в) О Боге – Промыслителе мира
Беседа шестнадцатая
Сам поднебесную всю надзирает. Господь призирает на человеки. Иов.28:24. Зах.9:1.
Мы знаем, братия, как сотворен этот видимый мир и тот невидимый, к которому принадлежат Ангелы; как между прочими созданиями видимого мира явился и человек; как он сначала был безгрешным и блаженным, и как потом согрешил и подвергся разным несчастьям в сей скоротечной жизни, в особенности – страстям, скорбям, болезням и смерти. Знаем мы, что Богом все создано из ничего: все, что вверху – на небе и что внизу – на земле; знаем, что и световидные существа небесных воинств Господь боголепно привел в бытие также от несущества206, т. е. из ничего. Обширен и беспределен Божий мир! Но сколь он ни велик, как ни беспределен по видимому, но для Господа он и ныне, когда уже существует, не более, как стражик в превесах, или как капля росы утренния, сходящия на землю207. И он существует только потому, что на это есть воля Бога – Творца; потому, что Он промышляет о Своем творении. «Ты ecи создал всяческая, – говорится в Откровении Св. Апостола Иoaннa Богослова, – и волею Твоею суть и сотворени»208.
Так, братия, чтоб твари, созданные из ничего, были тем, чем Бог создал их, нужно чтоб Он и промышлял о них, т. е. хранил их жизнь и силы, какие им дал, направлял их к доброму концу, чтобы всякому добру вспомоществовал, а зло, происходящее у разумных тварей через удаление от добра, пресекал или исправлял и обращал к добрым последствиям209, словом: чтобы ни на минуту не оставлял своего создания Своей премудростью, всемогуществом и благостью. Промышление Божие о мире так же необходимо, как душа для тела: пока душа в теле, дотоле тело живо, благообразно; все в нем стройно, в порядке: но лишь только выйдет душа из тела, тело становится мертвым, безобразным: вся стройность, красота его пропадает; все в нем (теле) разрушается и тлеет; то же и с миром: доколе Бог промышляет о нем, доколе Дух Божий оживотворяет его, дотоле в нем жизнь, красота, порядок во всем, в малом и великом: в движении светил и в движении соков былинки; но, как скоро Господь отнимет от миpa Духа Своего, то и вся жизнь, вся красота его исчезнет: «отвращшу Тебе лице, возмятутся: отымеши дух их, и исчезнут, и в персть свою возвратятся. Послеши Духа Твоего, и созиждутся, и обновиши лице земли»210. Так, братия, Господь постоянно, и с любовью промышляет о мире. «Любиши сущая вся, – говорит премудрый Соломон, – и ничесого жe гнушаешися, яже сотворил еси; ниже бо ненавидя что устроил ecи. Какоже пребыло бы что, аще бы Ты не изволил ecи; или, еже не наречено от Тебе, сохранилося бы? щадиши жe вся, яко Твоя суть, Владыко душелюбче»211! Святой и праведный Иов говорит, что Бог Сам поднебесную всю надзирает, ведый, яже на земли вся, яжe coтвopи212. Еще – в Св.Писании говорится, что Бог радит о всех213.
И как не промышлять всеблагому Творцу о Своем творении? И люди прилагают всевозможное старание о воспитании и здоровье своих детей; и между животными мы видим самую нужную заботливость о сохранении детей своих. Если твари так заботятся о своем порождении, то Бог ли оставит Своих тварей без промышления? Кому oни ближе и любезнее, как не Ему? «Как может – говорит один учитель Церкви, – не радеть о Своей твари Тот, Кто создал ее по множеству Своей благости214?»
Мы не станем говорить здесь о том, как промышляет Бог об Ангелах. Это промышление Господа о ближайших к Нему тварях таинственно и малоизвестно для нас. Разве то сказать, что если Ангелы утвердились навсегда в добре и уже не могут делать зла, то их сохранил и хранит непреклонными к злу Господь Бог за их любовь к Нему215. Не станем распространяться и о том, что Бог промышляет о видимом мире. Это промышление очевидно. Видим, напр., что солнце каждый день восходит и после мрака ночного освещает землю самым ярким светом, затем скрывается и уносит свой свет и как бы посылает вместо себя луну и звезды, и потом опять восходит: и довольно этого для нас, чтобы признавать над миром Промысл Божий; в движении светил небесных очевиден перст Всемогущего. Поэтому каждый раз, смотря на солнце или на другие светила, можно радостно и с чувством благодарности говорить: «По истине Всеблагий Бог промышляет о мире. Это – Он Всеблагий солнце Свое сияет на злыя и благия216». Видим, что огонь светит, согревает и сожигает; хлеб питает, вода напояет и утоляет жажду; воздух освежает и оживляет; земля плодит из себя растения и животные размножаются: и этого довольно нам для того, чтобы сказать: «Всеблагий Бог воистину промышляет о мире». Иначе как бы стихии, так премудро составленные, не распались на свои составные части; как бы могли иметь свои действия, если бы премудрый Творец миpa не поддерживал их в самом составе и не содержал их в порядке? Как бы животные, сами по себе неразумные и бессмысленные, или животные разумные, – каковы люди, – могли жить, расти и множиться? Кроме того, смотря на великолепное зрелище растительности и видя, как выходят и потом образуются на земной поверхности многоразличные виды трав и цветов; как деревья покрываются зелеными листьями, а иные – и плодами, мы имеем самую достаточную причину утверждать: да, есть промысл Божий: растения обнаруживают невидимую, премудрую силу, которая самый последний цветок одевает так, как и Соломон, – богатейший и мудрейший из всех царей, – во всей славе своей не одевался. Эта сила есть именно Дух Божий, животворящий. «Бог тако одевает»217. Итак, промысл Божий о вещественном миpе очевиден.
Скажем о промышлении Божием, которое всего ближе к нам: о промысле Божием о людях, и именно скажем, что Господь Бог промышляет о царствах и народах. Представьте, братия, какое угодно, государство или владение, с его властями. Как в нем много властей, начиная с государя до последней власти! И знаете ли, как необходима каждая, даже низшая, власть в обществе? Так необходима, что нельзя уничтожить ее, не повредив обществу, в котором она установлена. Властями, братия, как связями в зданиях, скрепляется общественная жизнь: не будь их – общества неизбежно падут. Кто же придумал эти власти в обществах; кто их установил? Установил Сам Господь Бог. «Несть власть, аще не от Бог, говорит Апостол; сущия же власти от Бога учинены суть»218.
Видите, братия, как Бог промышляет о царствах и народах, как Он премудро связал, скрепил множество народа в одно целое властями, в особенности же – властью самодержавной, царской. Потому-то, кто противится власти, тот противится Божию повелeнию. «Темже противляяйся власти, – сказано, – Божию повелению противляется»219. Кроме разных властей, свыше установленных, Бог промышляет о людях через совесть каждого человека. Совесть – это наш судья нелицемерный: она тщательно смотрит за нашими мыслями и желаниями, словами и делами: ничто от нее не укроется; и кто не делает ей насилия, кто слушается ее, того она прекрасно руководит, награждая или наказывая его за всякую добрую или не добрую мысль, желание, слово или дело. Доказательством того, что Бог промышляет о людях, служит все Св. Писание. Кто читал его со вниманием и с рассуждением, тот не мог не заметить в нем, что Бог постоянно промышляет о роде человеческом и есть бессмертный Царь, Судья и Отец рода человеческого, правящий его судьбами по премудрым благим и неизследимым Своим законам. «А как же, – спросят некоторые, – объяснить так называемые случайные несчастья с людьми, если точно всеблагий Промысл управляет людьми?» И они служат, братия, доказательством того, что Отец Небесный заботится о нас, и особенно о нашей вечной судьбе. Например, положим, что от самых ничтожных, по-видимому, причин, зачинается пожар и истребляет целый город; или от таких же ничтожных причин, наприм., от малейшего недосмотра – погибает в волнах моря огромный корабль со множеством народа; или люди – иногда из-за слепой страсти одного человека, – как звери, истребляют друг друга в междоусобиях или в войнах с другими народами. Люди недальновидные, маловеры, соблазняясь такими, по-видимому, случайностями, говорят: «Где тут Промысл? Это – слепой случай». Нет: и тут, братия, – мы сказали, – скрывается премудрый Промысл. Однажды в Иерусалиме во время земной жизни Господа Спасителя упала башня и своим падением задавила восемнадцать человек; а в другое время римский правитель в Иудеи, Пилат, в гневе умертвил множество Галилеан и их кровь смешал с их жертвами. Случайное ли это дело? Нет, не случайное; все это было с ведома и по допущению Промысла Божия. Об этих двух несчастных происшествиях Господь спросил Своих слушателей, когда Ему возвестили о них – «мните ли, яко Галилеане сии грешнейши паче всех Галилеан бяху, яко тако постадаша? Или они осьмнадесяте, на нихже паде Силоамский, и поби их, мните ли, яко тии должнейши бяху паче всех живущих в Иерусалиме? И Сам же дал такой ответ: ни, глаголю вам, но аще не покаетеся, вси такожде погибнете»220, то есть нет, эти несчастные не были перед Богом грешнее всех, живущих в тех городах: но премудрый и всеблагий Промысл допустил им погибнуть телесно, как за их грехи и для очищения их, так и для вразумления живущих, чтобы они покаялись в своих грехах и переменили свою жизнь, из беспечных стали осторожными (Мысли Св. Златоуста). Так и мы, братия, слыша о несчастных происшествиях с людьми и видя их сами, должны непременно иметь в виду означенные слова Спасителя и принимать эти происшествия за дело Промысла Божия о спасении людей. Общественное бедствие есть вразумление для народа: и горе людям, которые не вразумляются им.
Братия! Господь любя нас наказывает. Наказав прародителей наших за грехи скорбями, болезнями и смертью, не употребит ли Он для вразумления и очищения и наших грешных душ – скорбей, болезней и других разных средств убивающих тело, души же не могущих убити221, но врачующих ее от грехов самыми страданиями? Без сомнения употребит, если все это окажется нужным. Поэтому, видим ли напр. жестокие и продолжительные болезни у людей, иногда продолжающиеся десятки лет, – примеры коих видим в Евангелии, да и ныне замечаем, – возблагодарим Промысл Божий, болезнью телесной и скорбью душевной очищающий душу от грехов, чтобы сподобить ее нетленных и вечных благ Царствия Небесного. Болезни посылаются Богом за грехи. «Се здрав еси, говорит Спаситель исцеленному расслабленному, ктому не согрешай, да не горше ти что будет»222. Видим ли внезапную насильственную смерть людей, – вразумимся ей и скажем себе: это Бог дает нам урок жить осторожно, в добродетели, в памятовании о смерти и о страшном суде Божием. Свирепствует ли где кровопролитная война, – скажем себе: видно, грехи народа стали слишком велики и Бог войной наказывает и вразумляет народ – обратиться к вере и благочестию. Воины всегда были у Господа средством (между другими средствами) к наказании грехов народа, и к вразумлению его223. Вообще, при виде несчастий, бывающих с людьми, нужно помнить, что величайшее, единственно ужасное несчастье есть грех, а все другие несчастья служат или к очищению греха, или к достойному наказанию за грех и к вразумлению людей, видящих несчастье или слышащих о нем. Если же иногда и великие грешники не наказываются здесь, и живут счастливо, беспечально: то из того не следует заключать, что Бог не промышляет о людях, или промышляет не о всех одинаково. Бог не наказывает таких людей здесь, чтобы наказать их там – в другой жизни. Нужно всегда помнить, что две жизни для каждого человека: одна настоящая, а другая – жизнь будущего века, о которой говорится в Символе Веры. Если кто здесь за грехи свои не наказан, тот будет наказан там: другой же здесь терпит беды, скорби и болезни, зато там будет наслаждаться блаженством. Все это можно видеть на богатом и Лазаре упоминаемых в Св. Евангелии: один был жестокосерд и веселился здесь на вся дни светло; а другой – праведен и больной лежал перед вратами богача, покрытый гнойными ранами. Но первый из них послан в муку после смерти – за беспечность о своей душе и за невнимательность к больному, который был у него всегда перед очами; а последний – за страдания, здесь претерпенные, после смерти унесен Ангелами на лоно Авраамово – в Царство Небесное224.
Итак, братия, с несомненной верой в Божественный промысл об нас предадим сами себя, друг друга и весь живот наш Христу Богу Спасителю, предоставив Ему спасать нас доведомыми Ему судьбами, не оставаясь, впрочем, и сами праздными. Аминь.
Беседа семнадцатая – Об искуплении рода человеческого и о приготовлении его к тому
Вещаем… яже Пророцы рекоша хотящая быти и Моисей. Деян.26:22.
И теперь, братия, мы будем говорить о промысле Божием, только не об общем промысле, а об особенном, чрезвычайном225. Сказали мы прежде, что Бог, сотворивший из ничего весь мир, со времени его появления и до ныне промышляет об нем, надзирает за ним с высоты святого Своего престола, хранит и поддерживает его всесильным словом Своим, почему и называется Вседержителем; что, начиная с Серафима, ближайшего к Богу духа, до былинки, все пользуется Его промышлением или попечением. Теперь будет речь о том промысле, который Господь имеет о заблудшем роде человеческом, о спасении разумных овец Своих: «потому что Он, как вечная Любовь, не хощет смерти грешников, но чтобы они обратились и были живы»226. В чем же заключается особенное Божие об нас промышление? «Тако возлюби Бог мир, – говорит Господь Иисус Христос, – яко и Сына Своего единородного дал есть, да всяк веруяй в Он не погибнет, но имать живот вечный», то есть особенное Божие промышление о человеке заключается в искуплении его от вечной погибели страданиями и смертью Сына Божия, нас ради человек и нашего ради спасения сшедшего с небес.
Прежде, чем явился на земле Бог во плоти, Сын Божий, чтобы пожить с человеками и научить их Богопознанию и святой, Богоугодной жизни, пострадать и умереть за них, прошло много времени, много веков. Отчего так? Оттого, что, как люди по своей воле отпали от Бога, заблудили от пути своего; то нужно было дать им время испытать весь вред от своеволия, от греха; нужно было дать им узнать на опыте, как ложны слова диавола: «будете яко бози»; нужно было дать им время испытать свое бессилие в борьбе со грехом, чтобы им самим всей душой пожелать вышней помощи при бесполезности своих усилий. Оттого именно Отец небесный отложил сошествиe на землю Сына Своего на несколько тысяч лет после падения первых людей. И в это время люди видели и испытали всякое зло и всякое бедствие, какое только мог породить грех, человекоубийца диавол, злая человеческая воля или праведный гнев Божий – так, что под конец все люди стали желать и ждать вышней помощи, – все познали опытом, что зло и горько оставлять Бога227.
Так, братия, без Бога или вдали от Бога – тяжела жизнь для человека. Это даже не жизнь, а какой-то призрак жизни, или скорее – смерть. Нe нужно объяснять, как это бывает: духовную смерть испытывает на себе всякий, кто удаляется от Бога и знает, что она очень тяжела. Какая душа человека, творящего зло, не испытала скорби и тесноты228?
Когда зло в роде человеческом дошло до крайней степени, когда люди испытали бессилие свое для добра, ясно увидели все и почувствовали нужду в небесном Избавителе от греха; когда мучительство врага рода человеческого, диавола, дошло также до крайней степени – тогда-то пришло исполнение времен, и Бог Отец послал Единородного Сына Своего, Имже и веки сотвори: и Он Премилосердый, не терпя зрети от диавола мучима рода человеча229, пришел к нам на землю, чтобы спасти нас и чтобы разрушить дела диавола230.
Между тем еще задолго до пришествия на землю Спасителя, Бог готовил людей постепенно к принятию сего Божественного Посланника Своими откровениями и пророчествами о Нем, также – прообразованиями, или предварительными подобиями того, что должен был сделать для спасения человеческого Сын Божий. Это потому, что пророчества и прообразования воспитывали в народе веру и надежду на будущего Искупителя, и, будучи исключительно делом Божиим, неопровержимо удостоверяли и удостоверяют людей внимательных и благонамеренных в Божественности нашего Спасителя, к Которому они относятся. Если бы Он пришел вдруг, не указанный людям раньше; то люди не поверили бы Ему, что Он Сын Божий, несмотря на Его чудеса, так как много было и людей, которые силой Божией делали чудеса. Да и у людей бывает так, что если царь или царский сын хочет посетить какие-либо города или другие места в государстве, то народ уведомляется об этом заблаговременно, чтобы он приготовился к его встрече и принял его, как следует. Так сделано и здесь. О пришествии на землю Сына Божия сделано задолго провозглашение на земле, чего не было сделано ни для одного из пророков или других святых Ветхого Завета: честь, приличная только Царю всех – Богу! Уже праотцу Адаму, после того, как он согрешил, сказано было Богом в утешение, что Семя жены, т. е. Богочеловек, имеющий родиться от Пречистой Девы и от Духа Святого, сотрет или сокрушит главу змия231, обольстителя человеков – диавола, который действовал через змея. Потом Аврааму после потопа возвещено было от Бога, что великий, обещанный Потомок его будет виновником благословения небесного для всех народов земных232; затем Исааку, сыну233, и Иакову, внуку Авраама234, подтверждено то же; а в разных обрядах веры Иудейской или в некоторых событиях с народом Иудейским и с отдельными их лицами за несколько тысяч лет предначертано было Богом весьма многое из обстоятельств рождения, жизни, страданий и смерти Сына Божия за грехи людей, – тогда как Дух Святой так же за несколько веков предсказал о рождении, жизни, учении, чудесах, о смерти Его за грехи мира и о многом другом. Так, напр., чтобы людям предварительно показать неопальное ношение во чреве Богоматери огня Божества Христова, Пророку Моисею показан был куст, горевший огнем и не сгоравший235; так же – три отрока в пещи вавилонской или халдейской среди страшного пламени сохранены невредимыми236. Это самое изъясняет церковная песнь за Всенощной службой на воскресные дни или на праздники Богородицы: «отроки благочестивые в пещи рождество Богородичо спасло есть, тогда убо образуемое, ныне же действуемое237». Чтобы показать предварительно, в подобии, крестные страдания за нас и смерть безгрешного Искупителя нашего, Ииcyca Христа, Евреям в память освобождения от работы Египетской повелено было закалать ежегодно на праздник Пасхи непорочного, т. е. без всяких недостатков агнца и вкушать его с опресноками и с горькими травами238; чтобы заранее показать тридневное пребывание во гробе тела Господа Спасителя, Иона Пророк, по устроению Божию, пробыл во чреве китовом три дни и три ночи239; а чтобы воспитать в людях веру в очистительную кровь безгрешного, волей за всех закланного Агнца Божия Иисуса Христа, у Евреев употреблялась постоянно для окропления и очищения людей и вещей кровь козлов и тельцов240; чтобы народ предварительно привык верить в спасительные, крестные страдания будущего Искупителя, показано было подобие висящего на кресте Спасителя в вознесенной Моисеем медной змее, дабы Евреи, ужаленные змеями в пустыне Аравийской, при взгляде на это изображение, исцелялись241. Кроме того, из Пророков – великий Моисей предсказал, что Бог воздвигнет Евреям от братии их великого Пророка, подобного Ему242; Пророк Исайя предвозвестил, что Спаситель родится от Девы243; Пророк Михей – что он родится в Вифлееме244; Пророк Малахия предсказал, что Спаситель придет в храм Иерусалимский, вновь построенный после плена Вавилонского и что перед ним послан будет предтеча245; Пророк Захария предсказал царский въезд Спасителя на молодом осле в Иерусалим246; Пророк Исайя и Царь Пророк Давид предсказали с такой ясностью страдания Спасителя, как будто бы они сами были при страданиях Господа и стояли у креста Его и тут описали все, что происходило с Ним247. Пророк Даниил, или лучше – Архангел Гавриил Пророку Даниилу предвозвестил, что до пришествия Христа Спасителя осталось только 490 лет248. Таким образом важнейшие обстоятельства жизни, страданий, смерти, воскресения из мертвых и вознесения Спасителя на небо были заранее в Ветхом Завете преднаписаны в образах и подобиях или предсказаны Пророками так, что жизнь Спасителя со всем его учением и делами была, очевидно, исполнением того, что было в уме Божием от вечности. Вот почему Христос Спаситель говорил торопливым братиям Своим, просившим Его, чтобы Он явил себя скорее миру: «время Мое не у прииде: время же ваше всегда готово есть»249; вот почему Он и Пречистой Матери Своей на браке в Кане Галилейской сказал на слова Ее: «вина не имут» – «что есть Мне и Тебе, Жено, не у прииде час Moй»250, хотя потом вскоре же этот час пришел, и Он сотворил первое чудо. Евангелисты неоднократно также замечают, что Иудеи, несмотря на неоднократные покушения схватить Господа, не могли этого сделать с Ним потому, что еще не настал час Его смерти. «Искаху (Иудеи) да имут Его: и никтоже возложи Нань руки, – говорит Св. Евангелист Иоанн, – яко не у бе пришел час Его»251. «Не дванадесять ли часов есть во дни, – говорил Спаситель ученикам Своим на пути в Иудею, когда они представили Ему, что Ему нельзя ходить туда, потому что Иудеи так недавно еще хотели побить Его камнями, – не дванадесять ли часов есть во дни; аще кто ходит во дни, не поткнется, яко свет мира сего видит»252, то есть как бы Он так говорил: «Я знаю, когда придет время Моей смерти, ночь Моя: теперь оно еще не пришло; а потому, хотя Я и беззащитен и Иудеи ищут Моей смерти, – они не могут подвергнуть опасности жизнь Мою: пока Мой день не кончился, дотоле Меня никто не убьет». Все – и благоприятные и неблагоприятные – обстоятельства в жизни Спасителя были предсказаны задолго – и потому и самые неблагоприятные обстоятельства в Его жизни обезоруживают всякое неверие, так что всякая уста должны заградиться и своим безмолвием утвердить истину Божества Иисуса Христа. Если, напр., многие не уверовали в Господа, то не потому, что будто бы мало было знамений сделано для уверения людей в Божестве Его: нет, «много добра дела явил Господь людем от Отца Своего»253. Люди не поверили Спасителю по развращению сердца своего и только исполнили через это предсказанное Пророком Исайей: «Господи! кто верова слуху нашему и мышца Господня кому открыся?» или: «Ослепи очи их и окаменил есть сердца их, да не видят очима, ни разумеют сердцем и обратятся, и исцелю их»254. «Сия рече Исайя, егда виде славу Его и глагола о Нем»255. Если многие люди возненавидели Господа, то и это не было делом случая, т. е. случилось так не потому, что можно было будто бы кому-нибудь здравомыслящему возненавидеть за что-нибудь всесовершеннейшего Господа, а потому, что зло естественно ненавидит добро потому именно, что оно – добро и – что об этом так же задолго было предсказано: «да сбудется слово, – говорил Сам Он, – писанное в законе их, яко возненавидеша Мя туне»256. «Несте ли чли николиже в писаниих, – еще говорил Он, – камень, егоже не в ряду сотвориша зиждyщии, ceй бысть во главу угла. От Господа бысть cиe и есть дивно во очию вашею»257. Если народ Иудейский, первосвященники и книжники поругались над Ним, умучили, распяли Его, то потому, что чаша страданий и смерти Его за грехи мира приготовлена была Ему Отцом небесным от вечности: люди были только жалкими, впрочем свободными орудиями воли Божией. «Братие, – говорил Апостол Петр Иудеям, – вем, яко по неведению cиe coтвopиcтe (т. е. убили Начальника жизни Иисуса Христа), якоже и князи ваши: Бог же, яже предвозвести усты всех пророк Своих, пострадати Христу, исполни тако»258. Если воины, пригвоздившие Его ко кресту, разделили между собой ризы Его и бросали жребий об одежде Его, то делали это, исполняя пророчество – да сбудется пиcaниe, глаголющее: «разделиша ризы Моя себе и о иматисме Моей меташа жребия»259. Когда Спаситель, вися на кресте и томясь в мучениях смертных, сказал: «жажду»260, то это сказал для того, чтобы по пророчеству, напоили Его оцтом, которого и стоял при кресте полный сосуд. Так, все, бывшее с Иисусом, предсказано было Пророками до подробностей. Поэтому-то, для уверения Иудеев в Божестве Своем, Спаситель указывал им на пророчества и прообразования о Нем в Св. Писании: «испытайте писаний, – говорил Он, – яко вы мните в них имети живот вечный: и та суть свидетельствующая о Мне. Сия суть словеса261, – говорил Он ученикам своим по воскресении из мертвых, – яже глаголах вам еще сый с вами, глаголя, яко подобает скончатися всем написанным в законе Моисеове и пророцех и псалмех о Мне»262. Во всю жизнь Свою Господь делал, в собственном смысле, дела пославшего Его, творил волю Его и предлагал народу учение Его (как часто Он сам говорил263. т. е. делал то, учил тому, что и чему назначено было быть от вечности.
Видите, братия, Отец Небесный, Отец Господа нашего Ииcyca Христа употребил все, чтобы уверить людей в Божестве Его и чтобы убедить нас слушаться Его во всем, как возлюбленного Сына Своего. «Сей есть Сын мой возлюбленный, о Немже благоволих: Того послушайте», – вещал Он с небеси. Видите, как любит Бог мир, что и «Сына Своего единородного дал есть, да всяк, веруяй в Он, не погибнет, но имать живот вечный»264. Да, братия, есть жизнь вечная, есть другая жизнь, для которой мы созданы и на получение которой верные, кающиеся христиане имеют право в силу ходатайства Сына Божия. Но есть и погибель вечная, от которой никто не избавится, если не избавит единственный Ходатай Бога и человеков – Богочеловек Христос Иисус. А Он не избавит тех, которые не слушаются Его, которые живут не по-христиански, как язычники, заповедей Его не знают и не исполняют и только одно имя Христиан носят. Taкиe люди осуждают сами себя и лишают себя наследия в Его царстве. «Не всяк глаголяй ми: Господи, Господи, внидет в царствие небесное, но творяй волю Отца Моего, иже есть на небесех»265.
Братия! Иисус Христос есть Сын Божий возлюбленный: Того послушайте. Аминь.
Беседа восемнадцатая – О явлении Бога во плоти
Егоже писа Моисей в законе и Пророцы, обретохом Иисуса. Ин.1:45.
Тот, о Ком много преднаписал в В. Завете Пророк и Боговидец Моисей, о Ком предсказали мнoгиe другие Пророки, наконец пришел, – пришел на землю Примиритель грешного человечества с правосудным Богом. После долгого ожидания Искупителя наконец послышались на земле отрадные голоса: «обретохом Мессию»266; «обретохом Иисуса, егоже писа Моисей в законе и пророцы»267. «Людие, сидящие во тьме видеша свет велий и седящим во стране и сени смертней, свет возсия им»268. «Многочастне и многообразне древле Бог глаголавый Отцем во пророцех, в последок дний сих глагола нам в Сыне»269 Своем, Который, будучи Бог, для нас сделался человеком, хотя и Богом быть не перестал. Солнце правды, Христос – Бог наш, воссияло на земле.
Откуда же и как воссияло на земле Солнце наше праведное? Из города Вифлеема, от Пресвятой Девы Марии.
Говорили мы прежде, что Бог заблаговременно, издавна приготовлял людей к принятию, к встрече светозарного Солнца правды – Христа Господа – разными способами, именно: пророчествами о Нем и разными прообразованиями. И по этим пророчествам людям внимательным задолго до Рождества Христова известно было, что Христос родится в городе Вифлееме, в Еврейском народе, в колене Иудовом, от чистой Девы царского рода; известно было и то, что прежде рождения Meccии – Христа родится предтеча Его. Теперь, когда пришло время явиться на земле Сыну Божию в нашем смиренном образе человеческом, все так и исполнилось, как предсказано было Пророками. И вот одному священнику Иудейскому по имени 3axapия, коего жена Елисавета, дожив до старости, не имела детей по причине неплодства, является Ангел Господень в церкви – в то время, когда он, по обычаю священства, совершал в ней каждение. Послушаем, какую весть принес с неба Ангел священнику, какую волю Господа возвестил он ему? Радостную весть он принес святому старцу, весть о рождении от Елисаветы сына и имя заблаговременно объявил: «наречеши имя ему Иоанн», – говорит. Что дальше? «И будет тебе, – говорит, – радость и веселие, и мнози о рождестве его возрадуются… будет бо велий пред Господем… предидет пред Ним духом и силою Илииною»270. Слышите, братия, о ком речь идет? О Предтече Господнем, о Его рождении. А если Предтечу Христова Бог посылает в мир, то, видно, скоро будет и Сам Христос; если показывается денница Солнца: видно, скоро взойдет и самое Солнце. Так и было. Через пять месяцев после зачатия предтечи Архангел Гавриил с небесных кругов слетел в Назарет, где жила Пресвятая Дева Маpия, обрученная Иосифу праведному для хранения Ее девства и воспитавшаяся в храме во Святая Святых, и вшед к ней, сказал: «Радуйся благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты в женах». Вот и благовещениe Ангельское о зачатии и рождении Спасителя! Пресвятая Дева, увидевши Ангела, смутилась по причине слов Его и помышляла, каково будет это приветствие. Ангел продолжает благовествие: «не бойся, Мариам; обрела бо ecи благодать у Бога: и се зачнеши во чреве, а родиши Сына, и наречеши имя Ему Иисус. Сей будет велий и Сын Вышняго наречется, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его, и воцарится в дому Иаковли во веки и царствию Его не будет конца». Пресвятая Дева говорит Ангелу: «как же это будет, когда я не причастна к браку?» Ангел отвечает Ей: «Дух Святый найдет на Тя и сила Вышняго осенит Тя; темже и рождаемое свято, наречется Сын Божий». Пренепорочная Дева сказала: «се раба Господня: буди Мне по глаголу твоему. Вот Я, смиренная раба Господня: буди мне по слову Твоему. Да найдет на Меня Дух Божий и сила Вышнего да осенит Меня для зачатия во чреве Предвечного Сына Божия. Верую, что будет совершение глаголанным Мне от Господа. Уже душа моя чувствует наитие Всесвятого, животворящего Духа Божия и это осенение силы Вышнего; уже душа Моя величает Господа, так тесно со мною соединяющегося – и дух мой радуется о Боге, Спасе Моем, что Он призрел на смирение рабы Своей. Ибо вот, отныне, будут ублажать, величать, прославлять Меня все роды, – по всей земле, во все времена, до скончания века; и все это величие сотворил Мне сильный Бог: свято имя Его. И милость Его всем, которые боятся Его, в роды родов, во все времена». Между тем денница Солнца правды скоро после Ангельского благовещения Деве Mapии взошла: Предтеча – всесвятый плод неплодной матери271 – родился. Его назвали Иоанном, по слову Ангела. Настало время великих чудес Господних. Все, слышавшие о чудесном зачатии и рождении Иоанна Предтечи, с глубокой думой говорили: «что-то будет из этого младенца?» А отец его, Захаpия, наказанный перед тем Богом за нeвеpиe благовестию Ангела немотой в продолжении девяти месяцев и нескольких дней, получил разрешение своего языка, исполнился теперь Духа Святого, и пророчествуя, сказал о сыне своем: «ты Отроча, пророк Вышняго наречешися: предъидеши бо пред лицем Господним уготовати пути Его; дати разум спасения людем Его, во оставление грехов их». Великий младенец возрастал и укреплялся духом, и жил в пустыне, до самого того дня, в который явился народу израильскому в качестве предтечи Господня272.
Через пять месяцев по рождении Иoaннa Предтечи родился и Спаситель мира, Господь наш Иисус Христос, но не в Назарете, а в городе Вифлеем, как предсказано было Пророком Михеем: «и ты Вифлееме, земле Иудoвa, ничимже менши ecи во владыках Иудовых; из тебе бо изыдет Вождь, иже упасет люди Моя Израиля»273. По причине чрезвычайного стечения народа в Вифлеем для записи своих имен по повелению Кесаря Августа, не было места в доме для Пресвятой Девы и праведного обручника Ее, пришедших из Назарета так же для записания себя: и родившийся Божественный Младенец, после повития Его пеленами, положен был в яслях.
Так велико смирение Господа – нашего ради спасения!
Братия! Не будем праздными зрителями такого вольного уничижения Царя славы, одевающегося светом яко ризою, Коему небо – престол, а земля подножие. Это уничижение дает всем нам великий, спасительный урок смирения. Не великолепные чертоги, не богатство надмевающее, не почести, не слава мира сего должны занимать нас, бессмертных по духу тварей; нет: кротость, смирение перед Богом и беспрекословная преданность святой Его воле, должны быть первым желанием нашего сердца и занимать наш ум так, чтобы они видны были и во всех наших поступках: гордость нас погубила, смирение должно спасти нас. Принесем же в дар кротость, смирение и сознание своей духовной нищеты – Тому, Кто нас ради обнища, богат сый, да мы нищетою Его обогатимся274.
Но среди крайнего смирения родившегося Богомладенца сияет и слава Его. Ангел Господень явился пастырям, которые по обыкновению бодрствовали в ту ночь и стерегли свое стадо, и сказал им: «се благовествую вам радость велию, яже будет всем людем. Яко родися вам днесь Спас, Иже есть Христос Господь, во граде Давидове; – затем он указал им знак, по которому они могут найти и узнать Его, – обрящете, – говорит он, – младенца повита, лежаща в яслех». Когда Ангел говорил это, внезапно стало с ним множество воинств небесных, хвалящих Бога и глаголющих: «слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение»275!
Слышите, братия! Ангелы благовествуют мир земле при рождении Господа Иисуса. Есть ли мир в душах наших? Ведь Спаситель в изобилии принес нам мир небесный. Горе нам, если в нас нет мира. Значит, мы не приходим с верой и любовью к Спасителю, Который говорит: «приидите ко Mне вcи труждающиися и обремененнии: и Аз упокою вы»276. Значит, мы люди маловерные, страстные: злобные, гордые, завистливые, миpoлюбивые, суетные. Мир, братия, благовествую вам и я, смиренный служитель Христов! Пpиидите к младенчествующему Царю мира и сердцами, полными сердечной веры и смирения, примите от него мир душам вашим со исцелением страстей ваших. После того, как Ангелы отошли на небо, пастыри поспешно отправились в Вифлеем, нашли Иосифа, Марию и Младенца, лежащего в яслях и первые поклонились Ему. В осмый день по рождении, по обычаю В. заветному, наречено было Господу имя Иисус, нареченное Ангелом еще прежде зачатия Его во чреве, а в сороковый день, когда Пресвятая Дева принесла Его в храм Господень – поставить перед Господом и принести жертву по закону Господню, – старец Симеон, коему обещано было Духом Божиим не видеть смерти, доколе не увидит Христа, удостоился встретить Его в храме и, взяв Его на руки, сказал: «ныне отпущаеши раба твоего, Владыко, по глаголу Твоему, с миром, яко видеста очи мои спасение Твое...» Так воссиял от Св. Девы – Матери Господь наш Иисус Христос, Бог от Бога Отца прежде век рожденный, и человек от существа матерня во времени рожденный, совершенный Бог и совершенный человек.
О чудо чудес! Бог, содержащий вселенную всю словом Своим, сделался человеком, чтобы человека вознести на первое блаженство. «Ужасеся о сем небо и земли удивишася концы, – поет Христова Церковь, – яко Бог явися человеком плотски»277. «Всякое естество Ангельское удивися великому делу вочеловечения Божия: потому что неприступного Бога небожители увидели приступным для всех человеком, сожительствующим с людьми»278. Братия! Видя Бога, странно вочеловечившегося, устранимся суетного мира и ум возложим на небеса (на Божественное): потому что ради того Бог и сошел на землю, да нас на небеса возведет279.
Но для чего такое чрезвычайное снисхождение к нам Сына Божия? – спросит кто-нибудь. Для чего Сын Божий восприял на себя естество человеческое? Ответствуем: воплощение Сына Божия для спасения людей было совершенно необходимо. Чтобы спасти человека, нужно было удовлетворить правде Божией за грех человека; но ни один человек не только за других, но и за себя не может дать измены, (т. е. выкупа) и цену избавления души своея280, а удовлетворение бесконечной правде Божией, бесконечно оскорбленной грехом непослушания человеческого, долженствовало быть тоже бесконечное. Кроме того, нужно было сокрушить в человеке силу зла, удалившую его от Бога и постоянно удалявшую все далее и далее: без чего нельзя было соединить его вновь с Богом281, который гнушается грехом. А истребить человеческую греховность – для человека, кто бы он ни был, было дело невозможное: потому что она есть глубокая порча человеческой природы, прирожденная каждому человеку, и истребить ее – значило то же, что обновить, воссоздать человека. Кто же мог воссоздать человека, кроме Создателя? И вот через воплощение, страдания и смерть вочеловечившегося Сына Божия принесено удовлетворение правде Божией за грехи человеков, а через Его спасительное учение, или заповеди, через Его жизнь, через Его животворящее тело и кровь и др. таинства обновлена, воссоздана, и воссозидается человеческая природа. Спаситель, как безгрешный Бог и человек, всей Своей земной жизнью и всеми Своими делами вместо нас оказал совершеннейшее послушание воле Бога Отца, с полным отречением от Своей воли, – потерпел все, присужденные правдой Божией скорби, страдания и самую смерть – и такой жертвой, беспредельной по своему достоинству, совершенно удовлетворил Божественному правосудию за все человеческие грехи, и, как грех Адамов сделал всех людей виновными перед Богом, так и праведность Богочеловека, как второго, безгрешного Адама, делает их праведными перед Богом через их веру в Богочеловека. «Как Адам для своих потомков, хотя они и не ели древесного плода, соделался причиной смерти, введенной в мир Адамовым ядением, – говорит Св. Златоуст, – так и Христос для верующих в Него, хотя они и не имели праведных дел, соделался виновником праведности, которую даровал всем нам через крест282».
Братия! Господь и Спаситель наш Иисус Христос, Сын Божий, уже благоволил исполнить все Отеческое смотрение о нас, совершив наше cпaceниe учением Своим, жизнью Своей, смертью за нас, и воскресением – и уже вознесся человечеством Своим на небеса и cидит одесную Бога Отца. Но cпaceниe наше совершено не безусловно. Чтобы быть нам в числе спасаемых, для этого нужно принимать всем сердцем спасительное учение Ииcуca Христа и поступать по нему. «Αще кто любит Мя, слово Мое соблюдет», – говорит Господь (Ин.14:23). Нужно также каждому по мере сил своих подражать жизни Его, которая есть образец нашей жизни. «Аще кто Мне служит, Мне да последствует: и идеже есмь Аз: ту и слуга Мой будет» (Ин.12:26).
Вознесшись от нас на небо, Господь всегда с нами по Божественному Своему вездеприсутствию (с вами есмь во вся дни); с нами Его чудодействующее, сладчайшее Имя, Его св. слово, Его животворящий крест и Его спасительные таинства.
Будем же призывать, как можно чаще, с живой верой, имя Господа Ииcyca Христа: ибо всяк, иже аще призовет имя Господне, спасется, говорит пророческое слово (Иоил.11:32); будем с верой и любовью пользоваться – к своему освящению и спасению – Его спасительными таинствами, и прибегать к непобедимой, непостижимой Божественной силе Его честного и животворящего креста во всех обстоятельствах своей жизни. При всем этом не забудем всегда усердно читать и слушать слово Его и молить Его, чтобы Он вселился верой в наши сердца; когда Он вселится в нас, тогда будет в нас и благодатная жизнь, предначинающая будущую блаженную жизнь. Аминь.
* * *
Кан. Арх. п.6, ст.1
Прем. Сол.11:23
Катих. Филар.
Прем. Сол.11:25–27
Прем. Сол.12:13
Феодор. против ер. кн. 5, гл. 10
Кап. Арх. п. 5, ст. 3
Кн. Суд.
Таинство искупления мы назвали Промыслом на ocнoвaнии многих церковных наших книг. Так, напр.: таинство искупления названо спасительным промышлением в молитве Ииcуcу сладчайшему (в конце канона и акафиста); в акафисте Пресвятой Богородице: так же – в других местах канонника и в разных Богослужебных книгах. При счислении лет от Рождества Христова говорится также в некоторых книгах: в лето от спасительного промысла такое-то.
Водоосвят. мол. перед крещ.
Песнь 8
Моис.18:15
Кан. Предт. П.7 Богород.
Песнь 9
Акаф. Пресв. Богор. Конд.9
Акаф. Иис. Сладч. Конд.8
Толк. на посл. к Рим. Бес. 10, cтp. 207, в Рус. перев.