Источник

О молитвенном почитании и призывании святых Ангелов и святых угодников Божиих

«Смотрите, не презирайте ни одного из малых

сих,» ибо говорю вам, Ангелы их на небесах

всегда видят лице Отца Моего Небеснаго“ (Мф.

18: 10).

«В пример злострадания и долготерпения

возьмите, братия мои, пророков, которые

говорили именем Господним. Вот мы ублажаем

тех, которые терпели» (Иак. 5: 11–12).

«Много может усиленная молитва

праведнаго“ (Иак. 5: 16).

Церковь Божия состоит из верующих во Христа, живущих на земле и живущих на небе. Первые составляют церковь земную, войнствующую с врагом человеческого рода – диаволом (Еф. 6: 12), а вторые образуют церковь небесную, торжествующую после одержанной победы над ним (Евр. 12: 22–23). К церкви небесной принадлежат святые Ангелы, святые угодники Божии и честнейшая херувимов, пресвятая Дева Мария, пречистая Матерь Господа нашего Иисуса Христа, а также все умершие в вере Христовой праотцы, отцы и братья наши. И земная и небесная церкви составляют единую Церковь Христову, одну великую Божию семью, все члены которой, имея своею главою Христа (Еф. 1: 20–23. Кол. 1: 16–18), неразрывно соединены между собою единством веры, надежды и любви, выражающейся в постоянной молитве друг за друга.

Мы знаем из слова Божия, что все умершие живут сознательною жизнию: они умерли только телом, а душою живы, так как «Бог не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы“ (Лук. 20, 37–38). «Живем ли, говорит св. Апостол, или умираем, всегда Господни, ибо Господь для того и умер и воскрес и ожил, чтобы владычествовать и над мертвыми и над живыми“ (Рим. 14: 8–9), «дабы все небесное и земное соединить под главою – Христом“ (Еф. 1: 10).

Святые, которых «весь мир не был достоин“ (Евр. 11: 38), еще при жизни своей на земле прославлены Богом (Иоан. 17: 22) и наречены «друзьями Божиими» (Иоан. 15: 14–15. Иак. 2; 23. Исаии 41; 8); святые и по смерти своей близки Богу: «они равны Ангелам и суть сыны Божии, будучи сынами воскресения“ (Лук. 20: 36); они окружають на небе престол Божий, лицем к лицу видят Бога, поклоняются и поют Ему новую победную песнь (Откр. 4: 10–11. 7: 9–10. 5: 9. 14: 3. 15: 3); святые, вместе с Ангелами Божиими, «будут судить мир“ (1Кор. 6: 2. Мф. 13: 41–42. 19: 28. От. 20: 4), когда Господь «приидет прославиться во святых Своих“ (2Фес. 2: 10).

Святые Ангелы и святые угодники Божии, как живые члены единой Христовой Церкви, как дети одной Божией семьи (Евр. 12: 22), к которой принадлежат и все живущие на земле христиане, радуются о каждом кающемся грешнике и страдают при его нераскаянности в грехах (Лук. 15: 10. 1Кор. 12: 26); они молятся пред Богом о грешниках при жизни на земле (Быт. 20: 17. Иов. 42: 8. Еф. 1: 16. Фил. 1: 3–4) и будучи на небе, как молятся о них и святые Ангелы Божии (2Мак. 15: 12–14. 2Петр. 1: 13–15. Дан. 10: 11–14. Зах. 1: 11–13).

Святые небожители, как достигшие совершенства, пребывают в Боге, а спедовательно, и в постоянной деятельной любви, ибо «Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Бoгe, и Бог в нем“ (1Иоан. 4: 16). В силу этой любви святые и Ангелы Божии сострадают нам и молятся за нась пред Богом; они перестали бы пребывать в Боге, если бы не молились за нас, ибо молитва за других есть естественное и необходимое выражение нашей любви к ним: кого любишь, о том непременно и молишься.

Вот почему мы, живущие на земле члены Церкви Христовой, как «сожители святым“ (Еф. 2: 19), должны не только чтить и прославлять Ангелов и угодников Божиих, как «друзей Божиих“ и «Церкви первенцев написанных на небесах“ (Евр. 12: 23), должны не только «возвещать их хвалу“ (Сир. 44: 12–14), воздавать им поклонение и ублажать их (Иак. 5: 10–11), но и молитвенно просить их о ходатайстве и заступничестве за нас пред Богом во время всех постигающих нас бед и случающихся с нами греховных падений, помня, что «много может усиленная молитва праведнаго» (Иак. 5: 16), ибо «очи Господни обращены на праведников и уши Его – к воплю их“ (Пс. 33: 16).

I

1) Сектант: Не должно покланяться ни Ангелам, ни святым, ибо поклонение им есть то же идолопоклонство, запрещенное Самим Богом, сказавшим: «Да не будет у тебя иных богов пред лицем Моим“ (Исх. 20: 3). «Тогда говорит ему: отойди от Меня, сатана, ибо написано: Господу Богу твоему покланяйся и Ему единому служи“ (Мф. 4: 10. 1Тим. 1: 17).

Объяснение православного: Только по грубому невежеству своему сектанты считают почитание Ангелов и святых идолопоклонством, прилагая к ним места св. Писания, говорящие о запрещении покланяться идолам. Почитание Ангелов и святых тогда было бы идолопоклонством, когда бы мы воздавали им божеское поклонение, т. е. считали их за богов.

Но ведь всякий честный и здравомыслящий сектант знает, что ни Ангелов, ни святых православные за богов не считают, а веруют «во единого Бога, Отца Вседержителя, Творца неба и земли“, давшего бытие и жизнь самим Ангелам и святым божиим людям, которых христиане почитают, как старших братьев в великой Божией Семье, как «друзей Божиих“, «Церкви первенцев написанных на небесах“ (Евр. 12: 23). Кто не чтит «друзей Божиих“, тот оскорбляет Самого Бога: «Кто принимает вас, сказал Христос св. Апостолам, тот принимает Меня, а кто принимает Меня, принимает Пославшаго Меня. Кто принимает пророка, во имя пророка, получит награду пророка; и кто принимает праведника, во имя праведника, получит награду праведника“ (Мф. 10: 40–41).

Блаженный Августин так пишет о почитании святых угодников Божиих: «наши чудеса совершает Сам Бог по молитве или при содействии мучеников... Мы своим мученикам, как богам, храмов не воздвигаем, а устрояем надгробные памятники, как умершим людям, души которых живут у Бога; и воздвигаем там алтари, на которых приносим жертвы не мученикам, а единому их и нашему Богу... Жертву приносит священник Богу, а не им, хотя приносит ее при их гробницах“ («О граде Божием“, кн. 22: гл. 10).

2) Сектант: Поклонение Ангелам и святым унижает Бога, сказавшего: «Я Господь, это – Мое имя; и не дам славы Моей иному“ (Исаии 42: 8).

Объяснение православного: Кому это «иному“ Бог не хочет дать Своей славы, видно из дальнейших, недочитываемых сектантами, слов Его: «не дам славы Моей иному и хвалы Моей истуканам“, т. е. идолам. О святых же Своих Сам Господь говорит, что славу Свою Он дает им: «И славу, которую Ты дал Мне, Я дал им, да будут едино, как Мы едино“ (Иоан. 17: 22 и 24).

Молясь чрез Ангелов и святых Богу, мы не умаляем славу Божию, а возвеличиваем ее, ибо прибегаем к ходатайству их, сознавая свое ничтожество и недостоинство пред Богом. И в земных делах мы не всегда осмеливаемся обращаться с просьбой лично к Царю, хотя знаем, что он всех нас любит, как детей своих, а докладываем ему о своих нуждах чрез близких к нему начальствующих лиц, которые и являются пред Царем нашими посредниками и ходатаями. Как Царь не считает себя обиженным, когда его подданные обращаются к нему с просьбами чрез приближенных к нему лиц, так и Бог не унижается просьбами, обращенными к «друзьям“ Его, ходатайствовать о помощи и помиловании грешников, «сограждан святым“.

3) Сектант: Словом Божиим запрещается обращаться к ходатайству Ангелов: «Никто, говорит ап. Павел, да не обольщает вас самовольным смиренномудрием и служением Ангелов, вторгаясь в то, чего не видел, безрассудно надмеваясь плотских своим умом“ (Кол. 2: 18).

Объяснение православного: Здесь разумеется не православное учение об Ангелах, как хранителях и ходатаях наших пред Богом, а заблуждение еретиков – гностиков, которые, «безрассудно надмеваясь, плотским своим умом», учили, что мир сотворен не Христом, Сыном Божиим, а высшими, чем Он, ангелами, так называемыми, «эонами», которые будто Самому Христу дали власть и силу творить чудеса. Этим «эонам“ еретики строили храмы, устраивали тайные собрания и совершали особое богослужение и учили, что не должно обращаться с молитвами к Богу или Христу, Сыну Божию, а нужно молиться только «эонам», т. е. несуществующим ангелам («вторгаясь в то, чего не видел»), чрез которых будто не только мир создан, но и спасение людей совершается.

Гностическое учение об «эонах“ особенно сильно было распространено во Фригии и в частности – в Колоссах, почему ап. Павел и предостерегает Колосских христиан от обольщения учением гностиков от «служения ангелов“, т. е. «эонов». Это языческое служение существовало даже в 4 веке, проникнув и в среду христиан, почему Лаодикийский собор, бывший в 357 году, сделал следующее постановление: «Не подобает христианам оставляти церковь Божию, и отходити, и ангелов именовати, и творити собрания. Сие отвержено. Того ради, аще кто обрящется упражняющимся в таковом тайном идолослужении, да будет анафема, понеже оставил Господа нашего Иисуса Христа, Сына Божия, и приступил к идолослужению“ (Прав. 35-е).

Церковь же Православная не считает Ангелов творцами мира, не ставит их выше Христа, а верит, что «они суть служебные духи, посылаемые на служение для тех, которые имеют наследовать спасение“ (Евр. 1: 14), верит, что они – Божии слуги, «крепкие силою, исполняющие слово Его, повинуясь гласу слова Его“ (Пс. 102: 20).

4) Сектант: Служение «воинству небесному“, т. е. Ангелам, строго воспрещается словом Божиим: «Дабы ты, вглянув на небо и увидев солнце, луну и звезды и все воинство небесное, не прельстился им и не служил им» (Вт. 4: 19. 17: 3).

«Истреблю с места сего остатки Ваала, имя жрецов со священниками, и тех, которые на кровлях покланяются воинству небесному“ (Соф. 1: 5. 4. Цар. 23: 5. Иер. 19: 13. Деян. 7: 42).

Объяснение православного: Сектантам, приводящим против почитания св. Ангелов 19-й стих 4 главы Второзакония, необходимо читать этот стих до конца: «так как Господь Бог твой уделил их всем народам под всем небом», – для того, чтобы понять, что под «воинством небесным“ здесь разумеются не св. Ангелы Божии, а небесные светила, которые полудикие язычники считали за богов (сабеизм) и, восходя в ясные ночи на кровли домов своих, покланялись светилам и приносили им жертвы. «Поднимите глаза ваши, говорит пророк Исаия, на высоту небес и посмотрите, кто сотворил их? Кто выводит воинство их (светила) счетом? Он всех их называет по имени: по множеству могущества и великой силе у Него ничто не выбывает“ (Исаии 40: 26).

Нужно ли говорить сектантам о том, что св. Ангелов язычники не чтили, ибо не верили в них, и что православные христиане не выходят по ночам на кровли домов своих, чтобы там молиться и приносить жертвы св. Ангелам? Только по невежеству своему сектанты относят места св. Писания, говорящие о языческом почитании Светил небесных, к христианскому почитанию св. Ангелов Божиих.

5) Сектант: Слово Божие запрещает надеяться на ходатайство одних людей за других пред Богом; «Не надейтесь на князей, на сына человеческаго, в котором нет спасения» (Пс. 145: 3–4. 107: 13. 117: 8–9), ибо «проклят человек, который надеется на человека и плоть делает опорою, и которого сердце удаляется от Г оспода» (Иер. 17: 5).

Объяснение православного: В приведенных местах св. Писания не запрещается надеяться на ходатайство святых, живущих на небе, а говорится о том, что напрасно люди, забывая о помощи Божией, возлагают всю свою надежду исключительно на земную силу: «на князей“ и «на войска“; надежда эта – не прочна: и князья и войска подвержены уделу смерти; лучше надеяться на безсмертного и всемогущего Бога. Пророк же Иеремия проклинает человека, «надеющагося на плоть», проклинает такого человека, которого сердце удаляется от Господа“, т. е. который вовсе не верит в Его помощь. Христиане же, обращаясь к ходатайству святых, возлагают конечную свою надежду не на них самих, а на всемогущего Бога, умилостивляемого заступничеством за них «друзей Его“, ради их великих заслуг пред Ним.

6) Сектант: Из св. Писания видно, что Ангелы и святые сами отвергали поклонение им людей и запрещали им делать это: «Когда Петр входил, Корнилий встретил его и поклонился, падши к ногам его. Петр же поднял его, говоря: встань; я тоже человек“ (Деян. 10: 25–26). «Я, говорит в Откровении св. Иоанн, пал к ногам его (Ангела), чтобы поклониться ему, но он сказал мне: смотри, не делай сего; я сослужитель тебе и братьям твоим, имеющим свидетельство Иисусово: Богу поклонись, ибо свидетельство Иисусово есть дух прочества“ (От. 19: 10 и 22: 9).

Объяснение православного: Слова ап. Петра: «встань, я тоже человек“ – точно такие же, какие были однажды сказаны Апостолами Варнавою и Павлом в Листре. Когда ап. Павел исцелил в этом городе хромого от чрева матери своей, язычники, видя это чудо, посчитали Варнаву и Павла за богов, сшедших с неба на землю в образе человеческом, и уже хотели принести им жертвы из приведенных к воротам города волов. «Но Апостолы Варнава и Павел, услышав о сем, разодрали свои одежды и, бросившись в народ, громогласно говорили: мужи! Что вы это делаете? И мы подобные вам человеки“ (Деян. 14: 8–15).

У греческих язычников было верование, что их боги по временам сходят с неба на землю, принимая образ человеческий. Будучи язычником, Корнилий после того, как явившийся ему Ангел сказал, что только Петр может сказать ему такие слова, которыми спасется он и весь дом его (Деян. 10: 6), мог принять явившегося ему ап. Петра за Бога, как приняли за богов Апостолов Павла и Варнаву жители Листры. Мы видим и еще один такой же пример: жители г. Мелита, видя, как ап. Павел без вреда для себя стряхнул в огонь повисшую на руке у него змею, «говорили, что он Бог“ (Деян. 28: 6).

Вот почему ап. Петр и сказал Корнилию: «встань, я тоже человек“, как сказали Листрянам Павел и Варнава: «и мы подобные вам человеки“.

Мог ап. Петр отклонить поклонение ему Корнилия и по смирению своему, как и люди, делая добро другим и не желая по смирению принимать от них выражение благодарности, говорят им: не стоит нас благодарить; Бога благодарите!»

Ангел же Божий отклонил поклонение ему св. Иоанна по двум причинам.

Во-первых, во время видения Ангела ап. Иоанн имел в себе свидетельство Иисуса, был в духе пророчества, т. е. он был в таком состоянии, в каком находятся святые на небе, которые «равны Ангелам“ (Лук. 20: 36), почему Ангел и отклонил поклонение св. Иоанна, как в то время равного ему «сослужителя“.

Во-вторых, св. Иоанн во время откровения лицезрел Самого Бога, он видел, как покланялись Ему и святые и Ангелы (От. 4: 10. 7: 11. 19: 4) и слышал повеление Ангела: «поклонитесь Сотворившему небо и землю, и море, и источники вод“ (14: 7), но он в присутствии Бога поклонился не Ему, а Ангелу, почему последний и говорит ап. Иоанну: «Богу поклонись“, ибо не пристойно в присутствии Творца покланяться твари, как не уместно было бы в присутствии царя оказывать честь не ему, а слуге царскому. Таким образом Ангел не отверг поклонения Иоанна, а только указал ему, что в присутствии Бога и святых Ангелов Ему единому приличествует поклонение.

О том, что Ангелы и святые угодники Божии принимали от людей поклонение, свидетельствуют многие места св. Писания.

Так, напр., Иисус Навин: при виде Ангела, «пал лицем своим на землю и поклонился и сказал ему: «что господин мой скажет рабу своему? Вождь воинства Господня сказал Иисусу: сними обувь твою с ног твоих, ибо место, на котором ты стоишь, свято“ (Иис. Нав. 5: 14–15). Таким образом, даже место, где явился Ангел, было свято.

Поклонялись св. Ангелам родители Самсона – Маной и жена его (суд. 13: 20), Давид и старейшины eгo (1Пар. 21: 16), пророк Валаам (Чис. 22: 31), Товит и Товия (Тов. 12: 15–16) и пророк Даниил, и св. Ангелы не отвергли сделанных им поклонений.

Поклонились Авдий и пятидесятник Охозии пророку Илие (3. Цар. 18: 7. 4Цар. 1: 13), и сыны пророков «поклонились ему до земли“ (4Цар. 2: 15), как «поклонилась до земли“ Елисею Сунамитянка, мать воскрешенного им ребенка (4Цар. 4: 37); «пал на лице свое и поклонился Даниилу» Навуходоносор (Дал. 2: 46); «припал“ к Павлу и Силе темничный страж, уверовавший во Христа (Деян. 16: 29); но и святые и Апостолы не отвергли сделанных им поклонений, а приняли, как подобающие им.

Следовательно, утверждение сектантов, будто Ангелы и святые не принимают, а отвергают делаемое им поклонение, противоречит многочисленным примерам, взятым из слова Божия.

Заметим, что, отвергая поклонения святым и Ангелам, наши сектанты охотно кланяются один другому. У духоборов же почти все моление в собраниях состоит из пения и постоянных поклонов друг другу.

7) Сектант: Вообще не может быть у людей никакого посредника или ходатая за них пред Богом, кроме Иисуса Христа: «Если бы кто согрешил, то мы имеем ходатая пред Отцем, Иисуса Христа, Праведника» (1Иоан. 2: 1); «Он и одесную Бога, Он и ходатайствует за нас» (Рим. 8: 34. см. Евр.7: 24–25. 9: 15), «ибо един Бог, един и посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус, предавший Себя для искупления всех» (1Тим.2; 5–6).

Объяснение православного: Не правда, что кроме Христа, нет и не может быть других посредников и ходатаев за людей пред Богом. Христос единый посредник и ходатай пред Отцем за грехи всего мира, «предавший Себя для искупления всех». Он –ходатай Кровию Своею, а посредников и ходатаев за людей пред Богом молитвою – много; такими посредниками и ходатаями за них как на земле, так и на небе, являются святые угодники и Ангелы Божии.

а) Постоянным посредником между Богом и Израильским народом был его вождь и законодатель – Моисей, почему ап. Павел, упоминая о ветхом законе, говорит, что он «преподан чрез Ангелов, рукою посредника», т. е Моисея (Гал. 3: 19).

Были и могут, следовательно, быть, и ходатаи пред Богом за людей, кроме Иисуса Христа; такими ходатаями в Ветхом Завете были Авраам, Моисей и другие святые пророки, а в Новом – св. Апостолы и вообще все христиане. Так, Израилю говорит Господь: «Праотец твой согрешил и ходатаи твои отступили от Меня. За то (т. е. что праотец согрешил и ходатаи отступили) Я предстоятелей святилища лишил священства и Иакова предал на заклятие и Израиля на поругание“ (Исаии 43: 27–28).

Об именующих себя пророками Господь говорит: «Если они пророки, и если у них есть слово Господне, то пусть ходатайствуют пред Господом Саваофом, чтобы сосуды, остающиеся в доме Господнем и в доме царя Иудейского в Иерусалиме, не перешли в Вавилон“. (Иер. 27: 18).

И ап. Павел пишет Коринфянам, что Господь избавил его от близкой смерти по молитвенному ходатайству верующих: «надеемся, говорит он, что и еще избавит, при содействии и вашей молитвы за нас, дабы за дарованное нам, по ходатайству многих, многие возблагодарили нас“ (2 Kop. 1: 9–11).

б) Для всякого понятно, что молитва за других есть ходатайство за них пред Богом. Из св. Писания мы видим, что св. Апостолы велели молиться за других: «молитесь друг за друга, чтобы исцелиться: много может усиленная молитва праведнаго“ (Иак. 5: 16). «Итак, пишет Тимофею ап. Павел, прежде всего прошу совершать молитвы, прошения, моления, благодарения за всех человеков, за царей и за всех начальствующих, дабы проводить нам жизнь тихую и безмятежную во всяком благочестии и чистоте“ (1Тим. 2: 1–2).

в) Св. Апостолы сами всегда ходатайствовали в своих молитвах пред Богом о верующих: «Благодарю Бога моего при всяком воспоминании о вас, всегда во всякой молитве моей за всех вас, принося с радостию молитву мою“ (Фил. 1: 3–4). «Для сего и молимся всегда о вас, чтобы Бог наш соделал вас достойными звания“ (2Фес. 1: 11. см. еще Еф. 1: 16. 3: 13–34. 2Кор. 13: 9). Первомученик Стефан, побиваемый камнями, молится Богу за своих убийц: «Господи! не вмени им греха сего“! (Деян. 7: 59–60).

г) Св. апостол Павел просил верующих молиться о нем: «Умоляю вас, братия, Господом нашим Иисусом Христом и любовию Духа, подвизаться со мною в молитвах за меня к Богу“ (Рим. 15: 30). «Братия, молитесь о насъ“! (1Фес. 5: 25. См. еще: Евр. 13: 18. Кол. 4: 3. 2Фес. 3: 1–3).

д) Из св. Писания мы видим, что святые и Ангелы Божии молятся за людей, живя на земле, и Господь принимает их молитвы. Об Аврааме Бог говорит Авимелеху: «теперь же возврати жену мужу, ибо он пророк и помолится о тебе, и ты будешь жив, а если не возвратишь, то знай, что непременно умрешь ты и все твои“... И помолился Авраам Богу, и исцелил Бог Авимелеха и жену его и рабынь его“ (Быт. 20: 7–17).

Когда воспламенился гнев Господень на Израиля за сделанного им для поклонения золотого тельца, и Господь хотел истребить весь народ Израильский, Моисей «стал умолять Господа Бога своего... и отменил Господь зло, о котором сказал, что наведет его на народ Свой“ (Исх. 32: 9–14). По молитве Моисея исцелилась от проказы сестра его Мариам (Чис. 12 гл.) и по молитве Иова прощены были Богом согрешившие друзья его (Иов. 42: 7–8).

Ангел Божий говорит Товии: «Когда молился ты и невестка твоя Сарра, я возносил память молитвы вашей пред Святаго, и когда ты похоронил мертвых, я также был с тобою... И ныне Бог послал меня уврачевать тебя и невестку твою Сарру. Я – Рафаил, один из семи святых Ангелов, которые возносят молитвы святых и восходят пред славу Святаго“ (Тов. 12: 12–15).

Ангелы Божии помогают людям на земле (Быт. 24: 7. Деян. 5: 19. 12: 7), благословляют их на добрые дела (Быт. 48; 6), «ополчаются вокруг боящихся Его и избавляют их“ (Пс. 33: 8. 90: 11. Дан. 6: 22. 14: 34–39) и посылаются Богом «на служение для тех, которые имеют наследовать спасение“ (Евр. 1: 14). «Чрез Ангелов возвещенное слово было твердо и всякое преступление и непослушание получало праведное воздаяние“ (Евр. 2: 2).

8) Сектант: Бог и без ходатайств святых Сам знает, что нам нужно, и потому мы должны с молитвами обращаться прямо к Нему, как и Христос учил молиться непосредственно Отцу Небесному: Отче наш“ и т. д. (Мф. 6: 9–13).

Объяснение православного: Авраам и Иов, конечно, знали, что Бог ведает нужды всех, однако молились первый за Авимелеха (Быт. 20), а второй за друзей своих (Иов. 42 гл.). Знали об этом Моисей, Даниил, Иеремия и другие пророки, однако и они молились за народ Израильский.

Св. Апостолы тоже знали, что Бог ведает все нужды их и верующих христиан, однако, как мы уже видели (см. пун. 7-й и 8-й), велели христианам молиться за них и друг за друга, ибо они верили, что «Бог есть любовь... и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем“ (1Иоан. 4: 8, 16), а где любовь между верующими, там и молитва их друг за друга как естественное выражение любви (см. Лк. 4: 38–39).

9) Сектант: Если святые и Ангелы молились за людей, то только , здесь, на земле, а на небе они не хотят за них ни молиться, ни помогать им. Так, напр., Авраам не захотел помочь братьям богача, не смотря на усиленные просьбы последнего:"Тогда, сказал он (богач) Аврааму: так прошу тебя, отче, пошли его (Лазаря) в дом отца моего, ибо у меня есть пять братьев; пусть он засвидетельствует им, чтобы и они не пришли на это место мучения. Авраам сказал ему: у них есть Моисей и пророки, пусть слушают их“ (Лук. 16: 19–29).

Объяснение православного: И это – не правда, ибо если бы святые перестали молиться на небе о несчастных грешниках, то это значило бы, что они перестали их любить, но тогда они перестали бы быть «детьми Божиими“, перестали бы «пребывать в Боге, ибо «кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь“ (1Иоан. 4: 8), «и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем“ (ст. 16). «И мы имеем от Него такую заповедь, чтобы любящий Бога любил и брата своего“ (ст. 21). Святые, пребывающие на небе в Боге, не могут не любить грешных своих братьев, живущих на земле, не могут не сострадать и не молиться о них, ибо христианская «любовь никогда не перестает“ (1Кор. 13: 8).

Еспи жестокий богач молится в аду о нечестивых своих братьях, то тем более исполненные любви святые и Ангелы молятся о всех грешных людях.

Почему Авраам не позаботился о погибавших братьях богача, видно из дальнейших слов св. Евангелия: «Он же (богач) сказал: нет, отче Аврааме, но если кто из мертвых придет к ним, покаются. Тогда Авраам сказал ему: если Моисея и пророков не слушают, то если бы кто и из мертвых воскрес, не поверят“ (ст. 30–31), т. е. братья богача уже дошли до такого нравственного ожесточения и неверия, когда всякое вразумление их, даже воскресшими из мертвых, не могло бы повлиять на них, ибо они дошли до «греха к смерти“, о таких же людях само слово Божие запрещает всякую молитву (1Иоан. 5: 16).

А что святые и Ангелы Божии действительно молятся на небе о живущих на земле, это видно из многих мест св. Писания и Ветхого и Нового Заветов.

Так, напр., Иуда Маккавей в видении «видел Онию, умершего первосвященника... видел, что он, простирая руки, молится за весь народ Иудейский. Потом явился другой муж, украшенный сединами и славою, окруженный дивным и необычайным величием. И сказал Ония: это – братолюбец, который много молится о народе и святом городе, Иеремия, пророк Божий“ (2Мак. 15: 12–14).

Когда евреи находились в плену Вавилонском, пророк Захария видел Ангела, молившегося Богу за весь народ следующею молитвою: «Господи Вседержителю! Доколе Ты не умилосердишься над Иерусалимом и над городами Иуды, на которые Ты гневаешься вот уже семьдесят лет? Тогда в ответ Ангелу, говорившему со мною, изрек Господь слова благия, слова утешительныя“ (Зах. 1: 12–13).

У каждого христианина есть на небе Ангел-хранитель, надзирающий за ним с неба во всю жизнь его на земле: «Смотрите, говорит о детях Спаситель, не презирайте ни одного из малых сих, ибо говорю вам, что Ангелы их на небесах всегда видят лице Отца Moeгo Небеснаго“ (Мф. 18: 10).

Даже у каждого отдельного народа есть на небе особый Ангел-защитник и покровитель: «Не бойся, Даниил, говорит св. пророку Ангел, с первого дня, как ты расположил сердце твое, чтобы достигнуть разумения и смирить себя пред Богом твоим, слова твои услышаны, и я пришел бы по словам твоим, но князь царства Персидского стоял против меня двадцать один день... Теперь я возвращусь, чтобы бороться с князем Персидским, а когда я выйду, то вот придет ннязь Греции. Впрочем, я возвещу тебе, что начертано в истинном Писании; и нет никого, кто поддерживал бы меня, кроме Михаила, князя вашего“ (Дан. 10: 11–21).

Все же Ангелы, как члены единой Церкви Христовой, радуются на небесах о каждом кающемся грешнике: «Говорю вам, бывает радость у Ангелов Божиих и об одном грешнике кающемся“ (Лк. 15: 7).

Св. угодники и Ангелы Божии будут участвовать и в страшном суде над миром: «Разве вы не знаете, что святые будут судить мир“ (1Кор. 6: 2)? «Так будет при кончине века: изыдут Ангелы и отделят злых из среды праведных, и ввергнут их в печь огненную: там будет плач и скрежет зубов“ (Мф. 13: 49–50).

Святые угодники Божии живут на небе такою же жизнию в лоне Отца Небесного, как и св. Ангелы, поэтому и они молятся за живущих на земле членов Церкви, к которой сами принадлежат.

Иуда Маккавей, как мы уже знаем, видел умершего первосвященника Онию, молящегося за весь народ Израильский и сказавшего, что и пророк Иеремия всегда много молится на небе о народе и Святом Городе (2Мак. 15: 12–14).

Святой ап. Петр, предвидя близкую свою кончину и увещевая христиан быть твердыми в своем звании, обещает молиться о них и после смерти своей: «Справедливым же почитаю, доколе нахожусь в этой телесной храмине, возбуждать вас напоминанием, зная, что скоро должен оставить храмину мою, как и Господь наш Иисус Христос открыл мне. Буду же старатъся, чтобы вы и после моего отшествия всегда приводили это на память“ (2Петр. 1: 13–15).

В греческом подлиннике и в славянском переводе более точно выражена эта мысль: » σπουδάσω δὲ καὶ ἑκάστοτε ἔχειν ὐμᾶς μετὰ τὴν ἐμὴν ἔξδον τὴν τούτων μνήμην ποιεῖοϑαι“. «Потщуся же и всегда имети вас по моем исходе память о сих творити“.

Смысл слов св. Апостола таков: И когда умру буду всегда стараться, чтобы вы приводили это себе на память.

10) Сектант–адвентист: Святым молиться безполезно, ибо они ничего не чувствуют и не сознают, а беспробудно спят до воскресения из мертвых: «Живые знают, что умрут, а мертвые ничего не знают, и уже нет им воздаяния, потому что и память о них предана забвению, и любовь их и ненависть их уже исчезли, и нет им более части ни в чем, что делается над солнцем“...

«Все, что может рука твоя делать, по силам делай, потому что в могиле, куда ты пойдешь, нет ни работы, ни размышления, ни знания, ни мудрости“ (Екл. 9: 5 и 10).

«Не надейтеся на князей, на сына человеческаго, в котором нет спасения. Выходит дух его, и он возвращается в землю: в тот день изчезают все помышления его» (Пс. 145: 3–4). «Не мертвые восхвалят Господа, ни все нисходящие в могилу, но мы (живые) будем благословлять Господа отныне и вовек“ (Пс. 113: 25–26. Иов. 14: 12. Дан. 12: 13).

Объяснение православного: Приводимые адвентистами места св. Писания относятся к жизни человека здесь, на земле, «под солнцем“, а не на небе, говорят о телах умерших, а не об их душах. Мертвые тела людей не принимают участия «ни в чем, что под солнцем“, тела умерших не участвуют уже ни в любви, ни в ненависти, для умерших нет уже в могиле «ни работы, ни размышления, ни знания, ни мудрости“, а души людей святых живут сознательною жизнию: они чувствуют, любят, молятся, ненавидят зло и просят о наказании злых грешников, о чем ясно говорится в приведенных выше местах св. Писания (см. 8 пункт).

О телах людей может быть забвение, но не о душах, особенно праведников. Об их душах говорится в св. Писании совсем иное: «В вечной памяти будет праведник“ (Пс 3: 6); «семя их пребудет до века, и слава их не истребится: тела их погребены в мире, и имена их живут в роды; народы будут рассказывать об их мудрости, а Церковь будет возвещать их хвалу“ (Сир. 44: 12–14), ибо «память праведника пребудет благославенна» (Притч. Сол. 10: 7), почему и ап. Павел велит нам: «поминайте наставников ваших, которые проповедывали вам слово и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их“ (Евр. 13: 7).

Возвращается в землю не дух человека, а только тело его, дух же его, по словам самого Екклезиаста, идет на небо, к Богу: «И возвратится прах в землю, чем он и был, а дух возвратится к Богу, Который дал его“ (Екл. 12: 7).

Находясь у Бога живыми (Лук. 20: 37–38) и живя на небе, подобно Ангелам, сознательною жизнию, святые чувствуют, радуются, сострадают нам и молятся о нас грешных.

Что они живут сознательною жизнию, а не спят до воскресения из мертвых, как ложно мудрствуют адвентисты, это видно, напр., из первой книги Царств, где говорится о том, как Саул с помощью волшебницы Аендорской, вызвал умершего Самуила, явившегося с того света и предсказавшего смерть Саулу с его сыновьями и гибель всего Израильского войска (28-ая глава).

Не спали, а жили сознательною, бодрственною жизнию Авраам, Лазарь и богач (Лук. 16 гл.), не спали непробудным сном и явившиеся во время преображения Господня Моисей и Илия (Мф. 17: 1–3). Наконец, если бы святые и вообще все умершие спали непробудно до второго пришествия, а не жили сознательною жизнию, то не возможна была бы им и проповедь Христова об их избавлении после славного воскресения Христа Спасителя; но в Писании сказано: «Христос, чтобы привести нас к Богу, однажды пострадал за грехи наши, праведник за неправедных, быв умерщвлен по плоти, но ожив духом, которым Он и находящимся в темнице духам, сошед проповедал“ (1Петр. 3: 18–19).

О том, что святые молятся на небе за нас грешных, мы уже видели, а что они покланяются Богу, воспевают и восхваляют Его, это видно из многих мест св. Писания.

«Тогда двадцать четыре старца падают пред Сидящим на престоле и покланяются Живущему во веки веков“ (От. 4: 10–11). «И двадцать четыре старца пали пред Агнцем, имея каждый гусли и золотыя чаши, полныя фимиама, которыя суть молитвы святых, и поют новую песнь, говоря: достоин Ты взять книгу и снять с нея печати, ибо Ты был заклан, и Кровию Своею искупил нас Богу из всякого колена, и языка, и народа, и племени“ (От. 5: 8–9. См. еще: 7: 9–10. 11: 16–17).

Итак, из вышеизложенного видно, что учение адвентистов о бессознательном состоянии на небе душ святых совершенно ложно, ибо противоречит св. Писанию.

11) Баптисты, молокане, евангельские христиане и другие сектанты: Мы знаем, что святые, как и Ангелы, живут на небе сознательною жизнию, но все-таки обращаться к ним с просьбами бесполезно, ибо святые не всеведущи и потому не могут нас услышать на небе.

Объяснение православного: Действительно, святые не всеведущи; знание всего принадлежит одному лишь Богу, Который один «испытует все сердца и знает все движения мыслей“ (1Пар. 28: 9. Прит. 24: 12. Рим. 8: 27), но, осеняемые благодатию Божиею, святые еще здесь, на земле, получают особый Божий дар – дар прозорливости. Не своею силою, не по своему всеведению святые и Ангелы Божии знают о том, что для обыкновенных людей не постижимо, а силою Божиею, благодатию Господа, Который Сам открывает им не только отдаленное будущее, но и тайные движения человеческих сердец: «И сказал Господь: утаю ли Я от Авраама (раба Моего), что хочу делать“! (Быт. 18: 17).

Вот наглядные примеры из св. Писания, доказывающие необычайное ведение святыми не только событий, далеко от них происходящих или совершающихся после продолжительного времени, но и знание сокровенных помыслов человеческих.

Однажды жена царя Иеровоама, переодевшись, чтобы не быть никем узнанной, пошла тайно к пророку Ахии узнать о судьбе заболевшего своего сына. «Ахия не мог уже видеть, ибо глаза его сделались неподвижны от старости. И сказал Господ Ахии: вот идет жена Иеровоама спросить тебя о сыне своем, ибо он болен; так и так говори ей; она придет переодетая. Ахия, услышав шорох от ног ея, когда она вошла в дверь, сказал: войди, жена Иеровоама, для чего было тебе переодеваться? Я грозный посланник к тебе“ (3Цар. 14: 1–6).

В 4 книге Царств читаем, что царь Сирийский неоднократно замышлял неожиданно напасть на Израильтян «и советывался со слугами своими, говоря: в таком то и в таком месте я расположу свой стан“, но всякий раз пророк Елисей разрушал коварные его планы: «посылал человек Божий к царю Израильскому сказать: берегись проходить сим местом, ибо там Сирияне залегли... И встревожилось сердце царя Сирийского по сему случаю, и призвал он рабов своих и сказал им: скажите мне, кто из наших в сношении с царемь Израильским? И сказал один из слуг его: никто, господин мой царь; а Елисей пророкъ, который у Израиля пересказывает царю Израильскому и те слова, которыя ты говоришь в спальной комнате твоей“ (6: 8–12).

Когда слуга св. Елисея, Гиезий, взял тайно и обманным образом серебро у исцеленного пророком от проказы военачальника Неемана, св. Елисей прозрел мерзкий поступок Гиезия, обличил его и наказал, сказав ему: «разве сердце мое не сопутствовало тебе. Пусть же проказа Нееманова пристанет к тебе и к потомству твоему навек. И вышел он от него белый от проказы, как снег“ (4Цар. 5: 25–27).

По действующей же в нем благодати Божией узнал и ап. Петр о том, что «Анания с женою своею Сапфирою, продав имение, утаил из цены, с ведома и жены своей“, узнал и наказал их обоих смертию (Деян. 5: 1–11).

Нужно ли говорить о том, что святые за целые сотни и даже тысячи лет с точностию предсказали о времени и месте рождения Мессии Христа (Дан. 9 гл. Мих. 5: 2), о рождении Его от Пречистой Девы (Исаии 7: 14), о многих обстоятельствах Его земной жизни (Агг. 2: 6–9 срав. Мф. 21: 12–13. Зах. 9: 9. срав. Мф. 21: 1–5. Пс. 21: 19 и др.)», страдании и смерти на кресте (Исаии 53 гл. срав. Иоан. 18 гл. и 19: 24. Зах. 12: 10. ср. Иоан. 19: 34 и др.). И пророчества эти с удивительной точностию сбылись, убеждая нас в том, что для святых угодников Божиих для их ведения нет границ ни во времени, ни в пространстве, когда Господь Сам открывает им и настоящее, и будущее, и тайны сердца человеческого.

Освобожденные от бренных тел, находясь под постоянным действием благодати Божией, в непосредственном общении и лицезрении Бога, святые, живя на небе, еще легче чрез Него могут знать о том, что происходит на грешной земле, еще скорее могут слышать наши молитвы: так холодное железо, накаляясь от действия огня, приобретает от него и силу теплоты и силу света.

Св. Ангелы тоже не всеведущи, однако и они, будучи на небе, у престола Божия, знают о раскаянии каждого грешника на земле (Лк. 15: 10).

Ангелы-хранители каждого человека и каждого народа не всеведущи, однако, будучи на небе, знают о жизни на земле каждой вверенной им души, каждого вверенного им народа, – знают, молятся и помогают им (Мф. 18: 10. Дан. 10: 11–21. Зах. 1: 12–13).

Святые же, по словам Христа, «равны Ангелам“ (Лук. 20: 36) и живут на небе, как Ангелы, в общении с всеведущим Богом, пребывают в Нем и Он в них, поэтому и они, как Ангелы, знают на небе чрез Бога о том, что совершается на земле, подобно Ангелам, слышат наши молитвы, ходатайствуют за нас пред Богом и помогают нам в наших нуждах, как это мы уже видели из примеров св. Писания (см. п. 8-й).

Следующие примеры из св. Писания ясно говорят о том, что святые могут слышать молитвы к ним людей, живущих на земле.

Авраам, не смотря на «великую пропасть“ между праведниками и грешными, услышал просьбу богача из ада о нем и о братьях его (Лк. 16 гл.). Он же, не смотря на то, что умер несколько сот лет раньше Моисея и пророков, знает на небе о том, что они жили на земле и оставили людям для руководства в вере «закон“ и «пророчества“: «У них есть закон и пророки, говорит Авраам богачу, пусть слушают их“ (Лк. 16: 29). Авраам же, умерший несколько тысяч лет раньше пришествия в мир Христа, ожидал Его пришествие, узнал о дне явления в мир Мессии Спасителя и возрадовался на небесах: «Иудеи сказали Ему: теперь узнали мы, что бес в Тебе. Авраам умер и пророки, а Ты говоришь: кто соблюдает слово Мое, тот не вкусит смерти вовек... Иисус отвечал... Авраам, отец ваш, рад был увидеть день Мой; и увидел и возрадовался“ (Иоан. 8: 52–56).

Итак, Христос говорит, что Авраам, живущий на небе, знал о явлении Христа на землю, а сектанты упорно утверждают, что святые ничего не знают на небе, что делается на земле.

Пророк Самуил, живя на небе, знает, что должно случиться на земле с Саулом и народом Израильским (1Цар. 28: 1–19): «Он пророчествовал и после смерти своей и предсказал царю смерть его, и в пророчестве возвысил из земли голос свой, что беззаконный народ истребится“ (Сир. 46: 23).

Из откровения мы знаем, что небесные угодники Божии и св. Ангелы возносят на небе пред Бога «молитвы святых» (5: 8. 8: 3–4), т. е. молитвы христиан, живущих на земле, которые именуются «святыми“, как освященные в таинстве св. Крещения (1 Kop. 1: 2. 6: 11. 2 Kop. 1: 1. 13: 12. Фил. 1: 1. Кол. 1: 2. Евр. 3: 1). А если они возносят молитвы наши пред Бога, то значит они слышат наши мольбы и ходатайствуют о нас.

12) Сектант: Святые молятся только о наказании живущих на земле грешников: «Я увидел под жертвенником души убиенных за слово Божие и за свидетельство, которое они имели. И возопили они громким голосом, говоря: доколе, Владыко Святый и Праведный, не судишь и не мстишь живущим на земле за кровь нашу»? (От. 6: 9–10).

Объяснение православного: Приводимое сектантами место св. Писания их же самих и опровергает. Прежде всего из него сектанты должны убедиться, что святые на небе не только могут, а и действительно знают, как люди живут на земле – благочестиво или злочестиво, ибо молятся о наказании последних, т. е. злых.

Затем, этим местом св. Откровения доказывается та истина, что святые на небе действительно молятся не о себе только, а и о живущих на земле.

Наконец, сектанты должны согласиться, что молитва святых о наказании злых на земле есть в то же время молитва о благополучии благочестивых на ней, ибо если злые на земле будут Богом наказаны, то благочестивые перестанут терпеть от них всякое зло и притеснения и легче будут устраивать свое вечное спасение. Уничтожение, по молитвам святых, какого бы то ни было зла на земле ведет к увеличению на ней добра и правды Божией, к увеличению на земле Царства Божия, которое есть «праведность, и мир, и радость во Святом Духе“ (Рим. 14: 17).

Было бы крайне нечестиво и оскорбительно для Бога думать, что «друзья Его“, пребывающие в вечной любви Его, исполнены только чувства мести и не имеют в себе духа любви, что они молятся только о наказании злых и не ходатайствуют пред Богом о помиловании грешных. Это противоречило бы и здравому смыслу и всему тому, что говорится о святых в слове Божием.

13) Сектант: Мы молились бы святым да не знаем, кто из людей причислен Богом к святым до всеобщего суда над миром: «Никто не может на земле видеть Сына Моего, ни тех, которые с Ним, разве только во время дня Его“ (3 Едр. 13: 52).

Объяснение православного: Здесь говорится о ветхозаветных людях, которые не могли видеть Сына Божия на земле, пока он не воплотился от св. Девы Марии (см. 1Иоан. 1: 1–4). Сектанты говорят, что они чтили бы святых, если бы знали, кто удостоен быть святым. Лукавые речи! Разве сектанты не читали (44–50 гл.) книгу Иисуса Сына Сирахова или 11-ой главы послания ап. Павла к Евреям, где перечислены почти все ветхозаветные святые? Разве они не считают святыми Апостолов Христовых и не могут знать из дальнейшей истории Церкви Христовой ее мучеников и святых? Конечно, читатели, могут знать и знают, но «в упорстве своем погибают, как Корей“(Иуд. 11 ст.): в необузданной гордости своей и сектантском самообольщении они считают себя такими же святыми, как и угодники Божии, «достигшие совершенства“, «первенцы Церкви написанные на небесах“ (Евр. 12: 23).

Еще при жизни угодников Божиих на земле Господь отмечает их святость особыми дарами чудес, совершающихся и после их смерти, что и служит для Церкви Христовой ясным признаком их святости и основанием к прославлению их, как «друзей Божиих“.

О пророке Моисее, Самуиле, Илии, Елисее и других пророках мы знаем, что они творили величайшие чудеса, даже из мертвых воскрешали, о некоторых святых мы знаем, что они и после смерти своей творили дивные чудеса.

Так, напр., о пророке Самуиле читаем в св. Писании: «Он пророчествовал и после смерти своей, и предсказал царю смерть его, и в пророчестве возвысил из земли голос свой, что беззаконный народ истребится“. И об Елисее сказано: «по успении его пророчествовало тело его. И при жизни своей совершал он чудеса и по смерти были дивны дела ero“ (Сир. 46: 22–23. 47: 12–15. См. 1Цар. 28 гл. и 4Цар. 13: 20–21).

Ап. Павел, перечисляя имена ветхозаветных святых, говорит что святые «верою побеждали царства, творили правду, получали обетования, заграждали уста львов, угашали силу огня, избегали острия меча, укреплялись от немощи, были крепки на войне, прогоняли полки чужих, жены получали умерших своих воскресшими“ (Евр. 11: 33–35).

Вот какие признаки святых: благодатные дары знамений и чудес при их жизни – на земле и после смерти – на небе, согласно словам Христа Спасителя (Map. 16: 17–18). Этими признаками и руководствуется св. Церковь, когда решает вопрос о признании того или иного угодника Божия святым. А голос Церкви Христовой есть голос всегда пребывающего в ней Св. Духа, и противящийся Церкви противится Духу Святому.

14) Сектант: Почему в различных нуждах обращаются к разным святым: в болезнях обращаются к св. Пантелеимону, о благополучном плавании – к Св. Николаю и т. п.?

Все святые должны одинаково помогать во всяких бедах.

Объяснение православного: В мире растительном есть много целебных трав, но каждая трава полезна только при известной болезни, и это так угодно было Богу. Ему же угодно, чтобы известный святой помогал людям в одних нуждах, а другой – в других.

Дарования молитв и помощи у святых различны, но действует чрез них один и тот же Св. Дух, раздавая им эти дарования, как Ему Самому угодно: «Дары различны, учит ап. Павел, но Дух один и тот же; и служения различны, а Господь один и тот же; и действия различны, а Бог один и тот же, производящий все во всех. Но каждому дается проявление Духа на пользу. Одному дается Духом слово мудрости, другому слово знания, тем же Духом; иному вера, тем же Духом; иному дары исцелений, тем же Духом; иному дары чудотворения, иному пророчество, иному различение духов, иному. разные языки, иному истолкование языков. Все же сие производит один и тот же Дух, разделяя каждому особо, как Ему угодно“ (1Кор. 12: 4–11). Словом, «каждый имеет свое дарование от Бога, один так, другой иначе“ (1Кор. 7: 7).

15) Сектант: Святые – все монахи, а из простого народа их нет; очевидно, монахи сами возводят себя в святые.

Объяснение православного: Не правда! Святые есть со всех сословий и состояний: есть цари и царицы – свв. Константин и Елена (21 мая), есть князья – свв. Владимир (15 июля), Александр Невский (30 авг.), есть воины – св. Георгий Победоносец (23 апр.), св. Иоанн Воин (30 июля), есть крестьяне – св. Иоанн Устюжский (28 мая), есть огородники – св. мученик Конон (5 марта), есть пастухи – муч. Власий (3 февр.) и т. п.

Утверждать, что святые бывают только из монахов, могут только те, кто никогда не читал житий святых, или кто говорит это злонамеренно, «по дерзости своей“ (Втор. 18: 22).

Что касается причисления кого-либо из угодивших Богу к лику святых, то это зависит не от людей, а от Бога, Который при жизни и после смерти угодников Сам прославляет их великими чудесами и указывает ими Своей Церкви, кого Он избрал в число «друзей“ Своих, кого Он удостоил быть «первенцами Церкви, написанными на небесах“, и постоянными ходатаями за нас на небе пред престолом Божиим.

16) Сектант: Правоспавные особенно чтут св. Николая, а ведь он был человек жестокий, ибо известно, что он ударил Ария в лице.

Объяснение православного: О необыкновенной доброте и «образе кротости“ св. Николая, о его помощи бедным и заступничестве пред сильными мира за слабых и невинно угнетенных знает весь христианский мир. Удар Арию нанесен был св. Николаем за дерзкую хулу еретика на Сына Божия. Вследсгвие ревности по Боге св. Николай не выдержал себя и ударил богохульника, за что и был лишен епископства, пока после покаяния святителя Сам Христос и Богоматерь не восстановили его в епископском достоинстве.

Ап. Петр тоже «ударил первосвященнического раба и отсек ему правое ухо“ (Иоан. 18: 10); он даже совсем отрекся было от Христа (ст. 15–27), но слезами покаяния (Лк. 22: 62), получил прощение и возвратил себе апостольское достоинство.

Да и по слову Божию, кощунников и богохульников нужно наказывать. Так, напр., Сам Христос изгнал бичем из храма нарушивших святость его (Иоан. 2: 14–17), ап. Павел предал сатане Именея и Александра, «чтобы они научились не богохульствовать“ (1Тим. 1: 20), ибо, говорит Премудрый, «если ты накажешь кощунника, то и простой сделается благоразумным“ (Притч. 19: 25).

17) Сектант: Св. Николая почитали еретики Николаиты, и те, кто теперь его почитает, уподобляются им: «Впрочем, то в тебе хорошо, что ты ненавидишь дела Николаитов, которыя и Я ненавижу... Так и у тебя есть держащиеся учения Николаитов, которое Я ненавижу» (От. 2: 6, 15).

Объяснение православного: Только человек невежественный, незнающий ни истории Церкви, ни жития св. Николая, может считать еретиков Николаитов, упоминаемых в Откровении, почитателями и последователями учения святителя Божия Николая. Св. Иоанн,. обличавший Ефесскую церковь за появление в ней ереси Николаитов, умер в 101 году, а св. Николай родился только в 257 году, т. е. более, чем на 150 лет после его смерти. Как же св. Апостол мог обличать в ереси еще не родившегося человека и еще не существующих его последователей? Ведь обращение к Ангелу, т. е. епископу Ефесской церкви не есть пророчество, а прямое указание на современное ап. Иоанну религиозно-нравственное состояние ее: «у тебя есть (а не будут) держащиеся учения Николаитов“ (ст. 15).

Из 14 стиха приводимой главы Откровения мы видим, что Николаиты держались учения Валаама, который научил Валака ввести в соблазн сынов Израилевых, чтобы они ели идоложертвенное и любодействовали“ (см. Чис. 31: 16). Следовательно, Николаиты были еретики, последователи какого-то Николая, жившего во время ап. Иоанна, участвовавшие, вопреки постановлению собора св. Апостолов (Деян. 15: 20, 29), в языческих трапезах и предававшиеся распутству, подобно нашим хлыстам и шалапутам.

Из жизни же св. Николая мы знаем, что он не только вел строго святую жизнь, но избавлял от распутства других, близких к тому, чтобы впасть в него вследствие крайней нужды, – знаем, что он был ревностным поборником и защитником чистоты православного учения, был «правилом веры“ Христовой.

Итак, из многочисленных мест св. Писания мы не только видим грубое заблуждение сектантов, отрицающих молитвенное почитание и призывание святых и Ангелов Божиих, но и крепко убеждаемся в том, что святые, как и Ангелы, живут на небе сознательною, разумною жизнию и, пребывая, вместе со святыми Ангелами, в Боге, как члены единой Церкви Христовой, как дети одной Божьей семьи, молятся о всех братьях, живущих на земле, хотящих наследовать спасение и прибегающих к их ходатайству; Господь же принимает молитвы «друзей“ Своих и исполняет просьбы их, почему мы должны не только чтить и покланяться Ангелам и святым угодникам Божиим, но и обращаться к ним с молитвой o заступничестве во всех наших скорбях, болезнях, бедах и

печалях, особенно прося их помощи в борьбе с нашими грехами.

II. Вопроcы и ответы православного

1) Как после смерти живут на на небе святые?

Они живут, как Ангелы, сознательною, разумною жизнию: окружают престол Божий, кланяются Богу, прославляют Его и поют Ему новую песнь, о чем читаем, напр., в книге Откровения: «И двадцать четыре старца пали пред Агнцем, имея каждый гусли и золотыя чаши полныя фимиама, которыя суть молитвы святых; и поют новую песнь, говоря: достоин Ты взять книгу и снять с нея печати, ибо Ты был заклан, и Кровию Своею искупил нас Богу из всякого колена и языка, и народа, и племени... И, я видел и слышал голос многих Ангелов вокруг престола и животных и старцев“ (От. 5: 8–14. 4: 10–11). «И двадцать четыре старца, сидящие пред Богом на престолах своих, пали на лица свои и поклонились Богу“ (От. 11: 16–17).

2) Чем возвеличил Господь святых Своих?

Тем, что еще при жизни их на земле назвал их «друзьями“ Своими: «веровал Авраам Богу, и сие вменилось ему в праведность, и он наречен другом Божиим“ (Иак. 2: 23. Исаии 41: 8). И св. Апостолам Христос сказал: «Вы друзья мои“ (Иоан. 15: 14).

Святые при жизни на земле были «сослужителями“ Ангелов Божиих (От. 19: 10 и 20: 9) и по смерти своей были уравнены Богом с Ангелами и наречены сынами Божиими: «они, говорит Христос о святых, равны Ангелам и суть сыны Божии, будучи сынами воскресения“ (Лк. 20: 36); им Господь дал власть судить при конце мира всю вселенную: «святые будут судить мир“ (1Кор. 6: 2. Мф. 19: 28), потому что, как достигшие совершенства, святые суть «первенцы» Церкви, «написанные на небесах“ «в книге жизни“ (Евр. 12: 23. Фил. 4: 3. От. 21: 27).

3) Молятся ли святые, живя на змле, о грешных людях?

Да, молятся. Так, напр., «помолился Авраам Богу, и исцелил Бог Авимелеха, и жену его, и рабынь его“ (Быт. 20: 7, 17). Когда Господь хотел истребить весь народ Израильский за поклонение золотому тельцу, «Моисей стал умолять Господа Бога своего..., и отменил Господь зло, о котором сказал, что наведет его на народ Свой“ (Исх. 32: 9–14). По молитве же Моисея исцелилась от проказы согрешившая сестра его Мариам (Чис. 12 гл.), а по молитве Иова прощены были Богом друзья его (Иов. 42: 7–8).

Молились за других св. Апостолы: «Благодарю, пишет ап. Павел, при всяком воспоминании о вас, всегда во всякой молитве моей за всех вас, принося с радостию молитву мою“ (Фил. 1: 3–4). «Для сего и молимся всегда о вас, чтобы Бог наш соделал вас достойными звания“ (2Фес. 1: 11. См. еще: 2Тим. 1: 3. Еф. 1: 16. 3: 13–34. 2Кор. 13: 9).

4) Молятся ли святые и Ангелы Божии, будучи на небе, о живущих на земле и помогают ли им в их бедах?

Молятся и помогают. Так, напр., Иуда Маккавей видел в видении умершего первосвященника Онию, который, «простирая руки, молился за вес народ Иудейский. Потом явился другой муж, украшенный сединами и славою, окруженный дивным и необычайным величием. И сказал Ония: это – братолюбец, который много молится о народе и святом городе, Иеремия, пророк Божий“ (2Мак. 15: 12–14).

Ап. Петр обещал христианам молиться за них и после своей смерти: «Справедливым же почитаю, доколе нахожусь в этой телесной храмине, возбуждать вас напоминанием, зная, что скоро должен оставить храмину мою, как и Господь наш Иисус Христос открыл мне. Буду же стараться, чтобы вы и после моего отшествия всегда приводили это на память“ (2Петр. 1: 13–15).

Ангелы Божии тоже ходатайствуют на небе о людях. Во время плена Вавилонского Ангел Божий так молился об избавлении от плена Еврейского народа: «Господи Вседержителю! Доколе Ты не умилосердишься над Иерусалимом и над городами Иуды, на которые Ты гневаешься вот уже семьдесят лет? Тогда в ответ Агелу, говорившему со мною, изрек Господь слова благия, слова утешительныя“ (Зах 1: 12–13).

Каждый христианин в отдельности и каждый народ имеют своих Ангелов-хранителей и покровителей: ,,Смотрите, говорит о детях Спаситель, не презирайте ни одного из малых сих, ибо говорю вам, что Ангелы их на небесах всегда видят лице Отца Моего Небеснаго» (Мф.18: 10).

«Не бойся, Даниил, говорит св. пророку Ангел, с первого дня, как ты расположил сердце твое, чтобы достигнуть разумения и смирить себя пред Богом твоим, слова твои услышаны, и я пришел бы по словам твоим, но князь (т. е. Ангел) царства Персидского стоял против меня двадцать один день... Теперь я возвращусь, чтобы бороться с князем Персидским, а когда я выйду, то вот придет князь Греции... и нет никого, кто поддерживал бы меня, кроме Михаила, князя Вашего“ (Дан. 10: 11–21).

Ангелы Божии, будучи на небе, помогают людям на земле (Быт. 24: 7), благословляют их на добрыя дела (48: 16), «ополчаются вокруг боящихся Его и избавляют их“ (Пс. 33: 8. 90: 11. Дан. 6;: 22. 14: 34–39) и посылаются Богом «на служение для тех, которые имеют наследовать спасение» (Евр. 1: 14).

5) Почему святые молятся о грешных людях?

Потому, – что они члены единой Церкви Христовой, к которой принадлежим мы и все истинно-верущие христиане, – члены одной великой Божией семьи, в которой они – наши старшие братья и Божии «друзья“. Пребывая постоянно в Боге и будучи исполнены неизреченной любви ко всем людям, они сострадают нам в наших бедствиях и молятся пред Богом о наших нуждах и грехах, согласно с словами св. Апостола, сказанными о членах св. Церкви: «Страдает ли один член, страдают с ним все члены; славится ли один, с ним радуются все члены“ (1Кор. 12: 26), почему «бывает радость у Ангелов Божиих и об одном грешнике кающемся“ (Лк. 15: 10).

6) Как святые и Ангелы Божии, будучи на небе, знают о нуждах и слышат молитвы живущих на земле?

Святые и Ангелы Божии знают на небе о наших нуждах и слышат наши к ним молитвы по особому дару Божию, – по дару высшего ведения и прозрения. Святые угодники Божии еще при жизни на земле прозревали не только далекое будущее и предсказывали о том, что имело совершиться чрез несколько сот и даже тысяч лет, но проникали в тайны сердца человеческого, зная, не смотря на огромные разделяющие их от людей пространства, не только о том, что люди делают, но даже о том, что они думают.

Так, св. пророки за многие века и даже тысячелетия предсказали о времени, месте рождения Мессии-Христа, об обстоятельствах Его жизни и смерти; они предсказывали о назначенной нам благодати, «исследывая на которое и на какое время указывал сущий в них Дух Христов, когда Он предвозвещал Христовы страдания и последующих за ними славу“ (1Петр. 1: 10–11).

Когда жена нечестивого царя Иеровоама, переодевшись, чтобы не быть кем-либо узнанной, пришла к слепому от старости пророку Ахии спросить о судьбе больного ее сына, пророк, извещенный о ее приходе Господом, сказал ей: «войди жена Иеровоама, для чего тебе было переодеваться? Я грозный посланник к тебе... Встань и иди в дом твой, и как скоро нога твоя вступит в город, умрет дитя“ (3Цар. 14: 1–12). И дитя, действительно, умерло, лишь только жена Иеровоама переступила через порог дома своего (ст. 17).

Пророк Елисей передавал царю Израильскому о всех планах,. какие строил царь Сирийский, чтобы погубить царя и его войско; он «пересказывал царю Израильскому и те слова, которые он говорил в спальной комнате своей“ (4Цар. 6: 8–12).

Елисей же обличил и наказал проказою слугу своего Гиезия, тайно взявшего серебо от исцеленного от нее военачальника Неемана (4Цар. 5: 25–27), а ап. Петр наказал смертию Анания и Сапфиру, утаивших от него часть из цены проданного их имения (Деян. 5: 1–11).

Совершенно естественно и понятно, что, освободившись от бренных тел и пребывая на небе в Боге, источнике всякого знания, святые еще легче могут знать чрез Бога, и действительно знают, о том, что творится на земле, могут слышать, и действительно слышат, наши к ним молитвы и по любви к нам молятся о нас пред Богом.

Так, напр., Авраам, будучи на небе, знал о нераскаянности нечестивых братьев богача (Лк. 16: 31), узнал и возрадовался о дне явления Христа на землю (Иоан. 8: 52–56). Пророк Самуил, живя на небе, явился царю Саулу и предсказал смерть его и гибель его войска (1Цар. 28: 1–19. См. Сир. 46: 23).

Об Ангелах мы уже знаем, что они, находясь на небе, знают о всякой соблазняемой душе на земле (Мф. 18: 10), радуются о кающихся грешниках (Лк. 15: 10), молятся о них (Дан. 10: 11–21. Зах. 1: 12–13) и вместе с угодниками Божиими возносят молитвы христиан к престолу Отца Небесного: «И когда Он (Агнец) взял книгу, тогда четыре животных и двадцать четыре старца пали пред Агнцем, имея каждый гусли и золотыя чаши, полныя фимиама, которыя суть молитвы святых“, т. е. верующих христиан (От. 5: 8).

«И пришел иный Ангел, и стал пред жертвенником, держа золотую кадильницу; и дано было ему множество фимиама, чтобы он с молитвами всех святых возложил на золотой жертвенник, который пред престолом. И вознесся дым фимиама с молитвами святых от руки Ангела пред Бога“ (От. 8: 3–4).

Следовательно, святые и Ангелы Божии, находясь на небе в постоянном общении с Богом, чрез Бога же, осеняемые Его благодатию, обладают высшим знанием, знают о том, что делается на земле, слышат наши к ним молитвы и молятся за нас пред Богом.

7) Почему в различных нуждах мы обращаемся к разным святым?

Потому, – что каждому святому как при жизни, так и по смерти, Господь дает различные дарования: «Дары различны, учит ап. Павел, но Дух один и тот же; и служения различны, а Господь один и тот же; и действия различны, а Бог один и тот же, производящий все во всех. Но каждому дается проявление Духа на пользу. Одному дается Духом слово мудрости, другому слово знания, тем же Духом; иному вера, тем же Духом; иному дары исцелений, тем же Духом; иному чудотворения, иному пророчество, иному различение духов, иному разные языки, иному истолкование языков. Все же сие производит один и тот же Дух, разделяя каждому особо, как Ему угодно“ (1Кор. 12: 4–11).

8) Откуда из св. Писания видно, что святым угодникам и Ангелам должно покланяться и прославлять их?

Из примеров верующих Ветхого и Нового Заветов. Иисус Навин при виде Ангела «пал лицем своим на землю и поклонился“ (Иис. Нав. 5: 14–15). Поклонялись Ангелам родители Сампсона, – Маной и жена его (Суд. 13: 20), Давид и старейшины ero (1Пар. 21: 16), пророки Валаам и Даниил (Чис. 22: 31. Дан. 10: 9–10) и другие.

Святым угодникам тоже покланялись: Авдий и пятидесятник царя Охозии поклонились пророку Илии (3Цар. 18: 7. 4Цар. 1: 13); ему же поклонились до земли «Сыны пророков» (4Цар. 2: 15); Сунамитянка поклонилась пророку Елисею, воскресившему ее сына (4Цар. 4: 37); Навуходоносор поклонился пророку Даниилу (Дан. 2: 46), а темничный страж – ап. Павлу и Силе (Деян. 16: 29).

И Ангелов и святых мы всегда должны прославлять и ублажать в своих молитвах, как «друзей“ Божиих: «Отдавайте, учит ап. Павел, всякому должное... кому честь, – честь“ (Рим. 13: 7). «В пример злострадания и долготерпения возьмите, братия мои, пророков, которые говорили именем Господним. Вот мы ублажаем тех, которые терпели» (Иак. 5: 10–11).

«Поминайте наставников ваших, которые проповедывали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их“ (Евр. 13: 7).

Кто не чтит и не прославляет Ангелов и святых, тот оскорбляет Самого Друга их, – Господа нашего Иисуса Христа и Отца Его Небесного: «Кто принимает вас, сказал Христос св. Апостолам, Меня принимает, а кто принимает Меня, принимаег Пославшего Меня. Кто принимает пророка, во имя пророка, получит награду пророка; и кто принимает праведника, во имя праведника, получит награду праведника“ (Мф. 10: 40–41).

О молитвенном почитании и призывании святых Ангелов учили многие святые отцы и учители Церкви первых и последующих ее веков.

Св. Ерм, муж апостольский, учит, что Ангелы наблюдают над всем миром и Церковию, и над жизнью каждого человека, которого они сопровождают и в загробную жизнь.

Св. Иустин Мученик пишет: «Мы чтим как Отца правды, так и пришедшего от Него Сына... Вместе с воинством прочих последующих и уподобляющихся Ему благих Ангелов и открыто преподаем это всякому, желающему научиться так, как сами научены“ .6

Св. Авинагор говорит: «Мы признаем и множество Ангелов и служителей, которых Творец и Зиждитель мира Бог чрез Свое Слово поставил и распределил управлять стихиями, небесами и миром, и всем, что в нем, и благоустройством их“.

Так же учили о почитании св. Ангелов св. Василий Великий, Иоанн Златоуст, Григорий Великий и другие святые отцы и учители Церкви.

О почитании и молитвенном призывании святых угодников Божиих существуют свидетельства в древних литургиях – ап. Петра, ап. Иакова и еван. Марка, где прославляются и призываются на помощь ветхозаветные и новозаветные святые.

В «Мученических Актах» находится следующее свидетельство христиан начала второго века, бывших очевидцами страдальческой кончины св. Игнатия Богоносца: «Возвратившись со слезами домой, имели всенощное бдение, и много просили с коленопреклонением и молением Господа чрез случившееся укрепить их слабых и, воспевая Бога, подателя благ, ублажали святого и заметили для себя день и час, дабы, собираясь во время его мученичества, иметь общение с подвижнином и доблестным мучеником Христовым“.

О прославлении св. мучеников и совершении в дни их кончины св. литургий свидетельствуют Тертулиан, св. Киприан, св. Григорий Чудотворец, а в «Постановлениях Апостолъских“ повелевается христианам собираться в усыпальницах св. мучеников, петь по ним псалмы, совершать литургии и не работать в дни их смерти так же, как в воскресные и праздничные дни (кн. 6: гл. 30-я).

Сб. Дионисий Ареопагит пишет: «Молитва святых еще при жизни, а тем более по смерти приносит полъзу только достойным святых молитв («О Небесной Иерархии“, гл. 7-я).

Очевидец смерти сцилитанских мучеников, пострадавших за Христа в 200 году, пишет о них: «скончались Христовы мученики месяца июля в 17 день «и ходатайствуют за нас пред Господом Иусусом Христом“.

Священномученик Киприан в 57 письме к Корнилию пишет: «Будем взаимно памятовать друг друга... Будем везде и всегда молиться друг за друга... И если кто из нас прежде отойдет на небо, по благословению Божию, да продолжится пред Господом наша взаимная любовь и да не престанет пред милосердием Отца молитва за наших братьев“.

Св. Василий Великий в поучение в день сорока мучеников говорит о них: «Если кто находится в каком горе, пусть прибегает к ним, и если кто радуется, пусть молится им; первый – чтобы освободиться от зла, а второй, – чтобы остаться в радости“. «Приемлю, учит св. Василий Великий, и св. Апостолов, пророков и мучеников и призываю их к ходатайству пред Богом, да чрез них, т. е. по их предстательсгву, милостив будет мне человеколюбец Бог и да подаст мне оставление прегрешений“.

Св. Григорий Нисский в похвальном слове св. Ефрему Сирину говорит: «Святый Ефреме, помоги мне избавиться от бед!.. Божественному предстоя престолу и служа с Ангелами Живоначальной и Пресвятой Троице, помяни нас, прося нам оставление грехов и наследия вечного царствия во Христе Иисусе Господе нашем“.

Св. Иоанн Златоуст так говорит о необходимости просить святых молиться за нас: «Какая мне нужда, скажет кто-нибудь, в молитвах других, когда я сам не бездействую и потому не требую и не хочу требовать молитвы других? Но когда мы будем рассуждать богомудро, то ясно увидим, что постоянно находимся в этом требовании, постоянно нуждаемся в молитвах других.

Павел не сказал: какая мне нужда в молитве вашей, хотя молящиеся за нею не были достойны ею и никак не были равны ему, а ты говоришь: какая мне нужда в молитве других?! И Петр не сказал: какая мне нужда в молитве, когда прилежная молитва была за него от церкви к Богу, а ты говоришь, какая мне нужда в молитве других? Не возносись, чтобы не унизиться...

Какая, скажешь, нужда в молитве других, когда я сам благоугождаю? Никогда так не говори, человек, ибо нужна и весьма нужна молитва за нас других“ (Толк. на 1 Фесал. бес. 1: стр. 13–18 Сбп. 1859 г.).

Св. Амвросий Медиоланский учит: «Кто почитает мучеников, тот почитает и Христа, а кто презирает святых, тот презирает и Господа“.

Св. Иоанн Дамаскин, великий защитник Церкви Христовой от еретиков, пишет: «Должно почитать святых, как друзей Христовых, как чад и наследников Божиих, по словам евангелиста Иоанна Богослова: «тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими» (Иоан. 1: 12)... И Господь во св. Евангелии говорит Апостолам: «вы друзья Мои“ (Иоан. 15: 14). Как же не почитать тех, которые суть и слуги, и друзья, и сыны Божии? Честь, воздаваемая усерднейшим сослужителям, доказывает любовь к общему Владыке“.

Молитвенное почитание и призывание святых и Ангелов Божиих утвердили и св. соборы. Так, напр., поместный собор Карфагенский (419–426 г.) постановил: «Позволяется и впредь читати страдания мучеников, когда совершается ежегодная память их“ (Прав. 56).

Седьмой же Вселенский Собор сделал следующее постановление: «Восторженно также принимаем и господни и апостольския и пророческия изречения, которыми мы научены почитать и величать во-первых собственно и истинно Богородицу, всех небесных сил высшую, а также и святыя ангельския силы, блаженных и всехвальных Апостолов и пророков, славных и победоносных, подвизавшихся за Христа мучеников, святых и Богоносных учителей и всех преподобных мужей, и просить их ходатайства, так как они могут нас приближать к Царю всех – Богу, конечно, если мы будем соблюдать Его заповеди и стараться жить добродетельно“.

Православный христианин! Не забывай во всех твоих несчастиях и скорбях и после всяких греховных твоих падений просить помощи и молитв за твою грешную душу у святых угодников и Ангелов Божиих, предстоящих у престола Божия и молящихся о всем христианском мире. Проси ходатайства за тебя пред Богом у «первенцев Церкви“, написанных на небесах, у «друзей Божиих“, ибо «много может усиленная молитва праведнаго“ (Иак. 5: 16)!

III

1) Святые возвеличены Богом еще при их жизни на земле: Исаии 41: 8. Иак. 2: 23. Иоан. 15: 14. Евр. 11: 38 и прославлены на небе: Лук. 20: 36. Мф. 19: 28. 1Кор. 6: 2. Евр. 12: 22–23

2) Святые еще на земле обладали высшим знанием и даром прозрения будущего и помыслов человеческих: 3Цар. 14: 1–17. 4Цар. 5: 25–27. 6: 8–12. Деян. 5: 1–11. См. все ветхозаветные пророчества о Мессии – Христе.

3) Еще при жизни на земле святые молились о грешных людях: Быт. 20: 7 и 17. Исх. 32: 9–14. Иов. 42: 7–8. Фил. 1: 3–4. 2Фес. 1: 11. Еф. 1: 16. 3: 13–14. 2Кор. 13: 9. 2Тим. 1: 3.

4) Святые живут на небе сознательною, разумною жизнию: Откр. 4: 10–11. 5: 8–14. 11: 16–17.

5) Живя на небе, святые, как и Ангелы Божии, чрез Бога знают о нуждах и грехах людей, живущих на земле: Лк. 16: 31. Иоан.8: 52–56. 1Цар. 28: 1–19. Сир. 46: 23. Мф. 18: 10. Лк. 15: 10.

6) Как члены единой Христовой Церкви (Евр. 12: 22–23), святые вместе с Ангелами молятся на небе о живущих на земле: 2Мак. 15: 12–14. 2Петр. 1: 13–15. Дан. 10: 11–21. Зах. 1: 12–13. Мф. 18: 10 и помогают им: Быт. 24: 7. 48: 16. Пс. 33: 8. 90: 11. Дан. 6: 22. 14: 34–39. Евр. 1: 14.

7) Поэтому святым и Ангелам должно покланяться: 3Цар. 18: 7. 4Цар. 1: 13. 2: 15. 4: 37. Дан. 2: 46. Деян. 16: 29. Чис. 22: 31. Иис. Нав. 5: 14–15. Суд. 13: 20. 1Пар. 21: 16. Дан. 10: 9–10.

8) Их должно ублажать и просить о ходатайстве за нас пред Богом: Иак. 5: 10–11. Рим. 13: 7. Иак. 5: 16. Пс. 33: 16.

* * *

6

Свидетельства св. отцев и учителей Церкви взяты из книги: «Опыт Православного Догматического Богословия“, Епископа Сильвестра т. V.


Источник: Сборник 17-ти главнейших противосектантских бесед / М.А. Кальнев. - Одесса : тип. Епарх. дома, 1913. - [2], 381 с.

Комментарии для сайта Cackle