митрополит Никанор (Клементьевский)

Слово в день Святителя и Чудотворца Николая и в день тезоименитства Его Императорского Величества Благочестивейшего Государя Императора Николая Павловича Самодержца Всероссийского 64

Блажени миротворцы: яко тии сынове Божии нарекутся (Мф. 5 9).

Два миротворца составляют настоящее торжество. Один восстановил мир в Церкви Христовой, усмирив ее возмутителя – Ария. Это Святитель и Чудотворец Николай. Другой водворил мир в Царстве Польском, укротив возмутителей общественного порядка: это – Благочестивейший Император Николай Павлович.

Миротворцы нарекутся сынами Божиими. И здесь на земле Господь особенно благоволит к ним, даруя силу и крепость обуздывать нарушителей мира Божия, и там на небе обещает преимущественное достоинство, славу и честь. Побеждающему дам сести на престоле Моем, якоже Аз победих и седох со Отцем Моим на престоле Его (Откр. 3:21).

Тем не менее блаженны и те, которым даруется мир Божий. Св. Церковь возрадовалась, услышав об осуждении ересеначальника с его сообщниками и нарекла твердого защитника православия – Николая правилом веры. Так и все верноподданные Царя Николая радовались, узиав о прекращении мятежа и брани в соплеменном народе и приносили радостную дань хвалы и благодарения защитнику законной власти Царю Николаю.

Св. Николай не престает и ныне испрашивать у Бога благословение мира Христовой Церкви, колеблемой соблазнами мира; не престает и Царь наш утверждать благо мира везде, особенно же там, где колеблют его искушения злоумышленников. Наш долг, сынове Церкви и отечества, содействовать благословению Святителя соблюдением единства в вере, а благоволению к нам Царя сохранением в самих себе мира внутреннего.

Обратим внимание на потребность мира внутреннего.

Мир внутренний состоит в спокойствии совести. Если мирна она, то спокойна и душа. Мир совести есть мир души: и трудно ли сделать совесть спокойною? – Стоит только советоваться с нею, что можно делать и чего нельзя. Ибо все то, что делается с одобрения совести, приносит удовольствие и радость, а что вопреки ее совершается, производит в душе смятение, безпорядок и скорбь. – Не думай оправдывать себя незнанием закона в преступном деле: в нас есть закон Божий – совесть. Не думай скрыть свое преступление и избегнуть суда: наша совесть есть внутренний свидетель и судия. Тот мир, которым наслаждаются любимцы мира, есть одно усыпление совести, то спокойствие, в котором говорит богач: душе моя, имаши блага многа, лежаща на лета многа, почивай, яждь, пий и веселися (Лк. 12:19), – это спокойствие есть только временное самозабвение. Совесть молчит до времени. Она не преминет восстать против невнимательных к ее гласу со всею силою обличения.

Мир души происходит от умерщвления страстей. Доколе они владычествуют, дотоле нет в душе мира. Она страдает под их правлением и мучится. Но возможно ли умерщвление их? Если бы не имели мы примеров, могли бы усумниться в возможности. Но сколько было св. мужей, распявших свою плоть со страстьми и похотьми! Сколько было праведников, наслаждавшихся полным миром среди самых жесточайших гонений! – Путь проложен: не сомневайтесь идти по нем! Несчастиями, скорбьми и лишениями умертвишь и ты свои страсти и насладишься миром Божиим. Правда, невозможно умертвить все страсти вдруг, да и кто сего требует? Но можно умертвить одну за другою.

Духовный мир состоит в общении с Богом; а общение с Богом принадлежит вере и любви. Когда удаляем от себя все предметы, запрещенные в законе Божием, оставляем все желания, противные воле Божией, освобождаем себя от всех внутренних беспокойств, которые не относятся к исполнению необходимых обязанностей звания, обращаем все свои мысли к единому Богу и ищем одного Бога: тогда не можем не наслаждаться в полной мере миром Божиим. И что может возмутить этот мир? – Нищета, презрение, несчастие, внешнее и внутреннее страдание? – Если будем смотреть на все бедствия, как на благодеяния Божии, которые Он посылает Своим возлюбленным чадам для их же блага, то будем радоваться в своих страданиях так же, как радовался Апостол.

Благо духовного мира весьма важно и драгоценно. Вспомним, что говорит Иисус Христос в утешение Своим ученикам, вступая в путь креста? Мир оставляю вам, мир Мой даю вам (Ин. 14:27). Чем приветствовал их, сретив их по воскресении? Прииде Иисус и ста посреде их и глагола им: мир вам (Ин. 20:19). Что завещавает им, посылая во грады и веси на всемирную проповедь? В он же аще колиждо град или весь внидете: входяще в дом, целуйте его, глаголюще: мир дому сему (Мф. 10:11–12). – Царь Давид говорит: несть мира в костех моих от лица грех моих (Пс. 37:4). А что должны говорить мы: обремененные грехами? – Господи Боже наш, мир даждь нам.

Мир внутренний есть основание мира внешнего – гражданского. Где люди сдружились с страстями и пороками, там общественный мир непрочен и ненадежен. Вулканический огонь, скопляясь более и более, вырывается наконец из земли и истребляет всякое противодействие. Так человеческие страсти, усиливаясь время от времени более и более, возгораются наконец и разрушают общественную тишину и порядок.

Подлинно, сколько зол в мире, которые суть непосредственные следствия страстей человеческих! Ярость, гнев, не доводят ли часто человека до ссор и браней? Страсть к хищению не причиняет ли другим постыдную и безвременную жизнь? От чего происходят у нас раздоры и распри? говорит св. Иаков. Не от того ли, что вожделения ваши воюют в членах ваших (Иак. 4:1)? – Из того же гибельного источника происходит много и других зол и бедствий, которым подвергаются люди. Если мы исследуем их до самого их начала, то найдем, что они суть естественные следствия человеческих страстей. От чего быстро исчезают и падают многии царства? – Причину знает истинная мудрость: правда возвышает язык, умаляют же племена греси (Притч. 14:34).

Что особенно вредно и пагубно для общественного благоустройства? Что развращает добрые нравы в народе? – Вольнодумство и неверие. Что приводит его в расслабление и бедность? Роскошь, нега и праздность. Что ниспровергает общественный покой и порядок? Страсть к независимости, столько же безрассудной, сколько и гибельной. Как не пресекать пагубного учения, противного духу единой истинной и спасительной веры, как не обуздывать пороков, приводящих в бессилие и бедность, и не поставлять оплота стремлению к вольности? – Посмотрим на семейство: мирно ли оно, имея детей непокорных и непослушных? Богато ли, предаваясь роскоши и неге? Счастливо ли, занимаясь делами нечестия?

Благочестивейший Государь Император ничего не желает более, как того, чтобы мы были мирны, довольны, счастливы. От нас зависит побеждать врагов, воюющих на душу, и устроят в себе мир духовный: долг Царя и обязанность спасать, утверждать мир общественный.

Заключаю слово мое благожеланием Апостола: Благодать Господа нашего Иисуса Христа со духом вашим, братие (Гал. 6:18). И мир Божий, превосходяй всяк ум, да соблюдет сердца ваша и разумения ваша о Христе Иисусе (Флп. 4:7). Сам Господь мира да утвердит мир во всяком сердце. Аминь.

* * *

64

Говорено 6-го декабря 1838 года.


Источник: Избранные слова и речи высокопреосвященнейшего Никанора, митрополита Новгородского. В 3 Томах. / С.-Петербургского, Эстляндского и Финляндского : Т. 2-. Слова на праздники Господские и Богородичные и на Дни святых. / Санкт-Петербург : Типография Морского министерства, 1857. 461 с.

Комментарии для сайта Cackle