Приглашаем Вас пройти Православный интернет-курс — проект дистанционного введения в веру и жизнь Церкви.

профессор Иван Степанович Якимов

Поучение в неделю Апостола Фомы

Когда Иисус Христос силою Своего Божества воскрес от гроба, то Он в самый день Своего воскресения явился Своим ученикам, собранным в одной горнице и, преподав им мир, показал им руки и ноги, и ребра Свои. Увидев Господа, ученики возрадовались великою радостью. Но между ними в это время не было апостола Фомы. Когда ученики сказали ему, что они видели Господа, то он ответил им: если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю. И вот, по прошествии восьми дней после Своего воскресения, когда ученики опять собраны были в одной горнице, в том числе и Фома, является среди их воскресший Иисус Христос и, преподавав им мир, обращается к Фоме и говорит ему: «подай перст твой сюда, и посмотри руки Мои, подай руку твою, и вложи в ребра Мои; и не буди не верующим, но верующим“. Фома сказал Ему: «Господь мой и Бог мой!“ (Иоан. 20:26, 27, 28).

Что же было причиною, что апостол Фома не поверил ученикам о явлении им воскресшего Господа? Неужели в его уме и сердце было тогда совершенное неверие? Нет, это был верный ученик Иисуса Христа и в его сердце горела пламенная любовь к Нему. Но в то время, когда прочие ученики были обрадованы явлением воскресшего Господа, Фома оставался в каком-то недоумении и печали и, любя Господа, он не довольствовался тем, что слышал о Нем от учеников; он пламенно желал видеть Его своими глазами и даже своими руками осязать Его раны, чтобы радость живоносного воскресения Христова проникла и в его сердце. С другой стороны и Самому Спасителю нужно было ясно и осязательно уверить всех учеников Своих в истине Своего воскресения; ибо в то время многое тревожило учеников: страдания Спасителя их устрашили, и они разбежались; Спаситель, измученный и поруганный, был прибит ко кресту гвоздями, и бесценная кровь лилась из Его ран; на кресте Он умер и потом заключен во гроб; даже ко гробу была прилажена печать и стража Пилатова окружила Его: осиротевшие ученики, собравшись вместе, страха ради Иудейского, заперлись в одном доме. Следовательно, сколько душевных тревог выносили они в это время? И сколько сомнений и колебаний могло происходить в их душах? Чтобы все это рассеять и явить Себя Богом, победителем ада и смерти, Господь неоднократно является своим ученикам, вкушает пред ними пищу, а св. апостолу Фоме позволяет осязать Свои раны, кои на кресте Он получил. И св. Фома, видя пред собою самого воскресшего Господа, пред целым сонмом апостольским, от полноты духовной радости, с крепкою верою сказал Ему: «Господь мой и Бог мой!“ Таким образом апостол Фома засвидетельствовал, что распятый и умерший на кресте за спасение мира Иисус Христос воистину воскрес из мертвых и есть истинный Бог.

Теперь обратимся к себе самим. Все ли мы имеем пламенную любовь к Иисусу Христу и твердую в Него веру? Не имеет ли кто из нас какого-либо сомнения в истинах веры? И не хочет ли кто любопытствовать, чтобы воскресший Христос и теперь пришел и показал ему свои раны? Но теперь ли сомневаться в святых истинах, теперь ли любопытствовать, когда все ясно и вразумительно говорит нам о неразлучном пребывании с верующими воскресшего Господа и Его великой славы, когда все говорит нашему уму и сердцу: не будь не верующим, но верующим. Вера в распятого и воскресшего Христа, как взошедшее солнце, распространилась по всему миру, и ничто не могло погасить или ослабить ее. Исконный враг Христов – диавол в лице языческих правителей со всею силою многократно вооружался на распространяющееся христианство; христианская кровь несколько столетий лилась рекою за Христа распятого. Но Господь всемогущий, как победитель ада и смерти, всегда пребывал среди верующих, укреплял их Своею силою и благодатью, а вера христианская восторжествовала и процвела. Сия вера явила многочисленные сонмы св. людей, благочестивых царей и цариц, богомудрых пастырей и учителей Церкви Христовой, великих подвижников и мучеников, которые, нося на теле своем язвы Христовы за имя Христово, не страшились и самой смерти. Силою веры в распятого Христа они повелевали ветром и морем, бесов изгоняли, больных врачевали, мертвых воскрешали и наследовали нетленные венцы на небесах. Самые тела их были оживотворены Божиим Духом, а по смерти их в великом множестве, как звезды на небе, явились на земле не-тленными и святыми; и пред этими телами теперь благоговейно поклоняются цари и вельможи, богатые и бедные, – и, по вере своей, получая от них чудодейственные исцеления и другие неизреченные милости, прославляют самого Господа. Не ясно ли все это говорит каждому из нас о всегдашнем пребывании с верующими распятого и воскресшего Господа? И после всего этого как осмелиться сказать: я не поверю учению Евангельскому, не уверую во Христа, пока не увижу Его своими глазами. И видя во всем присутствие Господа, Его силу и владычество на небесах и на земле, не должны ли всегда и мы вместе со св. апостолом с твердою верою говорить: Господь наш и Бог наш всегда с нами!

Посмотрим и на животворящий крест, на котором Господь получил глубокие раны от гвоздей и самую смерть. Этот крест, бывший прежде орудием самой позорной казни, теперь сделался предметом глубочайшего почитания и поклонения, украшением Божиих храмов, славою для наших царей, утешением в наших скорбях, непобедимою победою над всею силою диавольскою. Ибо крестом Господь Искупитель наш разрушил темное царство греха и диавола и приобрел нам пресветлый рай на небесах. Благодатью распятого на нем Христа он освящает воздух и землю, наши жилища и наши дела. Итак, не видим ли мы и здесь присутствия самого Иисуса Христа и Его чудодейственной силы? И когда мы с благоговением и верою взираем на св. крест и распятого на нем Христа, то не говорит ли нашему уму и сердцу сам Господь: посмотри, христианин, какое великое сокровище даровали тебе Мои язвы, на кресте полученные? Полное отпущение грехов, высокое утешение на земле и блаженство на небе. С крестом пребывает Моя благодать и сила. Не будь же не верующим, но верующим. Да, возлюбленные, истинный последователь Христов, взирая на св. крест, очами веры видит пред собою самого Иисуса Христа, Его живоносные язвы и в чувстве благоговения говорит: Господь мой и Бог мой, пострадавший и умерший на кресте за жизнь и спасение мира.

А св. таинства Церкви Христовой, чрез которые невидимо от самого Иисуса Христа подается благодать, освящающая верных, о чем опять возвещают нам, как не о всегдашнем присутствии среди верующих распятого и воскресшего Христа, Его всемогущей силы и божества? Здесь – в св. таинствах Церкви, наипаче же в таинстве св. причащения под видом хлеба и вина истинный христианин видит самого Господа и Его живоносные язвы, на кресте полученные. И можно ли здесь любопытствовать нам и желать, чтобы Господь, исходя к нам в таинстве причащения чрез сии царские врата, сказал нам: подай перст свой сюда и посмотри руки Мои, подай руку твою и вложи в ребра Моя? – Нет, здесь истинный христианин очами веры не только видит пред собою Самого Иисуса Христа, но и соединяется с Ним теснейшим таинственным образом. Приемля тело и кровь Христову, он со страхом Божиим и верою говорит: «верую, Господи, и исповедую, яко Ты еси воистину Христос, Сын Бога живого, цришедый в мир грешные спасти. Ты воистину Господь мой и Бог мой, освящающий и укрепляющий меня св. таинствами для жизни вечной!“

Да не будет же никто из нас неверующим, но верующим! Распятый и воскресший Иисус Христос всегда с нами и всегда готов изливать на нас Свои неизреченные щедроты. Но чем же докажем, что мы любим Иисуса Христа и твердо веруем в Него? Нашею христианскою жизнью и делами. И потому будем стараться жить и поступать так, как учит нас сам Господь, за нас пострадавший и умерший, как жили и поступали все истинно верующие во Христа св. люди. Если Господь посылает нам счастье и радости земные, будем за все благодарить и прославлять Его святыми делами. Если же Он посылает нам какое горе и несчастье, будем также среди всех горестей наших твердо сохранять свою веру в Него, великое горе и несчастье переносить с покорностью воле Божией и любить Господа своего так, чтобы ничто земное не могло поколебать нашей веры и разлучить нас от Бога. Будем, говорю, всякое земное горе и злоключение переносить с верою во имя Иисуса Христа и вместе удаляться всякого греха и неправды. Тогда распятый и воскресший Иисус Христос всегда будет пребывать в душах наших Своею благодатью и просвещать наши умы и сердца, будет сохранять нас на всех стезях нашей жизни и за наше верное служение Ему, за нашу твердую веру и добродетельную жизнь наградит нас сокровищами небесными, которые Он стяжал нам Своими страданиями, Своею кровью и смертью. Аминь.


Источник: Четвертое, дополненное, издание Редакции Еженедельного Духовного Журнала «Пастырский собеседник». Москва. Типография Н. Н. Шарапова, Кудринская улица, дом Киреевой. 1901г. Oт Московского Духовно Цензурного Комитета печатать дозволяется. Москва, Декабря 21 дня 1900 года. Цензор Протоиерей Григорий Дьяченко.

Комментарии для сайта Cackle