митрополит Никанор (Клементьевский)

Слово в неделю Мироносиц82

Аще любите мя, заповеди моя соблюдите.

Св. Церковь прославляет ныне св. Жен, Мироносиц, которые пришли рано ко гробу с ароматами да помажут тело Иисусово. Это были первые провозвестницы воскресения Христова.

За что прославляет их Церковь? – Неужели за ароматы, которые остались без употребления? Или за то, что они первые сообщили радостную весть, Христос воскресе? – Нет! Прославляет их Церковь за любовь, которую имели они тогда к Божественному своему Учителю, за любовь чистую и святую, полную и совершенную; внемлите:

1. Стояху при Кресте Иисусове Мати Ею, и сестра Матере Его Мария Клеопова, и Мария Магдалина, повествует Св. Апостол и Евангелист Иоанн (Ин. 19, 25).

Любовь есть сила сердца, располагающая всем существом человека и движущая всеми его силами. Если любовь сия чувственна, то всегда бывает раздражительна, нетерпелива и безрассудна. Если духовна, то всегда спокойна, великодушна, благоразумна. Любовь св. Жен к распятому Господу была любовь духовная, чистая и святая. Какая из наших матерей устояла бы пред страданиями единственного своего сына и не разразилась бы раздирающими душу воплями? О скорбящей Матери Иисусовой Евангелист заметил только, что она стояла при кресте Сына своего. Какая из наших сестер устояла бы, смотря на брата своего, безвинно страждущего и мучимого жесточайшим образом? Сестра Матери Иисусовой стоит при Кресте Иисусове. Какой из учеников и почитателей решился бы присутствовать при жесточайшей казни, совершенной над уважаемым его учителем? Но ученица Иисусова, Мария Магдалина, стоит при Кресте Его, несмотря на то, что враги Его пылали ненавистию не только на Учителя, но и на всякого, кто был к Нему привержен. Что же выражает такое спокойное, мужественное стояние св. Жен при Кресте? Любовь, – любовь, которая, по слову Апостола, не ищет своего; – св. Жены не искали для себя безопасного убежища, где бы могли скрыться от врагов, и проливать в тайне горькие слезы, но шли прямо за своим Учителем на Голгофу, не опасаясь ни язвительных насмешек, ни поруганий. Любовь, по слову того же Апостола, не раздражается, долготерпит, не мыслит зла; и – Св. жены не потеряли рассудка и чувств при виде Божественного Страдальца, не роптали и не издавали воплей скорби и отчаяния при всей несправедливости, злобе и неистовстве врагов. Как не прославлять таковых Жен!

По такова ли наша любовь? – Как действуем мы, когда издеваются и поносят нашего искреннего друга и брата? Великодушны ли, когда лишаемся отца, матери, и милых нашему сердцу? Мужественны ли, когда из любви к другим должны выдержать тяжкие искушения и подвергнуться опасностям жизни, и благоразумны ли, когда из той же любви терзаем и мучим себя самих добровольно, без всякой благой цели? Спокойствие, терпение, мужество, безкорыстие, благоразумие суть необходимые условия чистой и святой любви.

2. Мария Магдалина, и Мария Иосифова зрясте, где Его (Иисуса) полагаху.

Любовь, говорит Апостол, николиже отпадает. Так любовь св. Жен не преставала следовать за Христом с Голгофы и в вертоград, идеже бе погребен. Здесь они милосердствуют. Хотя усердие Иосифа и Никодима не давали места делу их милосердия: ибо св. Жены смотрели токмо, как и где погребали Господа; однако ж от нежной любви не скрылось, что пречистому телу Его можно послужить еще некоторыми дарами усердия; и они решились запастись благовонными мастями, дабы по окончании покоя субботнего прийти и помазать тело своего Учителя.

Что скажем мы о своей любви в отношении к милосердию? Она расточительна на слова благосердые и милостивые, но бережлива и даже скупа на дела милосердия. Так, когда заслуженный служитель Церкви и слуга отечества умирает на наших глазах, мы щедры на слова хвалы его подвигам, заслугам, доблестям: но так же ли усердны бываем к нему на деле, как на словах? Каждый ли из нас принесет к его бренным остаткам ароматы благоухающих чувств признательности и уважения, – окажет посильное вспомоществование его скорбящему и нуждающемуся семейству? Каждый ли подаст милостыню на память усопшего? Каждый ли позаботится о благоприличном погребении тела его? Правда, мертвому нет нужды в милосердии: для него все равно в гробе ли опустят в землю или без гроба; но не все равно для живых, знавших его труды и заслуги. Благодать даяния, пишет сын Сирахов, пред всяким живым да будет, и над мертвецем не возбрани благодати.

3. И минувшей субботе, Мария Магдалина и Мария Иаковля и Саломия купиша ароматы, да пришедши, помажут Иисуса. И зело заутра приидоша на гроб.

Едва только прошел покой субботний, св. Жены еще до рассвета отправились на гроб с ароматами. Мрак ночи не останавливает их, и стража при гробе не ужасает: страшились только одного: кто отвалит камень от дверей гроба? Бе бо велий зело. Но и сей страх быль слабее любви. Пришли наконец ко гробу; и что же увидели? – Гроб праздным и без стражи. Представьте: каково должно быть изумление их; и каков страх, когда не нашли ни камня у пещеры, ни тела во гробе? Но недолго были они в недоумении и страхе: вскоре увидели двух юношей в блестящей одежде. Сии небесные вестники объявили, что теперь время не печали и смущения, а радости, – что Погребенный воскрес и явится ученикам Своим в Галилее, и что им посему должно, как можно скорее, идти назад для обрадования сею вестию всех последователей Иисусовых. Пошли и исполнили. Таким образом ароматы остались без употребления; но несшие их, за свою любовь, соделались сами благоуханием Христовым.

Чудное дело! почему приять и распространить первую весть суждено было не Иоанну, не Петру, не Иакову, верховным Апостолам, а слабым женам? Сей вопрос разрешает Григорий Великий. Жена, говорит он, из уст змия приняла первую ложь, и жена же из уст Ангела услышала первую радостную истину, дабы чья рука растворила смертное питие, та же самая подала и чашу жизни. Подлинно, можно хвалиться нашим женам примером Мироносиц; но должно и им быть благоуханием Христовым. Матери! Вы – первые для детей самим Богом поставленные учители. Пусть они из ваших уст услышат первую весть о своем Спасителе и Его воскресении, и вы будете Мироносицами для своей домашней Церкви.

Дети! Ваши матери – первые ваши благовестницы: внимайте их проповеди и запечатлевайте оную в нежных сердцах ваших. Первые семена благовестия родительского суть первые основания нравственного усовершения. Блажен, кто учит; но блаженнее иже сотворит и научит.

Св. жены Мироносицы засвидетельствовали свою любовь к Иисусу тем, что неразлучно пребывали с Ним, несмотря ни на какой страх, ни на какие опасности. Чем засвидетельствуем свою любовь мы, Христиане, прославляя ныне Мироносиц? Аще любите Мя, ответствует воскресший Господь, заповеди моя соблюдите: имеяй заповеди моя и соблюдаяй, той есть любяй мя (Ин. 14, 21). И так, вот, братия, свидетельство истинной любви ко Иисусу, исполнение заповедей Его – свидетельство самое верное: ибо все прочие свидетельства могут быть обманчивы, а сие никогда. Вот доказательство святой любви: постоянное творение воли Отца Его, – доказательство, не только приемлемое, но и требуемое от всех нас, от всякого пола и возраста.

Будем же исполнять заповеди нашего Господа; тогда сим самым без споров и без труда заградим уста всем врагам Его. Ныне Иудей не видит в наших деяниях образа жизни Христовой, а тогда, смотря на нас, скажет: по истине, Иисус Христос есть истинный Мессия. Смотри, как живут Христиане честно, как они кротки, миролюбивы, благодушны, верны и справедливы. Ныне магометанин не видит в нашей жизни живого отражения учения Христова; а тогда, смотря на нас, скажет: поистине, Христос более, нежели Пророк: смотри, какую чистоту в нравах и какое смирение и самоотвержение в поведении производит Его учение в последователях, а в учении нашей веры нет сих высоких добродетелей. Сам князь тьмы с своими клевретами испытает новое поражение во славу нашего Спасителя, если мы, дерзая о имени Воскресшего, будем ходить в чистоте и истине, презирая все его козни, отражая все его покушения, попирая всю злобу и гордыню его.

Вот что произведем во врагах нашего Спасителя точным исполнением Его заповедей. Но что приобретем чрез сие мы сами? Благодать на благодать. Аще кто любит мя, слово мое соблюдет: и Отец Мой возлюбит его, и к нему приидем и обитель у него сотворим: так уверяет нас Спаситель! Сделаться обителию Отца и Сына значит возыметь в себе полное Царствие Божие. Не есть ли это счастие и блаженство самое вожделеннейшее и самое высочайшее? Не есть ли это небо на земле, и рай в душе? Аминь.

* * *

82

Произнесено в 1836 году.



Источник: Никанор, митрополит Санкт-Петербургский, Новгородский, Эстландский и Финляндский. Избранные слова и речи. Т.I. СПб, 1857. – 405 с.

Вам может быть интересно:

1. Слова и речи. Том II – Слово в день Алексия, человека Божия митрополит Никанор (Клементьевский)

2. Праздничный отдых христианина – Октябрь месяц. 22-й день. Празднование в честь казанской иконы Божией Матери протоиерей Григорий Дьяченко

4. Историческое учение об Отцах Церкви. Том II – § 188. II. Догматическое учение его. ІІІ. Труды его для истории. святитель Филарет Черниговский (Гумилевский)

5. Биографические материалы. Том I – Семинария архиепископ Никанор (Бровкович)

6. Искра Божия: книга для начальнаго чтения – Глава четвертая. География Иван Кузьмич Кондратьев

7. О православном белом и черном духовенстве в России Дмитрий Иванович Ростиславов

8. Стихотворения об истинном счастье христианина (на Новый год) и о силе Божией совершающейся в немощи архимандрит Порфирий (Виноградов)

9. Первое посещение Троицкой Лавры и Академии Высокопреосвященнейшим Леонтием (Лебединским) профессор Василий Александрович Соколов

10. Поучение в день Введения во храм Пресвятой Богородицы протоиерей Леонид Колчев

Комментарии для сайта Cackle