митрополит Никанор (Клементьевский)

Слово в день Святителя и Чудотворца Николая 67

И сия есть победа, победившая мир, вера наша (1Ин. 5:4).

Два празднества совершаем мы ныне, почтенные слушатели, одно в память великого Святителя и Чудотворца Николая, другое в честь тезоименитого Ему Благочестивейшего Государя нашего Императора Николая Павловича. Прославляя угодника Христова, мы просим Его, да не престает быть Ангелом хранителем Царя нашего, Его наставником и помощником в делах Царственного служения, Его молитвенником и ходатаем на небе у престола Всевышнего; а принося молитву о здравии и спасении Царя нашего, молим Бога, да не престает более и более озарять Его светом благодати Своей и умудрять для вящшего просвещения народа, обновлять и укреплять в силах для благоденствия России.

При слиянии двух празднеств в одно торжество Церкви и отечества – о чем будем беседовать в сии торжественные минуты? – Я не нахожу приличнее предмета, как той самой веры, за которую Церковь прославляет Великого Святителя. – Говоря о сей вере, увидим, что она и ныне также спасительна и победоносна.

Вера есть первый и важнейший дар в Царстве Христовом. Она сообщается нам в слове Божием, которое, быв принято в сердце и сохраняемо, становится силою, просвещающею наш мрачный ум светом Божественной истины и согревающею наше хладное сердце теплотою любви Божией. Кто имеет сию веру, тот владеет силою укрощать свою плоть, обуздывать страсти и побеждать соблазны мира, тот наслаждается спокойствием в духе и довольством в сердце.

Спасительная сила веры ощутительна в разных обстоятельствах жизни. Наслаждаемся ли мы здоровьем? – Вера внушает умеренность. Страдаем ли какою болезнию? – Вера возбуждает в нас молитву к небесному Врачу душ и телес. Если мы богаты, она делает нас благотворительными; если бедны, – терпеливыми. В счастии заставляет благодарить Бога а в несчастии – приносить раскаяние во грехах и молить о прощении: словом, всякое благо и всякое зло обращает она в средство к нашему спасению.

Тем не менее можно видеть и победоносную силу веры. Восстает ли какая страсть? – Она побеждает противодействующею ей добродетелию, гордость – смирением, гнев – кротостию, злобу – любовию, сластолюбие – воздержанием. Приходит ли земная мудрость с какими недоумениями к какой-либо христианской истине? – Она разрешает и озаряет темные понятия мудрости. Предстанет ли вольнодумство с дерзким каким возражением? – Она обличает ложь и внушает благоговение к истине. Таковы сила и действия веры!

О, если бы сия спасительная вера всегда одушевляла всех и каждого! Какое спокойствие господствовало бы в умах, и какая любовь царствовала бы в сердцах! Не показывалось бы на свет вольнодумство и суемудрие! Не слышались бы распри и раздоры между христианами!

Чтобы утвердить веру в христианах, нужно как можно чаще напоминать им о сохранении веры, как существенной потребности нашего спасения: без веры невозможно угодить Богу, учит Апостол (Евр. 11:6). Ныне нет гонений за веру? – Но есть много произведений лжеименного разума, опасных для немощных в вере. Ныне не воздвигаются идольскии капища? – Но устрояется кумир человеческих страстей, измышляющих пути к счастию жизни помимо веры. Конечно, сие зло не опасно для твердых в правой вере: ибо они веруют всем сердцем в учреждение властей земных, как в учреждение Божие; но между твердыми могут быть и немощные в вере.

Говорят о каком-то равенстве! Св. вера нигде не учит равенству; напротив, заповедует: воздадите всем должная: емуже убо урок, урок; а емуже дань, дань; а емуже страх, страх, и емуже честь, честь (Рим. 13:7). Равенство невозможно. Его нет ни в мире духовном: овому даде Господь пять талантов, овому два, овому един (Мф. 25:15); его нет ни в мире физическом: одно существо поставлено выше другого, одно с большими силами и преимуществами, другое с меньшими, одно служит, другое управляет; нет и в гражданском мире: родители старше своих детей; люди высшего происхождения почтеннее людей, рожденных в низшем звании; мужи ученые полезнее людей без всякого образования; нет даже на небе: как звезда разнствует от звезды во славе, так и святые Божии отличаются друг от друга степенями славы и блаженства.

Толкуют о свободе! Св. вера нигде не говорит, чтобы повиновение властям предержащим было невольничеством и рабством: напротив, считает за повиновение Самому Господу, основывает не на страхе наказаний, но на внутреннем убеждении, показывает благую цель, для которой поставляются власти, для наказания злых и для награждения добрых, и заставляет поступать свободно. В самом деле, неужели дети, состоя под властию родителей, ученики – под руководством наставников, облагодетельствованные – под распоряжениями своих благодетелей и покровителей, неужели они считают себя рабами и невольниками? – Они свободны. Подобным образом, неужели и мы, находясь в должном повиновении предержащим властям, не можем быть ревностными исполнителями христианских обязанностей, возрастать и преуспевать в вере и благочестии? – Мы свободны. Неужели, исполняя гражданские обязанности и неся общественные повинности, стесняемся в приобретении средств и способов к улучшению своего содержания? – Мы свободны. Чего же хотят под названием свободы? Если желают свободы духа от греха и страстей: такое желание угодно Богу, хотя и оно не может вполне совершиться: потому что мы находимся в непрерывной борьбе с искушениями плоти и мира: аще речем, греха неимами, себе прельщаем, и истины несть в нас, говорит Апостол (1Ин. 1:8); а если хотят вольности своим страстям: то пусть вспомнят о тех ужаснейших злодеяниях, которые произвело некогда безначалие в одном из европейских государств, – о тех ужасных казнях, какие пали на свободные в деле греха грады – Содому и Гоморру. И это свобода! – Не лучше ли назвать порабощением буйству страстей и постыднейшим уничижением человечества?

Проповедуют всеобщую братскую любовь! Св. вера заповедует Царю и подданному: возлюбиши ближняго твоего яко сам себе (Мк. 12:31). Подданный есть ближний Царю, а Царь есть ближний подданному. Царь любит подданного, как сам себя; равно и подданный обязан любить Царя тою же мерою любви к самому себе. Но Царь может назвать его своим другом: может ли назвать Царя тем же именем подданный? – Господь Иисус называл Своих учеников братьями и друзьями, но они Его – никогда. Любовь высших к низшим открывается в чувствах отеческих и братских; но любовь низших к высшим выражается в чувствах сыновних, с благоговением и уважением.

Видите, христиане, предметы, которыми дух лести и злобы старается поколебать в слабых веру: еда неверствие веру Божию упразднит? Да не будет! (Рим. 3:3–4) Наша вера в божественное происхождение властей предержащих есть вера Божия. Она дарована нам в слове Божием, которое говорит: несть власть аще не от Бога; сущия же власти от Бога учинены суть (Рим. 13:1); убеждает нас в премудром попечении Божием о человеке и любви к нему, по которой он, если не повинуется закону Творца из любви и доброй воли, то приводится к тому благодетельною властию, не допускающею его до погибели; и поощряет нас примером нашего Спасителя, который, быв Царем Царей и Господем Господствующих, соблаговолил написаться и быть в числе подданных Кесаря Римского, почтил власть Пилата, как данную ему свыше, и объявлял всенародно, что и чада Авраамля, чада Божия, обязаны воздавать Кесарева Кесареви, как и Божия Богови.

Много, очень много имела у себя врагов христианская вера; но что они сделали ей? Более утвердили и глубже укоренили в ней верующих. Что сказано о Церкви Христовой, то можно сказать и о вере: и врата адова не одолеют ей (Мф. 16:18). И ныне, когда вольномыслие, под ложною личиною Евангельского учения о всеобщем братстве, стремится потрясти престолы Владык земных, и ныне победившая мир вера наша, победит и восторжествует над всеми усилиями нечестия и неверия! Блажен народ, который утвержден в вере! Господь дает ему силу и богатство, Господь благословляет его миром.

Св. вера в нашем отечестве была всегда спасительна и победоносна. Не ею ли сохранило оно свою целость и единство во времена разделений? Устояло, более утвердилось и очистилось среди тяжких искушений? Побеждало врагов и обращало в бегство полки чуждых? Не на ней ли основалось и возросло наше просвещение? – Создалось нынешнее величие силы и могущества России?

Возблагодарим Господа, даровавшего нам сию св. веру, и помолимся, да утверждается она более и более в нашем отечестве, как основание благоденствия нашего, как победа, победившая и побеждающая мир. Аминь.

* * *

67

Произнесено 6-го декабря 1843 года.



Источник: Избранные слова и речи высокопреосвященнейшего Никанора, митрополита Новгородского. В 3 Томах. / С.-Петербургского, Эстляндского и Финляндского : Т. 2-. Слова на праздники Господские и Богородичные и на Дни святых. / Санкт-Петербург : Типография Морского министерства, 1857. 461 с.

Вам может быть интересно:

1. Собрание слов. Том II – Отделение дополнительное митрополит Сергий (Ляпидевский)

2. Слова и речи. Том I – Слово в неделю о слепом митрополит Никанор (Клементьевский)

3. Письма – 418. Смирение – на все победа. Всякое доброе дело трудом и потом снискивается преподобный Иосиф Оптинский (Литовкин)

4. По поводу материалов для русской библиографии, собранных Н.Н. Батышем-Каменским Сергей Алексеевич Белокуров

5. Собрание сочинений. Том 5 – Пастырское увещание. Божиею милостию смиренный Амвросий Архиепископ Харьковский и Ахтырский православным христианам Харьковской... архиепископ Амвросий (Ключарев)

6. Историческое учение об Отцах Церкви. Том II – § 155. Характер св. Григория как догматиста; замечание о двух спорных пунктах в его учении. святитель Филарет Черниговский (Гумилевский)

7. Духовные рассуждения и нравственные уроки схиархимандрита Иоанна (Маслова) – Размышление схиархимандрит Иоанн (Маслов)

8. Слова и речи святителя Иннокентия, епископа Пензенского и Саратовского – СЛОВО В ДЕНЬ ТЕЗОИМЕНИТСТВА ВЕЛИКОГО КНЯЗЯ КОНСТАНТИНА ПАВЛОВИЧА святитель Иннокентий (Смирнов) Пензенский

9. Отечник Проповедника – Правдивость игумен Марк (Лозинский)

10. Проект реформы духовно-учебных заведений Павел Васильевич Левитов

Комментарии для сайта Cackle