святитель Кирилл Александрийский

Глава 4

Мих.4:1–2. И будет в последния дни явлена гора Господня, уготована над верхи гор, и вознесется выше холмов, и потщатся к ней людие, и приидут к ней язы́цы мнози и рекут: приидите, взыдем на гору Господню и в дом Бога Иаковля: и покажут нам путь его, и пойдем по стезям его.

В сих словах усматривается ясное предсказание о церкви их язычников. Когда отвергнут был Израиль по плоти и жертвы подзаконные престали, прекратилось и священство их колена Левиина, а впоследствии и самый знаменитый храм был сожжен, и Иерусалим был разрушен, – тогда Христос явил церковь из язычников, как бы в последнее время, то есть в конце сего века, ибо тогда Он стал подобным нам. Итак, горою Он называет церковь, которая есть дом "Бога жива" (1Тим.3:15). Высокою же называет потому, что в ней совсем нет ничего низкого, но она поднимается высоко познанием догматов о Боге, возвышается в ней и самая жизнь оправданных во Христе и освященных в Духе; ибо в них нет привязанности к земной и животной жизни, как это каждый легко заметит в обрезанных. Последние подвержены плотоугодию и пристрастию к постыдным прибыткам, оказались кровожадными и виновными и во многих других преступлениях. А "иже Иисус Христовы, – как говорит божественный Павел, – ...плоть распяша со страстьми и похотьми» (Гал.5:24); стремление к обогащению они до такой степени возненавидели, что можно слышать их восклицающими с дерзновением: «имеюще пищу и одеяние, сими доволни будем. А хотящии богатитися впадают в напасти и сеть, и в похоти многи и неполезны21, ...яже погружают человеки во всегубителство и погибель» (1Тим.6:8–9). А также и от убийств они удалились настолько, что ударяющим в правую щеку обращают и другую (Мф.5:39). Горою церковь может быть называема и в ином смысле, по сравнению с учением эллинов; ибо они неразумно учат, что надобно покланяться камням и деревам, и вообще твари. Она же ясно возвещает действительного и истинного Бога, Который устроил эту вселенную и хранит ее благополучие, и как Бог есть Владыка всяческих. Указывает этим на то, что гора Господня возвысилась над горами и холмами, и что она находится на виду и на весьма открытом месте; ибо находящееся на горе бывает видимо отовсюду, сильно кидается в глаза и не может остаться незаметным даже ни для кого из людей, далеко находящихся. А что они с большой готовностью должны были стремиться к ней, пророческое слово ясно указало на это. Об этом засвидетельствовали и непреложно подтвердили это и самые исторические события. "Потщатся, – говорит, – к нему людие», очевидно, к Владыке дома, то есть Христу. Что же скажут? «Приидите, взыдем на гору Господню и в дом Бога Иаковля: и покажут нам путь его, и пойдем по нему». Слышишь, как поспешно они возбуждают друг друга, говоря: "взыдем". Это – правильно и разумно. Я сказал бы, что уразумев низкий и презренный характер эллинов, они говорят: "взыдем", как бы подскакивая ввысь, к тому, что относится к познанию действительного и истинного Бога. Они желают правды и жаждут научиться пути Господню. Присем они обещаются ходить, и весьма старательно, стезями Его. Кто же были их руководители? Очевидно, ученики Спасителя, которым дано было божественное повеление, и которым Христос сказал: «шедше научите вся языки, крестяще их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, учаще их блюсти вся, елика заповедах вам» (Мф.28:19–20).

Мих.4:2–3. Яко от Сиона изыдет закон, и слово Господне из Иерусалима, и разсудит среде людий многих и изобличит языки крепки даже до земли дальния.

Огромные и неисчислимые толпы язычников, устремляющиеся к горе Господней, то есть к Иерусалиму, желающие научиться пути Господа и обещающие с готовностью идти по нему, здесь высказывают причину, по которой они не хотят более подчиняться закону и обращаться к иудейству. До пришествия Спасителя, когда язычники стояли еще под законом22, некоторые из заблудившихся приходили и, расставаясь со злом идолослужения и потом принимая обрезание по плоти, старались жить сообразно с нравами и законами иудеев. Таких у них было неисчислимое множество. Так Соломон, когда вознамерился построить храм в Иерусалиме, то назначил сто пятьдесят тысяч камнетесов и работников, и «пришелцев» (прозелитов); ибо так написано в Паралипоменонах (2Пар.2:17). Это событие было прообразом таинства; ибо в будущем должны были воздвигнуть Богу истинный и знаменитый храм, то есть церковь, но не иудеи уже, а языческие народы, которые повсюду разносили23 «иже в тайне Иудея», имеющего обрезание не "во плоти", но "духом" (Рим.2:28–29). Итак, и до пришествия Спасителя обращались некоторые из идолопоклонников и жили сообразно с законами иудеев. Когда же наконец была явлена гора Господня, поистине отовсюду видимая, то к ней идут охотнее, радуясь и говоря, «яко от Сиона изыдет закон и слово Господне из Иерусалима». По-видимому, они желают этим сказать и ясно провозгласить, что некогда Сион будет лишен и самого закона и Иерусалим останется без божественных глаголов. И подлинно, как бы отступило от них слово Божие, глаголанное чрез ангела; тень лишилась всякого значения и прекратилось заключающееся в прообразах, уничтожились и жертвы и наконец, все, установленное Моисеем, что касается буквы, говорю, как бы достигло предела. А что Христос долженствовал судить и изобличать многие народы, – об этом как бы пророчествуют и предвозвещают в словах: «разсудит и изобличит». Как и каким образом, об этом необходимо сказать. Убеждая, удаляется от разных заблуждений и, ясно показывая, что они поспешаются к погибели, если не решатся жить право и очищаться от вины древних согрешений, он судит и обличает некоторым образом не какой-либо один только народ, «но даже до земли дальния», то есть до пределов поднебесной, ибо спасительное слово проповедуется повсюду; «проповедано, – говорит, – будет евангелие сие во всем мире» (Мф.26:13). Но, кажется пророческое слово открывает нам некоторую другую тонкую и сокровенную тайну; ибо некоторым образом повествует о том, при каком условии могут быть приняты народы из язычников, и о том, что они, оставив то древнее заблуждение, пойдут наконец на гору Господню, то есть в церкви. Из вышнего, говорит, Сиона и духовного Иерусалима «изыдет закон и слово Господне»; ибо сошло к нам с небес Слово Бога, Которое и стало для нас законом и законодателем, и Оно «разсудит среде людий многих и изобличит языки крепки до земли дальния». А на что хочет указать выражение: «разсудит и изобличит», об этом и скажу, что мне думается. Жестоко властвовал над всеми сатана и вместе с подчиненными ему лукавыми силами угнетал живущих под солнцем, и, наложив на всех ярмо владычества своего, удалил от Бога живущих на земле. Но Бог "явися нам", по написанному (Пс.117ср. 1Тим.3:16; 1Ин.1:2), напоследок открылся добрый пастырь и избавил от его жестокой власти введенных в заблуждение, а обольстителей их осудил и притеснителей изобличил, то есть начала и власти миродержителя века сего, «духов злобы поднебесных» (Еф.6:12). На это ясно указывает нам сам Христос, говоря: «ныне суд есть веку сему: ныне князь мира сего изгнан будет вон. И аще аз вознесен буду от земли, вся привлеку к себе» (Ин.12:31–32). Он произвел суд над многими, неисчислимыми народами, очевидно притесняемыми, и оправдал их в милости и вере, а князя века сего изгнал и лишил его власти над нами, обличая его, как нечестивца, как человекоубийцу, как притеснителя людей. Вместе с ним изобличены были и прочие толпы демонов, некогда ужасные и сильные, проходившие не чрез один только город, но рассеявшиеся по земле дальней, то есть до пределов вселенной; ибо они как бы разделили между собой землю, и никто не был совершенно безопасен от их жестокости.

Мих.4:3–4. И раскуют мечы своя на рала и сулицы своя на серпы, и не ктому возмет язык на язык меча, и не научатся ксему воевати. И почиет кийждо под лозою своею и кийждо под смоковницею своею, и не будет устрашающаго, зане уста Господа вседержителя глаголаша сия.

Во Христе все стало новым, и истинно говорит Павел: «во Христе нова тварь, древняя мимоидоша» (2Кор.5:17); ибо и само состояние вещей преобразовалось в лучшее, не порождающее уже ни войн, ни битв, с их невыносимыми и поистине бедственными для всех походами. Ибо слова: орудия войны переделаются в инструменты для земледелия и «кийждо почиет», как говорит пророк, «под смоковницею своею и под лозою своею, и нет» никого «устрашающаго», – на что другое могут указывать нам, как не на то, что будет глубокий и постоянный мир и время, свободное от войны? Это и исполнилось с пришествием Спасителя. Поэтому Сам Христос говорил: «мир мой даю вам». Когда и каким образом мир наступил в мире? Когда напоследок владычество римлян и славнейшее царство распространилось на вселенную; тогда собраны были все народы и подчинились единому игу, и прекратили войну друг против друга, и обратились к мирным занятиям, очевидно, к земледелию; каждый из них безопасно живет в своих городах. А до того времени, пока римляне не покорили их себе, повсюду были войны и восстания стран и городов, и желающим производить опустошения у кого захотят, открывалась возможность расхищать имущество других в качестве победителей, и жителям каждой страны и каждого города необходимо было хорошо владеть военным оружием и учиться военному искусству, чтобы защищать себя самих и своих детей. Когда же окрепла наконец сила (Римского) царства, тогда все это прекратилось, и военные орудия превратились в топоры, серпы и плуги, и переделаны во многое другое подобного же рода.

Если же кто захочет понимать рассматриваемые слова духовно, то он уразумеет опять, что когда Христос по милосердию своему к нам даровал нам мир и обессилил начала искони враждовавших против тех, которые стремились жить благочестиво, тогда мы избавились от ужаса, сделались безопасными от нападения и битвы и, обратившись к духовному земледеланию, собираем плоды правды и почили, наконец, под смоковницей и виноградной лозой. Смоковница же будет символом сладости, а виноградная лоза – символом духовной радости; ибо слово Спасителя весьма сладостно и способно возвеселить сердце человека, по написанному (Иер.15:16). Кроме того сладостна и исполнена радости надежда на будущее, которой мы обогатились во Христе.

Мих.4:5. Яко вси людие пойдут кийждо в путь свой, а мы пойдем во имя Господа Бога нашего в век и далечае.

Употребляющие усилие войти на гору Господа и желающие научиться стезям Его, обещают повиновение и усвояют превосходные правила жизни во Христе, и тем весьма хорошо показывают нам, что они будут проникнуты самым сильным стремлением к благочестию. Ибо, говорит, каждый из живущих в той или другой стране, или городе, идет той дорогой, какую сам избрал, и ведет образ жизни, сообразный со своим собственным взглядом и сообразно со своим пониманием счастья; а для нас предметом заботы есть Христос, Его заповеди мы считаем прямой стезею, и мы пойдем вместе с Ним не только в настоящем и прешедшем веке, но и дольше. Это непреложная истина, ибо те, которые вместе с Ним страдают, повсюду пойдут с Ним и с Ним вместе прославятся и воцарятся. А Христа делают главным предметом своих дум те, которые ничего не ставят выше любви к Нему, удаляются от суетных мирских развлечений, напротив, ищут правды и угодного Ему, и успеха в добродетелях, каков был и божественный Павел. Посему он пишет: «Христови сраспяхся: живу же не ктому аз, но живет во мне Христос» (Гал.2:19–20),

Мих.4:6–7. В той день, глаголет Господь, соберу сокрушенную, и отриновенную прииму, и ихже отринух. И положу сокрушенную во останок и отриновенную в язык крепок, и воцарится Господь над ними в горе Сионе отныне и до века.

Опять открывает, что Израиль никоим образом еще не лишен всецело надежды. Хотя он и был сокрушен, сделался отринутым или отвергнут ради весьма великого нечестия, как враг Бога и идолослужитель, как мерзостный и нечистый, и безмерно виновный в преступлениях человекоубийства (они убили пророков и потом, в довершение всего, распяли Самого Спасителя и Искупителя всех); но ради отцов он помилован, и останок спасен, и сделался народом великим. Не подлежит сомнению, что под народом великим надо разуметь, и со всей справедливостью, святое множество оправданных во Христе. А что есть наилучшего в нем и может возбуждать удивление, так это блага духовные и украшения сердца, то есть освящение, упование на Христа, истинная вера, удивительная добродетель, достославное терпение и подчинение царской власти Самого Христа, и имение Его наставником своим, – «един бо есть наставник наш Христос» (Мф.23:10). А когда воскреснут мертвые, тогда и «мы, живущии оставшии, купно с ними восхищени будем на облацех в сретение Господне на воздусе, и тако всегда с Господем будем» (1Сол.4:17). Горою же Сионом называет вышний Иерусалим, матерь первородных, – в котором и мы будем вместе с Самим Христом.

Мих.4:8. И ты, столпе паствы мгляныя24, дщи Сионя, к тебе приидет и внидет власть первая, царство из Вавилона дщери Иерусалимли.

Потерпевшим бедствие здесь возвещаются дела божественного милосердия. Прежде сказал, что некогда Он приимет сокрушенную и сделает ее народом великим. Но между тем вставляет обвинение, – и в том, что она была всячески измучена, сокрушена и отвержена, благополезно укоряет ее, ибо, как говорил блаженный Павел, «печаль..., яже по Бозе, покаяние нераскаянно во спасение соделовает» (2Кор.7:10). Итак, Он поражает по любви, – и так как не было добровольного решения испытать что-либо горькое, то Он достигает сего ударами наказания. «Столпом паствы мгляныя» (жалкой) называет Сион, или самый Иерусалим, как бы говоря о нем со свойственным Ему благородством или высказывая печаль о нем: о, Сион или Иерусалим, несчастная дщерь Моя! о жалкое и темное жилище Моих овец! непременно и против воли подвергнешься ты пред врагами; придет, непременно придет на тебя, и не в продолжительном времени, господствующее над земными царствами и сильнейшее их царство, то есть Вавилонское. «Столпом мгляным» и темным жилищем называет Сион или Иерусалим, так как все в нем ходят как бы во тьме оттого, что не хотят сделать закон Божий светильником и светом для себя, и освящение принять в душу свою; а не иначе, как только при этом условии и можно было идти безошибочным путем, удаляться от погибели, избегать греха и не подпадать встречающимся на сем пути бедствиям.

Поэтому будем петь и мы, взывая к Господу: «просвети очи мои, да не когда усну в смерть. да не когда речет враг мой: укрепихся на него» (Пс.12:4–5). Будучи освещены божественным светом и приняв в свою душу сияние вышней, исходящей от Бога, премудрости, мы будем недоступны для врагов; избавившись последствий божественного гнева, мы будем наслаждаться благом небесной радости и всеконечно благоденствовать во Христе.

Мих.4:9–10. И ныне Вскую познала еси зло? не бе ли тебе25 царя? или совет твой погибе, яко обыдоша тя болезни, аки раждающия? Болезнуй и мужайся и приближайся дщи Сионя, яко раждающая: зане ныне изыдеши из града и вселишися на поли и дойдеши Вавилона: оттуду изъимет тя и оттуду избавит тя Господь Бог твой от рук враг твоих.

Итак, "придет, – говорит, – к тебе власть первая». Но в чем заключается причина, ради которой ты поражаешься столь ужасными бедствиями или тем, что обыкновенно причиняет бедствия, говорю, бедствиями войны? Ужели у тебя не было царя? Ужели ты не позаботилась составить себе мудрый совет и рассмотреть дело наилучшим образом? Опять благородно поражает ее и косвенно порицает как весьма неразумную и не уклоняющуюся от оскорбления Бога. Каким способом, об этом скажу кратко. Вначале управлял израильтянами сам Бог, при посредстве премудрого Моисея, а после него при посредстве Иисуса Навина, облеченного достоинством военачальника, затем чрез избираемых по временам судей, а после них чрез блаженного Самуила. Но в то время, как у них был такой порядок дел и все шло у них прекрасно, они, жалкие, замыслили худое против самих себя. Отвергая иго царства Божия, они пришли к блаженному Самуилу и говорили ему: «се, ты состарился еси, сынове же твои не ходят по пути твоему: и ныне постави над нами царя, да судит ны, якоже и прочии языки. И бысть, – говорит, – лукав глагол пред очима Самуиловыма, яко реша: даждь нам царя, да судит ны. И помолися Самуил ко Господу. И рече Господь Самуилу: послушай гласа людий, якоже глаголют к тебе: яко не тебе уничижаша но мене уничижаша, еже не царствовати ми над ними» (1Цар.8:5–7). Потом хотя блаженный Самуил возвещал им о царских правах и тем старался внушить им большой страх, когда он очень сильно отклонял их от столь дурных и неблагочестивых намерений, – тем не менее, они настаивали на своем, говоря: «ни, но царь да будет над нами, и будем и мы якоже вси язы́цы: и судити имать нас царь наш, и изыдет пред нами, и поборет поборением о нас» (1Цар.8:19–20). Вот теперь он приводит им на память эти древние и опасные их намерения и как бы посмеивается над случившимся, и говорит: как «познала еси зло? не бе ли тебе царя? или совет твой погибе?» Не просила ли ты себе царя, говоря: «изыдет пред нами, и поборет поборением о нас?» ужели не хорошо было твое намерение? Вот исход событий показал, в какой мере хорошо и необходимо было твое решение. Ты отвергла иго царства Божия: «се обыдоша тя болезни, аки раждающия. Болезнуй и мужайся дщи Сионя». Благородная опять речь: о дорогая дщерь! будь терпелива в болезнях, мужественна в скорбях, приближайся к рождению, то есть, ты недалека будешь от ожидаемого; но как бы женщина, уже близкая ко времени родов, будешь вопиять от страданий; оставив весьма укрепленные города, «вселишися в поле» и водворишься, говорит, в пустыне, дойдешь даже и до самого Вавилона. Впрочем не оставляет совсем без утешения, ибо прибавляет, что она возвратится и переселится назад, по милосердию Божию.

Итак, лучше всего пребывать под властью и царством Бога, Его считать своей силой, защитником и покровителем, пред Ним одним преклонять выю души своей, жить сообразно с волей Его и считать достойным всякого внимания угодное Ему. Если же мы не будем так поступать, то всенепременно подпадем под власть духовных вавилонян, то есть враждебных и нечистых сил, и под «власть первую», то есть под владычество сатаны, – и как бы похищенные из святого города, которого художник и зиждитель есть Бог, будем обитать в земле вавилонской, ибо будем находиться в смешении и замешательстве, в суетных развлечениях настоящей жизни. Вавилон означает смешение (Быт.11:9).

Мих.4:11–13. И ныне собрашася на тя язы́цы мнози глаголющии, порадуемся, и воззрят на Сион очи наши. Сии же не разумеша помышления Господня и не домыслишася совета его, яко собра их аки снопы гуменныя. Востани и измлати их, дщи Сионя, яко роги твоя положу железны и пазнокти твоя положу медяны, и истончиши люди многи, и возложиши Господеви множество их и крепость их Господеви всея земли.

Мы уже не раз прежде говорили, что когда управлял царством в Иерусалиме Езекия, Сеннахирим опустошил Самарию, а вместе с тем разрушил и многие города Иудеи. Потом послал из Лахиса Рапсака, который безмерно уничижил божественную славу, когда в одну ночь от руки ангельской погибло сто восемьдесят пять тысяч воинов. Об этой-то истории опять и вспоминает. "Собрашася, – говорит, – на тя язы́цы мнози», едва уже не потешающиеся над тобой и уже намеревающиеся пляской издеваться над тобой, которая очень скоро будешь повержена. Впрочем они не узнали того, что определил Бог; ибо они собраны были как бы на гумно и будут лежать под ногами твоими подобно снопам. Итак, «востани и измлати их»; ибо у тебя будут «роги железныя и пазнокти (копыта) медяны", то есть ты будешь непреоборима и неодолима для врагов, и как бы будешь попирать ногами противников своих. А так как он сделал упоминание о гумне и снопах, то и удержал образ, соответствующих этой метафоре; ибо в самом деле они истреблены не человеческой рукой, но умерщвление их было делом гнева божественного. Не себе самой, говорит, приписывай славу за это, напротив, как самое множество, так и крепость погибших считай делом Господа всей земли. Таков смысл этой истории. Но, может быть, некоторых читателей приведет в смущение такая переменчивость пророческих проповедей. Ведь только что мы слышали слова пророка: «к тебе приидет и внидет власть первая – царство вавилонян», и описывался способ пленения; потом тотчас мы видим (дщерь Сиона) спасенной и попирающей врагов. Но необходимо требуется точное различение времени (событий); только в таком случае возможно будет раздельное и ясное созерцание того, о чем говорится. Так, когда царствовал Езекия, на Иерусалим напал Сеннахирим. Потом, после смерти Езекии, было четыре царя, и пятый – Иехония. Тогда всю Иудею и самый Иерусалим взял Навуходоносор, и всего Израиля отвел в плен. Повествование же об этих событиях премудро написал нам блаженный пророк Иеремия.

* * *

21

Здесь св. Кирилл следует весьма редкому чтению. Слав.: «несмысленны».

22

Т.е. жили во время подзаконное, ветхозаветное.

23

Т.е. распространяли и прославляли.

24

Здесь как в Компл. и некот., но в славянском, согласно авторитетному чтению: "мгляный".

25

У св. Кирилла: "в тебе", как в Компл. и некот.

Комментарии для сайта Cackle