Источник

VII. «Борьба за церковь» Из материалов однодневной газеты (1931. №1 Югославия, №2 Франция)

Святая Русь

Святая Россия, это те русские души всех веков, которые усыновлены Богом, приняты в Его Царствие, воскресли на земле. «Верить», или, «не верить» в эту Россию, нельзя. Она – есть.

Она – отствет Иерусалима Небесного в истории земного народа. Любя отствет, надо проникнуться глубочайшей любовью к свету.

Есть люди, которые любят Святую Русь более того, образом чего является она. Но надо глубоко знать, что Святая Русь не оттого свята, что она «Русь», но оттото, что Дух Божий, Дух Христов сошел на русские души и осолил их познанием Бога, и засеменил их любовию к Богу. И от этих душ зажегся дух светлого народа.

Что будет с географической и исторической Россией – дано знать одним лишь пророкам. Убоимся лжепророчествовать, зная в истории древнего Израиля разительные примеры добрых, для людского слуха, пророчеств, которые обличались сурово истинными пророками Божьими. Воля Божия – тайна высочайшая.

Одно несомненно: все может быть.

Зависит все: 1) от воли Господней. 2) от нашего жизненного покаянии (народного).

Праведно отнимает Господь слава Ему. Праведно дает ... И праведно не дает (когда не дает).

Нам же надо верить не в будущую Святую Русь, но и в неумирающую. И жить в ней.

Слава Живому Богу

«Жива душа моя, жив Бог мой!» – так чутко и прекрасно говорили люди истинной святой веры. Слово это часто слышно в истории Божьего Завета с людьми. Святое и всесовершенное слово. Исповедание Живого Бога, – то, что нужно сейчас исповедовать на всех площадях, по всем жилищам. Жив Господь. Господь есть Бог живущих.

Слабое и маленькое у нас понятие о жизни. Пестрит современная литература о «жизнях»: «Жизнь» – такого-то героя, «жизнь» – такого-то... А жизни не видишь в книгах этих. Пена страстей, кипенье несмысленных или ничтожных переживаний, потухания, смысла бытия в человеческих лицах.

И не требователен человек века. Потому что он сам не знает, жив ли он или мертв. «Может быть, я мертв?» Кто поручится, кто скажет человеку, что он жив?

Понятие о жизни исчезает с лица земли, как роса утренняя в полдень. Это – умирание веры, оземлянение высот.

Не проповедовать об истинах веры надо сейчас в мире, но благовествовать Живого Бога. Ибо Един Бог наш – Живой Бог. Надо сыновней, свободной молитвой воззывать к Нему во всякую минуту, на всяком месте. Сердце веры – поющее сердце, предстоящее всегда своему Богу, Господу вечной своей любви.

Как искра, единится наша жизнь с океаном Божьего огня жизни. Дух томится и плачет, стесняемый суетой мятежных забот, и влечется к необозримому благу кроткими порывами растворяющейся в сердце Иисусовой молитвы.

«Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй меня грешного», «Господи, помилуй меня», «Слава, Господи, Тебе» ...

Служим, предстоим Живому Богу. Живы только Им.

* * *

Наш Царь

* * *


Единого Царя имеем, Господа Иисуса Христа, и это надо осознать со всею ясностью, со всею определенностью. В Его руке – дыханье каждого из нас. Он – наша слава и наша высота. Да не умалится ничем Его Имя. По немощи, по слабости людей, Он управляет людьми чрез земных правителей, которые должны быть светлы, но часто бывают темны, как та черная пропасть греха, к которой тянутся они. Царь мог бы сейчас же уничтожить этих самозванных, не поставленных Им правителей. Но – для этого – Он должен был бы сойти со Своего Креста. А Он не судить пришел мир, но спасти всех Своей распятой и всемогущей правдой. Он пришел не принудить, но привлечь любовию сердца... Идет Его царство, вечное, непобедимое никакими смертями, никакими ужасами земли. Он терпит сейчас непослушание людей... Удивляются многие и недоумевают: «Как терпит?.. доколе терпит?..» Мы знаем – доколе: до самой последней капли Его чаши. Он терпит. А мы должны Его славить. В Его обнищании – Его Царство, в Его обеднении – ради уподобления нам – Его непомерное богатство, в земной страдальческой простоте. Его краткой жизни – вечную его небесную славу. В этом наша задача жизни: славить безудержно своего Царя! Да блюдем свое сердце. Да не идолопоклонствуем ни пред какими высотами земными. Да утвердимся в верности и послушании Царю невидимых духов, всех народов и всех душ. Да приидет истинное и святейшее Царство послушания закону Твоему, Господи! Исповедуем Тебе всю нашу ложь, все наши безумные человеческие мечтания спасения – вне Тебя.

* * *

Благословение

Господь взял пять хлебов, две рыбы, и, воззрев на небо, благословил и преломил, потом дал ученикам, ученики – народу. Все ели и все насытились. Осталось двенадцать коробов кусков-остатков.

Один человек говорил: «как хотелось бы мне быть той малой, сухой рыбкой, которая умножилась и раздалась» ... Он прав, – мы, люди – малые, сухие рыбки, лишенные родной стихии, простора истинной своей жизни в Боге. Как нуждаемся мы в благословляющей руке Спасителя.

Душа человека в мире есть мертвая сухая рыбка. Ею нельзя насытиться и одному человеку. Но какое чудо происходит с ней, когда Сам Господь, пришедший на землю для ее спасения, возьмет ее в Свои Пречистые руки, воззрит на небо, благословит и преломит. Малая, сухая рыбка делается тогда живой пищей мира, она начинает питать мир, источает из себя столько пищи, сколько хочет мир. Благословенье Божье коснулось ее, и она расцвела более и совершеннее, чем цветок. Но как цветок насыщает зрение всех, кто смотрит на него и красота его не оскудевает от множества взоров, так и благословенная Христом пища получает эту благодать цветка – питать бесконечное число людей, ибо благословение больше пищи и может всегда стать ею.

Благословленная и преломленная, пред небом, руками Спасителя, душа человека делается живой и неиссякающей для всех людей. «Стяжи в себе мир, и вокруг тебя спасутся тысячи», говорит одна такая благословленная душа – душа преподобного Серафима. Стяжи мир, благословись от Господа, и вокруг тебя спасутся тысячи. Благословенный Христом, это – верующий во Христа, – из чрева души его текут реки воды живой.

Вот наша задача, вот наш смысл жизни: чтобы Христос взял нас в Свои руки, благословил душу нашу, и преломил ее. До этого, души наши – мертвые, сухие рыбки, в руках у нас, малых и неразумных. До этого наша душа не может насытить и нас самих, и мы ее делаем пищей животных, – такова судьба души человеческой, которую не взял и не благословил Господь.

Кто идет из нас в мире благословленный Христом?.. А если кто не благословлен, кто ищет этого благословения? Умножает ли через нас Господь в мире дары Свои? Вопрос этот не пустой звук, не поиски холодной истины, но именно то, в чем состоит наше спасение навеки от холода смертного, спасение в вечном нашем Отце и Боге, приготовившем чистые обители небесной жизни для всех, кто призовет Имя Его.

Живет ли наша душа, согрета ли Благодатью? Время коротко. Если не живет, надо что-то делать. – Подойти ко Христу надо, отдать себя в Его руки.

Если бы знали люди, как коротко время, как неумолим тот призрак смерти, который стоит за спиной каждого из нас. Подойдем к Евангелию, озаримся, освятимся Христом, благословимся, войдем к Нему в руки, преломимся.

Может быть спросит кто-нибудь: что это такое – преломиться? Преломиться, это значит приготовиться к раздаче. Господь Сам преломился, как хлеб, раздался миру. Преломление есть, первое действие благословения.

Вопросы оцерковления в Духе и Истине

(Дневник священника)

Как должны быть внимательны священники при подаче благословения верным! («Моя жизнь во Христе» о. Иоанн Кроншт.)

Иерейское благословение

Чудно и свято всякое благословение. Оно – знак того мира. Оно – искра Царствия Божия, уже летящая здесь по земле. Блажен священник, дающий эту искру, блажен мирянин, зажигающийся ею...

Но одно должно быть здесь несомненно; благословение – подача Духа и Истины, само должно совершаться в Духе и Истине. Всегда ли оно в них совершается? Ответим искренне: далеко не всегда. И плоды налицо: отсутствие благословения в жизни большинства верующих, – развал страны, развал семьи, развал душ. (Механизация благословения не только одна из причин расцерковления общества, но и очень плохой симптом для этого общества. Отход Духа Святого).

Скажу, как священник, про себя: не всегда я даю благословение как надо, спешу дать поцеловать свою руку мирянину, ищущему от меня благословения. И не могу не видеть вокруг, что священническое православное благословение руки обратилось в картину внешнего быта, в форму церковного «приличия» ... И оттого некоторые чуткие миряне избегают его (вне храма). Действительно, оно стало, в подавляющем большинстве случаев механическим либо для подающего, либо для принимающего... И – часто – для них обоих. И потому плохо и мало освящаемся мы. Только гневим Бога, Источника освящений.

Мы, священники, нередко видим, как миряне, вместо того чтобы класть на себя благоговейное крестное знамение – «чистят пуговицу», небрежно машут рукой перед собой. Но мы, часто сами «машем» рукой, вместо крепкого благоговейного, сосредоточенного иерейского благословения. Отчасти, конечно, мешает нам здесь и то, что миряне обычно спешат поцеловать нам руку, сами не думая о самом важном для них, о действии благословения. Поддаваясь этому «светскому» благословению, мы, осеняя Крестом – Животворящей Смертию Христовой, иногда говорим какую-нибудь шутливую фразу, или «приятно» улыбаемся – не ужасаясь исходящей от Честного Креста Силы... И получается вместо священнодействия, которое должно освятить жизнь – явление быта и быта плохого, идущего вразрез с евангельской заповедью.

Чуткие свидетели благословений руки о. Иоанна Кронштадтского замечали, что когда батюшка благословлял, лицо его сразу изменялось, приобретало трепет и благоговеинство, даже когда подходили к нему за благословением во время какого-нибудь его живого или даже веселого разговора. Конечно, батюшка, в это – даже внезапное – мгновение, уходил сейчас же «внутрь» себя, пред Лицо Бога, и давал свое благословение Духом и Истиной. И от такого благословения, конечно, великая сила небесная осеняла всякого с верой его принимающего. Оно было истинным. Сразу же сосредотачиваться о. Иоанн, конечно, мог легко, ибо постоянным трезвением приучил себя к непрестанному предстоянию пред Богом.

Нельзя не приветствовать желание некоторых священников отстранять от мирян лобзание руки, вне храма. Дабы весь центр внимания был перенесен на святость самого благословения. Внимания – как священника, так и мирянина.

О послушании Евангелию в одном вопросе

«Даром получили, даром давайте...». Всегда ли мы, пастыри, в сердце или фактически, даем «даром»? Один из самых болезненных вопросов моей пастырской практики, это желание мирянина меня непременно «отблагодарить» кредитной бумажкой, даже в храме, даже, когда я в облачении стою пред Крестом и Евангелием, а он пришел положить у подножья Распятого свою душу... И тут шелестит та ужасная бумажка, которая столько зла причинила и причиняет в мире, будучи, как будто, самой безобидной. Нет, положительно надо иметь не ближе притвора церковного кружку, куда бы тайно от глаз человеческих клали бы свою вещественную благодарность пастырю миряне. Те, кто бы хотел – даже вне всяких Треб – от чистого и доброго сердца! А то, во что обращается наша великая благодать пастырства? Во что обращается то, что не имеет никакой цены (молитва). Если молитва «платная», она ничего не стоит (ноль), а сердечная, бескорыстная, по заповеди ап. Петра (1Пет:5,2) стоит миллионов золота и даже больше... Таксы за молитву, дело – вопиюще нехристианское (деньги никак не могут быть условием молитвы!) ... Звякание монеты у Св. Царских Врат, пред Св. Чашей («на теплоту», «косвенный» налог) – глубоко вредное явление... Господи, помоги отцам и братиям святой и истинной веры православной искоренить это пагубное зло, делающее нас духовно-бессильными, духовно мертвыми. Даруй, чтобы перестала в храме нашем звякать монета, заглушая ангельское пение Твоей Церкви!

Задачи зарубежного православия

* * *


Русские люди ушли из России, боле многими старыми язвами и большая часть язв не только не излечились в изгнании, но, наоборот, растравились и углубились, окружаясь другими, новыми язвами изгнания. Церковь Рассеяния не сохранила своего единства. Упрекается иерархия и клир. Да, во многом виноват клир, – в недостаточной жертвенности, в недостаточной любви к живым овцам паствы своей, но всякое нестроение церковное есть лишь внешний показатель внутреннего нестроения верующих. Пастыри укоренены в своей церковной среде, и на их деятельность падают грехи всего церковного народа, как и его благочестие. Эмигрантская атмосфера разделений, споров, недоброжелательства, возбужденности и тяжелой мнительности отразилась на всей линии зарубежной жизни, не исключая и церковной. Надо внутренне – каждому – преодолеть атмосферу вопиюще-тягостных братских недоброжелательств, надо обрести дыхание Духа мира. Лишь Он – Утешитель. Не сохраняя себя, мы не сохраняем наших детей. Безусловное, внепартийное общее наше дело: воспитание и сохранение преданного Богу русского ребенка нами не исполняется. Мы ужасаемся пред коммунистическим воспитанием детей, мы, негодуя и содрогаясь говорим о нарождении в России целого поколения безбожников, но... что мы сами делаем здесь, на свободе? Как отвечаем и чем отвечаем мы на советскую материалистическую педагогику? Это – удручающий совесть вопрос. Общественно, почти ничего не делается, чтобы воспитать в нашем русском ребенке подлинный христианский нематериалистический дух, а вся атмосфера нашей эмигрантской жизни, с её эпидемическим недоброжелательством, материализмом, развалом семьи – делает нашего зарубежного ребенка мало верующим, или совсем неверующим. Лишь немногие чистые христианские семьи, спаянные верой и жертвенностью (да будет их имя благословенно!) растят, иногда в неимоверно трудных условиях эмигрантского существования, – новое, чистое преданное Богу Живому поколение. Задача, поставленная пред собою этими семьями есть самая важная и самая реально выполнимая из всех задач Русского Зарубежья. * * * Сила врагов Христовых, только – в слабости христиан: в их малой вере во Христа в их малой надежде на Христа. Каждый верующий может присоединиться к делу распространения и укрепления веры в мире. * * *

* * *

Церковь и политика Психология мнимых разделений в Церкви

Из всех выдвинутых жизнью вопросов дня, вопрос «Церкви и политики» кажется наиболее болезненный, – во всяком случае самый неразобранный, хотя и постоянно разбираемый.

Много едких недоброжелательств, еще больше подозрительности и темной нехорошей, ложной «ревности по Церкви» вспыхивает в русском обществе, в связи с этим вопросом. На чтении одних газет можно проверить это. С нескрываемым раздражением и каким-то особенным духом нелюбви приучаем мы себя говорить по этому вопросу. Не в мыслях, а вот в этом настроении корень современного разлада идей, тяготеющих к запечатлению в расколы.

Но социальные идейные расхождения не суть религиозные разделения. Сделаться таковыми они могут только в условиях расцерковленности общества, когда теряется ощущение вечного в лабиринтах временного.

* * *

Цель никогда не оправдывает средств. Защищать Истину Бога-Любви можно только самому пребывая в любви и мире. Иных путей просто нет для защиты Истины Бога-Любви. «Руки прочь» нужно говорить всякому, кто вносит страсть, свойственную «политике» (и общественно допускаемую в политическом моральном кодексе), в обсуждение дел Церкви, хотя бы временных и земных. Должна быть разница, по существу в духе рассуждения о Церкви просто политика, и политика церковного. Эта разница должна быть видна глазам всех. А если никто ее не видит, то это значит, – либо общество совершенно воцерковилось (и все светские вопросы решаются в духе мирного доброжелательного обсуждения), либо – общество совершенно расцерковилось, христианство потеряло свою соль, то есть – ушло из общественной жизни. В таком случае Церковь делается простым обществом, подчиненным «духу времени», который во все времена был одним и тем же духом суеты и взаимной человеческой неприязни. Иначе говоря, Церковь – Тело Христово перестает существовать.

Как Царствие Божие рождается «внутри» человека, так и теряется оно «внутри».

* * *

Велика в нашем русском обществе (смотрим только на свое) потребность волевого умиротворения духа. Но не все будут соглашаться на него, ибо не все ведь – христиане, и вопрос «церкви и политики» есть одновременно и церковный вопрос для церковников и политический для политиков. Учитывая это, может быть самое лучшее было бы приглашать православных христиан – не доверять голосу того учителя, в котором слышится раздражение или недоброжелательство к человеку. Такой учитель должен сам поучиться. «Никого не раздражай – говорит Церковь словами преп. Исаака Сирина – и никого не ненавидь, ни за веру, ни за худые дела его. Если же хочешь обратить кого к истине, то скорби о нем.… а не воспламеняйся на него гневом, и да не увидит он в тебе признака вражды. Ибо любовь не умеет ни гневаться, ни раздражаться, ни укорять кого-либо со страстью». Это будет в точном соответствии с гл. 10 от Иоанна. От неимеющих Духа Христова учителей следует бежать. Во всяком случае не учиться у них...

* * *

«Россия забыла Бога спасающего, утратила веру в Него, оставила Закон Божий, поработила себя всякими страстями, обоготворила слепой разум человеческий: вместо воли Божией премудрой, святой, праведной – поставила призрак свободы греховной, широко распахнула двери всякому произволу и от того неизмеримо бедствует, терпит посрамления всего света – достойное возмездие за свою гордость – за свою спячку, бездействие, продажность, холодность к Церкви Божией».

(о. Иоанн Кронштадтский).

Из истории Православия в Америке

Доклад Св. Синоду священника Иоанна Вениаминова, аляскинского миссионера, впоследствии Преосвященного Иннокентия, второго православ. Епископа на Американском континенте (скончавшегося в сане митрополита Московского).

«В апреле 1824 г. в Великий Пост отправился я в первый раз на остров Акун, к алеутам. Подъезжая к острову, я увидел, что они все стояли на берегу наряженными, как бы в торжественный праздник, и когда я вышел на берег, то они все радостно бросились ко мне. Я спросил их, почему они такие наряженные. Они отвечали: «потому что мы знали, что ты выехал, и сегодня должен быть у нас, вот мы в радостях и вышли на берег, чтобы встретить тебя». «Кто же вам сказал, что я буду у вас сегодня, и почему вы меня узнали, что я именно отец Иоанн». «Наш шаман (колдун) старик Иван Смиренников сказал нам об этом и описал нам твою наружность так, как теперь видим тебя». Это обстоятельство чрезвычайно меня удивило, но я все это оставил без внимания и стал их готовить к говению. Явился ко мне этот старик-шаман и изъявил желание говеть. Он ходил очень аккуратно к богослужению и я все-таки не обращал на него особенного внимания, и, приобщивши его Св. Таин, отпустил его... И что-же, – к моему удивлению он после причастия отправился к своему тоену (старшине) и высказал ему свое неудовольствие на меня, а именно за то, что я не спросил его на исповеди, почему его алеуты называют шаманом, так как ему крайне неприятно носить такое название от своих собратий, и что он вовсе не шаман. Тоен, конечно, передал мне неудовольствие старика Смиренникова, и я тотчас же послал за ним для объяснения; и когда посланные отправились, Смиренников попался им навстречу со следующими словами: «я знаю, что зовет меня священник отец Иоанн, и я иду к нему». Я стал подробно расспрашивать о его жизни, и на вопрос мой, грамотен ли он, он отвечал, что, хотя и не грамотен, но молитвы и Евангелие знает. Тогда я просил его объяснить, почему он знает меня, что даже описал своим собратьям мою наружность, и откуда узнал, что я в известный день должен явиться к вам и что буду учить вас молиться. – Старик отвечал, что все это ему сказали двое его товарищей. «Кто эти двое твои товарищи?» – спросил я его. «Белые люди», отвечал старик. «Они, кроме того, сказали мне, что ты в недалеком будущем отправишь свою семью берегом, а сам поедешь водою к великому человеку (царю) и будешь говорить с ним». – «Где же эти твои товарищи, белые люди, и что это за люди», спросил я его. «Они живут недалеко здесь в горах и приходят ко мне каждый день». «Когда же явились к тебе эти белые люди в первый раз?» – Он отвечал, что вскоре по крещении его иеромонахом Макарием явился ему прежде один, а потом и два духа, невидимые никем другим, в образе человеческом, белые лицом, в одеяниях белых, и по описанию его, подобных стихарям, обложенных розовыми лентами, и сказали ему, что они посланы от Бога наставлять, научать и хранить его. И, в продолжении почти тридцати лет они почти каждодневно являлись ему днем или к вечеру, но не ночью, и, являясь, наставляли его христианскому учению и таинствам веры, подавали ему самому и, по прошению его, другим, впрочем весьма редко, помощь в болезнях, и при этом они всегда отзывались на прошение его тем, что «мы спросим у Бога, и если благословит Он, то исполним». Иногда сказывали ему происходящее в других местах, и весьма редко будущее, но всегда с оговоркой: «Если то угодно Богу открыть», и уверяли, что они не своей силой все это делают, но силой Бога Всемогущего. И хотя учение этих духов есть учение православной Церкви, но я, зная, что и бесы веруют и трепещут, усомнился, не хитрая ли это и тончайшая сеть лукавого, и спросил, как они учат молиться: себе или Богу, и как жить с другими. Он ответил, что они учат молиться духом и сердцем, и иногда молятся с ним вместе долго, и учат исполнять все чистые христианские добродетели (кои он подробно мне рассказал), а более всего советуют наблюдать верность и чистоту, как в супружестве, так и вне супружества. Сверх того учили его и другим внешним добродетелям и обрядам, как то: как изображать крест на теле, не начинать никакого дела, не благословясь, не есть рано по утру, не жить вместе многим семействам, не есть вскоре убитой рыбы и зверя еще теплого, а некоторых птиц и растений морских совсем не употреблять в пищу и проч. После этого спросил я его: являлись ли они ему ныне, после Причастия, и велели ли слушать меня. – Он отвечал, что являлись как после исповеди, так и после Причастия, и говорили, чтобы он никому не сказывал исповеданных грехов своих, и чтобы после Причастия вскоре не ел жирного, и чтобы слушался учения моего, но не слушал «промышленных», т.е. русских, здесь живущих. И даже сегодня на пути являлись ему и сказали, для чего я зову его, и чтобы все рассказывал, и ничего бы не боялся, потому что ему ничего худого не будет. Потом я спросил его: «когда они являются ему, что он чувствует, радость или печаль». «Он сказал, в то только время, при них он чувствует угрызение совести своей, когда сделал что либо дурное, а в другое время не чувствует никакого страха, и так как многие его считают за шамана, то он, не желая таковым считаться, неоднократно просил их, чтобы они отошли от него и не являлись ему, но духи отвечали, что они не диаволы, им не велено оставлять его. На вопрос его, почему они не являются другим, они отвечали, что им так велено. Дабы удостовериться, точно ли являются ему пестуны его, я спросил его: могу ли я их видеть и говорить с ними. Он отвечал, что не знает и спросит у них. И действительно, через час приходит и говорит, что они ему сказали на то: «И что еще хочет он знать о нас... Ужели он почитает еще нас дьяволами, – хорошо, пусть видит и говорит с нами, если хочет», и еще сказали нечто в одобрение мое, но я дабы не сочтено было за тщеславие со стороны моей, умолчу об этом.

Тогда что-то необъяснимое произошло во мне, какой-то страх нашел на меня и полное смирение. «Что, если в самом деле, подумал я, увижу их, этих ангелов, и они подтвердят сказанное Смиренниковым. И как же я пойду к ним... Ведь я же человек грешный, следовательно, и недостойный беседовать с ними, и было бы с моей стороны гордостью и самонадеянностью, если бы я решился идти к ним, и, наконец, свиданием моим с ангелами, может быть, превознесся бы своею верой, или возмечтал бы много о себе». И я, как недостойный, решился не ходить к ним, сделав предварительно по этому случаю приличное наставление, как Смиренникову, так и его собратиям алеутам, и чтобы они не называли больше Смиренникова – шаманом».

* * *

К русским людям

В местах русского рассеяния, где нет своей церковной общины, необходимо частным домам верующих брать на себя инициативу организации – хотя бы самых скромных – миссионерских библиотек. П. М. К. приходит на помощь в этом деле. В любом пункте любой страны можно устроить Мисс. Библиотеку от имени Прав. Мисс. Книг-ва Сергиевского Братства.

Выписывайте газету для распространения среди своих близких и знакомых. Этим вы поддержите православно-церковную активность в Зарубежье. Этим вы поможете делу – Православного Духовного Восстановления.

Историческая оценка спиритизма

Спиритизм явление очень древнее, и тесно связанное с эпохой непросветленного язычества. Уже первое религиозно-нравственное законодательство человечества запрещает его: «Не обращайтесь к вызывающим мертвых, и к волшебникам не ходите, и не доводите себя до осквернения от них» (Лев.19:31). Во Второзаконии сказано: «не должен находиться у тебя проводящий сына своего, или дочь свою чрез огонь, прорицатель, гадалка40, ворожея, чародей, обаятель, вызывающий духов, волшебник и вопрошающий мертвых. Ибо мерзок пред Господом всякий делающий это, и за эти-то мерзости Господь Бог твой изгоняет их от лица Своего» (Втор.18:10–12). Через пророка Исаию, Господь сказал людям так: «когда скажут вам, обратитесь к вызывателям умерших, к чародеям, к шептунам и чревовещателям, тогда отвечайте: не должен ли народ обращаться к своему Богу? спрашивают ли мертвых о живых? Обращайтесь к Закону и Откровению» (Ис.8:19–20).

Известно, что царь Саул обращался к аэндорской волшебнице, и она вызывала ему тень Самуила. Мотив вызова тогда же объяснил сам Саул: «тяжело мне очень, сказал он, филистимляне воюют против меня, а Бог отступил от меня и более не отвечает мне ни чрез пророков, ни во сне» ... (1Цар.28). Этот библейский факт вызывания мертвого общеизвестен среди спиритов. Гораздо менее известны последствия этого факта в личной жизни Саула. Саул кончил жизнь самоубийством, во время разгрома его войска филистимлянами. 10-ая глава 1-ой Книги Паралипоменон делает такое заключение: «Так умер Саул за свое беззаконие, которое он сделал пред Господом, за то, что не соблюл слова Господня, и обратился к волшебнице с вопросом, а не взыскал Господа» (1Пар.10:13–14).

Вызывание умерших было всегда одним из признаков погружения человека, или народа, во тьму языческого суеверия, и всегда имело демонологический характер.

Вот, как Слово Божие описывает духовное падение Манассии: «Двенадцати лет был Манассия, когда воцарился, и пятьдесят лет царствовал в Иерусалиме; имя матери его Хефуиба. И делал он неугодное в очах Господних, подражая мерзостям народов, которых прогнал от лица сынов Израилевых. И снова устроил высоты, которые уничтожил отец его Езекия, и поставил жертвенник Ваалу... и провел сына своего чрез огонь, и гадал и ворожил и завел вызывателей мертвецов и волшебников, и много сделал неугодного в очах Господа, чтобы прогневать Его» (4Цар.21:1–6).

Спиритические попытки войти в сношения с невидимым миром запрещенным путем магических кругов (в наши дни цепью рук и блюдечек), были столь противны «Ветхозаветному Евангелисту» пророку Исаии, что он даже в пророчестве своем о языческом Египте называет вызывание мертвых и гадания – «изнеможением духа» и «разрушением совета», т.е. потерей элементарной духовной рассудительности (Ис.19:3).

Решительная духовная реформа царя Иосии уничтожающе коснулась вызывателей мертвых. Идол их, Астарта, был вынесен к Кедронскому потоку, сожжен и истерт, пепел был брошен на общенародное кладбище. Дома блудилищные при храме Господнем были разрушены... «вызывателей мертвых и волшебников, и терафимов, идолов, и все мерзости, которые появились в земле Иудейской и в Иерусалиме, истребил Иосия, чтобы исполнить слова закона, написанные в книге, которую нашел Хелкия, священник в доме Господнем» (4Цар.23:24).

* * *

Не откладывайте с недели на неделю церковного покаяния.

Каясь, не утаивайте пред слугой Господним – священником своих грехов.

Припоминайте, вольно или невольно утаенное прежде.

Не говорите «общих слов», но обвиняйте себя за определенное, беззаконное перед Богом.

Изучайте Закон Господень (Евангелие) чтобы знать в чем прегрешили.

По Евангелию будет суд над вами.

* * *

Сравнительная таблица нравственных высот язычества и христианства

(Для проверки каждого православного христианина, не столь достижений, сколь стремлений его сердца)

Язычество

1. Любовь к любящим. Молитва за благодетелей.

2. Мужественное претерпение страданий. Согласие на справедливое страдание.

3. Познание мира и природы: «Я» познаю, «Я» изобретаю, «Я» говорю...

4. Чувство – «Собственного» достоинства (Отсюда – страдание самолюбия).

Христианство

1. Любовь к равнодушным и к врагам. Молитва за ненавидящих. Благословение проклинающих. (Ибо таково отношение Бога к миру).

2. Радостное претерпение страданий. Радость при невинном страдании. (Участие в искупительном деле Христа).

3. Познание мира и природы: Бог мне открывает. (Основа христианской науки).

4. Чувство, что все «достойное» исходит только от Бога, и есть дар Божий.

(Отсюда – чувство «нищеты духа» – радостное состояние).

Тезисы (для распознавания ложных религиозных учений)

Антихристианский: 1) Человек – эманация Бога, частица Бога.

Христианский: 1) Человек – творение Божие, свободная тварь, созданная Богом из небытия.

Антихристианский: 2) Иисус Христос – мировой учитель. Дух Христа почил на Иисусе в минуту крещения и этот же Дух Христа почивал и будет почивать на других учителях человечества – мессиях.

Христианский: 2) Иисус Христос – единый и неповторимый Богочеловек – Мессия. Все мессии другие суть волки в овечьей шкуре, лжецы. Лжец всякий, кто приходит не во имя Единого Мессии Иисуса Христа, Истинного Бога и Истинного Человека, в Лице – Ипостаси Которого Божество и Человечество соединились нераздельно, неслиянно, неразлучно и неизменно (определение Вселенского Собора).

Антихристианский: 3) Каждый человек имеет свою карму, сумму накопленных личных грехов своих и должен эту карму изжить, исправить собственными усилиями своими, и до тех пор, пока не исправит, будет все время перевоплощаться для изживания своей кармы. Грех есть ошибка, неправильность, которая должна и может быть исправлена самим человеком, путем самоусовершенствования в ряде жизней.

Христианский: 3) Каждый человек имеет на себе, в силу общности человеческого естества, первородный грех, являющийся источником всех личных падений человека. Грех есть вина перед Творцом и Отцом Небесным, и никакими собственными усилиями человека исправлен или смыт быть не может, и никем исцелен из людей быть не может, но может быть прощен, в ответ на сыновнее покаяние человека, Отцом Небесным. Иисус Христос есть Единый Искупитель как общего первородного греха, так и всех личных грехов человека Его Невинная Кровь человеческая, соединенная с Полнотой Всемогущества Божьего, есть единое средство очищения и спасения, которое (как у разбойника, мытарей, блудницы) совершается в единое мгновение (как всякое исцеление) и не требует никаких эволюций, никаких циклов.

Антихристианский: 4) Чувство справедливости не может помириться с тем, чтобы за краткую свою жизнь человек был ответствен перед вечностью. Потому естественно верить в перевоплощение, в другие жизни человека на земле или на других планетах. Перевоплощение существует и доказывается фактом неожиданных воспоминаний человеком тех мест, куда он приходит, а также фактом прирожденной способности человека, как и прирожденных его болезней.

Христианский: 4) Время, которое живет человек на земле, есть маленькая вечность, по существу своему совершенно однородная вечности, составляющаяся из миллиардов земных жизней (во времени). Сколько бы человек ни перевоплощался, он никогда в рамках времени не достигнет равновесия с вечностью. Потому спасение Христово совершается не во времени и в пространстве, но вне их, в вечности, уже целиком заключающейся в каждом мгновении времени. Земная жизнь имеет смысл не искупления в вечности (такового искупления не могут дать и многие миллионы земных жизней, даже вся эта «дурная» пространственная бесконечность не может быть искуплением даже единого малого греха!), но определение свободы человека в сторону святости, любви и смирения перед Отцом, или же в сторону гордыни, злобы, нечистоты. Земная жизнь есть великая тайна человеческого определения, тайна, посильно для разума человеческого, раскрытая в притче о талантах.

Неожиданные воспоминания человека суть функционирование подсознательной и внепространственной области человека. Либо во сне, либо на яву человеческий дух вне времени и пространства может быть причастен проникновению в то пространственное место, которое он потом видит и вспоминает. Здесь также большое значение имеет соединение духа человеческого с бестелесным, внепространственным духом, приражающим к человеку свое знание (опыт прозорливости – от светлых духов, и «ясновидения» – от непросветленных). Факт различного состояния и дарований человеческих личностей объясняется не предыдущими жизнями их, в теле, но различным распределением на всех людей общего тяжкого наследия человечества – первородного греха. Кроме этого, в различных дарованиях выявляется неповторимая индивидуальность каждой человеческой души.

Совершенствование человеческой души в Боге совершается все время и всю вечность, и отнюдь не связано с пребыванием человека в ветхом смертном теле. Жизнь в ветхом теле, есть лишь неповторимое основное и таинственное испытание человеческой души, ее экзамен. Чувство справедливости легко может примириться с фактом краткости (во времени) этого экзамена, если поверить, что экзамен этот производится не ошибающимся человеком, но Абсолютом Непогрешимости и Любви – Богом, могущим узнать и определить человеческую душу даже за самый краткий миг ее жизни на земле.

Антихристианский: 5) Евангелие говорит о перевоплощении, подтверждает его в словах Христа, что Илия уже пришел и его не приняли (об Иоанне Крестителе). Кроме того, говорит о вере в перевоплощение вопрос учеников Христовых перед слепорожденным, кто согрешил: он или родители его («он» мог согрешить только до своего рождения на земле).

Христианский: 5) Все Евангелие свидетельствует против перевоплощения. Илия уже потому не мог, вообще перевоплощаться, что был восхищен на небо с телом и явился на горе Преображения в своем личном виде, уже после жизни на земле Иоанна Крестителя. Случай со слепорожденным лишний раз свидетельствует о вере евреев в первородный грех, «в беззакониях я зачался и во грехах родила меня мать моя» (Пс.50:7). И о том, что грех этот через смирение человека обращается ко славе Божией. Евангелие говорит ясно, что Иоанн Креститель должен придти в духе и силе Илии Пророка (Лк.1:17). «Дух и сила» есть выражение образа. Кроме того, вера в перевоплощение совершенно чужда как ветхому, так и Новому Завету, ибо веру в воскресение никоим образом нельзя совместить с верой в перевоплощение. Одно исключает другое. Вера в перевоплощение ярко доказывает антихристианскую (антихристову) сущность всякого учения, которое ее придерживается, ибо подрывает основу христианства – воскресение Христово. Господь Иисус Христос истинно воскрес и с плотию восшел на небо. И мы все, люди, ожидаем не старого неба и старой земли, но Нового Неба и Новой Земли, для которой мы воскреснем силою Благодати Единого Спасителя Нашего, Богочеловека, Иисуса Христа, Альфы и Омеги Жизни.

Антихристианский: 6) Все религии имеют сущностью своей одно и то же стремление к Истине, и потому необходимо теософическое «Братство Религий», которое основала Е. П. Блаватская.

Христианский: 6) Все религии имеют стремление к высшему, но не все понимают одинаково это Высшее, и потому невозможно Братство Религий по типу Блаватской. Если бы оно было возможно, оно было бы указано Иисусом Христом или Его апостолами. Но ни Господь Иисус Христос, ни свв. Апостолы не проповедовали этой чрезвычайно вредной утопии, но благовествовали Истину Божию всем народам и религиям. В этом и был смысл проповеди апостольской: открыть Свет Евангельский сидящим в духовной тьме последователям языческих религий. В некоторых религиях религиозное чувство до того извращено, что люди, следуя своей религии, служат не Богу, но диаволу. Какое может быть братство с такими религиями? У христианства не может быть общения и с теми учениями, которые проповедуют такое «братство». Истина несовместима с ложью, а ложь духовная есть самая опасная ложь в мире. Для того и пришел в мир Свет Христов, чтобы прозрели все «сидящие во тьме и сени смертной». Спаситель ясно сказал человечеству, что всякий, кто не Его – единой – Дверью входит к овцам (людям), тот не пастырь их, но волк, и овцы не слушаются его, и потому христиане с великим трепетом оберегают вход веры в эту единую Христову Дверь спасения. Господь Иисус Христос есть «Камень, сделавшийся главою угла» (Пс.117:22), и «нем ни в ком ином спасения. Ибо нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись». (Деян.4:11–12).

* * *

Отзыв Газеты «Россия и Славянство»41 Париж 27мая 1931 г.

«Борьба за Церковь»

Недавно в нашем Зарубежье появился первый номер однодневной газеты «Борьба за Церковь», вышедшей под редакцией Иеромонаха Иоанна (Шаховского), выпущенный издательством «Православно-Миссионерского Русского Зарубежного Подворья» в Белой Церкви в Югославии.

Это первая в нашем Зарубежье попытка церковной работы в такой форме, важная уже потому, что хочет использовать для церковных целей всеми давно пользуемый аппарат газетной формы, наиболее удобный для влияния на массы.

Оставляя в стороне богатый религиозно-миссионерский материал первого номера «Борьбы за Церковь», остановимся на двух статьях, обращенных одна к общественному, другая к политическому сознанию. По принципу, статьи в «Борьбе за Церковь» не подписываются именами авторов, и ответственность за статьи редакция принимает на себя. Таким образом, обе статьи нужно считать выражающими принципиальный взгляд самой редакции.

Первая из них – и как раз вводная в газете – под заголовком «Органическая клетка Русской Культуры» – посвящена церковному приходу и является горячим призывом к широкому и углубленному пониманию этой организации и творческой работе в ней.

«Среди свершающейся и свершившейся гибели очень многих общественных ценностей русского народа – гласит эта статья – живет одна непререкаемая ценность вечного культурного строительства. Она составляет сейчас опору лучших людей России – она называется приходом».

От России христианской, удушаемой безбожниками, мысль автора переносится ко всему христианскому миру:

«Приход – самая мудрая организация культуры. Каждая национальная культура наполняет ее своим содержанием, и так должна создаваться единотипная вселенская организация действующей христианской культуры, которая должна быть мощным и творческим противопоставлением мировым коллективам коммунизма, ложам масонства и всем многочисленным объединениям атеистического человечества».

Этот широкий, глубоко-идеалистический взгляд, совершенно реалистичен в то же время, ибо только тихая, смиренная, нами самими пренебреженная приходская сила устояла в России против натиска безбожного Интернационала, только тихая и смиренная приходская работа за рубежом дает немолчное свидетельство жизненности Православия. И здесь путь для самой широкой работы, для творческих порывов любого размаха. На этом пути могут и должны воспитывать себя молодые силы – и автор и зовет к этому:

«Приходская кооперационная, школьная, трудовая и просветительная работа есть лучшее развитие здоровой и светлой личности».

Обращаясь к Зарубежью и его силам, ищущим творческой работы, автор говорит:

«Приход есть социальный факт чрезвычайного значения. Самое существование этого факта в русском рассеянии – и в особенности там – на русской земле, среди страшного натиска растлевающих социальную жизнь сил, есть не теория, не красивая внешность объединения, но жизненное высшее выражение русской культуры. Надо принять приход теоретически, как фундамент русской национальной жизни, которая умеет быть сперва Божьей, Христовой, вселенской, а потом народно-национальной, личной. И первое дело русской культуры – это понять и полюбить свою семью, свой приход. Устроение русской культуры русское общество должно сейчас же начать в деятельном развитии приходской жизни».

В этом призыве нет ничего нового, выдуманного, созданного мечтою. Это лишь вывод из глубокого понимания истории церковной вообще и русской в частности; вывод из того провиденциального факта, что Московский собор 1917 г., в момент разрушения государственной и общественной России, восстановил организацию церковной России – в чем ей отказывало государство и чем пренебрегало общество; вывод из того факта, что в лоскутной пестроте зарубежных политических и иных организаций наиболее прочное, глубокое и самодовлеющее значение имеют организации церковные. Новое же и ценное в этом призыве то, что он идет от молодых, только начинающих свою церковную работу сил.

Ценно то, что, начиная эту работу, эти силы идут от древних корней, но смело глядят в будущее, ищут творческой работы, не смущаются внешней слабостью церкви, пламенно веруя в ее внутреннюю всепобеждающую силу. И этот призыв полон энтузиазма и прозрения в необъятные горизонты вселенского делания.

Вторая статья «Церковь и политика» – с подзаголовком «Психология мнимых разделений церкви» – подходит с большой осторожностью к наболевшему, запутанному вопросу о наших церковных разделениях. И прежде всего, уходя от вопросов личных, переносит все суждения на почву принципов. Свой принципиальный взгляд «Борьба за Церковь» формулирует так:

«В своем мышлении сейчас мы исходим из непреложного для нас положения духовной подчиненности государства с его кругом земных задач – Церкви, задачи которой столь же возвышаются над государственными задачами, сколь небо над деревом. Сложность и недовыясненность вопроса «Церкви и политики» заключается именно в этом... Трудность была бы не так остра, если бы общество церковное было обществом церковномыслящих людей. Но сейчас Церкви в своей ограде приходится укрывать многих, укрывшихся в ней от тяжести жизни, или в блюдении святости воспоминаний детства, или переживания России – но не проникнутых всей важностью союза своего с Богом – Вседержителем – Иисусом Христом... Какова же задача Церкви в этом веке? – Не порабощаться политикой, но порабощать ее, стоять над ней, стоять над всякой социальной формой мира, не связывать глубин своего бытия ни с одной, но порабощать духу своему всякую» ...

Не входя в подробный анализ отмеченных суждений, нужно сказать, что в них так ясно сказывается свобода и широта мысли, мужественность и прямота суждения, не связанные никакими усложнениями, что остается только приветствовать эту свежую и здоровую струю.

И. Никаноров

Извещение от Православно – Миссионерского Книгоиздательства

Православно-Миссионерское Книгоиздательство извещает всех своих сотрудников, подписчиков и читателей, что оно переходит на Сергиевское Подворье, в Париж, куда и надлежит обращаться с 1 мая 1931 г. по всем делам сотрудничества, распространения и выписки книг, а также возврата подписных листов сбора пожертвований на миссионерское дело – по адресу: Ieromonah Ioann. Institut Orthodoxe. 93, rue de Crimée. Paris (19). France.

Список изданий Π. M. К. изданных в г. Белая Церковь, Королевства Югославии (1928–1931 гг.)

1. Из Дневника о. Иоанна Кронштадтского.

2. 200 Глав преп. Иоанна Лествичника.

3. «Пламень вещей», преп. Исаака Сирина.

4. Акафист к Причащению св. Христовых Таин.

5. Святоотеческое толкование на Евангелие. Вып. 1.

6. Православно-Осведомительный и Православно-Миссионерский Листки.

7. «Моя Первая Священ. История». | Дет. Церк. Библ.

8. Заповеди Божьи в разс. Вып. I. | Дет. Церк. Библ.

9. Заповеди Божьи в разс. Вып. II. | Дет. Церк. Библ.

10. Сборник для сознательного участия мирянина в богослужении.

11. Беседа преп. Серафима с Мотовиловым о целях христианской жизни.

12. Видения Св. Ермы.

13. О Предопределении. Святителя Илии Минятия.

14. «Запись об о. Иоанне Кронштадтском и об оптинских старцах» – о. В. Ш. (из личн. воспом.).

15. «Церковь и Мир» (очерки). Иеромонах Иоанн.

16. О Св. Причащении. Святителя Илии Минятия.

17. Исповедь (два примера исповеди).

18. Об Исповеди. Из поучений Свят. Илии Минятия.

19. Поклонение Св. Христовым Тайнам. Св. Дмитрия Ростовского.

20. «Слово в мире». Сборник, посвященный русскому первопечатнику диакону Иоанну Федорову.

21. Ежедневная молитва старца Парфения (2 издания).

22. Краткий Словарь Церк.-Слав. слов, слышимых в церкви.

23. «Слава Воскресению» (11 Евангелий). Иером. Иоанн.

24. День за Днем (настольная книга христианина). Сентябрь – декабрь.

25. «Над Евангелием» (еванг. фразы и выражения).

26. Борьба за Церковь. №1 (однодневная газета борьбы за Русское Духовное Восстановление).

Последнее издание – Борьба за Церковь – однодневная газета. № посвящен памяти почившего соловецкого узника Архиепископа Илариона.

Содержание номера: Органическая клетка русской культуры. – Анкета: В чем наше послушание православию? – Исповедничество славословия. – Из беседы еп. Николая Охридского в Белградской собор. церкви. – О рождении Духом. – Христианская школа. – Митрополит Антоний: Памяти Архиепископа Илариона. – Горе ропщущим – слава благодарящим. – Церковь и политика. – Притча о неправедном богатстве и о догадливом управителе. – Архиепископ Дамиан о «Теософии», – «Наука – путь к вере». – Деятельность «Союза Воинствующих безбожников». – Миссионерская переписка: 1. Письмо из Индии; 2. Письмо из Русского Зарубежья; 3. Поучение пастырям неизвестного старца. – Елизавета Ивановна и старец Антоний Муромский. – Библиография.

Цена – 3 дин., – 2 фр., – 10 цент.

Подписные листы пожертвований на построение храма св. Ап. И Ев. Иоанна Богослова в Белой Церкви следует направлять по адресу: Казначею Русской Колонии. Ruski Odbor. BELA CRKVA. Jugoslavia

* * *

40

И в нынешнее время, в газетных объявлениях можно встретить зазывание гадалок и хиромантов. Почти все они считают себя «верующими», и вешают, обычно, у себя иконы. Но обращающиеся к ним порывают связь с Богом. Пытающиеся узнать свое будущее через людей – отрекаются от заповеди Живого Бога, возвещающей, что «сокрытое» принадлежит только Ему (Втор.29:29), а нам лишь «открытое» в Его Святом Откровении. В гадание вовлекается человек непослушным, злым духом.

41

Издававшейся в Париже под редакцией Петра Бернгардовича Струве.


Источник: Вера и достоверность: Первое служение / архиепископ Иоанн Шаховской. – Париж: Тип. Rosseels Printing – Louvain, 1982. - 265 с.

Комментарии для сайта Cackle