митрополит Никанор (Клементьевский)

Слово в день Святителя и Чудотворца Николая 66

Два великие миротворца составляют настоящее торжество. Один воcстановил мир в Церкви Христовой, усмирив и обуздав возмутителя ее, ересеначальника Ария: это – Святитель и Чудотворец Николай. Другого царствование ознаменовал Господь прекращением так называемой унии, разделявшей более двух веков единокровное и единоверное русское семейство, и возвращением более двух миллионов людей в обятия Вселенской православной Церкви: это царствование тезоименитого Благочестивейшего Государя Николая Павловича.

Миротворцы суть сынове Божии, потому что Бог наш есть Бог мира (Евр. 13:20). И здесь – на земле Он особенно благоволит к миротворцам, даруя им силу и крепость обуздывать нарушителей мира Божия, и там – на небеси обещает преимущественное достоинство, славу и честь. Побеждающему, говорит Господь Иисус, дам сести на престоле Моем, якоже Аз победил и седох со Отцем Моим на престоле Его (Откр. 3:21).

Тем не менее достойны названия сынов Божиих и те, которым даруется мир Божий, потому что удостаиваются дара Божия. Тем не менее блаженны они, что благо мира одно из благ царствия Божия. Царствие Божие несть брашно и питие, но правда и мир, и радость о Дусе Святе (Рим. 14:17).

Великий Святитель и Чудотворец Николай не престает и ныне испрашивать на небе благословение мира Христовой Церкви. Не престает соименный ему Благочестивейший Монарх наш утверждать и распространять благо мира в народе, Ему Богом врученном. Останемся ли мы, сынове Церкви и отечества, без благоговейного внимания к их благотворным действиям? – Не должны ли содействовать благим споспешникам и наставникам мира общественного делами правды? Не должны ли быть сами миротворцами? – Размыслим в честь настоящего торжества.

Так! – Не одни Цари и Пастыри Церкви должны быть нашими миротворцами, но и каждый обязан быть таковым в себе самом. Не брань ли, не война ли жизнь человека на земле? Если война, то мира нет в войне. И подлинно, кто из нас имеет его в сем мире? Царь Пророк, согбенный под бременем брани своего духа с своею плотию, взывал: несть мира в костех моих от лица грех моих (Пс. 37:4). А Павел слышал и видел глазами сию брань: вижду ин закон воюющ во удех моих противу закона ума моего, говорит он (Рим. 7:23). Если сии святые Божии человецы нуждались во внутреннем мире: то мы ли дерзнем похвалиться миром? – Разум спорит и не согласуется с верою; а вера обличает мудрование разума. Мысли восстают против желаний, а желания противятся мыслям. Что же сказать о злых наклонностях и страстях? О! они не дают покоя ни днем, ни ночью тому, кто подчинил себя их власти и действию.

Судите же после сего, есть ли мир в нашем сердце и может ли быть среди наших страстей? Если не может, то не должно ли пещись об укрощении страстей? – Но чем укротим? Тем, если мало-по-малу станем отнимать у них любимую пищу их и давать им горькую и невкусную, снимать с них одеяние роскоши и тщеславия и облекать в ризу смирения и нищеты, – тем, если дадим нашему духу право господствовать над чувствованиями, пожеланиями и привычками плоти. Тогда, по исполнении этих условий, мы начнем водворять мир между плотию и разумом, тогда соделаемся миротворцами.

Правда, не легко быть миротворцем ума и сердца. Легче иногда умиротворить враждующий народ, нежели заставить молчать свои прихоти и страсти. Но это есть главная обязанность христианина, который принял на себя иго Христово. Когда святая вера господствует в душе, когда покоряется ей наш разум и следует ее внушениям: тогда мы не можем чувствовать никакого затруднения, но и среди самой брани предвкушаем мир Божий. Какое искушение может обеспокоить и смутить нас? Ничто не может расстроить сердце, когда оно исполнено живой и твердой уверенности, что Господь всегда присущ нам Своею благодатною силою, и что как Он Сам победил все искушения, так и мы должны их побеждать Его победою.

Чтобы стяжать мир Божий, нужно распять плоть свою со страстями, а чтобы сохранить мир, надобно оградить себя делами правды. Кто поступает и действует по закону, тот никогда не потеряет мира в своей совести. Пусть обнесут имя его за правду, пусть осыплют его клеветами и злоречием: все это ничего не значит пред правдою и истиною. Мало ли что говорили враги Христовы о Его Апостолах? Мало ли что делали с ними? И однако ж они не преставали любить врагов своих, благословлять кленущих и творить добро своим злодеям. Были ли гонимы, мучимы? Они радовались в страданиях и утешались в скорбях. Таковы дела правды! – И будут дела правды мир, говорит Пророк, и одержит правда покой и уповающе будут до века (Ис. 32:17). И подлинно, для чего закон предписывает нам дела правды? – Дабы мы приобретали мир и ограждались. Для чего заповедано: не укради? – Дабы дела правды приносили тебе покой, дабы дела неправды не похитили у тебя мира. Для чего запрещено убийство? Дабы твоя жизнь была предохранена от насилия. Лжесвидетельство? Злословие? Дабы мы не страдали от клеветы и злоречия. Желать зла и мыслить злое? Дабы злые желания не мучили твоего сердца, дабы злые мысли не оскверняли и не занимали твоего ума. Видишь ли, возлюбленный, как драгоценны для Бога твой мир и покой? – Для безмятежного наслаждения сими истинными благами Он дал тебе закон правды. Не ленись исполнять его, если желаешь быть миротворцем.

Кто не желает мира? – И самые враги мира ищут мира. Почему же немногие наслаждаются оным? Потому что немногие разумеют, в чем он состоит. Например мы сражаемся с бедностию. Чтобы примириться с нуждами и недостатками, мы стараемся завоевать обилие. Но примиримся ли, если завоюем? Не породит ли оно в нас более нужд и более забот? Чтобы примириться с ними, мы домогаемся занять какое-нибудь возвышенное место в общественной службе. Но примиримся ли, достигнув искомых нами почестей? Не заставит ли новая почесть преследовать другое более почетное звание? Желания наши ненасытимы. Ничто земное не удовлетворит их и не успокоит. Для честолюбия не станет жизни, для корыстолюбия золотые горы недостаточны. Чтобы иметь истинный мир, надобно идти путем правды и почерпать его в Источнике мира – в Боге.

Кто имеет мир с самим собою, с своими мыслями и желаниями, тот не может не жить в мире и согласии с ближними. Мир душевный есть источник мира общественного. Когда все члены семейства суть миротворцы, то какое благоустройство царствует в целом семействе! Когда все люди приняли в себя мир внутренний: то какое благоденствие бывает в целом народе! – Высокий пример взаимного мира и согласия видим у христиан первенствующей Церкви, у которых было одно сердце и одна душа. Какие великие блага проистекают из сего единения верующих! В книге Деяний повествуется, что на всех верующих, составлявших это святое общество, была великая благодать: не было между ними ни одного бедного, каждому давалось, в чем кто имел нужду, – не бяше нищ ни един в них (Деян. 4:34). Напротив, сколь велики и многочисленны пагубные действия, происходящие от недостатка взаимного мира между людьми, или зависти, распрей и раздоров. Идеже зависть и рвение, ту нестроение и всякая зла вещь, говорит Апостол (Иак. 3:16).

Миротворец в самом себе должен быть миротворцем и в других. Если мир с ближними каким-нибудь образом нарушен, то появившееся отсюда несогласие он старается потушить. Причинил кто ему оскорбление? старается испросить прощение и вознаградить, сколько возможно, за обиду. Причинил ему кто обиду? Он не раздражается, но согрешившему ближнему прощает его немощи, свойственные всем людям, снисходит и забывает. Если ближний упорно отвергает примирение, то в сем случае миротворец питает к нему благорасположение.

Впрочем христианская обязанность иметь мир со всеми не требует того, чтобы мы соглашались с злыми мыслями, намерениями и действиями ближнего. Напротив, Апостол Павел заповедует христианам не приобщаться к делам неплодным тьмы, паче же обличать (Еф. 5:11). Люби врага, но не делай того, что он делает; благословляй кленущего, но не поноси его; благотвори ненавидящим тебя и гонящим, но не злобствуй и не мсти. Не побежден бывай от зла, но побеждай благим злое – вот заповедь Нового Завета (Рим. 12:21). О! если бы святая заповедь сохранялась верно всегда и везде! – Были ли бы тогда распри и раздоры между людьми, грабежи и убийства? – Но к сожалению между христианами более соблюдается та заповедь, которая была допущена только по жестокосердию народа, именно: око за око, зуб за зуб. И потому редко, очень редко можно найти на земле мир, коим должны быть связаны истинные последователи Христовы. Если он существует, то большею частию существует на устах, а не в сердце, в словах, а не в делах.

Россияне! никто столько не желает нам мира Божия, как тезоименитый Благочестивейший Государь наш, и никто столько не печется о благе мира, как Он. Все действия Его царственного ума и державной воли обращены к сохранению и утверждению мира общественного. Пролием теплые молитвы пред великим Угодником Божиим Николаем в благодарность нашу к Царю нашему за Его истинно-отеческое попечение о нашем благоденствии, да осеняет он благодатным покровом возлюбленного Монарха нашего, да ниспосылает небесное благословение на царство, да утверждает в нем мир и тишину. Аминь.

* * *

66

Произнесено 6-го декабря 1841 года.



Источник: Избранные слова и речи высокопреосвященнейшего Никанора, митрополита Новгородского. В 3 Томах. / С.-Петербургского, Эстляндского и Финляндского : Т. 2-. Слова на праздники Господские и Богородичные и на Дни святых. / Санкт-Петербург : Типография Морского министерства, 1857. 461 с.

Вам может быть интересно:

1. Православная Богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь. Том XII – Колмодин Олав профессор Александр Павлович Лопухин

2. Собрание слов. Том II – Отделение VI. Слова и речи на разные случаи митрополит Сергий (Ляпидевский)

3. Простые и краткие поучения. Том 2 протоиерей Василий Бандаков

4. Sermons – Miracles of Christ on the sabbath day Антоний, митрополит Су́рожский

5. Слова и речи. Том I – Слово в неделю самаряныни митрополит Никанор (Клементьевский)

6. Письма – 235. Частые отлучки из обители не душеполезны преподобный Антоний Оптинский (Путилов)

7. Словарь о бывших в России писателях духовного чина Греко-российской церкви – Кирилл I митрополит Евгений (Болховитинов)

8. Путешествие по святым местам русским. Часть 2 Андрей Николаевич Муравьёв

9. Библейская энциклопедия – Шагацима архимандрит Никифор (Бажанов)

10. Послания – Послание 235(423). Чаду Ипатию преподобный Феодор Студит

Комментарии для сайта Cackle