святитель Кирилл Александрийский

Толкование на пророка Иоиля

Предисловие

Глава 1 Глава 2 Глава 3  

 
Предисловие

Богоглаголивый Иоиль, кажется, пророчествует в те времена, к которым относятся пророки, помещенные прежде него, – разумею Осию, а также и Амоса, потому что, по мнению Евреев, его нужно помещать не после Михея, а рядом с первыми.

Как думается мне, он проповедует против Израильтян и делает им самое сильное обличение в том, что они дошли до такого высокомерия, слабоумия и бесчувственности, что их совсем никакое бедствие не останавливает, и они не смиряются несчастиями, следующими так быстро, как бы рядом одно за другим, причем не остается никакого промежутка времени, в котором бы наступило хотя бы краткое отдохновение от зла. Найдет, что и Исаия пользуется одинаковыми словами, – именно, он говорит: «и возъярися гневом Господь Саваоф на люди своя, и наложи руку свою на них» (Ис.5:25), и немного спустя: и во всех сих не отвратися ярость его, но еще рука его высока. Заметь, сколько они ни потерпели, рука бьющего остается поднятой, как бы все угрожая им другими ударами. Действительно, как трудноизлечимые болезни иногда требуют не одного сечения, но многих, так и ум человеческий, дойдя до состояния бесчувственности, нуждается в частых ударах, которые наконец доводят его до понимания того, как приняться за плодотворную деятельность. Итак, кажется, что Иоиль, когда Израиль и при очень многих ударах остался невразумленным, мудро делает наставление: он советует покинуть мерзости, устремиться к богоугодному, присоединяет также, как нечто самое приятное для них, обещание, если они вздумают покаяться, и внушает надежду на то, что они найдут Владыку благим и всемилостивым. Таково общее содержание пророчества, а о подробностях будем говорить особо, когда займемся рассмотрением предлагаемого.

Комментарии для сайта Cackle