Источник

Глава III. Об отношении Бога, как Творца и Промыслителя к человеку

I. Отношение к человеку Бога -Творца

§ 54. Учение Церкви и части этого учения

О Боге, как Творце человека, православная Церковь учит так – «Бог во Св. Троице рек: сотворим человека по образу Нашему и по подобию (Быт. 1:26). И сотворил Бог тело первого человека Адама из земли, и вдунул в лице его дыхание жизни...; наконец, взяв у Адама во время сна ребро, из него создал первую жену Еву… Бог сотворил человека с тем, чтобы он познавал Бога, любил и прославлял Его, и через то вечно блаженствовал» (Простр. Христ. Катех. о чл. 1). Здесь выражаются или указываются понятия: а) о происхождении человека и всего рода человеческого; б) о природе или составе человека и образе в нем Божием; в) о назначении человека и его способности к этому назначению или совершенстве.

§ 55. Сущность и смысл Моисеева сказания о происхождении от Бога первых людей, Адама и Евы

1. Свящ. Бытописатель свидетельствует, что Бог сотворил первых людей, Адама и Еву, особенным образом, отличным от того, каким произвел прежде все прочие Свои создания, и притом иначе сотворил мужа, иначе жену. О сотворении человека вообще говорит Бытописатель следующее – и рече Бог: сотворим человека по образу Нашему и по подобию... И сотвори Бог человека, по образу Божию сотвори его: мужа и жену сотвори их (Быт. 1:26, 27). В частности о сотворении мужа – и созда Бог человека, персть (взем) от земли, и вдуну в лице его дыхание жизни: и бысть человек в душу живу (Быт. 2:7). О сотворении жены – и наложи Бог изступление на Адама, и успе: и взя едино от ребр его, и исполни плотию вместо его. И созда Господь Бог ребро, еже взя от Адама, в жену, и приведе ю ко Адаму (Быт. 2:21, 22).

2. Это повествование Моисеево надобно понимать в смысле истории, потому что в историческом значении понимали его:

а) Сам Моисей, как можно заключать вообще из содержания всей его книги, чисто исторической, и в частности из тех слов, которые, по свидетельству его, произнес Адам, когда приведена была к нему Ева – се ныне кость от костей моих, и плоть от плоти моея: сия наречется жена, яко от мужа своею взята бысть сия (Быт. 2:23), и потом из слов, какие изрек Бог падшему Адаму – в поте лица твоего снеси хлеб твой, Дóндеже возвратишися в землю, от неяже взят ecu: яко земля ecu, и в землю отъидеши (Быт. 3:19).

б) Христос Спаситель. Доказывая нерасторжимость брака, Он сказал фарисеям: от начала создания, мужа и жену сотворил я есть Бог. Сего ради оставит человек отца своего и матерь, и прилепится к жене своей, и будета оба в плоть едину: темже уже неста два, но плоть едина (Мк. 10:6–8; снес. Мф. 19:4–6).

в) Св. Апостол Павел. Он свидетельствует, что сначала создан был муж, потом жена Адам прежде создан бысть, потом же Ева (1Тим. 2:13). О создании мужа говорит – бысть первый человек Адам в душу живу...; первый человек, от земли перстен (1Кор. 15:45, 47); о создании жены – несть муж от жены, но жена от мужа: ибо не создан бысть муж жены ради, но жена мужа ради (1Кор. 11:8, 9).

§ 56. Происхождение от Адама и Евы всего рода человеческого

1. Истина о происхождении всего рода человеческого от Адама и Евы весьма ясно изложена в слове Божьем, так –

а) Свящ. Бытописатель повествует, что, до происхождения Адама на земле, человек не бяше делати ю (Быт. 2:5), и, до сотворения Евы, Адаму не обретеся помощник подобный ему (-20); что нарече Адам имя жене своей, Жизнь, яко та мати всех живущих (Быт. 3:20). Вслед за тем и родословную книгу бытия человеча Моисей начинает именно от этой первозданной четы (Быт. 5:1, 2), благословенной Богом раститися и множитися и наполнити землю (Быт. 1:28).

б) Из последующих Писателей ветхозаветных Товит в молитве своей к Богу говорит: Ты сотворил ecu Адама, и дал ecu ему помощницу Еву утверждение жену его: от тех родися человеческое семя (Тов. 8:6); а Премудрый называет Адама первозданным отцем миру (Прем. 10:1).

в) Св. Евангелист Лука родословную Христа-Спасителя возводит не дальше, как до Адама, а потом называет Иисуса Божиим (Лк. 3:38).

г) Наконец, св. Апостол Павел, со всею раздельностью свидетельствует, что Господь сотворил есть от единыя крове весь язык человечь, жити по всему лицу земному (Деян. 17:26), и на этой истине основывает другую, важнейшую в христианстве истину о распространении первородного греха от падших праотцев на весь род человеческий (Рим. 5:12).

2. Согласно с словом Божиим постоянно веровала в происхождение всего рода человеческого от одной первозданной четы и Христова Церковь: в доказательство довольно указать на то, что она всегда содержала догмат о прародительском грехе и распространении его от Адама и Евы на весь род человеческий.

Примеч. 1. Хотя все люди происходят от прародителей путем естественного рождения: однакож, тем не менее, Бог есть Творец и каждого человека. Разность только в том, что Адама и Еву Он создал непосредственно, а всех потомков их творит посредственно – силою Своего благословения, которое Он даровал нашим праотцам тотчас по сотворении их, сказав: раститеся и множитеся, и наполните землю (Быт. 1:28), и которое, будучи изречено однажды, как слово Всемогущего, не потеряет своей действительности до скончания веков. Посему-то в Св. Писании говорится, что Бог не только создал наших прародителей, но и сотворил есть от единыя крове весь язык человечь, жити по всему лицу земному (Деян. 17:26), Сам дая всем живот и дыхание и вся (-25).

2. В частности о происхождении от Бога наших душ говорят: Екклезиаст – и возвратится персть в землю, якоже бе, и дух возвратится к Богу, Иже даде его (12:7); Пророк Исайя – тако глаголет Господь Бог, сотворивый небо, и водрузивый е, утверждей землю, и яже на ней, и даяй дыхание людем, иже на ней, и дух ходящим на ней (42:5; снес. 57:16); Пророк Захария – глаголет Господь, прострый небо, и основаяй землю, и созидаяй дух человека в нем (12:1). На основании этих текстов православная Церковь всегда держалась, как и ныне держится (Прав. испов. ч. 1, отв. на вопр. 28), мысли, что души человеческие творятся Богом. Посему-то пятый вселенский Собор, осуждая мнение Оригеново о предсуществовании человеческих душ, выразился: «Церковь, последуя Божественным словам, утверждает, что душа творится вместе с телом, а не так, чтобы одна творилась прежде, а другое после, по лжеучению Оригена». Впрочем, надобно полагать, что здесь разумеется не непосредственное творение Божее, а посредственное, – что Бог творит человеческие души, как и тела, силою того самого благословения раститься и множиться, которое Он даровал нашим праотцам еще в начале, – творит не из ничего, а от душ родителей. Ибо, по учению Церкви, хотя души человеческие получают бытие через творение, но так, что на них переходит от родителей зараза прародительского греха, а этого не могло бы быть, если бы Бог творил их из ничего. Правда, что такое творение душ от душ родителей для нас совершенно неизъяснимо, когда человеческая душа есть существо простое. Но для нас совершенно неизъяснимо и то, чтобы Бог, Дух чистейший, мог рождать из существа Своего Сына, и изводить Духа Святого; однакож Откровение учит, что Бог, действительно, вечно рождает из существа Своего Сына и вечно изводит Св. Духа, не подвергаясь никакому делению... Потому-то еще древние учители Церкви повторяли, что тайна творения наших душ понятна одному Богу.

§ 57. Состав человека

По учению Православной Церкви, человек состоит из невещественной и разумной души и вещественного тела (Прав. Испов. ч. 1, отв. на вопр. 18); след. состоит из двух частей. И это учение есть учение, как Ветхого, так и Нового Завета.

1. В Ветхом Завете Моисей, описывая происхождение человека, ясно различает в нем две части – одну, которая творится от земли, и другую, которая вдыхается ему от Бога: и созда Бог человека, персть (взем) от земли, и вдуну в лице его дыхание жизни (Быт. 2:7). Екклезиаст, соответственно тому, как говорится у свящ. Бытописателя о происхождении человека, выражается о его кончине: и возвратится персть в землю, якоже бе, и дух возвратится к Богу, Иже даде его (12:7).

2. В Новом Завете читаем: а) слова Самого Христа Спасителя к Апостолам: не убойтеся от убивающих тело, души же не могущих убити: убойтеся же паче могущаго и душу и тело погубити в геенне (Мф. 10:28), где с полной раздельностью человек представляется состоящим только из тела и души; б) изречение Апостола Иакова: якоже бо тело без духа мертво есть, тако и вера без дел мертва есть (Иак. 2:26); в) изречения Апостола Павла: прославите Бога в телесех ваших, яже суть Божия (1Кор. 6:20); другое: не посягшая печется о Господних…, да будет свята и телом и духом (1Кор. 7:34).

Примеч. Из представленных мест Писания видно, что человеку приписывается иногда тело и душа (ἡ ψυχὴ) иногда тело и дух, (τὸ πνεῦμα). Значит, душа и дух суть только разные названия одной и той же части. В подтверждение этого можно указать и на другие примеры. Спаситель, предрекая о разлучении Своей человеческой души с телом во время смерти за род человеческий говорил: якоже знает Мя Отец, и Аз знаю Отца; и душу Мою (τὴν ψυχὴν Мοῦ) полагаю за овцы... сего ради Мя Отец любит, яко Аз душу Мою полагаю, да паки прииму ю (Ин. 10:15, 17), и пред наступлением крестных страданий сказал ученикам своим в саду Гефсиманском: прискорбна есть душа Моя (ἡ ψυχὴ Мοῦ) до смерти (Мф. 26:38). А в минуту самой смерти на кресте, возглашь гласом велиим Иисус, рече: Отче, в руце Твои предаю дух Мой (τὸ πνεῦμα Мοῦ) (Лк. 23:46); и Евангелисты, описывая это мгновение, выражаются: Иисус же паки возопив гласом велиим, испусти дух (τὸ πνεῦμα) (Мф. 27:50).

§ 58. Свойства человеческой души; образ и подобие Божие в человеке

Душа, высшая и превосходнейшая часть человека, есть –

1. Существо самостоятельное, различное от тела. Эта истина видна: а) из слов Екклезиаста: и возвратится персть в землю, якоже бе, и дух возвратится к Богу, Иже даде его (Екк. 12:7), и б) из слов Спасителя: не убойтеся от убивающих тело, души же не могущих убити: убойтеся же паче могущаго и душу и тело погубити в геенне (Мф. 10:28); дух бодр, плоть же немощна (Мф. 26:41).

2. Существо невещественное, простое. Так учит слово Божие, когда называет душу духом, и называет весьма часто; кроме примеров, приведенных нами прежде (Екк. 12:7: Мф. 27:50), укажем еще на изречение Апостола Павла: самый дух спослушествует духови нашему, яко есмы чада Божия (Рим. 8:16); кто весть от человек, яже в человеце, точию дух человека живущий в нем; такожде и Божия никтоже весть, точию Дух Божий (1Кор. 2:11).

3. Существо свободное. Мысль о свободе человеческой души выражают: а) Моисей, говоря к Израильтянам: засвидетельствую вам днесь небом и землею: живот и смерть дах пред лицем вашим, благословение и клятву, и избери живот, да живеши ты и семя твое (Втор. 30:19); б) Пророк Исаия: аще хощете, и послушаете Мене, благая земли снесте: Аще же не хощете, ниже послушаете Мене, меч вы пояст: уста бо Господня глаголаша сия (1:19–20); в) Сам Спаситель: аще хощети внити в живот, соблюди заповеди (Мф. 19:17).

4. Существо бессмертное. Вера в бессмертие души известна была в Ветхом Завете. Ее исповедали: а) Екклезиаст: и возвратится персть в землю, якоже бе, и дух возвратится к Богу, Иже даде его (12:7); б) Премудрый: праведных души в руце Божией, и не прикоснется их мука (Прем. 3:1); праведницы во веки живут, и в Господе мзда их, и попечение их у Вышняго (Прем. 5:15); в) исповедали и все ветхозаветные праведники, когда смотрели на земную жизнь, как на странствование к отечеству небесному (Быт. 47:9; Евр. 11:13–16), а на смерть, как на переселение к отцам (Быт. 25:8; 35:29; 49:29). Еще яснее истина эта изложена в Новом Завете. Спаситель говорит: не убойтеся от убивающих тело, души же не могущих убити: убойтеся же паче могущаго и душу и тело погубити в геенне (Мф. 10:28); любяй душу свою, погубит ю: и ненавидяй души своея в мире сем, в живот вечный сохранит ю (Ин. 12:25).

5. Но самое важное преимущество человека в ряду земных созданий Божиих состоит в том, что Творец благоволил украсить его Своим образом и подобием. И рече Бог, – повествует свящ. Бытописатель, – сотворим человека по образу Нашему и по подобию..., и сотвори Бог человека, по образу Божию сотвори его: мужа и жену сотвори их (Быт. 1:26, 27; снес. 5:1). Об этом преимуществе свидетельствует потом сам Бог, говоря Ною: проливаяй кровь человечу, в ея место его прольется: яко во образ Божий сотворих человека (Быт. 9:6). И в Новом Завете свидетельствует Апостол Иаков, замечая о нашем языке: тем благословляем Бога и Отца, и тем кленем человеки бывшия по подобию Божию (Иак. 3:9).

Примеч. 1. В чем же состоит образ Божий?

1. Бог по природе Своей, есть чистейший Дух, не облеченный никаким телом и не причастный никакой вещественности. Итак образ Божий надобно полагать не в теле человека, а в его невещественной душе.

2. Бог, как Дух, имеет и существенные свойства духа, – ум, свободу, и по самой природе Своей бессмертен: потому, в частности, можно полагать образ Божий, вместе с одними учителями Церкви, в уме человека; вместе с другими, – в его свободной воле; вместе с третьими – в неразрушимости его души и бессмертии.

3. Бог, чистейший Дух есть един по существу, но троичен в Лицах: и в этом отношении некоторое отражение образа Божия можем находить, вслед за учителями Церкви, в единичности нашей души при тройственности ее существенных сил, как бы кто ни называл их – памятью ли, разумом и волею, или умом, словом и духом, или умом, волею и чувством.

4. Бог по отношению ко всем другим существам есть их Господь, Царь и Владыка: в этом смысле с св. Златоустом, Григорием Нисским и другими, можем полагать образ Божий в дарованной человеку, при творении, царственной власти и владычестве над всеми земнородными; тем более, что такая мысль согласна с течением слов Самого Создателя, который лишь только изрек: сотворим человека по образу Нашему и по подобию, непосредственно присовокупил: и да обладает рыбами морскими, и птицами небесными, и зверьми, и скотами, и всею землею и всеми гады пресмыкающимися по земли (Быт. 1:26).

Примеч. 2. Есть ли различие между образом и подобием Божиим в человеке, или нет? Отцы и учители Церкви отвечали, что есть, и говорили, что образ Божий находится в самой природе нашей души, в ее разуме, в ее свободе; а подобие – в надлежащем развитии и усовершенствовании этих сил человеком, частнее – в совершенстве его разума и свободной воли, в добродетели и святости, в стяжании даров Святого Духа. След. образ Божий получаем мы от Бога вместе с бытием, а подобие должны приобретать сами, получивши от Бога только возможность к этому. Это мнение о различии между образом и подобием Божиим в человеке имеет основание и в Св. Писании. Так –

1. Изображая совет Триипостасного о сотворении человека, Моисей свидетельствует: и рече Бог: сотворим человека по образу Нашему и по подобию (Быт. 1:26); а говоря вслед за тем о самом сотворении, выражается: и сотвори Бог человека, по образу Божию сотвори Его (-27).

2. В некоторых местах Писания предполагается, что образ Божий есть и в падшем человеке, каково, например изречение Бога к Ною после потопа: проливаяй кровь человечу, в ея место его пролиется: яко во образ Божий сотворих человека (Быт. 9:6; снес. Иак. 3:9), – а между тем, заповедуется христианам облещися в новаго человека, созданнаго по Богу правде и в преподобии истины (Еф. 4:24). В первом случае разумеется собственно образ Божий, положенный в самой нашей природе, неотдельный от нее, и, подобно ей, неизменный; а в последнем разумеется только подобие Божие или уподобление Богу, зависящее от нашей воли, которое след. мы можем приобретать, но можем и терять через свои грехопадения.

§ 59. Назначение человека

Превознесши человека над всеми земнородными, даровавши ему разум и свободу, украсив его Своим образом, Творец тем самым предуказал ему особое, высокое назначение. И –

1. По отношению к Богу это назначение человека состоит в том, чтобы он неизменно пребывал верным тому высокому завету или союзу с Богом, к которому призвал его Всеблагой при самом сотворении, напечатлевши в нем Свой образ; чтобы, вследствие такого призвания, постоянно стремился к своему Первообразу всеми силами своей разумно-свободной души, т.е. чтобы познавал своего Создателя и прославлял, жил для Него и в нравственном единении с Ним. Художеством разума исполни я, – говорит премудрый сын Сирахов о Боге и первых людях: положил есть око Свое на сердцах их, показати им величество дел Своих: да имя святыни Его восхвалят, и да поведают величества дел Его... Завет вечный постави с ними, и судьбы Своя показа им (Сир. 17:6–10). Соответственно этому, и Спаситель заповедовал нам: тако да просветится свет ваш пред человеки, яко да видят ваша добрая дела, и прославят Отца вашего, Иже на небесех (Мф. 5:16). Заповедал и св. Апостол: прославите убо Бога в телесех ваших, и в душах ваших, яже суть Божия (1Кор. 6:20); аще ясте, аще ли nиeme, аще ли ино что творите, вся во славу Божию творите (1Кор. 10:31).

2. По отношении человека к самому себе назначение его то, чтобы он, как созданный по образу Божиему с нравственными силами, старался постоянно развивать и усовершать эти силы, через упражнение их в добрых делах, и таким образом более и более уподоблялся своему Первообразу. Посему-то и в Ветхом Завете не раз заповедывал Господь людям: будите святи, яко свят есмь Аз Господь Бог ваш (Лев. 11:44; 19:2; 20:7), и теперь в Новом Завете мы слышим от своего Спасителя: будите убо совершении, якоже Отец ваш небесный совершен есть (Мф. 5:48). Впрочем, эта цель человека существенно не различна от первой, напротив заключается в ней и служит необходимым условием к достижению ее; потому что чтить и прославлять Бога мы можем преимущественно добрыми делами (Мф. 5:16), и без добрых дел всякое другое Богопочтение Ему неприятно (Ис. 1:11–20). Но так как, по мере преспеяния человека в добродетели, он достигает блаженства, которое есть следствие добрых дел и награда за них, по учению Самого Спасителя о блаженствах (Мф. 5:3–12); так как благочестие, по свойству своему, на все полезно есть, обетование имеющее живота нынешняго и грядущаго (1Тим. 4:8); то можно выражаться, что человек, созданный на дела благая (Еф. 2:10), с тем вместе создан и для блаженства.

3. Наконец, назначение человека, по отношению ко всей, окружающей его, природе, ясно определяется в словах Самого Триипостасного Создателя: сотворим человека по образу Нашему и по подобию и да обладает рыбами морскими, и птицами небесными, (и зверьми), и скотами, и всею землею, и всеми гады пресмыкающимися по земли (Быт. 1:26).

§ 60. Совершенство первозданного человека, или способность его к своему назначению

Предназначая человека к столь высокой цели, Господь Бог сотворил его вполне способным к достижению этой цели, т.е. совершенным. Мысль эта вытекает из свидетельства Моисея, который, как только сказал о создании человека, вдруг делает общее замечание: и виде Бог вся, елика сотвори: и се добра зело (Быт. 1:31). В частности –

1. Человек вышел из рук своего Творца совершенным по душе, как в умственном, так и в нравственном отношении (Прав. Испов. ч. 1, отв. на вопр. 23). В доказательство мудрости Адама справедливо указывают на имена, данные им животным: и нарече Адам имена всем скотом, и всем птицам небесным, и всем зверем земным (Быт. 2:20). Впрочем, мудрость Адама не должно представлять какою-либо всесовершенною, которая принадлежит одному только Богу: ум первозданного человека, без сомнения, был ум чистый, светлый, здравомысленный, свободный от предрассудков и заблуждений, и мог познавать вещи с величайшею легкостью; но вместе он был ум ограниченный, который не мог обнимать всего разом, и всё проникать, что вскоре и подтвердилось во время падения наших прародителей (Быт. 3:1–7), и должен был развиваться и усовершаться более и более, как и совершаются умы и самых Ангелов. Доказательством же того, что первозданный человек был совершенно чист и невинен и в нравственном отношении, служат, с одной стороны, замечание Бытописателя: быста оба нага, Адам же и жена его, и не стыдястася (Быт. 2:25), а с другой – прямое свидетельство Екклезиаста: се сие обретох, еже сотвори Господь человека праваго (Екк. 7:30). Впрочем, и правоты первых людей нельзя понимать так, будто они с самого начала уже обладали всеми добродетелями и им нечего было усовершаться. Адам и Ева, хотя и вышли из рук Творца совершенно чистыми и безгрешными, но им еще надлежало утверждаться в добре и усовершаться, при помощи Божией, посредством собственной деятельности.

2. Человек вышел из рук Творца своего совершенным и по телу. Как создание безконечно-Премудрого оно, при своем изумительном устройстве, которое сохраняет и доныне, без сомнения, не получило от Творца никаких недостатков, ни внутренних, ни внешних, и, будучи облечено крепостью (Сир. 17:3), обладало силами свежими и неиспорченными, не имело в себе ни малейшего расстройства, и след. было совершенно свободно от всяких болезней и страданий; потому что болезни и страдания представляются у Моисея уже следствиями падения наших прародителей и наказаниями за грех (Быт. 3:16).

II. Отношение к человеку Бога Промыслителя

§ 61. Учение Церкви и части этого учения

Православная Церковь учит, что Бог, как только сотворил первого человека Адама, «ввел его в рай, дал ему в пищу, кроме прочих райских плодов, плоды древа жизни, заповедал ему, чтобы он не вкушал плодов древа познания добра и зла, и притом сказал ему, что как скоро вкусит оных, то смертию умрет» (Простр. Христ. Кат. о чл. I и III). «Но поскольку человек не сохранил заповеди Божией в раю, но взял от запрещеннаго плода и вкусил: то за сие лишился достоинства своего и того состояния, какое имел во время своей невинности... И поскольку в состоянии невинности все люди были в Адаме: то, как скоро он согрешил, согрешили в нем и все, и стали в состояние греховное. А посему не только греху подвержены, но и наказанию за грех» (Прав. Испов. ч. 1, отв. на вопр. 22 и 24). Впрочем, и по падении человека, «Господь не только о нас, но и о волосах на голове нашей печется, как учит Писание: и власи главы вашея вcu изочтени суть» (Лук. 12:7) (Прав. Испов. ч. II, отв. на вопр. 17). В этом учении выражается, что Бог: а) промышлял о человеке еще до его падения; б) только попустил самовольное падение человека со всеми его последствиями; в) продолжает промышлять о человеке и после его падения.

§ 62. Промышление Божие о первозданном человеке и данная ему заповедь

Промышление это состояло в том, что –

1. Бог Сам насадил в жилище человеку рай во Едеме на востоцех, и введе тамо человека, егоже созда (Быт. 2:8). «Это был, по словам св. Иоанна Дамаскина, как бы царский дом, где обитая, человек проводил бы жизнь, счастливую и блаженную. Это было вместилище всех радостей и удовольствий: ибо Едем означает наслаждение...» «Рай, – говорит тот же св. отец, – некоторые представляли чувственным, а другие духовным; но мне кажется, что как человек создан был чувственным и вместе духовным, так и священнейший храм его был и чувственным и вместе духовным, и таким образом имел двоякий вид. Телом водворялся человек в блаженной и прекрасной стране, а душою жил несравненно в высшем и прекраснейшем месте, где имел своим домом и светлою ризою Бога; облечен был Его благодатию, наслаждался одним сладчайшим созерцанием Бога, как будто другой ангел... Итак, я думаю, что божественный рай был двоякий, и потому учение преданное Богоносными отцами, из коих одни представляли рай чувственным, а другие духовным, справедливо».

2. Для постоянного подкрепления и освежения телесных сил первозданного человека, для поддержания жизни его навсегда, Бог насадил посреди рая древо жизни (Быт. 2:9), плодами которого питаясь, человек и телом был бы безболезнен и бессмертен (Простр. Христ. Кат. о чл. 1. отв. на вопр.: что такое древо жизни?) Посему-то Св. Писание свидетельствует, что Бог смерти не сотвори (Прем. 1:13), что Он созда человека в неистление (Прем. 2:23), и что единем человеком грех в мир вниде, и грехом смерть, и тако смерть во вся человеки вниде, в немже вcu согрешиша (Рим. 5:12). Но, с другой стороны, Из Писания же видно, что это бессмертие человека по телу зависело не от свойства самого тела его, созданного из земли, а от Божественной благодати, и орудием этой благодати было насажденное в раю древо жизни: и ныне, – сказал Господь по падении нашего праотца, – да не когда прострет руку свою, и возмет от древа жизни, и снест, и жив будет во век (Быт. 3:22). Древние учители Церкви также разумели под бессмертием Адама даже по телу не то, будто он не мог умереть по самому свойству своей телесной природы, а то, что он только предназначен был для бессмертия, что он мог не умирать по особенной благодати Божией, если бы оставался верным Богу, в награду за свою покорность, и что проводником этой благодатной силы Божией служило в раю древо жизни. Кроме того, для упражнения и развития сил телесных Бог заповедал Адаму делати и хранити рай (Быт. 2:15).

3. Для раскрытия умственных способностей человека, и особенно для наставления его в истинах веры, Бог удостаивал его непосредственных Своих откровений, и с этой целью являлся нашим прародителям Сам, беседовал с ними, открывал им Свою волю, как видно из сказания свящ. Бытописателя (Быт. гл. 2). Кроме того для упражнения как умственных сил, так и дара слова, Бог Сам приведе ко Адаму всех животных видети, что наречет я (Быт. 2:19).

4. Для утверждения воли первозданного человека в добре и вообще для преспеяния его в духовной жизни, Бог с самого начала даровал ему Свою благодать, и эта благодать, постоянно обитая в наших прародителях, служила для них как бы небесною одеждою, по выражению св. отцов, и через нее-то Адам и Ева находились в постоянном общении с Богом (см. Простр. Христ. Кат. о чл. 1, отв. на вопр.: рай, в котором пребывали первые человеки, вещественный был или духовный?). Необходимость благодати для первозданного человека, и вообще для всех разумных тварей, древние учители выводили, с одной стороны, из самой природы этих тварей, которая, по своей ограниченности, не может поддерживать сама себя, но всё нужное должна получать от Бога; а с другой – из свойства их ограниченной свободы, которая равно способна избирать добро и зло, и чтобы избирать и творить именно добро, для этого нуждается в содействии благодати.

5. Наконец как особенное средство для упражнения и укрепления в добре нравственных сил, Бог преподал человеку заповедь – не вкушать от древа познания добра и зла: заповеда Господь Бог Адаму, глаголя: от всякаго древа, еже в раи, снедию снеси: От древа же, еже разумети доброе и лукавое, не снесте от него: а воньже аще день снесте от него, смертию умрете (Быт. 2:16, 17).

Примеч. 1. Первозданный человек –

а) Имел нужду в заповеди, и в заповеди определенной. Он получил от Бога нравственные силы и сотворен добрым по природе, но ему самому еще, как мы заметили, надлежало развивать и укреплять эти силы, при помощи Божией, ему надлежало соделаться добрым свободно. А свобода человеческая укрепляется и утверждается не иначе, как действуя очень долго по одному определенному правилу, пока не приобретет глубокого навыка в избранном ею роде деятельности.

б) Имел нужду в заповеди внешней, положительной. Хотя в совести человека находился весь закон нравственный; но известно, что в своей жизни мы не иначе можем исполнять его, как когда представляются к тому частные случаи и указываются определенные предметы, к которым можно приложить общее требование этого закона. Вот такой-то случай и предмет и указан был нашим прародителям в данной им от Бога заповеди.

в) Имел нужду в заповеди от Бога и для того, чтобы через свободное исполнение ее, некоторым образом, заслужить те блага, какими пользовался и имел еще пользоваться, и чтобы, обладая столь великими благами без всяких заслуг, не возмечтал о себе высоко, не пал гордостью.

Примеч. 2. Заповедь, данная первому человеку, была частная, т.е. касалась частного случая: но а) в ней собственно выражался весь закон, определяющий наше отношение к Богу, и требующий от нас совершенного повиновения нашему Владыке; б) в ней, некоторым образом, заключался и весь закон нравственный, который есть не что иное, как воля Божия, и в смысле обширном требует от нас только повиновения Богу. С другой стороны, эта заповедь показывает и благость Законодателя, и премудрость. Вдруг по сотворении человека Господь –

а) Сам дает ему определенную заповедь для упражнения и укрепления его в добре, и таким образом Сам является его первым воспитателем.

б) Дает заповедь положительную, чтобы с первых дней научить человека самому нужному и полезнейшему во всей его последующей жизни, т.е. всецелой и безусловной покорности своему Создателю.

в) Дает заповедь весьма легкую: во-первых приспособительно к воле человека, которая, естественно, сначала должна была приучаться исполнять более легкое, а потом уже переходить постепенно к более трудному, во-вторых, и с тою целью, чтобы человек тем удобнее мог устоять во время искушения, которое Господь предвидел, и чтобы по падении не имел права извиняться трудностью заповеди и жаловаться на Законодателя.

г) Ограждает заповедь страшною угрозою за нарушение ее: это с тою целью, что, если в минуты искушения человека поколеблются в нем любовь и благодарность к Творцу, по крайней мере, страх удержал бы его от нарушения Божией заповеди и послужил бы ему во спасение. .

Примеч. 3. Что касается до самого древа познания добра и зла, от которого запрещено было вкушать первому человеку, то –

а) Хотя некоторые из древних иногда понимали это древо в смысле духовном, как и древо жизни, как и весь рай: но наибольшая часть учителей Церкви понимали в смысле чувственном, потому что Моисей ясно говорит, что прозябе Бог именно om земли всякое древо красноe в видение, и доброе в снедь: и древо жизни посреде рая, и древо еже ведети разуметельное добраго и лукаваго (Быт. 2:9), и потом определяет самое местонахождение рая на земле, называя реки, которые вытекали из него (Быт. 2:10, 14).

б) Это древо названо древом познания добра и зла не потому, будто бы имело силу сообщить нашим прародителям познание о добре и зле, которого прежде они не имели, а потому что через вкушение от запрещенного древа они опытно имели познать и познали всё различие между добром и злом.

в) Это древо, по мнению некоторых учителей Церкви, отнюдь не было гибельно и ядоносно по самой своей природе, напротив, оно было добро, как и все другие создания Божии. А избрано Богом только в орудиe для испытания человека и запрещено, может быть, потому что вкушать от плодов его было еще преждевременно для новосозданного человека.

§ 63. Самовольное падение человека: образ и причины этого падения

I. Как произошло падение наших прародителей, описывает Моисей. Сказав о блаженном жилище первого человека, о заповеди, данной ему Богом в раю, о наречении Адамом имен животным, о создании ему Богом помощницы и об их невинном состоянии, свящ. Бытописатель продолжает: змий же бе мудрейши всех зверей сущих на земли, ихже сотвори Господь Бог. И рече змий жене: что яко рече Бог: да не ясте от всякаго древа райскаго? И рече жена змию: от всякаго древа райскаго ясти будем; от плода же древа, еже посреде рая, рече Бог, да не ясте от него, ниже прикоснетеся ему, да не умрете. И рече змий жене: не смертию умрете. Ведяше бо Бог, яко, воньже аще день снесте от него, отверзутся очи ваши, и будете яко бози, ведяще доброе и лукавое. И виде жена, яко добро древо в снедь, и яко угодно очима видети, и красно есть еже разумети и вземши от плода его, яде; и даде мужу своему с собою, и ядоста (Быт. 3:1–6).

II. Из этого описания видно, что –

1. Первою причиною падения наших прародителей или, точнее, поводом к падению их был змий. Моисей называет его мудрейшим всех зверей, сущих на земли; след. относит к числу земных животных. Но судя по тому, что этот змий говорит, рассуждает, клевещет на Бога, старается увлечь ко злу Еву, видим, что здесь в змиe естественном скрывался змий духовный, диавол, враг Божий. И Св. Писание не оставляет в том никакого сомнения. Премудрый говорит, что завистию диаволею смерть (след. и грех) вниде в мир человеческий (Прем. 2:24); Сам Спаситель называет диавола человекоубийцею искони и отцем лжи, а всех грешников сынами диавола (Ин. 8:44); наконец, св. Иоанн Богослов двукратно и со всею ясностью свидетельствует, что змий великий, змий древний есть именно диавол и сатана, льстяй вселенную всю (Ап. 12:9; 20:2).

2. Второй причиной падения наших прародителей, причиной в собственном смысле, были они сами. Искуситель обращается к жене, и начинает речь свою клеветою на Бога: что яко рече Бог: да не ясте от всякаго древа райскаго? (Быт. 3:1). И Ева не только не отвратилась от змия, но и открыла ему самую заповедь Божью, к собственной погибели. И рече жена змию: от всякаго древа райскаго ясти будем; от плода же древа, еже есть посреде рая, рече Бог, да не ясте от него, ниже прикоснетеся ему, да не умрете (-2, 3). Тогда искуситель еще с большею дерзостью начал утверждать совершенно противное тому, что говорил Бог, и старался представить Самого Бога как бы завистником и недоброжелателем людям. И рече змий жене: не смертию умрете. Ведяще бо Бог, яко, воньже аще день снесте от него, отверзутся очи ваши, и будете яко бози, ведяще доброе и лукавое (-4, 5). И Ева поверила змию более, нежели своему Творцу и Владыке, увлеклась мечтою соделаться равною Богу, и вслед за тем в ней породилась тройственная похоть, корень всякого беззакония (1Ин. 2:16): и виде жена, яко добро древо в снедь (похоть плоти), и яко угодно очима видети (похоть очес), и красно есть еже разумети (гордость житейская); и вземши от плода его, яде (Быт. 3:6). Значит, Ева, хотя пала по обольщению от диавола, но пала не по необходимости, а совершенно свободно. По какому побуждению пал потом Адам, Моисей умалчивает; но из слов Бога Судии к падшему человеку: яко послушал ecu гласа жены твоея, и ял ecu от древа, егоже заповедах тебе сего единаго не ясти, от него ял ecu (Быт. 3:17) можно заключать, что Адам пал вследствие убеждений жены и пристрастия к ней, – значит, пал также не по необходимости, а по своей воле.

Примеч. Чтобы понять важность греха наших прародителей, надобно обратить внимание:

а) Не на внешность, а на самый дух заповеди, нарушенной ими. Заповедь эта, как положительная, по духу своему, требовала от них безусловного повиновения Богу, и была дана для испытания их послушания. Значит, нарушив ее, они впали в грех неповиновения Богу или ослушания (Рим. 5:19), а таким образом нарушили в основании весь закон нравственный.

б) На легкость этой заповеди, запрещавшей нашим прародителям вкушать только от одного древа, тогда как им предоставлено было наслаждаться плодами всех прочих дерев райских, красивых в видение и добрых в снедь (Быт. 2:9).

в) На побуждение к исполнению этой заповеди. Такими побуждениями служили или должны были служить для человека, с одной стороны, величайшие, особенные благодеяния к нему Творца, превознесшего его над всеми первородными, а с другой стороны – страшные угрозы за нарушение заповеди, выраженные в словах: воньже аще день снесте, смертию умрете (Быт. 2:17).

г) На средства к исполнению заповеди. Адам и Ева были еще совершенно чисты и невинны, с силами свежими, крепкими, неповрежденными грехом, и, кроме того, в прародителях наших постоянно обитала всесильная благодать Божия.

д) На количество частных грехов, заключавшихся в грехе прародителей. Здесь заключались: а) гордость, потому что прародители прежде всего увлеклись обетованием змия: будете яко бози; б) неверие, потому что не поверили словам Божиим: смертию умрете; в) отступничество от Бога и переход на сторону врага Его, диавола: потому что не послушались Бога, а послушались обольстителя, и повторили дерзкой клевете его, будто Бог по зависти и недоброжелательству запретил им вкушать от известного древа, г) величайшая неблагодарность к Богу за все его чрезвычайные милости и щедроты.

е) Наконец, на следствия, происшедшие от греха наших прародителей. Если бы грех этот был не велик: он не произвел бы тех ужасных последствий, какие произошли от него; и Бог, праведный Судья, не подверг бы прародителей наших такому наказанию.

§ 64. Следствия падения наших прародителей

Следствия эти прежде всего обнаружились в душе прародителей, потом простерлись на тело и на всё внешнее благосостояние их.

I. Следствия в душе:

1. Расторжение союза с Богом, потеря благодати, смерть духовная. Лишь только пали Адам и Ева, и омрачились грехом, тотчас неизбежно прервалось их общение с Богом, и оставила их благодать Св. Духа, обитавшая в их сердце; ибо нет и не может быть общения свету ко тьме даже на одну минуту (2Кор. 6:14). А вслед за тем над ними по душе немедленно исполнилась угроза Бога-Законодателя: воньже аще день снесте от него, смертию умрете (Быт. 2:17). Ибо душа не может жить в отчуждении от Бога, источника жизни, не может жить без благодати, как тело без воздуха и пищи.

2. Помрачение разума (Прав. испов. ч. 1, отв. на вопр. 23, 27). Это обнаружилось немедленно по падении Адама и Евы, когда они, услышав глас Господа Бога, ходяща в раи по полудни, думали от Него укрыться посреди древа райскаго (Быт. 3:8).

3. Потеря невинности, низвращение воли и преклонность ее более к злу, нежели к добру (Прав. Испов. ч. 1, отв. на вопр. 23, 27). Это видно: а) Из того, что как только прародители согрешили, отверзошася очи обема, и разумеша, яко нази быша (Быт. 3:7), чего прежде не замечали; б) Из того, что как только прародители согрешили, то вдруг, вместо прежней сыновней любви к Богу, своему Отцу и Благодетелю, почувствовали рабский страх: и призва Господь Бог Адама, и рече ему: Адаме, где ecu? И рече ему: глас слышах Тебе, ходяща в раи, и убояхся, яко наг есмъ, и скрыхся (-9, 10); в) наконец из того, что, давая отчет пред Богом в своем грехе, вздумали, вместо раскаяния, приносить лукавое оправдание. Адам слагал вину на жену и даже на Бога, создавшего ее: и рече Адам: жена, юже дал ecu со мною, та ми даде от древа, и ядох (-12), а жена слагала вину на змия: и рече жена: змий прельсти мя, и ядох (-13).

4. Искажение образа Божия. Если образ Божий начертан в душе человека и преимущественно в ее силах, уме и свободной воле, а эти силы потеряли много совершенства и исказились через грех Адамов: то значит, исказился вместе с ними и образ Божий в человеке.

II. Следствия для тела:

1. Болезни, скорби, изнеможение (Посл. вост. патр. о пр. вере, чл. 6). Повредивши все силы души, грех прародителей, как действие противоестественное, неизбежно произвел подобное же расстройство и в их теле, внес в него семена всякого рода болезней, усталости в трудах, расслабления и страданий. И жене рече Бог: умножая умножу печали твоя, и воздыхания твоя: в болезнех родиши чада (Быт. 3:16). И Адаму рече: яко послушал ecu гласа жены твоея, и ял ecu от древа, егоже заповедах тебе сего единаго не ясти, от него ял ecu: проклята земля в делех твоих, в печалех снеси тую вся дни живота твоего (-17). В поте лица твоего снеси хлеб твой (-19).

2. Смерть (Простр. Христ. Кат. о чл. III). В поте лица твоего, – сказал Бог Адаму, – снеси хлеб твой, Дóндеже возвратишися в землю, от неяже взят ecu: яко земля ecu, и в землю отъидеши (Быт. 3:19). Смерть телесная сделалась необходимым последствием грехопадения наших прародителей, с одной стороны, потому что грех привнес в тело их разрушительное начало болезней и изнеможения; а с другой – и потому, что Бог удалил их, по падении, от древа жизни, плодами которого они могли бы поддерживать свою жизнь навсегда: и рече Бог: се Адам бысть яко един от Нас, еже разумети доброе и лукавое: и ныне да не когда прострет руку свою, и возмет от древа жизни, и снест, и жив будет во век (-22).

III. Следствия по отношению к внешнему состоянию человека:

1. Изгнание его из рая. И изгна его (Адама) Господь Бог из рая сладости, делати землю, от неяже взят бысть (Быт. 3:23).

2. Потеря или уменьшение власти над животными (Прав. Испов. ч. 1, отв. на вопр. 22). Власть эта основывалась на том, что человек создан был по образу Божию (Быт. 1:26); след. как скоро через грех образ Божий помрачился в человеке, неизбежно должна была ослабеть и власть его над животными.

3. Проклятие земли в делах человека: проклята земля в делех твоих...; терния и волчцы возрастит тебе (Быт. 3:17, 18). Из слов Бытописателя можно заключать, что это проклятие прежде всего касается плодоносия земли: терния и волчцы возрастит тебе; но Апостол простирает силу проклятия гораздо далее: суете, – говорит он, – тварь повинуся не волею, но за повинувшаго ю; вемы, яко вся тварь (с нами) совоздыхает и сболезнует даже доныне (Рим. 8:20, 22).

§ 65. Переход греха прародителей на весь род человеческий; понятие о первородном грехе и его следствиях

1. Грех, совершенный нашими прародителями в раю, со всеми своими последствиями, перешел от прародителей на всё их потомство, и известен на языке Церкви под именем греха первородного или прародительского (Прав. Испов. ч. 1, отв. на вопр. 24). В своем учении о первородном грехе Православная Церковь различает, во-первых, самый грех и, во-вторых, его последствия в нас.

2. Под именем первородного греха она разумеет собственно то преступление заповеди Божьей, то уклонение человеческой природы от закона Божия, и след. от целей своих, которое совершено нашими праотцами в раю и от них перешло на всех нас. «Первородный грех, – читаем в Православном Исповедании кафолической и восточной Церкви Апостольской, – есть преступление закона Божия, данного в раю прародителю Адаму. Сей прародительский грех перешел от Адама во все человеческое естество, поскольку все мы тогда находились в Адаме, и таким образом через одного Адама грех распространился на всех нас. Посему мы и зачинаемся и рождаемся во грехе» (ч. III, отв. на вопр. 20). Разность только та, что в Адаме это уклонение от закона Божия, и след. от всего предназначения, было свободное, произвольное, а в нас оно есть наследственное, необходимое: с природою, уклонившеюся от закона Божия, мы и рождаемся; в Адаме это был грех личный, грех в строгом смысле слова, в нас это не есть грех личный, но есть только греховность природы, получаемая нами от родителей. Короче: под именем прародительского греха в самых прародителях разумеется и грех их, и вместе то греховное состояние их природы, в которое вошли они через этот грех; а в нас, их потомках, разумеется собственно одно греховное состояние нашей природы, с которым и в котором мы раждаемся. Такое понятие внушает Православная Церковь, когда говорит: «поскольку в состоянии невинности все люди были в Адаме, то как скоро он согрешил, согрешили в нем и все и стали в состояние греховное (ч. 1, отв. на вопр. 24).

3. Под следствиями же первородного греха Церковь разумеет те самые следствия, какие произвел грех прародителей непосредственно в них и которые переходят от них и на нас, каковы: помрачение разума, низвращение воли и удобопреклонность ее ко злу, болезни телесные, смерть и прочие. «А бременем и следствиями падения, – говорят восточные Патриархи в своем послании о православной вере, – мы называем не самый грех..., но удобопреклонность ко греху и те бедствия, которыми Божественное Правосудие наказало человека за его преслушание, как то: изнурительные труды, скорби, телесные немощи, болезни рождения, тяжкая до некоторого времени жизнь на земле странствования, и напоследок телесная смерть» (чл. 6).

Примеч. Это различение следствия первородного греха от самого греха надобно твердо помнить особенно в некоторых случаях, чтобы правильно понимать учение Православной Церкви, – например, о плодах таинства Крещения, которое хотя изглаждает, уничтожает в нас первородный грех, т.е. очищает собственно греховность нашей природы, и соделывает нас чистыми и невинными пред Богом, но не уничтожает в нас самих следствий первородного греха, каковы: удобопреклонность ко злу, болезни, смерть и другие (Рим. 7:23). Впрочем, иногда первородный грех принимается и в смысле обширном, когда, например, излагается учение о действительности этого греха, о его всеобщности. И именно под именем первородного греха разумеются как самый грех, так вместе и его следствия в нас: поврежденность всех наших сил, преклонность наша более ко злу, нежели к добру и проч. Это потому, что в самом Св. Писании учение о первородном грехе и его последствиях излагается, большею частию, нераздельно: а с другой стороны и потому, что, когда доказывается действительность первородного греха, или всеобщность, то с тем вместе доказывается действительность или всеобщность и его последствий.

§ 66. Действительность первородного греха, его всеобщность и способ распространения

Прародительский грех, учит Православная Церковь, со своими следствиями распространяется от Адама и Евы на всех их потомков путем естественного их рождения, и след. несомненно существует.

I. Это учение имеет ясные доказательства в Св. Писании, из которых, одни выражают преимущественно мысль о действительности и всеобщности первородного греха в людях, другие преимущественно мысль о действительности и способе его распространения.

1. К доказательствам первого рода относятся: а) слова св. Апостола Павла: единым человеком грех в мир вниде, и грехом смерть, и тако смерть во вся человеки вниде, в немже вси согрешиша (Рим. 5:12); б) другие слова того же Апостола: якоже о Адаме (ἐν Ἀδάμῳ) вси умирают, такожде и о Христе вси оживут (1Кор. 15:22); и в) слова Иова: кто бо чист будет от скверны? никтоже, аще и един день житие его на земли (Иов. 14:4, 5).

2. Из доказательств второго рода яснейшие: а) изречение Спасителя в беседе Его с Никодимом: аминь аминь глаголю тебе, аще кто не родится водою и Духом, не может внити во Царствие Божие. Рожденное от плоти, плоть есть: и рожденное от Духа, Дух есть (Ин. 3:5, 6); и б) изречение Псалмопевца в его покаянном псалме: се бо в беззакониих зачат есмь, и во гресех роди мя мати моя (Пс. 50:7).

II. Имея столь твердые основания в Св. Писании, догмат о первородном грехе имеет не менее твердые основания и в св. предании. Доказательствами этого предания служат:

1. Обычай Церкви крестить младенцев, существующий в ней со времен Апостолов, как свидетельствуют древние учители: Ириней, Ориген, Киприан и многие другие. И это крещение она всегда совершала, по свидетельству тех же учителей и ее символов, во оставление грехов.

2. Соборы, бывшие в пятом веке, по случаю ереси Пелагиевой, отвергавшей действительность первородного греха в людях. Известно, что с 412 года по 431 в разных местах христианского мирa, и на востоке, и в особенности на западе, было более двадцати соборов, которые рассматривали означенную ересь, и все единодушно предали ее анафеме. Объяснить такое единодушное восстание против заблуждения Пелагиева было бы невозможно, если бы в Церкви Христовой со времен самих Апостолов не было распространено и глубоко укоренено учение о первородном грехе.

§ 67. Следствия прародительского греха в нас

Переходя от прародителей на весь род человеческий, грех прародительский неизбежно переносит с собою на нас и все те следствия, какие произвел он в самих прародителях. Главнейшие из этих следствий:

1. Помрачение разума и особенно малоспособность его к пониманию предметов духовных, относящихся к области веры. Душевен человек, – говорит Апостол, – не приемлет, яже Духа Божия: юродство бо ему есть, и не может разумети, зане духовне востязуется (1Кор. 2:14). Но не должно представлять этого помрачения разума в виде преувеличенном и думать, будто люди, вследствие прародительского греха, сделались совершенно неспособными понимать духовные предметы; напротив, тот же Апостол свидетельствует о самих язычниках, что разумное Божие (то, что можно знать о Боге), яве есть в них, что невидимая Его от создания мира твореньми помьшляема видима суть, и присносущная сила Его и Божество, и что потому-то они безответны: зане разумевше Бога, не яко Бога прославиша (Рим. 1:19–21).

2. Низвращение свободной воли и преклонность ее более ко злу, нежели к добру. Подробно изображает это горестное состояние нашей деятельной способности св. Апостол, когда говорит: вем, яко не живет во мне, сиречь в плоти моей доброе: еже бо хотети прилежит ми, а еже содеяти доброе, не обретаю. Не еже бо хощу доброе, творю: но еже не хощу злое, сие содеваю. Аще ли еже не хощу аз, сие творю, уже не аз сие творю, но живый во мне грех. Обретаю убо закон, хотящу ми творити доброе, яко мне злое прилежит. Соуслаждаюся бо закону Божию по внутреннему человеку.; вижду же ин закон во удех моих противу воюющ закону ума моего, и пленяющ мя законом греховным, сущим во удех моих (Рим. 7:18–23). Но несправедливо утверждать, будто грех прародителей совершенно истребил в нас свободу, так что мы не можем и пожелать ничего доброго и всё наше естество соделалось злым (Прав. Испов. ч. 1, отв. на вопр. 27; посл. вост. Патриарх. о пр. вере чл. 14). Мысль эта противна:

а) Только что приведенным словам св. Апостола, где говорится, что, по крайней мере, хотети доброе прилежит нам, что мы, по природе, зла не хотим, даже ненавидим его (Рим. 7:19) и что в нас есть еще остаток добра во внутреннем человеке, который соуслаждается закону Божию.

б) Всем тем, весьма многим, местам, в которых человеку падшему изрекаются заповеди, советы, убеждения, обетования, угрозы, и которые не имели бы никакого значения, если бы в человеке не предполагалось остатка свободы.

в) Столько же многочисленным местам Писания, где не предполагается только, но прямо говорится, что человек падший имеет свободную волю и именно по отношению к духовной жизни. Например – аще кто хощет по Мне ити, да отвержется себе, и возмет крест свой, и по Мне грядет (Мф. 16:24); аще хощеши внити в живот, соблюди заповеди (Мф. 19:17); аще хощеши совершен быти, иди, продаждь имение твое, и даждь нищим... и гряди в след Мене (-21).

3. Помрачение, но не уничтожение образа Божия. Помрачение допустить неизбежно уже вследствие помрачения разума и низвращения свободы в человеке. Но уничтожение допустить невозможно; потому что ни разум, ни свобода, с их естественными стремлениями к истинному и доброму, не уничтожились в человеке от прародительского греха. И Св. Писание, действительно, свидетельствует, что образ Божий остается в нас даже по падении. Так, Сам Бог, после потопа, запрещая проливать кровь человеческую, – выражает Свою волю в следующих словах: проливаяй кровь человечу, в ея место его прольется: яко во образ Божий сотворих человека (Быт. 9:6).

4. Смерть со всеми ее предтечами – болезнями и страданиями. Об этом свидетельствует св. Апостол, когда говорит: единем человеком грех в мир вниде, и грехом смерть, и тако смерть во вся человеки вниде (Рим. 5:12), и в другом месте: понеже человеком смерть бысть, и человеком воскресение мертвых (1Кор. 15:21).

§ 68. Бог не перестал промышлять о человеке и по его падении: а) Бог промышляет о царстве и народах

Св. Писание излагает эту истину весьма раздельно. По его учению:

1. Бог есть верховный царь по всей земли (Пс. 46:3, 8), обладает языки (Пс. 21:29), призирает на языки (Пс. 65:7), наставляет языки (Пс. 66:5).

2. Бог: а) Сам поставляет царей над народами – владеет Вышний царством человеческим, и емуже восхощет, даст е (Дан. 4:22, 29); Той... поставляет цари и преставляет (Дан. 2:21); б) дарует им от Себя державу и силу. (Прем. 6:3), венчает их славою и честию (Пс. 8:6), елеем святым Своим помазует их (Пс. 88:21), так что от тою дне носится над ними Дух Господень (1Цар. 16:13); в) Сам же и управляет через царей земными царствами – Мною царие царствуют, – говорит Он, – и сильнии пишут правду (Прит. 8:15); якоже устремление воды, – присовокупляет Премудрый, – тако сердце царево в руце Божией: аможе аще восхощет обратити, тамо уклонит е (Прит. 21:1).

3. Бог: а) поставляет через царей и все прочие, низшие власти – всяка душа властем предержащим да повинуется, несть бо власть, аще не от Бога; сущия же власти от Бога учинены суть (Рим. 13:1); повинитеся убо всякому человечу начальству Господа ради: аще царю, яко преобладающу; аще ли же князем, яко от него посланным (1Пет. 2:13, 14); б) и поставляет, как слуг Своих, для устроения счастья человеческих обществ – князи бо не суть боязнь добрым делом, но злым. Хощеши же ли не боятися власти? благое твори: и имети будеши похвалу от него: Божий бо слуга есть тебе во благое. Аще ли злое твориши, бойся: не бо без ума меч носит: Божий бо слуга есть, отмститель в гневе злое творящему. Темже потреба повиноватися не токмо за гнев, но и за совесть. Сего бо ради и дани даете: служители бо Божии суть во истое сие пребывающе (Рим. 13:3–6).

§ 69 б) Бог промышляет об отдельных людях и в особенности, о праведниках

I. В слове Божием говорится, что Бог –

1. Хранит нас в течение всей жизни: а) дарует нам всё потребное для поддержания и услаждения бытия: богатым в нынешнем веце, запрещай не высокомудрствовати, ниже уповати на богатство погибающее, но на Бога жива дающаго нам вся обильно в наслаждение (1Тим. 6:17); б) печется об участи каждого из нас: всю печаль вашу возвергше нань, яко Той печется о вас (1Пет. 5:7).

2. Содействует нам в деятельности: а) Он посылает нам помощь и подкрепление: помощь моя от Господа, сотворшаго небо и землю (Пс. 120:2); б) Он руководит и направляет нас: от Господа исправляются стопы мужу (Прит. 20:24); всяк муж является себе праведен: управляет же сердца Господь (Прит. 21:2); в) без помощи Его мы не могли бы ничего сделать: аще не Господь созиждет дом, всуе трудишася зиждущии; аще не Господь сохранит град, всуе бде стрегий (Пс. 126:1).

3. Наконец, Сам же назначает предел нашей земной жизни и деятельности: изочтени месяцы его (человека) от Тебе, на время положил ecu, и не преступит (Иов. 14:5).

II. Хотя Бог, как всеблагий, распростирает Свой отеческий промысл на всех людей, каковы бы они ни были, – сияет солнце Свое на злыя и благия, дождит на праведныя и на неправедныя (Мф. 5:45); но, как праведный, преимущественное Свое попечение Он сосредоточивает на праведниках. Эту истину Св. Писание подтверждает многочисленными изречениями, таковы: а) Очи Господни на праведныя, и уши его в молитву их: Лице же Господне на творящия злая, еже потребити от земли память их (Пс. 33:16–17); б) милость Господня от века и до века на боящихся Его: И правда Его на сынех сынов, хранящих завет Его, и помнящих заповеди Его творити я (Пс. 102:17–18); в) хранит Господь вся любящия Его, и вся грешники потребит (Пс. 144:20); г) весть Господь благочестивыя от напасти избавляти, неправедники же на день судный мучимы блюсти (2Пет. 2:9); д) вемы, яко любящим Бога вся поспешествуют во благое (Рим. 8:28).

Примеч. Что касается до вопроса: отчего праведники часто бедствуют на земле, а грешники благоденствуют и пользуются дарами счастья; на это заметим –

1. Мы часто ошибаемся в своих суждениях о людях добродетельных и людях порочных: потому что о тех и других судим по одной наружности, будучи не в состоянии проникнуть в их сердце и знать тайные дела их. Один Господь испытует вся сердца и всякое помышление разумеет (1Пар. 28:9); один Он и может безошибочно судить, кто истинно праведные, и кто верные.

2. Часто также мы ошибаемся в своих суждениях о счастье или несчастье наших ближних. Счастливым называем какого-либо грешника потому только, что он богат, пользуется отличиями и почестями, предается удовольствиям, хотя втайне, быть может, он терпит величайшие бедствия семейные, несет крест от своих страстей и пороков, терзается мучениями совести, и т.п. Несчастным, напротив, называем какого-либо праведника потому, что он беден, не удостоивается мирских почестей, не наслаждается удовольствиями, – тогда как душа истинного праведника вовсе и не жаждет земных благ, а истинное счастье для него заключается в сознании своей правоты и невинности, в спокойствии совести, в духовной радости (Рим. 14:17) и в надежде удостоиться вечно-блаженной жизни за гробом.

3. Если Бог действительно попускает нередко людям благочестивым терпеть на земле бедствия, то это для их пользы: а) посреди бедствий и скорбей душа праведника очищается, как злато в горниле (1Пет. 1:6, 7); б) бедствия и искушения более и более укрепляют праведников в добре, возвышают их нравственное достоинство, соделывают любовь их к Богу и добродетели чище и бескорыстнее: темже не стужаем си; но аще и внешний наш человек тлеет, обаче внутренний обновляется по вся дни (2Кор. 4:16); в) бедствия и искушения способствуют возвышению будущей славы праведников: еже бо ныне легкое печали нашея по преумножению в преспяние тяготу вечныя славы соделовает нам (2Кор. 4:17).

4. Если, с другой стороны, Бог часто ущедряет дарами счастия людей порочных, то и это с благою целью. Своими благодеяниями грешникам, противникам воли Его, Он хочет согреть их холодное сердце, хочет тронуть их Своею отеческою любовью, хочет победить благим злое (Рим. 12:21), возбудить в них чувства покаяния (Рим. 2:4). И если грешники не внемлют этому кроткому гласу, зовущему их к покаянию, – вина их: по жестокости своей и непокаянному сердцу, они собирают себе гнев в день гнева и откровения праведнаго суда Божия (Рим. 2:5).

5. Бедствия, которым подвергаются праведники, и счастье грешников, часто зависят от людей, от их несправедливости или пристрастия, – от их свободной воли. Но Бог, как вообще не стесняет свободы Своих тварей, так не желает ее стеснять и в этом случае. Потому-то и сказал Спаситель ученикам Своим: поминайте слово, еже Азе рех вам: несть раб болие Господа своего; аще Мене изгнаша, и вас изженут (Ин. 15:20), и Апостол предсказал: вси хотящи благочестно жити о Христе Иисусе, гоними будут (2Тим. 3:12).

6. Настоящая жизнь есть только время подвигов, как для праведников, так и для грешников, а воздаяние должно быть уже по окончании подвигов. Оно и будет, это праведнейшее воздаяние, в жизни другой, загробной, где праведники просветятся, яко солнце в царствии Отца их (Мф. 13:43), а грешники предадутся во огнь вечный, уготованный диаволу и ангелом его (Мф. 25:41).

7. Известно наконец, что не все праведники бедствуют на земле и не всегда; напротив, часто они наслаждаются благами жизни, и дворы праведных видимо благословляются Богом (Прит. 3:33). Равным образом и грешники не все здесь благоденствуют и не всегда, но часто страждут от самых своих грехов (Прем. 11:17), часто терпят заслуженные наказания от людей, часто клятва Господня обязательна для всех в домах нечестивых (Прит. 3:33).

§ 70. Способы промышления Божие о человеке и переход к следующей части

Способы промышления Божия о человеке многочисленны и разнообразны; но все они относятся к двум главнейшим, из которых один называется способом естественным, а другой сверхъестественным.

Естественный способ промышления Божия о людях состоит в том, что Бог хранит их, содействует им в доброй деятельности и направляет их к последней цели их бытия средствами естественными, например: а) когда с небесе нам дождь дает, и времена плодоносна, и исполняет пищею и веселием сердца наша (Деян. 14:17); б) когда наставляет нас на путь истины и добра через нашу совесть, как в язычниках, иже являют дело законное написано в сердцах своих, спослушествующей им совести (Рим. 2:15); в) когда наказывает грешников естественным образом, чтобы их вразумить и исправить (1Кор. 11:32), или чтобы их казнью вразумить и исправить других (2Пет. 2:6); г) когда препятствует нам творить зло, удаляя случаи ко греху, как видно из примера Саула (1Цар. 19:11); д) когда устраивает обстоятельства так, что из худых действий проистекают для людей благие последствия, чему пример известен из истории Иосифа (Быт. 50:20).

Сверхъестественный способ промышления Божьего о людях бывает тогда, когда пекущийся о нас Господь употребляет для нашего блага средства сверхъестественные, чудесные. Так: Он чудесно пропитал бедную вдовицу Сарептскую во время двухлетнего голода; чудесно исцелил от проказы Сирийского военачальника Неемана; чудесно спас трех отроков в пещи Вавилонской; чудесно извел Апостола Петра из темницы; чудесно обратил к христианству Савла, и проч. Но кроме этих частных случаев сверхъестественного промышления Божия о человеке, весьма многоразличных, сюда же относится, в особенности, весь ряд сверхъестественных действий Божественного домостроительства, которые совершил и совершает Господь, собственно как Спаситель рода человеческого вообще, и которые послужат предметом для следующей части нашей науки.


Источник: Руководство к изучению христианского, православно-догматического богословия / М.А.Л. = [митр. Макарий (Булгаков)]. - Москва : Синод. тип., 1898. - 368, VIII с. (Авт. установлен по каталогу).

Комментарии для сайта Cackle