Источник

К Александре Петровне Хвостовой

А. П. Хвостова – киевская знакомая архим. Макария, на имя которой он просил отца адресовать ему письма (№ 2). Начатая в 20-х годах переписка между ними, возобновилась в 40-х, при посредстве поселившегося в Киеве о. Алексия Глухарева. Восемь писем к ней архим. Макария, перепечатываются из издания 1860 г, т. II, где они помещены на стр. 153−163 под заголовком: «К А П. Х.».

50

Извещаю вас, что мы прибыли в Глинскую пустынь 29 декабря по милости Божией, благополучно. Промысл Всевышнего, изрекший волю свою в совете отца настоятеля,259 разлучает меня с добрым другом моим.260 Мы расстаемся в любви, как только можно расставаться в любви, и в ненарушимом мире. Скорбь от предстоящей разлуки, препятствует мне распространяться в описании мирной обители, в которую Бог привел меня по милосердию Своему. Кратко скажу: это школа Христова, это одна из светлых точек на земном мире, в которую дабы войти, надлежит умаляться до Христова младенчества. Простите и помолитесь обо мне грешном. Желаю вам обильного благословения Божия.

7 января 1826 г.

Глинская пустынь.

51

Мир вам и Божие благословение! Я, слава Богу, молитвами святых отцов и братий, и сестер моих, благополучен, и вас на литургиях Божественных воспоминаю. И хотя худ и нищ, молю всемилосердного Господа, да очистит нас от всякого, в царствие Божие войти не могущие, скверны плоти и духа, соединит вскоре со всеми любящими, и призывающими пресвятое имя Его, в селении света, мира, любви и радости общей всех в едином Духе Святом!

Простите.

6 февр. 1829 г.

52

Посылаю при сем книгу Б(лаженного) Кассиана о восьми главных страстях, которая хотя и в Добротолюбии находится, но она там сокращенно предложена, и в подлиннике совершенно другой имеет вид. В третьей тетради немногих статей недостает, для которых оставлено и место праздное, и которые не найдены в рукописи. В последней же, начинаются и беседы с блаженными пустынниками. У меня то в намерении, чтобы вы в порядке обозрели все сии бисеры духовного учения, в собрании коих столь великодушно помогаете мне. Простите, желаю вам всякого благословения Божия.

53

Благодарение милосердому Господу! Первое чувство души моей было благодарение радостное, и за сие Ему единому благодарение! Помолитесь, да прибавит Господь милость Свою к неключимому рабу Своему, и да будет милость Его на нас в пути, который самодержавная воля Его открыла перед нами. Слава, слава, слава Его человеколюбию непобедимому в долготерпении, мне же стыдение лица нетерпеливому. Намерение мое – в течение этой недели причаститься св. Таин, а в начале будущей в путь отправиться. Сегодня, уснув после утрени, я видел себя с вами в доме одного из моих сродников, подле которого живет и родитель мой. Никогда наяву мы не были в таком согласии, как тут, и слово в слово, голос в голос, сказали друг другу: поздравляю вас с новым годом. Я пробудился. Новый год был в душе моей. Вот вам мои новости.

54

Что я мог сказать по слабодушию моему, было вам сказано во время свое и в своем месте. Теперь остается самому Господу глаголить в совести вашей и в сердце вашем. Да воздвигнет Он силу Свою великую в вас, да пройдет, и да взыщете со светильником все извороты и ущелья вашей души. Он да искусит и да разожжет утробы ваши и сердце ваше, и да явит вам, аще есть путь беззакония в вас, и да наставит вас на путь вечен. Прибегните со смирением немногословным к милосердию Господа и Бога истинного Иисуса Христа, и кровь Его да очистит совесть вашу от всех греховных пятен! Взаимно же и я от всего сердца прощаю тебя, раба Христова, и именем Господним благословляю к наследованию жизни вечной о Христе Иисусе Господе, иже есть Бог благословен во веки. Аминь. Вместо того, чтобы задавать вам вопросы, советую вам, призвав Господа в помощь, взять катехизисы Петра Могилы и Преосвященнейшего вашего митрополита Филарета, и утверждая по ряду Божественной истины в сердце, печатью детской веры и преданности к Церкви, как послушная дщерь ее, если сии советы обличат паутину и пыль какую либо в клети вашей души, очищать ее самоотвержением, и омывать слезами любви, которые да излиются в вас обильно от пренебесных источников, и да украсят ее, яко чертог брака Агнча, святые Ангелы! Если же откроется что-либо, требующее исповедания перед отцом духовным, открывайтесь во всем Вашему авве, и бейте врага по щекам. Между тем Бог не коснит, но долготерпит, да в покаяние и в разум истины приидем.

55

С приятнейшим удовольствием читал я первые мысли ваши, излиянные любовью к спасительному кресту и к человекам, которые только путем креста могут достигнуть истинного покоя. Мужайтесь и тверды будьте в предпринятом вами труде для славы Божьей, для назидания братии. Испытывайте немощь вашу в различных видах, и по мере сего испытания получайте, и приводите в действие силу и помощь Божию. Много у нас завалов в сердце, и действия благодати многообразны. Посему не стыдитесь исправлять вашу работу, и да послужит сия к вящему очищению и соуверению сердца вашего с Духом Святым. Входите в дух простоты Евангельской всякий раз, когда за работу садитесь, и паки входите, когда поползнетесь в словеса хитросплетенные.

Теперь я списываю беседу о злых духах, какими со всех сторон опасностями окружены мы в сей по истине достоплачевной жизни! Аще не будем, якоже дети, не внидем в царствие небесное. Одно смирение, как было сказано св. Антонию, безбедно спасает от всех сетей, которые враг для души нашей расставляет по всем путям ее.

И во мне сии слова: «Аз есмь лоза, вы же рождие», некогда возбуждали приятнейшие чувствия благоговения и благодарности. Но кто изрек сии слова? Богочеловек Иисус, вторый и новый человечества Родоначальник и Корень. К кому они относятся? К верующим и любящим Иисуса Христа. Ибо они верой и любовью причащаются Самого Иисуса, вкушают тело Его, и пьют кровь Его, и таким образом делаются причастниками жизни вечной, и естества Божественного, в единое лицо с естеством человеческим во Иисусе Христе соединенного. Естество оное преестественное, разнообразно разнообразным существам сообщая себя, Само в Себе пребывает несекомо, неизменяемо, а душа человеческая коликому подвержена изменению, омрачению, падению, развращению, расстройству, мучению! Те, которые лучше нежели мы, познают себя и Бога, говорят, как св. Дионисий Ареопагит, что души святых – суть зерцала чистейшие, в которых сияет слава Божия и образ Бога невидимого изображается, не мертвые, а живые зерцала, умные, словесные, созерцающие одно в другом и сами в себе, и в других высших и низших зерцалах, и любящие и прославляющие Бога неизреченно, и Им наслаждающиеся, и блаженствующие в сем наслаждении неиссякающем, и всегда новом. Если к сему присоединюсь в мыслях наших видения херувимской колесницы в пророчестве Иезекииля, то получим полнейшее символическое понятие как о том, что естество Божие есть превыше всякого естества безмерно, так и о явлениях оного в деятельности жития Богодвижного. Св. Павел ни излишним уничижением, ни чрезмерным превозношением не преступая вечных пределов порядка Божия, и о божественном таинстве боголепно вещая, глаголет тако: «Вы получили не дух рабства, чтобы опять жить в страхе, но получили дух усыновления, которым мы взываем: Авва, Отче» (Рим.8:15.)! И в другом месте: «Бог послал Сына Своего единородного, Который родился от жены, был под законом, чтобы искупить подзаконных, дабы вам получить усыновление» (Гал.4:4). И в послании к Ефесянам: «Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, Который благословил нас во Христе всяким благословением духовным на небесах, так как Он избрал нас в Нем прежде создания мира, чтобы мы были святы и непорочны перед Ним в любви; предопределив усыновить нас Себе Иисусом Христом, по благоизволению воли Своей, к прославлению преславной благодати Своей, которою Он облагодатствовал нас в Возлюбленном» (Еф.1:3−6). Знаменательно для меня то, между прочим, что Апостол с такой настоятельностью, так сказать, твердит в наших умах и сердцах: в Нем, в Возлюбленном, во Христе, Иисусом Христом. Отсюда та просиявает истина, что сие благодатное усыновление, есть Божественное многих во Единого единородного Сына, сущего в лоне Отчи, влечение и восприятие, и с Ним во единое тело, душу и дух совокупление, и через Него с Божеством без смешения соединение, и Божественного естества причащение и прославление, прежде создания всех веков во всеведении Божием предуставленное, во времени же последовательно действуемое, и в вечности венчаемое, в Единородном, в новом Адаме, восприявшем во ипостась Божества естество человеческое, и сообщившем ему отеческую любовь Родителя.

Буди воля Твоя, Отче Господа моего Иисуса Христа, и буди имя Твое благословенно во веки. Простите, и поминайте в молитвах ваших грешного А. М-я.

Язвы гвоздиные, которые сохраняет Господь и на прославленном теле Своем, источают благодать, все немощное врачующую и всякое оскудение восполняющую.

Сии слова Апостольские: «Кровь Иисуса Христа, Сына Божия очищает нас от всякого греха» (1Ин.1:7), приводят мысль нашу к оправданию на суде правды Божией, которое Спаситель совершил излиянием крови Своей за нас, и к Евхаристии Божественной, в которой тело и кровь Его преподаются верующим, дабы в каждом из них совершалось с исполнялось то, что соделал Христос для всех единократным принесением Себя самого в жертву за род человеческий. Принесши единую жертву за грехи. Он навсегда воссел одесную Бога, ожидая за тем, доколе враги Его будут положены в подножие ног Его (Евр.10:12).

56

Всем сердцем желаю, чтобы вы, благоуспешно созревая по внутреннему человеку для блаженного Боговидения в царствии небесном, и в продолжении пришествия на земле, получили залоги сего блаженства, в соединенных с Божественными утешениями, созерцаниях таинства Св. Троицы. Без сомнения, вы находите великую помощь для этого в Евхаристии, освящаясь и утверждаясь посредством ее в союзе с Господом Иисусом Христом на всю вечность. Жизнь внешнего человека твоего уже склонилась к западу, но жизнь внутреннего человека твоего приближается, в тоже время, к свободнейшему, всерадостному и преславному развитию своему в вечности. Уверен, будучи, что теперь во времена благоприятные, вы и меня, вкупе с другими, предаете милосердию Божию, я желаю еще, чтобы вы, если прежде меня будете переселены отсюда, и в царстве славы, когда будете иметь благословение на это, не забывали меня в святых молитвах. Господь со всеми нами. Простите и благословите именем Его.

17 ноября 1845 г.

57

Крест, на нем же распялся Христос, Царь и Господь, есть высокое выражение вечной любви и вечной правды Божией. Знамение Сына человеческого, с которым Он приидет судить живых и мертвых, также, по мнению св. Златоуста, есть крест, и то же выражение вечной любви и правды Божией, только прославленное и торжествующее. Милость и истина встретятся, правда и мир облобызаются, вот что совершилось в крестной смерти Иисуса Христа. Сие же совершается в христианине, который Христу сораспинается. Поклонением чествуя и лобызая благочестно крест Христов, как видимый памятник спасения нашего, мы изъявляем нашу виновность перед вечной правдой, благодарение Иисусу Христу, искупившему нас честной Своей кровью. Любовью, так сказать, прикладываемся к вечной любви Отца небесного, ею же Он возлюбил нас в возлюбленном Сыне Своем, и предаем себя врачующей силе оной любви и правды Божьей, сего Креста Божественного, которого видимый – есть изображение, которого сила Божественная действует посредством видимого знамения, не только из вещества составляемого, или перстами изображаемого, но и единой мыслью противопоставляемая козням врагов спасения нашего.

Прощайте. Предаю вас, так как и себя самого, милосердию Бога и Господа нашего Иисуса Христа

* * *

259

Иером. Филарета.

260

Ив. Савельевым.


Источник: Письма архимандрита Макария Глухарева, основателя Алтайской миссии : С биогр. очерком, портр., видом и двумя факс. / Под ред. К.В. Харламповича. - Казань : Центр. тип., 1905. - [2], 558 с.

Комментарии для сайта Cackle