Азбука веры Православная библиотека епископ Иоанн (Соколов) О способах обращения иноверцев к православной вере


епископ Иоанн (Соколов)

О способах обращения иноверцев к православной вере

Святое дело обращения к православной вере неверных или не православных, как по важности своей, так и по самой трудности, с какою оно во многих случаях соединяется, требует много внимания, благоразумия, ревности. Поэтому оно требует правил, которые должны руководствовать самих обращающих и располагать, наставлять и утверждать в вере обращаемых. Кроме частных правил, сообразных обстоятельствам времени, места и свойствам обращаемых, кроме того, что может зависеть от собственного благоразумия, опытности и деятельности проповедников веры, в инструкциях, даваемых на это дело правительством духовным и гражданским, есть некоторые общие, постоянные правила, имеющие силу во всякое время, и особенно требующие внимания потому, что выражают дух и намерения нашего Правительства в этом великом и святом деле. Не допуская обращений поспешных и бессознательных, оно никогда не терпит обращений насильственных, старается устранять из этого дела всякие корыстные виды не только обращающих, но и обращаемых, побуждает проповедников действовать на ум, сердце и нравственность людей, призываемых к Евангелию. Для этого общими, необходимыми правилами обращения признаются: обстоятельное и ясное, по мере приемлемости обращаемых, раскрытие им высоких истин веры, к чему важнейшим средством служит заведение между иноверцами училищ; потом–действие на сердца их убеждениями кроткими, любовью, не только обхождением мирным и дружественным, но и снисхождением к их недостаткам, умственным и нравственные, к их понятиям, и даже некоторым заблуждениям и слабостям; наконец – укрепление союза обращенных с Церковью не иными какими либо узами, а только чисто религиозными и нравственными, как то: устроением среди них храмов и духовенства, духовным влиянием на совесть и нравы их, а особенно собственным примером жизни пастырей, к ним приставленных. В этих видах для проповеди Евангелия во всех местах, самых диких и грубых, Правительство наше заботится избирать проповедников испытанных и отличающихся столько же духовным просвещением и православием, сколько и доброю нравственностью. Таковы общие правила для распространения веры, какие находим во всех, и самых древних, инструкциях нашим миссиям.1 Здесь представим извлечение в точных словах из инструкции, данной Осетинской миссии, в 1771 году, так как эта инструкция и в последующее время многократно подтверждаема была Правительством, для употребления в деле проповедания веры.

1. Миссионеры должны всегда в памяти держать то, что поручается им дело святое и великое, дело звания апостольского, чтобы людей, пребывающих во тьме заблуждения, просветить познанием спасительной истины, открыть им пути небесного царствия, то есть, утвердить в совершенстве веры и истинных добродетелей, а чрез тο привести к единомыслию и расположить к общей государственной пользе.

2. Но дабы это дело исправили они с тою пользою, которой ожидает от них Церковь Божия и отечество, должно им сохранить следующее: 1) учение должно быть преподаваемо такое, которое бы могло быть иноверному вместительно; 2) должно им и в самом преподавании учения иметь особливые некоторые предосторожности, чтоб оно получить могло желаемый свой конец; 3) должно и то знать, каким порядком поступать им в возложенном на них деле.

3. Учение иноверным миссионеры преподавать должны из слова Божия, не отягощая обращаемых разума, яко во младенчестве веры еще сущего, кроме самых нужнейших и ко основанию веры служащих догматов.

4. В преподавании сего учения наблюдать миссионерам следующий порядок: 1) должно изъяснить, что есть Бог, 2) что Он дал человеку закон. Тут объяснить, хотя кратко, но ясно, о тех делах добрых, которые Бог предписал человеку в закон, как тο: 1) Бога любить и почитать всем сердцем; 2) идолов отвращаться и вовсе забыть; 3) имя Божие воспоминать с почтением и ни в какой ложной клятве не призывать; 4) родителей своих любить и почитать, а во первых установленной от Бога власти повиноваться; 5) в церковь в воскресные и праздничные дни ходить, молиться с благоговением и слово Божие слушать со вниманием; ежели же что не дозволит быть в церкви, в то время молиться в домах своих; 6) любить ближнего, то есть, не обидеть его ничем, – и т. д. по порядку заповедей.

5. Потом приступить к догматам, которые заключаются в Символе веры; их преподать с кратким, но ясным толкованием, которым объяснить: 1) что Бог человека и весь свет создал и его хранит; 2) что от сего Бога человеку дан закон; 3) что Бог, как милосердый, видя, как люди часто преступают Его закон, и отдаются в непорядочную жизнь, послал им Спасителя Иисуса Христа, который, как примером своей жизни научил людей добродетели, так и дал закон Евангелия, в котором показано весьма ясно, как добра держаться, а худа убегать, и чрез то приобретать, не только временное, но и вечное благополучие; и для того во Христа веровать, на Него надеяться не отменно надлежит; 4) что есть крещение, исповедь и причастие? Научить кратко и о том, что Бог за беззаконие будет осуждать, а за добродетели награждать.

6. Πо изъяснении догматов веры, каждого научить, что вся сия вера сама собою спасти человека не может, ежели обратившийся не будет иметь попечения о добрых делах во весь свой век.

7. Но как веры сохранить, так добрых дел исполнить не может человек без Божественной свыше помощи, а она дастся тем, кто просит ее у Бога прилежною молитвою; по этому, хотя кратко, показать обращающимся и необходимость молитвы во всех наших делах, и за основание объяснить молитву Господню: Отче наш, и пр.

8. Сего па первый случай обращающемуся ведать довольно; все же сие предлагать на рассуждение добровольное, отнюдь не угрожая ничем, ниже приводя к тому насилием каковым либо. Чтож касается до обрядов и церковных уставов, как то – чтения по вся дни многих молитв, соблюдения во всякой неделе постных дней, во всякой части года постов многонедельных: о том на первый случай напоминать, а отнюдь их не принуждать к той строгости, которую в Христианстве рожденные хранят; а достигать сего терпеливым увещанием и ожиданием. Здесь разуметь надобно, что когда в первые основания веры Христовой из иноверных кто духом и истиною войдет, тот и сам преклонится к соблюдению всех преданий и церковных обрядов; ежели же по принуждению только будет сие исполнять, то строгое тут взыскание более их устрашит, яко не приобвыкших к разбору пищи. Словом, в сем поведении последовать должно святому апостолу Павлу, который новообратившихся, яко еще слабодушных, отнюдь от их прежних обрядов, не противных Христианству, вдруг не отводил, но только толковал им, чтобы они их за правила веры не почитали.

9. Сверх сего учения, ни каких суеверий, пустых рассказов, ложных чудес и откровений не прибавлять, Церковью или св. Писанием не утвержденных не проповедать, а особенно своих не вымышлять.

10. По прибытии в назначенное место, не должны миссионеры говорить, что присланы по указу, но что пришли учить о добродетельном житии, и показать истинный путь спасения, по долгу возложенного на них звания; и сие должны предложить им с усердием и любовью.

11. Итак не употребляя никакого отнюдь насильства, миссионеры должны с благоразумием во-первых учить; потом во учении своем увещевать и удостоверять, в начале доказательствами естественными о бытии, власти и силе Бога всемогущего; а удостоверивши так, приступать далее к учению христианскому, утвердив прежде, что есть слово Божие и тем доказывать веру в Спасителя, и проч. Все же сие внушать с кротостью, любовью и снисходительно.

12. В проповедовании учения миссионеры должны наблюдать, чтоб начинать наставление в каждом дому к разумнейшим, а не малолетним и престарелым, чтоб тe сами поучившись, прочим толковали.

13. По довольном научении и утверждении в вере, предложить крещение желающим, истолковав прежде силу его; на сие соизволивших в тоже время и крестить.

14. Как пред крещением обращающемуся нужно иметь покаяние во грехах своих, так и по крещении, для укрепления духовного, нужно причащение, – со объяснением таковым, что он, под видом хлеба и вина, от священника благословенных, причащается самому Христу. А о покаянии изъяснить, что он должен чаще священнику исповедовать свои грехи, с тем, чтоб сколько можно от тех грехов отставал и исправлялся в жизни; по сему, как при крещении не отменно сие исполнять, так и потом препоручить их священникам тех церквей, которые от их мест не далеко отстоят, а ежели церкви отстоят от их жилищ во отдаленности, то миссионеры о том должны представлять на рассмотрение архиерею, дабы новообращенные иначе опять не обращались на прежнее.

15. По окончании дела в назначенном месте, обратно тем же путем возвратиться, и обратившимся тоже учение, для большего их утверждения, хотя кратко напоминать; а ежели кто ослабел, то повторяя учение, поступать с таковым кротко и снисходительно, взыскивая, яко погибшую овцу, которые приобретение пастырю, паче целого стада, приятно быть должно.

16. Наблюдая выше предписанный порядок учения, миссионеры должны расспрашивать жителей о их законах и о богослужении с любопытством. Узнав сие, должны доказывать неправость их мнения (наипаче порядком разговора) естественными доводами, то есть, показывая от видимых тварей, истинного Создателя, и т.д. Слушать их терпеливо и снисходительно, и самим рассказывать такожде не с грубостью и досадительными словами, но ласково и дружелюбно.

17. Ежели где учение миссионеров не будет принято, или какая либо оказана будет им суровость, тогда оставить должны они дом тот с миром; а ежелиж при всем их мирном в евангельскому проповеднику пристойном поведении случилась бы каковая от иноверных, по их к суевериям своим пристрастию, жизни их опасность, тогда требовать им от гражданского начальства вспоможения и защищения.

18. Миссионеры должны быть всегда трезвенны, целомудры, благоговейны, чинны, кротки, любовны, снисходительны, учительны, оказывать себя пред всеми не лицемерами, но искренними и чистосердечными, не склоняться ни под каким видом к какому либо насилию и лихоимству, ничего не вымогать и отнюдь не брать, ибо они должны иметь всегда в памяти то, что отправляются на сие святое дело не для корысти, но для приобретения славы Божия, пользы государства, и для спасения душ человеческих.

19. Надобно, сколько возможно, стараться, чтоб из обращенных принимать в школы учеников, с тем, дабы они никогда своего языка не забывали, и чтоб таких со временем, по обучении российской грамоте и по способности, можно было посвящать к церквам обращенных во священники и посылать для проповеди.

20. Совершенное обращение к вере должно окончиться устройством для новообращенных церкви и священников, по мере возможности.2

Сверх таких общих правил, как отдельные духовные лица, посылаемые в качестве миссионеров для обращения иноверцев, так и составляемые для сего особые миссии, получают и частные, подробные наставления от Правительства, или от местных епархиальных архиереев, сообразно с обстоятельствами места, времени, свойствами обращаемых, и особенными видами Правительства. Как отдельные миссионеры, так и полные миссии состоят под ведением местных начальств тех епархий, к которым принадлежат посещаемые миссиями места.3

Порядок самого присоединения к православной Церкви иноверцев, уже по обращении их, определяется след. общим правилом: желающие присоединиться к православной Церкви, по достаточном наставлении в истинах веры, и по удостоверении в искренности желания допускаются к св. Крещению.

Духовное епархиальное начальство, смотря по обстоятельствам, дозволяет крещение их священникам местным, или требует, чтобы предварительно было испрашиваемо собственное его разрешение, которое и дает по своему усмотрению, а также, по важности обстоятельств, входить в сношение с местными гражданскими начальствами (3).4

Но особенные правила существуют для присоединения к Церкви а) евреев, б) христиан не православных, и в) духовных лиц римского исповедания.

В присоединении евреев к Церкви соблюдаются следующие правила:

1) Желающие принять Христианскую православную веру подают писанные прошения епархиальным архиереям тех мест, где находятся, с письменными видами о своем вероисповедании и звании; 2) епархиальные архиереи предписывают местным консисториям, или духовным правлениям, отобрать от просителей показания о их роде, законе и непритворном желании крещения, и поручают избранным священникам наставление их в истинах веры, в молитвах, и т. д. 3) также собираются от посторонних лиц сведения о личности и свойствах ищущих крещения;5 4) по довольном наставлении, по испытании в присутствии консисторий, если окажутся достаточно обученными в православной вере и достойными крещения, испрашивается разрешение на то от епархиальных архиереев; 5) крещение совершается в градских церквах, в праздничные дни, открыто, пред литургию, после чего новокрещенные допускаются к св. причащению; 6) исключаются из этих правил опасно больные и кантонисты из евреев, находящиеся в батальонах; их дозволяется крестить, не испрашивая предварительно разрешения епархиального начальства; только как последние, так и первые, по выздоровлении, должны быть научены вере.6 7) Когда присоединяются к Церкви евреи, имеющие семейство, тогда крещение совершается и над детьми их, не имеющими более семи лет возраста; если же принимает веру один отец, или одна мать, то в первом случае крестятся дети мужеского пола, а в последнем – женского.7

ІІервое из двух последних правил, о гласности в крещении евреев, постановлено с тою целью, чтобы крестившимся евреям нельзя было утаевать свое крещение или отрекаться от него, как небывалого, насильственного и т. п., или креститься притворно и снова обращаться к своей прежней вере. Склонности и обычаи евреев, в этом отношении слишком хорошо известны... На этот предмет изложено об них особое правило еще на VII вселенском (7882) соборе. Именно собор говорит: «поелику некоторые из евреев, блуждая возомнили ругаться Христу Богу нашему, притворно делаясь христианами, втайне же отвергаясь Его и скрытно соблюдая все свои иудейские обычаи: то определяем, сих ни в общение, ни к молитве, ни в церковь не принимати; но явно да будут евреями» (VII всел. 8). Гласное, торжественное крещение определено ѴІ вселенским собором вообще для всех обращаемых к христианской вере. «Крещение (возрастных людей), говорит он в своих правилах, да не совершается в молитвенницах, находящихся в домах; но хотящие удостоиться крещения, к каноническим (соборным) церквам да приходят и там сего дара да сподобляются» (VI всел. 59).

Другое из последних, указанных там правил (о том, чтобы вместе с родителями-евреями крестить и детей их, не свыше только семи лет возраста) имеет тоже основание, как и общее обыкновение Христианской Церкви – крестить младенцев, – по вере их родителей и восприемников. Так, именно об евреях, постановил VII вселенский собор: «притворно делающихся христианами из евреев не приимати; аще же кто из них с искреннею верою обратится, торжественно отвергая иудейские обычаи, таких приимати и детей их крещати» (VII всел. 8). Предел семилетнего возраста для крещения детей вместе с родителями назначается в наших законах потому, что после этих лет предполагается уже достаточное развитие в детях сознания и смысла, для того, чтобы крещение принимать уже не по чужой вере, а по своей, и по собственной воле и расположению сердечному, а не по одному поручительству других. По правилам Церкви дети с семи лет возраста должны уже быть приводимы к исповеди и покаянию в грехах.

Иноверцев из христиан, желающих присоединиться к православной Церкви, священники прежде всего наставляют и утверждают в учении православной веры. Самое же присоединение, по чину церковному, совершают по взятии от них письменного удостоверения, что «они изъявляют решительное намерение присоединиться к православной Церкви, и обещают пребывать в послушании ея всегда, неизменно».8

Если же встречаются какие либо сомнения по этому делу, то священник, не приступая к присоединению иноверного лица, обязывается доносить своему епархиальному начальству, с изложением сомнительных обстоятельств; по рассмотрении их епархиальный архиерей или сам лично решает дело, или, если – требуются нарочитые исследования и формальное производство дела, дает о том предписание консистории.9

Есть еще особые правила для присоединения к православной Церкви духовных лиц римского исповедания.

а) Ищущий присоединения подает о том прошение к преосвященному, или в консисторию, или к местному благочинному. Преосвященный сам, или чрез доверенных духовных лиц, испытывает его в образе мыслей и чистого намерений, а между тем сообщает о нем местному гражданскому начальству, которое с того времени принимает просителя под свое смотрение и защиту.

б) Если окажется прикосновенность просителя к какому либо делу, то оно должно быть рассмотрено и решено по ведомству того гражданского начальства, в смотрение которого он поступил, с содействием, в случае надобности, православного духовного начальства.

в) Если обстоятельства сего дела наводят сомнение на нравственность просителя, а с тем вместе и на чистоту его намерений: то епархиальное начальство удерживается от присоединения его дотоле, пока из хода дела или по духовному испытанию откроются достаточные признаки невинности его, или чистосердечного раскаяния. Само собою разумеется, что такое испытание должно быть сокращено и присоединение ускорено в смертном случае, требующем неукоснительного употребления пособий веры, или при других особенно достойных уважения обстоятельствах, по усмотрению епархиального начальства, особенно если оказавшееся о просителе дело не есть уголовное, и если он не желает по присоединении оставаться в духовном звании.

г) Если он желает и по присоединении оставаться в духовном звании: то епархиальный архиерей о признании его и о назначении ему должности и места служения представляет св. Синоду со своим мнением и с документами о звании и церковной степени присоединяемого.

д) Если же он не желает остаться в духовном звании, то епархиальное начальство требует от него подписку в том, что он не будет уже присвоять прав, ни совершать действий прежнего своего звания, и не станет впредь просить о возвращении ему церковной степени, которую прежде имел; и в таком случае он присоединяется к Церкви по чину мирян, без упоминания об оставленном им по другому исповеданию звании. 10

Такие постановления о духовных лицах римского исповедания имеют свои канонические основания. По общим церковным канонам священство, как законное, признается там, где сохраняется непрерывно апостольское преемство священноначалия и где самое священство почитается и совершается, как таинство. Как в римской Церкви соблюдены эти канонические основания священства, то оно признается в своих правах и православною Церковью, и потому, при переходе духовных лиц римского исповедания в православную Церковь, священный сан в них не отрицается и не отвергается.11 Ηо с другой стороны, при этом переходе, священнослужитель римский не обязывается непременно удерживать на себе духовный сан, так как он оставляет уже ту Церковь, от которой получил свой сан, и переходит к другой, от которой не получал его. Равно и православная Церковь не обязывается удерживать его против воли в духовном сане, потому что она ему этого сана не давала и, главное, в ней существуют свои особые, отличные от римских условия принятия священства, посвящения в разные его степени, самой жизни духовных лиц и т. д.

Попечение о распространении православной веры принадлежит, главным образом, духовному начальству: и долг звания и законы обязывают его заботиться о просвещении верою людей и обществ, неведущих ея, а также не оставлять без внимания случаев к соединению с православною Церковью христиан не православных. Случаи к этому могут представляться каждому из пастырей и служителей Церкви, имеющих на такие случаи определенное в законах полномочие и руководство.12 Но что касается более обширного действования к обращению иноверцев, усиленными мерами, то это дело подлежит особым распоряжениям высших начальств и Правительства. Так. обр. особые миссии составляются не иначе, как по разрешению в утверждению Правительства. Вообще, без ведома и дозволения по крайней мере епархиального начальства, никому не дозволяется проповедовать иноверцам Православие.13

Государственные законы со своей стороны содействуют распространению веры и обеспечивают свободное обращение к ней иноверцев. В таких видах законы касаются и непосредственно самой веры, и лиц ее проповедующих, и лиц ее принимающих. Именно по нашим законам:

1) Господствующая Церковь имеет право в пределах государства убеждать иноверцев к принятию своего учения о вере.14 Надобно заметить, что это право не заключает в себе никаких понудительных мер к обращению иноверцев, что оно столько же по законам государства, сколько и по духу самой Церкви, действует только силою учения, убеждения, нравственных побуждений. Это право Церкви означает только свободу ей действовать своими духовными мерами, к обращению иноверцев, не только без всякого препятствия со стороны государства, но и исключительно, среди всех иноверных обществ, в государстве терпимых, но права распространения в нем не имеющих.

2) Соответственно такому праву господствующей Церкви, другим законом постановляется, что исповедующим иную веру и желающим принять веру православную, никто, ни под каким видом не должен препятствовать в исполнении сего желания.15 Иначе, подлежит гражданскому суду и наказанию, по законам Империи.16

3) Посланных от духовного начальства проповедников слова Божия губернские начальства обязываются не только охранять между иноверными от всяких неприятностей, ни и оказывать им, во время проповеди, всякое вспомоществование.17

Для содействия распространению православной веры постановлены и следующие узаконения:

4) Духовенству православного исповедания дозволяется крестить детей иноверных родителей, с тем, чтобы дети по крещении были воспитаны в правилах веры православной; – к, чему и обязывать родителей подписками.18

5) Священникам приходским разрешается, в случае неимения особенных препятствий, самим совершать присоединение иноверцев к православной Церкви, не испрашивая архиерейского разрешения, с соблюдением только всех узаконенных на этот предмет, правил. На таком же основании дозволяется и совершение смешанных браков.19

6) Как христиане из сибирских инородцев, живущих в великом отдалении от церквей, вообще нуждаются в церковных требах, а особливо встречаются неудобства при заключении браков, и обстоятельства эти составляют нередко важные препятствия к распространению между ними веры: то епархиальным начальствам вменяется в обязанность уменьшать постепенно и совсем уничтожать эти препятствия мерами, какие по местному их усмотрению будут признаны удобнейшими.20

Есть еще особенные меры к распространению Православия: это – определение прав и некоторых преимуществ для обращающихся к Церкви. Хотя дух веры Христовой не допускает никаких корыстных видов в принятии ее, а потому не дозволяет употреблять и таких средств к обращению неверующих; хотя и положительные наши правила, церковные и гражданские, вообще не одобряют таких видов: но с одной стороны, свойственное благодетельному духу Правительства побуждение, после духовных утешений, не лишить и внешних поощрений ревности к вере, особенно имеющих свое значение и силу для людей простых, в быту низших сословий, с другой – государственная справедливость и даже необходимость, требующая возвышения прав гражданских для лиц, обращающихся к Церкви, и тем следовательно теснее соединяющихся с ним разноверных подданных, – располагает Правительство определять некоторые особенные выгоды для принимающих веру православную, смотря по их званию и состоянию гражданскому. В России издревле это соблюдалось. В наказе, данном от царя Иоанна Васильевича и московского собора архиепископу Гурию, при отправлении его в Казань, повелено было ему оказывать новокрещенным всякое покровительство в их делах гражданских и судебных, ходатайствовать за них пред гражданским начальством, малыя вины гражданския им прощать, а за тяжкие – наказания смягчать. После того постановлено было (1593): всех новокрестившихся в Казани, отдалив от татарского населения, собрать вместе, отвести им отдельные слободы, устроить для них церкви и причты, и поручить надзору духовного и гражданского начальства; отдать им ближайшие к Казани пашни, выменяв у татар, которым отдать другие – дальние; а если этого нельзя сделать, то пашни новокрещенных взять в дворцовые села, а им дать из казенных, вблизи Казани, и пр.

По Уложению, крещенных иноверцев повелевалось отбирать у их иноверных господ, и давать последним за первых окупу по установленной цене,21 также у новокрещенных владельцев разных племен поместных земель ни в каком случае не отнимать, и иноверцам не передавать;22 раздавать новокрещенным старые отписные поместья мурз и татар, а если эти владельцы сами крестятся, то в замен старых, давать им из выморочных поместий.23 В последующие царствования новокрещенным дозволено отчуждать свои поместья и отчины в пользу русских людей, и взаимно от них приобретать; запрещено укреплять их в рабство; остающиеся после них имущества недвижимые повелено передавать наследникам, только крещенным; татарских жен и детей, силою отнятых, укреплять только за теми, которые их крестили, а прежним их владельцам давать вознаграждение; наделять новокрещенных жалованьем и правом на избрание рода жизни.24 Петром великим эти выгоды новокрещенным были подтверждены,25 и кроме того дарованы: льготы от всех податей и сборов на три года; освобождение от рекрутской повинности; освобождение от крепостного состояния тех из них, которые вступают в брак с крепостными лицами женского пола,26 равно и тех, которые по суду отданы, или перепроданы были иноверцам.27 В 1727 г., при имп. Екатерине I, новокрещенным татарам возвращены все поместья и отчины, отписанные у отцев и дедов их за непослушание царским указам; а тем, которых имения были уже приписаны к дворцовым, даны новые из выморочных, также татарских.28 Теже выгоды предоставлены и другим иноверцам крестившимся.29

В особой инструкции, данной миссии (1740) для обращения иноверцев в приволжских губерниях, означено: а) «новокрещенных, которые живут в одних деревнях с некрещенными, перевесть в другие деревни, и поселить вместе с крещенными же иноверцами, и русскими людьми, и земли, и всяких угодий давать им при поселении отдельно же, сколько они на прежних жилищах имели, и так, чтоб им от переселения убытков никаких не было»; б) «во всех государственных сборах и из дел давать льготы на три года, и с них новокрещенных в те три года подушных денег и других чрезвычайных поборов не спрашивать, а взыскивать вместо их оныя на оставших в тех местах некрещенных иноверцах; от казенных работ свободить их на три года; а кто из них будет вступать в брак, с венечных памятей денег никогда не брать; в) новокрещенным иноверцам всякую милость и благодеяние оказывать и ни малейшего озлобления не делать, разве кто из них обличиться в каком уголовном преступлении; с таковыми, по ясным уликам и доказательствам, поступать, как указы повелевают, без упущения; однако прежде розыска иметь довольное рассуждение, чтоб скорыми и нерассмотрительными розысками их не озлобить и от веры Христианской не отклонить, и такие касающиеся до новокрещенных иноверцев дела в судебных местах разсматривать по самой истинной правде и невинных защищать и оборонять и до разорения не допускать и стараться такие дела решать без дальней проволочки; г) как рекрут, так и в рекрутские складки денег не спрашивать и к тому их не привлекать и не приневоливать, а ставить рекрут и в рекрутские складки деньги за них платить оставшимся некрещенными иноверцам».30 Все эти льготы, с некоторыми переменами по обстоятельствам, и даже дополнением (как то – освобождением новокрещенных от адмиралтейских работ,31 смягчением для них наказаний за преступления,32 и пр.), подтверждаемы были во все последующие царствования.33

Настоящие законы наши предоставляют следующие права обращенным к вере из нехристиан:

1) иноверцы (язычники и магометане), по крещении, перечисляются в христианские общества, по собственному их избранию, исключаются из прежних званий и пользуются трех-летнею льготою от всех податей;34

2) если в числе новокрещенных находятся такие, которые до обращения не вносили никаких податей: то навсегда остаются от них свободными; обложенные меньшими противу христиан податями, оставляются с такими податями навсегда, по смерть свою; равным образом навсегда освобождаются от рекрутской повинности и от личного платежа рекрутских денег по общественной раскладке.35

3) Такие льготы распространяются и на семейства обращенных иноверцев, как скоро семейства вместе с ними крестятся; а дети, рожденные после крещения родителей, подвергаются установленным повинностям не прежде совершеннолетия, хотя бы до ceгo времени и были внесены в ревизию.36

4) Означенные льготы присвояются не только иноверцам из казенного ведомства, но и крестьянам частных владельцев, принимающим святое крещение. При этом, если они принадлежат владельцам нехристианской веры, то по крещении получают свободу: и в таком случае они переселяются в слободы к прочим новокрещенным.37

5) Евреи, с принятием Христианской веры, исключаются из прежних обществ и окладов и могут поступать во всякое податное состояние и приписываться, по желанию, вообще к городским и сельским обществам, без предварительного согласия этих обществ, на узаконенных условиях.38

6) Поселившиеся из них на землях казенных и собственных освобождаются от податей и повинностей на 25 лет, считая годы с того времени, с которого они будут исключены из окладов по прежнему состоянию, а поселившиеся на землях, взятых в оброк у частных людей, на 5 лет.39

7) Евреи, приписавшиеся к обществам – мещанскому и ремесленному, пользуются двухлетнею от платежа податей льготою, равно от личных и денежных городских повинностей и служб; за тем и еще в продолжении трех лет, лица сии освобождаются от исправления рекрутских повинностей.40 Сверх сего, евреям обратившимся в Христианство, выдается в пособие на первоначальное обзаведение, каждому без различия пола, от 15 до 30 рублей серебром, детям же в половину.41

8) Иноверцу (нехристианского закона), в случае обращения его в православную веру во время производящегося над ним следствия или суда, наказание нетолько уменьшается в мере, но и смягчается в степени и в самом роде его.42

9) Духоборцы, иконоборцы, малакане, иудействующие, и другие, признанные особенно вредными, раскольники, за распространение ересей своих и расколов и пр. сосланные в закавказский край, по обращении к Православию на местах нового их поселения, возвращаются во внутренние губернии и имеют право

избирать род жизни и приписываться к городским и сельским обществам, по предварительному согласию тех обществ, только бы общества сии не были те, в которых они состояли до переселения. Людям сего рода дозволяется оставаться и на местах поселения, и приписываться, по желанию их, в тамошних городах и селениях к обществам, также по предварительному на то согласию обществ. В обоих случаях, они пользуются трехлетнею льготою от податей.43

––––

«Православный Собеседник» выходит в 1858 году ежемесячно, книжками, не менее десяти печатных листов в каждой. – В состав его будут входит, кроме творений св. отцов, статьи догматического, нравственного, церковно-исторического содержания. Преимущественным предметом исследований в «Православном Собеседнике» будет история русской Церкви, и в ней – в особенности русский раскол, его история, учение, секты и нравы. – Сверх того будут помещаемы замечательнейшие из духовных творений русских древних писателей, доселе остававшиеся в рукописях, или изданные в давнее время н не совсем удовлетворительно, – а потому требующие нового лучшего издания. – Из двенадцати книжек годового издания, по окончание года, составятся – один том перевода (собеседований св. Григория Двоеслова) и три тома оригинальных статей под именем «Православного Собеседника»; в каждом томе будет не менее тридцати печатных листов.

Цена за годовое издание «Православного Собеседника»·на 1858 год, из двенадцати книжек, в Казани – пять рублей серебром; с пересылкой во все места Империи – шесть рублей пятьдесят копеек серебром.

Подписка принимается в Казани – в Редакции Православного Собеседника при Духовной Академии:

––––

В той же Редакции продолжается подписка на «Православный Собеседник» за прошлые годы: 1855 (второго издания), 1856 в 1857; цена за каждый год, из четырех книг, в Казани – четыре рубля, с пересылкой во все места – пятъ рублей серебром.

* * *

1

Таковы инструкции: 1) данная архиеп. Гурию (1555) при отправлении его в Казань; 2) данная в 1746 миссии, отправленной в приволжские губернии; 3) инструкция иеромонаху Никодиму (1725) для обращения калмыков; 4) инструкция миссии Осетинской (1771).

2

Собран. закон. т. XIX № 13592. сн. ук. 1740 г. сент. 11;–1793 г. апр. 19; –1795 г. июл. 19;– 1829 г. апр. 13;–1818 г. дек. 28 (в Собр. закон.).

3

Высочайше утвержденное положение св. Синода. 1844 г. апр. 15.

4

Устав. консист. ст. 31. О крещенных. евреях, магометанах, и язычниках разных наименований ежегодно представляется св. Синоду ведомость по установленной форме. Прилож. к Уст. консист. № IV.

5

Сведения не требуются от еврейских обществ, а ограничиваются свидетельствами эаслуживающих доверия лиц из общества христиан, местных гражданских начальств и, где можно, благочинных духовенства. Высоч. утвержд. 7 янв. 1842 г. мнение Комит. Министр. прим. 7.

6

Собрав. закон. ук. 1831. февр. 14 и мая 11. Во всяком случае о крещенных доносится местному епархиальному начальству, по совершения крещения.

7

Св. зак. т. IX. кн. 1. ст. 1302. Ук. св. Синода 1842 г. Map. 19.

8

Такова установленная форма удостоверения. См. в Уставе консист. ст. 25. Она представляется епархиальному архиерею.

9

Тамже.

10

Устав дух. консисторий ст. 30.

11

По отделении западной Церкви от восточной на Востоке возник вопрос: должно ли признавать священство на Западе, и этот вопрос греческими канонами решен утвердительно. BallsamonadMarc. alex. ap. Leunclavium in jure Graeco-Romano. lib. 3.

12

Устав. Дух. консист. Ст. 25 .31.

13

Св. зак. XIV. разд. 1. гл. 4. отд. 1. ст. 93. Высоч. утвержд. положение Синода 1844 г. апр. 15.

14

Св. зак. т. XIV. Тамже ст. 92.

15

Свод. зак. т. XIV. Тамже ст. 97.

16

Уложен. о наказ. ст. 199.

17

Св. зак. т. XIV. тамже ст. 24

18

Тамже ст. 95. Ук. 1841 мар. 27. Уст. конс. ст. 29.

19

Ук. 1840 янв. 28.

20

Ук. 1835 апр. 18. §172.

21

Улож. гл. 20. ст. 71. Откупу назначено по 15 рублей за человека.

22

–– гл. 16 ст. 44.

23

Ук. 1675 в Собр. зак. т. I. № 616. Это подтверждено в последствии. Соб. зак. т. II. №1009.

24

Собр. зак. т. II. № 719. 814. 1099. 1179. т. III. № 1545. 1585.

25

Собран. закон. т. VI. № 3656.

26

–– том. VI. № 3637. 3697. 4048. 4123.

27

–– т. VII. № 4556.

28

Собр. зак. т. VII. № 4962.

29

– т. ѴШ. № 5511. 5737

30

Собр. зак. т. XI. № 8236

31

Собр. зак. т. XIII. № 9861. т. XVIII. № 16911.

32

Собр. зак. т. XV. № 11567. Сн. №8482. т. XV. № 11064. 11122. 11348.

33

Собр. зак. томы XIV – XXIII. XXVII. XXXI. по указателю под словом; новокрещенцы.

34

Св. зак. т. V уст. о подателях: ст. 959.

35

Св. зак. тамже ст. 961. н т. IV. уст. рекрут. ст. 13 п. 14.

36

Св. зак. т. V. ст. 962

37

Тамже ст. 963. и т. IX. кн. 1 ст. 1087 и к ней примечание. Калмыкам новокрещенным отводится для поселения на казенных землях по 30 десятин на каждое семейство и дается льгота от всех податей и повинностей на 10 лет. Св. зак. т. V. уст. о податях ст. 958. ук. 1830. мая 25

38

Св. зак. т. V. о подат. ст. 387. и т. IX. кн. 1. ст. 1298. 1299. 1300. Ук. св. Син 1842 г. мар. 19.

39

–– т. V. уст. о подат. ст. 478 сн. ст. 456.

40

Тамже ст. 477. сн. ст. 458. еще ст. 495. 496 кн. 1 т. IX

41

Св. зак. т. IX. кн. 1. ст. 1304.

42

Улож. о наказан. ст. 157. п. 3. сн. ст. 158. 159.

43

Св. зак. т. V. уст. о подат. ст. 389. 475 и 476. см. еще в XIV т. прил. к ст. 1059. уст. о содержании стражи в ссыльных.


Источник: Православный собеседник, 1858 г. Казань. От Комитета духовной цензуры при Казанской Академии печатать дозволяется с тем, чтобы по отпечатании, до выпуска из типографии, представлено было в Цензурный Комитет узаконенное число экземпляров. Октября 22 дня 1857 года. Цензор, Инспектор Академии, Архимандрит Феодор

Вам может быть интересно:

1. Язычество и христианство по их влиянию на питомцев греческих и латинских школ II, III и IV веков профессор Алексей Петрович Лебедев

2. Религиозное обновление наших дней Иван Георгиевич Айвазов

3. Корейцы-христиане епископ Павел (Ивановский)

4. К вопросу о религиозном элементе в посвящениях у дикарей Николай Дмитриевич Протасов

5. О закономерности в истории естественных религий Алексей Иванович Введенский

6. Открытое письмо в редакцию "Духовного вестника", по поводу последних бесед со старообрядцами в СПб. профессор Николай Иванович Ивановский

7. Религия человекобожия у Фейербаха и Конта Владимир Александрович Кожевников

8. Руководство для бесед с баптистами, пашковцами (евангельскими христианами), молоканами и др. Выпуск 1 протоиерей Димитрий Владыков

9. Вторая статья — в предостережение православным экуменистам протопресвитер Михаил Помазанский

10. Краткий очерк истории Армянской церкви. Вероучение Армянской церкви епископ Гермоген (Добронравин)

Комментарии для сайта Cackle