: «недостаточно свидетельствовать любовь к Богу только словами, нужно показать ее к делами; ибо Он Сам явил любовь Свою в нам не словами только, но более делами. Покажи и ты сие на самом деле и твори угодное Ему». («Бесед. 30» на 2 посл. в пор.).
II. Св. Василий Великий учит: «от природы в нас есть вожделение прекрасного, хотя одному то, другому другое кажется прекрасным. Что не досточуднее Божией красоты? Какое представление приятнее великолепия Божия? Какое желание душевное так живо, как желание, порождаемое Богом душе, которая очищена от всякого пороха и с истинным расположением говорит: уязвлена есмь любовию аз? Подлинно, неизреченны и неописанны блистания Божией красоты. Люди по природе желают прекрасного: собственно же прекрасно в достолюбезно – благое, а Бог благ. Посему любовь в Богу требуется от нас, как необходимый долг». (Тв. св. Вас. Вел, т. 5, стр. 100).
III. Св. Макарий египетский учит: «от любви к Богу могут проистекать искренняя любовь в брату, истинная простота, а также кротость, смирение, искренность, благость; и самая молитва и весь преукрашенный венец добродетелей чрез одну и единственную первую заповедь о любви в Богу приемлет совершенство». (Сл. 2, глав. 13). IV. Исаак Сирин говорит: «любовь в Богу приобретается молитвою и есть плод ее». (Сл. 39. стр. 204. Сл. 73. стр. 450). «Любовь Божия, говорит он же, есть рай, древо жизни, есть царствие Божие, вино, веселящее сердце человека (Псал. 103, 15). Блажен, кто Испиет вина сего! испили его невоздержные – и устыдились; испили грешники – и забыли пути преткновений; испили пьяницы – и стали постниками; испили богатые – и возжелали нищеты, испили убогие – и обогатились надеждою; испили больные – и стали сильны; испили невежды – и умудрились». (Сл. 83. стр. 483 – 484).
V. Св. Тихон воронежский пишет: «истинный Божий любитель презирает мир и все, что в мире, – в единому прелюбезному своему Богу стремится. Честь, славу, богатство и все мира сего утехи, которых сыны века сего ищут, за ничто вменяет. Ему един Бог, несозданное и прелюбезное благо, довлеет; в Нем он едином находит совершенную честь, славу, богатство и утеху; ему один Бог есть многоценный бисер, ради которого все прочее за мало имеет. Таковый ничего ни на небеси, ни на земли, кроме Бога не желает (Псал. 72, 25)... А отсюда последует, что не любит тот Бога, который мир любит, по свидетельству апостола: аще кто любит мир, несть любве Отчи в нем» (1Иоан. 2, 15). (Тих. Вор. «Наст. о соб. всяк. хр. долж.» 1849, стр. 120).
3. Мысли о любви к Богу
I. Самый верный признак того, что в нас нет еще и зачатков любви к Богу, есть – тяготиться служением Богу, нехотя исполнять, а тем более совсем не исполнять своих обязанностей в отношении к Нему. Блаж. Августин справедливо замечает: «труды для любящих не тягостны, они их увеселяют, как звероловов, птицеловов, рыбарей. Любя что-нибудь, мы или не чувствием труда, или и самый труд любим”. («Маргарит». «Избр. душеспасит. изреч.», изд. III).
II. Некто сказал авве Агафону: мне дана заповедь, но исполнение заповеди сопряжено со скорбию: и хочется исполнить заповедь, и опасаюсь скорби. Старец отвечал: «если бы ты имел любовь, то исполнил бы заповедь и победил бы скорбь». («Цв. дух.»).
III. Любовь в Богу возгорается в сердце человека при размышлении о благодеяниях Божиих, излитых на род человеческий. Как нам не любит Бога, ибо Он сотворил нас невинными и бдаженными, напечатлел в нас образ Своего Божества, вдохнул в нас бессмертную душу, украсил ее мудростию, святостию и правдою, сделал человека владыкою всех земных тварей, и когда человек за преслушание подверг себя и все свое потомство, погрязшее в нечестии, вечному осуждению, то Господь извлек вас падших из этой бездны, сошел с небес, принял на Себя естество наше, пролил за нас пречиетую, святейшую кровь Свою, и не только избавил нас от вечного осуждения, но соделал нас чадами Божиими, наследниками бесконечного небесного царства: как же после всего этого не любить нам Бога! Поистине, это не любит такого Благодетеля своего, тот хуже язычника, ибо и они любят любящих их; даже и в бессловесных животных видим мы это. («Маргарит»).
IV. Если мы любим что-либо прекрасное в созданиях Божиих, то неболее-ли мы должны любить Самого Создателя? Должно усерднее молиться всесвятому Духу о даровании нам небесного дара любви, изливающейся в сердца наши только Духом Святым (Рям. V, 5). («Маргарит»).
V. «Любовь, говорит Лествичник, есть огненный источник: в какой мере он источает питие, в такой же мере распаляет жаждущего. Кто истинно любит Бога, тот предан Его святой воле, и чтоб его ни постигло, он все приемлет, как от руки Божией, с твердою верою, что все это послужит в его душевной пользе, к испытанию его терпения, чрез что соделывается вечное спасение; таковому некогда скажет Господь: рабе благий и верный, о мале Ми был еси верен; над многими тя поставлю, вниди в радость Господа твоего (Матф. 25, 23). Для души преданной Богу, несчастия, постигающие ее в сей жизни, служат степенями, возводящими ее в совершенству». (Лествица).
VI. Кто любит Бога всем сердцем своим, тот не разделяет сердца своего между миром и Богом, между удовольствиями мира, какими наслаждался упоминаемый в евангелии богач, и между служением Богу: ибо не может человек двема господинома работати, Богу и мамоне, как говорит евангелие. Но кто истинно любит Господа Бога от всего сердца своего, тот, предпочитая всему на свете Бога, из любви и Нему оставляет и богатство, и славу, и удовольствия, и все прелести мира – и удаляется даже ближайших своему сердцу, если только они препятствуют спасению души его; иже бо любит отца или матерь паче Мене, говорит Господь, несть Мене достоин (Мф. 10, 37).
Кто истинно любит Господа всею душою, тот старается исполнять всю волю Его, всю жизнь и всю деятельность свою располагать по закону Его, во всем и всегда старается подражать святому примеру жизни Господа Иисуса Христа, уподобляться Ему в своих мыслях, желаниях и делах, страшась оскорбить Господа не только законопреступным делом, но и греховным словом или помышлением; тот при всяком поползновении ума и сердца своего к злу говорит самому себе: како сотворю глагол сей злый и согрешу пред Богом (Быт. 39, 9)?
Кто истинно любит Господа Бога всем помышлением своим, тот любит всегда размышлять о Боге, всегда поставляет себя в святом вездеприсутствии Его, поучается в законе Его день и ночь; для того словеса Господня слаще меда и сота; дрогоценнее паче злата и камене честна многа; тот любит часто ходить в храм Божий, жаждет общении с Ним в молитве и святых таинствах; тот и живя на земле, более думает о небесном, предпочитая будущую жизнь всем благам жизни настоящей.
Кто любит Господа Бога своего всею крепостию своею, тот не увлекается соблазнами мира, не страшится угроз его, не преклоняется лестию его; тот, ради славы имени Божии, готов лишиться всех благ временных, претерпеть все поношения в гонения и даже самую смерть. «Кто мы разлучит от любве Божия, говорит св. апостол: скорбь ли, или теснота, или гонение, или глад, или нагота, или беда, или меч?» Такова истинная совершенная любовь к Богу! (Из кн. « Маргарит». Избр. душесп. изр., изд. 3, стр. 32).
VII. «Как любит Бога всем сердцем, всею душою, всею крепостию, всем помышлением? Всем сердцем, т. е. безраздельно, не двоясь между любовию в Богу и любовию к миру, и вообще к твари; если, например, молишься, – молись не с раздвоенным сердцем, не развлекайся суетными помыслами, житейскими пристрастиями; будь весь в Боге, в любви Его всею душою, то есть не одною какою силою души, не одним умом, без участия сердца и воли, – всею крепостию, а не в полсилы или слегка; когда предстоит исполнить какую-либо заповедь, исполняй ее всеусердно, до поту и крови и положения жизни, если потребуется, а не лениво и вяло или неохотно».25 (Из кн. «Моя жизнь во Христе» прот. кронштадтского Иоанна Сергиева, т. II, изд. 1. 1892 г. стр. 169).
4. Примеры живой любви к Богу*
I. Отрока Иринея во время его мучений окружили отец, мать и все знакомые и со слезами умоляли пощадить свою юность, исполнить волю царя и уклониться от мук, но Иринеи не послушал их. На вопросы же мучителя: «имеешь ли родителей?» отвечал: «не имею», повторяя слова Господа: «иже любит отца или матерь паче Мене, несть Мене достоин, и иже любит сына или дщерь паче Мене, несть Мене достоин» (Матф. 10, 37). («В. чт.»).
II. Родители преп. Саввы освященного, встретивши однажды своего сына, уже инока, в Александрии, после многих лет разлуки, тотчас узнали его я бросились к нему на шею. «Оставь монастырь, сниии с себя черные одежды, поступай в военное звание и будешь с нами жить в веселии и богатстве; утешь нас и успокой на старости лет», говорили родители сыну, нежно обнимая и целуя его. Взволновалось сердце юноши при излиянии крепкой родительской любви; но тотчас же блеснуло в душе его сознание обязанностей к Богу, и юноша недолго боролся сам с собою: чувство любви к Богу овладело всею его душою и ослабило чувство любви в родителям. В этом настроении сын сказал им: «вы сами знаете слова Спасителя: кто любит отца или матерь более нежели Меня, недостоин Меня... и кто не берет креста своего и не следует за Мною, тот недостоин Меня (Матф. 10, 37 – 38): сами же судите, возможно ли вас почитать и любить больше, чем Бога? Я теперь воин Царя небесного. Если земные цари наказывают смертию воинов, бежавших во время войны из полка, то большему наказанию подвергнет Царь небесный тех, кои, вступивши в ряды Его духовного воинства, оставят избранный ими полк. Не убеждайте меня оставить возлюбленное мною место подвига, слова ваши будут для меня пустой звук». Родители, видя твердую решимость сына следовать избранному пути, со слезами простились с ним. (По «Ч.-М.», 5 дек.).
III. Св. препод. Алексий, – человек Божий (память коего 17 марта) был сын благочестивых, знатных и богатых родителей, Евфимиана и Аглаиды, живших в Риме, в IV веке по Р. X.; получив хорошее воспитаник, он был обручен и обвенчан родителями с отроковицею из царского рода. После брачного веселия, он ночью вошел в своей юной супруге, и взяв свой перстень золотой и пояс дрогоценный, и обвив порфирною завесою, отдал ей, сказавши: «сохрани сие, и Бог да будет между мною и тобою, доколе благодать Его в нас нечто новое устроит». Вышедши от нее в свою отдельную комнату, снял с себя златотканные одежды свои, облекся в худшие и, взявши нечто из своего богатства, золота и камней драгоценных, скрылся из палат своих и из города. Придя к морю, Алексий сел на корабль и от – плыл в Лаодикию. Плывя, он молился Богу: «Боже, спаси меня ныне от суетного мирского жития, и сподоби десного на суде Твоем стояния со всеми Тебе угодившими!» Из Лаодикии Алексий отправился в Месопотамию – в город Эдес. Продав все взятые им в доме родительском драгоценности свои и деньги раздав нищим, он облекся в рубище нищего, и пребывал почти непрестанно на паперти храма Божия, питаяся милостынею во имя Христово и остатками ее питая иных нищих; он был в непрестанном посте и молитве, вкушал немного хлеба и воды и еженедельно причащался св. Таин. Ум его, занятый богомыслием, витал горе, плоть его от многого воздержания увяла и иссохла. В этих подвижнических трудах препод. Алексий провел в Эдесе 17-ть лет, и был возлюблен Богу. Пономарю церкви, на паперти которой привитал преподобный, было в видении повеление Богоматери: «введи в церковь мою человека Божия, да пребывает в ней», и под именем человека Божия указан был преп. Алексий. Многим сделалась известна его богоугодная жизнь, и он удалился из Эдеса в Тарс, но сильная буря загнала корабль, на коем он плыл, в Рим.
Действием Промысла Божия возвращенный на родину, человек Божий испросил себе при родительском доме малую хлевину и жил в ней, как бесприютный нищий, незнаемый родителями, питаясь ради Христа подаянием от стола их. Ежедневно получая пищу от трапезы своих родителей, преподобный разделял ее иным нищим, а сам питался только хлебом и водою; ночи он по-прежнему проводил без сна в молитве и еженедельно причащался божественных таин. Дивно было терпение человека Божия от слуг: иные ударяли его, иные за волоса терзали, иные толкали, иные же помои на голову его изливали, и иные образом ругались над ним. Непобедимый страдалец все это переносил молча. Еще более скорбное терпение человека Божия было от того, что против хлевины его было окно палаты, в которой жила невеста его, оставшаяся в доме жениха своего и с своею свекровию часто плакавшие – одна о вдовстве Своем, другая о лишении сына своего, и эти слезы видел и рыдания слышал человек Божий. Так при доме родительском прожил человек Божий 17 лет, ни кем неузнанный, но как нищий и бесприютный странник. Господь открыл преподобному день и час исхода его в жизнь вечную. Испросив у слуги хартию, чернило и трость, святой написал все житие свое. В один день папа Иннокентий совершал литургию, предстоял царь Онорий, и при конце литургии все услышали голос: «поищите человека Божия, от тела изыти хотящего, да помолится о граде». На следующий день опять был услышан из алтаря глас: «в дому Евфимиана ищите человека Божия». Хартия, которую держал в руках своих препод. Алексий, уже умерший, показала, кто был этот необыкновенный подвижник благочестия. Он преставился в 411 году и чудотворные его мощи при погребении сопровождали император римский Онорий, папа Иннокентий и многочисленное стечение народа. («Чет.-Мин.», 17 марта).
IV. Св. Иоанн Златоуст. Когда императрица Евдокия, озлобленная проповедническими обличениями св. Иоанна Златоустого, искала погубить его, он в письме к Кириаку, своему священнику, следующими словами засвидетельствовал свою верность пастырскому служению и твердость в вере. «Если императрица повелит меня перепилить, пусть распилит, – тоже было и с Исаиею; если захочет бросить меня в море, пусть бросит, – я все помню об Ионе; если ввергнет в огненную пещь, – я знаю трех отроков; предаст диким зверям на растерзание? Был предан им и Даниил во рву львином; захочет отсечь голову? Я буду иметь в том сообщником Иоанна; побить камнями? Я найду ободрение в Стефане; захочет отнять все блага и имущества? Пусть отнимет все: наг изыдох из чрева матере моея, наг и отыду. Кто ны разлучит от любве Божия? Скорбь ли или теснота, или гонение, или гладь, или ногота, или беда, или меч? Во всех сих препобеясдаем за возлюбльшего ны (Рим. 8, 35) («В. ч.» II. 174).
V. Один молодой благочестивый христианин, живший при Юлиане богоотступнике, по имени Евпсихий, возвратясь из церкви после брачного обряда, ликовал со своею возлюбленною среди брачного пира и приветствий многочисленных друзей.
Такая минута – одна из лучших в жизни человека. Почти все земные отрады совмещаются в ней. Если когда, то тем более в эту минуту невольно приковывается человек в земной жизни...
И вот среди честного празднества нарушено было внезапно веселие видом толпы язычников, стремившихся в капище для жертвоприношения своим ломным богам... О несчастные! далекие от истины! – возмущается душа молодого христианина, ликовавшего свою радость о Господе, – я пойду, ниспровергну их идолов! Пусть не молятся они разрушенным рукою человеческою! Пусть познают несозданного и несокрушимого Бога!
И, забывая и пир, и невесту, и то, что, разрушая предметы ложного почитания, он, в неравной борьбе, разрушает свое собственное земное, только что начинающееся счастие, Евпсихий вместе с несколькими друзьями – христианами устремляется в языческое капище и сокрушает идолов, и разоряет в прах их вместилище... Быстро донеслась весть об этом до царя богоотступника Юлиана, по приказанию которого Евпсихий предается страшным истязаниям, заточению в темнице и наконец приговорен в усечению мечем (в 362 году). – (Из кн: «Жития святых» архиеп. Филарета Гумилевского; апр. 9 д. стр. 90 – 91).
VI. Преп. Макарий желтоводский родился в Нижнем-Новгороде от благочестивых родителей. На двенадцатом году он пришел в киево-печерский монастырь и на вопрос – кто он и зачем пришел? отвечал: «я безродный сирота и желаю работать Господу». Настоятелем был в то время св. Дионисий, впоследствии архиеп. суздальский. Он принял юного пришельца в свою келью и вскоре постриг, назвав Макарием. Чрез три года узнал о его местопребывании отец и пришел в монастырь для свидания с сыном. Но сын сказал, что отец его Господь, а после него настоятель. Отец, слыша его голос за стеною, со слезами говорил: «сын мой, сын мой, дай мне посмотреть на тебя.» Макарий отвечал; «лучше будет для обоих, если не увидимся здесь;, увидимся там, в вечности». – «Радуюсь о твоем спасении, но не отойду от твоей кельи, пока не увижу тебя», говорил отец. Но Макарий остался непреклонным, тогда отец просил, чтобы сын по крайней мере протянул ему свою руку. В успокоение его Макарий выставил в окно руку, которую отец облил слезами и сказал: «теперь спасайся о Господе, сын мой и молись о нас». (В.чт.).
5. Душа, любящая Бога, живет в молитве и молитвою
Как рыба живет в воде и водою: так и душа, любящая Бога, живет в молитве и молитвою. Это происходить от того, что душа, любящая Бога, беспрестанно стремится, всегда жаждет беседовать с возлюбленным ей Создателем. Стремление это бывает иногда столь велико, что люди, горящие любовию к Богу, молятся Богу и во сне, и при ток так сильно, что иногда слезы умиления прерывают их сон. О сем-то говорится в «Песни песней»: аз сплю, а сердце мое бдит (5, 2), т. е. я сплю, а сердце мое бодрствует, любит Бога, ищет Бога, молится Богу, услаждается Богом. Я сплю, а сердце мое не спит, горит, светится, пребывает на небе». (Иаков, архиеп. нижегород.).
6. Притча о двух господах, или служение миру и служение Богу
Два человека стояли на площади и ждали, не наймет ли их кто-нибудь себе в услужение. Они были родные братья, но имели весьма различные свойства: старший был рассудителен и опытен; младший был ветрен, легкомыслен и особенно склонен к забавам и удовольствиям. Оба они были бедны и потому должны были искать себе занятий и пропитания. В том в городе два господина искали себе слуг; один имел обширное хозяйство и, давая праздным людям дело у себя, хо – тел чрез то доставить и себе удовольствие, и им выгоды; другой же хотя не занимался хозяйством, но был тщеславен и всегда завидовал первому, а потому собирал у себя в доме как можно более слуг, чтобы блистать пышностию и великолепием. Посланные от обоих господ пришли на площадь и стали звать обоих братьев, каждый в своему господину. Один говорил: «идите служить к нам: наш господин богат и щедр; много у него работы, но велика и награда; надобно толь – ко быть прилежными и верными, и он сделает вас на век счастливыми». Другой говорил: «нет, идите лучше к нам: у нашего господина совсем нет никакой работы, а нужны ему люди только для легких услуг в доме; у нас вы будете проводить время в удовольствиях; о содержании же и плате и говорить нечего: увидите сами, как щедро он награждает служащих ему». Братья долго думали и не решались, куда им идти. Старший предпочитал первого господина, а младший пленился описанием веселой и приятной жизни у последнего, и решился непременно идти к нему. Таким образом братья, хотя с некоторым прискорбием, решились разлучиться. Впрочем, чтобы знать, кто удачнее сделал выбор, положили в каждую неделю один раз видеться и рассказывать друг другу о своем житье.
По истечении недели оба брата, по условию, увиделись. – «Как живешь, брат? спросил младший, – каков твой господин? как тебя принял? Ты что то не весел и уныл: видно, тебе не посчастливилось?» – «Не знаю, что тебе сказать на это: я и доволен, и нет, отвечал старший брат. Господин наш как видно, человек богатый и весьма добрый. Принял меня и важно, и ласково, обещал щедро награждать, если буду исправен и верен, и не отлагая надолго, тот же час назначил мне дело и велел идти на работу. «Время дорого, говорил он, не надобно терять ни минуты». Содержит нас хорошо; о каждом печется, как о родном; сам наблюдает, все ли довольны и здоровы. Хорошо бы нам жить у него, да слишком много дела. Я немного пожил, а уж измучился от трудов. А ты как живешь?» – «О, я не живу, а блаженствую. Наш господин самый любезный человек в свете. Какой у него богатый дом! Везде золото и серебро, либо мрамор. А как он меня принял! Это, кажется, не господин, а друг и товарищ. Все мое дело состоит в том, чтобы или провожать господина в театр, на охоту, в гости, или принимать гостей, доставлять им удовольствия, забавлять их, и только. Прошла целая неделя, а я и не видал ее. Какое содержание! Не только пища та же, какую сам употребляет, но и вино позволяет нам употреблять, сколько хотим... Я бы советовал и тебе к нам же перейти». – «Посмотрю, что будет далее, – сказал старший брат; – если не будет мне легче, то я, кажется, решусь на это. Через неделю скажу тебе, что надумаю».
Неделя прошла, и братья снова увиделись. – «Что, решился ли ты оставить своего строгого господина?» спросил младший брат. – «Нет, – отвечал старший, – теперь и не подумаю никогда отходить от своего господина: я вижу, что живу в добром месте: господин наш самый добрый и благородный человек: какие богатые подарки он как делает»! – «Но ведь ты говорил, что у него трудно: разве теперь вам меньше дела?» – «Нет, не меньше, но я ныне Привык к трудам. Теперь мне ничего не стоит встать с восходом солнца и заниматься во весь день. Даже я не могу понять, как я прежде мог жить без занятия и труда, как и ты теперь живешь, – я думаю, что ты должен скучать». – «О, не заботься обо мне, ответил младший брат. Я не вижу, как время летит. У нас удовольствия столь разнообразны и столь их много, что скуке не может быть места». – «А ты от чего томен и бледен: уж здоров ли ты?» спросил старший. – «О, ничего, – отвечал младший, – это конечно оттого, что я ночью мало спал, потому что до самой зари веселился с гостями. Да и теперь мне время идти домой и приготовиться к принятию гостей, Прощай».
Еще прошла неделя, и братья опять свиделись. – «Здоров ли, брат любезный? Ты бледен и худ, тебя едва узнать можно!» – «Ах, я едва ногу ходить. Кажется, ничего трудного не делал, проводил время в одних играх и забавах, но и они меня так истомили и измучила, что я начинаю опасаться, чтобы не случилось со мною чего худого». – «Я предугадывал, что это случится с тобою, но только не смел говорить тебе, потому что тогда ты бы меня не послушал. Но послушай теперь, брат любезный, послушай совета искреннего: перемени образ жизни; оставь своего господина. Ты не много послужил у него, но так изнурился, – а что будет после? Что будет, если он тебя сошлет от себя, когда ты не в состоянии будешь служить ему? чем ты будешь тогда жить? Подумай об этом!» – «Я уже и сам это думаю и располагаю отойти от своего господина, – только теперь нельзя этого сделать, надобно кончить некоторые дела. На следующей неделе надеюсь быть свободен».
Чрез неделю старший брат пришел на место свидания, но младшего там не было. Долго ждал он его и, не дождавшись, наконец решился идти к нему в дом. «Не болен ли он, надобно посетить его». Подходи к дому, он еще издали слышат там громкую музыку и, подумав, что брат его, конечно, занят принятием гостей, хотел идти назад. Но в какое он пришел изумление, когда в недальнем от себя расстоянии услышал стон и потом увидел своего брата, лежащего на голой земле! – «Что с тобою, брат? Каким образом ты очутился здесь, и в таком жалком положении?» – «Увы, – отвечал тот, – сколько я был безумен, что служил господину, который не имеет ни чувства, ни совести, который только обольщает бедных людей приманкою приятной службы, а после, вот видишь, как за нее награждает! Услышав о моей болезни, хозяин тотчас сказал мне, что более не имеет во мне нужды, и что следовательно я должен искать себе другого места. Я представлял ему кое усердие к служению, но он сделал знак слугам, и они насильно вывели меня за ворота и оставили здесь умирать от болезни и горести». – «Несчастный брат! – сказал старший, – твое легкомыслие погубило тебя. Но если выздоровеешь, надеешься ли ты преодолеть свою склонность к забавам и неге и трудиться, сколько сил станет? В таком случае я бы сказал о тебе моему господину: он, по своему милосердию к бедным, верно не отринет тебя, не смотря на то, что ты служил у врага его, я приложит о тебе попечение, как отец. Только обещай впредь служить ему одному, сколько позволят твои силы: у нас тебе будет хорошо».
У бедного появились слезы на глазах. – «Веди меня к нему», сказал он, и тотчас же побрел, хотя и с трудом, опираясь на плечо своего брата, к новому господину. Милосердый господин милосердо его принял, обласкал, успокоил, скоро исцелил от болезни, приохотил в трудам и сделав его счастливым человеком.
Вот смысл этой притчи: братья – это все мы; господин, сперва принявший в себе столь ласково, а потом изгнавший от себя столь презрительно меньшего брата, – это мир, который обманывает людей ложным видом своего богатства, завлекает приманкою непрестанных забав и удовольствий и потом оставляет на явную гибель; другой господин, строгий, но справедливый и благий, коему служит старший брат, – это Бог, Который, дав нам краткое время жизни, требует, чтобы мы все минуты его без малейшего опущения проводили в трудах. Служение Богу сначала кажется тяжким и трудным, но потом легким и приятным, и оканчивается приобретением от Него богатейшего наследия – царства небесного. Блажен, кто в служении Богу проводят все время своей жизни! Счастлив и тот, кто хотя и служил миру, но увидел его обман и пришел к Богу с искренним раскаянием и готовностию впредь служить ему одному! Но горе тому, кто всю жизнь свою служит миру и умирает слугою мира. (Из журнала «Христ. чтение»).
7. Всю жизнь свою старайся обратить в служение Богу
«Читаешь ли что дома, начинай это дело с краткою сердечною молитвою, чтобы Бог вразумил и умудрил тебя в вере и благочестии и в тщательном прохождении твоих обязанностей; никогда не читай от праздности, для препровождения времени, этим ты унизишь слово, которое все должно служить нашему спасению, а не пустословию и средством к удовольствию и приятному препровождению времени; говоришь ли с ближними, говори разумно, осмотрительно, поучительно, назидательно; празднословия, как яда змиина, избегай, памятуя, что за всякое слово праздное, еже аще рекут человецы, воздадят о нем слово в день судный (Мф. 12, 36), т. е. услышат справедливый приговор Судии; учишь ли детей своих или чужих, обращай дело в служение Богу, уча их с усердием, занимаясь предварительно обдумыванием средств к обучению ясному, вразумительному, полному (по возможности) и плодотворному. Побеждай именем Господним и силою креста козни врага, который старается смутить, затмить, стеснит, расслабит тебя. Даже если ешь, пьешь или иное что законное делаешь, все делай во славу Божию». (Из кн. «Моя жизнь во Христе» прот. кронштадтского Иоанна Сергиева, т. II, изд. 1-е 1892 г., стр. 300).
8. Нет радости в мире сем, только в Господе утешение*
«Мир этот, говорит св. Димитрий Ростовский, исполнен плача, а не веселия, – скорби и печали, а не радости, – тягости и горестей, а не утех. Ничего в нем нет постоянного и неизменяемого. Радость его перемешана с скорбию, веселие с печалию, слава его переменчива; богатство скоро исчезает, красота обращается в прах и пепел, чувственное наслаждение в смрад и гной, а наконец все это пресекается и заключается нежданною смертию. Ничего нет в этом веке достойного радости и веселия, ничто не доставляет утешения и спокойствия, но все исполнено плача и рыдания: суета сует – жизнь человеческая. Родится человек из тления, растет в болезнях и недугах и всю жизнь свою проводит в скорбях и печалях, в беспокойстве, волнении, неизвестности, испытывая во всем непостоянство, со всех сторон у него враги и недоброжелатели, клеветники и гонители, везде для него борьба и смятение, за все страх и боязнь, ни в чем не находит он мира и покоя. Весь мир полон бед и напастей; куда ни обратишься, везде видишь борьбу и возмущение. С одной стороны приходится бороться с объядением, с другой с пьянством, – там с лютостию, а здесь с бесчувствием, то с похотью, то с корыстолюбием. Везде страх; везде грех и преступление; нигде нет безопасности; не о чем порадоваться в этой многоскорбной жизни. А потом все-таки придет смерть, настанет раз – лучение со всем и внезапное изменение всего: душа перейдет в другую жизнь и получит воздаяние за здешние дела, а плоть останется в пищу червям, превратится в смрад и гной. Что тут радостного?! Посему не радуйся ни о чем временном в этом плачевном веке, потому что в нем все непостоянно и превратно, все в нем обманчиво и изменчиво. Но если хочешь утешиться, ищи утешения в одном Господе; если хочешь радоваться, радуйся об одном Господе: радость плотская скоро проходит, а радость о Господе пребывает во веки. Утехи земные внезапно исчезают и в горесть обращаются, утешение же пресвятого Духа о Господе всегда утешает и вечно будет утешать несказанным утешением; посему не радуйся ни о чем другом, а только о Господе.
Радуйтеся о Господе вси правии сердцем (Псал, 13, 11), говорит пророк; а также и апостол говорит: всегда о Господе радуйтеся, непрестанно молятеся, о всем благодарите (1Сол. 5 – 18): в этих трех обязанностях заключается наше спасение. Ни о чем другом, а только о Господе радуйся; всякая радость, если не о Господе, лжива и обманчива; всякое утешение, если не о Боге, составляет тягость и смятение для души. Итак, не радуйся ни о пище и питании, ни о богатстве и славе мира сего, ни о какой-нибудь красоте и неразумных удовольствиях, но радуйся о Господе и в Боге одном ищи веселия; в этих временных вещах нет истинной радости, а только мнимая, скоро преходящая, неразумная. В тьме нет света, в смерти не найдешь жизни, во лжи не окажется истины. Радость этого мира ложная, утешение его не постоянно, веселие легко изменяется. Несколько времени продолжается радость и утешение, а потом внезапно горе; несколько времени веселие, а вслед за ним плач и рыдание; еще не успеет пройти утешение, как вдруг наступает скорбь и печаль. Радуйся же радостию и веселись об одном Господе». (Из творений св. Димитрия Ростовского).
9. Причина высокой христианской жизни – любовь к Богу
Жила некогда молодая девица, прекрасные свойства характера которой были предметом удивления всех знавших ее. Она носила на шее золотой медальон, которого никому не позволяла открыть. Однажды в минуту необычной откровенности, она позволила подруге дотронуться до пружинки медальона – и секрет обнаружился. Подруга увидала надпись: «люблю Того, Кого никогда не видала» (т. е. И. Христа). Такова была тайна ее прекрасной жизни. Девушка изменилась в тот же образ, которому подражала (т. е. И. Христу). (Из кн. «Самое великое в мире» Г. Друммонда, стр. 90).
10. Библейские изречения об обязанностях по отношению к Богу
Христиане должны веровать в Бога: веруйте в Бога и в Меня веруйте (Иоан. 14, 1). – Заповедь Божия та, чтобы мы веровали во имя Сына Его и любили друг друга (1Иоан. 3, 23).
Бояться Бога: Господа, Бога твоего, бойся (Втор. 6, 13; 10, 20). – Да благоговеет пред Ним все семя Израиля (Пс. 21, 24). – Бойтеся Того, Кто может и душу и тело погубить в геенне (Мф. 10, 28). – Бога бойтесь (1Петр. 2, 17).
Любить Бога от всего сердца: люби Господа, Бога твоего, всем сердцем Твоим и всею душою твоею и всеми силами твоими (Втор. 6, 5). – Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем, и всею душою твоею, и всею крепостию твоею и всем разумением твоим (Мф. 22, 37; Лук. 10, 27).
Служить Богу непорочно от всей души: чего требует от тебя Господь, Бог твой? Того только, чтобы ты служил Господу, Богу твоему, от всего сердца твоего и от всей души твоей (Втор. 10, 12). – Служите Ему и в чистоте и искренности (I. Нав. 24, 14). – Господу Богу твоему покланяйся, и Ему одному служи (Мф. 4, 10; Лук, 4, 8).
Хранить заповеди Божии: Мои постановления соблюдайте, поступая по ним. Я Господь, Бог наш (Лев. 8, 14). – Моисей сказал: слушай гласа Господа, Бога твоего, и исполняй все заповеди Его и постановления Его (Втор. 27, 10). – Идите, научите все народы соблюдать все, что Я повелел вам (Мф. 28, 19. 20). Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди (Иоан. 14, 15).
Подражать Богу, следуя примеру Христову: будьте совершенны, как совершен Отец ваш небесный (Мф. 5, 48). Я дал вам пример, чтоб и вы делали то же, что Я сделал вам (Иоан. 13, 15). Как и возлюбил вас, так и вы да любите друг друга ( – 13, 34). По примеру призвавшего вас Святого, и сами будьте святы во всех поступках (1Петр. 1, 15). – Христос пострадал за нас, оставив нам пример, дабы мы шли последам Его (1Петр. 2, 21) . – Он положил за нас душу Свою; и мы должны полагать души за братьев (1Иоан. 3, 16). Всякий, имеющий надежду на Него, очищает себя так, как Он чист ( – 3, 3). Прощайте друг друга, как и Бог во Христе простил вас (Ефес. 4, 32). Подражайте Богу, как чада возлюбленные ( – 5, 1). – В вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе (Филип. 2. 5.).
* * *
Изъяснение слов Иисуса Христа о ненависти к родным из любви к Богу. (Лук. 14, 26 – 33). Если кто приходит ко Мне, и не возненавидит отца своего, и матери, и жены, и детей, и братьев, и сестер, и самой жизни своей; тот не может быть Моим учеником. (Лук. 14, 26). Есть христиане, которых смущают сии слова Спасителя. а) Как можно, спрашивают они, питать ненависть к родителям вопреки и дому, и врожденному чувству, побуждающему любить их? Что за противоестественная ненависть? Зачем она нужна последователю Христову? Подлинно, нельзя бы было без смущения слышать сии слова Спасителя, если бы в них точно был тот смысл, который вопрошающие в них видят. Иисус Христос Сам неоднократно подтверждал важность заповеди: чти отца твоего и матерь (Матф. 19, 19). Он даже упрекал фарисеев за то, что они, за внесение известной суммы на потребности храма, увольняли детей от ее исполнения и тем разрушали ее (Матф. 5, 3 – 7). Он заповедовал любить врагов: зачем же требует ненавидеть родителей? Уже потому, что не может противоречить Себе Христос, верный и истинный во всех словесех Своих, должно думать, что подающие повод к недоумениям слова Спасителя имеют совсем не тот безусловный смысл, который недоумевающие видит в них. В каком же именно смысле должно понимать сии слова? Прежде всего надобно обратить внимание, когда и кому слова сии были сказаны. Иисуса Христа, когда он учил, нередко окружали тысячи народа; но в этом многолюдстве Сердцеведец видел множество таких, которых привлекали в Нему слава чудес Его и надежда земного счастия, – вовсе не думавших, что последование новому учению может быть сопряжено с потерями и жертвами. Чтобы вывести их из заблуждения и тотчас отделить истинных последователей от ложных, Иисус Христос прямо открывает им будущность их ожидающую. Думаете ли, говорит он, что Я пришел дать мир земле? нет, говорю вам, но разделение. Ибо отныне пятеро в одном доме станут разделяться: трое против двух и двое против трех. Отец будет против сына и сын против отца, мат против дочери и дочь против матери; свекровь против невестки и невестка против свекрови своей. (Лук. 12, 51 – 62). Так и в настоящем случае, евангелие повествует, что, когда шло за Иисусом Христом множество народа, Он обратился в нему и сказал: если кто приходит ко Мне и не возненавидит отца своего, и матери, и жены, и детей, и братьев, и сестер, и самой жизни своей; тот не может быть Моим учеником. Для чего это нужно? – Нужду эту Спаситель Сам сейчас же и объясняет притчами. Кто из вас, желая построит башню, не сядет прежде, и не вычислит издержек, имеет ли он, что нужно для совершения ее, дабы, когда положит основание, и не возможет совершить, все видящие не стали смеяться над ним, говоря: этот человек начал строить и не мог кончить! Или какой царь, идя на войну против другого царя, не сядет, и не посоветуется прежде, силен ли он с десятью тысячами противустать идущему на него с двадцатью тысячами? Иначе, пока тот еще далеко, он пошлет к нему посольство просить о мире (Лук. 14, 28 – 32). Итак что ж всем этим внушает Спаситель? То, чтобы последование Ему не считали делом легким, – что потребуются жертвы очень важные, – что надобно будет разорвать связи самые крепкие, самые близкие, – надобно будет приготовиться к борьбе на жизнь и смерть, – что враги будут не извне, восстанут чада на родителей, родители на чада; – враги человеку домашние его, – надобно быть ко всему готову, на все решиться. Иначе лучше совсем не начинать дела. Следовательно, каких же требуется ненавидить родителей? Всех ли вообще и непременно? Конечно нет; зачем ненавидеть родителей христианских? Они идут одним с нами путем, и не только не останавливают, но еще руководят в следований за Иисусом Христом. Очевидно, разумеются те родители, которые препятствуют учению евангельскому, становятся между нами и Иисусом Христом и в то время, как Он отверзает нам двери рая, влекут в ад к диаволу. Повелевает, говорит св. Златоуст, не просто возненавидеть; ибо это совершенно противозаконно; но если кто из них скажет, чтобы ты любил его более, нежели Меня, то в сем случае возненавил его. б) Но, говорят еще, зачем же ненавидеть в таком случае? Не лучше ли молиться за родителей, даже нечестивых? Зачем эта ненависть, столь противная для доброго сердца? Спаситель Сам объяснил, как понимать слово: ненависть, – сказав после приведенной притчи о строящейся башне и царе, готовящемся к войне: так всякий из вас, кто не отрешится от всего, что имеет, не может быть Моим учеником (Лук. 14, 33). Следов., слово ненавидеть имеет тот же смысл что и слово отрешиться, т. е. не быть привязанным, – оставить. Этого уже и довольно для благонамеренной любознательности, тем более, что и другие евангелисты в таких же выражениях передают подобное место. Ненависть христианина необнаруживается в тех разрушительных явлениях, которые сопровождают ненависть, внушаемую духом мира; она разрушает только злое, но спасает доброе. Если, по несчастию, христианин должен будет возненавидеть родителей, это значит, что он будет в них ненавидеть только врагов Христовых, и притом до тех пор, пока они остаются ими. Он будет противиться их незаконным повелениям, – может быть и удалится и скроется от них из любви в Иисусу Христу, Которого они не любят; но в тоже время не опустит возможных и приличных способов обратить их на путь истинный и не усумнится молиться о спасении душ их, о вразумлении и просвещении их свыше, особенно когда их вражда к Иисусу Христу есть следствие каких-нибудь заблуждений и предрассудков, вражда бессознательная, нелепая, и, уж поверьте, где дело дойдет до лишений, до страданий, до потерь, все они останутся на стороне ненавидящего, а не того, которого христианин будет ненавидеть. Страдать будет он, – это любимая доля христианина в сей жизни; и первое страдание, которое он испытает, состоит в том, чтобы отказаться от любви к родителям вопреки побуждениям своего сердца. Всего лучше можно видеть ненависть христианина в жизни святых и особенно мучеников. Они ненавидели мир, но за него молились, его просвещали. Они сражались с гонителями христианства, сражалась до крови, – посрамляли и побеждали их, и в тоже время оставалась кроткими как агнцы. Так чувства христианина отличаются от чувств мира, хотя и носят одно название: он и радуется с трепетом, и в плаче находит утешение; и смирением возносится, и в ненависти любит, (Душеп. чт. 1862 г. ч. 1. стр. 33 – 39).