Источник

Глава 12

Зач. 53. Притча о делателях в винограднике.

Читается в пятницу 17-й и 32-й недель по Пятидесятнице.

Мк.12:1. И начал говорить им притчами: некоторый человек насадил виноградник, и обнес оградою, и выкопал точило, и построил башню, и отдав его виноградарям, отлучился.

В притчах. Что такое притча, чит. в объясн. 2 ст. 4 гл. Им, т.е. первосвященникам и книжникам. По сказанию св. Матфея, Иисус Христос предложил первосвященникам и книжникам три притчи, после беседы с ними о том, какой властью Он выгнал торгующих из храма и кем Он послан? и Он для ответа спросил их самих: а Иоанн, предтеча Его, кем послан? и вопрошавшие ответили: не знаем, т.е. чтобы не признать Господа за Мессию, о чем проповедовал Предтеча, они не хотели признать и его самого за посланника Божия: 1) о сынах, посланных в виноградник, 2) о делателях виноградника и 3) о брачном пире (гл. 21, ст. 28 – гл. 22 ст. 14). Во всех трех притчах Господь изобразил неверие первосвященников и книжников в Него, как Мессию, и довел их до того, что они сами против себя произнесли приговор и осудили себя в неверии в Него. Еванг. Марк передает только одну, самую сильную притчу, именно о делателях виноградника, передает хотя несколько короче, но с некоторыми особенными чертами. Притчей этой Господь изобразил недостоинство вождей еврейского народа, которые, избивая посланников Божиих, имеют убить даже и Его Самого – Сына Божия, обещанного Мессию. Виноград (виноградник) насади человек, это – Бог, для спасения рода человеческого устроивший ветхозаветную Церковь. Господь уподобляет свою Церковь сначала ветхозаветную, а затем новозаветную, христианскую, иначе весьма часто называемую в Свящ. Писании царством Божиим, царством небесным, винограднику по причине сходства трудов и наград в той и другом. Винограднику и виноградной лозе уподобляли церковь свв. пророки Исаия (Ис.5:1–7), Иepeмия (Иер.2:21) и др. Огради оплотом (обнес оградой) – из камней или из живой изгороди, т. е. колючих растений, для предохранения от воров и животных. Под оградой разумеется закон, который дан избранному для сохранения истинной веры еврейскому народу. Этот закон составлял как бы ограду, отделявшую сей народ от других иноверных и иноплеменных народов. Ископа (выкопал) точило и созда столп (построил башню). Точило, это – такая яма в винограднике, которую выдалбливали в горе или вырывали и в земле, но выстилали снизу и с боков камнями, для выжимания в ней виноградного сока. Столп (башня) – это место для сторожей, оберегавших виноград от воров и животных и для помещения собираемого винограда. Под точилом и башней свв. отцы разумеют иудейский храм с жертвенником, на котором проливалась кровь животных, прообразовавшая кровь Христа Спасителя. Предаде (отдал) его тяжателям (виноградарям), т. е. хозяин отдал виноградный сад снявшим его за известную плату, с условием, чтобы уродившиеся плоды доставлялись или сполна или известной частью хозяину, и отъиде (отлучился). Под виноградарями здесь разумеются все иудейские, преимущественно же духовные начальники, архиереи и старейшины, как приставленные к тому, чтобы наблюдать за религиозной и гражданской жизнью народа. Отлучился, т. е. предоставил власть другим. Св. Златоуст и Феофилакт под отлучением разумеют Божие долготерпение.

Мк.12:2. И послал в свое время к виноградарям слугу – принять от виноградарей плодов из виноградника.

Мк.12:3. Они же, схвативши его, били и отослали ни с чем.

Мк.12:4. Опять послал к ним другого слугу; и тому камнями разбили голову и отпустили его с бесчестием.

Мк.12:5. И опять иного послал; и того убили, и многих других то били, то убивали.

И посла к тяжателям раба (послал к виноградарям слугу), то одного, то другого, то третьего, у евангелиста Матфея прямо сказано: слуг, чтобы принять плоды из виноградника (да приимут от плода винограда), т. е. условленную часть плодов. Это значит, что Бог посылал к еврейскому народу пророков, – провозвестников Его воли и народных учителей, взять Свои плоды, т. е. послушание, повиновение этим посылаемым пророкам. Но как поступили слуги с рабами? Они же схвативши (емше) их, били, и пр. Этим указывается на то, как враждебно поступали евреи с посылаемыми им от Бога, пророками. Так известно из предания, что прор. Исаию распилили деревянной пилой, а прор. Иеремию побили камнями. Казнь побивания камнями часто употреблялась у Иудеев (Втор.13:10 и др.; Ин.8:59; Деян.7:58). Св. апостол пишет о ветхозаветных праведниках и пророках: они испытывали поругания и побои, узы и темницу, были побиваемы камнями, перепиливаемы, умирали от меча и пр. (Евр.11:36, 37).

Мк.12:6. Имея же еще одного сына, любезного ему, напоследок послал и его к ним, говоря: постыдятся сына моего.

Мк.12:7. Но виноградари сказали друг другу: это наследник; пойдем, убьем его, и наследство будет наше.

Мк.12:8. И схвативши, убили и выбросили его вон из виноградника.

Здесь Господь говорит Иудеям, что они, убивавшие своих пророков, не послушают и убьют и Его Самого. Это наследник. Под наследником здесь разумеется Господь Иисус Христос, Сын Божий, Которому, как Он Сам говорит в Евангелии, все предано Отцем (Мф.11:27), и Который есть Господь всего, следовательно и виноградника духовного, т. е. Церкви. И наследство будет наше. Наследство, т. е. виноградник, или Церковь. Это обстоятельство притчи может быть и без значения; так как не все до подробности в притчах имеет значение (чит. объясн. 2 стр. 4 гл). А если и объяснить, то это значит, что иудейские начальники думали воспрепятствовать основанию Церкви Иисусом Христом и таким образом удержать за собой господство над ветхозаветной Церковью или духовным виноградником Его (Мих.). Убили (убиша) его и выбросили (извергоша) вон из виноградника. Это – указание на место смерти Иисуса Христа – на Голгофу за Иерусалимом, где Он был распят.

Мк.12:9. Что же сделает хозяин виноградника? Придет и предаст смерти виноградарей, и отдаст виноградник другим.

Тут Господь заставил Иудеев – их первосвященников и старейшин, чтобы они произнесли приговор сами ceбе и осудили себя на заслуженное наказание. Под пришествием хозяина здесь разумеется не второе пришествие Христово для суда и воздания; так как при повествовании о сем у еванг. Матфея говорится (Мф.21:41), что виноградник, т.е. Церковь Божия, будет отдана другим делателям, и они будут отдавать хозяину плоды во времена свои, чем указывается на продолжение настоящей земной жизни: а это – время разрушения Иерусалима, когда совершился суд Божий над приставниками в ветхозаветной церкви (Феоф.). Отдаст виноградник другим (инем), т.е. истинная Церковь будет уже, вместо бывшей до пришествия и смерти Иисуса Христа, Иудейской, христианская. Таким образом, Иудеи, не понимая цели притчи, этими словами сами осудили себя, как небрежных и недостойных делателей в церкви Божией; потому что слова: придет и предаст смерти виноградарей, по Евангелию Матфея, высказали сами Иудеи, Господь же, по всей вероятности, повторил их. Так Господь заставил Иудеев произнести приговор самим себе и осудить самих себя на заслуженное наказание.

Мк.12:10. Неужели вы не читали сего в Писании: камень, который отвергли строители, тот самый сделался главою угла:

Мк.12:11. это от Господа, и есть дивно в очах наших (Пс.117:22–23)?

Здесь Господь приводит слова из псалма о Своем отвержении со стороны еврейского народа (Пс.117:22–23) и подтверждает произнесенный Иудеями суд над самими собой. Камень, который отвергли строители (егоже не в ряду сотвориша зиждущие). Образ заимствован от постройки дома. При постройке дома обыкновенно большие и твердые камни кладутся под углы его. Камни эти называются краеугольными. Здесь таким камнем Иисус Христос называет Самого Себя, потому что Он составляет основание Церкви. В Свящ. Писании Иисус Христос нередко называется краеугольным камнем Церкви (Деян.4:11; Еф.2:20). Отвергли строители, т.е. учители иудейские не только не уверовали в Иисуса Христа, а еще осудили Его на смерть. Это от Господа (от Господа бысть cиe). Т.е. Иудеи не уверовали в Иисуса Христа, а между тем Он был посланный от Бога, истинный Мессия: и творимые Им чудеса, и исполнившиеся над Ним пророчества, – все подтверждало это. Дивно в очах ваших, т.е. для всех, искупленных страданиями и смертью Иисуса Христа, предметом удивления и благоговения служит самое дело искупления, именно то, что Бог послал в мир для спасения людей Своего единородного Сына, и что сей Сын Божий уничижил Себя до смерти крестной, затем со славой воскрес и сделался краеугольным камнем Церкви. У еванг. Матфея прибавлено: поэтому, говорю вам, отнимется от вас царствие Божие и отдано будет народу, приносящему плоды его. Этими словами Господь объясняет Свою притчу о делателях в винограднике. Поэтому, т.е. потому, что Иудеи отвергли Христа – не признали Его Сыном Божиим, искупителем мира и Основателем Церкви, отнимется от них – не уверовавших, царство Божие, т.е. Церковь и все духовные ее блага, хотя Иудеи и были избранным Божиим народом и приготовляемы были от Самого Бога к принятию Мессии, и дано будет народу, приносящему плоды его, т.е. тем, которые уверуют во Христа и будут приносить плоды истинной веры и добродетели – будут жить по спасительной вере и закону Христову, будут именно истинными христианами. Это будет новый народ, избранный Богом вместо неблагодарного и вероломного Израиля, новый виноградник, насажденный Христом Спасителем. У еванг. Матфея здесь прибавлено: тот, кто упадет на этот камень, разобьется; на кого он упадет, того раздавит. В этих словах Господь указывает, что будет с теми, которые противятся спасительной вере в Него. Кто упадет на этот камень, т.е. кто не уверует в Иисуса Христа, как обещанного Спасителя, соблазнится о Нем, как, напр., соблазнялись смирением Его, разобьется, т.е. тот только ошибется и может еще одуматься и покаяться. А на кого камень упадет, того раздавит до смерти, т.е. кто останется совсем неисправимым и нераскаянным, тот окончательно погибнет – будет подвергнут наказанию и на земле, и осудится на муки в загробной жизни, как и были наказаны Евреи за отвержение Христа разрушением их царства и рассеянием их по всей земле; а за гробом ждет их адское мучение за неверие (Злат.). Слова: Кто упадет на этот камень и пр. имеют тот же смысл, что и слова: Иже веру имет и крестится, спасен будет, и иже не имет веры, осужден будет, которые сказал Иисус Христос, посылая Своих апостолов на всемирную проповедь после Своего воскресения (Мк.16:16).

Мк.12:12. И старались схватить Его, но побоялись народа; ибо поняли, что о них сказал притчу; и оставивши Его, отошли.

Первосвященники и книжники поняли, что притча направлена была против них, как виновников и представителей неверия во Христа, и что же? Вместо того, чтобы исправиться, они еще более озлобились на Господа и потому старались схватить (искаху яти) Его, но побоялись народа, у еванг. Матфея (Мф.21:46) прибавлено: потому что Его считали за пророка. Первосвященники и фарисеи и были собственно врагами Христа, но народ почитал Его за пророка. Посему могло случиться и восстание в народе, когда те сделали бы что против Него, в виду народа. Если впоследствии они и предали Иисуса Христа суду и крестной казни, то сделали это, возбудив своими кознями народ против Него. Им и теперь хотелось, чтобы Господь прямо объявил Себя Мессией, и они в этом нашли бы предлог к обвинению Его пред Римским Кесарем; но Господь не сделал сего, потому что еще не наступило время Его смерти.

Зач. 54. Ответ Господа фарисеям Иродианам о дани Кесарю.

Читается в понедельник 33-й недели по Пятидесятнице.

Повествование о том, как фарисеи с Иродианами искушали Иисуса Христа, вопрошал о дани Кесарю, и как Господь отвечал им, есть и у еванг. Матфея (Мф.22:15–22). Еванг. Марк передает это повествование почти буквально, как и у св. Матфея.

Мк.12:13. И посылают к Нему некоторых из фарисеев и иродиан, чтобы уловить Его в слове.

Это было после того, как Господь в притче о виноградарях (1–12 ст.) показал первосвященникам и фарисеям иудейским, что они – недостойные служители в Церкви Божией, и потому истинная Церковь перейдет от неверовавшего в Мессию, Еврейского народа к уверующим язычникам, и после того, когда первосвященники и книжники, в злобе на Господа, старались схватить Его, но боялись народа. Что же тогда делают враги Христа? Вместо сознания и раскаяния они, воспылав еще большей злобой к Нему, по св. Матфею, – совещались как бы уловить Его в слове (ст. 15), т. е. заставить Его высказать что-либо такое, за что можно было бы обвинить и погубить Его. И для этого с хитрым вопросом посылают к Нему некоторых из фарисеев и Иродиан. О фарисеях чит. объясн. 16 ст. 2 гл. Иродиане, это – приверженцы царя Ирода. Когда Иудеи подпали под власть язычников Римлян, и из Рима прислан был им царь, не еврейского происхождения, тогда между ними образовались две партии. Одни утверждали, что должно платить подать Кесарю, и противников сего мнения почитали мятежниками; другие же, преимущественно фарисеи, полагали, что Иудеи, как народ Божий, должны, в отличие от языческих народов, платить только одну дань Богу, в Его храм, по полсиклю (Мф.17:24) с души, как предписано в законе Моисеевом, а что платить римскому Кесарю идолопоклоннику – значит оскорблять истинного Бога (Фил. митр. Моск.). Так как римским правителем Иудеи был Ирод, то приверженцы его и назывались Иродианами. Фарисеи ненавидели Иродиан, как сторонников ненавистной им власти. Но вот теперь, когда кипели злобой по отношению к Иисусу Христу, они забывают свои отношения к Иродианам, и не гнушаются войти с ними в соглашение. Фарисеи, по Матфею, не сами идут к Господу с вопросом, а посылают своих учеников. И это делают они с целью – в случае неудачи пусть лучше на лицо учеников падет стыд, а сами учителя останутся в стороне (Филар.).

Мк.12:14. Они же, пришедши говорят Ему: Учитель! Мы знаем, что ты справедлив и не заботишься об угождении кому-либо, ибо не смотришь ни на какое лицо, но истинно пути Божию учишь. Позволительно ли давать подать кесарю, или нет? давать ли нам, или не давать?

Учителю, вемы (мы знаем), яко истинен еси (что Ты справедлив), и пр. Это – хитрая и лицемерная подготовка к хитрому вопросу. Достоит ли (позволительно ли) кинсон (подать) Кесареви дати или ни (нет) и пр. Кесарю, т. е. римскому императору, – имя Кесарь было усвоено римским императорам. Это – самый вопрос. Вопрос был придуман таков, на который как бы ни ответил Иисус Христос, вопрошавшие все нашли бы в нем обвинение на ответившего. Если бы Господь ответил, что должно платить подать Кесарю; тогда вопрошавшие, именно Иродиане, обвинили бы Его в том, что Он учить противно Своему закону, изменил народу Божию и Самому Богу, и таким образом опровергли бы в лице Его Посланника Божия и веру народа к Нему. Если же Христос ответил бы отрицательно: не должно; то фарисеи обвинили бы Его в том, что Он возбуждает народ против Кесаря, и донесли бы на Него римскому правителю, как на мятежника. „Посмотри, как вопрошавшие коварно действуют, замечает св. Златоуст: не говорят: скажи нам, что хорошо, что полезно, что согласно с законом, но – как Тебе кажется? Того только они и смотрят, как бы предать Его и уличить в противлении власти верховной“.

Мк.12:15. Но Он, зная их лицемерие, сказал им: что искушаете Меня? принесите Мне динарий, чтобы Мне видеть его.

Что Мя искушаете, т.е. зачем стараетесь поставить Меня в затруднение своим лукавым вопросом или вызвать с Моей стороны такое мнение, за которое можно бы было осудить Меня? И затем – Господь чудным образом посрамил лукавых Своих врагов. Пенязь, иначе динарий, это была римская монета, около 20 кол. сер. на наш счет, которой между прочим, Евреи платили подать римскому Кесарю.

Мк.12:16. Они принесли. Тогда говорит им: чье это изображение и надпись? Они сказали Ему: кесаревы.

Чей образ (изображение) сей и написание (надпись)? На римских монетах с одной стороны чеканилось, как делается у нас, изображение царствующего императора с надписью его имени. Они сказали (рекша) Ему: Кесарев, т.е. тогдашнего римского императора-Кесаря.

Мк.12:17. Иисус сказал им в ответ: отдавайте Кесарево Кесарю, а Божие Богу. И дивились Ему.

Воздадите Кесарева Кесареви (отдавайте Кесарево Кесарю), и Божия Богови (Божие Богу), т.е. исполняйте обязанности и в отношении к Кесарю, как члены земного царства, – платите и подать, и в отношении к Богу, как чада Божии и члены церкви Божией. И обе эти обязанности нисколько не противоречат одна другой, а легко исполняются совокупно обе, так как Сам Бог поставляет царей (Притч. 8:15; Рим.13:1), и Евреи, если подпали под власть римского императора, то это произошло по воле Божией. „Впрочем, поучает Златоуст когда ты слышишь: воздадите Кесарева Кесареви, разумей под сим только то, что нимало не вредит благочестию; ибо все противное благочестию не есть уже дань Кесарю, но дань и оброк диаволу. И когда еврейские начальники принуждали Апостолов не проповедовать о Христе Спасителе, то они отвечали: судите, справедливо ли пред Богом слушать вас более нежели Бога« (Деян.4:19). Так же поступали и свв. мученики, когда требовали от них отречения от Христа. Так словами: воздадите Кесарева Кесареви, Божия Богови Господь утверждает и власть царей и правителей, и союз церкви с государством. Подобно сему учит и апостол Христов: Бога бойтеся, царя чтите (1Пет.2:17). Не неразумно ли и не грешно ли после сего сочинять учение против властей, как делает лжеучитель Толстой и ему подобные? – И дивились Ему (чудишася о Нем). У еванг. Матфея прибавлено: и оставив Его, ушли. Дивились, т.е. мудрости данного ответа на лукавый вопрос. Враги Христовы совершенно были обезоружены. На что теперь могут жаловаться фарисеи, когда сказано: воздадите Божия Богови? Что теперь донесут римскому правителю Иродиане, когда сказано: воздадите Кесарева Кесареви? Тем и другим должно было быть стыдно, что предлагали как будто очень трудный вопрос; а между тем он так легко решается при взгляде на монету. Ушли, не уверовав во Христа, хотя и видели прямое доказательство Его Божественности. Таковы обыкновенно бывают злоба, гордость и упорство! И что же еще делают впоследствии злые и упорные враги Христовы? Они основали обвинение против Господа, что Он будто бы запрещал давать подать Кесарю (Лк.23:2). Избави Бог всякого этих качеств падшего ангела!

Зач. 55. Отчет Господа Саддукеям о воскресении мертвых.

Читается во вторник 33-й недели по Пятидесятнице.

Ответ Господа Саддукеям относительно воскресения мертвых изложен у еванг. Марка почти в таких же словах, как и у еванг. Матфея (Мф.22:23–32).

Мк.12:18. Потом пришли к Нему саддукеи, которые говорят, что нет воскресения, и спросили Его, говоря:

Это было после того, как фарисеями предложен был Господу вопрос относительно дани Кесарю, и Он посрамил их (ст. 13–17). Саддукеи, это была особая секта у Евреев. Саддукеи получили свое имя от Садока, священника, жившего за 200 лет до Рождества Христова. Они учили, что не будет воскресения мертвых, что душа человеческая уничтожается вместе со смертью тела, что нет ни Ангелов, ни диаволов и т. п. Фарисеи были всегдашними соперниками и врагами Саддукеев; так как учение тех и других было противоположно. Увидев, что Господь посрамил их соперников, фарисеев, саддукеи надеялись, что они – не то, что фарисеи, что они посрамят Самого Иисуса Христа, на Него они смотрели с высокомерным презрением, как на простого, неучёного Галилеянина, – а вместе с тем унизят и самих фарисеев, не сумевших посрамить Его, особенно если бы случилось так, что Спаситель, не смогши опровергнуть их, принял их сторону. Саддукеи предлагают Господу вопрос о предмете своего неверия, – о воскресении мертвых.

Мк.12:19. Учитель! Моисей написал нам: если у кого умрет брат и оставит жену, а детей не оставит, – то брат его пусть возьмет жену его и восстановит семя брату своему (Втор.25:5).

Мк.12:20. Было семь братьев: первый взял жену, и умирая не оставил детей.

Мк.12:21. Взял ее второй, и умер, и он не оставил детей, также и третий.

Мк.12:22. Брали ее за себя семеро, и не оставили детей. После всех умерла и жена.

Мк.12:23. Итак в воскресении, когда воскреснут, которого из них будет она женою?

Моисей написа нам: яко аще кому брат умрет и пр. Этот закон, данный Моисеем (Втор.25:5–6), когда брат умершего должен был взять за себя вдову его, и первый сын от сего брака считался сыном умершего, назывался законом ужичества (т. е. родства) и был установлен для того, чтобы предупредить пресечение рода, что считалось тяжким насчастьем у Евреев. Саддукеи указывают на этот закон ужичества затем, чтобы объяснить, каким образом одна и та же женщина могла быть замужем за семерыми мужьями, о чем идет речь в самом вопросе. Самый вопрос: Седмь братий бе (было семь братьев): и первый поят (взял) жену и умирая не остави (не оставил) семене и пр. Обстоятельство, что женщина была за семерыми мужьями, по всей вероятности, было выдумано саддукеями. Так думает св. Златоуст. „По моему мнению, говорит он, и третий муж не взял бы за себя вдовы, видя, что уже два мужа ее умерли; а если бы взял третий, то уже никак не взял бы четвертый и пятый, опасаясь той же участи“. Это саддукеи выдумали с целью, чтобы более осмеять учение о воскресении мертвых. Вопрос направлен саддукеями к тому, чтобы опровергнуть учение о воскресении мертвых и подтвердить свое неверие в это воскресение. Вопрос этот может быть выражен так: „в книгах Моисеевых не только нет никакого доказательства бессмертия душ, но, напротив, есть нечто такое, что совершенно противоречит учению о воскресении мертвых – именно закон ужичества. Если мертвые воскреснут (как учат фарисеи и учишь Ты, т. е. Он, Иисус Христос), то жена, представленная нами – саддукеями в пример, должна по закону ужичества принадлежать или всем семи мужьям, или никому, что равно нелепо; но такого нелепого закона (каковым оказывается закон ужичества в отношении к бессмертию) Моисей, мудрейший и Боговдохновенный законодатель, не мог дать: следовательно, по учению Моисея, нет воскресения мертвых, – иначе он не написал бы такого закона – и мы (саддукеи), не принимая учения о бессмертии, совершенно правы“ (Инок. Apxиеп. Херс.).

Мк.12:24. Иисус сказал им в ответ: этим ли приводитесь вы в заблуждение, не зная Писаний, ни силы Божией?

Мк.12:25. Ибо когда из мертвых воскреснут, тогда не будут не жениться, ни замуж выходить, но будут, как Ангелы на небесах.

Мк.12:26. А о мертвых, что воскреснут, разве не читали вы в книге Моисея, как Бог при купине сказал ему: Я Бог Авраама, и Бог Исаака, и Бог Иакова (Исход. 3, 6)?

Мк.12:27. Бог не есть Бог мертвых, но Бог живых. Итак вы весьма заблуждаетесь.

Вы приводитесь в заблуждение (прельщаетеся), т. е. имеете неправильное понятие относительно загробной жизни, заблуждаетесь. Не ведуще (не зная) Писания, – потому что полагаете, будто бы порядок вещей и в загробной жизни будет такой же, какой в настоящей земной, т. е. и там будут жениться и выходить замуж; тогда как в ветхозаветном Писании нигде не говорится о том, чтобы в воскресении продолжался именно такой же порядок. Саддукеи сами выдумали такое учение. Господь и говорит им, что в загробной жизни, когда тела будут духовные, и когда не будет продолжения рода, – когда (егда) из мертвых воскреснут, тогда установится совершенно другой порядок – тогда не будут ни жениться, ни замуж выходить (ни женятся, ни посягают), но будут как (суть яко) Ангелы на небесах. – Вы не знаете силы Божией, т. е. того, чтобы Бог по Своему всемогуществу не мог воскресить истлевшее и превратившееся в землю тело. Господь, обличая саддукеев в этом неведении, говорит, что в Писании есть прямое указание на действительность воскресения. Напр. А о мертвых, что они воскреснут (яко востают), разве не читали вы (несте ли чли) и пр. Св. Златоуст так пишет, объясняя эти слова: „Бог не есть Бог несущих и совершенно уничтожившихся, которые уже никогда не воскреснут. Ибо не сказал о Себе: Я был, но сказал: Я есмь Бог сущих и живых. Как Адам, хотя и жив был в тот день, когда вкусил от древа, но тотчас после изречения суда Божия подвергся смерти; так и праотцы, хотя и умерли, но остались живыми по обетованию воскресения“. При сем св. Златоуст же замечает. „Господь смотрит не только на вопрос, но и на самые мысли вопрошающих. Когда вопрошают Его не с злым намерением, но по неведению, то Он в ответе Своем более сообщает, нежели сколько требовалось на вопрос; а когда одна злоба внушает вопросы, то не отвечает и на то, о чем спрашивают“. „С другой стороны, пишет Иннокентий Херсонский, Господь вероятно видел возможность вывести некоторых саддукеев из их заблуждения; посему не удовольствовался одним опровержением возражения, а присовокупил с своей стороны весьма убедительное доказательство бессмертия“. Есть в Писании ветхого завета и другие ясные места относительно воскресения мертвых (напр. Дан.12:2; Ис.26:19); но Господь указывает только на одно место из книги Моисея, так как саддукеи не принимали других Священных книг, кроме Моисея (18 ст.). Вы убо много прельщаетесь (и так вы весьма заблуждаетесь). Тут Господь еще повторяет, что саддукеи впадают в весьма великое заблуждение, когда не понимают высокого боговдохновенного учения Писания о бессмертии человека, хотя и считают себя глубокомысленными. У еванг. Матфея тут прибавлено: народ слышав, т. е. как Господь посрамил фарисеев и саддукеев, дивился учению Его. А саддукеи, верно, так же, как и фарисеи, оставили Христа и отошли (12 ст.), не уверовав в Него и не убедившись Его учением. Такова, опять, скажем, злоба и упорство!

Зач. 56. Ответ Господа книжнику о большей заповеди в законе и вопрос самим книжникам о том, Христос чей Сын.

Читается в среду 33-й недели по Пятидесятнице.

Ответ Господа книжнику о большей заповеди в законе изложен у еванг. Марка гораздо подробнее, чем у евангелиста Матфея (Мф.22:35–40), и с некоторыми особенными чертами.

Мк.12:28 Один из книжников, слыша их прения и видя, что Иисус хорошо им отвечал, подошел и спросил Его: какая первая из всех заповедей?

Едина от (из) книжник. О книжниках чит. в объясн. 22 ст. 1 гл. Этот книжник, вероятно, принадлежал к фарисейской секте (Мф.22:34–35). О фарисеях чит. у Марка там же. Слышав стязающихся (слыша их прения) т.е. предлагаемые фарисеями с Иродианами и Саддукеями вопросы Господу о подати Кесарю и о воскресении мертвых (ст. 13–27), и видев, яко добре (хорошо) отвеща им Иисус Христос и пр. У еванг. Матфея говорится, что законник или книжник спрашивал Господа, искушая Его, подобно как и фарисеи с Иродианами и Саддукеи; еванг. Марк не говорит об этой цели, но еще как будто указывает на искренность законника, тем более, что далее этот законник выражает одобрение ответам Спасителя, а Спаситель с своей стороны одобряет ответы законника и похваляет его нравственное настроение (32 и 34 ст.). Это, по-видимому, разноречие между евангелистами? Блаж. Феофилакт так примиряет это разноречие. Он говорит, что законник, приступая к Господу с своим вопросом, первоначально хотел искусить Его, но потом сам пленился божественной мудростью Его и потому с восторгом одобрил ответ Господа. Господь же одобрил законника, потому что видел, что добрые качества еще не совсем были заглушены в нем ложью фарисейства. Кая есть первая всех заповедей (какая первая из всех заповедей)? Иудейские ученые, или книжники и фарисеи различали в законе большие и меньшие заповеди (Мф.5:19), под большими разумели обрядовые законы Моисея, а под меньшими – правила нравственности, и вопрос, какая заповедь наибольшая, был у них спорным, т.е. это окончательно не было решено ими: одни считали наибольшей заповедь об обрезании, другие о жертвах, третьи о субботе и т. п. Св. Златоуст замечает, что фарисеи могли и знать, что первая заповедь есть о любви к Богу; но спросили, ожидая, не скажет ли Иисус Христос чего такого, за что можно было бы обвинить Его. Как же Господь отвечает на этот вопрос? Он сказал прямо, что две самые главные заповеди, это – заповеди о любви к Богу и ближнему.

Мк.12:29. Иисус отвечал ему: первая из всех заповедей: слушай, Израиль! Господь Бог наш есть Господь единый,

Слыши, Израилю, Господь Бог ваш, Господь един есть. Этими словами предварена заповедь о любви к Богу (Втор. 6:4–5), потому что эта заповедь тесно связана с истиной единства Божия, так как истинно любить можно только единого истинного Бога. Словами Слыши, Израиль, Моисей возбуждал особенное внимание к своему указанию на главнейшую заповедь закона. С этой же целью, конечно, и Господь говорит их.

Мк.12:30. и возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостью твоею: вот, первая заповедь! (Втор.6:4–5).

Эта заповедь дана Самим Богом чрез Моисея (Втор.6:5). Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, т.е. всей способностью, или силой, которой мы чувствуем или желаем, и всею душею твоею, т.е. вообще возлюби Господа всецело, – всем существом своим, со всеми его силами; и всем разумением (умом) твоим, т.е. всей способностью или силой, которой мы познаем; и всей крепостью твоею, т.е. всей силой воли – третьей человеческой способности или силы. Сия есть (вот) первая заповедь – первая не по чему-либо, но по важности и значению других заповедей: она есть основание всех других заповедей, и исполнение ее есть источник всех других добродетелей. Бог – высший всех существ, и должен быть любим высшей любовью (Мих.). Человек и создан был для того, чтобы любить Бога, и любовь к Богу в нем должна царствовать над всем, что есть в душе его.

Мк.12:31. Вторая подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя. Иной большей сих заповеди нет (Лев.19:18).

Эта заповедь также дана Богом чрез Моисея (Лев.19:18). Люби ближнего, как самого себя, т.е. желай и делай ближнему добро, как себе самому, и не желай и не делай ему того, чего не желал бы себе самому – ни зла, ни вреда, ни неприятности. Эта заповедь та же, что Господь ранее высказал в своей нагорной проповеди: во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте с ними (Мф.7:12). Заповедь о любви к ближнему Господь называет подобной заповеди о любви к Богу, потому что, пишет блаж. Феофилакт, „обе они взаимно связываются, одна другой поддерживаются и обнимают собой все прочие заповеди“. Прекрасно объясняет это св. Апостол, когда говорит: всякий, любящий Родившего, напр. Бога, сотворившего человека, любит и рожденного, т.е. сотворённого человека (1Ин.5:1). Кто говорит: я люблю Бога, а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, которого не видит? (1Ин.4:20)? У еванг. Матфея прибавлено: в сию обою заповедию (на сих двух заповедях) весь закон и пророцы висят (утверждаются) (Мф.22:40). Т.е. в заповедях о любви к Богу и ближнему заключается сущность всего, чему учили и чего требовали ветхозаветные учители, Моисей и все пророки. „Если вникнешь в десять заповедей закона, данного на Синае, говорит один из святителей (Никифор, архиепископ Астраханский), то увидишь, что первые четыре заповеди относятся к любви к Богу, а прочие шесть до любви к ближнему. Если разберешь все пророческие проповеди, то найдешь оные преисполненными обличений на отвергающих служение истинному Богу и приносящих жертвы идолам, исполненными угроз на творящих неправду и обиду к ближнему и наставлений и побуждений к благодеяниям к ближним. Если рассудишь, что такое грех, и что такое добродетель, то ясно увидишь, что всякий грех есть ни что иное, как или оскорбление Бога или вред ближнему, а всякая добродетель есть или служение истинному Богу, или польза ближнему“.

Мк.12:32. Книжник сказал Ему: хорошо, Учитель! истину сказал Ты, что один есть Бог и нет иного, кроме Его;

Мк.12:33. и любить Его всем сердцем, и всем умом, и всею душею, как самого себя, есть больше всех всесожжений и жертв.

Больше всех всесожжений и жертв. Иудеи, в особенности же фарисеи были очень привязаны ко внешности религии, – к обрядам, к жертвоприношению, так что из-за этой внешности нередко жертвовали высшими нравственными обязанностями любви, и потому сознательно или бессознательно считали жертвы выше дел любви к ближнему. Господь нередко укорял их в этом чрез пророков (Ис.1:11 и дал. Пс.49:8 и дал.).

Мк.12:34. Иисус, видя, что он разумно отвечал, сказал ему: недалеко ты от Царствия Божия. После того никто уже не смел спрашивать Его.

Вопрошавший Иисуса Христа, книжник оказался таким, который не разделял общепринятых иудейских понятий: он отвечал разумно (смысленно). Потому Господь, Который Сам ясно учил, что дела любви выше дел благочестия (милости хочу, а не жертвы. Мф.12:7, 5:23–24), похвалил ответ книжника, сказав ему, что он недалек от Царствия Божия, т.е. способен усвоить учение Христово и войти в Его Церковь. И никтоже смеяше что Его вопросити (после того никто уже не смел спрашивать Его). Фарисеи окончательно были поражены ответами Христа, и потому уже и не осмеливались более приступать к Нему с новыми вопросами.

Мк.12:.35 Продолжая учить в храме, Иисус говорил: как говорят книжники, что Христос есть Сын Давидов?

Мк.12:36. Ибо сам Давид сказал Духом Святым: сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих (Пс.109:1)

Мк.12:37. Итак сам Давид называет Его Господом: как же Он сын ему? И множество народа слушало Его с услаждением.

Како глаголют (как говорят) книжницы, яко (что) Христос есть сын Давидов? Вопрос Господа о Христе, чей Он сын, поставивший книжников в весьма затруднительное положение, передается у еванг. Марка точно так же, как и у еванг. Матфея (Мф.22:43–46), с различием только в форме самой его передачи: у еванг. Матфея предлагается вопрос так: Что вам мнится о Христе, чей есть сын? У Марка же так: Как говорят книжники, что Христос есть сын Давидов? Вопрос этот дал Иисус Христос книжникам после того, как Сам Он ответил на три их вопроса, предложенные с целью искусить Его: 1) о дани Кесарю, 2) о воскресении мертвых и 3) о главной заповеди (14–34 ст.), и когда уже все совопросники Его, пораженные Его ответами, умолкли, Иисус Христос предложил им вопрос для того, чтобы обличить несостоятельность их понятий о личном достоинстве Мессии. Св. Златоуст так говорит о причине, по которой Господь предложил фарисеям вопрос о том, чей Мессия сын. Он, как сердцеведец знал, что фарисеи предлагали ему вопрос о заповедях с затаенной мыслью: не назовет ли Он Себя Сыном Божиим и Богом; тогда они обвинили бы Его в богохульстве. Как бы отвечая на эту тайную их мысль, Господь предложил им с Своей стороны вопрос, неприметным для них образом приводя их к тому, чтобы они не только Отца, но и Его признали Богом. Фарисеи называли Христа сыном Давидовым сообразно обетованиям о Мессии, которые даны были царю Давиду и подтверждены впоследствии времени (2Цар.7:14 и далее); но, не признавая в Нем божественного достоинства, они опускали это из внимания. Книжники так думают о Мессии, а между тем – прибавляет Господь: той Давид рече (сказал) Духом Святым, следовательно истинно и непреложно и пр. Сказал (глагола) Господь Господу моему и пр. Слова эти взяты из 109 псалма, где изображены могущество и вечная слава Христа Спасителя миpa. Сказал Господь, т.е. Бог Отец (Иегова) Господу моему, т.е. имевшему воплотиться ради спасения мира, Сыну Своему, Мессии. Сиди одесную Меня–т.е. по правую руку – Меня. Сидеть по правую руку царя означает благоволение к сидящему и могущество сидящего. (Чит. объясн. 37 ст. 10 гл.) Сиди одесную Меня, т.е. разделяй со Мною царский престол, царствуй со Мною. Положу врагов Твоих в подножие ног Твоих. Эти слова указывают могущество Мессии, господство Его над всеми врагами и вместе над всем миром (Пс.2:9; Евр.10:13). Св. Златоуст замечает, что Господь привел слова о поражении врагов Мессии для того, чтобы устрашить фарисеев, – что если они не признают Его за истинного Мессию, то и им грозит участь врагов Мессии, о которой говорит пророк. Сам Давид называет, и пр. Т.е. если Мессия должен быть только простым потомком Давида, как вы, Иудеи, думаете; то как же Давид мог назвать Его своим Господом? Мог ли, например, Авраам назвать Исаака, Иакова, или хотя того же Давида своим Господом? А если Мессия был Господом Давида, и если Он уже существовал тогда, когда Давид писал о Нем, то простой ли Он Его потомок, а не воплотившийся ли Сын Божий? И мног (множество) народ послушаше (слушал) Его в сладость (с услаждением). Тогда как начальники и руководители народа, первосвященники и книжники, или издевались над учением Христа, которое Он проповедовал, или силились уловить Его на словах и погубить; простой народ чувствовал, что в учении Христовом преподается истина, и услаждался сим учением, хотя многого из оного не понимал. Народ видел, как Господь обнаружил невежество считавших себя учеными и многознающими, книжников и учителей, и потому возымел к Нему еще большую расположенность и уважение Евангелист Матфей прибавляет, что после того, как Иисус Христос так премудро решил предложенные Ему книжниками вопросы, и сами они не могли ответить на Его вопрос, уже никто не смел спрашивать Его; потому что фарисеи окончательно были поражены Иисусом Христом.

Зач. 57. Речь Иисуса Христа против книжников и две лепты бедной вдовицы.

Читается в четверток 33-й недели по Пятидесятнице.

Евангелист Матфей изложил пространно обличительную речь Господа против руководителей Еврейского народа, книжников (Мф.23); еванг. же Марк берет из нее только несколько изречений о честолюбии, корыстолюбии и лицемерии их. Причина сего понятна. Св. Матфей писал свое Евангелие для христиан из Иудеев, и для них эта речь Христова была и понятна, и полезна, как характеризующая оставленных ими, их ложных духовных руководителей. Еванг. же Марк писал свое Евангелие для христиан из язычников, для которых речь Христова мало могла быть понятна и не могла иметь нравственного значения (Мих.).

Мк.12:38. И говорил им в учении Своем: остерегайтесь книжников, любящих ходить в длинных одеждах и принимать приветствия в народных собраниях.

Фарисеи любили ходить в длинных одеждах (хотящих одеяних ходити), отличая себя тем пред другими, т.е. для важности. У еванг. Матфея сказано: увеличивают воскрилия одежд своих. Воскрилия, это–шнурки синего цвета, предназначенного для одежды священников. Моисей предписал, чтобы у каждого еврея к концам одежды был нашит синий шнурок для напоминания, что еврейский народ должен быть народом священным (Числ.15:38 и дал. Втор.22:12). Фарисеи и эти шнурки, для тщеславия увеличили очень много (Чит. объясн. 5 ст. 23 гл. Матф.). Целования на торжищах (любят принимать приветствия в народных собраниях), т.е. любят публичное выражение особенного почтения на торговых площадях, где много народа. Любящих ходить в длинных одеждах и пр. Все это указывало, что фарисеи были очень тщеславны, везде отличали себя от других и искали почета и уважения себе. Св. Златоуст замечает при этом: „Фарисеями овладевало тщеславие и там, где особенно заповедано им было предохранять себя от оного, т.е. в синагогах, куда они ходили учить. На пиршествах это могло бы еще показаться не столь предосудительным, хотя и учителю надлежит быть образцом. Он должен быть таков не только в церкви, но и везде. Говорит ли, молчит ли, обедает ли, или что другое делает, он во всем должен показывать себя образцом“.

Мк.12:.39 Сидеть впереди в синагогах и возлежать на первом месте на пиршествах.

Известно, что иудеи вкушали пищу, не сидя, как мы, за столом, а полулежа (чит. объясн. 6 ст. 8 гл.). Главные или почетные места были в средине стола, который обыкновенно устраивался при пиршествах в виде буквы П, и их-то особенно любили занимать тщеславные фарисеи, как равно любили же и сидеть впереди в синагогах, т.е. сидеть на местах, которые находились тут близ кафедры и которые обыкновенно занимались старцами.

Мк.12:40. Сии, поядающие домы вдов и напоказ долго молящиеся, примут тягчайшее осуждение.

Поядающе домы вдовиц. Посредством ложной набожности, напр. продолжительной молитвы, фарисеи достигали того, что становились распорядителями совести и имущества набожных женщин, вдов и вообще бедных людей, и заставляли их делать в свою пользу, даже объявлять себя наследниками имущества, в предосуждение и с обидой истинных наследников (Иннок.). Значит, фарисеи, под предлогом благочестия, обижали не только богатых, но и бедных людей. Напоказ (непщеванием) долго молящеся. Фарисеи любили молиться на видных местах, – чтобы видели и хвалили их за это другие; она молились по долгу, – но лицемерно, тоже напоказ другим, а не по влечению сердца (Чит. Мф.6:5).

Мк.12:41. И сел Иисус против сокровищницы, и смотрел, как народ кладет деньги в сокровищницу. Многие богатые клали много.

Прямо сокровищному хранилищу (против сокровищницы) и пр. Сказания об этой вдове нет у еванг. Матфея, а есть у св. Луки (Лк.21:1–4). Сокровищницей называлась сборная кружка, находившаяся в храме на так называемом дворе жен, в которую обыкновенно клали добровольные приношения в пользу храма, т.е. на его поддержку и богослужебные принадлежности. Пред праздником Пасхи особенно много собиралось таких пожертвований, потому что пред этим праздником никто не входил в храм, не положив в кружку сколько-нибудь денег, по мере своего усердия и средств. (Чит. о xpaме в объясн. 11 гл., 17 ст.).

Мк.12:42. Пришедши же, одна бедная вдова положила две лепты, что составляет кодрант.

Мк.12:43. Подозвав учеников Своих, Иисус сказал им: истинно говорю вам, что эта бедная вдова положила больше всех клавших в сокровищницу.

Мк.12:44. ибо все клали от избытка своего, а она от скудости своей все, что имела, все пропитание свое.

Две лепты. Лепта, это – самая мелкая монета, которая равнялась четверти на ней копейки, так называвшейся у нас прежде полушке. Две лепты равнялись мелкой же римской монете, называвшейся кодрантом, который составлял половину нашей копейки, так называвшейся нашей деньге, денежке. Эта бедная (убогая) вдова положила больше (вверже множае) всех и пр. Больше и по сравнению с другими жертвователями, потому что те подавали, не истощая своих средств (от избытка своего), а она положила от скудости своей, последнее, т.е. все, что имела, и – поэтому по духовной ценности.


Источник: Толкование на Евангелие от Марка / Сост. свящ. И. Бухарев, законоучитель Моск. мещ. уч-щ. - Москва : Изд. кн. маг. В.В. Думнова, 1900. – 222 с.

Комментарии для сайта Cackle