Источник

К Коринфянам первое послание Апостола Павла

Коринф был главный город Римской провинции Ахаии, со смешанным населением, состоявшим из Греков, Иудеев и пришельцев из целой Италии. Город славился торговлей, роскошью своих праздников и игр, известных в целом свете, славился и высокою культурой, и крайним развратом. Христианская церковь в Коринфе основана Апостолом Павлом, когда он проживал в Коринфе во время второго своего путешествия (Деян.13), а это первое послание писано им, по всей вероятности, из Ефеса, во время третьего путешествия (Деян.19), около 54 года по Р. Х. До него дошли слухи о несогласиях и распрях, возникших в юной Коринфской общине (1Кор.1), и в то же время писали ему оттуда, требуя ответа по разным предметам церковной жизни.

Глава 1

Павел, волею Божией призванный Апостол Иисус Христов, и Сосфен брат:

церкви Божией, сущей в Коринфе, освященным во Христе Иисусе, призванным святым, и всем призывающим имя Господа нашего Иисуса Христа, во всяком месте, у них и у нас.

Благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа.

Похвала

Всегда благодарю Бога моего, ради вас, за благодать Божию, дарованную вам о Христе Иисусе:

в Нем вы обогатились всем, и силою слова и всяким разумом,

и свидетельство о Христе утвердилось в вас,

так что ни в каком даровании нет недостатка у вас, чающих явления Господа нашего Иисуса Христа.

Он и утвердит вас до конца, и так будете вы неповинны в день Господа нашего Иисуса Христа.

Верен Бог, Имже призваны вы в общение Сына Его Иисуса Христа, Господа нашего.

Укор за разделение мнений

Молю же вас, братия, именем Господа нашего Иисуса Христа, чтобы вы стояли в одном слове, и не было бы у вас разделения, и были бы вы утверждены в одном духе и в одних мыслях.

А от домашних Хлоиных стало мне известно, братия мои, что есть у вас разделения.

Именно, что каждый о себе говорит: я Павлов; я Аполлосов, я Кифин, а я Христов.

Разве разделился Христос? Разве Павел распялся за вас, или во имя Павлово вы крестились?

Благодарю Бога, что никого из вас не крестил, кроме Криспа и Гаия,

чтобы никто не мог сказать, что крестил в мое имя.

Крестил я еще и Стефанов дом; впрочем, крестил ли еще кого, не знаю.

Послал меня Христос не крестить, но благовестить, – и не в премудрости слова, да не упразднится Крест Христов28.

Сила Креста Христова

Ибо слово о Кресте для погибающих одно юродство (безумие), а для нас спасаемых – сила Божия.

Так писано: «погублю премудрость премудрых и разум разумных отвергну» (Ис.29).

Где премудрый? Где книжник? Где совопросник века сего? Не обратил ли Бог мудрость мира сего в безумие?

Ибо, когда мир своею мудростью не познал Бога в премудрости Божией, благоизволил Бог юродством проповеди спасти верующих.

Иудеи требуют чудес, Еллины ищут премудрости,

мы же проповедуем Христа распятого: для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие,

для самих же званных, Иудеев же и Еллинов, Христа Божию силу и Божию премудрость.

Ибо безумное – у Бога премудрее человеков и немощное у Бога сильнее человеков.

Сила в немощи

Посмотрите, братия, кто вы призванные. Немного между вами премудрых по плоти, немного сильных, немного благородных.

Но немудрое в мире избрал Бог, да посрамит премудрых, и немощное в мире избрал Бог, да посрамит крепкое,

и худородное в мире и уничиженное избрал Бог, и ничего не значащее, да упразднит знатное в мире, –

дабы не хвалилась никакая плоть пред Богом.

От Него и вы во Христе Иисусе: Он стал нам премудростью у Бога, и праведностью, и освящением, и искуплением.

Да будет, как писано: хваляйся о Господе да хвалится (Иер.9).

Глава 2. Премудрость человеческая и откровение

И когда я приходил к вам, братия, приходил возвещать вам свидетельство Божие не в превосходстве слова или премудрости,

ибо положил не знать, будучи у вас, ничего кроме Иисуса Христа, и Христа распятого.

И был я у вас в немощи и в страхе и в великом трепете.

И слово мое и проповедь не в убедительных речах премудрости человеческой, но в явлении духа и силы,

да будет и вера ваша не в мудрости человеческой, но в силе Божией.

И премудрость проповедуем мы усовершенным (в вере); но не премудрость века сего и властей, гибнущих века сего.

Но проповедуем премудрость Божию, в тайне сокровенную: ее предуставил Бог прежде век во славу нашу.

И никто из князей века сего ее не уразумел: когда бы уразумели, не распяли бы Господа славы.

Но, как писано: «чего око не видело и ухо не слышало, и что на сердце человеку не восходило, то уготовал Бог любящим Его» (Ис.64).

Нам же Бог открыл Духом Своим: Дух во все проницает и в глубины Божии.

И кто из людей знает, что в человеке, – только дух человека, живущий в нем. Так и Божия никто не знает, только Дух Божий.

Мы же прияли не духа мира сего, но Духа от Бога,

да познаем от Бога дарованное нам, что и возвещаем не учеными речами премудрости человеческой, но от науки Духа Святого, рассуждая по духовному о духовном.

Но душевный человек не приемлет что́ от Духа Божия: то кажется ему безумием, и не может того разуметь, потому что о духовном рассуждение может быть только духовное.

Духовный же рассудить может обо всем, а его рассудить никто не может.

И кто познал ум Господень, чтобы рассудить об нем (Ис.40)? Мы же имеем ум Христов.

Глава 3. Звание и дело апостольское

И я не мог говорить с вами, братия, как с духовными, но как с плотскими, как с младенцами во Христе.

Молоком питал вас, а не твердою пищей: вы не в силах были еще, да и ныне не в силах – вы еще плотские.

Когда есть между вами зависть и ревность и распри, то не плотские ли и не по человеческому ли нраву поступаете?

Вот, когда один говорит: я Павлов, а другой: я Аполлосов, – то не плотские ли вы?

Кто же такой Павел? Кто Аполлос? Только служители, от коих прияли вы веру, и то, кому сколько дал Господь.

Я насадил, Аполлос поливал, а возрастил Бог.

Посему и тот, кто садил и кто поливал, ничего не значит, а все от Бога, дающего рост.

В сем едино и кто садил и кто поливал;

но каждый по труду своему мзду приимет. Ведь мы соработники у Бога, а вы Божия нива, Божие строение.

Я, по данной мне Божией благодати, как мудрый строитель, положил основание, а другой созидает, но каждый смотри, как он созидает.

Ибо иного основания никто положить не может, кроме лежащего, еде есть Иисус Христос.

Строит ли кто на сем основании из золота, серебра, драгоценных камней, из дерева, сена, тростника,

каждого дело обнаружится: день (Господень) покажет, все в огне открывающий, и огонь испытает у каждого дело, каково есть.

У кого устоит его дело, тот мзду приимет;

у кого дело сгорит, у того пропадет, сам же спасется, точно спасся из огня.

Или не знаете, что вы храм Божий и Дух Божий живет в вас?

Если кто разорит храм Божий, разорит того Господь, ибо храм Божий свят, а вы – храм Божий.

Никто не обольщай себя: кто из вас думает быть мудрым в веке сем, тот будь безумен, чтобы пребыть мудрым.

Ибо премудрость мира сего – безумие у Бога, как писано: «уловляет мудрых в лукавстве их» (Иов.5),

и еще: «Господь весть помышления человеческия, что они суетны» (Пс.93).

Итак никто не хвались о человеках, ибо все ваше:

и Павел и Аполлос, и Кифа и мир и жизнь и смерть, и настоящее и будущее – все ваше.

Вы же Христовы; Христос же – Божий.

Глава 4

Итак да разумеет нас всякий человек как служителей Христовых и домостроителей тайн Божиих.

От домостроителя же требуется, чтоб оказался верным.

Для меня мало значит, как судите обо мне вы и всякий суд человеческий; и я сам не сужу о себе.

И хотя ничего за собой не знаю, это меня не оправдывает; судия же мне Господь.

Посему не судите никак прежде времени, когда приидет Господь: Он и явит во свете все, что во мраке таилось, и обнаружит намерения сердечные, и тогда похвала будет каждому от Бога.

Все то, братия, применил я к себе и к Аполлосу ради вас, чтоб научились вы от нас не мудрствовать выше того, как писано, и не превозносились один перед другим.

Кто отличает тебя (от другого)? Что ты имеешь, чего бы не получил (даром)? А если получил, что хвалишься, будто не получил?

Или вы уже пресытились, уже разбогатели, стали царствовать без нас? О, когда бы вы и в правду царствовали: и мы царствовали бы с вами!

И думаю же я, что нас Апостолов последних явил Бог точно на смерть обреченных, ибо стали мы позорищем миру и Ангелам и человекам.

Мы безумные Христа ради, а вы мудрые о Христе: мы немощные, а вы крепкие; вы в славе, а мы в бесчестии.

До нынешнего часа и алчем и жаждем и наготуем и побои терпим и скитаемся,

и трудимся работая своими руками. Злословят нас, и мы благословляем;

гонят нас, терпим; хулят нас, мы упрашиваем; мы как отребье для мира, сор, доныне всем на попрание.

Не стыдить я вас хочу моим писанием, но как детей моих возлюбленных увещаю.

Ведь хотя у вас тысячи наставников о Христе, но не много отцов, а я вас родил о Христе Иисусе благовествованием.

Итак молю вас: подражайте мне, как я Христу подражаю.

Для сего и послал я к вам Тимофея, сына моего возлюбленного и верного о Господе: он приведет вам на память пути мои о Христе Иисусе, как я учу везде и во всякой церкви.

Иные у вас разгорделись, видя, что не иду к вам.

Но я приду скоро, если угодно будет Господу, и испытаю у тех разгордевшихся не слова их, но силу (какая в них есть);

ибо Царствие Божие не в словах, а в силе.

Что же вы хотите? с жезлом ли придти к вам, или с любовию и духом кротости?

Глава 5. Случай крайней безнравственности

Слух есть ото многих, что появилось у вас блудодеяние, и такое блудодеяние, какого не слышно даже у язычников, будто некто живет с женою отца своего.

А вы еще разгорделись: лучше бы плакались, чтоб изъят был из среды вашей, кто в таком деле повинен.

А я, хотя телом отсутствую, но духом живу с вами, и уже рассудил, как бы в присутствии своем, о человеке, кто такое дело делал, –

чтобы в собрании вашем во имя Господа нашего Иисуса Христа, обще с моим духом, силою Господа нашего Иисуса Христа, предали вы его сатане во измождение плоти,

да спасется дух его в день Господа нашего Иисуса Христа.

Нечем вам хвалиться. Разве не знаете, что мал квас, а все тесто квасит.

Очистите же старую закваску, чтобы новое было ваше тесто, так как вы безквасны, ибо Пасха наша, Христос, заклан за нас.

Итак станем праздновать не в старом квасе, не в квасе злобы и лукавства, но в безквасии (с опресноками) чистоты и истины29

Я писал вам в послании – не сообщаться с блудниками.

Впрочем не вообще с блудящими мира сего или лихоимцами или хищниками или идолослужителями, ибо тогда надобно было бы выйти из мира сего.

Но писал я вам ныне – не сообщаться с таким, кто, именуясь братом, будет блудник или лихоимец или идолослужитель или клеветник или пьяница или хищник: с таковым и не есть вместе.

Что́ мне судить и внешних (вне церкви сущих)? Не о тех ли вам судить, кто внутри (церкви), а внешних судит Бог.

Итак измите развратного из среды вашей.

Глава 6. Тяжбы между христианами

Когда кто из вас имеет дело с другим, смеет ли судиться у нечестивых, а не у святых?

Разве не знаете, что святые будут судить мир? Если же вами будет судим мир, неужели вы недостойны судить дела маловажные?

Разве не знаете, что мы ангелов судить будем, не тем ли более дела житейские?

А вы, когда имеете житейские тяжбы, ставите себе судьями людей самых незначительных в церкви.

К стыду вашему говорю: или нет между вами никого разумного, кто бы мог рассудить между братьями своими?

Но брат с братом судится, и еще пред неверными.

И то уже постыдно для вас, что имеете тяжбы между собою. Не лучше ли было бы снести обиду? потерпеть лишение?

Но вы сами творите обиду, сами оттягиваете, да еще у братьев.

Или не знаете, что неправедные Царства Божия не наследуют? Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители,

ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники, ни лихоимцы, ни воры, ни пьяницы, ни клеветники, ни хищники, Царства Божия не наследуют.

И таковы были иные из вас; но омылись, но освятились, но оправдались, именем Господа нашего Иисуса Христа и Духом Бога нашего.

Освящение тела Духом

Все мне позволено, но не все на пользу. Все мне позволено, но ничто не должно обладать мною.

Пища для чрева и чрево для пищи, но Бог и то и другое упразднит. Тело же не для блужения, но для Господа, и Господь для тела.

Бог воскресил Господа (Христа), и нас воскресит силою Своею.

Разве не знаете, что тела ваши суть члены Христовы? Что же, отниму ли я члены у Христа, и сотворю их членами блудницы?

Да не будет. Или не знаете, что кто совокупляется с блудницею – одно тело с блудницей? ведь сказано: «будут оба в плоть едину».

А кто соединяется с Господом, есть един дух с Господом.

Бегайте блуда; всякий грех, какой творит человек, – кроме тела; а блудник на свое тело согрешает.

Или не знаете, что тела ваши – храм живущего в вас Духа Святого – Его имеете вы от Бога и уже не свои (не вольны в себе),

ибо куплены (дорогой) ценою. Итак, прославляйте Бога в телесах ваших и в душах ваших – суть они Божии.

Глава 7. Брак и безбрачие

А о том, что вы писали мне, скажу: хорошо человеку не касаться женщины.

Но чтоб не впасть в блудодеяние, пусть каждый имеет свою жену и каждая своего мужа.

Муж пусть должную любовь имеет к жене своей; также и жена к мужу.

Жена не властна своим телом: властен им муж; равно и муж своим телом не властен, а властна жена его.

Не устраняйтесь друг от друга, разве по взаимному согласию и на время, на свободу, ради поста и молитвы, и потом сходитесь опять, чтоб не искушал вас сатана невоздержанием вашим.

Но и это говорю как совет, а не повеление.

Хотел бы, чтобы все человеки были как я; но каждый имеет свое дарование от Бога – один так, другой иначе.

Безбрачным и вдовицам скажу: добро им оставаться как я.

Но если не могут воздержаться, пусть вступают в брак: лучше жениться, нежели разжигаться страстью.

А тем, кто связан браком, тем не от меня повеление, а от Господа: жене не разлучаться с мужем.

Если же и разлучится, пусть остается безбрачна или примирится с мужем; и мужу не отпускать в развод жену свою.

Браки верных с неверными

Прочим же я говорю, а не Господь: который брат жену имеет неверующую, и она желает жить с ним, пусть не оставляет ее,

и жена, если муж у нее неверующий и желает жить с нею, пусть не оставляет его;

ибо муж неверующий святится женою верною, и жена неверующая святится мужем верным: иначе дети ваши были бы нечисты, ныне же святы они.

Если же неверный хочет развестись, пусть разводится: брат или сестра в этом не связаны – к миру призвал нас Господь.

И почему знаешь ты, жена, не спасешь ли мужа? И муж, почему знаешь, не спасешь ли жену?

Христианство не зависит от мирского звания

Во всяком случае каждый живи в том, в чем определил ему Бог, и каждый в том, в чем Господь призвал его: так я по всем церквам заповедую.

Призван ли кто из обрезанных – не укрывай свое обрезание. Призван ли из необрезанных – не совершай обрезания.

Обрезание ничто и необрезание ничего не значит, а все – в соблюдении заповедей Божиих.

Каждый да пребывает в том звании, в коем был призван.

Рабом ты призван – не смущайся; но если и можешь добыть себе свободу, поступай как лучше знаешь.

Ибо раб призванный о Господе – вольный человек Господень; и призванный из свободных – раб Христов.

Вы за цену куплены: не делайтесь рабами человеков.

В каком звании кто призван, братия, в том и пребывайте пред Богом.

Тяготы и заботы брачной жизни

О девах же не имею повеления Господня, а даю совет, поскольку приял от Господа милость – быть верным.

Думаю, что лучше человеку по нынешней нужде оставаться так, как он есть.

Соединился ты с женою – не ищи разрешения от уз. Отрешился ты от жены – не ищи себе жены.

Если же и оженишься, не согрешишь; не согрешит и девица, если выйдет замуж. Но таковые будут иметь скорби по плоти, а я жалею вас.

Вот что скажу вам, братия: время короткое, так что имеющим жен надобно быть как не имеющим,

и плачущим, как не плачущим, и радующимся, как не радующимся, и покупающим, как не владеющим,

и ищущим на потребу вещей мира сего, как не имеющим потребы; ибо преходит образ мира сего.

А я хочу, чтоб вы были свободны от забот. Неженатый печется о Господнем, как угодить Господу;

а женатый печется о мирском, как угодить жене. И одно дело замужней, иное же девице.

Незамужняя печется о Господнем, как угодить Господу, святою сохранить себя и телом и духом; а замужняя печется о мирском, как угодить мужу.

Вам же на пользу говорю, не для того, чтоб узы наложить на вас, но чтобы могли вы благообразно и непрестанно служить Господу без развлечения.

Если же кто считает нечестным для своей девицы, буде перешла возраст, оставаться как есть, пусть поступает, как знает: – не согрешит, если выйдет она замуж.

Если же кто твердо положил в сердце своем и, не имея нужды, властный в своей воле, решил в сердце своем соблюдать свою деву, тот право поступает.

Итак кто приводит в брак деву свою, добро творит; а кто свою не приводит, еще лучше поступит.

Жена связана законом, доколе жив муж ее; а когда умрет муж, свободна выйти за кого хочет, только о Господе (за верного).

Но блаженнее она, если так останется, по моему совету; а думаю, что и я имею Духа Божия.

Глава 8. Вопрос совести об идольских жертвах

Об идоложертвенных яствах мы знаем (что они значат), потому что все имеем знание. Но знание надмевает, а любовь назидает.

Кто думает, что знает что-нибудь, тот ничего еще не знает так, как должно знать;

но кто любит Бога, тот в познании от Него.

И о том, как есть идоложертвенное мясо, мы знаем, что идол есть ничто в мире (в действительности) и что нет иного Бога кроме Единого.

Хотя бы и были так-называемые боги или на небе или на земле (ведь много богов и господ много),

но у нас един Бог Отец, из Негоже все и мы для Него, и един Господь Иисус Христос, от Негоже все и Имже мы все (живем).

Но не у всех есть знание: иные и доныне, с совестью признающею идолов, едят идольское мясо как жертву идолам, и совесть их, немощная, сквернится.

Но пища не ставит нас ближе к Богу; от пищи ничего не прибудет нам и от неядения ничего не лишаемся.

Смотрите однако, чтоб эта свобода ваша не стала соблазном для немощных.

Если кто тебя увидит, как ты, имея знание, возлежишь в идольском капище, и совесть у него немощная расположит и его есть идольскую жертву, –

тогда, от знания твоего, погибнет немощный брат, ради коего Христос умер.

Так, согрешая против братии и уязвляя немощную их совесть, вы против Христа согрешаете.

И посему, если пища соблазняет брата моего, не стану вовсе никогда есть мясо, чтобы не соблазнить брата моего.

Глава 9. Пример апостольского служения

Разве я не Апостол? Разве не свободен? Разве не видел Иисуса Христа Господа нашего? Разве вы не мое дело о Господе?

Если для других и не Апостол, то для вас Апостол, ибо печать моего апостольства – вы, о Господе.

Вот моя защита против судящих меня.

Или не имеем мы власти есть и пить?

Или не имеем власти сестру жену водить с нами, как и прочие Апостолы, как и братья Господни и Кифа?

Или один я и Варнава не имеем права не кормиться трудом рук своих?

Какой воин когда служит не своем содержании? Кто, насадив виноград, не ест плодов его? Кто, пася стадо, не ест молока от стада?

И по человеческому ли только рассуждению говорю я?

Не то ли же и закон говорит? В Моисееве законе писано: «не заграждай уста у вола молотящаго» (Втор.25). О волах ли Бог печется?

Или, конечно, для нас сказано? Так, для нас писано: кто пашет, должен пахать с надеждою, и кто молотит, с надеждою пожать плод упования.

Если мы духовное посеяли в вас, велико ли то, что пожнем у вас телесное?

Если другие имеют на это власть у вас, не мы ли тем паче? Но мы и не пользовались такою властью: мы все переносим, чтобы не было от нас помехи благовествованию Христову.

Разве не знаете, что священнодействующие питаются от святилища?

И служащие алтарю от алтаря имеют долю? Так и Господь повелел проповедникам благовестия жить от благовестия.

Но я ничем тем не пользовался. И не для того пишу это, чтобы для себя что устроить: лучше мне умереть, чем разорил бы кто похвалу мою.

Если благовествую, то нечем мне хвалиться – это лежит на мне долг мой, и горе мне, если не благовествую.

Если от себя делаю доброю волей, – мзда мне будет; а если не от себя, неволею, – то поверено мне такое служение.

Какая же за то мзда моя? Та она и есть, что проповедуя Евангелие, благовествую о Христе безмездно, да не превозмогает во мне власть благовествования.

Итак, хотя свободен я от всех, всем я поработил себя, дабы многих приобресть.

Для Иудеев был как Иудей, чтобы приобресть Иудеев; для подзаконных как подзаконный, чтобы приобресть подзаконных;

для неведущих закона, как чуждый закона, не будучи без закона пред Богом, но подзаконен Христу, – чтобы приобресть чуждых закона;

для немощных был как немощный, чтобы немощных приобресть. Для всех стал я всем, чтобы всячески спасти кого можно.

И все то творю я для благовестия, чтобы мне быть участником благовестия.

Не знаете ли, как на ристалище все бегут, но одному достается почетная награда. Так и вы бегите, чтобы достигнуть цели.

Всякий подвижник в борьбе от всего воздерживается: те для тленного венца, а мы – для венца нетленного.

И потому я бегу, не без цели, как на неверное, подвизаюсь, не пробивая только воздух;

но разбиваю и порабощаю тело мое, чтобы, проповедуя другим, самому не остаться недостойным.

Глава 10. Поучительные образы из истории народа Божия

Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком и все прошли сквозь море,

и все в Моисея крестились в облаке и в море;

и все ту же пищу духовную вкушали,

и все то же пили питие духовное, ибо пили они из духовного, последующего (за ними) камня: камень же был Христос.

Но не о многих из них благоволил Бог, ибо поражены были они в пустыне.

Все сие было образом для нас, чтоб не было у нас, как у них, такой похоти на злое.

И не будьте идолослужителями, как иные из них, о коих писано: «сели люди есть и пить и восстали играть» (Исх.32).

И не станем блудодействовать, как иные из них блудодействовали, и в один день погибло их двадцать три тысячи (Чис.25).

И не станем искушать Христа, как иные из них искушали и погибли от змей (Чис.21).

Не ропщите, как иные из них роптали и погибли от смертоносной руки (Чис.14).

Все это образно происходило с ними, и писано в наставление нам, достигшим последних веков.

Итак, кто думает, что он стоит, берегись, чтобы не пасть.

Искушение постигло вас такое же, как всем людям бывает, и верен Бог, не пошлет вам искушение сверх сил, но вместе с искушением пошлет и путь избавления, чтобы могли вы перенести.

Заключительные наставления

Итак, братия мои возлюбленные, убегайте от идолослужения.

Говорю вам как рассудительным: судите сами, что́ говорю.

Чаша благословения, что мы благословляем, не есть ли приобщение Крови Христовой? Хлеб, что мы преломляем, не есть ли приобщение Тела Христова?

Един хлеб и едино тело мы многие, ибо все от единого хлеба причащаемся.

Посмотрите на Израиля по плоти: те, что едят жертвы, не участники ли они в алтарном служении?

Но что же значат эти слова мои? То́ ли, что идол есть что-нибудь существующее, или идоложертвенное само что-нибудь значит?

Нет, но язычники, принося жертвы. приносят бесам, а я не хочу, чтобы вы бесам были сообщники.

Не можете пить чашу Господню и чашу бесовскую; не можете причащаться трапезе Господней и трапезе бесовской.

Или раздражать станем Господа. Разве мы сильнее Его?

Все мне позволено, но не все на пользу; все мне позволено, но не все к созиданию души.

Никто не ищи своего, но каждый пользы ближнего.

Все, что продается на торжище, снедайте без всякого сомнения, по совести,

ибо «Господня земля и исполнение ея» (Втор.10; Пс.23).

Если кто из неверных позовет вас, и вы захотите пойти, все предлагаемое вам снедайте без всякого сомнения, по совести.

Если же кто скажет вам: «это из жертвы идольской», то не снедайте ради того, кто сказал вам, и ради совести, ибо Господня земля и исполнение ее.

Совесть же разумею не свою, но дружнюю: для чего же моей свободе быть судимой чужою совестью?

Если я принимаю пищу с благодарением, для чего хулить меня за то, что я благодарствую?

Итак, ядите ли, пьете ли, или иное что творите, все во славу Божию творите.

Не давайте соблазна ни Иудеям, ни Еллинам, ни церкви Божией, –

как и я ко всем во всем благоприятен, ища не себе пользы, но многим, да спасутся.

Глава 11. Наставление о молитвенных собраниях. Покровение главы

Будьте подражатели мне, как и я Христу.

Хвалю вас, братия, что все мое помните и держите предания, как я передал вам.

Но хочу, чтоб вы знали, что всякому мужу глава Христос, жене же глава муж, глава же Христу – Бог.

Всякий муж, кто молитву творит или пророчествует с покрытою головою, постыжает главу свою.

И всякая жена, когда молитву творит или пророчествует с открытою головою, постыжает свою главу, и все равно как была бы она обстрижена.

Если же не хочет жена покрываться, то пусть и стрижется; а если срамно жене быть остриженной или обритой30, пусть покрывается.

Итак муж не должен покрывать голову – он есть образ Божий и слава Божия;

а жена есть слава мужа, ибо не муж от жены, но жена от мужа,

и не муж создан ради жены, но жена ради мужа.

Посему жена и должна иметь на голове знак подвластия, ради Ангелов.

Впрочем ни муж без жены, ни жена без мужа, о Господе.

Ибо как жена от мужа, так и муж чрез жену (от жены рожден); – и все – от Бога.

Рассудите сами, достойно ли жене творить молитву с непокрытой головой?

Не сам ли природа учит вас, что, если муж растит волосы, это бесчестие для него,

но, если жена растит волосы, это ей честь, так как рощение волос дано ей покровом.

А если бы кто захотел спорить о сем, то нет такого обычая ни у нас, ни в церкви Божией.

О вечере Господней

Но говорю все это вам в наставление. И не хвалю вас, потому что собрания ваши не на лучшее приводят, но на худшее.

Слышу, во-первых, что, когда сходитесь вы в церковь, бывают между вами разделения, чему отчасти и верю.

Правда, надобно быть и разномыслиям между вами, чтобы открылись в среде вашей испытанные люди.

И когда собираетесь вы вместе, так бывает, как недостойно вкушать вечерю Господню.

Всякий спешит прежде других снедать и справлять свою вечерю, так что иной голоден, а другой упивается.

Разве нет у вас домов своих, где бы есть и пить? Или небрежете о церкви Божией и уничижаете неимущих? Что сказать вам? Похвалить ли вас за то?

Не похвалю. Ибо я принял от Господа, что и вам передал, что Господь Иисус в ту ночь, когда предан был, прияв хлеб и воздав благодарение, преломил,

и сказал: приимите, ядите, сие есть Тело Мое, за вы ломимое: сие творите в Мое воспоминание.

Также и чашу, после вечери, сказав: сия чаша Новый Завет есть в Моей Крови – сие творите всегда, как будете пить, в Мое воспоминание.

Так всякий раз, когда ядите хлеб сей и пиете чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе ОН приидет.

Посему, кто яст хлеб сей или пиет чашу Господню недостойно, повинен будет Телу и Крови Господней.

Итак да испытывает себя человек (в сердце своем) и лишь так яст от хлеба сего и от чаши сей пиет.

Ибо кто яст и пиет недостойно, суд себе (осуждение) яст и пиет, не рассуждая о Теле Господнем.

От того многие из вас немощны и больны и не мало усыпающих.

И когда бы мы сами себя рассудили по правде, не были бы судимы.

А когда судят нас, от Господа наказуемся, чтобы не осужденным быть нам с миром.

Итак, братия мои, когда сходитесь на вечерю – вкушать ее, друг друга ждите.

Если же кто голоден, пусть дома ест, чтобы не сходиться вам на осуждение. Прочее устрою, когда приду.

Глава 12. Разнообразие и единство даров духовных

Не хочу оставить вас, братия, в неведении и о дарах духовных.

Знаете, когда вы были язычниками, ходили к идолам безгласным, куда кто водил вас.

Посему сказываю вам, что кто говорит Духом Святым, не произнесет анафемы на Иисуса и никто не может сказать «Господь Иисус», разве только Духом Святым.

Дарования Духа различны,

но Дух един и тот же; и служения различны, но Господь един и тот же;

и действия различны, но Бог един и тот же и действует все во всех.

Но каждому дается проявление Духа на пользу:

одному Духом дается слово мудрости, другому слово знания тем же Духом;

иному вера, тем же Духом; иному благодать исцелений, тем же Духом;

иному чудотворения, иному пророчество, иному различение духов, иному разные языки, иному истолкование языков.

Все же сие действует един и тот же Дух, властно разделяя каждому по Своему изволению.

Ибо, как тело едино, но имеет много членов и все члены единого тела во всем множестве единое тело, так и Христос.

И мы все единым Духом крестились в едино тело – Иудеи и Еллины, и рабы и свободные, и все напоены единым Духом.

Тело же не из одного члена, но из многих.

Если нога скажет: я не рука и не принадлежу к телу, – разве не принадлежит она от того к телу?

И если ухо скажет: я не око и не принадлежу к телу, – разве от того не принадлежит оно к телу?

Если все тело око, то где слух? Если все слух? то где обоняние?

Но Бог расположил члены, каждый в составе тела, по Своему изволению.

И если бы все были один член, – где было бы тело?

Но теперь членов много, а тело одно.

Не может око сказать руке: не нужна ты мне, или голова ногам: вы мне не нужны.

Нет! Напротив, те члены тела, которые кажутся самыми слабыми, необходимы для него,

и которые не в чести у нас, о тех более прилагаем заботы;

и неблагообразные у нас покрываем благообразием, а благообразные того не требуют. Но Бог так соразмерил тело, что худейшим частям больше дается чести, –

для того, чтобы не было в теле разделения, а все члены равно заботились друг о друге.

Итак, когда страждет один член, все члены с ним страждут, и когда славится один член, и все члены с ним радуются.

И вы – тело Христово, и все порознь члены тела.

И иных Бог поставил в церкви – во-первых Апостолами, во-вторых, пророками, в-третьих, учителями; далее, иным дал силы чудодейственные, также дары исцеления, вспоможения, управления, дары разных языков.

Все ли Апостолы? все ли пророки? все ли учители? все ли чудотворцы?

все ли имеют дар исцелений? все ли говорят языками? все ли истолкователи языков?

Но ревнуйте о высших еще дарованиях, и покажу вам путь превосходнейших.

Глава 13. Выше всех даров – любовь

Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я как медь звенящая или кимвал бряцающий.

Если имею дар пророчества и знаю тайны все и имею всякое познание и всю веру, так что и горы могу переставлять, а любви не имею, то я – ничто.

И если раздам все имение мое и предам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне никакой пользы.

Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует,

любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается,

не мыслит зла, не радуется о неправде, радуется же о истине;

все покрывает, всему доверяет, всего надеется, все переносит.

Любовь никогда не престает, хотя бы и пророчества прекратились и языки умолкли и знание упразднилось,

ибо несовершенно и познание наше, несовершенно и пророчество;

когда же настанет совершенное, тогда все несовершенное (отчасти существующее) упразднится.

Когда был я младенцем, говорил как младенец, как младенец мыслил, рассуждал как младенец, а когда стал мужем, оставил младенческое.

Ныне мы видим как через стекло в гадании, тогда же будем видеть лицом к лицу; ныне неполно (отчасти) мое знание, а тогда познаю, так как и сам познан был.

Ныне же пребывают три сии: вера, надежда, любовь, – и бо́льшая из них – любовь.

Глава 14. Дар языков и дар пророчества (проповеди)

Достигайте любви; ревнуйте о дарах духовных, особливо же о пророчестве.

Кто говорит языками (по дару языков), говорит не людям, но Богу; никто его не понимает, а духом говорит он о тайнах.

А кто пророчествует, тот говорит людям в назидание, увещание и утешение.

Кто говорит языками, тот себя назидает, а кто пророчествует, назидает церковь.

Того хочу, чтобы все вы говорили языками; но лучше, чтоб вы пророчествовали: кто пророчествует, важнее того, кто говорит языками, разве притом и толковать будет, чтобы для церкви было назидание.

Ныне же, братия, если приду к вам и стану говорить на разных языках, и не будет в моем слове ни откровения, ни объяснения, или пророчества, или учения, какую принесу вам пользу?

Даже бездушные вещи, издающие звук, свирель или гусли, если не производят раздельных тонов, как распознать, что играют на свирели или на гуслях?

И если труба будет издавать неясный звук, кто станет готовиться к сражению?

Так, если и вы языком произносите непонятные слова, как поймут, что вы говорите? Будете говорить на ветер.

Вот, сколько разных словесных звуков в мире, и ни одного нет без значения;

но если я не понимаю значения слов, то буду говорящему чужестранец, и он мне чужестранец.

Так и вы, ревнуя о дарах духовных, старайтесь богатеть ими к назиданию церкви.

И потому, кто говорит языками, тот моли Бога и о даре истолкования.

Когда молюсь я одним языком, молится дух мой, а ум без плода остается.

Что же делать? Стану молиться духом, но также и умом; воспою духом, но и умом воспою.

Если же будет лишь в духе благословение твое, то стоящий на месте молитвы простой человек (не язычный) как скажет «аминь» при твоем благодарении? Он не поймет ведь, что ты говоришь.

Благодарение твое благоговейно, – но ближнему не будет от него назидания.

Благодарю Бога моего: я более всех вас говорю (разными) языками;

но в церкви хочу лучше пять слов сказать умом моим, чтоб и другим было наставление, нежели тысячи слов разноязычно.

Братия! не будьте как дети умом; на зло младенствуйте, а умом совершенны будьте.

В законе писано: «иными языками и иными устами буду говорить народу сему, но и тогда Меня не послушают, глаголет Господь» (Ис.28).

Итак, языки – знамение не для верующих, а для неверных, пророчество же не для неверных, но для верующих.

Если вся церковь сойдется вкупе и все станут говорить разноязычно, и войдут не знающие языков или неверные, то не скажут ли, что вы беснуетесь?

Но когда все пророчествуют, и войдет кто неверный или не знающий языков, он ото всех обличается (в грехе), ото всех приемлет суд,

и так открываются (ему) тайны сердца его, и падет он ниц и поклонится Богу и скажет: «воистину с вами Бог».

Итак что же, братия? Когда вы сходитесь, у всех у вас есть – у кого псалом, у кого поучение, у кого дар языков, есть откровение, есть толкование – все то пусть служит к назиданию.

Если кто с даром языков, говорите двое, много трое, и порознь, а один пусть объясняет.

Если же нет никого, кто бы объяснял, пусть молчит в церкви, а говорит сам себе и Богу.

И пророки пусть говорят двое или трое, а другие пусть размышляют о том, что сказано.

Если же кому иному из сидящих тут будет откровение, то первый пусть молчит.

Все один за другим можете пророчествовать, чтобы все поучались и все получали утешение.

И дух действующий в пророке пророку повинуется:

Бог есть мира, а не Бог нестроения. – Таков обычай во всех церквах у святых.

Порядок в церкви

Жены ваши в церкви да молчат, ибо не указано им говорить, а быть в подчинении, как и закон говорит.

Если же хотят чему научиться, пусть спрашивают о том дома у мужей своих: неприлично жене говорить в церкви. –

Разве от вас изошло слово Божие? или до вас одних достигло?

Если кто о себе думает, что имеет дар пророчества или иной дар духовный, пусть разумеет то, что я пишу вам, что это заповеди Господни.

Если же кто не разумеет, пусть и неразумен будет.

Итак, братия мои, ревнуйте о пророчестве, но не запрещайте и говорить разными языками.

Только все должно быть благообразно и по чину.

Глава 15. Учение о воскресении мертвых

Напоминаю вам, братия, благовестие, что я благовествовал вам: его вы и приняли, в нем и стоите,

им же и спасаетесь, если, как говорил я вам, так все и содержите в себе мое благовестие, если только не всуе вы уверовали.

В самом начале предал я вам то, что и сам приял: что Христос умер грехов наших ради,

по Писаниям, и что погребен был и что воскрес в третий день, по Писаниям (как предречено в Писании),

и явился Кифе, затем двенадцати,

потом же явился более чем пятистам братиям в одно время (они большею частью доныне в живых, а иные и почили);

потом явился Иакову, также всем Апостолам,

а после всех и мне как некоему извергу явился;

ибо я наименьший из Апостолов и недостоин именоваться Апостолом, потому что гнал церковь Божию.

Но благодатию Божиею есмь то, что есмь: и благодать Его во мне была не тщетна, но более всех их потрудился; не я впрочем, но благодать Божия, сущая со мною.

Итак я ли, они ли, мы так проповедуем, и вы так уверовали.

Если же о Христе проповедуется, что Он воскрес из мертвых, то как иные из вас говорят, что нет воскресения мертвых?

Если же нет воскресения мертвых, то и Христос не воскрес.

Если же Христос не воскрес, то напрасна и проповедь наша, и вера ваша тщетна.

И мы оказались бы лжесвидетелями о Боге, ибо свидетельствовали о Боге, что Он воскресил Христа, а Он, стало быть, не воскрешал Его, если мертвые не воскресают.

Если же мертвые не воскресают, то и Христос не воскрес.

А если Христос не воскрес, то тщетна вера ваша: вы еще во грехах ваших;

и, стало быть, и усопшие о Христе погибли.

Если же мы в сей только жизни надеемся на Христа, то мы несчастнее всех человеков.

Но вот, Христос воскрес из мертвых, первенец (воскресения) из умерших.

Ибо, как смерть чрез человека (пришла), так чрез человека и воскресение мертвых.

Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут,

каждый в своем порядке – первенец Христос, потом Христовы сущие в пришествие Его.

А затем конец, когда Он предаст Царство Богу и Отцу, упразднив всякое начальство и всякую власть и силу.

Ибо подобает Ему царствовать, доколе низложит (Бог) «всех врагов Его в подножие ног Его» (Пс.109).

Последний же враг упразднится – смерть;

ибо все покорил под ноги Его. (Когда же сказано, что все покорено Ему, то ясно, что все – кроме Покорившего Ему все).

Когда же покорит Ему все, тогда и Сам Сын покорится Покорившему Ему все, да будет Бог все во всем.

Иначе, что делают те, кои крещаются ради мертвых? Если мертвые совсем не воскресают, то для чего и крещаются мертвых ради?

Для чего и мы ежечасно бедам подвергаемся?

Я каждый день смерти подвержен: свидетельствует о том похвала о вас, братия, похвала моя во Христе Иисусе Господе нашем.

Если только по человечеству боролся я со зверем в Ефесе, какая мне польза, когда мертвые не воскресают? Станем есть и пить – завтра умирать нам.

Не обманывайтесь: худое сообщество развращает добрые нравы.

Отрезвитесь в правду и не грешите: к стыду вашему скажу, – иные из вас не знают Бога.

Иной может быть скажет: как же воскреснут мертвые? И в каком теле придут?

Неразумный человек! ведь то, что ты съешь, не оживет, если не умрет.

И когда съешь, не тело будущее съешь, а голое зерно, какое случится, пшеничное или другое какое.

Но Бог дает ему тело, как хощет, и каждому семени свое тело.

Не всякая плоть одинаковая плоть; но иная плоть у человеков, иная у скотов, иная у рыб, иная же у птиц.

Есть тела небесные и тела земные; но иная слава небесным и иная земным.

Иная слава солнцу и иная слава луне и иная звездам: и звезда от звезды разнится во славе.

Так и в воскресении мертвых: съется в тлении, восстает в нетлении;

съется в бесчестии, восстает в славе;

съется в немощи, восстает в силе; съется тело душевное, восстает тело духовное. Есть тело душевное, есть тело и духовное.

Так и написано: «был первый Адам – стала душа живая» (Быт.2);

последний же Адам – дух животворящий. И не духовное прежде, а душевное, потом же духовное.

Первый человек из земли – перстный; второй человек – Господь с небеси.

Каков перстный, таковы и перстные; и каков небесный, таковы и небесные;

и как мы носили образ перстного, будем носить и образ небесного.

Но то скажу вам, братия, что плоть и кровь Царствия Божия наследовать не могут, и тление не наследует нетления.

Се, тайну, возвещаю вам: не все мы успнем (смертным успением), но все изменимся – вдруг,

во мгновение ока, при последней трубе: вострубит, и мертвые воскреснут нетленными,

а мы изменимся, ибо тленному сему надлежит облечься в нетление, и смертному сему облечься в бессмертие.

Когда же тленное сие облечется в нетление и смертное сие облечется в бессмертие, тогда сбудется слово написанное: «поглощена смерть победою» (Ис.25).

«Смерть! где твое жало! Ад, где твоя победа!» (Ос.13).

Жало же смерти – грех, а сила греха – закон.

Богу же благодарение, давшему нам победу Господом нашим Иисус Христом.

Итак, братия мои возлюбленные, будьте тверды, неподвижны, преуспевайте в деле Господнем всегда: знаете, что труд ваш не тщетен пред Господом.

Глава 16. Сборы для бедных братьев

В сборах для святых поступайте так, как я установил в церквах Галатских.

В первый день недели каждый из вас пусть отлагает у себя и сберегает что может по состоянию своему, чтобы не делать сборов тогда, как я приду.

А когда приду, то кого вы назначите письменно, тех отправлю доставить даяние ваше в Иерусалим.

Предстоящие путешествия по церквам

А если достойно будет и мне идти, пойдут они со мною.

К вам же приду, когда пройду Македонию, ибо пойду через Македонию.

У вас же, если придется, побуду или и перезимую, чтоб вы меня проводили, куда пойду.

А не хочу видеться с вами теперь мимоходом, но надеюсь пробыть у вас несколько времени, если угодно будет Господу.

В Ефесе же пробуду до Пятидесятницы,

ибо для меня отверста великая дверь для многого дела, и противников много.

Если же придет к вам Тимофей, смотрите, чтоб он был у вас без страха (без помехи): он дело Господне делает, как и я.

Посему никто не пренебрегай его, но проводите его с миром в путь ко мне, ибо я жду его с братиею.

Брата же Аполлоса я очень просил, чтоб он пошел к вам с братиею; но он никак не хотел идти ныне, а придет, когда ему свободно будет.

Бодрствуйте, стойте в вере, мужайтесь, утверждайтесь.

Все да будет у вас с любовию.

И прошу вас, братия: знаете дом Стефанов, что он начаток (веры) в Ахаии (в Греции) и что они посвятили себя на служение святым.

Будьте и вы почтительны к таковым и ко всякому содействующему и трудящемуся.

Я обрадован был прибытием Стефана, Фортуната и Ахаика: они восполнили мне отсутствие ваше: они и мой и ваш дух успокоили.

Уважайте таковых.

Привет вам от церквей Асийских. Привет вам о Господе усердный от Акилы и Прискиллы с домашнею их церковью.

Привет вам от всех братий. Целуйте друг друга лобзанием святым.

Мой вам привет, рукою моею – Павловою.

Кто не любит Господа Иисуса Христа – анафема, маран-ефа.

Благодать Господа нашего Иисуса Христа с вами,

и любовь моя со всеми вами о Христе Иисусе. Аминь.

* * *

28

«Не в премудрости слова», стало быть, не на философском языке. И вообще под премудростью (Еллинскою) можно разуметь везде философию. На языке философском Крест Христов утратил бы свое значение, стало быть, упразднился бы.

29

Безквасие означает опресноки, на коих праздновалась Пасха Иудейская, и Апостол приводит образы пасхального праздника.

30

Подобно стригущимся бесстыдным женщинам.


Источник: Новый Завет Господа нашего Иисуса Христа в новом русском переводе К.П. Победоносцева. - С.-Петербург : Синод. тип., 1906. – VI, 629, [1] с.

Комментарии для сайта Cackle