Источник

Март

1 марта

Благодарю Господа, сподобившего меня послужить в Думской церкви непреткновенно на всех трех дневных службах и за городом – на панихиде у Низовцова. На панихиде у Букола Баранова под конец при замешательстве от народа споткнулся на возгласе – Животворящего Духа не прославил, пропустил, – а как было больно. Долго уязвлен был! Наука: впредь не пропускай ни одного слова, дающего благодать душе, а все слова Церкви – истинная жизнь.

На нищего мальчика вчера озлобился за неотступность и неоднократное прошение милостыни.

2 марта

Благодарю от всего сердца Господа моего за силы Его, явленные ныне во мне, окаянном, при совершении дневных служб и при тяжких искушениях со стороны невидимых злых духов; благодарю за скоропослушество Твое, Господи, и за державное защищение и спасение. Воспоем и поем силы Твоея!

Авдотья Гавриловна Александрова от благодати Божией, яже во мне, и от молитвы ко Отцу Небесному о исцелении её вчера вечером после ухода моего почувствовала облегчение и радость и сегодня чувствовала себя хорошо. Был у ней сегодня и пил чай с вареньем из клубники во славу Божию и в наслаждение грешного тела.

Всуе диавол подстрекал меня на чтеца: он был невинен в том, в чем я его подозревал.

3-го марта

Благодарю Господа, благословившего меня свыше и укрепившего совершить непреткновенно три суточных богослужения: утреню, Преждеосвященную литургию без диакона и повечерие. Да не оставит меня Господь мой и во предняя15. Слава Тебе, Господи! Помоги, Господи, совершить благополучно заклинание и изгнание демонов из словесного Твоего создания N... именем Твоим, с властью Твоею и присоединить ко Святой Твоей Церкви католика Карла, [почтамтского] служителя.

4 марта

Благодарю Господа, сподобившего меня послужить Ему и нынешний день при немногих запинаниях от врага.

5 марта

Благодарю Господа, сподобившего меня совершить утреннее богослужение и присоединить к Православной Церкви католика Карла Савицкого, коего восприемником был почтмейстер Александр Мякотин. На утрене враг запинал меня на малых ектениях, препятствуя славить Царицу Богородицу; запнул на молитве Христе, Свете истинный; от внутренней немощи не мог преодолеть смущения и сомнения.

Заметка. Когда в теле неприятное жжение и слабость, это значит, что у меня накопилась золотушная материя и близка к исходу. Так случилось сегодня: поутру текла материя золотушная из правого уха. Легче стало. (Красный кисель клюквенный с миндальным молоком – здоровая вещь.)

Вчера, 4-го марта, вечером после вечерни читал заклинательные молитвы над рабой Божиею Евдокиею, сестрою купца Ефрема Ермилова. Жду милости Божией. Упование не посрамит [Рим. 5, 5].

6 марта

От всея души благодарю Господа моего, сподобившего укрепить меня благодатию Духа Своего Святого к совершению Божественной литургии Преждеосвященных Даров и непреткновенно прочитать молитвы святого Ефрема Сирина и заамвонную, ибо враги бесплотные крайне коварствовали надо мною при чтении этих молитв, украдывая слова из них, чтоб не давать мне говорить, и с крайней злобой запиная мне ум, сердце и уста. Благодарю Господа, сподобившего меня благодати Своей исповедать сто восемьдесят четыре человека с двух до девяти с половиною часов (у других отцов было: у отца Матфея двести сорок, у отца Павла двести двадцать человек). Помоги Господи совершить и ныне все службы во славу Твою, с силою многою, непреткновенно, наипаче Божественную литургию раннюю, причаститься и причастить люди Твоя.

Пост – хороший учитель: он 1) скоро дает понять всякому постящемуся, что всякому человеку нужно очень немного пищи и питья и что вообще мы жадны и едим-пьем гораздо более надлежащего, то есть того, чем сколько требует наша природа; 2) пост хорошо оказывает, или обнаруживает все немощи нашей души, все её слабости, недостатки, грехи и страсти, как начинающая очищаться мутная стоячая вода оказывает, какие водятся в ней гады или какого качества сор; 3) он показывает нам всю необходимость всем сердцем прибегать к Богу и у Него искать милости, помощи, спасения; 4) пост показывает все хитрости, коварства, всю злобу бесплотных духов, которым мы прежде, не ведая, работали, которых коварства при озарении теперь нас светом благодати Божией ясно оказываются и которые теперь злобно преследуют нас за оставление их путей.

Все тела природы тяготеют к центру земли, а все души человеческие естественно стремятся к своему духовному центру, или первоначалу – Богу; только грех извратил и извращает это естественное направление. Огонь и дым тяготеют к сродным им стихиям.

Напрасно, мне кажется, я вчера напал на детей 7-го класса: они просто искали решения недоумений. Прости, Господи! Мне было долго тяжело.

Ваша душа ищет истинной жизни, сродной себе пищи: пищи уму – истины, сердцу – покоя и блаженства, воле – нормального направления, или законности; ходите в церковь – она все это доставит вам с избытком, она всем этим обладает преизобильно. Она – столп и утверждение истины (1Тим. 3, 15), потому что в ней слово Божие, показующее начало всех вещей, начало человеческого рода, сотворение человека по образу и подобию Божию, падение его, восстановление его чрез Спасителя человеков, средства ко спасению: веру, надежду, любовь. Она доставляет нам покой и блаженство чрез свое богослужение и особенно Таинства; она взывает: Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас [Мф. 11, 28]; она научает нас истинному пути, которому должна неуклонно следовать наша воля и который приведет нас к вечной жизни. Это путь заповедей Божиих.

День 6-го марта, суббота Средокрестной недели, замечателен по претерпенной мною крайней лютой скорби во время утрени и ранней обедни в Думской Успенской церкви, подавлявшей окончательно дупгу и тело. Прискорбна была душа моя до смерти. Искушения, нападения, дерзости, насилия бесплотных врагов достигли, казалось, крайнего предела; помогающего не было; взывал к Богу, но Он за грехи мои оставил меня, как казалось. Враг тешился надо мною, препиная меня на малых ектениях при поминовении Пресвятой Богородицы и святых, не давая выговаривать слов и славить Препрославленную от всех родов. О, злоба бесовская! Сколь она велика! Потом запинал меня чрез боязнь и утеснение и бессилие сердца на сугубой ектении и потом на молитве: Христе, Свете истинный. Я был огорчен неисправностию сторожа алтарного и отчасти дьячка, нелепо читавшего и певшего. Огорчение, скорбь моя были беспредельны. Но отчего была особенная склонность к скорби и искушению? Оттого, что после продолжительных трудов исповеди и долгого неядения я поел дома с аппетитом пирога с капустой, грибного супу и попил довольно миндального молока и стакан чаю, – словом, с некоторым излишеством поужинал и вскоре лег спать. От нищих мальчиков, вторично просивших милостыни, малодушно убежал, чтоб не слыхать их голоса. И Господь от меня отвратился. Хорошо сказано: не отвращай лица твоего от нищего [Сир. 4, 4], и от тебя не отвратится лице Божие. Встал рано поутру, в три часа, – и это было причиною раздражения отчасти. Не нужно же есть на ночь после трудов. Скорбь моя была наказанием за жадность, и еще, может, на мне тяготели вины духовных детей, разрешенных мною от грехов и допущенных мною до причащения не по достоинству, и людей, бывших в церкви. Тяжек был крест оставления Божия.

Благодарю Господа, скоро спасшего меня от насильства греха внутрь сердца, лишь я воззвал: Господи, родителю мой, спаси мя! – Тотчас грех отъят и мир водворился в сердце.

Видя свечи горящие и лампады в церкви, восходи мыслию от огня вещественного к невещественному, огню Духа Святого, – Бог наш есть огнь попаляяй; видя, обоняя фимиам благоуханный, востекай мыслию к духовному благоуханию Духа Святого: мы Христово благоухание Богу (2Кор. 2, 15), равно, по [противоположности], к духовному смраду, который есть грех, и старайся исполняться огнем Святого Духа и прогонять сердечную холодность, которая от диавола, от плоти и от мира приходит, и благоухай пред Богом благоуханием добродетелей: кротости, смирения, незлобия, послушания, воздержания, целомудрия, терпения и пр., удаляясь зловония страстей: злобы, зависти, гордости, непослушания, невоздержания, блуда и пр.

Голос церковных чтений, песней, молитв и молений – это голос душ наших, излившийся от сознания и чувства наших духовных нужд и потребностей; это голос всего человечества, сознающего и чувствующего свою бедность, свое окаянство, свою греховность, нужду в Спасителе, нужду в благодарении и славословии за благодеяния бесчисленные и совершенства бесконечные. Чудны эти молитвы и песни! Дыхание Духа Божия!

Чем и в чем топит нас Велиар? В нашем собственном невоздержании, как и первых наших праотцев (крестины у чиновника Сизова в доме Иларионова у театра); я пил довольно кофе у Семеновых – Ольги Ивановны. Сильно в пот бросило меня во время крестин. На улице сильный ветер. Тепло: все тает, как от огня. 7 марта.

7-е марта

Воскресение. Ранняя обедня с утреней. Из-за своей ретивости к пению сегодня я подвергся сильному искушению от сатаны: уязвился негодованием и нелюбовию к дьячку и оттого был крайне смущен: не мог порядком сказать отпуста великого и молитвы Христе, Свете истинный. Видно, что я еще не имею истинной христианской любви, что из-за неисправности, беспорядков и проступков брата я раздражаюсь и озлобляюсь на него, ибо любовь никогда не раздражается; какой бы беспорядок кто ни сделал – она всегда кротка в самой строгости и никогда ни к кому не питает вражды. Во время литургии Василия Великого при чтении тайной молитвы, во время пения О Тебе радуется, враг тончайшим помыслом и недоброжелательным, самолюбивым движением сердца относительно будущего благосостояния храма и будущих служителей и прихожан (чтобы при мне только было хорошо) крепко смутил, охладил и стеснил меня, так что едва молитвою сердечною я мог вырвать это движение сердца, это смущение, охлаждение, эту тесноту. На молебне запнул враг при чтении Богородичного Евангелия – вырвал слова. Вечером, на крестинах у Сизова чиновника ужасно смутил, стеснил, посрамил озлоблением на жену эконома гимназии Александра Павловича, которая показалась мне гордою и презрительною в обращении со мною (а это значит, что я горд и честолюбив, что обиделся на непочтительность), тогда как у ней манера такая, с сознанием своего достоинства; так сатана напал на меня, что я становился в иных местах в тупик и не мог читать. Забыл я слова апостола: не воздавайте злом за зло (1Пет. 3, 9; Рим. 12, 17), и Спасителя: аще любите любящия вы, кая вам благодать есть... аще целуете други ваша токмо, чтолишше творите, сравнительно с язычниками? Аще взаим даете (привет) от нихже чаете восприяти, кая вам благодать есть?.. Обаче16 любите враги ваша, и благотворите, и взаим дайте, ничесоже чающе... [Мф. 5, 47; Лк. 6, 32, 34 – 35]. Не верь же впредь врагу, подстрекающему тебя, и не слушай его. Чем виновата женщина? Ровно ничем, как невиновна и та, при взгляде на которую диавол возбуждает во мне похоть.

Вот истина, которую я опытно узнал сегодня: с вечера мне есть не надо, а только обедать.

Мне Господь дал величайшее, неотъемлемое богатство – образ и подобие Свое, дал мне Себя Самого, как сказано: дал ecu достояние боящимся Тебе, Господи!

[Пс. 60, 6]. Какое после этого земное богатство мне нужно? Какая честь? Нет чести выше, как быть христианином и членом Христовым, чадом Божиим во Христе; нет никого богаче того человека, который всегда носит в сердце своем Христа и благодать Его. Что бо ми есть на небеси; и от Тебе что восхотех на земли? Изчезе [рус.: изнемогает] сердце мое и плоть моя, Боже сердца моего, и часть моя, Боже, во век [Пс. 72; 25–26]. А мы жадничаем, собираем, скупимся, гордимся, завидуем. Какое заблуждение! Бессмыслие! Человек! Будь богат Богом: все приложится тебе от Бога.

Все великое и знатное и богатое на земле, да и все мы, – как трупы пред Богом, по слову Христову; предоставь мертвым погребать своих мертвецов [Мф. 8, 22; Лк. 9, 60]. Поэтому нечего служителю Бога живого раболепствовать богатым, знатным, ученым, смущаться от их присутствия в храме или дома при отправлении служб и молитвословий. Един Бог есть жизнь бесконечная и Владыка всех живых и мертвых. Особенно нужно все это помнить, когда мы окружаем гроб умершего. Тут, при гробе, исчезает всякое земное величие и знатность и человек является тем, чем он есть, – прахом и суетою.

Сегодня я послал деньги (25 рублей) отцу игумену Веркольской обители в Пинеге отцу Феодосию в возврат данных им матери моей на дорогу; еще долгу в Питер 6 рублей, за мать же; и крестьянину Евдокиму на дорогу дал 5 рублей. Лишь только послал, как меня пригласили на панихиду к Комаровской (Александре, умершей раком в желудке). Туне все Господь дарует мне. Благодарю Господа. – Но отыми от Мене иго Велиара.

Государь и по смерти называется государем, при поминовении, – значит, и благородных должно называть болярами при молитве за упокоение душ их.

Согрешил пред Господом: с огорчением подал милостыню больным нищим.

Недомолвка молитвы или некоторых слов в молитвах, также ярость на нищих есть бунт диавола и мой против Господа славы, милости, щедрот и человеколюбия. Надо громко говорить слова молитв, когда диавол ложною боязнию и страхом понуждает молчать. И всякий грех есть бунт, дерзость против Господа. Потому бойся греха как огня, как смертносного яда.

Крестное знамение священника или архиерея есть объявление благословения, или благоволения Божия человекам во Христе и ради Христа. Какой радостный, знаменательный, трогательный обряд! Блажены все, с верою приемлющие сие благословение! Как должны быть внимательны священники при преподании благословения верным! Пусть призывают имя Мое на сынов Израилевых, и Я [Господь] благословлю их [Чис. 6, 27].

Благодарю Господа, спасшего меня от коварства диавольского по молитве моей пред произнесением возгласа за упокой болярыни Александры (Комаровской), рабы Божией. Благодарю Пресвятую Богородицу, услышавшую меня скоро и спасшую меня благостно державою Своею. Я бодро произнес возглас, который давеча пополудни в два часа не мог произнести от непонятной робости. 9 марта. 11 часов вечера. Воспоем и поем, Господи, силы Твоя, Господи сил!

Ты ecu воскресение, и живот, и покой... Пред Кем стоишь и говоришь эти слова?.. Пред Начальником живота всех. Не все ли мы прах?.. Не Бог ли един велик, всесилен, вечен? Торжественно и радостно говори славословие... Ты страшишься сильных мира сего? Но не паче ли горды бывают сыны века сего?..

Опять подстрелил, убил меня сегодня сатана усумнением, нелепым опасением и боязнию на панихиде у Комаровского генерала при произношении возгласа: яко Ты ecu воскресение... как иногда убивал при произнесении в церкви и в домах возгласа Пресвятую, Пречистую... При выговоре слова болярыни усумнился... Значит, напротив врагу нужно выговаривать, потому что невыговаривание, сомнение выговаривать убивает.

Хочешь избежать духовной смерти?.. Говори несомненно, смело, твердо. К чему меня доселе вела робость пред сильными земли?.. К убийству себя духовному. О, как необходима смелость, мужество, особенно в деле Божием. Да помню святителя Василия Великого, столпа Церкви.

Целых четыре часа я мучился нынешний день из-за минутного малодушия, минутной победы лукавого. Какова брань! Какие козни супостата!

Навестил директора или, лучше, директоршу: сам спал. Не было сначала теплоты и искренности: проплакал (прослезился) от чувства своей духовной бедности – и явилась, как плод благодати, искренность сострадания болящему. Всегда и ко всякому нужно искреннее соболезнование, хотя и великому грешнику, например сребролюбцу, пьянице, или врагу. Это истинное христианство. 10 марта 1871. Среда 5-й недели.

Я имею иногда привычку с небрежностию и негодованием бросать милостыню денежную нищим на землю, а не подавать в руки. Но что если бы мне кто-нибудь бросил деньги на землю с небрежностию и негодованием? Как бы я это принял? Взял ли бы я такой дар? Вероятно бы, не взял. А незлобивые и смиренные нищие не оскорблются таким пренебрежением и поднимают то, что я бросаю, поднимают с благодарностию. Так ли я оскорбляю Христа, Спасителя моего, самою милостынею? Подавай, сказано, в простоте, милуй с добрым изволением, не с огорчением и не с принуждением; ибо доброхотно дающего любит Бог (2Кор. 9, 7). А я нередко подаю со скорбью, принужденно, неохотно. Согрешил ко Господу.

De mortuis aut bene, aut nihil. Мертвых лучше хвалить чем бранить.

11 марта искушение во сне по причине рыбоядения, особенно сластолюбия (ел вчера довольно брусничного домашнего варенья). Проспал стояние Марии Египетской и канон святого Андрея Критского. А во сне враг представил, что я и мать очень рано пришли в церковь, народ собрался, а отца Матфея нет как нет. Наконец Иван Алекс. Песоцкий начал службу панихидой...

Матери моей между тем не было дома, не ночевала, была в гостях, а я был в постели, отец Матфей давно служил Господу. Всё враг навыворот делает. О, как я прогневляю Господа сластолюбием, невоздержанием!

Сорок дней покойница Александра Иосифовна (Комаровская) ничего не ела и жила экономией, бывшей в теле от прежних приемов пищи. Больной человек столько жил, тем паче не может ли здоровый пробыть без пищи несколько дней?.. А мы каждый день и в Великом посту едим-пьем, да еще и сластолюбствуем.

Разве мы всуе ежедневно читаем по нескольку раз Трисвятое и Отче наш и прочие молитвы утренние и вечерние? Разве не очищаемся посредством их от грехов наших, скверн наших, разве не избавляемся от искушений, бед и обстояний? Разве всуе остается изображение крестного знамения? О, нет: оно непрестанно действует, благотворно на нас и на тех, на ком с верою изображаем оное, особенно священническое благословение. Итак, будем непрестанно славить милосердие и силу Господа нашего Иисуса Христа, внемлющего нам и спасающего нас, недостойных, по милости Своей, ради имени Своего святого. Марта 11 дня, 1871 года.

Испытано многократно, что чем щедрее милостыня, тем щедрее от Бога награда и в этой жизни, не говоря уже о будущей; воздаяние бывает впятеро и вдесятеро вскоре. Если же так, то отчего я сержусь и беспокоюсь, когда приходится подавать много милостыни? Разве милостыня приносит скудость? Разве тяжело подавать?.. Но лукавство, но зависть, но сребролюбие, сластолюбие! Вот что затрудняет подачу милостыни, которой ничто не должно быть легче. И еще я называю с горечью и досадою этих малых канальями, негодяями – этих малых, коих Ангелы... на небесах всегда видят лице Отца Моего Небесного [Мф. 18, 10]? Этих истых17 членов Христовых? Согрешил пред Богом и недоумею ответа. Господи, помилуй! Считай за честь и удовольствие взаим давать Богу, долготерпи, подавай в простоте и с кротостию, без злобы и рвения, без скупости, с ласкою сердечною – и получишь сугубую милость от Бога, взирающего на сердца наши и на все дела наши. Поминай, сколько ты получаешь ежедневно от Господа туне!

Все слова Церкви – великие слова, но эти слова: яко Ты ecu воскресение, и живот, и покой и пр., служащие столь великим для смертного рода нашего утешением и составляющие надежду христиан, кажется, особенно велики. Поэтому надо выговаривать их с особенною силою, с особенным ударением.

При молитве за людей меня постигают как бы муки рождения (муки духовного рождения): мне бывает тяжело, я бываю стеснен, подавлен и не могу сносить духовных болей: и за свои грехи страдаю, и за чужие, ибо духовные отцы несут на себе бремя грехов духовных детей. Но благодарение Богу и за эти муки, ибо они служат к очищению душ, к просвещению, утверждению. Всё от Бога, премудро всё устрояющего.

Увы! Как я бываю иногда не готов, по скудости и растлению моего сердца, молиться искренно за ближних, за живых и умерших, и много надо бывает молить Господа и поболеть душой о себе, чтобы избавиться от этой сердечной хладности и сухости, неискренности, окамененного нечувствия и молиться о других с горячностию. О, святой огонь Духа Святого, ниспосланный на апостолов! Воспламеняй сердца наши всегда на молитве, да всегда будет она пламенна, да всегда попаляет терние страстей наших и земные пристрастия наши, да с пламенною любовию к Богу и друг к другу молимся Ему друг за друга.

Когда я был молод и неопытен в духовных делах, я считал за великое блага мира сего; но когда стал мужем и искусился во всем, я познал, что блага сего мира ничтожны в собственном смысле этого слова и что единственное сокровище сердца моего, жизнь моя, вечное, бесконечное мое благо есть Бог.

О вера святая! Какими словами, какими песнями я прославлю тебя за бесчисленные блага для души и тела моего, дарованные мне тобою, за все силы, которые ты во мне совершала и совершаешь, за блага мира и отъятие смятения, за блага свободы с отъятием тесноты горькой, за блага света духовного с прогнанием тьмы страстей, за благодерзновение с отъятием малодушия и боязни, за блага духовной власти и духовного величия с отъятием рабства греховного и низости духа, за блага святыни с отъятием греховной нечистоты, за отъятие злобы, зависти, своеволия и упрямства, любостяжания, блуда и всякого греховного растления. Слава Тебе, Богу благодетелю моему, во веки веков. Познан буди, Господи, в вере Твоей всем людям Твоим и всем племенам земным, да все прославят Тебя единеми усты и единем сердцем от востока солнца до запада. Буди, буди! 12 марта 1871 года, 11 часов ночи. (После вечерней молитвы и чтения канона Животворящему Кресту Господню.)

«Крепись и мужайся, Поликарп», – был голос свыше священномученику Поликарпу Смирнскому18. Мне нужно тоже ободрение, ибо умножились борющие мя гордые бесове, а помощника нет против них, кроме единого Бога, – но по грехам моим и Бог уклоняется от меня, оставляет меня, предоставляет меня иногда моей немощи.

12 марта

Благодарю Господа, в державе крепости Своея сокрушившего великие, утонченные, злейшие козни врага бесплотного надо мною, кои он сплетал надо мною во время литургии соборной в манеже при отпевании Комаровской, в особенности пред чтением заамвонной молитвы. Я прочитал эту молитву пред большим и видным, знатным собранием раздельно, твердо, громко, кроме слов: угоднику Твоему... Возглас на панихиде тоже произнес с дерзновением, кроме слова болярыни. Разгорячи сердце Духом Святым, и отбежит лукавый, – а в хладном сердце он гнездится.

Вечно одна и та же история: тяжкие искушения и разжжения от врага во время службы Божией и наипаче литургии – и великая отрада и очищение после службы, благополучно с Божией помощию совершенной. Итак, не унывай и не приходи в отчаяние, но крепись и мужайся. Во время утрени враг крайне разжигал меня враждою на отца Матфея, который, казалось, с пренебрежением ответил на мой привет, хотя и сам я не усердно приветил его. Долго я молил Господа, припадая к престолу, и едва освободился от духа вражды. На акафисте не мог многих слов выговорить по действию духа злобы. Причина, как думаю, та, что накануне два раза ел, и сластно.

Господи! На небо земное вознес еси мя, приблизив к престолу Твоему предстоять о словесных Твоих овцах, – небесно пожити в мире сем дольнем сподоби мя.

Отселе да не ем рыбы до Пасхи (суббота 5-й недели поста) и сластей как можно меньше да употребляю. Много страдаю за сластолюбие.

13 марта

Суббота 5-й недели Великого поста. Всенощная. Служил с чувством добрым во благодати Божией, но на молитве Христе, Свете истинный по действу вражию споткнулся, усумнился и не мог прочитать, хотя два раза начинал. Думаю, оттого враг одолел меня, что я довольно много ел рыбной ухи из белорыбицы и самой белорыбицы, пил кофе после обеда и пред всенощной выпил стакан миндального молока и съел яблоко. Значит, за чревоугодие и лакомство Бог предал меня врагу. Не Бог, не люди причиною моего падения, а я сам.

В акафистах выражены чудные Божественные созерцания святых душ христианских. С торжествующим духом надо читать эти акафисты раздельно, нараспев, чтоб хорошо слышно было всем каждое слово. Даждь ми с любовию пети Тебе: аллилуия.

Какие противоположности и перемены быстрые! На 1-й неделе поста нельзя было согреться от больших морозов, а в конце 5-й недели стало уже жарко дома в подряснике с легкой ватой от тепла на улице. Градуса четыре тепла.

Господня земля, и исполнение ея, вселенная и вси живущии на ней [Пс. 23, 1]. Это говори в ободрение себя.

Собрание церковное за тебя, а не против тебя вместе с бесами, потому дерзай в храме всегда, хотя бы был полон храм: не бойся множества всякого народу, а радуйся тому и благодари Господа. Иерей должен быть мужествен, – и пред разбойниками не должен показывать боязни и малодушия, ибо Бог защищает Своего служителя: Ангелом Своим заповесть о тебе, сохранити тя во всех путех твоих [Пс. 90, 11].

Стоя среди церкви, глотаю много пыли, а это расстраивает мои слабые нервы и роняет мой дух. 14 марта. Воскресение 5-й недели (начинается 6-я).

На нищих я начинаю много сердиться, значит, страсть любостяжания во мне растет и усиливается, а не умаляется, не исторгается с корнем и любовь к ближним не увеличивается, а уменьшается. Помнить надо, что крайняя нужда гонит ко мне нищих, а не прихоть, не шалость.

14 марта

Воскресение 5-й недели Великого поста. Поздняя литургия. Благодарю Господа от всей души, яко не посрамил меня, но утешил меня небесною Своею помощию и с миром, ясным сознанием и горячим чувством даровал мне совершить Божественную литургию Василия Великого и причаститься неосужденно Божественных Своих Таин. О, как я был мирен, счастлив, божествен после литургии и при служении молебнов трех в домах прихожан и дома с домашними! Это был для меня день обновления, день веселия, Пасха моя! Слава и благодарение Господу! А до литургии и во время проскомидии чувствовал скорби, тесноты вражии! Слава победителю ада Господу! Не вотще молил я Господа и святителя Василия Великого о достойном совершении литургии!

Белье марается, и его стирают, чтобы сделать его белым как снег. Бессмертная душа наша очерняется грехами, и Господь, как в стирке, очищает её водами – слезами покаяния, или подвергает сосуд тела тлению, чтобы в нем, как в щелочи, вычистить его, выбелить наподобие снега. Итак, не страшна смерть истинному христианину. Мы все должны поспешить в страну бессмертия из этой страны тления и скорбей.

Марта 15. Понедельник 6-й недели поста. Утреня (очередное служение). Крепко, больно наказало меня сегодня мое чревоугодие и объядение в гостях и дома (дома не следовало есть пирога и рыбы и пить чаю). Едва враг не потопил меня в моем чреве; смущение крепкое овладевало мною, и я едва мог говорить ектению. Только крепкая, усиленная тайная молитва спасла меня и непрестанное припадание с верою к престолу благодати. О, как я прогневал Господа моим чревоугодием! Вообще, делаю все противное тому, что пою и читаю и говорю в церкви! Доколе это рабство греху? Рабство чреву? (Пироги очень вредны.)

С утра сегодня чувствовал в боках сильную тесноту и жжение, которые прошли после того, как я скушал яблоко пред вечерней в магазине у Ивана Тимофеевича Сидорова; вероятно, крепило живот и золотуха воевала. Вечером, в 10 часов, пошел снег – значит, и пред переменой погоды чувствовалось дурно.

Я желаю часто перемены старшей братии храма, при коих служу, – но лучше ли будут новые? Бог весть. Люди – не Ангелы. Сами себя и друг друга и весь живот наш Христу Богу предадим.

Сегодня молился Господу, чтоб Он Сам избрал в храм Свой старосту по сердцу Своему. Пожду Господа и потерплю Господа; увижу, что будет. Но уверен, что не посрамлюсь и прославлю Господа, исполняющего во благих желания наши. Подожду конца и братии моей старшей: что с ними будет, какой конец их и дел их. Вечер 15-го марта 1871 года. Десять с половиной часов вечера.

Господь непрестанно вот уже несколько лет (пятнадцать) чудесно умножает в руках моих хлебы, или деньги, раздаваемые нищим, так что и я с женою и с родными сыты с избытком, и нищим достаточно. И некоторые избытки есть. Надо помнить мне чудо насыщения Господом пяти тысяч народа пятью хлебами и двумя рыбами. Оно повторяется со мною постоянно. Слава Богу!

Я почти не вкушал вчера до вечера, и оттого легко было мне служить; враг не искушал меня, не успевал в искушении, – пост дал мне силу. Да научусь поститься и есть однажды в день с умеренностию. 16 марта.

16 марта

Вторник. Благодарю Господа за великую помощь и милость, явленные мне нынешний день при служении утрени и часов – за непреткновенное, в силе и истине служение, как я молил о сем Господа до службы поутру на молитве домашней и в храме, стоя у престола Божия и припадая к нему. Малоядение и пост сообщают благодать Божию человеку.

У богатых людей жизнь проходит как во сне, в непрестанной прелести19, обмане чувств.

Много практикующие врачи, получающие даром много денег с больных, должны для души своей подавать щедрую милостыню, если верят, что у них есть бессмертная душа; богатые священники, получающие щедрое вознаграждение за свои труды молитвенные, также должны подавать богатую милостыню, да не осуждены будут с Иудою предателем, продавшим за сребреники Господа славы. Купцы, получающие большие барыши, должны непременно упражняться в милостыни и в украшении и в снабжении храмов Божиих; чиновники, получающие большое жалование, не должны также считать своим исключительным достоянием щедрое вознаграждение за свои посильные труды и также помнить нищую братию свою, да приимут награду от Господа и да очищают души свои. Все должны запасаться елеем милостыни и добрых дел, да не туне явятся пред Судиею в день страшного испытания, да не наги явятся на оном всемирном позорище20.

У некоторых людей духовная атмосфера, их окружающая и проникающая, очень тяжела, так что душа наша как бы задыхается в ней, соприкасаясь с ними, а у других очень легка, и легко чувствуется в присутствии их, как на свежем воздухе! Вот что я заметил и ощущал многократно!

Идет ли чад и смрад от жарких в жилую комнату в постные дни у постящихся? Нет, в пост нет никакого чаду и смраду – воздух чистый. А когда разные жаркие приготовляются и разные супы из мяса животных, птиц и рыб, бывает ли чад? – Вдоволь. Вот подобное бывает и в теле и душе, когда человек принимает животную пищу: и в теле и душе его стелется какой-то чад от проглоченной животной пищи, чего нет при употреблении пищи постной в умеренном количестве, – тогда на душе бывает ясно.

17 марта

Среда. Во время утрени чувствовал себя довольно тяжело от излишества в пищи и питье (ночь спал довольно беспокойно); впрочем, утреню совершил благополучно, с Божией помощию и Царицы Небесной. Часы и вечерню совершил тоже благополучно. Но за обедней сильно искусился по причине нетерпения и поспешности, – а спешил мыслию в класс. Когда диакон Петр Ал. читал много поминаний, я не утерпел и подошел к царским вратам, сквозь оные сказал довольно громко сторожу (да и диакону): перестань, – и сам смутился и взволновался; возглас сказал без имен усопших. С этого места я не мог спокойно служить, был смущен и Святые Дары переносил, не быв спокоен (согрешил); злой ловец изловил меня и гнездился во мне, смущая и тесня мои внутренности, и это делал до конца обедни, возбуждая в сердце злобу против диакона; причастился без умиления и теплоты сердечной; заамвонную молитву читал несвободно и с пропусками некоторых слов; враг давил сердце: погода помогала; благословение Господне преподал народу неспокойно; отпуст говорил тоже неспокойно и в тесноте, пропустил святых апостолов Андрея Первозванного и Петра и Павла, святого Кирилла Иерусалимского, святого Александра Невского, Алексия человека Божия; теснота продолжалась до вечера, часов до семи, пока не выпил стакана кофе после крестин в доме [Колоновой] в Высокой улице. Тогда облегчило.

Бог повелевает для меня трудиться, пчеле – собирать мед, корове велит производить для меня молоко и масло и давать мне самое мясо; водам повелевает для меня производить бесчисленные породы рыб, для меня велит прясть шелковичному червю, для меня дал птиц; земле, воздуху, воде повелел, чтоб они служили мне, – как же мне не любить Творца, не исполнять блаженных Его заповедей?

Театры и клубы назначены миром для того, чтобы отвлекать христиан от Церкви Божией и от Царствия Божия и порабощать себе (миру), чтоб они мало-помалу забывали Бога, небо, душу свою и делались добычею ада. Опасно ходить в театры и клубы. Они – ловушка бесплотного врага благовидная. Да остерегается её христианин, да держится усердно Церкви Божией. Театры и клубы еще никого не спасли.

Лютеранство и язычество все более и более въедается в жизнь нашу. Посты на практике учеными людьми совсем отвергнуты.

Ты, Владычице, как благой гений, всюду мне помогаешь в благом, избавляешь от зла. Благодарю всеблагую Царицу.

О, с какою яростию напал на меня вчера бесплотный злодей во время Преждеосвященной литургии! Как было мне тяжело, горько! Как исчез свет очей моих сердечных и даже телесных! Это за сластолюбие и пресыщение! Надо однажды в день есть в Великий пост! (От воздуха в квартире Марьи Матфеевны тоже было дурно; от северного холодного ветра и снежной погоды.) Святой Алексий, человек Божий, ел однажды в неделю.

И как легко мне, как я здоров, особенно когда ем однажды в день вечером, часов в пять или шесть и позже, или в седьмом часу, как вчера, 17-го марта.

К мировому Шебунину сходить.

Дивлюсь, с одной стороны, безмерному благоутробию Господа, создавшего человека по образу и подобию Своему, одарившего его разумом и свободной волею и всякими талантами, покорившего ему всю землю, искупившего его от проклятия и вечной смерти, обожившего вочеловечением Своим; с другой стороны, дивлюсь без меры крайней неблагодарности и вольной слепоте человека, забывающего своего Благодетеля, свое высокое достоинство и назначение и безумно прилепляющегося к земным, гибнущим благам, рабствующего Велиару и страстям, от него всеваемым: злобе, гордости, зависти, блуду, любостяжанию и невоздержанию, лакомству, пьянству и прочим страстям, и ниспадающего ниже животных бессловесных единственно по развращенной воле своей. Не дивлюсь после этого вечной муке и вечному отвержению от Бога грешников нераскаянных, ибо это достойно и праведно есть пред Богом: поправшему бесконечную благость, бесконечные средства к обращению, покаянию и исправлению, бесконечно великие меры ко спасению ничего больше не остается в удел, как вечное мучение, – он его заслужил.

Свою ношу бросаю, а берусь за чужую. Так бывает со мною: плакать о множестве грехов своих забываю, а забочусь о чужих грехах.

Благодарю Господа, спасающего меня от объядения посредством большой деятельности и малого нахождения дома. А то я давно бы нажил болезнь во чреве, камень, и, может быть, умер бы. Много благодеяний явил и являет мне Господь. Слава Промыслу Его всеблагому, премудрому, всемощному, неусыпному! Господь пасет мя, и ничтоже мя лишит. На месте злачне, тамо всели мя, на воде покойне благодати Святого Духа воспита мя. Душу мою обрати, настави мя на стези правды, имени ради Своего [Пс. 22, 1–3].

Когда поем лишний раз, как было вчера, что три раза кушал в день, тогда мне делается тяжело: желудок засоривается, голос делается нечистый, слова произносишь с трудом, особенно когда мучнистой пищи довольно покушаешь: гороху, киселя овсяного или булки. Однажды в день надо есть.

Глаголи ты беззакония твои, да оправдишися. Как не щадил и не щадит нас сатана, поучая и подстрекая нас содевать всякое беззаконие, так не будем щадить его и себя мы, искренно признаваясь в беззакониях. Будем помнить, что Христос пришел в мир грешников спасти.

Пришел Врач – не будем скрывать болезней, но будем смело открывать оные Ему.

По греховному растлению нашему гнушаемся в человеке тем, что вовсе не гнусно, и не гнушаемся в себе и в других тем, что действительно гнусно. (Всякий грех мы соделали, о каком только помыслить можно, тысячи различных грехов мы натворили.) Боимся того и там, чего и где бояться не должно, и не боимся того и там, чего и где должно бояться.

Изобличай лесть греха всенародно без всякой пощады в молитвах покаянных пред причащением и в проповедях, да усрамятся и побоятся люди грехов.

Благодарю Господа, помогшего мне исповедать вчера, в пятницу на 6-й неделе поста, сто сорок семь человек. Исправь их, Господи, и купно с ними меня, многогрешного. Даждь им неосужденно причаститься Святых Твоих Божественных, животворящих и страшных Таин.

Господь мне вместо всякого богатства, ибо Он есть сокровище и богатство неистощимое; Он – моя красота совершеннейшая, источник всякой тварной красоты; Он – моя сладость святая, Он – слава моя; Он заменяет мне все блага мира сего.

20 марта

Во время утрени в Лазарево воскресение чувствовал я сильные наветы21 врага, особенно под конец утрени; пред литургией и во время литургии также ощущал крайнюю тесноту вражию, особенно на великом входе, до причащения, во время и после причащения; но когда стал причащать мирян, тогда благодать Божия прекратила наветы и насилие врага и даровала мне умиление, свободу и мир. После обедни служил молебен у Николая Тимофеевича Александрова с миром, свободою и одушевлением. Благодарю Господа, победителя ада. Благодарю безмерное Его благоутробие, прощающее мне неправды мои.

Благодарю всесвятую, всеблагую и премудрую Матерь мою – Церковь Божию, спасительно руководствующую меня в сем временном житии и воспитывающую меня для гражданства небесного; благодарю её за все чины молитв, богослужения, Таинств и обрядов; благодарю её за посты, столь для меня благодетельные в духовном и в телесном отношении (ибо чрез них я здрав духом и телом, покоен, бодр, легок. Без поста мне было бы крайне тяжело, как это испытано не во время поста). Благодарю непорочную Матерь мою – Церковь Божию, восхищающую меня небесным служением своим, восторгающую горé и дух мой, просвещающую ум мой небесной истиной, указующую мне пути живота вечного, избавляющую от насилия и бесчестия страстей, делающую блаженной жизнь мою.

Весь мир, небо и земля и все, что на них, море и все, что в нем, есть излияние бесконечной благости Божией, Его разума и бесконечной силы и могущества, благости к тварям, коих Он создал для радости и блаженства, в особенности благости к человеческому роду. Мир есть зерцало благости и разума, премудрости и силы Божией. Итак, не к миру, а к Богу прилепляться должно нам. Что бо ми есть на небеси, и от Тебе что восхотех на земли? Изчезе сердце мое и плоть моя, Боже сердца моего, и часть моя, Боже, во век [Пс. 72, 25 – 26].

Поститься христианину необходимо для того, чтобы прояснить ум и возбудить и развить чувство и подвинуть к благой деятельности волю. Это три способности человека, которые мы затмеваем и подавляем наипаче (более всего) объядением и пьянством и заботами житейскими и чрез то отпадаем от источника жизни – Бога и ниспадаем в тление и суету, извращая и оскверняя в себе образ Божий. Объядение и сластолюбие пригвождают нас к земле и обсекают, так сказать, у души и её крылья, и хвост. А посмотрите, какой высокий полет был у всех постников и воздержников! Они, как орлы, парили в небесах, они, земнородные, жили умом и сердцем на небесах и слышали там неизреченные глаголы и там поучались Божественной премудрости. И как человек унижает себя чревоугодием, объядением и пиянством!

Он извращает свою природу, созданную по образу Божию, и уподобляется скоту бессловесному, и даже делается хуже его. О, горе нам от пристрастий наших, от беззаконных навыков наших! Они препятствуют нам любить Бога и ближнего и исполнять заповеди Божии; они коренят в нас преступное плотское себялюбие, коего конец – погибель вечная: так пьяница для удовольствия плоти и одурения себя не жалеет множества денег, а нищим жалеет копейки; куритель табаку бросает на ветер десятки и сотни рублей, а нищим жалеет копеек, которые могли бы спасти его душу; любящие одеваться роскошно или охотники до модной мебели и посуды тратят на одежду и мебель с посудою огромные деньги, а мимо нищих проходят с холодностию и презрением; любящие хорошо поесть не жалеют на обеды десятков и сотен рублей, а бедным жалеют грошей.

Поститься и потому христианину необходимо, что с вочеловечением Сына Божия природа человеческая одуховлена, обожена, и мы поспешаем к горнему Царствию, которое не пища и питие, но праведность и мир и радость во Святом Духе [Рим. 14, 17]; пища для чрева, и чрево для пищи; но Бог уничтожит и то и другое (1Кор. 6, 13). Есть и пить, то есть иметь пристрастие к чувственным удовольствиям, свойственно только язычеству, которое, не зная духовных, небесных наслаждений, поставляет всю жизнь в удовольствии чрева, в многоядении и многопитии. Оттого Господь часто обличает в Евангелии эту пагубную страсть. Да и разумно ли человеку жить непрестанно в желудочном чаду, в желудочных испарениях, поднимающихся внутри от непрестанного варения пищи и её брожения? Разве человек только ходячая кухня или самодвижущаяся дымная труба, каковой по справедливости можно уподобить всех, занимающихся непрестанным курением? Какое удовольствие жить в непрестанном чаду испарений и дыма? На что будут похожи жилища наши? Зачем мы будем заражать воздух смрадом и дымом, а паче всего омрачать и подавлять душу, убивать её последние духовные силы?

Плоть и кровь не яви мне сего, но Ангел мой хранитель.

Дух лукавый в этом мире, в состоянии нашего падения, виновник коего он же, чрезмерно возбуждает плотские потребности и нудит удовлетворять им без меры, привлекая нас приманкою удовольствия; а христианская вера, в противоположность этому, премудро обуздывает эти требования плоти, чтобы дать место удовлетворению потребностей высоких, духовных, которые плоть силится подавить и таким образом погубить вечно душу. Имеющий ухо слышать, да слышит [Мф. 11, 15 и др.]. Чтый, да разумеет.

Падут во мрежу [рус.: в сеть] свою грешницы [Пс. 140, 10]. Я падаю весьма часто в свою мрежу, которую сплел себе грехами, пристрастиями своими. Ибо каждый в узах греха своего... содержится [Притч. 5, 22], по Писанию.

Сколь часто враг обрет мя вне благодати, восхищал22 меня льстивне и, прельстив, отводил боготворящих словес!

Господи Боже мой! Приношу искренно мое пред Тобою покаяние в заочном оскорблении и уничижении архипастыря моего в разговоре с мировым судьею Аверкием Шебуниным, ездившим к нему в качестве депутата с просьбою за диакона Таратина и хулившим его. Он назвал его уничижительным именем попа и человеком несовременным, неделикатным. Я сказал, что и я также к нему нерасположен и не могу бывать у него по причине его строптивости. Господи! Такое ли лицо, носящее образ Тебя, Пастыреначальника, я унизил? Того ли унизил, кого Ты, Господи, почтил и государь, помазанник Твой? Этим ли гордым и презорливым23 людям я поверил, внял клевете их на своего архипастыря? Согреших, помилуй. Во время литургии, в конце, когда я подумал о своем согрешении и своих словах касательно владыки и о словах Шебунина, я смутился и не мог выговаривать слов литургии – такая напасть сделалась!

21 марта

Вербное воскресение. Сегодня служил литургию в крайней тесноте оттого, как думаю, что вчера с вечера поел рыбы корюхи с ситным хлебом пшеничным, и меня сильно закрепило. Погода была весьма нехорошая в этот день, то есть в воскресенье: снег шел. В боках была особенная теснота.

После обедни староста Думской церкви Николай Сидоров огорчил меня объявлением непокорности Соборному причту и мне тут же и прямо сказал, что он будет делать все наперекор нам. За то, вероятно, что им, купцам, не удалось определить в Думу особого священника, потому что Соборный причт воспрепятствовал тому. Что делать с непокорным духовным сыном? Предаю его Господу: Он Сам да вразумит его, если слова мои не имеют над ним никакой силы. А меня, Господи, соблюди в незлобии и мире и даждь мне искренно раскаиваться в грехах моих, содеваемых непрестанно делом, словом и помышлением, и просить смиренно прощения у своих духовных чад во храме. Грех ради моих огорчил меня духовный сын мой. За огорчение я лишил его благословения и просфоры. [Досадил.]

Защити, Господи, иерея Твоего от дерзости козлищ сих. Господи! Ни единым помыслом, ни на мгновение не допусти меня сердиться на него, старосту, и сродника его Филиппа, единомысленного с ним, но жалеть их, болезновать о них отчески и предавать их Твоему суду или милосердию, ибо Ты Сам сказал: Мне отмщение, Я воздам [Рим. 12, 19].

Прямо взирать на людей Твоих при отпустах и прощениях даруй мне, Господи, благодать. Искренним и твердым прошением прощения у мирян во время богослужения во храме подавай пример смирения и покаяния всем людям. Смиришь себя – Бог вознесет тебя. Хоть есть между мирянами оскорбившие тебя, коих ты не оскорблял, но в числе прочих проси у них прощения, да смиришь их и умилишь своим смирением и покаянием и да обратишь и их к покаянию; может статься и то, что ты же подал повод к оскорблению себя, ибо все мы много согрешаем [Иак. 3, 2]; может быть, давно семя вражды против нас посеяно нами же. Смирение – великая добродетель, потому диавол ратует против знаков смирения, например испрашивания прощения друг у друга.

Очень многим мы, иереи, протягиваем свою руку для привета, например купцам и благородным или военным чинам, оттого они мало или вовсе не ценят её, пренебрегают ею, а рука иерея – священная, Божественная рука, ибо она держит часто Агнца Божия и совершает все Таинства. Не надо помыкать ею и протягивать её всякому встречному, особенно богатым и сильным мира сего, ибо кое общение с ними у истинного пастыря, слуги Христа Спасителя, нас ради обнищавшего и уничиженного? Рука иереева должна простираться только на благословение.

На кого я променял своего владыку митрополита? На простого мирянина, который так редко ходит в церковь, что едва ли двенадцать раз в году бывает?..

Всякий да очищает себя, ибо близок суд Господа, при дверях. И я наипаче, учащий других, да очищаю себя, свои чувства, помыслы, слова и дела; особенно не будь раздражителен. Будь как овча незлобивое, не отверзай уст своих пред нечестивыми, поносящими тебя. Взирай на образ страждущего Господа.

Как грубеет сердце от многоядения, особенно от пирогов! Как крепнет в тли греховной сердце сластолюбивого: в блудных возбуждениях, в злобе, злопамятстве, жестокосердии, зависти, любостяжании, жадности!

Во время утрени в Великий Понедельник чувствовал себя очень боримым и смущаемым от невидимых врагов, и только слезами и сердечным сокрушением и томлением о своей греховности и немощи умолил Господа подкрепить меня Своею благодатию в служении. Каких страхов и боязней напустил на меня сатана извнутри! А бояться было нечего: я страшился призраков диавольских. Призраки же действовали во мне из-за чревоугодия и невоздержания, ибо в сердце чревоугодника, в глубине его, гнездится демон сластолюбия.

Слово противления, сказанное духовным твоим сыном и старостою Думской церкви в горячности, под влиянием неприятных впечатлений, произведенных протоиереем Трачевским и причтом Собора, не ставь в большую вину ему, ибо и сам ты горяч и говоришь нередко резко начальнику.

Любовь плотскую любовию Божественною исторг сегодня из сердца по благодати Божией. Так и страх человеческий или бесовский надо искоренять из сердца страхом Божиим, ибо бесконечно величие Божие, бесконечна святость, благодать, премудрость Его, бесконечно могущество Его!

Никто не виноват в моих искушениях и преткновениях в служении кроме меня, и ни на кого я не должен огорчаться и высказывать своих претензий кому-либо. Сегодня, при окончании обедни, оскорбил отца диакона Петра – просил прощения у него. Впредь держи язык за зубами.

Мы мудрствуем по-своему, по плоти, и не хотим соблюдать постановлений Церкви касательно поста, но опыт показал мне, что пост приносит душе и телу величайшую пользу: отнимает естественное зловоние, тяжесть и косность для молитвы, делает человека легким, свободным. Когда я ел рыбу в пост, то в тот же вечер или назавтра при служении я чувствовал себя нехорошо, запинался, возмущался, а когда не ел, чувствовал себя хорошо – зловония не было от меня, и дела мои были благоуспешны. (Черный хлеб с баварским квасом.) Много поел хлеба с вечера (два ломтика) и оттого в служении чувствовал на сердце особенную тяжесть, бессилие, претыкался, пропускал иные слова, смущался.

23 марта

Вторник Страстной недели. Благодарю Господа от всей души за благодать, данную мне по молитве моей, совершить непреткновенно Божественную литургию Преждеосвященных Даров и победить козни врага бесплотного, крепко мне стужавшего24. Благодарю за силу, с которою я прочитал заамвонную молитву. Благодарю Господа за вечернюю службу, непреткновенно совершенную; благодарю Господа за примирение с прихожанином моим и духовным сыном Николаем Григорьевичем Сидоровым – за все благое благодарю Господа: благодарю за действие молитвы моей о Николае Сидорове и Филиппе Степанове, купцах, вожаках общественных. Благодарю Господа, яко во всем дерзаю о имени Его, все могу в державе крепости Его и что козни врага бесплотного и наветы его ухищренные, тонкие, усиленные, разжженные, непрестанные разрушаются благодатию Христовою. Славно прославися во мне благодать Христова.

Благодарю всесвятую и премудрую Матерь мою – Церковь Божию, за благодеяния постного времени, которые я ощущаю явно на себе в бодрости духа и здравии тела. Что если бы я соблюдал пост по уставу Церкви? Если я теперь ощущаю эти благодеяния, когда я далеко не соблюдал поста по предписанию Церкви, ибо и рыбу ел, и лакомился различными яствами постными, и нередко ел очень много, то что было бы, если бы я соблюл пост вполне? Сколько бы я приобрел благодати! Как бы я приблизился к Богу! Как бы я утвердился благодатию Его! Иногда только один день не поешь после предшествующего чревоугодия до вечера, и то чувствуешь себя духовно сильнее от причастия Божественных Таин, но как бы я был силен против бесплотных врагов, если бы во все дни я ел только однажды в день, – еще лучше, если бы чрез день! Но я пресыщался, лакомился и в пост, а оттого бесплотные враги много пакостили во мне, много смеялись надо мною, крайне смущая меня во время богослужения, запиная меня внутренно боязнью и сомнением и не давая выговаривать некоторых слов на молитве. Я сам, окаянный, давал оружие против себя. Господи! Согрешил я, окаянный, пред Тобою и пред собою, не соблюдши должным образом поста. Но даждь мне благодать во все дни жизни поститься непрестанно, то есть воздерживаться всегда.

Многому научены ученики учебных заведений, но не знают часто единого на потребу – Бога и себя самих, своих грехов, своей немощи духовной, своего ничтожества без Бога и пред Богом. При этом вспомним с благоговением о молитве святого Ефрема Сирина: Господи! Даруй мне зрети моя прегрешения. Видеть свои грехи в их множестве и во всей их гнусности, действительно, есть дар Божий, подаваемый вследствие усердной молитвы. Сказанное выше должно приложить и ко многим, многим ученым и к богатым и знатным: многое они знают, много и имеют, но не знают и не имеют нередко существенного. Утаил сие от мудрых и разумных и открыл то младенцам; ей, Отче! ибо таково было Твое благоволение [Мф. 11, 25 – 26; Лк. 10, 21]. Дивные дела! Видно, благодать Божия и блага мира сего – не одно и то же и пристрастие к ним несовместно с Божией благодатию.

24 марта

Благодарю Господа, укрепившего меня исповедать сегодня сто восемьдесят человек (до всенощной Благовещенской сто пять человек и после всенощной в Думе восемьдесят человек). Враг связывал непрестанно коло сердца моего25 и язык мой, и я с большим трудом выговаривал разрешительную молитву, иногда же не мог выговаривать от немощи душевной и телесной. У других отцов, Павла и Матфея, было исповедано почти по триста человек.

До сих пор я, окаянный, не чужд зависти и зложелательства ближним из-за любостяжания, что у братии моей денег много, а у меня немного, хотя я совершенно всегда сыт и пресыт, одет с изяществом и все нужное имею и другим могу уделять, что весьма важно и спасительно для души. Забываю, что я младший священник, что я немощнейший и грешнейший паче всех, что я получаю из гимназии хорошее жалование, что я получаю хорошую кружку наравне с ключарем, что я далеко не заслуживаю по грехам моим и тех даров Божиих, коими пользуюсь по щедротам Божиим. Корень всему злому, истинно, есть сребролюбие (1Тим. 6, 10): из-за него зависть, злоба, ненависть, гордость, презорство ближних, пресыщение и пьянство, роскошь, пиры, веселье, гулянье; чрез него и скупость, жадность ненасытимая, коварство, ложь, обман, божба, клятвопреступление или ложная клятва, ссоры, распри; чрез него неверие, вольнодумство, блуды, кражи, – одним словом, многое множество зол.

25 марта

Великий Четверг. Поздняя обедня. Чрезвычайная немощь душевная; внутри обложен весь тернием греховным; враг оцепил меня собою; немощь телесная от дурной погоды и от довольного хождения пешком. Боязнь бесовская. Оказался немым от боязни бесовской, когда нужно было говорить возглас, – этим меня срезал враг бесплотный. В начале обедни, как и прежде, чувствовал слабость физическую и духовную, а во время паримий, Апостола и Евангелия крайнюю наклонность ко сну: едва держал глаза открытыми – так и смежались, так и хотелось дремать и спать. Потом при чтении молитв литургийных Василия Великого явилось умиление, живость и бодрость; терние вражие исчезает, чувствуется мир, свобода; на великом входе царский дом говорил не весь, семейством наследника закончил; потом при чтении молитв – умиление; искушение со стороны вшедшего в алтарь дьячка побеждено сосредоточенностию в молитвах; точно иглами враг убодал в душу. О, лютость! Возгласы говорил во благодати, ясно, громко, мирно; молитвы читал спокойно, с сознанием и чувством и со слезами: падали каплями – это благодать Господня. Благодарю Господа, призревшего на меня, грешника. Таинство совершил благополучно, причастились с отцом диаконом благополучно; животворящая теплота во внутренностях и в устах; но враг усиливался подстрекать и смущать, колебать; мгновение – приход старосты Сидорова – и я весь возмущен, взволнован по причине неблаговременного его прихода; едва не поглотил меня сатана озлоблением против него. Это была моя немощь, не вина старосты. Я должен терпеть все любовию. А случающиеся беспорядки прекращать кротким замечанием, без раздражения и злобы. Причастил спокойно причастников, человек двадцать.

В беспорядках, старостою производимых в Думской церкви, виноват косвенно я: подстрекнул отца Матфея просить протоиерея не допустить служить в Думской церкви отца Перова. Из-за того пошли противности между протопопом и старостою. Прости, Господи: согрешил я пред Тобою и пред ближними. Положи конец грехам, Господи, и сотвори мир между пастырями и паствою.

Я непрестанно славил милосердие Господа при всяком богослужении, паче всех других свойств Господа, паче правды Его – потому надеюсь и при жизни и в смерти и по смерти помилованным быть и сподобиться десного стояния Его. Твое бо есть еже миловати и спасати ны, Боже наш... Яко милостив и человеколюбец Бог ecu... Бог милости, щедрот и человеколюбия ecu.

В нынешних учебных заведениях, не только светских, но даже отчасти и в духовных, особенно в высших, мудрость человеческая подавляет мудрость Божественную, – та мудрость, которая пред Богом есть глупость. Это вопиющий недостаток наших учебных заведений. Оттого мало, очень мало веры и христианского благочестия в этих заведениях; юношество с пренебрежением относится к молитве, обрядам и постановлениям Церкви, чуждается Церкви. Хотели еще уничтожить духовные семинарии и академии. Что тогда было бы? Тогда мудрость мира сего совсем подавила бы мудрость Божию, Евангелие Царствия Божия, мудрость языческая стала бы царить в стране христианского православия. Упаси, Боже!

Благодарю Господа, даровавшего мне благодать познать себя во время всенощной на Великий Пяток, при чтении Евангелий (двенадцати), познать свое крайнее растление, свои страсти: блудство, жадность, сластолюбие, пресыщение, зависть, любостяжание, злобу, гордость, лукавство, любосудство, славолюбие, жестокосердие; благодарю Господа, даровавшего мне благодать искренно смириться и не судить брата моего Матфея и не озлобиться на него. Ибо я познал, что я туне26 презирал его за удержание богатства по зависти и любостяжанию и несытому нраву своему. После такого самоосуждения и покаяния внутреннего как я был покоен, величествен, как сладко читал Евангелие! Слава благодати Твоей, Господи! Кто даст мне тако быти во вся дни моей жизни? Господи, обнови меня!

Господи! Исполни во благих желание мое о старостах и о причте, о пастырях и пасомых. 25-е марта 1871.

Потом говорит ученику: се, Матерь твоя! [Ин. 19, 27]. Кто истинный ученик Христа, тому мать – Пресвятая Богородица. Се, сын Твой [Ин. 19, 26]! Кто истинный ученик Христа, тот есть сын Богоматери. Аминь. И эта Пресвятая Мать во всем христианском мире благодетельствует, особенно в Православной России и на Востоке.

Весь еси любовь, Господи, всего Себя истощил еси ради любви ко мне. Взираю на крест – и дивлюсь Твоей любви ко мне и к миру, ибо крест есть наглядный отпечаток Твоей к нам любви. Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих [Ин. 15, 13]. Твои Животворящие Тайны, Господи, также служат всегдашним, громким доказательством Твоей к нам, грешным, любви, ибо это Божественное Тело Твое было за меня, за всех нас ломимо; эта Кровь за меня, за всех нас излилась. Господи! Славлю чудеса Святых Таин Твоих над верными Твоими, которым я преподавал оные; славлю исцеления бесчисленные, которых я был свидетелем; славлю действие их во мне всеспасительное. Славлю Твое милосердие ко мне в них и чрез них мне являемое, силу Твою животворящую, в них действующую. Господи! За толикую27 любовь Твою ко мне даждь мне любити Тебя от всего сердца моего и ближнего, как себя; любить врагов моих – не только любящих меня. (22-го мая во время всенощной Господь дал мне благодать преломить свое сердце, оставить неприязнь к брату за непоклонность и возлюбить его, хотя и противника, по моему мнению.)

Сторожа церковные входят в алтарь и выходят из него, равно как и ходят в алтаре, потому тем паче староста церковный может входить в алтарь и выходить. Да не смущает же меня этим сатана и да не раздувает во мне злобы на старосту за его входы в алтарь во время богослужения. Любовию претерпеть сие даруй мне.

Пост нынешнего года привел меня к твердому убеждению в необходимости всегдашнего поста. Так он нужен для желающего провождать духовную жизнь, для победы над страстями и искушениями от плоти, мира и диавола, то есть находящими от них бранями.

Господи! Да будет воля Твоя по всей земли, во всех народах и племенах; да приидет Царствие Твое посредством распространения веры Твоей святой и святых правил её; да святится имя Твое во всей земли; да все жительствуют свято, по заповедям Твоим, да исполнятся Духа Святого. Аминь.

Господи! В любви взаимной жити научи и укрепи Духом Твоим Святым, порывы страстей, запинающие любви небесной, евангельской, укроти и сердца наши хладны соделай к сластям земным. (Буди!) Ибо вот из-за пристрастия к сластям ежедневная ненависть, зависть, гордыня, всевозможные душевные бедствия. Даждь мне, Господи, всем благам земным предпочитать всегда благодать Твою, мир Твой, правду и святыню Твою и в ней всегда пребывать во вся дни живота, до последнего издыхания. Буди! Брата всегда любить научи искренно, сочувственно к его бедствиям.

Господи! Благодарю Тебя, даровавшего мне благодать мирно и непреткновенно, с теплотою сердечною совершить утреню в Великий Пяток в Успенской церкви с прочтением двенадцати Евангелий; также и вечерню. Благодарю Тя, Господи, оживившего душу мою во время вечерни, когда я в скорби и тесноте молил Тебя усердно даровать мне прощение согрешений (нелюбовь к брату Алексею по случаю питья и ядения его в Великий Пяток, когда я того не хотел, тогда как любовь выше всего) и мир душе моей. Ты сотворил со мною, Господи, чудо милосердия и животворения. Как Лазаря четверодневного, воскресил меня из гроба тесноты и уныния с отвалением камня нечувствия и даровал мне простор, мир, спокойствие и утешение! Слава Тебе, Жизнодавче! В соборе стоял вечерню, начиная с Евангелия, выносил Плащаницу спокойно. После вечерни исповедовал часов до девяти, было сто двадцать человек.

27 марта

Великая Суббота. Благодарю Господа, разрушившего во мне сети врага, с крайнею злобою и назойливостию связывавшего меня, наводившего на меня уныние, тоску, злобу по случаю замечания отца диакона Петра Ал., что староста Николай Сидоров взял своими руками Евангелие с Плащаницы и отнес в алтарь. Этот случай был сопоставлен с другими случаями, невыгодно его характеризовавшими. Удивительно, из-за каких незначительных случаев может враг возбудить в сердце моем злобу и уныние! Но по молитве моей благодать Божия сломила адскую злобу и не допустила восторжествовать ей во мне. Слава всепобеждающей силе благодати Божией! Но и сколь велика была во мне сила зла, напор его! Истинно, ад устремился против меня! Зато после победы над злом я торжественно, громовым голосом читал три статии стихов песнопений над телом Божественного Мертвеца и всю утреню провел мирно. Благодарю Господа, сквозь тьму искушений проводящего меня безбедно.

Апельсины для меня нездоровы: сегодня из-за них чувствую колотье и расслабление.

Если меня осуждают сами же прихожане за то, что я спотыкаюсь, прихожане, пред коими я чего-то боюсь говорить некоторые слова молитв, то не следует ли напрячь все силы, чтобы говорить твердо каждое слово, невзирая ни на кого и ни на что, как и должно? Воистину. Да будет это так.

Благодарю Господа, сподобившего меня совершить благополучно Божественную литургию Василия Великого в Великую Субботу и причаститься неосужденно и причастить духовных детей человек пятьдесят. Святых Даров осталось много. Сделался пьяноват.

Во мне причина зла, возмущения, а не в других: на самую Пасху я рассердился на жену за то, что она пожалела мне бронзового подсвечника со свечой цельной, приготовленной для праздника; из этого вижу, что я крайне самолюбив, своенравен, горд, зол, неуважителен к личности других и их трудам. Прости, Господи, согрешения мои. На любящую меня жену рассердился. Где же любовь истинная, николиже отпадающая (1 Кор, 13, 8)?

28 марта

Пасха. После утрени. Благодарю Господа от всего сердца моего. Благодарю Господа, явившего на мне бездну милосердия Своего и силы Своей в храме до утрени противу бездн злобы диавола и насилия его ко мне, многострастному. Я подал к этому повод сам, дома еще будучи, когда оскорбился на жену за её негодование на меня за взятие гостинной свечи в бронзовом изящном подсвечнике. Этой слабостию моей и жены моей диавол воспользовался и такую бурю произвел во мне, что едва не потопил меня: теснота, срам, смущение, огонь, насилие непрестанное врага внутри, нудящее к злобе, поглощали меня. Я припал несколько раз к престолу благодати с верою в бесконечное милосердие и бездну силы Седящего на нем – и силою сила попрана, благостию злоба побеждена: место смятения заступило спокойствие, место тесноты – пространство, место боязни всех – дерзновение, место срама – слава Божия, место диавола – Дух Святой. Слава благоутробию Твоему, слава силе Твоей, Господи! (18 минут второго часа ночи. Протоиерей служит раннюю по болезни и по случаю служения в главном храме.)

Потому что они не от мира, как и Я не от мира [Ин. 17, 14]. Слова Господа Иисуса Христа об апостолах. Это великая им похвала. В чем же она? В том, что апостолы, живя в мире, были чужды его, чужды пристрастия к нему, не искали в нем себе ни славы, ни богатства, ни сластей, ни спокойствия, но были как бы существа иного мира, небесного, о небесном мудрствовали и заботились, небесной славы нетленной искали, небесного, нетленного богатства, небесных сладостей и небесного покоя – о Боге и соединении с Ним. Мы же, грешные, – от мира сего, потому что ищем славы мира сего, богатства материального, здоровья, долгоденствия земного, наслаждений здешними благами, здешним спокойствием, здешними радостями. Но из-за пристрастия к миру и его благам – все наши беды, страсти, искушения, все неуспехи в христианской жизни.

Когда враг нудит страхом суетным молчать, не выговаривать слова церковных чтений и молитв, тогда надо с особенною силою выговаривать их, отринув боязнь, – он верно отступит, видя нашу решительность; но если увидит колеблемость, боязнь, сомнение, то еще более усилит над нами свои наветы. (Пасхальная утреня: возгласы.)

Особенную силу имеют во мне страсти оттого, что враг нарушил целость моей природы в самой ранней юности и унизил во мне человеческую природу, созданную по образу Божию; оттого я и робок, малодушен пред одними и дерзок пред другими; оттого горд, неуважителен к иным; оттого сластолюбив, жаден, завистлив, недоброжелателен и зложелателен, сребролюбив, честолюбив, нетерпелив, раздражителен, своенравен (не уважая воли, норова других), упрям, непокорен, лукав. Господи! Обнови мя, растлевшего в безмерных согрешениях!

Ты всякое благо для меня, Господи: я утратил в юности нетление, целомудрие, растлил себя – Ты возвращаешь мне нетление снова в Тебе, в причащении Божественных Твоих Таин, даруешь мне святость Свою.

Покоряйся воле начальников или старших: покорность приведет тебя к твоему же благополучию. Предайся Христу Богу, все устрояющему с неизреченною благостию и премудростию к нашему благу и блаженству, и не будь своеволен и упрям: своеволие и упрямство ведут к погибели.

Клеветникам: дабы они за то, за что злословят вас, как злодеев, увидя добрые дела ваши, прославили Бога в день посещения (1Пет. 2, 12). На Святейшего святых клеветали, и Он терпел, не отверзал уст Своих, а я, грешник, не хочу перенести заслуженного порицания от начальника своего! Какое самолюбие греховное! Какая гордость! Какое самомнение!

Благодарю Господа моего Иисуса Христа, помиловавшего меня и ниспославшего мне силу с высоты противу темных сил к непреткновенному совершению поздней литургии в первый день Пасхи (первый раз предоставлена была мне от отца протоиерея поздняя обедня). Крепко бороли меня противные силы, и крепко я сопротивлялся им: я шел как бы против самого сильного течения или самого сильного ветра. Благодарю Господа, вводящего меня в борьбу к укреплению нравственных сил моих и к очищению моему, к утверждению веры моей в Господа, упования моего на силу Его и на милость Его и любви к Нему, ибо я вижу ясно, с одной стороны, бездну немощей и зла в себе, с другой – бездну Его силы во мне и милости ко мне, непотребному. 28 марта. Вечер. 11 часов.

Для чего нужно и дома молиться, и ходить в церковь к богослужению? А для чего ты ешь-пьешь и ходишь на свежем воздухе каждый день или работаешь каждый день? Для того, чтобы поддерживать жизнь тела и укреплять его. И молиться нужно непременно для того, чтобы поддерживать и возбуждать жизнь души, подкреплять душу, недугующую грехами, очищать её, как и пищу и питье иное ты употребляешь для очищения от вредных мокрот или нечистот. Если, поэтому, ты не молишься, то весьма неразумно и безрассудно поступаешь, тело всячески поддерживая, услаждая, укрепляя, а душу оставляя в пренебрежении. Ведь всякий человек двояк, ибо состоит из души и тела.

* * *

15

Предняя (церк.-слав.) – будущее.

16

Оба́че (церк.-слав.) – но, однако.

17

Исты́й (церк.-слав.) – истинный, подлинный.

18

Поликарп Смирнский, священномученик, епископ Смирнский, ученик апостола Иоанна Богослова. Пострадал в Малой Азии во время гонений на христиан при Марке Аврелии на 86 году жизни – он был предан сожжению, а потом усечен мечем. Память его совершается 23 февраля / 8 марта.

19

Прелесть (церк.-слав.) – прельщение, обман, ослепление.

20

Позо́рище (церк.-слав.)-зрелище; а также-публичное бесчестие.

21

Наветы (церк.-слав.) – здесь в значении «козни», «нападения».

22

Восхитити (церк.-слав.) – изловить, поймать.

23

Презорливый (церк.-слав.) – надменный, гордый, презрительный.

24

Стужати (церк.-слав.) – угнетать, докучать.

25

То есть весь крут внутренней сердечной жизни.

26

Ту́не (церк.-слав.) – здесь в значении «без причины, напрасно».

27

Толи́кий (церк.-слав.) – столь многий, столь великий.


Источник: Дневник / cв. праведный Иоанн Кронштадтский. - Москва : Булат, 2005-. - (Духовное наследие Русской православной церкви). Т. 16 : 1871-1872. - 2008. - 551 с. ISBN 978-5-902112-62-4

Комментарии для сайта Cackle