митрополит Никанор (Клементьевский)

Слово в день Святителя и Чудотворца Николая 65

И ины овцы имам, яже не суть от двора сего: и тыя Ми подобает привести (Ин. 10:16).

Сии слова Христовы беру я из Евангелия, которое читается ныне во время молебного пения. Не оставим сих слов, сынове церкви и Отечества, без внимания, торжествуя тезоименитство Благочестивейшего Государя нашего Императора Николая Павловича. В них заключается основание той молитвы, которую св. Церковь воссылает ежедневно к Богу о соединении церквей, и в них находят для себя святое побуждение Помазанники Христовы призывать пастырей Церкви к утверждению и распространению единства веры в своих паствах.

Думаете ли, братия, что молитва Церкви остается бесплодною? и попечения Благочестивейших Царей о умножении чад Церкви – бесполезными? усердие и ревность пастырей – напрасными? – Нет. Пастыреначальник наш Иисус Христос собирал и будет собирать овец во едино стадо и таких, которые никогда не принадлежали ко двору Его, и таких, которые были отторгнуты от Него насилием, либо обстоятельствами.

Объясним сию истину несколькими событиями прошедшего и настоящего столетий.

Царь царствующих и Господь господствующих, Иисус Христос, Который есть единый и единственный Пастырь и единственная Глава церкви, содержа в руке Своей сердца царей, делает их орудиями Своего попечения о распространении царства Божия на земле. Так в царствование Императора Петра I просвещены учением Евангельским до 40,000 душ из Татар, Монголов, Вогуличей и Остяков, и воздвигнуты для них 37 церквей. – В царствование Императрицы Елизаветы Петровны Мордва, Зыряне, Черемисы, Чуваши и Вотяки, жившие в губерниях Вятской, Казанской, Симбирской и Нижегородской, и преданные разным родам идолопоклонства, пастырскими наставлениями проповедников веры обращены к православной Церкви. – В царствование Императрицы Екатерины II Церковь приобрела новых членов из магометан и идолопоклонников в Астраханской губернии. Все сии обращения в православную веру не суть ли повременные исполнения слов Христовых: и ины овцы имам, яже не суть от двора сего; и тыя Ми подобает привести? (Ин. 10:16) Он сказал и исполняет слово Свое, мало-по-малу собирая овец в едино стадо.

Но что располагает людей необразованных, диких и грубых принимать к себе с кротостию и тихостию проповедников веры и благочестия? – Невидимое присутствие Господне. И глас Мой услышат. Что заставляет людей буйных и непокорных внимать Евангелию, покоряться истине, исправлять нравы, обычаи, наклонности? – То же присутствие. И глас Мой услышат. Что влекло миллионы людей к спасительным водам крещения? – То же присутствие. И глас Мой услышат. Вот, сколь жив и действен глас Господа Иисуса, сколь проницателен и благотворен бывает в избранных пастырях и учителях Церкви. У них нет иного оружия, кроме оружия слова Божия, иной политики, кроме смирения Евангельского, другого обещания, кроме благ духовных и небесных, другой угрозы, кроме вечных мучений. Такими-то средствами собирали и собирают Пастыри заблудших овец в одно стадо, под один кров матери нашей Церкви! – Удивительно! Сердце человеческое легко убеждается в том, что ему нравится, но оно сильно восстает против правды, которая ему противна. Как же могло найти себе последователей учение Евангелия, несообразное с склонностями своих слушателей? – Могло: ибо не миссионеры были учителями и наставниками, но учил в них Сам Господь. И глас Мой услышат и будет едино стадо и един Пастырь – Христос (Ин. 10:16).

Такое быстрое распространение, братия, православной Веры, совершенное в прошедшем столетии без всяких почти человеческих пособий, нельзя почитать происшествием обыкновенным, или одним из тех переворотов, которые случаются иногда от силы и действия мятежных страстей. Св. Церковь в дивных победах Веры христианской над умами народов языческих всегда видела и признавала чудодейственный перст Божий; но тем не менее видела и признавала особенную ревность и попечительность Венценосцев об умножении чад своих: их благочестие устрояло храмы посреди обращенных народов, их мудростию подавались средства к прочному утверждению новых чад Церкви в христианском благочестии, их могуществом отклонялись случаи, могущие повредить благосостоянию Церкви и затруднять преспеяние благочестия. – Давно ли после сего, что Церковь всегда творит о наших Царях память во дни их рождения и преставления?

Перейдем в настоящее столетие. Случалось вам слышать или читать об успехах православия во дни царствования Александра Благословенного? – А их было много. При нем иноземное воспитание стремилось было к ослаблению внешнего Богослужения и какой скорби подвергалась бы Церковь, если бы успело в своих замыслах! Но прозорливостию помазанника Божия вольномыслие остановлено и прекращено. При Нем, с Божиею помощию, начало оказывать благословенные успехи дело воссоединения староверов с правоверующими, в обращении молитвенных домов в действительные Церкви и в принятии действительных священников вместо наемных и бродяг, лишенных за пороки священнического сана. При нем воздымало было свою главу жалкое своеволие, не умеющее ценить, как должно, всех благ повиновения законам Церкви и правительства, но его могуществом обузданы и смирены. При нем положено прочное основание истинному и просвещенному воспитанию в духовных училищах. Но можно ли исчислить все доверия Александра Благословенного, совершенные в пользу Церкви? Скажем одно: никто из предшественников так не прославил и не возвысил православную Церковь в глазах иноверцев, как Александр!

Обратим взор на царственные заслуги Благочестивейшего Государя нашего Императора Николая I, неусыпно заботящегося о пользах Церкви. Не преимущественно ли пред другими он поставлен орудием благого промысла Божия о Церкви? Не особенно ли чрез Него Господь предопределил собирать овец во едино стадо?

Так, Николай I, находя нужным и полезным для Церкви, умножил число епархий, сообразно числу губерний, и даровал каждой епархии особого архипастыря. И для чего же? Дабы удобнее можно было видеть состояние пасомых, надзирать за преспеянием в вере и благочестии и управлять ими, дабы и силою слова своего и примером жизни своей обращать заблуждающих на путь истины и умножать чад Церкви. Не великое ли это благо для Церкви? – Он усилил и распространил способы и средства к обращению раскольников в недра Церкви. И ни в какое время так много не обращалось к единоверию, как во дни царствования Его. – Наконец, чему положила начало Екатерина II, тому Бог судил совершиться во дни Николая I. Так уния, начавшаяся в конце шестнадцатого столетия, кончила бытие свое в нынешнем году. Более двух миллионов единокровных братий наших возвратились в недра прежней своей матери, православной Церкви. Кто не возблагодарит из нас, братия, небесного Пастыреначальника за приведение толикого числа овец в единое стадо? Разве тот, кто принадлежит к иному стаду и имеет самочинных Пастырей.

Но между тем в обширной державе Благочестивейшего Императора нашего много еще есть овец, яже не суть от двора сего! Но рано или поздно и тех приведет в единое стадо Господь Иисус. Нам только остается просить и молить Его о мире всего мира, о благосостоянии Святых Божиих Церквей и соединении всех. Словесные овцы приведутся во двор. Они пойдут сами, по убеждению совести.

При виде того, как под одним щитом правления одного благочестивейшего Отца отечества не все едино мудрствуют в вере и не все едино чувствуют, приходит некоторым ревнителям православия та мысль: почему же не заботятся, чтобы все имели одну веру, Богослужение, одного Господа Иисуса? – Припомните, что Иисус Христос сказал некогда двоим ученикам Своим, которые, огорчившись на Самарян за непринятие ими Спасителя, предлагали Ему свести огонь с неба и потребить их: не сеете коего духа есте вы; Сын бо человеческий не прииде душ человеческих погубити, но спасти (Лк. 9:54–56). Не тоже ли самое можем сказать и ныне желающим привести всех к единоверию человеческими средствами? – Кого Он терпит, того должны терпеть и мы, моля о заблуждающих Пастыря и Посетителя душ; что Он допускает, то должны допускать и мы, вразумляя, по мере сил, и привлекая заблуждающих в недра Церкви словом убеждения братской любви, примером доброй жизни и пр.

Господи! Приими нашу усердную молитву о здравии и долгоденствии Царя нашего, вспомошествуй Ему Своею благодатию в утверждении веры и благочестия в народе и содействуй в распространении успехов православия. Аминь.

* * *

65

Произнесено 6-го декабря 1839 года.



Источник: Избранные слова и речи высокопреосвященнейшего Никанора, митрополита Новгородского. В 3 Томах. / С.-Петербургского, Эстляндского и Финляндского : Т. 2-. Слова на праздники Господские и Богородичные и на Дни святых. / Санкт-Петербург : Типография Морского министерства, 1857. 461 с.

Вам может быть интересно:

1. Собрание слов. Том II – Отделение дополнительное митрополит Сергий (Ляпидевский)

2. Слова и речи. Том I – Слово в неделю о слепом митрополит Никанор (Клементьевский)

3. Слова и речи святителя Иннокентия, епископа Пензенского и Саратовского – Слово по избрании судьей от Санкт-Петербургского дворянства святитель Иннокентий (Смирнов) Пензенский

4. Письма и статьи – РОЖДЕСТВЕHСКОЕ ПОСЛАHИЕ ЦЕРКВИ ОДЕССКОЙ священномученик Онуфрий (Гагалюк)

5. Всеобъемлющее собрание (Пандекты) Богодухновенных Святых Писаний – Слово 125. О ча янии будущего преподобный Антиох Палестинский

6. Огласительные поучения и завещание – Поучение 40 преподобный Феодор Студит

7. Слова на первую седмицу Великого поста – Слово во вторник недели 1-й Великого поста, на часах cвятитель Иннокентий, архиепископ Херсонский и Таврический

8. Поучения и слова – 24. Поучение второе на день памяти святого великомученика Димитрия святитель Димитрий Ростовский

9. Хиландарский устав – Заключительные наставления святитель Савва Сербский

10. Слово при освящении придела св. Иоанна Воина в Церкви Живоначальной Троицы, на Капельках, 28 декабря 1908 года. О причинах безцерковья священномученик Владимир (Богоявленский)

Комментарии для сайта Cackle