праведный Иоанн Кронштадтский

Дневник. Том XVII. 1872–1873

Сентябрь

2-го сентября.

Даждь мне, Господи и Владыко живота моего, платить за вражду любовию, за гордость – смирением, за ругательство – благословением, за досаждение – угождением, за непочтение – почтением, за оскорбление – терпением, да сим образом победятся в нас диавольские козни, как вчерашний день, 1-го сентября, из-за нетрезвого иеромонаха, обругавшего мою свояченицу за ее неосторожное слово.

Сказал сестре Анне: извини, прости меня, что вчера неосторожно вырвалось у меня бранное слово, и она, готовая Божиею благодатию к миру, сказала мне слово мира: я нисколько не сержусь на вас, – и вот мне стало легко, когда и я от сердца отпустил ей согрешение ее, и она мне: и я, сказала она, могу также сказать неосторожное бранное слово, как и вы, потому, сколько бы раз ни случалось у нас какая домашняя неприятность, я не сержусь. Благодарю Господа, Царя мира, за дар мира, да будет всегда мир в доме нашем. 2-го сентября 1872 г.

Основание всех молитв, всех ектений, всех Таинств, всего богослужения есть любовь Господа и Церкви Его к чадам Своим, кто бы они ни были; как же священник, не имеющий любви к Богу и к человечеству, будет поистине молиться Богу за всех? Он будет лицемерить. О, как нужна священнику наипаче пред всеми любовь к Богу и ближнему! Но как этой любви противится в нас земная любовь, земные пристрастия: самолюбие, сластолюбие, корыстолюбие, честолюбие, или слава мира сего! Иерей! Отвергнись себя, возьми крест свой и гряди по Христе.

И здесь еще, на земле, в предвкушении, сколь сладостны духовные блага Твои, Господи! Паче всех вещественных, земных благ. Даждь улучити вечные блага и презирати временные, яко тленные.

Златолюбие (креста наперсного) причиняет мне столько вреда душевного и телесного, столько срамоты, смущения, боязни, омрачения, бессилия (во время богослужения) – и я ли доселе не сочту за сор злато и блеск его? Господи! Помози и умудри! Даждь пренебрегать злато. Се свидетельствуюсь Святыми Тайнами, яже пред лицем моим.

Блуду служат и пища, и одежда, и украшения, и плетение волос, и поступь, и улыбка, и слова, и мины лица.

Нам до всякого есть дело (посудить-порядить), а до себя будто дела нет: такой-то, говорят, скупой, скряга, сребролюбец, злой, ехидный, или такой-то крайне любит честь; а сами каковы – того знать не хотим, для себя закрыты очи, только для других открыты. Зло в других видим или подозреваем, а злобы, снедающей нас, как будто не замечаем, также гордости, зависти, корыстолюбия, лености – всяких грехов вдоволь у нас, тяжелая ноша, безобразное зрелище, а как будто и не чувствуем своей ноши, не видим своего безобразия.

Во время богослужения Господь Бог, Пресвятая Богородица, святые Ангелы и все святые представляются в молитвах, песнопениях, благодарении присущными нам, как и действительно присущи.

Господи, даждь ми свободу помыслов, словес, движений и действий в храме во время богослужения и всех Таинств и молитвословий.

О, какие противные ветры при служении Богу в храме при множестве народа! О, как свирепеют демоны! О, как хотят поглотить и почти поглощают меня, страстного, многогрешного! О благодать спасающая, помогающая! Слава тебе!

Святая Церковь, Божественная Матерь наша, премудро воспитывает верных и послушных ей чад своих богослужениями, Таинствами, постами и обрядами; всё у ней взвешено: и наше глубокое падение и растление, ужасная наклонность ко греху, воспаление плоти страстями, и наше желание святости, добра и совершенства, и наша крайняя немощь стяжать их собственными силами; сообразно с таким состоянием нашим, она учредила и богослужение, и Таинства, пение, чтение, молитвы, посты, обряды, в которых совершенно явно ее матернее желание спасти нас от тления и погибели, восстановить падший образ, украсить его и возвести к древней доброте, или красоте, и к первому блаженству. Блажен христианин, послушный святой Матери своей.

Христианская вера, хотя и есть древняя вера, существовавшая от начала мира (избрал нас в Нем прежде создания мира [Еф. 1, 4]), но она есть вечная новость сама в себе, всегда обновляющая держащихся ее всем сердцем и руководящихся ее правилами; грех же, страсти, обычаи и правила [мира], как ни кажутся благовидными и привлекательными, приводят нас в ветхость, безобразие, как бы мы ни старались казаться красивы, хороши. Блажен, кто всегда пребывает в вере и поступает по ней.

Горохищное овча55. Не оставит ли, говорит Господь в Евангелии, девяносто девять в горах и не пойдет ли искать заблудившуюся? [Мф. 18, 12].

(Ектении.) Сам Господь во всех всё. Сам Пастырь людей Своих; царям дает Свой владычественный дух, суд и правду; пастырям суд, правду, святыню; судиям суд, – всюду в мире действует Его любовь, разум, премудрость, сила, хранящее провидение.

Непрестанный страх Твой, Господи, всади в сердце мое, да всегда чист буду от всякого греха. Страх Господень чист, пребываяй в век века [Пс. 18, 10].

Брани и войны одного народа с другим необходимы в мире нравственном, как грозы сильные для растительности, также иногда и брани междоусобные – для наказания и очищения душ, глубоко погруженных в грехах.

Иже на всякое время и на всякий час... Христос Бог наш приемлет должное поклонение Ему на небеси и на земли на всякое время и на всякий час, но мы, грешные, связанные житейскими заботами и делами и более всего грехами, должны хотя некоторые часы, определенные Церковью, посвящать молитве и поклонению Богу, именно: первый, третий, шестой и девятый, хотя и должны были бы поистине служить Ему непрестанно день и ночь, как святые на небе. Дивно величие Господа нашего Иисуса Христа, со Отцем и Духом Святым седящего на престоле славы; дивны и бесконечной благости, премудрости и силы исполнены все дела Его на небе и на земле; достойно и праведно поклоняться Ему на всякое время и на всякий час.

3 сентября

Воскресение. Ранняя обедня. Благодарю Господа за превеликую и богатую Его ко мне милость, явленную в причащении пречистых и животворящих Его Таин, отъявших мою духовную смерть чрез очищение моих многих и великих согрешений (раздражение из-за пьяного монаха), ожививших всё существо мое, умиротворивших мою душу и укрепивших меня. О, сколь мирно, легко и сладостно стало у меня на душе после потребления Святых Даров, после той немощи душевной и телесной, того уныния и той горечи и боязни, коими опутывал меня Велиар! Крест, тяжелый крест служение для меня литургии в праздничные дни! Но вот урок: с вечера мне не надо есть, особенно накануне ранней обедни и даже поздней. Чрез пищу много пакостит во мне враг, низлагает меня, в немощи повергает. Я непрестанно, как воин Христа Бога, должен быть облечен в оружие духовное: молитву и пост. Пост должен быть непрестанным моим спутником и никогда не должен быть оставляем, ибо враги духовные не спят, но всегда бодрствуют и борют и не знают перемирия.

Пред дождем сильно упадают мои нервы: голос дрожит, робость, боязнь, страх.

Согрешил пред Господом: на общем молебне пред образом Иверской Божией Матери при чтении Евангелия водосвятного увлечен был, как нечистое, блудное сердце имеющий, блудным призраком пред словом Вифезда, вспомнив русское сквернословие, созвучное сему слову. О, как враг поругал нас в детородных членах, столь чисто и премудро и благостно устроенных Зиждителем.

Как это бывает, что Отец Небесный отпущает согрешения тем, которые прощают ближних? А вот как: ты поссорился с кем-либо или тебя оскорбили, и ты сердишься, и у тебя болит сердце от злобы на ближнего, жжет, теснит тебя оно, как геенна. Но отложи всякую злобу на ближнего, одолей себя, попроси прощения у того, кого изобидел ты или даже у того, кто обидел тебя, хотя бы ты был не виноват, а только почитает он тебя виноватым, попроси искренно, и ты тотчас почувствуешь в себе тишину, спокойствие, отраду, легкость. Это значит, что Отец Небесный простил тебе твоё согрешение, твою неправду и твою злобу. А без примирения и смирения не будет тебе прощения.

Отчего невидимые враги часто посмеваются над нами чрез наши же страсти, хотя мы, по-видимому, и хлопочем, впрочем, больше на словах, а не на деле, оставить их? Именно оттого, что мы очень бережно обращаемся с нашими пристрастиями и дурными наклонностями и навыками, жалеем их – подсекаем только веточки, когда они и с корнями своими уже очень надоедают нам и срамят нас, а корни оставляем в себе разрастаться и усиливаться. Вспомним мучеников и преподобных, с каким непощадением плоти они шли на мучение или изнуряли плоть свою всевозможным образом: и лишали ее пищи и питья на долгое время, и всякой мягкости и красоты в одежде, простора, красоты и удобств в жилище, и нося вериги железные на теле, и возлежа на голой земле и камне, и стоя на молитве по несколько часов и пр. Что наша жизнь в сравнении с их жизнию? Постоянное угождение плоти, греху, страстям – и за грех это не ставим. К плотоутодию прилагаем гордость и непокаянный нрав. Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее [Мк. 8, 35].

Государь император за нас странствует, заботится, трудится, да мы, столь многий народ его, в благополучии почиваем. И как он нас награждает! Благодарны ли мы ему? Любим ли его от души? Молимся ли за него искренно? О, как много забот и дел у государя! Сколь он мало спит!

4 сентября

Понедельник. Ранняя от [Коровниловых] по Алексее (отце и муже). Ужасного труда внутреннего и борьбы стоила мне эта обедня: говорил с трудом – в груди и горле першило страшно; враг коварствовал неустанно и злобно; пред великим входом священнодиаконство не мог помянуть, на престоле славы Царствия... тоже, Бог молитвами... тоже. Но после причастия, слава Богу, ощутил жизнь, мир, силу, а по окончании потребления Даров совершенное умиротворение.

Благодарю Господа, яко солнцем своим ежедневно меня освещал, яко воздухом Своим напоял, оживлял, освежал, укреплял, яко пищею и питьем разнообразными, преприятными и полезными укреплял, яко одеждою согревал и украшал, яко в пространном и чистом, благоукрашенном жилище меня упокоевал, яко средства к жизни сей временной изобильно посылал и никто из нас нужды никогда не видал; благодарю Господа, что и сродники мои чрез Его ко мне щедроты были, по возможности, удовлетворены и жили безбедно; благодарю Господа, яко сердца многих располагал ко мне Господь и в них прославлял меня, аще и недостойного, для славы Его имени святого, как написано: да святится имя Твое [Мф. 6, 9], или: Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного [Мф. 5, 16]. Благодарю Господа, помогавшего мне по великой Своей милости во всех благих делах моих. Благодарю Господа, очищавшего вся беззакония мои и исцелявшего все недуги мои; благодарю Господа, долготерпевшего мне в моих многих и лютых прегрешениях; благодарю Господа, освящавшего меня молитвами и Таинствами и во время молитвы ниспосылавшего мне дух умиления и покаяния со слезами. Благодарю Господа, даже доныне не посрамившего меня по беззакониям моим, но добрым именем наградившего и награждающего доселе. Благослови, душе моя, Господа, и вся внутренняя моя, имя святое Его. Благословен ecu, Господи [Пс. 102, 1; 118, 12].

Слава Богу, что я член Единой Святой, великой, Соборной и Апостольской Церкви, Матери моей Божественной, и наследием ее вседрагим пользуюсь; слава Богу, что я в ней обретаю всегда спасение от грехов моих и уповаю обрести, по милости Божией, совершенное спасение.

Неисправен часто и весьма часто я бывал в служении вечерни, утрени и обедни, Таинств и молитвословий; неискренно, холодно, лениво и нерадиво исправлял и читал оные, иногда с ропотом и негодованием. Нерадиво и холодно преподавал благословение о имени Господнем. Грешен пред Богом и людьми!

Грехи и страсти, как болезненные нарывы, созревают и лопаются – у кого на жизнь, у кого на смерть, у кого проходят в слезах покаяния и умиления, у кого – в отчаянии и ожесточении невозвратном и в самоубийстве. Последнее ныне бывает особенно часто, бывает нередко и первое.

Не видя восстающей и высящейся пред собою гордости (гордого человека), нельзя научиться и смирению, а сталкиваясь с презрительною и высокомерною гордостию, можешь видеть всё безумие ее и научиться смирению как мудрости христианской и смирением стяжать высокая. За всё благодари Бога, и за то, что Он посылает тебе гордых сродников и товарищей в сожитие.

7 сентября

Сегодня ночью от ночной грезы утонул в блудной нечистоте: сделалось излияние семени от излишества с вечера в употреблении молока в постный день. А молоко разрешил выпить потому, что будто бы крепило живот и к постной пище аппетита не было (херес у М. Дмитриева пил без всякого вкуса), а это было пред сильным дождем ночью; знай вперед. Ночью вставал, умывал руки, молитву очищения читал со слезами. Слава долготерпению Божию! Отступите от злых обещаяся, но кийждо час согрешаю. Вперед не ешь молока без крайней нужды в постный день.

Ходящие к литургии, вникайте, входите всегда в дух любви Спасителя, особенно когда произносит священник от лица Иисуса Христа слова Его: Приимите, ядите... и Пийте от нея вси... И эту любовь несите в домы и во всякое место, ею проникнитесь ко всем людям, особенно к присным в вере.

7 сентября.

Благодарю Господа за отъятие нечистоты моей и рожна, бывшего во внутренностях моих, против коего так трудно было мне прать; за мир, за свободу и радость богообщения. О, бездна милосердия! И еще я не оставлен! Слава Тебе!

Стой ежедневно во всеоружии духовном против греха, особенно против гордыни, злобы, зависти и пристрастий житейских.

Всячески нежу свою плоть: сластями, сном, одеждами, беструдным житием, оттого она так удобна и скора к воспламенению всякими страстями. Что нужно делать? Вести претрудную жизнь с лишениями добровольными.

8 сентября

Крайне тягостно было мне служить сегодня раннюю обедню: в груди крайняя теснота, голос нечистый, с трудом выходящий, вражия искушения крайние; бесплотный, обвившись по ребрам моим, давил, смущал, насиловал меня. Молебен служил с трудом. На великом входе слов: Да помянет Господь... не мог говорить. После обедни молебны в двух местах: в клубе морском и в доме Румянцева по Владимирской улице, служил с трудом; домой пришел – злое уныние хватило, жизни не рад стал, на домашних смотрел подозрительно. Арбуз спросил, поел – легче стало; лег спать, отдохнул, повеселел. А за столом опять злое уныние и хандра, на всех сердился – все немилы, все точно враги. После обеда едва умолил Господа, да отженет от меня страсти мои и врагов моих бесплотных. Успокоился.

Согрешил – на нищих кричал, ругал их, ярился: распорю, сказал одному из них; назвал мазуриками.

Самолюбие, корыстолюбие, зависть и сластолюбие мое выразилось в чрезмерном виде в том, что я огорчился на частое посещение доктора Швонка: коклюш у младенцев лечит и, может быть, [излечит]; что, думаю, часто ему ездить? Дал совет, прописал лекарство на целую неделю, да и долой на целую неделю! Согрешил пред Богом и домашними!

Нищих должен я жалеть и подавать им помощь, а не раздражаться на них за их хождение ко мне. Слава Богу, что ходят ко мне и избавляют от труда ходить к ним и искать их. Да не забуду, что они по образу и подобию, члены Христа, храмы Святого Духа, чада Божии, чада возрождения, запечатленные печатаю драгоценною – Духом Святым, как бесценная собственность Господа Бога.

9 сентября

Господи! Благодарю Тя всем сердцем, мирным и радостным и пространным о Тебе, яко богат есмь ныне Тобою, Твоими пречистыми и животворящими Тайнами, ихже вкусих днесь во время и по ранней литургии. Слава Тебе, грехи мои очистившему, терние их попалившему, козни вражии сокрушившему! Слава литургии Твоей, обновляющей меня, воскрешающей меня!

Какое последствие должно быть в нашей душе от слушания литургии с благоусердным вниманием? – Горячая любовь к Спасителю, Коего любовь к нам превосходит разумение наше, и любовь взаимная. Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга [Ин. 13, 34]. Вникайте, какой Божественный дух любви дышит во всей литургии. Итак, после каждой литургии выносите из храма глубокое убеждение в том, что един хлеб, едино тело есмы мнози [1Кор. 10, 17], что мы все одно, а порознь – члены друг другу и должны беречь и любить друг друга, что без любви и милосердия христианин не есть христианин, что любить друг друга необходимо, снисходить, терпеть, доброжелательствовать, хранить себя и ближних в чистоте, дорожить их именем и спокойствием и пр.

Во время молитвы церковной, домашней или общественной, всякому христианину нужно привносить от себя размышление смиренное, чувство искреннее бесчисленных благодеяний к нему Божиих от начала жизни доселе, желание искреннее исправления, добродетели и вообще духовных благ, намерение или решимость добрую на будущее время – тогда молитва будет искренна, усердна, пламенна, плодотворна и животворна.

Старого вчерашнего супу, хотя бы и мясного, не ешь: от него нервы страдают; сладкого варенья тоже: от него то же следствие; кофе тоже.

Злой ураган нашел на меня сегодня дома пред самой всенощной воскресной (напрасно и зашел домой – заперла меня жена, когда я торопился идти обратно). Я сам не свой был во время всенощной: расстроен, смущен. Едва-едва покаянием я пришел в полумирное состояние (не заходить было домой и не переменять креста!)

Душа, по образу и подобию Божию сотворенная, в нас умерла грехами, и мы нерадим, занимаемся не ею, а пустыми делами: чревоугодием, плотоугодием, одеждами, собиранием богатства тленного; из-за пустых вещей враждуем, ссоримся, завидуем, теряем душевное спокойствие, мир с Богом и людьми! О, дела безумные! Какой ответ дадим мы Господу, Судии праведному! Этому ли, этим ли делам учит вера наша святая, небесная? Скорее, скорее за душу! К Тебе взях душу мою... Господи, к Тебе прибегох. Научи мя творити волю Твою [Пс. 85, 4; 142, 9 – 10].

Меньше и есть и пить надо, еще повторяю. Вчера за всенощною, при агонии страстной, при смятении и тесноте я ощущал, что сила вражия во мне и немощь моя заключались именно в излишестве пищи и питья, отчего чувствовалась и теснота в боках. Ночью на 10 сентября было нечистое сновидение и истечение семени.

Вдруг напал и опрокинул меня внутренно вчера духовный ураган духа злобы. О, как я возмутился духом, когда заперла меня жена, между тем как я торопился! Всю всенощную я не мог овладеть своим сердцем, хотя и молился крепко Богу о помиловании и умиротворении. Евангелие читал дрожащим голосом.

Нетленных, духовных благ ожидаем, по обещанию Спасителя нашего Бога, а тленные блага любим, к тленным пристрастились: можно ли же любить вместе и тленные и нетленные? Невозможно. Сердце, не научившееся любить здесь нетленных благ и не стремившееся к ним, не возможет и наслаждаться ими там. А любящий здесь нетленные блага, уже здесь предвкушает их сладость и готов скакать от радости, когда слушает или читает об них.

Благодарю Господа, державою Своею прекратившему во мне лютую агонию страстей за слезы покаяния моего, когда я читал канон и акафист Ему, Сладчайшему Господу, и канон и молитвы ко причащению поутру 10 сентября (воскресение), и мир во мне водворившему (а ведь из-за одежды отца Григория Цветкова – шубы).

Даруй мне, Господи, любовь к присным моим, живущим со мною, терпящую их немощи, неисправности, падения, озлобления, и дарование любви утверди во мне и во всех нас. Даждь мне богатеть любовию, смирением, незлобием, терпением, воздержанием, чистотою, послушанием, прилежанием к делам звания и должности. Всё мечта, тлен, кроме любви.

Много побуждений и причин имею любить домашних: всё от них, всё множество благ, данных мне Богом чрез них. Да и они же и берегут меня всячески. А диавол вооружает против них. Вчера пред всенощной ужас как взволновал из-за пустяков, что заперли в моей половине.

Дорожи человечеством и каждым человеком в особенности, как дорожит им Господь, ради спасения его пострадавший плотию и излиявший кровь Свою и умерший; дорожи и собою в том смысле, чтобы не осквернять себя грехом, но тщательно удаляться от него, а не в том, чтобы чрез меру беречь себя и свою собственность, не уделяя ее неимущим, не в том, чтобы выситься пред другими, давать знать о своем достоинстве, домогаться чести и славы мира сего, – нет: Любящий душу свою погубит ее; а ненавидящий душу свою в мире сем сохранит ее в жизнь вечную [Ин. 12, 25]. Дорожи спокойствием, благосостоянием, честию ближних, как своим собственным; исправляй терпеливо их недостатки, терпи слабости и падения, снабжай по силе бедных; в обращении со всеми будь прост, кроток, незлобив. 10 сентября. Благодарю Господа за благодать совершения литургии и за причащение пречистых и животворящих Таин: еще Господь очистил грехи мои многие и лютые, еще освятил, еще умиротворил, оживил, утешил, успокоил. Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные насилием страстей, и Я успокою вас [Мф. 11, 28]. Слова Господа.

На крестинах у Вишнякова инде56 запинался от трусости бесовской. Боюсь духа неверия и отрицания и легкомыслия офицеров и светских. Сын Вишкянова, гвардеец, был восприемником. Но тут-то и надо спокойствие и твердость и приличествующая сану важность. Твердость начал, или истин веры дает нам на то права. Вечерню от невоздержания в вине служил дурно; ектений не говорил. Согрешил! Вперед не пей без меры. Знай всегда меру. А еще с дьячком вчера круто обошелся. Долго ли самому пасть? Не суди, не горячись, а кротостию исправляй.

11 сентября

Понедельник. Утреня. Глубоко возмутился духом, восскорбел и вознегодовал крепко на дьячка Камнева за то, что от него пахло сильно вином, – и служить не мог по причине возмущения и неисправности его; даже возненавидел его за нетрезвость, уязвившись люто сам своею ненавистию. Отчего же я смущаюсь и уязвляюсь жалом злобы при виде беспорядков дьячка в храме? Разве я сам не со слабостями? Это от недостатка любви. Любовь сожалеет и молитву деет о грешнике, а не возмущается и не презирает его, не враждует против него. Врачу, изцелися сам [Лк. 4, 23].

Что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь?.. Лицемер! вынь прежде бревно гордости, сластолюбия и злобы из твоего глаза, и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего [Лк. 6, 41 – 42].

Ектению великую с помощию Божией и Царицы Небесной говорил хорошо, чистым и звучным голосом, а ектении малые, просительную и сугубую, говорил очень дурно, в смущении из-за дьячка, не выговаривал многих слов. Томительное состояние! Жжет, теснит, возмущает, бесится в тебе враг! Кожу содрать готов с виновного! Господи! Ты благостию Твоею, кротостию, премудростию и силою Твоею исправи нас. 11 сентября. Семь с половиной часов утра.

Горе мне, погубившему терпение. Ты даруй мне сие, Господи!

11 сентября

Благодарю Господа за удостоение причастия Святых Таин Его; во время обедни сегодня испытал я ужасное насилие от врага, особенно пред пресуществлением Святых Даров во время призывания Бога Отца; говорить не давал, и вообще, горько было мне за вчерашнее, как думаю, чревоугодие на крестинах у Вишнякова и чоканье с родильницей бокалами.

Вот братия и сестры – причастники и причастницы Тела и Крови Господней: сегодня Господь сошел в ваши души, яко дождь на руно, и яко капля каплющая на землю [Пс. 71, 6], – тихо, незаметно, благотворно, прохладительно, успокоительно. Вы насыщены Господом, очищены, освящены, просвещены, утешены, утверждены в вере, ибо вкусили и видели, яко благ Господь [Пс. 33, 9]. Благодарите же от души Господа, соделавшего в вас столь благую перемену, и храните полученный дар всегдашнею молитвою, воздержанием от грехов и упражнением в добрых делах.

Согрешил ко Господу – выдрал за волосы двух нищих мальчиков, довольно взрослых, за назойливое припрашивание милостыни. Господи! Да не закоснею в жестокости и скупости.

Хозяин-чревоутодник рад гостям, с коими приходится поесть-попить в удовольствие. И тут плоть извлекает себе выгоду. Но Авраам угощал, а сам только служил. Господи, помилуй мя!

Мы, высшие по званию и сану, только себя как бы считаем вправе пользоваться некоторыми удовольствиями, например вкуса (есть-пить) или предаваться чувственности, а низших гоним, когда у них заметим те же наклонности.

Оттого я неисправлен пребываю, окаянный, что слаба моя решимость оставить грех и держаться добродетели, например оставить чревоугодие и алчность и держаться поста и суровой жизни. А я рад поесть-попить, если есть хороший, здоровый позыв на пищу.

12 сентября

Вторник. После поздней обедни. Благодарю Господа за безмерную Его милость, дарованную мне, непотребному, в причащении святых, пречистых, божественных, животворящих и страшных Его Таин, за животворные токи, за чистительные, умиротворительные, крепительные токи, проникнувшие всё мое существо. О Избавителю, Спасителю благий, всё могий, слава Тебе! Слава богообщению Твоему с нами, недостойными, грешными и смиренными.

Благодарю Владычицу нашу Богородицу за скорое услышание молитвы моей о помощи и вскоре явившей мне помощь при произношении великой ектении на утрени. Благодарю Господа, многократно спасшего меня ныне по молитве моей и, между прочим, в доме Русанова, в квартире Алексея Федотовича Бровцына.

Благодарю Господа за вчерашний рубль иеромонаху Палладию, пославшего мне сегодня два рубля.

13 сентября

Утреню служил с искушениями от дьячка Якова Михайловича Камнева, от которого несло сильно и табаком и вином. Бог с ним. Отселе перестану замечать ему. Много из-за него я пострадал в душе от злых демонов; они вооружают меня против него. Я скажу ему что-либо с горькою досадою, а потом будет тесно на сердце; я каюсь и молю Господа, чтобы мне с кротостию вразумлять его, ибо все мы человеки падшие, немощные, страстные, все имеем нужду в снисхождении, кротости, терпении и долготерпении. Огнь горящь, палящь в костех моих, и разслабех отвсюду, и не могу носити [Иер. 20, 9]... Себя да обличаю, исправляю, обновляю благодатию Божией, ибо вся ветхость греховная во мне остается.

Согрешил пред Богом и домашними, вошедши в дом из гимназии с урока в гневном духе на домашних за то наипаче, что испортили воздух в моей комнате и что ели постную пищу, приготовленную в малом количестве, тогда как себе ежедневно, не исключая постных дней, готовят много: и суп, и жаркое. Мне ли, причастнику ежедневному Божественного Брашна, заводить ссору из-за брашна погибающего! Они почти не знают этого нетленного Брашна, и, естественно, у них развита жадность к пище тленной. Пусть едят до излишества и пресыщаются: скоро скажется им эта алчность – может быть, тогда вспомнят о посте. В постные дни мне надо в особой комнате есть, чтобы не видеть их беспорядков и не раздражаться.

Благодарю Господа, даровавшего мне паки мир небесный и радость небесную по причащении Божественных Таин и грехи мои очистившего, терние страстей попалившего и новую жизнь мне даровавшего. Пять с половиной часов вечера.

Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его [Мф. 11, 12]. Сегодня это слово Евангелия исполнилось на мне. Сначала во мне было царство земных страстей, царство земное, но по усиленной молитве покаяния оно сменилось Царствием Божиим, Царством Небесным, сошел на меня Дух Святый и всего меня очистил, освятил, привел в умиление, даровал слезную молитву о людях и о домашних моих, мир, тишину, свободу от зла, дерзновение пред Богом и людьми, – так что всё на благо у Бога. Совершил я непреткновенно и литию, и благословение хлебов, и сказал молитву Христе, Свете истинный, и отпуст не торопясь, спокойно, отчетливо сказал, и прощения попросил во грехах. Благодарю Господа.

Благодарю Господа за благую перемену домашних моих, жены и сестры Анны К. Даруй мне, Господи, благая, а не злая мыслить о домашних моих, помнить слова Анны Константиновны, что я ее вырастил, выдал замуж, вообще ее признательность и некоторое смирение. Благодарю Господа, отъявшего от души моей чувство вражды бесовской на сестру Анну Константиновну по молитве моей тайной.

Даждь мне, Господи, непрестанно иметь в сердце слова Апостола: Одно тело и один дух, как вы и призваны к одной надежде вашего звания; один Господь, одна вера, одно крещение, один Бог и Отец всех, Который над всеми, и через всех, и во всех нас [Еф. 4, 4 – 6]. Мы члены тела Его, от плоти Его и от костей Его [Еф. 5, 30]. И вы – тело Христово, а порознь – члены [1Кор. 12, 27]. Ибо все мы одним Духом крестились в одно тело [1Кор. 12, 13], как это выражено в церковном богослужении в молитвах и молениях... Дух любви, дух любви даруй мне, Господи! Кротость и снисхождение к согрешающим и обижающим меня даруй, Господи!

Согрешил пред Богом и ближними: в домашних ссорах себя оправдывал, представлял обиженным, а домашних – обижающими меня, хотя часто сам я подавал повод к ссоре своими капризами или строптивостью, недовольством, грубостию, злостию, скупостию, завистию, гордостию и под.

Много еще, очень много во мне горечи (дегтя) страстей, много колючего терния грехов, много пищи для огня адского, много зла, самолюбия, зависти, гнева, алчности, скупости, корыстолюбия, сластолюбия, нечистых плотских движений, лукавства, холодности к Богу и ближним, жестокосердия, презрения к оскорбляющим, нерадения, лености, праздности, рассеянности, уныния, лицеприятия, ложного стыда, страха и боязни, уныния, ропота и малодушия, нерадения о деле служения (о спасении душ), злопамятства и злорадства и пр.

Многократно, если не всегда, я небрежно благословлял рукою прихожан, особенно нищих, небрежно молился за умерших, небрежно совершал многие молитвословия, службы: вечерню, утреню и обедню, некоторые Таинства, – бездна во мне прегрешений! Но в бездне греховней валяяся, неизследную милосердия Твоего призываю бездну: от тли, Боже, прегрешений мя возведи57.

Не вдруг Иуда-предатель сделался Иудой-сребролюбцем: семя греха в нем росло, пока созрело в страшный плод богопредательства. Так и между нами сребролюбцы и христопредатели не вдруг делаются таковыми, а постепенно, по той мере, как питают свою любимую страсть, удовлетворяют ей усердно.

Леопардова вчера говорила, что тяжело нашей вдове Анне К. жить у нас, что она осматривается на каждом шагу и по мере ласки еще более чувствует себя неловко. Но мне думается, что Анна К., сестра, – не такая женщина, чтобы церемониться.

Как следствие падения первых человеков, то есть вкушения запрещенного плода, человеками овладело крайнее пристрастие к земным благам: к пище, богатству, почестям, так что человек стал наравне считать и Бога и тленные вещи, или твари, и даже тварей поставил и ставит выше Бога; так чревоугодник выше Бога ставит свое чрево, вкусные кушанья и напитки, сребролюбец – деньги и сокровища, гордец ставит себя самого предметом для обожания, честолюбец – отличия и преимущества. Из-за лакомого куска, из-за блестящей безделушки, из-за денег, из-за обидного слова человек готов бывает жертвовать и верою, и благополучием ближнего; законы вечной правды, Бог, душа по образу и подобию Божию, смерть, воскресение из мертвых, суд и воздаяние каждому по делам, вечная жизнь или вечная мука – забыты. Ужасная слепота! Ужасное безумие! Ужасное растление природы словесной, разумной, человеческой! Вот какие печальные последствия от дерзновенного вкушения запрещенного плода от древа познания добра и зла! Вот как уловил нас искуситель, поддел на свою удочку! И после этого многие отвергают нужду поста, воздержания от сладких и тучных снедей в известные дни для обуздания греховной природы, скверной, буйной, страстной плоти! Образумтесь! Это учение диавола, человекоубийцы от начала [Ин. 8, 44]! Посмотрите на пример нашего Спасителя! Первым делом Он узаконяет пост, постясь для нас и за нас сорок дней и ночей и не вкушая ничего в эти дни.

Одна страсть пролагает путь другой: чревоугодие и лакомство – блуду и жестокосердию; сребролюбие – тому же жестокосердию, и вообще оно корень всех зол [1Тим. 6, 10].

Как тверда и свята и досточтима и древня наша вера! Она предсказана и предызображена патриархами, праотцами, пророками; писания многих из них или сказания о словах и делах их дошли до нас и читаются или поются в наших храмах и домах при богослужении! Наша вера началась с первых человеков, с обетования о семени жены, даже гораздо раньше – с предвечного совета Божия о сотворении первого человека и искуплении его! Как нужно держаться ее, нашей премудрой и всеспасительной веры! Сколько спасенных ею в разные времена! Сколько для нас прекрасных примеров твердости в вере и надежде и любви, примеров мужества, терпения, воздержания, чистоты, нестяжания, повиновения и прочих добродетелей! Вера наша, то есть домостроительство нашего спасения, есть всеблагое, премудрое, величайшее дело всеблагого и всеправедного Бога, прекрасное сочетание Его Божественной благости, правды, премудрости, всемогущества. Только богопросвещенный разум постигает ее, и то отчасти, а не вполне, ибо любовь Божия к нам и дела Его в мире превосходяй разум. Вот почему дерзкие и не богопросвещенные умы преткнулись о камень веры и погибли.

Мы служим образу и тени небесного [Евр. 8Г 5]. Прежде служения Господу Богу нашему на небе, Он приготовляет нас к оному здесь – в образах.

Псалмы и другие чтения Ветхого Завета читаем и поем по причине глубокого, сокрытого в них духа благочестия, покаяния, умиления и потому, что Господь наш Иисус Христос в Ветхом Завете предсказан, прообразован, воспет праотцами, патриархами, пророками. Прежде нежели был Авраам, Я есмь [Ин. 8, 58], сказал Господь. Прежде даже горам не быти и создатися земли и вселенней, и от века и до века Ты ecu [Пс. 89, 3]. Наша вера появилась не вчера, а от начала мира.

Кадит диакон на Господи воззвах, уготовляя путь грядущему в малом входе Господу.

Богослужение совершается с тем, чтобы нам проникаться духом своей веры и познанием ее; духом веры, надежды и любви, покаяния, умиления, святыни и правды, славословия, благодарения, прошения [1Тим. 2, 1], духом единства между собою, ибо мы многие одно тело [1Кор. 10, 17], начиная со Святейшего Синода (собора отцов) и царского дома до последнего бедняка; Глава наша – Христос, Коему мы, члены, должны быть сообразны по внутренней наипаче жизни, по духу святыни, любви, кротости, смирения, терпения, покорности и пр.

Диавол раздувает и укрепляет в сердцах наших греховную любовь к миру, самолюбие, алчность, сребролюбие, гордость, честолюбие, роскошь, блуд, суетные игры: картежную, театральную, литературную (книги Ренана58, Бауэра59, Бюхнера60. Для чего? Чтобы люди забыли и Бога, и свое назначение, образ Божий в себе, долг святости, правды, милосердия, помощи друг другу в нуждах и бедах, словом, чтобы совершенно извратить нашу природу, сбить нас с пути спасения и погубить вместе с собою. Горе невнимательным! Слава и благодарение Церкви Божией, этому спасительному ковчегу, или кораблю спасения, плывущему среди бурь житейских, среди множества погибающих, не принадлежащих к Церкви! Слава этой звезде Божией, указующей нам путь к вечному пристанищу небесному!

Где мудрец? где книжник? где совопросник века сего? [1Кор. 1, 20].

Всякий грех: чревоугодие, жадность, зависть, злоба, гордость, блуд, уныние, страх, суетность – есть сила диавола. Ненавидь всякий грех. Люби противоположные добродетели.

Вы заготовляете на предстоящую осень и зиму теплую одежду и обувь не только потребную, но иногда и сверх потребности, и иногда весьма ценную, – а думаете ли вы среди попечений о вашем теле о нищей братии, ходящей босою и полуобнаженною и трясущейся от холода, чтобы по силам снабдить кого-либо из ней одеждою и обувью? Ведь это обязанность каждого из нас, а не некоторых только. Вы заготовляете на осень и зиму разные съестные припасы, иногда в количестве, превосходящем меру потребности, – а думаете ли среди этих попечений о собственном желудке о бедняках, которые не знают, что будут есть сегодня и завтра, и если не подадут им люди достаточные, то им нечем будет утолить свой голод? А ведь таких немало в нашем городе. Вы живете в чистом, светлом, удобном, просторном жилище, иногда богато и роскошно украшенном, – а помышляете ли вы среди вашей роскоши и блеску, среди вашей неги и покоя о братьях ваших, не имеющих, где приклонить сегодня на ночь голову свою? А ведь и таких очень много в городе. Долг христианина – помочь этим беднякам по силе или средствам каждого из нас.

Во время молитвы нашей совершается некоторый перелом нравственный, очищение, освящение, обновление души и тела, потому враг всеми силами старается воспрепятствовать искренней, глубокой молитве и наводит разные искушения и напасти на молящихся: то боязнь, то скверные, лукавые и хульные помышления.

Но должно всегда молиться и не унывать, по слову Господа [Лк. 18, 1], и ждать милости Божией, которая не замедлит явиться в нас, если искренно молимся. Во время молитвы общественной, прилежной совершается очищение, освящение, обновление и тех, о ком мы искренно молимся, поэтому враг ставит препятствия молитве за них, наводит боязнь, блудные мысли, немоту и пр. Но Господь сокрушит козни его и помилует достояние Свое.

14 сентября

Благодарю от всей души Господа моего, явившего на мне в нынешний день пред обеднею во храме бесконечное милосердие Свое, когда я, по озлоблении или огорчении на множество нищих, на их праздность и пьянство некоторых, удручаем был внутренним огнем, теснотою, посрамлением и, вошедши в храм и припадая многократно к престолу благодати и милости и целуя оный, просил милости у Господа, прощения грехов моих: злобы, гордости, нетерпения и раздражительности – и исцеления душевных ран моих, просил мира, ослабления несвободы, и после долгого моления и покаяния (на четверть часа) получил великую и богатую милость. Я воскрес душевно из мертвых, ощутил мир после великого смятения, свободу и пространство после тесноты, легкость после тяжести. Всю обедню служил чистым, звучным голосом, свободно, почти без преткновения; причащался с отцом диаконом несколько холодно, боримый дыханием противника, и после причастия ощутил борьбу с холодностию, маловерием сердца. Божественная жизнь вследствие этого не проникала в сердце. Но молитвою и болением61 сердца поборол холод и суетный страх. Проповедь говорил по Григорию живо, свободно.

Чистый, светлый, громкий голос во время обедни и ранее – на молебнах частных был оттого, что вчера во весь день кушал гораздо менее обыкновенного, именно: за обедом поел только вареной трески с картофелем и черным хлебом (с маслом прованским), а вечером одного окунька жареного без хлеба; чай пил два раза. Постная пища для меня полезнее, легче гораздо.

Благодарю Господа, принявшего мое покаяние в раздражении на нищих (в десять часов вечера) и даровавшего мир душе моей. Раздражаться не надо. Это убийственно. Благо, что Господь долготерпелив и многомилостив и оживляет меня, умерщвленного грехом, а если бы не миловал и не оживлял, что было бы со мною? Изчезающе яко дым [Пс. 36, 20], исчез бы я, по Псалмопевцу, или в тесноте и скорби изнурил бы жизнь мою. Слава бесконечному милосердию Господа нашего Иисуса Христа.

Сидя за чайным столом в квартире Леопардова с Александрой Петровной Силиной и Александром Степановичем Кедровым, я спросил только из вежливости, по принятому обычаю, без сердечного участия о здоровье Анны Петровны Ламановой, и, получив ответ, что она совершенно здорова, я вместо сочувствия и сорадования ощутил в сердце бесчувствие, досаду и скорбь (вот какое растление!) о ее выздоровлении от хандры, тоски, уныния, которыми, я думал, она наказывалась за злой язык свой, резавший всех и каждого. О злое, завистливое, недоброжелательное, злорадное сердце! Каких мук ты достойно! Диавольское орудие! В скорби, тесноте, смятении, стыде и срамоте я воззвал в покаянии ко Господу о помиловании, и Господь спас меня, отъяв беззаконное чувство и даровав мне мир. Твори после этого волю своего скверного сердца! Не дай Бог ни в чем злом следовать ему. А что если бы другие желали мне того же зла, как я, и если бы я знал это – что бы я стал делать? Каково бы мне это было? Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними [Мф. 7, 12]. Добро и добро!

15

Да не предастся забвению бесконечное милосердие ко мне Господа и в нынешний день. Ибо и ныне я вкусил Тела Христова и Источника Бессмертия, и чудный мир восприял в сердце, тишину, свободу.

Благодарю Господа, многократно спасшего меня от бешенства злобы на сестру Анну К., в которой все взгляды и движения казались злобою и гордостию, недоброжелательством, одним словом, нарочитою войною против меня. Что же если бы и так? Это не она, а диавол восстает против меня за грехи мои. А я должен побеждать зло добром, гордость смирением, все неприятности и неисправности терпением, а главное тем, чтобы в себе самом не допускать ни на кого тени зла.

Диавол (то есть клеветник) непрестанно клевещет во мне на домашних моих, особенно на вдову и сироту и на жену, и на нищих и раздражает против них, точно огненными бодцами пришпоривая меня гневаться, сердиться на них. Вооружаться надо против себя и страстей своих, а не против людей. Старайтесь иметь мир со всеми и святость, без которой никто не увидит Господа [Евр. 12, 14]. Имея пропитание и одежду, будем довольны тем [1Тим. 6, 8]. Откуда у вас вражды и распри? не отсюда ли, от вожделений ваших, воюющих в членах ваших? [Иак. 4, 1]. Господи! Даждь мне всегда помнить слово, сказанное мною в Соборе 14 сентября, в день воздвижения Креста Твоего, на текст: И когда Я вознесен буду от земли, всех привлеку к Себе [Ин. 12, 32]. Тут я обещал совершенно изменить образ моей жизни. Молчать больше дома, хранение устом моим положи, Господи, и дверь ограждения о устнах моих [Пс. 140, 3].

Не будь слишком требователен и взыскателен относительно своих домашних, но предоставь их Богу и своему их благоразумию. Бог их вразумит. А ты сохраняй мир. Все беспокойные претензии – от диавола, ищущего вражды между тобою и ими.

Благодарю Господа, спасшего меня от сильной агонии злобы после многократной молитвы покаяния моего.

Слишком ревниво я желаю, чтобы трудилась моя нахлебница Анна Константиновна, живущая праздно; уже то нехорошо, что я при этом ревнивом, настойчивом желании чувствую к ней нерасположение и вражду, как к ленивой и праздной и любящей сварливость. Отчего не чувствую к ней христианского чувства кротости, незлобия, снисхождения, терпения, миролюбия?.. Господи! Ты вся веси, Ты помилуй нас. Ты направи жизнь нашу по воле Твоей! 16 сентября. Один час пополудни.

Как прилагать к обыденной нашей жизни слова молитвы Господней: да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя? А вот как: например, положим, ты скуп домашним – оставь свою скупость; если алчен, сребролюбив, из-за денег гонишь кого-нибудь из домашних, считая его лишним в доме человеком, – оставь свою алчность и сребролюбие; если своенравен, капризен, раздражителен – перемени себя и не позволяй себе впредь быть таким.

Всё мое имение есть единый дар Господа мне, недостойному, – да расточаю же его не жалея, на пользу домашних моих, сродников моих, на пользу нищих, и да не огорчаюсь безумно и по пристрастию к здешним кратковременным благам на вдову с ее сиротами, что она живет у меня (да и моя продлится ради их жизнь) и не хочет, по-видимому, никуда выезжать, да небрегу62 о сем, да держу ее у себя с готовностию ко всяким услугам, ибо это долг мой. Это милость Божия, что Бог послал мне детей сих с их матерью, чтобы за неимением своих детей этих воспитывать как бы своих.

16 сентября

очень дурно спал от боли в пояснице вследствие ужина, хотя легкого – жареного окуня с черным хлебом и, может быть, страстного потрясения с вчера. Вставал – прочитал последование службы на вся дни ко Господу Иисусу, и потом хорошо заснул. Благодарю Господа.

Благодарю Господа за доброе, непреткновенное служение литургии и вечерни и совершение брака (Василия и Екатерины). Слава благодати! Добро воздержание, малоядение!

Христианская вера для нас как блестящая сбруя, которая на нас лежит без всякой пользы, потому что она нас нисколько не обуздывает, по нашему нерадению и невниманию.

Охлаждением, раздражением, гневом, враждою, ссорою, ненавистию, завистию, скупостию, любостяжанием, чревоугодием, пиянством, блудом, леностию, непослушанием, унынием и прочими страстями человек нравственно себя сквернит, разрушает и убивает. Потому в интересах собственного спокойствия, чести, жизни человек должен себя хранить от всякого греха, не говоря о высшем побуждении к хранению себя во святыни – о образе Божием в нас, о уподоблении Богу и вечном блаженстве.

Грешнику кающемуся. Признаешь ли ты, грешник, обремененный множеством грехов, которые ты назвал по имени, что ты крайне обезобразил и осквернил, расслабил ими свою душу, созданную по образу Божию, и тем нанес крайнее оскорбление Самому Богу, Творцу, Благодетелю Твоему, Промыслителю и Спасителю; твердо ли ты решился впредь не безобразить своей души и не сквернить грехом, все сквернящим и всегубящим? Решился ли ты впредь достигать своего назначения – святости и вечного блаженства в Боге, от коего ты непрестанно уклонялся и о коем даже редко думал? Думаешь ли измениться и начать новую жизнь по Евангелию Христову, то есть отвергнуться себя, взять крест свой и следовать за Христом, подражая Его житию?

Кая польза человеку, аще мир весь приобрящет, душу же свою отщетит? [Мф. 16, 26]. Окаянный человек, я отщетил душу свою, прилепившись к благам мира сего. Я предался лакомству, обременительному пресыщению, любостяжанию, исканию отличий, ослепился ими, увлекся суетным украшением одежд, нахожусь ежедневно под обаянием этого тлена, и – увы! увы! неисправлен сердцем пребываю даже доселе, – нетленную душу отщетил, приобрев тлен и умножив и укрепив свои страсти! Вот как обманчивы, прелестны блага мира! Как мы, будучи христианами – родом избранным, людьми обновления [1Пет. 2, 9], остаемся рабами мира сего и его похотей, забыв жизнь истинную, и почести вышнего звания [Флп. 3, 14], и горнюю красоту, и горнее блаженство, и тамошнее несметное духовное богатство, во веки не иждиваемое!

16 сентября

После обедни. Благодарю Господа за пресечение пламени страстей в самое важное для меня время, именно пред началом обедни, когда я помолился Господу от всей души и приложился ко святому престолу Его. Благодарю за мирное, со дерзновением служение Божественной литургии и неосужденное причащение Божественных Таин в мир, радость, освящение и здравие души и тела. О, сколь было мне отрадно, благо, премирно, легко! Но, Господи, в дому моем даждь мне мир с домашними: ибо вот демон вражды начинает приступать ко мне и зловонный пот Анны Константиновны тревожит меня. Даждь мне, Господи, пренебречь чувство плоти (зловоние) и возжечь чувство сердца – любовь, ибо мы едино. Да отвергнусь себе. Соблюди мя, Господи, от неприязни, – по тому узнают все, что вы Мои ученики, если буаете иметь любовь между собою [Ии. 13, 35].

Церковь служителей своих облекает в благолепие и светлость, подобающую слугам Божиим, ибо Ангелы Божии, на небесах Божию престолу предстоящий и отонудными светлостьми облиставаемые... светолитии вечно сияюще и суть вторые светы63; облекает в благолепие и красоту, как жениха или невесту, украшенную мужу своему, ибо священнослужащий уготовляется на брак Царского Сына, на брак Агнца, закланного от сложения мира, будет совершать пренебесное, святейшее, страшное Таинство Христа Бога купно с Ангелами, как сказано: Иже херувимы тайно образующе (купно с ними) Животворящей Троице песнь припевающе, или: Ныне силы небесныя с нами невидимо служат... Потому священнослужители и, разумеется, и церковнослужители, должны быть святы духом и телом, чтобы достойно предстоять престолу Божию и совершать такие высочайшие Тайны.

Благодарю Господа моего за дарование мне мира с домашними моими после великой бесовской бури зла. Ужасно тяжело, невыносимо трудно терпеть приражения злобы. Много, непрестанно надо приносить Богу молитву покаяния, чтобы избавиться от злобы.

Благодарю Господа, даровавшего мне молитву пламенную во время всенощной в Думе на 17 сентября.

Я должен оставить свой взыскательный, высокомерный тон относительно нищих и обращаться с ними ласково, смиренно, любезно, терпеливо, уважая в них достоинство человека и христианина. Их вообще надо жалеть, а не поносить. Относительно же домашних наблюдать ту же ласковость, кротость, любезность, терпение, по Псалмопевцу: прехождах в незлобии сердца моего посреде дому моего [Пс. 100, 2]; аз же незлобою моею ходих [Пс. 25, 11]. Тон деспотический – знак гордости и самолюбия и недостатка любви сердечной.

17 сентября

Благодарю Господа, разрушившего тесноту греховную в сердце моем и даровавшего мне благодать с миром, свободою, со дерзновением совершить Божественную литургию и причаститься животворящих Таин к оживотворению души и тела и в мир душевных сил. Проповедь об истинном сокровище по Григорию говорил с дерзновением и силою. За всё благодарю Господа. Даждь мне, Господи, исполнить проповеданное – обогащать разум здравыми познаниями, иметь твердую решимость противиться всем обольщениям чувственности, мира и диавола, иметь истинное человеколюбие и спасать живущих около меня. Буди!

Как не терпеть и не долготерпеть с радостию, когда за терпение ради Бога обещана вечная жизнь и вечное блаженство?! Будем же терпеливы и долготерпеливы в борьбе со страстями, скорбями, напастями, бедами. Претерпевший же до конца спасется [Мф. 10, 22].

Благодарю Господа, что вчера за обедней на великом входе в думской церкви все имена царственных особ выговорил смело и заамвонную молитву прочитал без пропуску, как бывало по действию диавольского страха.

Благодарю Господа, спасшего меня нынешним утром (18 сентября) по молитве моей от прилива диавольской злобы, которую как бы принесла с собою Анна К... Имеет ли она Духа Божия? Господи! Ты веси сие. Но тяжел вид ее, не знаю почему. Есть люди, с которыми вместе крайне жить тяжело, по духу их противления и разномыслия, и с коими не хотелось бы жить ради спокойствия духа. Да будет воля Господня.

Кто не собирает со Мною, тот расточает [Мф. 12, 30]. Кто не подает милостыни из скупости, да и вообще не заботится о добрых делах, тот расточает или губит и тот талант, который есть у него, и лишается помощи Божией в потребных случаях, если не покается. (Я часто лакомился, вместо того чтобы подавать милостыню – ибо нищих в нашем городе бесчисленное множество.)

Благодарю Господа, избавившего меня вчера вечером пред венчанием от страшного смущения по случаю неприезда для венчания свадьбы отца диакона Софронова (часа полтора пришлось ждать), хотя за ним послано было две лошади в разное время. Благодарю Господа, препоясавшего меня силою свыше к совершению сего брака. Читал редко, но в начале, к сожалению, враг вырвал несколько слов.

Благодарю Многомилостивого Господа, спасшего меня вчера от прилога диавольской злобы из-за лукавого отрока, многократно выпрашивавшего у меня деньги как бы на нужду, а в самом деле употреблявшего их на пустое (вместо паспорта на лакомство) и хвалившегося своим товарищам, что я дал ему столько-то денег. Помолился я Господу в шинельной гимназии, и помиловал меня Господь, избавив от адской тесноты.

Результат 17-летнего моего обращения с нищими должен быть тот, что я нимало не должен сердиться ни на кого из них, а холодно обсуждать просьбы их и потом давать или нет милостыню. Ибо раздражительность, брань ни к чему хорошему не ведут, а только расстраивают дух мой и делают его болезненным и беспокойным.

Благодарю Господа, призвавшего меня 21 сентября к служению ранней литургии в думской церкви за упокой Димитрия и сподобившего совершить ее непреткновенно, кроме великого входа. Императрицу не мог выговорить от бесовского страха. О, малодушие! Причастился Святых Таин в мир душевных сил.

Благодарю Господа, помиловавшего меня по молитве покаяния моего и избавившего меня от огня и тесноты после раздражения на нищих.

Благодарю Господа, двукратно помиловавшего меня великою Своею милостию утром нынешнего дня (пятница 22 сентября). Раздражен был на жену за беспорядки. К беспорядку присоединил новый беспорядок – раздражение.

Кто не служит Богу, тот служит страстям своим. Потому необходимо служить Богу, чтобы укротились страсти. Не служащие Богу, не ходящие в храм чем, вы думаете, чаще всего увлекаются, какими страстишками? – Алчностию, скупостию, корыстолюбием, картежничеством, рассеянностию, празднословием, осуждением ближних, пьянством, блудным возбешением, злобою, завистию. Это истинно. Они закосневают во всяких грехах.

Распятый на кресте Господь напоминает нам непрестанно следующие слова, как бы от Самого Господа: вот что Я сделал для вас – что же вы сделали для себя и для Меня? Что вы сделали для своего спасения? Победили ли вы в себе какую-нибудь порочную наклонность, страсть, навык? Распяли ли плоть свою со страстьми и с похотьми? Погасили ли вражду на присных? Истребили ли зависть? Оставили ли любостяжание и неразлучное с ним жестокосердие к ближним? Оставили ли нечистые и скверные помыслы и воззрения и слова блудные, а может быть, и дела? Оставили ли свое лукавство, свое пристрастие безмерное к земным удовольствиям, развлечениям, забавам, растлевающим душу и повергающим и в мглу, и в забвение благ духовных и вечных? Облеклись ли во утробу щедрот, благость, [смирение], кротость и долготерпение? Милосердуем ли друг о друге? Прощаем ли друг другу?

24 сентября

Воскресение. Благодарю Господа, сподобившего меня встать в полночь и воздать Ему молитву мою, недоконченную с вечера по причине крайнего изнеможения; благодарю Господа, благоволившего даровать мне дар слез при чтении акафиста Божией Матери и Ангелу Хранителю. Благодарю Господа, сподобившего меня совершить бодро утреню и раннюю литургию, с умилением и доброгласием, хотя и при сопротивлении противных сил, и причаститься в мир души Божественных Таин при крепком сопротивлении злых духов. На заамвонной молитве не выговорил слов: Ты тех воспрослави Божественною Твоею силою к оскорблению украшающих храм и посещающих оный усердно. На молебне пропустил из Евангелия Божией Матери слова: се бо, яко бысть глас целования Твоего ... и далее до: рече Мариамь... [Лк. 1, 42 – 46]. На крестинах у Денисова (восприемники М.М. Дмитриев генер. и дочь Зуевой, замужняя разряженная светская женщина) с крайним препятствием и смущением от злых духов читал некоторые молитвы, но вообще – со дерзновением и силою. При выходе из дому своего смутился по действию злых духов от стряпанья Анны Константиновны: не понравилось, что она пачкает своими руками. Согрешил: не сохранил уважения и любви к подобному себе человеку: за то долго лукавый мучил, долго я молился Господу в покаянии. На молебне у бывшего писаря в доме Кононовой тоже искушения – препятствия злых духов, невыговор слов. Везде козни, противления, пакости премерзких и всезлобных духов.

Сегодня утром Господь послал чрез неизвестного простого человека три рубля на бедных. Благодарю Господа, промышляющего о нищих. За вынос с панихидою получил шесть рублей с дьячком. Благодарение Богу, не оставляющему нас, грешных, неблагодарных и злых, и сластолюбивых и ленивых.

Не должно есть во время обеда или вечером столько, чтобы ощущать тяжесть в желудке и чтобы необходимо было движение на свежем воздухе; должно есть всегда мало, для удовлетворения чувства голода.

Не терпишь других (людей) за праздность, а сам живешь в праздности очень часто – это ничего? Справедлив ли ты?

Взыскателен к домашним и бедным, а к себе отчего не взыскателен: зачем не осуждаешь себя немилосердно за свои капризы, за нетерпение, за самолюбие?

25 сентября

Вечер. Благодарю Господа, по великой Своей милости даровавшего мне молитву сладости и умиления слезного во время всенощной, особенно при пении ирмосов. Благодарю Господа, приявшего покаяние мое в неприязни к одному нищему мальчику лет тринадцати, промотавшему купленную мною ему одежду и пришедшему просить у меня милостыни: я презрел его (забыв множество грехов моих), разбранил и прогнал от себя, не дав ни копейки. Было холодно. Благодарю Господа, умилившего жену мою и дух противоречия от ней отгнавшего, из-за которого она была мне противна.

О, сколь благо быть в дому Твоем, в селении славы Твоея! Как веселишь в нем обращающихся к Тебе всем сердцем своим, как сказал Ты: возвеселю вас в дому молитвы Моея [Ис. 56г 7]. Убо изволяю приметатися в дому Бога моего паче, неже жити ми в селениих грешничих [Пс. 83, 11]. В домах суета, грех – в дому Твоем истинная жизнь, покаяние, очищение, просвещение, горячность к Богу, обновление, утешение, утверждение! Духом горяще, Господеви работающе [Рим. 12, 11].

Церковь в ежедневном богослужении своем внушает нам взаимную любовь, взаимную друг о друге молитву. Но мы в общежитии страдаем недостатком взаимной любви, холодностию и равнодушием друг к другу или же завидуем друг другу, враждуем друг на друга, жестокосердствуем друг к другу: видим бедного и не сострадаем ему, видим больного и не сочувствуем ему, видим согрешающего и не вразумляем, видим падающего и не поднимаем, говорим: он чужой, Бог с ним, до него нам дела нет. Мы страдаем духом разделения. Церковные чуждаются церковных, братия – братий, церковные – светских, светские – церковных, миряне – клира, клир – мирян, светские – военных, военные – светских, ученые – неученых, а эти опять ученых, начальствующие – подчиненных, подчиненные – начальствующих, между тем как по вере и по крови – мы все одно. Любовь у нас большею частию лицемерная; мы любим каждый своеобразно, а не по воле Господней: любим только любящих, только угодных нам, часто только по плоти, по корысти, по видам и расчетам земным и плотским, по-язычески, а не по-христиански.

26 сентября.

Ранняя обедня. Много пострадал я во время обедни от пакостей бесовских из-за вчерашнего пресыщения: сделалась мучительная икота, насилие и обида от врага, скрывавшегося во внутренностях моих. Проклял я пресыщение свое; без числа причинил мне враг горечи: я едва мог говорить из-за его пакостей, смущения, боязни, сомнения, уничижения, посрамления, связания. Но благодарю Господа за неизреченную Его ко мне милость, явленную в причащении Божественных и животворящих Его Таин, ибо при тяжком насилии врага Божественная благость и сила победила его во мне коварства, и я оживился, успокоился и ободрился духом по причащении Божественных Таин, особенно после потребления их по окончании литургии. В десять с половиною часов утра я лег отдохнуть; после отдыху, умывшись, пошел служить молебен к [Т...], отворив дома форточки; по выходе из дому, заметив, что форточка в гостиной была затворена, я огорчился на Анну Константиновну за ее самовольство, почувствовав к ней неприязнь (из-за таких пустяков! Видно, нет любви к человеку!) и едва покаянием внутренним во время пути прогнал от себя дух вражды; крепко он мучил меня. О, как необходимо соблюдать совершенную любовь, нелицемерную, самоотверженную!

У Бровцына лейтенанта, Алексея Федотовича, совершил крестины по Божией милости смело, бодро, твердым голосом, в немногих только местах потрясен был диавольским страхом и боязнию. Пред крещением сошелся со всеми, бывшими в доме, в беседе задушевной. Браво! Слава Господу, покрывшему меня Своею благодатию.

Прости мне, Господи, дерзость мою рукою на нищих Твоих: одного я сильно вырвал за волосы за действительный или мнимый обман, другого хотел схватить, но он убежал; прости мне, Господи, гнев мой, жестокость мою, ропот мой на пути Твоем, яко мне единому Ты предоставил подавать милостыню нищим, тогда как другие богатые утыли64, расширели, утолстели [Втор. 32, 15] и знать не хотят нищих; прости мне дерзость мою пред Тобою, хулу мою на Тя, всеправедный и премилосердый Владыко, Господи Боже наш! (Ребятам дал по сорок копеек на хлеб на несколько дней.)

Согрешил – обидел нищих, голодных, холодных, долго меня дожидавшихся на улице; я несправедливо думал, что они обманывают меня и на шалость просят у меня денег, а они в самом деле нуждались. Обидел я тем, что вырвал за волосы одного и на всех ярился и кричал. Прости мне, разбойнику, грех мой тяжкий, Господи! Каюсь пред Тобою. Наказал я нищих, но и снабдил их тем, что просили.

Когда маловерный и грешный человек приступает к молитве Божией, то он ощущает в сердце своем лукавство и холодность к Богу и святыни Его; сердце его бывает чуждо тому, что он произносит устами; он внутренно борется с противником и побеждается от него, если с крепкою решимостию не восстанет против лукавства и в покаянии не восплачет пред Создавшим его.

При слезах покаяния и умиления как воск тают грехи наши, и душа наполняется росою благодати Божией, очищающей, освежающей, обновляющей, укрепляющей, умиротворяющей, веселящей сердце. Слава Господу о сем!

28 сентября

Четверг. Благодарю Господа за безмерное милосердие, явленное мне при служении ранней литургии, за избавление от смерти духовной, грех ради моих свирепствовавшей во мне; от врагов невидимых, терзавших меня, смущавших и теснивших меня, за совершенное умиротворение меня, когда я оплакал себя как мертвеца духовного, когда молился о упокоении умершего Николая (Гуляева).

Чем отличается человек от попугая, когда говорит заученные слова молитв или уроки? Тем, что он размышляет и понимает сам то, что говорит, а попугай не размышляет и не понимает.

28 сентября

Четверг. Поражает меня крайнее, бесконечное смирение и истощание Богочеловека, меня ради Себя истощившего и смирившегося; поражают меня Вифлиемские ясли и убогие пелены бедной Девы, Пречистой Матери Его; поражает меня вольное распятие на кресте и мучительнейшая и поноснейшая смерть за мир, когда я представляю, Кто Этот, родившийся в Вифлиемских яслях, Кто Этот, распятый на кресте, когда говорю: это Тот, Имже вся быша, Коим сотворено всё, что на небеси и на земли, видимое и невидимое, Коему со страхом служат небесные силы, Коего трепещут Херувимы и Серафимы! Дивны дела Твои, Владыко святый! Превосходит всякий разум любовь Твоя к роду человеческому!

Христианство есть Божественная премудрость, премудрая Божественная система, или премудрое и величественное здание Божественного Архитектора и Эконома, начавшееся прежде сложения мира и имеющее завершиться вторым пришествием Господа судити живым и мертвым и окончательным решением участи всех людей, от первого до последнего. Эта премудрая система великой книги искупления рода человеческого показывается ежедневно и ежегодно в богослужении нашей Православной Церкви, в чтении и пении из священных книг Ветхозаветных и Новозаветных, показывающих исполнение Новым Заветом всех Ветхозаветных откровений, пророчеств и прообразований, единство Церкви Ветхозаветной и Новозаветной. Церкви Ветхого Завета и Нового Завета так сходятся у нас в богослужении в одно место и отвечают одна другой.

Приходила ко мне сегодня бесноватая Ирина (крестьянка с материю), над которою я, многогрешный, из-за единого послушания помолился Господу Богу, Пречистой Его Матери, призывая в ходатаи как Ее, Царицу неба и земли, так и всех Ангелов и святых, и когда я стал читать вторую заклинательную молитву на злых духов, рабу Божию стал бить сильно дух злобы: она пала и начала пружиться, потом скоро встала; опять начал читать, и опять пала, и опять стало бить и метать до пяти или нескольких раз; наконец, горячо молилась – спросила благословения, оделась и ушла. О, после этого всякую связь с делами злобы надо разорвать – себя самого, своей воли и всего отречься и жить только для Бога.

Из-за жены и свояченицы опять было сильное смущение: в комнатах душно, и форточек не дадут мне отворять при запертых дверях, противятся, не слушаются, горячатся, бранятся, злятся, поднимают высоко брови. Господи! Смири их и вразуми их, яко сильное смятение причиняют мне, слабому.

Господи Человеколюбче! Премного я согрешил пред Тобою в нынешний день, подав повод к домашней вражде отверстием форточек, за которое, как львицы разъяренные, бросились на меня жена моя и свояченица Анна К.; озлили они меня, Господи, озлобился я на них, разбранил жену мою, наибольшую виновницу вражды, и проклял ее, хотя после снял с нее проклятие, раскаявшись в слове. Господи! Ради имени Твоего претвори смятение в мир, злобу в благость, неразумие в разум, упрямство в послушание. Но да не большее будет смятение впредь. Из-за весьма нужной вещи – свежего воздуха, изжени, Господи, рабу Анну с чадами из покоища моего и даждь ей [в мире] отдельное жительство, как Агари и Измаилу, ибо вижу, что ради их мира не будет в доме.

Прости мне, Господи, великое согрешение, что я в гневе ударил по голове зонтиком нищего мальчика, одетого мною и снабженного деньгами и при всем том по принятой привычке пришедшего просить милостыню и стужавшего мне, и что крепко выдрал за волосы одного нищего отрока, промотавшего купленную мною ему одежду и ходившего оборванцем и надоедавшего мне просьбою о милостыне. И другого нищего взрослого я порвал за волосы за снятие купленного мною кафтана.

Согрешил я пред Тобою, Господи, Радосте моя, Благодетелю, Спасителю мой, с утра – пресыщением и питьем неблаговременным: хлеба черного поел излишне и чай сладкий пил, а была пятница. В классе еще чувствовал недостаток мира и свободы духа, смущение, и за обедом ранним (в два часа) опять поел излишне рыбы жареной, оттого и смятение и нетерпение нищих, и раздражение на них, биение их. Но прости Господи, яко несть грех, побеждающ Твое человеколюбие, и исправи мя.

Господи! Отпусти жене моей и сестре Анне К. грехи их, ибо не знают, что творят, не злонамеренно согрешают против меня, возмущаются против меня, враждуют на меня зверски. Отпусти им и измени их сердца! Волчью лютость в овчую кротость преложи, ибо Ты не хощеши согрешения, а спасения и правды.

Даждь мне, Христе, благодать не быть без Тебя ни на едино мгновение, да не похитит меня сатана, как вчера (29 сентября).

Замечательно, что ученики в классе втором держали себя вчера очень дурно по причине моего неспокойствия в сердце и насилия духа злобы.

Надо по благодати Божией подавлять в себе первые движения в сердце нетерпения, гнева, негодования, злобы, зависти, алчности, скупости, сребролюбия, блуда, уныния и пр. Тонок враг, воюющий против нас: крайне внимательно надо к себе быть, наблюдать за всеми помышлениями, движениями, чувствами, намерениями, изгибами своего сердца. Более же всего стараться должно о любви, которая долготерпит, милосердствует, не превозносится, не гордится, не раздражается, не бесчинствует, не ищет своего, всё терпит, всё покрывает и никогда не отпадает [2Кор. 13, 4 – 7]. Свою волю надо отбросить как богопротивную, диавольскую; а своя воля заключается в исчисленных выше страстях и во многих других; воля же Божия состоит в противоположных им добродетелях.

Когда подаешь милостыню нищим и вообще каким- либо образом служишь ближним, охотно делай это и радуйся, что в эти минуты живешь не себе, а Христу и ближним, по Писанию: живу же не ктому аз, но живет во мне Христос [Гал. 2, 20], или: не ктому себе живу, но Тебе нашему Владыце и благодетелю65 . А доселе самолюбие твое побуждало тебя яриться на многих нищих и презирать их, и ты следовал ему, жил для себя, а не для Бога и ближнего, делая жизнь свою бесполезною.

Враги мои – это благодетели мои по благодати Христа Бога, так да взираю я на них всегда не умом только, но и делом да являю такое воззрение. Правду сказать, между ближними моими нет врагов, разве мнимые, на коих клевещет мне демон злобы. Но вот враги мои действительные – страсти мои да злые демоны, меня искушающие и смущающие, – это враги: против них я должен вооружаться день и ночь, а ближним снисходить, долготерпеть, любить их, молиться за них, хотя бы то были и злейшие враги, ибо они ослеплены и заглушены диаволом, обольщены, порабощены им.

Благодарю Господа, молитвами Пречистой Матери Своей, прогнавшего от нас духов злобы и гордости и примиривших нас: меня, жену и Анну Константиновну. Я молился о сем во храме и дома. Слава Господу! Тяжко жить во вражде, как в аду. Прошлую ночь сердце тосковало, особенно к утру, – лег не простившись, считая себя правым и крайне обиженным.

Мать бесноватой Ирины объявила мне, что ее дочь теперь, слава Богу, чувствует себя хорошо, что и дела их хороши. Слава, слава, слава Богу! 30 сентября 1872 года. За единое послушание мое Господь услышал меня, недостойного, невоздержного, и изгнал демонов из рабы Своей Ирины.

Согрешил пред Господом и человеками: невинного, незлобивого мальчика ударил по щеке из-за своего любостяжания, что он назойливо просил милостыни другой раз в один день; человека по образу и подобию Божию заушил, член Христов оскорбил, Самого Христа в члене Его. Каюсь и милости прошу и прощения! Прощения и оставления грехов и прегрешений моих у Господа прошу.

Наблюдая внутренним оком за состоянием моей души, за ее помыслами, сердечными движениями, чувствами, стремлениями, намерениями, целями, видишь, что в тебе есть другой человек, и ты как бы не ты – человек суетный, утопающий в мерзости, алчности, любостяжании, жестокий, злой, дерзкий, завистливый, вздорный, непокорный, низкий, лицемерный, лукавый, блудный, корыстолюбивый, сластолюбивый, ленивый, непотребный, унылый, боязливый, неверный, – видишь и ужасаешься себе самому, адскому чудовищу; а с другой стороны, есть в тебе человек и с противоположными свойствами. Первый – это ветхий, Адамов человек, а второй – новый, Христов, отрожденный водою и Духом66. Первого нужно совлечься всякому христианину, а во второго – облечься.

Ветхий человек усиливается чревоугодием и многопитием, потому надо поститься и раздавать имение бедным, а новый усиливается постом и нестяжательностию, бдением и молитвою.

* * *

55

Догматик, глас 4-й: «Иже Тебе ради, богоотец пророк Давид...» Горохищное овча – похищенное в горах (то есть из состояния райского блаженства) мысленным волком-диаволом: разумеется род человеческий, увлеченный диаволом в грех и смерть.

56

Инде (церк.-слав.) – в ином месте, в иных местах.

57

Ирмос 6-й песни воскресного канона на утрени, глас 2-й.

58

Ренан Жозеф Эрнест (1823 – 1892), французский писатель, историк и филолог; стал широко известен своей книгой «Жизнь Иисуса», в которой представил Иисуса Христа как прекрасного человека, отрицая в то же время его Божество.

59

Бауэр Бруно (1809–1882), немецкий философ, представитель гегельянской школы.

60

Бюхнер Людвиг (1824 – 1899), немецкий врач, естествоиспытатель и философ. Людвиг Бюхнер был известным представителем так называемого вульгарного материализма; считал, что сознание, как зеркальное отражение действительности, является материальным. Кроме того, Бюхнер отрицал диалектику и социальную природу человека. Был сторонником и пропагандистом дарвинизма и распространял его принципы на общественную жизнь, разделяя, таким образом, идеи социального дарвинизме.

61

Боление – переживание, сокрушение, раскаяние.

62

Небрещи’ (церк.-слав.) – не стараться, оставлять без внимания

63

Служба Безплотным, стихира на Господи воззвах. Отонудный (церк.-слав.) – оттуда происходящий.

64

Утыти (церк.-слав.) – утучнеть, быть жирну; одебелеть.

65

Молитва благодарственная 1-я по святом причащении.

66

Отрождение водою и духом – Таинство Крещения, которое есть возрождение (вновь рождение) к новой жизни.


Комментарии для сайта Cackle