архимандрит Макарий (Веретенников)

Спаси и сохрани от чародейства

Содержание

Предисловие Псалом 90-й Молитва Кресту Молитва от чародейства Молитвы перед чтением канона Канон священномученику Киприану и мученице Иустине Акафист священномученику Киприану Житие священномученика Киприана и мученицы Иустины девицы Из канонических правил О необходимости чтения утренних и вечерних молитв О святой воде О необходимости чтения молитв перед едой  

 

Каждому человеку необходимо знать, как защититься от злых бесовских воздействий. Главное средство против колдовства – обращение к Богу, усиленная молитва к Нему о помощи.

В предлагаемом сборнике собраны молитвословия, помогающие избавиться от нападений темных сил: 90-й псалом, молитва Кресту, молитва от чародейства, канон и акафист священномученику Киприану и мученице Иустине. В книгу также включены житие святых Киприана и Иустины, наставления о важности ежедневного совершения утреннего и вечернего молитвенного, правила, о благоговейном отношении к приготовлению и вкушению трапезы, о значении святой воды.

Эта победа и торжество христианки были в то же время полным посрамлением Киприана, считавшего себя могущественным волхвом и похвалявшегося знанием тайн природы. Но это же послужило и ко спасению человека, одаренного сильным умом, который, главным образом, по заблуждению растрачивался на недостойное употребление. Киприан понял, что есть нечто высшее, чем его знания и таинственное искусство, чем та темная сила, на содействие которой он рассчитывал, стремясь поразить непросвещенную толпу. Он понял, что все это – ничто перед познанием Того Бога, Которого исповедует Иустина.

Из жития

священномученика Киприана

и мученицы Иустины

Предисловие

В результате активной атеистической пропаганды многие в наше время отдалились от Церкви, оторвались от вековых традиций и национальных православных корней. Образовавшаяся духовная пустота немедленно стала заполняться темными силами. На людей обрушился поток книжной продукции, посвященной магии, оккультизму, астрологии и т. п. С помощью телевидения и радио в наши дома то и дело вторгаются всевозможные «целители», маги, йоги. Экстрасенсы открыто обучают своему ремеслу всех желающих. И потому не приходится удивляться, что наши дети в своих играх тоже начинают «видеть», «целить», «заговаривать воду».

Проблема заключается не только в том, что все это хлынуло на нас и люди воспринимают антихристианское влияние (сознательно или бессознательно), но и в том, что у нас нет духовной основы, которая помогала бы защищаться от подобного натиска. Мешает нам повседневная суета, из-за которой трудно бывает вспомнить о Боге, мы не находим времени зайти в храм, не считаем нужным молиться дома. Так проходит жизнь. Между тем вчерашний любимый жених, ныне муж, становится пьяницей и грубияном, а там вырастают непослушные, больные дети, распадается семья... и тут находятся доброхоты, которые советуют сходить к «бабке», к «целителю», «экстрасенсу», – они, мол, приворожат, вылечат, помогут. И те «помогают». А потом вдруг в квартире начинают твориться странные вещи. Или человек, обращавшийся за помощью к колдуну, случайно заходит в храм, и с ним происходит что-то непонятное и невообразимое. Другие неожиданно быстро хоронят своих близких, которых лечили «целители». И только тогда люди наконец-то вспоминают о Боге и о Церкви.

Порой доверчивых людей подкупает то, что экстрасенс посылает своего «пациента» креститься, поставить свечку и пр. Они идут, исполняют его волю и после – в храм ни ногой. В церкви таким людям тяжко, ведь она стремится избавить нас от власти дьявола. Но для людей отчаявшихся, прошедших всех лекарей, экстрасенсов и колдунов, Церковь с ее спасительной благодатью является последним прибежищем. Только здесь они получают благодатную помощь, исцеление и избавление.

Православная Церковь чтит множество святых, сподобившихся за свои подвиги Небесной благодати. Угодники Божии помогают нам в различных жизненных обстоятельствах, и, можно сказать, ныне, как никогда, своевременно почитание священномученика Киприана и мученицы Иустины. Память их Православная Церковь совершает 2 (15) октября.

По свидетельству жития, Киприан первоначально был известным чародеем. Но однажды случилось так, что его волхвования оказались бессильны против горячей веры девушки-христианки Иустины. Тогда Киприан, осознав пагубность своего пути и своих греховных занятий, отрекся от них и стал ревностным христианином. Позднее он даже был посвящен в сан епископа. Земная жизнь святого завершилась мученическими страданиями за Христа, вместе с мученицей Иустиной, в 304 году.

Сам служивший темным силам, но освободившийся от их власти, священномученик Киприан, пребывая ныне в Небесных обителях, помогает всем, призывающим его, избавиться от злых чар и бесовских козней. Его житие глубоко поучительно. Оно свидетельствует: главное средство против колдовских воздействий – это обращение к Богу, усиленная молитва к Нему о помощи. Ведь беды приключаются с нами не потому, что есть колдуны, а потому, что мы отошли от Бога и сами поддаемся бесовскому воздействию. Нужно помнить: с нами Бог и крестная сила Его.

Что же делать для преодоления вражеских бесовских искушений?

Некрещеному человеку необходимо прежде всего принять таинство святого Крещения, то есть стать членом Православной Церкви. О важности этого так говорится в службе священномученику Киприану: «Злобы дна преисподняго дошел еси, к крайнейшей же паки добродетели, отче, возшел еси на высоту, преславно изменився Божественным Крещением» (6-я песнь канона, 1-й тропарь). Супругам нужно обязательно повенчаться. Необходимо пригласить священника и освятить свой дом или квартиру, чтобы Господь благословил жилище, оградил его Своею благодатию. Надо ежедневно обращаться к Богу с молитвой и просить Его о помощи. При диавольских искушениях требуется более частое причащение Святых Христовых Таин, а перед этим – искренняя исповедь, причем исповедоваться и каяться нужно не только в поступках и делах, но и в недостойных мыслях и чувствах.

В предлагаемом сборнике собраны молитвословия, которые помогают защищаться от злых бесовских воздействий – это 90 -и псалом, молитва «Да воскреснет Бог», молитва от чародейства, канон священномученику Киприану и мученице Иустине, а также акафист им. В тяжелых обстоятельствах надо почаще прибегать к чтению этих молитв, просить святых, чтобы они избавили от злых сил1. В сборник включены также житие священномученика Киприана и мученицы Иустины, а также наставления о важности неукоснительного чтения утренних и вечерних молитв, молитв перед принятием пищи и о значении святой воды в жизни христианина.

Псалом 90-й

Живы́й в по́мощи Вы́шняго, в кро́ве Бо́га Небе́снаго водвори́тся. Рече́т Го́сподеви: Засту́пник мой еси́ и Прибе́жище мое́, Бог мой, и упова́ю на Него́. Я́ко Той изба́вит тя от се́ти ло́вчи и от словесе́ мяте́жна, плещма́ Свои́ма осени́т тя, и под криле́ Его́ наде́ешися: ору́жием обы́дет тя и́стина Его. Не убои́шися от стра́ха нощна́го, от стрелы́, летя́щия во дни, от ве́щи, во тьме преходя́щия, от сря́ща и бе́са полу́деннаго. Паде́т от страны́ твоея́ ты́сяща и тьма одесну́ю тебе́, к тебе́ же не прибли́жится, оба́че очи́ма твои́ма смо́триши и воздая́ние гре́шников у́зриши. Я́ко Ты, Го́споди, упова́ние мое́, Вы́шняго положи́л еси́ прибе́жище твое́. Не прии́дет к тебе́ зло, и ра́на не прибли́жится телеси́ твоему́, я́ко А́нгелом Свои́м запове́сть о тебе́, сохрани́ти тя во всех путе́х твои́х. На рука́х во́зьмут тя, да не когда́ преткне́ши о ка́мень но́гу твою́, на а́спида и васили́ска насту́пиши и попере́ши льва и зми́я. Я́ко на Мя упова́, и изба́влю и́: покры́ю и́, я́ко позна́ И́мя Мое́. Воззове́т ко Мне, и услы́шу его́: с ним есмь в ско́рби; изму́ его́, и просла́влю его́, долгото́ю дней испо́лню его́, и явлю́ ему́ спасе́ние Мое́.

Молитва Кресту

Да воскре́снет Бог, и расточа́тся врази́ Его́, и да бежа́т от лица́ Его́ ненави́дящий Его́. Я́ко исчеза́ет дым; да исче́знут; я́ко та́ет воск от лица́ огня́, та́ко да поги́бнут бе́си от лица́ лю́бящих Бо́га, и зна́менующихся кре́стным зна́мением, и в весе́лии глаго́лющих: ра́дуйся, Пречестны́й и Животворя́щий Кре́сте Госпо́день, прогоня́яй бе́сы си́лою на тебе́ пропя́таго Го́спода на́шего Иису́са Христа́, во ад сше́дшаго, и попра́вшаго си́лу диа́волю, и дарова́вшаго нам тебе́, Крест Свой Честны́й, на прогна́ние вся́каго супоста́та. О Пречестны́й и Животворя́щий Кре́сте Госпо́день! Помога́й ми со Свято́ю Госпоже́ю Де́вою Богоро́дицею и со все́ми святы́ми во ве́ки. Ами́нь.

Молитва от чародейства

Го́споди Иису́се Христе́, Сы́не Бо́жий, огради́ мя святы́ми Твои́ми А́нгелы, моли́твами Всепречи́стыя Влады́чицы на́шея Богоро́дицы и Присноде́вы Мари́и, си́лою Честна́го и Животворя́щаго Креста́, предста́тельством свята́го архистрати́га Бо́жия Михаи́ла и про́чих Небе́сных Сил безпло́тных, свята́го проро́ка, Предте́чи и Крести́теля Госпо́дня Иоа́нна, свята́го апо́стола и евангели́ста Иоа́нна Богосло́ва, священному́ченика Киприа́на и му́ченицы Иусти́ны, святи́теля Никола́я, архиепи́скопа Мир Аики́йских, чудотво́рца, святи́теля Льва, епи́скопа Ката́нскаго, святи́теля Ники́ты Новгоро́дскаго, святи́теля Иоаса́фа Белгоро́дскаго, святи́теля Митрофа́на Воро́нежскаго, преподо́бнаго Се́ргия, игу́мена Ра́донежскаго, преподо́бных Зоси́мы и Савва́тия Солове́цких, преподо́бнаго Серафи́ма Саро́вскаго, чудотво́рца, святы́х му́чениц Ве́ры, Наде́жды, Любо́ви и ма́тери их Софи́и, свята́го му́ченика Три́фона, святы́х и пра́ведных богооте́ц Иоаки́ма и А́нны и всех святы́х Твои́х; помози́ мне, недосто́йному рабу́ Твоему́ (имя молящагося), изба́ви мя от всех наве́т вра́жиих, от вся́каго зла, колдовства́, волшебства́, чароде́йства и от лука́вых челове́к, да не возмо́гут они причини́ти мне нико́его зла. Го́споди, све́том Твоего́ сия́ния сохрани́ мя зау́тра, и полу́дне, и ве́чер, и на сон гряду́щаго и си́лою благода́ти Твоея́ отврати́ и удали́ вся́кая зла́я нече́стия, де́йствуемая по науще́нию диа́вола. А́ще ко́е зло замы́слено или́ соде́лано есть, возврати́ его́ па́ки в преиспо́днюю. Я́ко Твое́ есть ца́рство, и си́ла, и сла́ва, Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха. Ами́нь.

Молитвы перед чтением канона

Го́споди Иису́се Христе́, Сы́не Бо́жий, молитв ра́ди Пречи́стыя Твоея́ Ма́тере и всех святы́х, поми́луй нас. Ами́нь.

Сла́ва Тебе́, Бо́же наш, сла́ва Тебе́.

Царю́ Небе́сный, Уте́шителю, Ду́ше и́стины, И́же везде́ сый и вся исполня́яй, Сокро́вище благи́х и жи́зни Пода́телю, прииди́ и всели́ся в ны, и очи́сти ны от вся́кия скве́рны, и спаси́, Бла́же, ду́ши на́ша.

Святы́й Бо́же, Святы́й Кре́пкий, Святы́й Безсме́ртный, поми́луй нас. (Читается трижды, с крестным знамением и поясным поклоном.)

Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху, и ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Пресвята́я Тро́ице, поми́луй нас; Го́споди, очи́сти грехи́ на́ша; Влады́ко, прости́ беззако́ния на́ша; Святы́й, посети́ и исцели́ не́мощи на́ша, и́мене Твое́го ра́ди.

Го́споди, поми́луй. (Трижды.) Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху, и ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

О́тче на́ш, И́же еси́ на небесе́х! Да святи́тся И́мя Твое́, да прии́дет Ца́рствие Твое́; да бу́дет во́ля Твоя́, я́ко на Небеси́ и на земли́. Хлеб наш насу́щный даждь нам днесь; и оста́ви нам до́лги на́ша, я́коже и мы оставля́ем должнико́м на́шим; и не введи́ нас во искуше́ние, но изба́ви нас от лука́ваго.

Го́споди, поми́луй. (12 раз.)

Прииди́те, поклони́мся Царе́ви на́шему Бо́гу. (Поклон.)

Прииди́те, поклони́мся и припаде́м Христу́, Царе́ви на́шему Бо́гу. (Поклон.)

Прииди́те, поклони́мся и припаде́м Самому́ Христу́, Царе́ви и Бо́гу на́шему. (Поклон.)

Псалом 50

Поми́луй мя, Бо́же, по вели́цей ми́лости Твое́й, и по мно́жеству щедро́т Твои́х очи́сти беззако́ние мое́. Наипа́че омы́й мя от беззако́ния моего́, и от греха́ моего́ очи́сти мя; я́ко беззако́ние мое́ аз зна́ю, и грех мой пре́до мно́ю есть вы́ну. Тебе́ еди́ному согреши́х и лука́вое пред Тобо́ю сотвори́х, я́ко да оправди́шися во словесе́х Твои́х, и победи́ши внегда́ суди́ти Ти. Се бо, в беззако́ниих зача́т есмь, и во гресе́х роди́ мя ма́ти моя́. Се бо, и́стину возлюби́л еси́; безве́стная и та́йная прему́дрости Твоея́ яви́л ми еси́. Окропи́ши мя иссо́пом, и очи́щуся; омы́еши мя, и па́че сне́га убелю́ся. Слу́ху моему́ да́си ра́дость и весе́лие; возра́дуются ко́сти смире́нныя. Отврати́ лице́ Твое́ от грех мои́х и вся беззако́ния моя́ очи́сти. Се́рдце чи́сто сози́жди во мне, Бо́же, и дух прав обнови́ во утро́бе мое́й. Не отве́ржи мене́ от лица́ Твоего́ и Ду́ха Твоего́ Свята́го не отыми́ от мене́. Возда́ждь ми ра́дость спасе́ния Твое́го и Ду́хом влады́чним утверди́ мя. Научу́ беззако́ныя путе́м Твои́м, и нечести́вии к Тебе́ обратя́тся. Изба́ви мя от крове́й, Бо́же, Бо́же спасе́ния моего́; возра́дуется язы́к мой пра́вде Твое́й. Го́споди, устне́ мои отве́рзеши, и уста́ моя́ возвестя́т хвалу́ Твою́. Я́ко а́ще бы восхоте́л еси́ же́ртвы, дал бых у́бо: всесожже́ния не благоволи́ши. Же́ртва Бо́гу дух сокруше́н; се́рдце сокруше́нно и смире́нно Бог не уничижи́т. Ублажи́, Го́споди, благоволе́нием Твои́м Сио́на, и да сози́ждутся сте́ны Иерусали́мския. Тогда́ благоволи́ши же́ртву пра́вды, возноше́ние и всесожега́емая; тогда́ возложа́т на oлта́рь Твой тельцы́.

Символ веры

Ве́рую во еди́наго Бо́га Отца́, Вседержи́теля, Творца́ не́бу и земли́, ви́димым же всем и неви́димым. И во еди́наго Го́спода Иису́са Христа́, Сы́на Бо́жия, Единоро́днаго, И́же от Отца́ рожде́ннаго пре́жде всех век; Све́та от Све́та, Бо́га и́стинна от Бо́га и́стинна, рожде́нна, несотворе́нна, единосу́щна Отцу́, И́мже вся бы́ша. Нас ра́ди челове́к и на́шего ра́ди спасе́ния сше́дшаго с Небе́с и воплоти́вшагося от Ду́ха Свя́та и Мари́и Де́вы и вочелове́чшася. Распя́таго же за ны при Понти́йстем Пила́те, и страда́вша, и погребе́нна. И воскре́сшаго в тре́тий день по Писа́нием. И возше́дшаго на небеса́, и седя́ща одесну́ю Отца́. И па́ки гряду́щаго со сла́вою суди́ти живы́м и ме́ртвым, Его́же Ца́рствию не бу́дет конца́. И в Ду́ха Свята́го, Го́спода, Животворя́щаго, И́же от Отца́ исходя́щаго, И́же со Отце́м и Сы́ном спокланя́ема и ссла́вима, глаго́лавшаго проро́ки. Во еди́ну Святу́ю, Собо́рную и Апо́стольскую Це́рковь. Испове́дую еди́но креще́ние во оставле́ние грехо́в. Ча́ю воскресе́ния ме́ртвых, и жи́зни бу́дущаго ве́ка. Ами́нь.

Канон священномученику Киприану и мученице Иустине

Глас 4

Песнь 1

Ирмо́с: Мо́ря чермну́ю пучи́ну/ невла́жными стопа́ми/ дре́вний пешеше́ствовав Изра́иль/ крестообра́зныма Моисе́овыма рука́ма/ Амали́кову си́лу в пусты́ни победи́л е́сть.

Припев: Священному́чениче Киприа́не и му́ченице Иусти́но, моли́те Бо́га о нас (или: о мне).

С преми́рными чи́нми ны́не водворя́яся, о свяще́нная и боже́ственная главо́,/ с Небесе́ при́зри на благоче́стно пою́щия тя/ и твоими моли́твами сохраня́й.

Во мра́це неве́дения, преподо́бне, лю́те одержи́м/ и душегу́бными страстьми́ пло́ти невоздержа́нием ты разжига́ем,/ преложе́ние пресла́вно обре́л еси́ внеза́пу, всеблаже́нне.

Сла́ва: Губи́телей у́бо на седа́лищи пре́жде, о́тче, седе́л еси́/ и на седа́лищи пресви́теров па́ки Христа́ просла́вил еси́,/ измени́вся явле́нно Влады́чнею Боже́ственною благода́тию.

И ны́не: Де́ва по Рождестве́ пребыла́ еси́:/ Сама́го бо ро́ждши Творца́ всех и Го́спода,/ необы́чно и стра́нно нам я́вльшася те́лом,/ Богороди́тельнице Ма́ти Присноде́во.

Песнь 3

Ирмо́с: Весели́тся о Тебе́ Це́рковь Твоя́, Христе́, зову́щи:/ Ты моя́ кре́пость, Го́споди,/ и прибе́жище, и утвержде́ние.

Я́ко Па́вел, ко Христу́ душе́вную любо́вь преложи́в, Киприа́не всему́дре,/ того́ учени́к был еси́.

Обруча́ет ти Христо́с,/ вме́сто риз стра́стных одея́ние сла́вы да́руя и возрожде́ния оде́жду.

Сла́ва: Поу́стник2 по́стнический пре́жде бы́вый терпели́в,/ по́слежде, Киприа́не всехва́льне,/ свиде́тель И́стины был еси́.

И ны́не: Госпо́дьственно и и́стинно Тя, Богоро́дицу, ве́рнии почита́ем,/ Ты бо Бо́га родила́ еси́, плоть бы́вша, Всенепоро́чная.

Седален, глас 8

Нака́зан в пре́лести приле́жно,/ я́ко Па́вел, зван бысть с Небесе́,/ Кресто́м наставля́ем к све́ту зна́ния,/ честны́я бо де́вы любо́вию разжига́ем,/ тои́ ра́ди сочета́лся еси́ Зижди́телю челове́ков./ Тем обличи́в не́мощь вра́жию,/ с не́ю сподо́бился еси́ ли́ку му́чеников, / Киприа́не, архиере́ев удобре́ние,/ моли́ Христа́ Бо́га грехо́в оставле́ние пода́ти/ честву́ющим любо́вию святу́ю па́мять твою́.

Сла́ва, и ны́не:

В напа́сти многоплете́нныя впад/ от враг ви́димых и неви́димых,/ бу́рею одержи́м безчи́сленных согреше́ний мои́х,/ и, я́ко к те́плому заступле́нию и покро́ву моему́, Чи́стая,/ ко приста́нищу притека́ю Твоея́ бла́гости./ Те́мже, Пречи́стая, из Тебе́ Воплоще́нному без се́мене/ моли́ся приле́жно о всех рабе́х Твои́х,/ непреста́нно моля́щихтися, Богоро́дице Пречи́стая,/ моля́щи Его́ при́сно согреше́ний оставле́ние дарова́ти/ воспева́ющим досто́йно сла́ву Твою́.

Песнь 4

Ирмо́с: Вознесе́на Тя ви́девши Це́рковь на Кресте́,/ Со́лнце пра́ведное,/ ста в чи́не свое́м,/ досто́йно взыва́ющи:/ сла́ва си́ле Твое́й, Го́споди.

Возбну́в3, богогла́се, от неи́стовства пе́рваго,/ де́монскую лесть и душетле́нную пре́лесть всю обличи́л еси́/ и ра́дуяся, взыва́л еси́:/ сла́ва си́ле Твое́й, Го́споди.

До́блественно Иусти́на укрепля́ема/ и Чи́стую Де́ву и Обра́дованную зело́ моля́щи,/ се́тей избеже́ и ко́зней же вра́жиих.

Сла́ва: Укрепля́ема ве́рою твоего́ Жениха́/ и кре́стною си́лою оде́яна,/ де́моны нея́тна4, вопию́щи, пребыла́ еси́:/ сла́ва си́ле Твое́й Го́споди.

И ны́не: И́же естество́м свобо́ден сый,/ о́бразом раба́ обнища́ бога́тством бла́гости, Ма́ти Присноде́во,/ из Тебе́ по Ипоста́си все прие́м челове́чество.

Песнь 5

Ирмо́с: Ты, Го́споди, мой свет/ в мир прише́л еси́,/ Свет Святы́й, обраща́яй из мра́чна неве́дения/ ве́рою воспева́ющия Тя.

Побо́рницу иму́щи я́ве Чи́стую Богома́терь, обога́щшися, Иусти́но,/ честно́е де́вство сохрани́ла еси́ невре́дно.

Одушевле́нный Христо́в и красне́йший о́браз, почти́м Иусти́ну,/ сокрове́нную добро́ту и некра́домое возложе́ние.

Сла́ва: Неве́ста Христо́ва при́сная и нескве́рная,/ страда́нием и поще́нием восприе́мши, пра́ведно сугу́б вене́ц но́сит.

И ны́не: Ум а́нгельский и челове́ческий не мо́жет сказа́ти/ неизрече́ннаго и пресла́внаго чудесе́ Рождества́ Твоего́, Всечи́стая.

Песнь 6

Ирмо́с: Пожру́ Ти со гла́сом хвале́ния, Го́споди,/ Це́рковь вопие́т Ти,/ от бесо́вския кро́ве очи́щшися/ ра́ди ми́лости от ребр Твои́х/ исте́кшею Кро́вию.

Зло́бы дна преиспо́дняго доше́л еси́,/ к кра́йнейшей же па́ки доброде́тели, о́тче, возше́л еси́ на высоту́,/ пресла́вно измени́вся Боже́ственным креще́нием.

Был еси́ служи́тель де́монов пе́рвее,/ но Христо́в богоявле́нный учени́к показа́лся еси́,/ при́сною любо́вию жела́ние возлюби́в после́днее.

Сла́ва: Мно́гия ты Влады́це приве́л еси́ му́ченики, / ку́плей велича́йшую явля́я, / кро́вию мале́йшею Ца́рство Небе́сное, богому́дре, купи́ти.

И ны́не: Расто́ргни моя́ плени́цы согреше́ний, Богоневе́сто, грехо́внаго зако́на,/ Жи́зни зако́ном свобо́ду да́рующи,/ Влады́ку зако́на ро́ждшая.

Кондак, глас 1

От худо́жества волше́бнаго обрати́вся, богому́дре,/ к позна́нию Боже́ственному,/ показа́лся еси́ ми́ру врач мудре́йший,/ исцеле́ния да́руя честву́ющим тя, Киприа́не со Иусти́ною,/ с не́юже моли́ся Человеколю́бцу Влады́це/ спасти́ ду́ши на́ша.

Икос:

Целе́ний твои́х, свя́те, дарова́ния мне низпосла́в,/ и неду́гующее мое́ се́рдце гно́ем грехо́вным/ моли́твами твои́ми исцели́,/ я́ко да сло́во пе́ния от скве́рных усте́н мои́х ны́не принесу́ ти/ и воспою́ боле́зни твоя́, я́же показа́л еси́, священному́чениче,/ покая́нием до́брым и блаже́нным и Бо́гу приближа́ющимся./ Того́ бо удержа́н руко́ю,/ напра́вился еси́, я́ко по ле́ствице, к Небе́сным,/ непреста́нно моля́ся спасти́ ду́ши на́ша.

Песнь 7

Ирмо́с: Спасы́й во огни́ авраа́мския Твоя́ о́троки/ и халде́и уби́в,/ я́же пра́вда пра́ведно уловля́ше,/ препе́тый Го́споди,/ Бо́же оте́ц на́ших, благослове́н еси́.

На священнонача́льство вшед,/ свяще́ннейший о́браз священнонача́льником себе́ и пра́вило яви́л еси́, взыва́я:/ препе́тый Го́споди, Бо́же оте́ц на́ших, благослове́н еси́.

Живонача́льныя тебе́ десни́цы и́стинно измене́ние, о́тче, наше́дшее,/ му́дра тя сотвори́ боговеща́теля, пою́ща:/ препе́тый Го́споди, Бо́же о́тец на́ших, благослове́н еси́.

Сла́ва: Ору́жие непобеди́мое нам на проти́внаго, блаже́нне, ты яви́лся еси́,/ того́ облича́я ле́сти, пою́щим:/ препе́тый Го́споди, Бо́же о́тец на́ших, благослове́н еси́.

И ны́не: Небе́снии ли́цы и пренебе́снии собо́ри/ песносло́вят из Тебе́, Богоро́дице, Рожде́ннаго, зову́ще:/ препе́тый Го́споди, Бо́же оте́ц на́ших, благослове́н еси́.

Песнь 8

Ирмо́с: Весели́ся, Иерусали́ме,/ торжеству́йте, лю́бящии Сио́на:/ ца́рствуяй бо во ве́ки, Госпо́дь Сил прии́де./ Да благогове́ет вся земля́ от лица́ Его́/ и да вопие́т:/ благослови́те, вся дела́ Госпо́дня, Го́спода.

Прему́дро е́ллинския му́дрости небре́гл еси́, сла́вне,/ апо́столов же Боже́ственное веща́ние, Ду́хом бряца́емо, о́тче,/ и о́гненными язы́ки я́сно изглаша́емо, вопия́л еси́:/ благослови́те, вся дела́ Госпо́дня, Го́спода.

Восте́кл еси́ на высо́кая и преми́рная све́тло селе́ния,/ Христу́ кро́вию, я́ко же́ртвою непоро́чною, приноси́м, о́тче,/ заколе́ние жи́во, прия́тно и благоуго́дно, воспева́я:/ благослови́те, вся дела́ Госпо́дня, Го́спода.

Сла́ва: Побежда́еми от в тебе́ все́льшияся благода́ти,/ де́монстии полцы́ отгоня́ются и отбега́ют стра́сти неду́гующих, богому́дре,/ ве́рнии же Боже́ственнаго све́та насыща́емся, вопию́ще:/ благослови́те, вся дела́ Госпо́дня, Го́спода.

И ны́не: Лику́ют со а́нгельскими, Пречи́стая, Си́лами о Рождестве́ Твое́м, Богома́ти,/ и Богоро́дицу ве́рою Тя имену́ющий: Ты бо Влады́ку и Изба́вителя нам родила́ еси́, Ему́же пое́м:/ благослови́те, вся дела́ Госпо́дня, Го́спода.

Песнь 9

Ирмо́с: Е́ва у́бо неду́гом преслуша́ния/ кля́тву всели́ла есть,/ Ты же, Де́во Богоро́дице,/ Прозябе́нием чревоноше́ния/ ми́рови благослове́ние процвела́ еси́,/ тем Тя вси велича́ем.

Свы́ше нас, богоче́стно пою́щих тя, назира́еши Боже́ственною благода́тию,/ твои́ми моли́твами, богоглаго́льниче, и ору́жием благоволе́ния венчава́я,/ мир и спасе́ние да́руй нам, я́ко священнонача́льник боже́ственнейший.

Тече́ние исцеле́ний оби́льно персть твоя́ лю́бящим тя воздае́т;/ тебе́ же, Киприа́не, жены́ богоно́сны/ я́ко Боже́ственно сокро́вище прие́млют и усе́рдно явля́ют сокрове́ннаго,/ да вси тебе́ наслади́мся.

Сла́ва: Напра́вити на́ше ко Христу́, пребога́те, ше́ствие/ дея́нием, и богоуго́дным житие́м, и чисте́йшим очище́нием/ су́що5 Бо́жию ти́хость умоли́, я́ко иера́рх сострада́тельнейший.

И ны́не: Укрепи́ на́шу душе́вную не́мощь, Богома́ти, си́лою Твое́ю,/ разреши́ тяготу́, Пресвята́я, налага́емую рабо́м Твои́м,/ ми́ру пра́вды Со́лнце несказа́нно возсия́вшая.

Свети́лен

В волхва́х несосужде́нна6 и еди́наго пребо́льша,/ преме́ншаго нрав и попали́вшаго кни́ги, наставля́ющия ко пре́лести,/ и свиде́тельства вене́ц странноле́пно прие́мшаго,/ Киприа́на похва́лим, страда́льцев зерца́ло.

Сла́ва, и ны́не:

Дре́вле божества́ наде́ждою прельсти́вый мя злоко́зненный,/ пло́тным7 предложе́нием прему́дренно па́ки прельща́ется от Де́вы Возсия́вшаго;/ и си́це осужде́ние пло́тное пло́тию разреши́ся,/ сме́рти умертви́вшейся.

Акафист священномученику Киприану

Конда́к 1

Избра́нный от диа́вольскаго служе́ния на служе́ние и́стинному Бо́гу и к ли́ку святы́х сопричте́нный, священному́чениче Киприа́не, моли́ Христа́ Бо́га изба́витися нам от се́тей лука́ваго и победи́ти мир, плоть и диа́вола, да зове́м ти: Ра́дуйся, священному́чениче Киприа́не, ско́рый помо́щниче и моли́твенниче о душа́х на́ших.

И́кос 1

А́нгельския Си́лы удиви́шася, ка́ко от худо́жества волше́бнаго обрати́лся еси́, богому́дре Киприа́не, к позна́нию Боже́ственному, покая́нием обре́л еси́ а́нгельское безстра́стное житие́. Мы же, обраще́нию твоему́ дивя́щеся, вопие́м ти такова́я: Ра́дуйся, обраще́нием твои́м А́нгелов удиви́вый; ра́дуйся, лик святы́х возвесели́вый. Ра́дуйся, му́дрость свою́ показа́вый; ра́дуйся, за Христа́ вене́ц прия́вый. Ра́дуйся, я́ко тобо́ю бе́си отгоня́ются; ра́дуйся, я́ко тобо́ю вся боле́зни исцеля́ются. Ра́дуйся, священному́чениче Киприа́не, ско́рый помо́щниче и моли́твенниче о душа́х на́ших.

Конда́к 2

Ви́дя Госпо́дь, ка́ко от лет ма́лых о́тдан бысть Киприа́н нечести́выми роди́тели на обуче́ние де́монскому служе́нию, восхоте́ обрати́те его́ к Себе́, да со А́нгелы и все́ми святы́ми воспева́ет: Аллилу́ия.

И́кос 2

Ра́зум несоверше́н име́я к вы́шнему разуме́нию, усе́рдно труди́лся еси́, свя́те Киприа́не, изуча́я де́монския лжехи́трости, но, позна́в сла́бость бесо́вскую, я́ко ти́и боя́тся Христа́, обрати́лся еси́ к позна́нию Бо́га и́стиннаго. Те́мже у́бо тя велича́ем: Ра́дуйся, хи́трости де́монския препобеди́вый; ра́дуйся, пре́лесть служе́ния его́ обличи́вый. Ра́дуйся, зми́я лука́ваго посрами́вый; ра́дуйся, христиа́н просла́вивый. Ра́дуйся, му́дрых ми́ра сего́ мудре́йший; ра́дуйся, разу́мных разу́мнейший. Ра́дуйся, священному́чениче Киприа́не, ско́рый помо́щниче и моли́твенниче о душа́х на́ших.

Конда́к 3

Си́ла Вы́шняго просвети́ ум твой, блаже́нне Киприа́не, егда́, не успе́вше в чароде́йстве про́тив Иусти́ны, бе́си реко́ша тебе́: мы бои́мся и трепе́щем си́лы Креста́, и́мже отгоня́ет нас де́ва Иусти́на. Ты же отвеща́л еси́: вы Креста́ бои́теся, но Распя́тый на Кресте́ сильне́й Креста́ есть. Сего́ ра́ди прише́л еси́ в храм Госпо́день пе́ти со все́ми ве́рными: Аллилу́ия.

И́кос 3

Име́я ум просвеще́н си́лою свы́ше, прише́д Киприа́н к пресви́теру, про́сит креще́ния, оба́че той, убоя́вся кова́рства волхва́, отгна́ его. Киприа́н же тече́ в храм Госпо́день, и та́мо, литурги́и бы́вшей, внегда́ диа́кон возгласи́: оглаше́ннии, изыди́те, рече́: не изы́ду из хра́ма, до́ндеже прииму́ креще́ние. Мы же, твоему́ вразумле́нию ра́дующеся, воспева́ем ти такова́я: Ра́дуйся, си́лою свы́ше просвеще́нный; ра́дуйся, Го́сподом вразумле́нный. Ра́дуйся, си́лу Креста́ позна́вый; ра́дуйся, де́монов от себе́ отгна́вый. Ра́дуйся, жизнь свою́ испра́вивый; ра́дуйся, стопы́ в це́рковь напра́вивый. Ра́дуйся, священному́чениче Киприа́не, ско́рый помо́щниче и моли́твенниче о душа́х на́ших.

Конда́к 4

Бу́ря помышле́ний одержа́ Киприа́на, ка́ко прия́ти ему́ креще́ние. Те́мже у́бо пре́жде, взяв своя́ чароде́йския кни́ги, принесе́ их на среди́ну гра́да и та́мо пожжя́, пой Бо́гу: Аллилу́ия.

И́кос 4

Услы́шав пресви́тер, я́ко и́маши, всему́дре, наме́рение благо́е бы́ти христиани́н, крести́ тя и поста́ви чтеца́ во хра́ме. Сего́ ра́ди вопие́м ти: Ра́дуйся, духо́в зло́бы победи́вый; ра́дуйся, чароде́йския кни́ги попали́вый. Ра́дуйся, бы́ти христиани́н возжела́вый; ра́дуйся, свято́е креще́ние прия́вый. Ра́дуйся, по́двиги и доброде́тельми украси́выйся; ра́дуйся, пресви́тером наста́вленный. Ра́дуйся, священному́чениче Киприа́не, ско́рый помо́щниче и моли́твенниче о душа́х на́ших.

Конда́к 5

Боготка́нную оде́жду свята́го креще́ния прия́в, Киприа́не всехва́льне, те́пле моли́лся еси́ Бо́гу о проще́нии грехо́в, пре́жде соверше́нных, от всех христиа́н воспева́я Бо́гу: Аллилу́ия.

И́кос 5

Ви́дев пресви́тер по́двиги и труды́ твоя́, священному́чениче Киприа́не, пост, многоно́щное бде́ние, коленопреклоне́ние, покая́ние, сле́зы, моли́твы, и по испыта́нии поста́ви тя во диа́кона. Мы же, благодаря́ще Бо́га, восхваля́ем тя: Ра́дуйся, день и нощь с покая́нием к Бо́гу взыва́вый; ра́дуйся, о проще́нии грехо́в моли́выйся. Ра́дуйся, приме́р исправле́ния показа́вый; ра́дуйся, сле́зныя моли́твы Го́споду приноси́вый. Ра́дуйся, путь ко спасе́нию позна́вый; ра́дуйся, пла́менную любо́вь ко Христу́ яви́вый. Ра́дуйся, священному́чениче Киприа́не, ско́рый помо́щниче и моли́твенниче о душа́х на́ших.

Конда́к 6

О́бразом благоче́стия христиа́нскаго подража́я де́ве Иусти́не, священному́чениче Киприа́не, вои́стину христиани́н соверше́н яви́лся еси́, отклони́л бо еси́ нечести́вое уче́ние, крести́вся, и усты́ свои́ми и чи́стым се́рдцем благода́рственно воспева́л еси́ Бо́гу: Аллилу́ия.

И́кос 6

Возсия́ в се́рдце твое́м свет Боже́ственнаго соверше́нства, богому́дре Киприа́не, и дости́гл еси́ са́на свяще́нника, по́слежде же и епи́скопа. Мо́лим тя, моли́твами твои́ми просвети́ и на́ша сердца́, те́пле моля́щаяся тебе́: Ра́дуйся, в сан епи́скопа посвяще́нный; ра́дуйся, на высоту́ орла́ вознесе́нный. Ра́дуйся, гра́де, верху́ горы́ стоя́й; ра́дуйся, свети́льниче, пред Бо́гом горя́й. Ра́дуйся, моли́твенниче ко Христу́ неуста́нный; ра́дуйся, учи́телю, Бо́гом дарова́нный. Ра́дуйся, священному́чениче Киприа́не, ско́рый помо́щниче и моли́твенниче о душа́х на́ших.

Конда́к 7

Хотя́ Госпо́дь всем спасти́ся, дарова́ нам сего́ моли́твенника, засту́пника и цели́теля от духо́в зло́бы поднебе́сныя. Уче́нием бо и словесы́ твои́ми, богогла́се, приводи́л еси́ мно́гих к покая́нию и исправле́нию грехо́вныя жи́зни, науча́я всех пе́ти Бо́гу: Аллилу́ия.

И́кос 7

Но́вый мудре́йший врач показа́лся еси́ ми́ру, священному́чениче Киприа́не, я́ко моли́тве твое́й чароде́йския ко́зни противоста́ти не мо́гут, а́бие разруша́ются и прогоня́ются наведе́ния злых челове́к и лука́вых бесо́в. Мы же, ви́дяще дарова́нную тебе́ Бо́жию си́лу, вопие́м ти такова́я: Ра́дуйся, волше́бных ко́зней разруши́телю; ра́дуйся, стра́шных бесо́в прогони́телю. Ра́дуйся, от него́же ду́си зло́бы, я́ко дым, исчеза́ют; ра́дуйся, тяжкому́чимым ско́ро помога́яй. Ра́дуйся, от бед и скорбе́й избавля́яй; ра́дуйся, страда́ния в ра́дость обраща́яй. Ра́дуйся, священному́чениче Киприа́не, ско́рый помо́щниче и моли́твенниче о душа́х на́ших.

Конда́к 8

Стра́нное чу́до явля́ется притека́ющим к тебе́ с ве́рою, священному́чениче Киприа́не, и́бо да́нною тебе́ от Бо́га благода́тию бе́си изгоня́ются, му́чащии челове́ка, больни́и же исцеля́ются, взыва́ющии Бо́гу: Аллилу́ия.

И́кос 8

Всем се́рдцем возвы́сивыйся к Бо́гу, пресла́вне, и все́ю душе́ю Того́ возлюби́вый, име́л еси́ тща́ние и жела́ние твори́ти во́лю Его́ и, я́ко па́стырь до́брый, не отри́нул еси́ беда́ми отягоще́нных, но предста́тельствуеши в моли́твах пред Бо́гом, да́руя нам исцеле́ние и утеше́ние. Сего́ ра́ди, восхваля́юще любо́вь твою́ ко Го́споду, вопие́м ти си́це: Ра́дуйся, всем се́рдцем Христа́ возлюби́вый; ра́дуйся, вся доброде́тели стяжа́вый. Ра́дуйся, неду́гующим и разсла́бленным вспоможе́ние; ра́дуйся, в ско́рбех и печа́лех утеше́ние. Ра́дуйся, наве́тов и искуше́ний, от ми́ра, пло́ти и диа́вола находя́щих, прогони́телю; ра́дуйся, всех боле́зней душе́вных и теле́сных исцели́телю. Ра́дуйся, священному́чениче Киприа́не, ско́рый помо́щниче и моли́твенниче о душа́х на́ших.

Конда́к 9

Все а́нгельское во́инство возвесели́ся, о́тче, ви́дя тя, во́ина Царя́ Небе́снаго, непоколеби́ма и со дерзнове́нием пропове́дующа Христа́, егда́ веде́н был еси́ на ме́чное усече́ние вку́пе с Иусти́ною. Ты же, боле́знуя о ней, да не отрече́тся от Христа́, узре́вши тя усе́кнута, глаго́ла ей: да усе́кнут пре́жде тя. И, преклони́вше под меч главы́ своя́, воспе́ша Бо́гу: Аллилу́ия.

И́кос 9

Вети́и многовеща́ннии не возмо́гут по достоя́нию страда́ния ва́ша за Христа́ воспе́та, я́ко не убоя́лися есте́ преще́ний лю́тых, но со све́тлыми ли́ки предста́ли есте́ суди́лищу царе́ву, воздвиза́юще всех ве́рных глаго́лати вам сицева́я: Ра́дуйтеся, ве́ры Христо́вы непоколеби́мии испове́дницы; ра́дуйтеся, Пресвяты́я Тро́ицы дерзнове́ннии пропове́дницы. Ра́дуйтеся, за Христа́ ду́ши своя́ положи́вшии; ра́дуйтеся, муче́ния лю́тая ни во что же вмени́вшии. Ра́дуйтеся, я́ко страда́ния ва́ша ве́рными прославля́ются; ра́дуйтеся, я́ко имена́ ва́ша в хра́мех Бо́жиих велича́ются. Ра́дуйся, священному́чениче Киприа́не, ско́рый помо́щниче и моли́твенниче о душа́х на́ших.

Конда́к 10

Спасти́ хотя́ ду́ши всех одержи́мых нечи́стыми ду́хи, не преста́й взыва́ти при́сно ко Го́споду, Киприа́не богоглаго́льниче, тебе́ бо даде́ся благода́ть моли́тися за ны, да поми́лованнии и очи́щеннии, воспое́м Бо́гу: Аллилу́ия.

И́кос 10

Стена́ тве́рда и кре́пкая огра́да бу́ди нам, священному́чениче Киприа́не, с те́плою ве́рою и любо́вию к тебе́ прибега́ющим, огражда́еми бо от враг ви́димых и неви́димых, изба́влени тобо́ю, просла́вим тя та́ко: Ра́дуйся, ду́ха зло́бы смире́нием победи́вый; ра́дуйся, огне́м моли́твы стре́лы вра́жия попали́вый. Ра́дуйся, от враго́в ви́димых и неви́димых стено́ и огражде́ние; ра́дуйся, Правосла́вныя Це́ркве пресла́вное украше́ние. Ра́дуйся, оста́вленных врачи́ преди́вное поможе́ние; ра́дуйся, прелюби́мое скорбя́щим утеше́ние и увеселе́ние. Ра́дуйся, священному́чениче Киприа́не, ско́рый помо́щниче и моли́твенниче о душа́х на́ших.

Конда́к 11

Пе́ние непреста́нное Пресвяте́й Тро́ице па́че ины́х прине́сл еси́, священному́чениче Киприа́не, Иже ми́лости ра́ди к па́дшим гре́шником благоволи́́ недосто́йным досто́йным ста́ти и сочи́слитися свято́му ста́ду. Мы же, благодаря́ще Бо́га за такову́ю ми́лость Его́ к нам, гре́шным, зове́м Ему́: Аллилу́ия.

И́кос 11

Светоза́рная свеща́ был еси́, богому́дре, в Це́ркви Христо́ве, просвеща́я невеще́ственным све́том ду́ши ве́рных. Мо́лимся ти, просвети́ и на́ша грехми́ омраче́нная сердца́, во е́же пе́та тебе́ такова́я: Ра́дуйся, Трисия́нным Све́том озаре́нный; ра́дуйся, к со́нму святы́х сопричте́нный. Ра́дуйся, я́ко све́том невеще́ственным ду́ши ве́рных просвеща́еши; ра́дуйся, я́ко заблу́ждших на путь пра́вый наставля́еши. Ра́дуйся, из ро́ва поги́бели, я́ко овча́, Спаси́телем изъя́тый; ра́дуйся, бесо́в посрамле́ние и челове́ком ра́дование. Ра́дуйся, священному́чениче Киприа́не, ско́рый помо́щниче и моли́твенниче о душа́х на́ших.

Конда́к 12

Благода́ть дана́ ти от Бо́га попира́ти си́лу вра́жию и вся́кое сатани́нское нахожде́ние, победи́л бо еси́ враги́ твоя́ и му́ченическим по́двигом запечатле́л еси́ ве́ру во Христа́. Ны́не же, предстоя́ Престо́лу Царя́ сла́вы, моли́ся, Киприа́не всеблаже́нне, да изба́вимся от плене́ния диа́вольскаго и воскли́кнем Бо́гу: Аллилу́ия.

И́кос 12

Пою́ще твою́ ве́рность по Бо́зе и ди́вная пресла́вная чудеса́, велича́ем и восхваля́ем тя, священному́чениче Киприа́не, прия́л бо еси́ от Бо́га такову́ю благода́ть. Те́мже мо́лим тя: егда́ в час сме́рти на́шея де́монская по́лчища обы́дут ду́ши на́ша, яви́ нам заступле́ние твое́, да изба́влени тобо́ю, воззовём ти си́це: Ра́дуйся, от находя́щих вра́жиих сил ско́рое защище́ние; ра́дуйся, от всевозмо́жных ско́рбей и печа́лей избавле́ние. Ра́дуйся, Христа́ до конца́ возлюби́вый; ра́дуйся, ду́шу свою́ за Него́ положи́вый. Ра́дуйся, в кро́ви А́гнчей омы́выйся; ра́дуйся, во дво́рех Госпо́дних всели́выйся. Ра́дуйся, священному́чениче Киприа́не, ско́рый помо́щниче и моли́твенниче о душа́х на́ших.

Конда́к 13

Опречу́дный и пресла́вный уго́дниче Бо́жий, священному́чениче Киприа́не, ско́рый помо́щниче всем к тебе́ прибега́ющим, приими́ от нас, недосто́йных, хвале́бное пе́ние на́ше. Ей, мо́лим тя, святи́телю, от многообра́зных неду́гов исцели́, от враг ви́димых и неви́димых заступи́ и ве́чнаго муче́ния изба́витися нам Го́спода умоли́, да с тобо́ю воспева́ем: Аллилу́ия.

Сей конда́к глаго́ли три́жды.

Посе́м и́кос 1-й: А́нгельския Си́лы:

и конда́к 1-й: Избра́нный от диа́вольскаго

служе́ния:

Молитва

Освяты́й уго́дниче Бо́жий, священному́чениче Киприа́не, ско́рый помо́щниче и моли́твенниче о всех к тебе́ прибега́ющих! Приими́ от нас, недосто́йных, хвале́ние сие́; испроси́ у Го́спода Бо́га в не́мощех укрепле́ние, в печа́лех утеше́ние и всем вся поле́зная в жи́зни на́шей; вознеси́ ко Го́споду благомо́щную твою́ моли́тву, да огради́т нас от паде́ний грехо́вных, да научи́т нас и́стинному покая́нию, да изба́вит нас от плене́ния диа́вольскаго и вся́каго де́йства духо́в нечи́стых и укроти́т оби́дящих нас. Бу́ди нам кре́пкий побо́рник на вся враги́ ви́димыя и неви́димыя; пода́ждь нам терпе́ние в искуше́ниих и в час кончи́ны на́шея яви́ нам заступле́ние от истяза́телей на возду́шных мыта́рствех; да води́мии тобо́ю, дости́гнем Го́рняго Иерусали́ма и сподо́бимся в Небе́снем Ца́рствии со все́ми святы́ми сла́вити и воспева́ти пресвято́е Имя Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Тропа́рь, глас 4

И нра́вом прича́стник, и престо́лом наме́стник апо́столом быв, дея́ние обре́л еси́, богодухнове́нне, в виде́ния восхо́д: сего́ ра́ди, сло́во и́стины исправля́я, и ве́ры ра́ди пострада́л еси́ да́же до кро́ве, священному́чениче Киприа́не, моли́ Христа́ Бо́га спасти́ся душа́м на́шим.

Конда́к, глас 1

От худо́жества волше́бнаго обрати́вся, богому́дре, к позна́нию Боже́ственному, показа́лся еси́ ми́ру врач мудре́йший, исцеле́ния да́руя честву́ющим тя, Киприа́не со Иусти́ною: с не́юже моли́ся Человеколю́бцу Влады́це спасти́ ду́ши на́ша.

Величание

Велича́ем тя, священному́чениче Киприа́не, и чтим святу́ю па́мять твою́; ты бо мо́лиши о нас Христа́ Бо́га на́шего.

Житие священномученика Киприана и мученицы Иустины девицы

Сказание о святых мучениках Киприане и Иустине существует с глубокой древности. Жили они в конце III – начале IV века. Отечеством Киприана предполагается Антиохия, город расположенный в северной части Сирии.

Из сказания известно, что Киприан обучался философии и волхвованию в языческой Греции и в Египте и удивлял всех своими познаниями в тайных науках, путешествуя по разным странам и совершая перед народом всевозможные «чудеса».

Наконец Киприан прибыл в свой родной город Антиохию, где также поражал всех, действуя неизвестной силой. В то время здесь жила дочь языческого жреца – Иустина. Она уже была просвещена христианской верой, первое понятие о которой получила случайно, услышав слова о Христе из уст диакона здешней церкви, проходившего мимо дома ее родителей в то время, как она сидела у окна. Молодая язычница постаралась больше узнать о Христе, первая весть о Котором так глубоко запала в ее душу. Иустина полюбила ходить в христианскую церковь, слушать слово Божие и наконец приняла Святое Крещение. В скором времени она убедила и мать свою и даже отца в истине христианской веры. Языческий жрец, приняв Крещение, посвящен был в сан пресвитера, и дом его сделался благочестивым христианским жилищем.

Между тем Иустина, обладавшая замечательной красотой, обратила на себя внимание одного богатого языческого юноши, по имени Аглаид. Он просил ее стать его женой, но Иустина, посвятив всю свою любовь Христу, отказалась от брака с язычником и тщательно избегала даже встречи с ним. Он, однако же, настойчиво преследовал ее. Видя неуспешность всех своих стараний, Аглаид обратился к знаменитому волхву Киприану, думая, что все доступно его таинственному знанию, и просил волхва подействовать своим искусством на сердце Иустины.

Киприан, надеясь получить богатое вознаграждение, действительно употребил все средства, которые мог почерпнуть в науке волхвования, и, призвав на помощь бесов, пытался склонить Иустину на брак с полюбившим ее юношей. Ограждаемая силою своей всецелой преданности единому Христу, Иустина не поддалась никаким ухищрениям и соблазнам, оставаясь непреклонной.

Тем временем в городе появилось моровое поветрие. Распущен был слух, что могущественный волхв Киприан, которому не удаются его волхвования, мстит за сопротивление Иустины целому городу, наведя смертельную болезнь. Перепуганный народ приступил к Иустине, как к виновнице общественного бедствия, и убеждал ее удовлетворить волхва – выйти замуж за Аглаида. Иустина успокоила народ и в твердом уповании на помощь Божию обещала скорое освобождение от губительной болезни. И действительно, как только она помолилась Богу своей чистой и крепкой молитвой, болезнь прекратилась.

Эта победа и торжество христианки были в то же время полным посрамлением Киприана, считавшего себя могущественным волхвом и похвалявшегося знанием тайн природы. Но это же послужило и ко спасению человека, одаренного сильным умом, который, главным образом, по заблуждению растрачивался на недостойное употребление. Киприан понял, что есть нечто высшее, чем его знания и таинственное искусство, чем та темная сила, на содействие которой он рассчитывал, стремясь поразить непросвещенную толпу. Он понял, что все это – ничто перед познанием Того Бога, Которого исповедует Иустина.

Увидев, что все его средства бессильны против слабого существа – молодой девушки, вооруженной только молитвой и крестным знамением, Киприан постиг значение этих двух действительно всемогущих орудий. Он пришел к христианскому епископу Анфиму († 302; память 3(16) сентября), рассказал о своих заблуждениях и просил научить его истинам христианской веры, чтобы подготовиться к единому истинному пути, открытому Сыном Божиим, и затем принял Святое Крещение. Через год он был поставлен иереем, а потом епископом, между тем как Иустина посвящена была в диакониссы и поставлена начальницей общины христианских дев.

Одушевленные пламенной любовью к Богу, Киприан и Иустина много послужили распространению и утверждению христианского учения. Это навлекло на них гнев противников и гонителей христианства. Получив донос о том, что Киприан и Иустина отвращают народ от богов, начальник области Евтолмий схватил их и повелел истязать за веру во Христа, которую они непоколебимо исповедали. Затем он отослал их к императору, бывшему в то время в Никомидии, по приказанию которого они были усекнуты мечом около 304 года.

Священномученик Киприан и мученица Иустина почитались уже древней Церковью. Святитель Григорий Назианзин († 389; память 25 и 30 января (7 и 12 февраля) говорит о них в одном из своих слов. Императрица Евдокия, супруга Феодосия Младшего, около 425 года написала в честь их стихотворение.

Празднование святым Киприану и Иустине совершается 2 (15) октября.

Из канонических правил

61 правило VI Вселенского Собора

Предающиеся волшебникам, или так именуемым стоначальникам8, или другим подобным, дабы узнать от них, что восхотят им открыть, согласно с прежними отеческими о них постановлениями, да подлежат правилу шестилетней епитимий9. Той же епитимии надлежит подвергать и тех, которые водят медведиц или иных животных, на посмешище и на вред простейших, и, соединяя обман с безумием, произносят гадания о счастии, о судьбе, о родословии и множество других подобных толков; равно и так именуемых облакогонителей, обаятелей10, делателей предохранительных талисманов, и колдунов. Закосневающих же в сем, и не отвращающихся и не убегающих от таковых пагубных и языческих вымыслов, определяем совсем извергать из Церкви, как и священные правила повелевают. Ибо, кое общение свету ко тьме, якоже глаголет Апостол, или кое сложение Церкви Божией со идолы, или кая часть верному с неверным, кое же согласие Христа с велиаром?

24 правило Анкирского Собора

Волхвующие, и последующие языческим обычаям, или вводящие таковых в дома свои, ради изыскания волшебств, или и ради очищения, да подвергаются правилу пятилетнего покаяния, по степеням установленным: три лета припадания11, и два лета молитв без приобщения Святых Тайн.

65 правило святителя Василия Великого

Покаявшийся в волшебстве или в отравлении, да проведет в покаянии время, положенное для убийцы, с распределением, сообразным тому, как сам себя обличил в каждом грехе.

72 правило того же

Предавший себя волхвователям или неким подобным, да будет под епитимиею столько же времени, сколько убийца.

83 правило того же

Волхвующие и последующие обычаям языческим или вводящие неких в домы свои, ради изыскания чародейств и ради очищения, да подлежат правилу шестилетия: лето (год) да будут плачущими12, лето слушающими13, три лета припадающими, и едино да стоят с верными, и тако да примутся.

О необходимости чтения утренних и вечерних молитв

Одна из самых важных книг для православного христианина – молитвослов. В начале его помещены утренние и вечерние молитвы, которые христианин должен неукоснительно читать ежедневно.

В утренних молитвах православный человек выражает свою радость, обращаясь к Богу сразу же, «востав от сна». Одновременно он осознает свое падшее состояние и просит: «Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей» (Пс.50:1); исповедует православную веру, читая Символ веры. Затем он испрашивает благословения на предстоящие в течение дня труды, просит Бога укрепить веру, «да не убо похитит мя сатана, и похвалится, Слове, еже отторгнута мя от Твоея руки и ограды»; обращается к Ангелу хранителю с молитвой о покровении: «Не даждь места лукавому демону обладати мною насильством смертнаго сего телесе»; в последней молитве, обращенной к Пречистой Деве, просит избавить его от различных скорбных обстояний «и от всех действ злых».

В вечерних молитвах верующий человек обращается к Богу с молитвой «Помилуй нас, Господи, помилуй нас». Он просит у Бога помощи, чтобы побороть «враги плотския и безплотныя», молит Его: «Господи... всю сатанину детель отжени от мене», «покрый мя от человек некоторых, и бесов, и страстей, и от всякия иныя неподобныя вещи». Взывает христианин и к Ангелу хранителю: «От всякаго лукавствия противнаго ми врага избави мя». Предстоящий сон наводит на размышления о смерти: «Не ужели мне одр сей гроб будет?» И, благодаря Бога за прошедший день, православный человек испрашивает мирный сон в предстоящую ночь, исповедует свои грехи и молится «о расточении злых духов»: «Избави мя настоящаго обстояния бесовскаго...»

Таков вкратце смысл утренних и вечерних молитв, ежедневно творимых христианином. Составили их великие православные подвижники и богословы: преподобный Макарий Великий, святитель Василий Великий, преподобный Антиох, святитель Иоанн Златоуст, преподобный Петр Студит, преподобный Иоанн Дамаскин. Первоначально молитвы были написаны на греческом языке, а затем, в свое время, переведены на церковнославянский. На этом священном языке русский человек из поколения в поколение беседует с Богом.

Памятуя слова Христа Спасителя: Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них (Мф.18:20), – мы, по крайней мере, раз в день должны совершать совместную молитву всей семьей, когда один читает, а все остальные молятся. Семья в православном понимании – это домашняя Церковь. В ней начинается воспитание будущего поколения, закладываются основы духовной жизни подрастающих детей. То, что они получат в семье, они пронесут затем через всю свою жизнь.

Молитва есть общение человека с Богом, пища для души. Предположим, что с сегодняшнего дня верующий человек перестал молиться. Изменений в своей жизни он не заметит: по-прежнему жизнь идет своим чередом, полна забот и суеты и требует от человека все больше сил. Но если мы посмотрим с расстояния десятков лет, то есть нескольких поколений, то увидим явные изменения. Попробуем сравнить жизнь русского человека прошлого столетия с нашей современной жизнью.

В те времена жизнь и быт семьи, состоявшей из верующих людей, были построены на молитве. Все вместе молились, вместе трудились, вместе ходили в храм, соблюдали церковные традиции. Жизнь в семье созидалась на вере в Бога, любви к Церкви и духовенству, уважении к старшим. При этом не было острой «проблемы поколений», «проблеме отцов и детей».

В наше время, в результате активной атеистической пропаганды, различных социальных изменений и т.д., человек перестал молиться, утратив веру в Бога. Весь смысл бытия сосредоточился в заботе о материальной стороне жизни, о «земном царстве». Но материальные ценности и приземленные идеалы, лишенные духовного содержания, стали терять свою притягательность, а с утратой смысла жизни началось разложение человеческой личности, семьи, да и всего общества в целом. Приведем такой пример. Можно с уверенностью говорить, что по сравнению с прошлым веком медицина сделала большие успехи в служении здоровью человека. Но правомочен вопрос: стал ли человек от этого здоровее? Вряд ли.

Оказывается, забвение духовных проблем и сосредоточение внимания только на проблемах тела ведет к общей дисгармонии. Люди стали чаще болеть, появились новые болезни, известные ранее заболевания приняли более массовый характер. Подчас недуги наваливаются на людей совершенно неожиданным образом. Распространенной болезнью сделалась аллергия, внутренний мир человека стал более уязвимым. Люди часто подпадают под власть гнева, раздражительности. Это объясняется просто: человек не имеет духовной защиты, благодати и помощи Божией в борьбе с духами злобы поднебесной, о чем говорится в молитвах. Положение усугубляется еще и тем, что в духовной жизни не бывает пустоты. Лишившись поддержки светлых сил, целые поколения оказываются во власти сил темных. Более того, в поисках выхода при разрешении житейских проблем, проблем здоровья и др. современный человек сам обращается к помощи различных «благодетелей» и «целителей». И, подобно снежному кому, число «нетрадиционных» лекарей растет соответственно спросу, да и способностями они превосходят один другого. Средства, которые они предлагают, кажутся современному человеку более легкими и способными принести пользу. Но проходит какое-то время, и человек убеждается в том, что его состояние ухудшилось. И только дойдя до последней черты, люди вспоминают наконец о Церкви.

В наших храмах мы видим соборную молитву, когда во время богослужения молятся вместе все собравшиеся верующие. Сохраняется и индивидуальная молитва: в трудных обстоятельствах человек вспоминает о Боге и обращается к Нему. Наиболее же пострадала у нас молитва семейная. Между тем, семья и молитва – явления, которые тесно переплетены между собой: «заболела» семья – прекратилась молитва в ней; прекратилась молитва – «заболела» семья.

Сейчас много говорят о необходимости возрождения духовности. Возрождать ее нужно в каждом человеке и в каждой семье. Современное общество можно сравнить со стеной, сложенной из мягких, рассыпающихся кирпичей. До тех пор, пока у нас не будет возрождена здоровая христианская семья, общество будет болеть. Семья должна строиться на молитве, постоянной и каждодневной. Когда в семье будет единство в молитве, тогда будет единство и во всем остальном. Между тем, наше нынешнее состояние таково, что очевидные некогда вещи теперь нужно доказывать.

Ежедневная молитва представляется современному расцерковленному сознанию долгой, нудной и скучной, не говоря уже о постоянной нехватке времени. Любят при этом оправдываться тем, что не были приучены родителями в детстве, не заложено с самого начала... Таким образом, библейский пример согрешивших Адама и Евы, ссылавшихся перед Богом друг на друга или на созданного Им змия (см. Быт.3:12–13), оказался очень живуч.

Между тем, Царство Небесное силою берется (Мф.11:12), т. е. нужны определенные и постоянные усилия, труды, подвиги, молитвы, добродетели. Как тело наше требует еды и питья по нескольку раз в день, точно так же нуждается в постоянной духовной пище и наша бессмертная душа.

Возрождение духовности заставляет возвратиться к нашим православным истокам, сделать их составной частью повседневной жизни. Первый шаг в этом направлении – обращение к Богу с молитвой в начале и в конце дня. Возможность для этого есть: православные молитвенники издаются сейчас немалыми тиражами и доступны всем желающим. Вспомним, что еще некоторое время назад верующие должны были переписывать молитвы от руки.

О святой воде

Вода занимает важное место в нашем бытии. По свидетельству святой Библии, это один из элементов мироздания (см. Быт.1:2). Во второй день творения сказал Господь: Да будет твердь посреди воды, и да отделяет она воду от воды (Быт.1:6). И в третий день изрек творческий глагол: Да соберется вода, которая под небом, в одно место, и да явится суша... И назвал Бог сушу землею, а собрание вод назвал морями. И увидел Бог, что это хорошо (Быт.1:9–10).

Необходимая нам в повседневной жизни, вода имеет и высшее значение. Ей бывает свойственна особая целебная сила, о чем неоднократно говорится в Священном Писании. Военачальник царя Сирийского Нееман покрытый проказой, по слову пророка Елисея, окунулся в Иордане семь раз... и обновилось тело его, как тело малого ребенка, и очистился (4Цар.5:14). В Евангелии от Иоанна говорится о купальне у Овечьих ворот, куда Ангел Господень по временам сходил... и возмущал воду, и кто первый входил в нее по возмущении воды, тот выздоравливал, какою бы ни был одержим болезнью (Ин.5:4). Умывшись в купальне Силоам, по слову Христа Спасителя, прозрел слепорожденный (см. Ин.9:1–7).

В новозаветное время вода служит духовному возрождению человека к жизни новой, благодатной, очищению от грехов. В беседе с Никодимом Христос Спаситель сказал: Истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие (Ин.3:5). Сам Христос в начале Своего служения принял Крещение от пророка Иоанна Предтечи в водах реки Иордан (см. Мф.3:13–17; Мк.1:9–11; Лк.3:21–22; Ин.1:29–34). Это евангельское событие ежегодно вспоминается Церковью в праздник Крещения, 6 (19) января. В песнопениях службы этому празднику говорится, что Господь «очищение водою роду человеческому дарует»: «струи освятил еси Иорданския, державу сокрушил еси греховную, Христе Боже наш...»

В этот праздник в православных храмах совершается чин великого освящения воды. Церковь молится «о еже освятитися водам... силою, и действием, и наитием Святаго Духа...», «о еже дароватися им благодати избавления, благословению Иорданову силою, и действом, и наитием Святаго Духа...», «о еже быти воде сей освящения дару, грехов избавлению, во исцеление души и тела и на всякую пользу изрядную...», «о еже явитися сей отгнанию всякаго навета видимых и невидимых враг...» В молитве, читаемой священником, говорится: «Ты Иорданския струи освятил еси, с Небесе низпославый Святаго Твоего Духа, и главы тамо гнездящихся сокрушил еси змиев». И далее Церковь молится: «Сотвори ю14 нетления источник, освящения дар, грехов разрешение, недугов исцеление, демонов всегубительство, сопротивным силам неприступную, ангельския крепости исполненную. Да вси почерпающии и причащающиися имеют ю ко очищению душ и телес, ко исцелению страстей, ко освящению домов и во всякой пользе изрядную». Освященная в этот двунадесятый праздник святая вода называется по-гречески «великая агиасма», т. е. великая святыня.

В отличие от великого освящения воды, имеется еще малое, совершаемое в обычные дни на молебнах; оно несколько короче. Освящается вода и при совершении таинства Крещения. Священник Павел Флоренский говорит о всех трех освящениях: «Обратим внимание, что в чинопоследованиях водосвятия – великого, и малого, и крещального – освящение слагается из двух различных действий: из очищения воды от нечистоты, греховности, скверны и темных сил и из облагодатствования ее, то есть сообщения ей духовных энергий»15.

С именами многих русских святых связано изведение источников, к которым с самого начала шли люди как к большой святыне.

В акафисте преподобному Сергию, игумену Радонежскому († 1392; память 5 (18) июля и 25 сентября (8 октября), читаем: «Радуйся, на сусе месте поток водный тещи у Бога испросивый; радуйся, яко таяжде вода, молитвою твоею исцеляющи недуги, чудодействует». Описывая время преподобного Сергия, замечательный русский историк

B. О. Ключевский говорит: «Пятьдесят лет делал свое тихое дело преподобный Сергий в Радонежской пустыне: целые полвека приходившие к нему люди вместе с водой из его источника черпали в его пустыне утешение и ободрение и, воротясь в свой круг, по каплям делились им с другими. Никто тогда не считал гостей пустынника и тех, кого они делали причастниками приносимой им благодатной росы...»16

Действительно, в обиходе древнерусского человека святая вода занимала большое место. Это видно, например, из жития канонизированного в 1988 году святителя Макария, митрополита московского († 1563; память 30 декабря (12 января). В 1528 году, еще будучи Новгородским архиепископом, он посылает иеромонаха Илию в северные пределы своей епархии с проповедью Евангелия. При этом он повелевает уничтожать языческие капища и кропить все святой водой. В 1551 году, когда обнаружились различные болезни в свияжском гарнизоне под Казанью, а также распространились плотские грехи, он посылает туда священника с обличительным посланием, призывая к покаянию, и повелевает кропить всех святой водой.

Своеобразным крестным ходом можно назвать шествие первого Казанского архиепископа Гурия из Москвы в Казань. В наказе, данном ему царем Иоанном Грозным и митрополитом Макарием, повелевается во всех населенных пунктах по пути творить водосвятные молебны и кропить все святой водой. В 1557 году на Руси было стихийное бедствие: засуха поразила посевы, а наступившая Зима сопровождалась такими сильными морозами, что люди замерзали на дорогах. До нас дошла богомольная грамота митрополита Макария в Великий Новгород к архиепископу Пимену. В ней сообщается, что в Успенском соборе Московского Кремля был совершен особый водосвятный молебен с чином омовения святых мощей. При этом возносились молитвы о «благорастворении воздухов». Эта святая вода была послана с грамотой архиепископу Пимену. В грамоте говорилось, что в Новгородском Софийском соборе также следует совершить соборно водосвятный молебен и в освященную воду добавить воду, привезенную из Москвы, а затем кропить ею все пределы Новгородской епархии.

Подобное осознание значимости святой воды как великой святыни и благоговейное отношение к ней было характерно в Древней Руси для каждого христианина. Об этом мы узнаем из книги «Домострой», написанной современником святителя Макария, священником Благовещенского собора Сильвестром. Он пишет: «Если Бог пошлет на кого болезнь или какое страдание, – врачеваться ему Божьею милостью, да слезами, да молитвою, да постом, да милостынею, да искренним покаянием... И отцов духовных подвигнуть на моление Богу: петь молитвы, воду святить с честных крестов, и со святых мощей, и с чудотворных образов...»17

Эти свидетельства истории оказываются особенно важными сегодня, когда традиции утрачены и в то же время интенсивно пропагандируется магия, восхваляются экстрасенсы, «заряжающие» воду, газеты и пр. Мы должны чаще прибегать к благодатному освящению через действие святой воды.

Обычно верующими людьми более ценится крещенская вода. По утрам, после прочтения утренних молитв, православный человек испивает ее и съедает кусочек просфоры, чтобы затем, благословясь, начать грядущий день. В тех местах, где нет храмов и потому невозможно причаститься, верующие люди стремятся хотя бы таким образом, т.е. через святую воду, прикоснуться к святыне. Необходимо также кропить себя святой водой при различных труднообъяснимых греховных влечениях, неожиданных головных болях, стрессовых состояниях, бессоннице, раздражительности и т.п. Нужно чаще кропить святой водой и свое жилище.

Святая вода освящается священником в храме крестом и молитвой и потому имеет благодать прогнания бесовской силы, в самых различных ее проявлениях. Это хорошо знали наши предки, к духовному опыту которых нам необходимо возвращаться.

О необходимости чтения молитв перед едой

«Благодарим Тя, Христе Боже наш...»

Так начинается молитва, которую верующие произносят после еды, обращаясь к Богу со словами благодарения, т. к. Он есть Источник жизни и Податель всякой благостыни. Перед вкушением же пищи произносится Господня молитва со словами хлеб наш насущный даждь нам днесь (Мф.6:11). В монастырской жизни принятие пищи является непосредственным продолжением Богослужения и его завершением. Так пища духовная предваряет пищу телесную.

Не менее важен в жизни христианина и вопрос приготовления пищи, что также должно сопровождаться призыванием имени Божия, а приготовляемая пища – обязательно осеняться крестным знамением для ее освящения. Из жития святителя Ионы, митрополита Московского († 1461; память 31 марта (13 апреля) узнаем интересный случай. Однажды святитель Фотий, митрополит Киевский († 1431; память 2 июля (15 июля) посетил Симонов монастырь. В пекарне он увидел юного, утомившегося и задремавшего инока Иону, имевшего руку, согбенную для совершения крестного знамения.

Святой нашего времени, преподобный Серафим Вырицкий († 1949; память 21 марта (3 апреля) говорил: «Как часто мы болеем из-за того, что не молимся за трапезой, не призываем Божие благословение на пищу. Раньше всё делали с молитвой на устах: пахали – молились, сеяли – молились, собирали урожай – молились. Сейчас мы не ведаем, какие люди готовили то, что мы вкушаем. Ведь часто еда приготовлена с хульными словами, руганью, проклятиями. Поэтому обязательно нужно окроплять трапезу Иорданской (крещенской) водой – она всё освящает, и можно, не смущаясь, вкушать то, что приготовлено.

Всё, что мы вкушаем, – это жертва любви Божией к нам, людям; через пищу вся природа и ангельский мир служат человеку. Поэтому перед трапезой нужно особенно усердно помолиться. Прежде всего мы призываем благословение Отца Небесного, читая молитву «Отче наш». А там, где Господь, там и Божия Матерь, там и Ангелы, поэтому поем: «Богородице Дево, радуйся...» и тропарь ангельским Силам: «Небесных воинств Архистратизи...» Недаром мы говорим: «Ангела за трапезой» – и воистину Ангелы с нами за трапезой, когда мы с молитвой и благодарением вкушаем пищу. А там, где Ангелы, там и все святые. Поэтому мы поем тропарь святителю Николаю, призывая вместе с ним благословение всех святых на нашу трапезу.»18

Так и молились всегда перед едой у батюшки, и он благословлял своих духовных чад неукоснительно соблюдать это молитвенное правило.

За последние десятилетия многие вековые традиции русского народа утратились. Поэтому современная хозяйка зачастую не знает, что приготовляемую пищу необходимо обязательно перекрестить. Но в связи с развитием технического прогресса стало привычным на кухне во время обеда, ужина и т. д. смотреть телевизор, слушать радио. При этом нередко эфир в наше время может быть наполнен выступлениями экстрасенсов, целителей и др. Так духовный вакуум в жизни заполняется другими, темными силами.

Говоря о необходимости возрождения Православия и возвращения к национальным традициям, не следует чего-либо выдумывать, нужно возрождать то, что было повседневной, благочестивой традицией русской семьи. В наше время издаются необходимые книги о православной пище, но не менее важна и традиция благоговейного отношения к ее приговлению и принятию.

* * *

1

Среди народа распространена большая молитва священномученика Киприана, начинающаяся словами: «Начинаем глаголати молитву священномученика Киприана...». Она ему принадлежать не может хотя бы потому, что в ней упоминаются святые, жившие после него. Более того, в этой молитве встречаются непонятные слова, поэтому читать ее не следует.

2

Поу́стник – поощряющий, побуждающий к чему-либо.

3

Возбну́в – проснувшись.

4

Нея́тна – не взята, не схвачена.

5

Су́що – поистине, подлинно.

6

Несосужде́нный – превосходящий немощь естества.

7

Пло́тный – плотской, телесный.

8

Так назывались старейшие волхвы.

9

Епитимия – прещение, наказание.

10

Обаятели – заклинатели.

11

Припадание, припадающие – кающиеся, молящиеся в задней части храма и падающие ниц при молитвах о кающихся.

12

Плачущие – кающиеся во внешнем притворе храма.

13

Слушающие – кающиеся, молящиеся во внутреннем притворе, то есть имеющие возможность слушать церковную службу.

14

Ю – ее.

15

Флоренский Павел, священник. Из богословского наследия. Философия культа. (Богословские труды. Сб. 17. М., 1977. C. 205).

16

Ключевский В. О. Благодатный воспитатель русского народного духа. (Журнал Московской Патриархии. 1992, № 10. С. 56).

17

Домострой. Ярославль, 1991. С. 41.

18

Старец иеросхимонах Серафим Вырицкий (Василий Николаевич Муравьев) (1865–1949). М.: Изд-во братства святителя Алексия, 1996. G. 43, 44.


Источник: Спаси и сохрани от чародейства / сост. Макарий (Веретенников). - М.: Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2001. - 64 с.

Комментарии для сайта Cackle