Отдел первый. О Боге, как Творце мира
§ 2. Разделение этого учения
Первым действием Божиим в отношении Его ко всему бытию конечному было сотворение самого этого бытия. Бог, учит церковь, есть «Творец небу и земли, видимым же всем и невидимым» т. е. всей совокупности бытия конечного, состоящего из невидимого мира бесплотных духов, мира видимого или вещественного и человека, – существа чувственно-духовного, по одной стороне своей природы примыкающего к миру духовному, а по другой к вещественному 19. Учение о том, что Бог есть Творец всего мира, – один из основных догматов христианства, с которым тесно связано и учение о Боге (догматы о Боге, как личном Духе, о Св. Троице и учение о богопознании вообще), и учение о всем домостроительстве человеческого спасения. С принятием или неприятием этого догмата изменяются все наши воззрения на Бога и мир, на наше положение в мире и нравственное назначение.
В учении откровения и церкви о Боге, как Творце мира, предлагается разрешение как всех существеннейших общих вопросов о происхождении всего существующего, так и учение о происхождении каждого в отдельности из главнейших видов бытия сотворенного. Сообразно с этим учение о Боге Творце можно разделить на общее учение о Боге, как Творце всего существующего, и учение частное, т. е. учение о Нем, как Творце главнейших видов бытия сотворенного, именно: а) мира духовного (ангелов), б) мира видимого и в) мира малого – человека и всего рода человеческого.
* * *
«По сей то причине человек называется малым миром: ибо он носит на себе образ всего великого мира» (Прав. испов. 1 ч. 18 вопр.). Отсюда термины: микрокозм (от μικρός – малый и κόσμος – мир), прилагаемый к человеку, и макрокозм (от μακρός – длинный, большой и κόσμος), употребляемый для обозначения вселенной вообще.