Глава I. Общее учение о Боге-Промыслителе мира
§ 32. Понятие о промысле Божием, его действия и виды. Естественный и сверхъестественный образы промышления
«Промысл Божий есть непрестанное действие всемогущества, премудрости и благости Божией, которым Бог сохраняет бытие и силы тварей, направляешь их к благим целям, всякому добру вспомоществует, а возникающее чрез удаление от добра зло пресекает, или исправляет и обращает к добрым последствиям» (Простр. Катих. о 1 чл.). 234
В понятии о промысле Божием дается указание, что промысл Божий открывается преимущественно в двух действиях: сохранении и управлении. Сохранением мира называется то действие промысла Божия, которым как весь мир и все существа, в нем находящиеся, так и силы всех существ с их деятельностью поддерживаются в бытии. Управление Божие состоит в том, что Бог все действия и события как в мире вещественном, так и в мире нравственном направляет к предположенной Им цели творения. Такое различение действий промысла Божия сообразно как со свойствами сотворенного бытия, требующими неодинаковых действий Божиих на мир, так и с различиями обнаружениями промысла в ограниченных и разнообразных вещах сотворенных. Мир, как несамобытный, требует сохранения и действительно сохраняется Богом, а как несовершенный, – требует управления и действительно управляется Богом. Различением указанных действий промысла посему существенно пополняется и уясняется общее понятие о промысле Божием 235. Необходимо однако же иметь в виду, что это различение имеет значение только для нашего ограниченного разума, – и при этом условное. Само в себе промышление Божие о мире есть, без сомнение, действие единое, нераздельное. Сохраняя бытие мира и его силы, Бог единым совершенным действием вместе с сохранением и направляет течение мировой жизни к предназначенной цели, равно как направляя течение мировой жизни к достижению высших целей, ради достижения этих целей сохраняет в угодной Ему мере бытие и силы тварей. Так как, далее, состояние мира в данное время с его существами, силами и законами не есть первое и последнее назначение его, а, напротив, – он назначен к осуществлению во времени вечных намерений Божиих, то сохранение мира не есть последняя цель промышления о мире, а есть лишь только средство, при помощи которого осуществляется цель, предназначенная миру. Потому-то мир и сохраняется Богом в неизменном состоянии (in statu quo) и попускаются в нем промыслом Божиим явления разрушения и смерти. Сохранение и управление, различаемые в простом и едином промыслительном действовании Божием, как различные действия, посему не суть в строгом и собственном смысле различные и самостоятельные действия промысла Божия.
Действия всесохраняющего и всеуправляющего промысла Божия обнимают не только великие предметы мира, не только роды и виды существ, равно общие силы и законы природы, но простираются на малые вещи, на все неделимые и частные явление природы. Бог «от малого до великого знает все в точности, и о всяком творении в особенности промышляет» (Пр. Исп. 1 ч. 29 вопр.). Отсюда разделяют промысл Божий на два вида: общий и частный. Общий промысл – тот, который объемлет мир весь вообще, как совокупность всех родов существ с действующими в них силами и законами, частный – тот, который простирается на частные предметы и явление, на частные существа и на каждое из неделимых, как бы они малыми не казались.
Наконец, по образу промыслительного действования Божия в мире, различают промысл Божий естественный и сверхъестественный. Первый бывает там, где судьбы Божии приходят в исполнение по естественному течению вещей, однажды от Бога установленному, только под ведением и промыслительным надзором Божиим. Сверхъестественный образ промышления бывает там, где, по словам церковной песни, «побеждаются естества уставы», и Бог являет в ней для каких-либо высших нравственных целей Свою особенную, превышающую силы и законы природы, деятельность. Действиями сверхъестественного промышления о мире являются чудеса, о коих свидетельствует Писание и история церкви.
При изложении учения о Боге-Промыслителе вообще раскроем частнейшими чертами объясненные общие понятия о промысле Божием в связи с ложными воззрениями и существующими возражениями против учения о промысле Божием. 236
§ 33. Действительность промысла Божия вообще
Бог есть не только Творец, но и Промыслитель мира или Вседержитель. Убеждение в действительном бытии промысла Божия – убеждение столь же всеобщее в человеческом роде, как убеждение в бытии Божием, как и самая религия. Без веры в промысл невозможна никакая религия. Эта вера лежит в основе всех отношений человека к Богу, который называются религиозными. Наглядным свидетельством всеобщности веры в Бога-Промыслителя служит молитва, посредством которой человек стремится войти в живое общение с Божеством; молитва не могла бы возникнуть без уверенности в непосредственной близости Бога к миру и Его промыслительном попечении о мире. Однако сами понятия о промысле Божием не во всех религиях безошибочны и не везде достойны святости и величия существа Божия. Только откровение предлагает нам самое твердое, истинное и полное учение о Боге-Промыслителе.
I. В откровении истина о непрестанном промыслительном действовании Божием выражена ясно. Оно свидетельствует, что Бог почил в день седьмый от всех дел Своих, которые делал (Быт.2:2), т. е. от дел творения, но не остался бездеятельным и безучастным зрителем Им сотворенного мира, не прекратил связи со Своим творением. И. Христос, отвечая иудеям, обвинявшим Его (на основании неправильного понимания Быт.2:2; Исх.20:10) В нарушении субботнего покоя, говорил: Отец Мой доныне делает, и Я делаю (Ин.5:17). Здесь ясно различаются два действия Бога на мир: одно окончившееся – это, очевидно, есть творение мира, другое продолжающееся – это есть промышление о мире. Ап. Павел говорит о Сыне Божием, что Он держа все (φέρων τά πάντα) словом силы Своей (Евр.1:3), что Им создано все..., и все Им стоит (τά πάντα ἓν Αὐτῷ συνέστηκεν – Кол.1:16, 17). Мировая жизнь в этих изречениях представляется имеющею основание и цель своего бытия в Боге: Бог стоит к ней в таком отношение, что как бы держит ее, носит в Себе и Своим невидимым соприсутствием миру удерживает все от разрушения и уничтожения, однако не сливаясь с миром, но пребывая над всеми (ἐπὶ πάντων – Еф.4:6), т. е. в особой области бытия, непричастной мировой жизни. Тот же апостол учит об отношении Бога к миру и особенно человеку, что Бог, сотворивший мир и все, что в нем..., Сам дает всему жизнь и дыхание и все, что Он недалеко от каждого из нас, ибо ибо мы Им живем и движемся и существуем (Деян.17:24, 25, 28). Здесь также ясно указывается, что Бог есть источник бытия и жизни в мире, постоянно соприсутствует миру и действует в нем, т. е. являет Себя Богом Промыслителем мира.
Но не отдельные только изречения, а и все вообще Писание свидетельствует о промыслительном действовании Божием в мире. Оно всем и везде – и примерами и наставлениями говорит нам о Боге всеведущем и вездеприсущем и вседействующем и о многообразных путях Божественного промышления о мире и особенно о человеке. Оно и само по себе служит свидетельством промысла Божия о мире и человеке. Ибо оно есть не что другое, как чрезвычайное средство благого промысла, устрояющего спасение человека. Действия, которыми всегда сопровождалось откровение – чудеса и пророчества, – служат особенно осязательным доказательством промышления Божия о мире.
II. Не может не признавать действительного бытия промысла Божия о мире и здравый разум, имеющий правильный понятия о Боге и мире, – о Боге Творце мира, как Существе личном и всесовершенном, и о мире, как совокупности существ хотя происшедших от Бога, но ограниченных и несовершенных. В теснейшей связи с этими понятиями стоит учение о Боге – Промыслителе и в христианском мировоззрении.
а. Бог есть Существо личное, всесовершенное, – по свидетельству как откровения так и врожденной идеи о Боге. Понятие о Боге, как Существе личном, предполагает живое, деятельное обнаружение Его свойств. Полная и живая личность не может только сознавать, что вне ее, но имеет потребность любить или не любить вне ее существующее и действовать так или иначе на то, что вне ее, словом, она не может быть в безразличных и безучастных отношениях к соприкасающемуся с нею миру. А поэтому, если и для человека невозможно безразличное и безучастное отношение к окружающему его миру, то тем более невозможно такое отношение к миру, как Своему творению, со стороны Бога. Понятие же о Боге, как Существе всесовершеннейшем, предполагает, что деятельность Божия есть деятельность непрекращающаяся, вечная, ибо Существо всесовершеннейшее уже в силу бесконечной полноты Своей жизни не может не быть вечно деятельным во всем, что входит в круг действительного бытия, обязанного Ему, как Творцу, своим происхождением. Таким образом, на основами самого понятия о Боге, нельзя представить, чтобы Бог, проявив высочайшие совершенства: всемогущество, премудрость, благость и другие в создании мира, после этого разобщился с миром, прекратил свое обнаружение в нем. Это возможно было бы признать, если бы Бог всецело и без остатка выразил всю полноту своих совершенств, так сказать, истощил их в деле творения, и мир был бы верным образом и подобием Божиим; но против этого ясно говорит не только несовершенство мира, но и его ограниченность. Так понятие о Боге-Творце мира, как Существе личном и всесовершенном, ведет к убеждению в бытии промысла Божия, как постоянного действия Его премудрости, всемогущества, благости в созданном Им мире. Мысль о всесовершенстве Творца мира лежит в основе и библейского учения о Промысле Божием. По изображениям промысла Божия в Писании, потому и нельзя представить ничего такого, что существовало бы без Бога и происходило без Его участия, что Бог – Творец мира есть Существо беспредельное, вездесущее, всеведущее, всемогущее, премудрое, всеблагое и посему не может не иметь попечение о Своем создании. Посему-то отрицание промысла Божия естественно ведет к отрицанию и самого бытия Божия.
Примечание. Противники промысла Божия о мире (как, напр. деисты) указывают, что, по сотворении мира, деятельность Бога могла получить характер внутренне-сокровенной деятельности и жизни, какой она имела до начала мира, а посему Бог без умаления Своих совершенств мог предоставить мир самому себе, иначе – оставаться вечно деятельным и не простирая Своего промыслительного действия на мир. Конечно, Бог обладает полнотой внутренней, сокровенной жизни в триипостасном Существе Своем, независимо от жизни мира; однако, если Богу угодно было создать мир, то, при беспредельности Существа Его. Его всеобъемлемости, нельзя представить, чтобы созданный мир существовал независимо от Бога и на него не простиралась бы сила и деятельность Божия. Предполагать же, как допускают деисты, возможность свободного самоограничения Божества в Своей деятельности по создании мира, или намеренное удержание им, так сказать, Своих совершенств от проявлений вовне значило бы допускать ту странную мысль, что мир, предоставленный Самому себе, мог бы существовать более совершенным образом, чем хранимый и управляемый Богом.
б. Мир своими свойствами также ведет к признанию необходимости промышления Божия. Существенными свойствами мира являются его ограниченность и несовершенство.
Ограниченность мира состоит, во-первых, в том, что он несамобытен по своему происхождению, имеет независимую от него причину своего бытия, т. е. создан Богом. Как таковой, мир и в продолжении своего бытия вполне зависит от Верховной Причины его бытия, ибо действие не может существовать отдельно и независимо от причины, его производящей, подобно тому, как, напр. пламя не может существовать отдельно от горючих материалов, которые его производят, растение – без почвы, воздуха, света, условливающих его жизнь. Отсюда, если мир существует, то значит потому, что сохраняется такою всемогущею силою, которая сообщила ему бытие. Во-вторых, ограниченность мира состоит в том, что, как бытие несамобытное, мир не есть бытие необходимое – т. е. как целый мир, так и каждый частный предмет, – может быть и не быть. Мир не есть необходимое проявление божественной природы. Но, если таков характер мира и он при всех переворотах и изменениях продолжает существовать, то это показывает промыслительное сохранение его силою Создателя.
С ограниченностью мира соединяется его несовершенство. Несовершенство выражается в постоянной его изменяемости: как в прошедшем не был, так и в настоящем мире не есть какое-либо вполне законченное, совершенное и потому неизменяемое к лучшему бытие. Кроме того в нем наблюдаются и другие недостатки, предоставляющие искажение и нарушение самих его законов в области как чувственного, так и духовного бытия. Сюда относятся все виды нравственного зла и производимые влиянием злой воли свободных существ расстройства в видимом мире. И, если при таких несовершенствах мир в целом течении своего бытия обнаруживает стройность и благоустройство, то не указывается ли этим ясно, что жизнь мира управляется тем действием божественной воли, которое называется промыслом? – Думать, что управлять жизнью мира и вести его к предназначенной цели могли бы вложенные в существа мира стремления и силы, без содействия Творца, нельзя. Это возможно было-бы в том случае, если бы каждое отдельное существо и предмет в мире не только самостоятельно, без связи с другими существами и предметами, развивалось в области своего бытия, чего нет в действительности, а и стремилось к достижению общей цели мира. Но это последнее невозможно без знания этой цели, а такое знание немыслимо при совершенной бессознательности одних творений и при ограниченности знания других, а отсюда – необходимо признание общей верховной Силы, все направляющей к одной цели – промысла Божия.
Так, правильное понятие о Боге, каким Его изображает откровение, равно и понятие о мире ведет к признанию постоянного воздействия Творца на сотворенный Им мир, т. е. промысла Божия.
§ 34. Предметы Божественного промысла
Промысл Божий, по учению откровения и церкви, простирается на все существующее в мире, на великое и малое, на мир невидимый и видимый, на общие мировые события и на частные незначительные проявления бытия и жизни, на весь род человеческий и на каждого человека в частности, как и на каждое живое существо, иначе – есть не только общий, но и частный промысл.
Для мысли человеческой не легко представить промысл Божий столь всеобъемлюшим и согласить с величием существа Божия промышление о малейших и даже кажущихся нечистыми тварях (напр. многие из насекомых). Естественный разум в языческих религиях древности и в философии, проникнутой языческим духом, действительно возвысился лишь до признания общего промысла Божия, – того его вида, который относится к родовому бытию и к общим и мировым событиям, – но не простирал его действий на отдельные существа и на малые предметы и явления. Промышление о малых вещах, даже о каждом человеке в частности, казалось излишнем и оскорбительным для величия Божия. 237 Подобные же мнения повторялись и повторяются и в мире христианском. Нельзя будто бы допустить, чтобы Бог, при необъятной громадной вселенной и неисчислимом множестве небесных миров, по сравнению с которыми и вся земля со всеми своими обитателями (даже и вся солнечная система) – едва приприметная точка в безграничном пространстве, – чтобы Он мог унизиться до промышления о всех отдельных существах (а микроскоп открывает их тысячи в капле воды) и предметах видимого мира; мысль же о том, что Бог унижается до попечения о каждой человеческой личности, есть не более, как плод самообольщение человека. Достойным Бога предметом промышления может служить лишь только общий строй мира и история человечества. Но в основе всех подобного рода мнений, признающих только общий и отрицающих частный промысл Божии, лежит ложное, человекообразное представление о Боге. Нельзя почитать что-либо в сотворенном бытии недостойным промышления Божия по кажущейся для нас малости существ и предметов. Понятия о великом и малом – относительные; так мы измеряем вещи ограниченною мерою своего разума, но пред беспредельным величием Божиим ничто не велико в мире, – весь мир пред Ним как капля утренней росы, сходящей на землю (Прем.11:23) и все народы пред Ним как ничто (Ис.40:17), – а пред беспредельною Его благостью не мало ничто, чему благоволил Он даровать бытие. Если не было недостойным величия Божия сотворение малых и незначительных существ, то не может быть недостойным Его величия и промышление об них. 238 Мир во всех своих частях создан Богом, а посему ни в какой части своей он не может и существовать без той же божественной силы. С другой стороны, невозможно для строгого мышления отделить и представить существование одного общего вида промысла. В целом составе вселенной связаны между собою великое и малое. Самые великие предметы мира состоят из малых частей, общий и законообразный строй мира слагается из законосообразного действия частных сил, самые обширные роды и виды существ в действительности суть только совокупность отдельных существ (особей), самые великие события в мире часто происходят от самых маловажных, по-видимому, причин, напр.: от искры – опустошительный пожар, от несогласия немногих лиц – долговременные губительные войны народов. В виду этого, очевидно, было бы несообразностью признавать общий промысл и отвергать бытие частного.
Откровение усвояет Богу промышление не о великих только частях мироздания (Пс.92:1; 95:9–10; Иов.34:13–15), не только о царствах и народах (Иов.12:23–25; Пс.32:10–12; Дан.2:21; 4:11, 22, 29 и мн. др.), но о всех Его созданиях, не исключая и самых малых. Все многочисленные и разнообразные явления видимой природы хотя происходят по установленным для них однажды законам, однако в каждом отдельном случае направляются силою Божества и служат Его намерением (Иов.30–38 гл.; Пс.103 и 148; 134; 7; Ис.50:2; Иер.10:13, 14, 22; Прем.5:20–24; Сир.39:36; Деян.14:17; Иак.5:17–18 и мн. др.). Не лишено попечения Божия и ни одно из неразумных животных. Но благости Своей Он обращает заботливость Свою и на участь воробья, и на полевую траву (Мф.10:29, 30; 6:16: Лк.12:25–29). Он подает пищу птенцам ворона, взшшещым к Нему (Пс.146:8–9; Иов.38:39–41). Все они (животные) от Тебя ожидают, чтобы Ты дал им пищу их в свое время… скроешь лице Твое – мятутся (Пс.103:27, 29). Ни одно из самых малых существ не может упасть на землю без воли Отца небесного (Мф.10:29). О действиях промышления Божия по отношению к миру животных свидетельствуют также те законы, которыми Господь ограждает жизнь и благосостояние животных, всегда требуя от человека милостивого и снисходительного отношения к ним (Исх.23:4–5, 12; Втор.22:4; 25:4; 1Кор.9:9), равно упоминания о животных при вступлении Бога в завет с человеком (Быт.9:9–10; Ос.2:18).
Если не лишено Божия попечение каждое существо неразумной природы, то тем более служит предметом Божественного промысла каждый человек. Только скудный умом и человек неразумный, по словам премудрого, может сказать: я скроюсь от Господа; неужели с высоты кто вспомнить обо мне? Во множества природы меня не заметят; ибо что душа моя в неизмеримом создании (Сир.16:16–17, 23)? Мы Его и род, замечает словами языческих поэтов ап. Павел, а отсюда – им живем и движемся и существуем. Он дает каждому человеку жизнь и дыхание и все (Деян.17:25, 28). Он сотворил малого и великого и одинаково о всех промышляет (Прем.6:7). Особенно выразительными чертами изображается многопопечительная любовь Божия к каждому человеку (а также и к каждому даже незначительному созданию Божию) в нагорной беседе Спасителя: Взгляните на птиц небесных: они ни сеют, ни жнут, ни собирают в житницы; и Отец ваш Небесный питает их. Вы не гораздо ли лучше их? Да и кто из вас, заботясь, может прибавить себе росту хотя на один локоть? И об одежде что заботитесь? Посмотрите на полевые лилии, как они растут: ни трудятся, ни прядут; но говорю вам, что и Соломон во всей славе своей не одевался так, как всякая из них; если же траву полевую, которая сегодня есть, а завтра будет брошена в печь, Бог так одевает, кольми паче вас, маловеры! Итак не заботьтесь и не говорите: что нам есть? или что пить? или во что одеться? потому что всего этого ищут язычники, и потому что Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом (Мф.6:26–32). Не две ли малые птицы продаются за ассарий? И ни одна из них не упадет на землю без воли Отца вашего; у вас же и волосы на голове все сочтены; не бойтесь же: вы лучше многих малых птиц (Мф.10:29–31). Апостолам Он давал наставление: Смотрите, не презирайте ни одного из малых сих; ибо говорю вам, что Ангелы их на небесах всегда видят лице Отца Моего Небесного (Мф.18:10). Сообразно с этим и апостол учит: Все заботы ваши возложите на Него, ибо Он печется о вас (1Пет.5:7). И промыслителъная любовь Божия простирается не только на благочестивых, но и на тех, в ком оскудела нравственная жизнь. Бог повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных (Мф.5:45). Притчи Спасителя об овце пропавшей, о драхме потерянной и о блудном сыне (Лк.15 гл.) показывают, что обращение заблуждаюшихся, составляет предмет особых попечений со стороны Отца небесного. Ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее (Мф.18:11).
Согласно со свидетельствами откровения учили и древние отцы церкви о предметах Божественного промысла. «Учение, согласное со Христовым, говорит Климент Александрийский, как этот мир производит от Бога, так и промысл простирает на каждую часть». 239 «Как на небе, так и на земле, по словам Афинагора, ничто не изъято из управления и провидения Божия и попечения Творца простирается на все, как на невидимое, так и видимое, как на великое, так и на малое, потому что и все творения имеют нужду в промышлении Творца, и каждое порознь, по своей природе и по своему назначению». 240 «Всемощное и святейшее Слово (Бога) Отца, учит св. Афанасий Великий, обтекая все и повсюду проявляя силы Свои, и освещая все видимое и невидимое, все содержит и объемлет в Себе, так что ничто на оставляет непричастным силы Своей, но все и во всем каждое существо порознь и все существа вместе оживляет и сохраняет». 241
Итак, существует не только общий, но и частный промысл Божий. Человек в частности не есть только средство в руках Промысла для достижения неизвестных ему общечеловеческих целей, но каждая человеческая личность и ее благо и счастье служат, предметом Божественного попечения. Очевидно, что только при таком понимании промысла Божия и самый догмат о Боге-Промыслителе может иметь для человека нравственно благотворное значение. При мысли же, что Творец не обращает на нас никакого внимания, что Он предоставил нас и нашу частную жизнь воле случая, что его взор обращен не на нас, а на общую только законосообразность мира и истории, – при этой мысли заботы человека о добродетели, о самоусовершенствовании, о борьбе с пороком и вообще проявлениями зла лишены необходимой точки опоры.
Должно впрочем заметить, что хотя провидение Божие не лишает Своей попечительности ни одного создания, но соразмеряет Свое внимание к творениям с их относительною важностью, или, что то же, с их способностью соответствовать высшей цели мира. Как в сотворении не все существа Бог одарил одинаковыми совершенствами, но одни получили их более, другие менее, соразмерно назначению каждого рода и вида существ в великой цели их мироздания; так и в бытии не все существа имеют одинаковое Божие попечение, но каждый род и вид их – по мере своей приемлемости даров промыслительной любви Божией и по значению в целом. Посему существа разумно-свободные, конечно, видят над собою и особенное промышление Божие, по сравнению с миром, лишенным сознания и свободы, но и из них не все в одинаковой мере удостаиваются Божия попечения, а сообразно с их нравственным состоянием. Писание, напр. прямо учит (Ис.43:1–3; Ин.11:21, 23; 1Тим.4:10 и др.) об особенном Божием попечении о людях благочестивых, подтверждая это примерами особенного покровительства Божия избранным Его.
§ 35. Действия промысла Божия
Промысл Божий открывается преимущественно в двух действиях: сохранение тварей и управлении ими.
Мирохранение Божие. – Мир и все существа, в нем находящиеся, с их законами, силами и деятельностью сохраняются в бытии действием Бога-Промыслителя. В мире происходят постоянные изменения, нередки разрушительные действия стихийных сил природы и разнообразные потрясения и перевороты, в нем действуют могущественные и разнообразные до противоположности, но бессознательные силы, столкновение которых могло бы сопровождаться разрушительнейшими для мира и жизни в нем последствиями (напр. при столкновении неизмеримого множества движущихся над нами небесных миров, с их огромными величинами). Однако же мир в сущности своей остается целым, неизменно сохраняются его законосообразный строй и жизнь в мире, действия стихийных сил природы не изнемогают и не ослабевают и в своем действие находятся в соответствии с течением жизни и характером деятельности живых существ, равно неизменными сохраняются взаимные отношения сил органической и неорганической природы. Такая целость мира и благоустройство в нем необъяснимы из самого мира. Мир несамобытен и случаен и в целом и в частях своих, и как таковой может существовать только действием и волею Создателя. В самом мире нельзя указать ни одной силы, которая бы могла сохранять его бытие; силы природы, существуя во взаимной связи, существуют, условно; ни одна не существует сама по себе, без помощи других. А потому все они существуют и действуют не сами по себе, а поддерживаются силою стороннею – такою, которая самобытна, и по могуществу и премудрости равна силе, давшей самое бытие и устройство миру. Законы, по которым действуют силы природы, сами но себе мертвы, потому постоянство их действия не может зависеть от них самих. Как законы только в Боге, так и постоянство их есть действие живой воли Божией. Без действия всесохраняющей силы Божией мир не мог бы существовать и одного мгновение, – все бы тотчас разрушилось.
Откровение со всею ясностью учит, что мир сохраняется в бытии силою и волею Вседержителя. Бог держит все словом силы Своей (Евр.1:3), – все Им стоит (Кол.1:17); – вообще, по определениям Божиим все стоит доныне (Пс.118:91). В частности, Бог сохраняет как жизнь и вообще бытие всех тварей, так силою же Божьею поддерживаются все силы природы с их законами и деятельностью.
Бог сохраняет бытие и жизнь всех тварей, как высших, так и низших. В Его руке душа всего живущего и дух всякой человеческой плоти (Иов.12:10). Сам Он дает всему жизнь и дыхание и все (Деян.17:25). О хранении Богом в частности человека говорится: ибо мы Им живем и движемся и существуем (Деян.17:28). В книге Его определены все дни жизни его на земле (Пс.138:16; Иов.14:5; Сир.17:1–2; Лк.12:20). Он изводит человека из чрева матери (Пс.21:10), и в продолжение его жизни Господом утверждаются стопы человека... когда он будет падать, не упадет, ибо Господь поддерживает его за руку (Пс.36:23, 24). Без воли Божией не погибает и один волос главы нашей (Мф.10:30; Лк.21:18). Богом же сохраняются в бытии и прочие живые существа. Он печется о самых незначительных птицах, так что ни одна из них не падает без воли Его на землю (Мф.10:29). Он дает в свое время пищу всякой плоти и вообще все потребное для жизни тварей (Пс.135:25; 114:15–16; 140:8–9 и др.). Он одевает даже полевые лилии, которые ныне цветут, а завтра будут брошены в печь (Мф.6:20, 30). Без содержащей же силы Божией все творения близки к разрушению и уничтожению. Все они (животные) от Тебя ожидают, чтобы Ты дал им пищу их в свое время, говорит Псалмопевец, даешь им – принимают, отверзаешь руку Твою – насыщаются благом; скроешь лице Твое – мятутся, отнимешь дух их – умирают и в персть свою возвращаются; пошлешь дух Твой – созидаются, и Ты обновляешь лице земли (Пс.103:27–30).
Бог хранит вселенную и землю со всеми ее силами и законами, – весь строй и порядок мировой жизни. В Его руке глубины земли, и вершины гор – Его же (Пс.94:4; сн. 103:5). Прозревая будущее, преобразование неба и земли, Псалмопевец исповедует: В начале Ты, основал землю, и небеса – дело Твоих рук; они погибнут, а Ты пребудешь; и все они, как риза, обветшают, и, как одежду, Ты переменишь их, и изменятся; но Ты – тот же, и лета Твои не кончатся. (Пс.101:26–28). Свидетельство о мирохранении Божием ясное: все в мире, как несамобытном, способно к разрушению, однако если мир доселе пребывает, каким создан, то потому, что сохраняется и будет сохраняться силою своего Создателя, пока будет Ему угодно, – до предназначенного дня, когда солнце померкнет, и луна не даст света своего, и звезды спадут с неба, и силы небесные поколеблются (Мф.24:29; сн. 2Пет.3:4–11). Сохраняя бытие вселенной вообще. Бог сохраняет в бытии и действии дарованные природе силы. Он Сам еще в начале уставы неба и земли (Иер.33:20–25; 31:35; Иов.38:9–11; Пс.148:6; 118:89–91) утвердил, по которым действуют стихийные силы (сама материя, как неодушевленная и неразумная, не может ни дать себе законов, ни определить взаимное отношение сил и явлений природы), и по которым с тех пор все течет неизменно, так что впредь во все дни земли сеяние и жатва, холод и зной, лето и зима, день и ночь не прекратятся (Быт.8:22), и вообще сохраняется целость и благоустройство мира. В зависимости от Его вседержащей силы находятся все производимые ими явления, почему священные писатели, когда хотят указать, последнюю причину известных явлений в мире вещественном, выражаются: Бог возводит облака от края земли, творит молнии при дожде, изводит ветер из хранилищ Своих (Пс.134:7), послает источники в долины..., напояет горы с высот Своих (Пс.103:10, 13), произращает траву, и зелень… Насыщаются древа Господа, кедры Ливанские (Пс.103:14, 16) и под. Отсюда, если бы Он (Бог), как исповедует умнейший из друзей Иова (Елиуй), обратил сердце Свое к Себе, и взял к себе дух ее и дыхание ее (вселенной), вдруг погибла бы всякая плоть и человек возвратился бы в прах (Иов.31:14–15; сн. Прем.11:25–27).
Согласно с откровением древние отцы церкви учили, что, если мир существует, то потому, что сохраняется Богом. «Всякое сотворенное естество, – говорил св. Василий Великий, – и видимое, и представляемое умом, для поддержания своего имеет нужду в Божием попечении». 242 «Все оживляет Он, говорит св. Кирилл Алекс., поскольку Он есть жизнь и строитель всего, и неизъяснимым образом простирает на все Свою силу. Иначе то, что произошло из несущего, не могло бы держаться и сохранить свое бытие. Тотчас бы все возвратилось к своему состоянию, к ничтожеству». 243 По словам блаж. Августина, «могущество Творца и сила Всемощного и Вседержащего служат причиною существования всей твари; если бы эта сила перестала когда-нибудь управлять, вместе с тем перестали бы существовать и его виды, и вся бы природа погибла. Когда архитектор, окончив здание, оставляет его, произведенная им постройка продолжает существовать и без него; не то с миром: он не мог бы остаться и на мгновение ока, если бы Бог лишил его Своего промышления». 244
Не следует видеть какого-либо противоречия истине о мирохранении Божием в наблюдаемых в мире явлениях разрушение и смерти, в примерах исчезновения целых пород растений и животных и разрушения на небесном своде планет и светил. Сохранение мира в неизменном состоянии (in statu quo) не составляет цели промыслительного действования Божия в мире: сохранение его в бытии вообще есть лишь средство, при помощи которого осуществляется цель, предназначенная миру. Посему сохранение мира не так должно понимать, чтобы все, раз созданное и получившее бытие, продолжало существовать вечно и постоянно, но так, что известное существо или ряд существ продолжает бытие дотоле, доколе требует того общий законосообразный строй мира, и доколе он необходим, как средство в достижении общей цели мира. Указанные явления посему так же мало могут противоречить истине хранения мира, как смерть отдельных существ органического царства, как смерть человека.
Мироправление Божие. – Бог-Вседержитель не только сохраняет бытие всего мира, но и все действия сил сотворенных и существ, содержащихся в мире, и все события, в нем происходящие, направляет к достижению предназначенных миру целей. Иначе думать было бы противно понятию о божественных совершенствах. Премудрый Творец, приводя мир в бытие, назначил каждому существу свои цели и всему одну главную цель, дабы все служило проявлением Его божественной славы (Притч.16:4; Исх.43:7). А посему и нельзя представить, чтобы Он по окончании творения не направлял действий и событий к достижению предопределенных целей. Сама тварь без руководства и содействия промыслительной силы, – одними своими силами, при наклонности существ мира чувственного, а особенно нравственного к отступлениям от порядка, – не может поддерживать порядка и благоустройства в мире, бессильна и в достижении предназначенных целей. Чрез Него все успешно достигает своего назначения (Сир.43:28).
Откровение утверждает истину мироправления Божия, когда учит о Боге, что Он, как Творец неба и земли, есть верховный Царь и Владыка вселенной (Пс.94:3; Зах.14:9; Мф.11:25), есть Господь господствующих и Царь царей (Откр.17:14; 1Тим.6:15), а земля и что наполняет ее, вселенная и все живущее в ней – суть Его царство (Пс.23:1; сн. 88:12). Посему все во вселенной совершается по определениям воли Божией, как воли ее верховного Царя и Владыки. Он управляет всем миром, видимым и невидимым. Твое, Господи, величие, и могущество…, исповедует царь Давид, и все, что на небе и на земле, Твое…, Ты владычествуешь над всем, и в руке Твоей сила и могущество, и во власти Твоей возвеличить и укрепить все (1Пар.29:11–12). Он творит все, что хочет, на небесах и на земле, на морях и во всех безднах (Пс.134:6; ср. 113:11–12).
Действия мироправления Божия простираются как на мир вещественный, так и на мир разумно-свободных существ.
В мире вещественном действуют бессознательные силы природы по постоянным и неизменным законам. В подчинение этим законам самим же Творцом поставлены действующие в мире силы. Посему эти законы в сущности суть не что иное, как выражение разумной воли Творца, способ божественного мироправления. Отсюда, – происходящие в мире явления и вообще весь целесообразный строй мировой жизни не есть необходимое и неизбежное следствие самодействующих стихийных сил природы, но действие управляющего ими при посредстве установленных законов промысла Божия. Бог, по свидетельству Писания, повелевает солнцу Своему восходить… и посылает дождь на праведных и неправедных (Мф.5:45), траву полевую, которая сегодня есть… одевает (6:30) подавая нам с неба дожди и времена плодоносные (Деян.14:17), указываете путь для молнии громоносной (Иов.28:26; 38:25, 35), изводит ветер из хранилищ Своих (Пс.134:7) и пр. Частнее, все явления и перемены в мире вещественном сообразованы с путями промысла о человеке, – служат целям нравственного мироправления Божия. Умнейший из друзей Иова (Елиуй) выражаете убеждение, что все воздушные явления – град, бури, облака носятся и обращаются по Божию распоряжению, дабы исполнить то, что Бог повелит им на лице обитаемой земли, – или для наказания, или в благоволение, или для помилования (Иов.37:12–13; Прем.16:15–29). Посему не случайно происходят в мире те или другие стихийные бедствия. Огонь и град, снег и туман, бурный ветер, исполняющий слово Его (Пс.148:8; сн. Сир.39:36). Он творит ангелами Своими духов (ветры), служителями Своими – огонь пылающий (Пс.103:4). Господь бросал с небес большие камни на войско пяти языческих царей, которые были поражены И. Навином (Нав.10:11). Пролил Господь на Содом и Гоморру дождем серу и огонь от Господа с неба, которыми были истреблены эти города (Быт.19:24–25). В зависимости от целей нравственного мироправления Божия поставляются в Писании не только частные и местные перемены, но и перемены в состоянии всего мира вещественного, как происшедшие (проклятие земли за грех человека и всемирный потоп – Быт. 3 и 7 гл.), так и имеющие произойти (при открытие царства славы – Рим.8:19–22). Осязательным доказательством нравственного богоправления миром служат чудеса, совершавшиеся по воле Божией для великих целей Мироправителя.
Согласно с откровением утверждали истину мироправления Божия и древние отцы церкви. «Если кто увидит в море, говорит св. Феофил антиохийский, снаряженный и идущий к берегу корабль, тот непременно заключит, что есть на нем кормчий, управляющий его движением. Так точно должно думать, что есть Бог Правитель вселенной, хотя Он и невидим плотскими глазами по Его бесконечности». 245 «Вижу здание, повторяет тоже св. Ефрем Сирин, и заключаю о здателе; вижу мир, и познаю промысл; вижу, что корабль без кормчего тонет... Вижу город и различное устройство гражданских обществ, и познаю, что все держится Божиим распоряжением. От пастыря завысит стадо, а от Бога все, что возрастает на земле... В воле царя расположить полки воинов; в воле Божией – определенный устав дня всего. На земле нет ничего невозглавленного, потому что начало всему Бог». 246 По мысли св. Григория Богослова «и лик певцов расстроится, если никто им не править. Вселенной же несвойственно иметь иного правителя, кроме Того, кто устроил ее». 247 Подобно тому, «как какой-либо виртуоз, настрояя лиру и искусно совокупляя звуки высокие, средние и низкие, производит одну стройную песнь, рассуждает св. Афанасий, так и Бог, содержа мудростью Своею вселенную, точно лиру, и совокупляя воздушное с земным, небесное с воздушным, и всем управляя Своею волею и мановением, чудно и прекрасно соблюдает единый мир и единый порядок». 248
Действительность мироправление Божие подтверждается и показаниями опыта. Мир вещественный представляет собою и в целом и в малейших частях своих чудо гармонии и красоты, премудрую систему целей и средств. Можно наблюдать поразительные факты целесообразности, напр. в строении и жизни существ органических, и в истории постепенного развития природы, в чрезвычайном приспособлении всего порядка настоящего состояния нашей планеты для обитания живых существ и особенно человека, который находит в нем и материальные условия, и возбуждения, и пособия для своего развития. Это показывает, что жизнь мира направляется сообразно с положенным в основу его разумным планом. С другой стороны, в мире физическом встречаются отступления от общего неизменного порядка, которые, однако, не распространяются далее и далее, но останавливаются и снова исправляются (напр. аберрации в орбитах движений небесных светил). В частности, напр. на нашей планете существуют случайные непредвиденные направления стихий, ветров, подземного огня, выступления рек из берегов, неурожаи, истребления неделимых во время грозы и т. п.; но все эти отступления не идут далее известных пределов и не ведут к бо́льшим и бо́льшим расстройствам. Если при всех таких явлениях стройный порядок вселенной не разрушается, напротив, в жизни мира неизменно осуществляется разумный план, то это очевидный знак, что над всеми силами, существами и явлениями в мире царит единая мысль и воля Существа разумного, что миром правит рука промысла. Объяснить разумность и целесообразность в развитии природы как-либо иначе, действием одной бессознательной и неразумной природы или отдельных существ ее, невозможно.
Управляет Бог и миром разумно-свободных существ, содействуя достижению ими предназначенных целей, вспомоществуя всякому добру, а зло, возникающее чрез удаление от добра, пресекая, ограничивая или направляя к добрым последствиям. О многоразличных путях Божественного промышления о мире разумно-нравственных существ – ангелов и людей, как имеющих особенное о себе попечение Божие, – будет изложено при раскрытии частного учения о Боге-Промыслителе.
§ 36. Естественный и сверхъестественный образы промышления о мире
По образу промыслительного действования Божия в мире различают промысл Божий естественный и сверхъестественный.
Образ миропромышления Божия естественный проявляется в явлениях и событиях естественных, когда бытие и силы тварей поддерживаются Богом посредством дарованных миру сил и законов естественных и судьбы Божии приходят в исполнение по естественному течению вещей, от Бога установленному, только под ведением и промыслительным надзором Божиим. На этот образ мироправления Божия указывает Писание, когда говорит: Ты поставил землю, и она стоит. По определениям Твоим все стоит доныне (Пс.118:90–91), – поставил их (солнце, луну и звезды) на веки и веки; дал устав, который не прейдет (Пс.148:6; ср. 118:89–91; Иер.33:20, 25), или: Он повелевает солнцу Своему восходить… и посылает дождь на праведных и неправедных (Мф.5:45), подавая нам с неба дожди и времена плодоносные (Деян.14:17) и др... В мире нравственном к явлениям естественного промысла относится, когда, напр. за развратною жизнью следует расстройство здоровья и потеря спокойствия, по непреложному закону правды Божией, указанному Премудрым: чем кто согрешает, тем и наказывается (Прем.11:17). Очевидно, в действиях естественного промысла Божия естественные силы природы, действуя по установленным для них законам, являются орудиями воли Божией, исполнителями Его миропромыслительных намерений. Но, исполняя планы Божественного мироправления, силы естественные не стесняются Божественною силою в действиях своих по данным им законам и мир не теряет относительной своей самостоятельности. Исключить совершенно самостоятельность и самодеятельность мира и всякое явление в мировой жизни относить к Богу, как к непосредственной причине, значило бы отождествлять и смешивать силу Божию с силами тварнымы (т. е. впадать в пантеизм).
В явлениях естественного промысла соприсутствие Божие миру и Его деятельность в нем закрыты постоянством и неизменностью мирового порядка, а потому не для всех ощутительны. С особенною ясностью открывается промышление Божие в событиях сверхъестественных или чудесах, о которых свидетельствует и слово Божие, и история церкви. 249 В слове Божием эти видимые обнаружения всемогущества Божия во вселенной называются: силами (δυνάμεις; – Мф.11:20–23; 13, 58; Мк.6:5–14; Деян.4:33; 19, 11 и др.) – для означения силы Божией, как действующей причины чудес, также знамениями (σημεῖα – Мф.12:38, 39; Ин.2:11, 18; 6:30 и мн. др.) – т. е. видимыми знаками, очевидными свидетельствами того, что в чудесах говорит и действует непосредственно, или в лице Своих посланников. Сам Бог. Чудеса, о которых говорит откровение, решительно свидетельствуют, что бесконечная сила Божия действует в мире не только чрез сотворенные силы и законы, но также и помимо, и сверх конечных, сотворенных сил и законов, вложивших Им в природу. Даже в тех чудесных событиях, в которых совместно с действованием Божественного всемогущества можно допускать действование естественных сил природы (таковы, напр. чудесный переход евреев через Чермное море, описанный в Исх.14:21, казни египетские, землетрясение и тьма по всей земле в час смерти Спасителя – Лк.23:44–40, чудесный улов рыбы – Лк.5:4, 9; Ин.21:6, 11, нахождение статира во рту рыбы – Мф.17:27), нельзя не видеть особенного промыслительного действия Божия, сообразно особенным целям нравственного мироправления подчиняющего и устанавливающего время для такого или иного действования естественных сил природы. Но особенно это очевидно в чудесах, превышающих все известные силы и законы природы, объяснимых не иначе, как только действием непосредственной силы Божией, каковы, напр. воскрешение мертвых, исцеление единым словом, иногда и заочно, больных, даже таких, как прокаженные (Числ.12:13–15; Мф.8:3; Лк.17:14), слепые от рождения (Ин.9 гл.), – укрощение единым словом бури на море (Мф.8:23–27; Мк.4:35, 41; Лк.8:22–25), насыщение тысяч народа несколькими хлебами и рыбами (Мф.14:15, 21; 15:32–39) и мн. др.
Что касается возможности чудес, как особенных проявлений мироправящей силы Божией тогда и там, когда и где это требуется по высочайшим целям Мироправителя, то признания оной требует здравое понятие о Боге и мире. Бог, как всемогущий и всесвободный Творец и Владыка твари со всеми ее силами и законами, может действовать в мире как чрез посредство, так и без посредства естественных причин, равно властен изменять законы, как и совершать действия, превышающие силы природы, если бы то оказалось нужным для какой-либо высшей цели. Мир со своими силами и законами, как несамобытный, не может полагать границ или пределов проявлениям всемогущества Божия. Потому-то убеждение в возможности чудес – убеждение всеобщее в человечестве, нагляднее всего выражающееся в молитве. По богооткровенному учению, чудеса не только возможны, но и необходимы. В мире есть твари не только неразумные, но и свободно-разумные, с судьбами которых тесно связаны и судьбы природы, предназначенной на служение им. Превратным употреблением своей свободы они могут нарушать порядок природы, а грехопадение прародителей и действительно произвело расстройство природы и вся тварь покорилась суете (Рим.8:20). Если произошли и происходят в природе разрушение и расстройство, значит нужно и восстановление разрушенного, для каковой цели нужны особенные сверхъестественные действия Бога, дабы мир достигал предположенной Им благой цели, не смотря на препятствия, полагаемые превратною деятельностью существ свободных. Чудеса, не необходимые при законосообразном состоянии мира, служат восстановлению нарушенного падением первоначального совершенства мира: неестественное нарушение этого совершенства злом требует и сверхъестественного восстановления мира в первобытное состояние. Не болезнь и смерть, а здоровье и жизнь составляет нормальное состояние богосозданного человека. 250
Кроме чудес к действиям сверхъестественного промышления Божия относится весь ряд сверхъестественных действий божественного домостроительства, которые совершил и совершает Господь, собственно как Искупитель и Освятитель рода человеческого, каковы: воплощение Бога-Слова, действия духа Святого в таинствах (напр. пресуществление в таинстве евхаристии), духовно-благодатное возрождение и освящение человека благодатью Божьего и другие.
§ 37. Ложные учения о промысле. Разбор главнейших возражений против действительности промысла
Истинное и возможно полное учение о промысле Божием содержится и возвещается только в христианкой религии. Естественный разум человеческий, не озаряемый светом откровения, в учении о промысле встречает неразрешимые для себя затруднения и – или впадает в ложные представления о нем, или совершенно отвергает действительность промысла. Так, древне-языческий мир ни в религии, ни в философии не возвысился до истинного понятия о промысле. В языческом мире впрочем и не могло быть правильного учения о промысле, ибо оно стоит в зависимости от учение о Боге, как отдельном от мира личном Существе и Творце мира. 251 Но и в мире христианском уклонение разума от подчинения здравой вере приводило как к извращению догмата о промысле, – всего его содержания (напр. в дуалистическом гностицизме и – его отрасли – манихействе) или частных его сторон (отрицание частного промысла Божия, учение о несовместимости промысла Божия и свободы воли в человеке и потому отрицание последней в связи с мыслью о безусловном предопределении), – так и к совершенному отрицанию действительности промысла. Однако в христианском мире открыто выступили с возражениями против промысла Божия в позднейшее время, – в XVIII в. английские и французские философы, известные под именем деистов, а в ближайшее к нам время – пантеисты и материалисты. Всеми этими учениями отвергается действительность промысла Божия о мире. По воззрению деистов мир, как произведение всесовершенного Творца, устроен так прекрасно, что не может иметь нужды в попечении о себе Бога, подобно тому, как хорошо устроенная машина не требует постоянного вмешательства в ход ее со стороны устроившего ее мастера. Промышление о мире было бы со стороны Бога поправками Самого Себя, восполнением допущенных при создании недосмотров. Посему мир по создании существует самостоятельно и независим от Бога, как независимо от мастера существует устроенная им машина. В пантеизме и материализме отвержение промысла соединено с отрицанием самого Божества, как Существа личного и отдельного от мира, на место которого поставляется неизменность и постоянство мирового порядка, не требующие и не допускающие будто бы вмешательства в мировую жизнь сверхъестественной силы. Очевидно, что во всех этих учениях отрицание действительности промысла обусловливается ложностью их основных начал, в деизме в частности – неправильными понятиями о Боге и мире. Деизм с одной стороны ограничивает Божество и по бытью, и по совершенствам чрез признание полной самостоятельности и независимости от Него мира и обречение Его на безучастное отношение к Своему творению (а ограниченный Бог и не есть Бог), с другой – усвояет миру такие совершенства, какие он, как бытие тварное, иметь не может; он совершен относительно, а не всецело (всесовершенный мир сам был бы равен Богу). Мир и не есть машина, ибо в нем есть существа разумно-свободные, которые как сами могут уклоняться от данных им законов, так и других подчинять своему влиянию.
Противники учения о промысле выставляли в разное время различные возражения против действительности оного. Приведем главнейшие из них.
1) Одно из древнейших возражений против промысла основывается на наблюдаемых в мире недостатках и разнообразных проявлениях зла физического и нравственного. Говорят, что, если о мире действительно промышляет Бог – существо всесовершенное, то как можно примирить с существованием этих явлений промысл Божии о мире? Особенно выставляли это возражение деисты прошлого века (очевидно, «сильные умы» противоречили собственному понятию о мире, как совершеннейшем создании Божием), выставляется и вообще деистически настроенною мыслью. Существования зла в мире вещественном, (землетрясения, бури, наводнения, моровые язвы и пр.) и нестроений в мире нравственном (истребительные войны, политические перевороты, преступления, пороки и пр.), конечно, отрицать нельзя. Но все эти явления, имея главным своим источником злоупотребление со стороны человека своею свободою, указывают лишь на несовершенство мира. Но несовершенство мира естественнее должно вести не к отрицанию промысла, а к признанию промыслительного влияния Божия на мир с целью исправления этих несовершенств и направления всего ко благу. Без такого попечения мир неуклонно должен бы был идти к разрушению. Конечно, Бог властен силою Своего всемогущества уничтожить зло в мире, но такое уничтожение противоречило бы понятию относительной самостоятельности видимого мира, а по отношению к миру нравственному было бы насилием свободы разумно-нравственных существ, что не было бы согласным с Божественною премудростью. Явление физического зла и нравственного расстройства противоречили бы промышлению Божию о мире, если бы они совершенно извращали весь порядок мира и делали совершенно невозможным осуществление той идеи мира и цели его, которую предположил Творец. Но этого на самом деле нет. Стройность мира сохраняется, не смотря на некоторые частные нарушения ее, равно и в мире нравственном можно наблюдать постепенное движение человечества к совершенству, не смотря на все частные уклонения в сторону от пути правды и добра. Это показывает, что не смотря на недостатки и зло, замечаемые в мире, мудрость Божественного промысла в состоянии привести мир к достижению его цели. Мало этого. Все явление кажущегося расстройства в природе, равно как и явления нравственного зла премудростью Божьею направляются к благим последствиям. Наука показывает, что многие из потрясений в мире вещественном имеют важное и необходимое значение в общей экономии природы и улавливают равновесие и порядок во взаимоотношении ее существ. По отношению к человеку в частности физические бедствия, равно как и случающиеся в мире нравственном потрясения (напр. истребительные войны, политические перевороты и пр.) представляют, собою могущественное средство нравственного воспитания людей, служа или наказанием пороков, или испытанием добродетели.
2) В настоящее время против промысла Божия преимущественно указывают на мнимую невозможность согласить с мыслью о действительном участии Бога в жизни мира естественную законосообразность мира. Говорят, что в мире господствуют постоянные и неизменные законы. Весь ход и гармония мировой жизни объясняются из действия этих законов. Промышление о мире посему является совершенно излишним и ненужным. Оно было бы неуместным вмешательством Бога в законосообразный ход мировой жизни. Во имя этой же законосообразности совершенно отвергают бытие чудес в мире. Но строгая законосообразность в мире не может служить возражением против промысла. Природа бессознательная иначе и не может быть мыслима, как действующею по необходимым, постоянным и неизменным законам, а Богу, установившему сами законы мира, не могут быть свойственны, как существу высочайше разумному, постоянные изменения и нарушения этих законов. Напротив, законосообразность мира служит одним из доказательств действительности промысла Божия о мире. Эта законосообразность несамобытна, а как таковая она постоянно нуждается в поддержке и направлении со стороны той силы, которая сообщила ее миру. Законы мира не суть какие-либо разумные существа, которые бы могли знать, для чего они существуют и направлять свои действия к одной определенной цели; они действуют слепо и бессознательно, и, если при всем том они действуют целесообразно, то это значит, что ими правит та высшая сила, которая и установила их, что они служат выражением разумной воли Творца, правящего миром. Это нужно признать тем более, что законов, действующих в мире, много и однако они действуют согласно и направляют мир к одной общей цели, которой сами они не знают. К такому признанию вынуждает и то, что мир не есть бытие закоснелое в одном состояние, не есть машина, но живой, постоянно развивающийся и обновлявшийся организм и, следовательно, требует постоянного наблюдения за своим развитием.
Столь же неосновательно отрицание во имя законосообразности мира действительности чудес. Говорят, что чудеса нарушали бы законы природы, расстраивали ее чин и порядок, что в чудесах Бог являлся бы поправляющим допущенные Им недосмотры в мире и вообще существом изменяемым. – Но чудеса суть действительные, исторически удостоверенные события. Ни в каком противоречии с законосообразным течением мировой жизни они не стоят. Когда совершалось где-либо чудо, напр. исцеление слепорожденного, прокаженного, воскрешение мертвого, насыщение несколькими хлебами тысяч народа, укрощение бури и пр., то не изменялся естественный ход не только мировой жизни вообще, но и остальных явлений в том самом месте, где совершено чудо. Чудеса не изменяют и не нарушают законов природы, а только препобеждают их, и то на время и в одном только месте совершения чуда. Препобеждение же в чудесах силою Божией обыкновенных законов природы происходит потому, что в мире вообще высшие силы и законы могут ограничивать, стеснять, задерживать собою действие сил и законов низших (напр. законы механические ограничиваются динамическими, химические – жизненными, физические – нравственными). Человек чем больше совершенствуется в знании, тем сильнее делается по отношению к внешней природе, находя средства ограничивать в ней силы силами, или возвышать одни силы и стеснять другие и таким образом видоизменять их действия сообразно со своими целями. Как все такие действия человека на природу нимало не расстраивают естественного течения ее жизни, так и сверхъестественные действия Божества в мире нисколько не противоречат естественной законосообразности мира. – Не стоят чудеса ни в каком противоречии и со свойствами Божиими. Бог не поправляет Себя, когда производить что-нибудь Сам непосредственно Своею силою в созданном Им мире, а только исправляет уклонения разумно-свободных существ от установленного Им порядка. Не болезни и смерть, а здоровье и жизнь составляют нормальное состояние богосозданного человека. Точно также в Боге не происходить никакой перемены, когда он действует непосредственно в мире, потому что Вечный от вечности мыслит мир таким, каков он есть, со всеми его событиями и переменами. От вечности Ему ведом и предопределен весь ряд дел Его промыслительного воздействия на мировой порядок.
Существующие против промысла возражения, таким образом, не могут колебать веры в действительность промышления Божия о мире и лишать человека успокоительного и отрадного для его сердца упования на всеблагого и премудрого Промыслителя мира.
§ 38. Участие всех лиц Св. Троицы в деле промысла
Истина о Боге-Промыслителе мира вообще в известной мере доступна естественному богопознанию. Но откровение представляет эту истину в особенном свете и высоте, когда учит, что в деле промышления о мире являют любовь к миру все лица Св. Троицы – Бог Отец, Бог Сын и Бог Дух Святой. Догмат об участии всех лиц Св. Троицы в деле промышления вытекает из догмата о единосущие лиц Св. Троицы, по которому Им равно принадлежат высочайшие совершенства – всеведение, вездеприсутствие, премудрость, всемогущество, благость, – действием которых является промышление о мире. С другой стороны, если дело творения – дело всех лиц Св. Троицы, то и сохранение созданного в бытии и направление к предназначенным целям – тоже дело всех лиц Св. Троицы.
Учение об участии всех лиц Св. Троицы в деле промышления, как и сама тайна о Св. Троице, раскрыта преимущественно в откровении нового завета. Свидетельства о сем в ветхом завете хотя и есть, но ясными делаются только при свете новозаветного откровения.
Промышляет о мире Бог Отец. Об этом Сам И. Христос свидетельствовал пред иудеями, обличавшими Его в нарушении субботнего покоя исцелением расслабленного: Отец Мой доныне делает, и Я делаю (Ин.5:17), т. е. что Отец в седьмой день не совсем перестал действовать, а только перестал творить новые виды существ. В других случаях Христос свидетельствовал об Отце, что Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных (Мф.5:45), питает всех птиц небесных (7:26), одевает полевые цветы так, как не одевался Соломон во всей славе (6:88). Как на особенное попечение Бога Отца о мире нравственном, откровение указываете на тайну искупления. Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную. Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него (Ин.3:16–17; сн. 15:16; 16:23 и др.). Дух Утешитель, совершитель нашего освящения, также дается верующим от Бога Отца. Я умолю Отца, говорит Спаситель, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек (Ин.14:16, 26; сн. 15:26; Рим.1:7; 2Кор.1:4).
Бог Сын Сам усвоял Себе промышление о мире, когда свидетельствовал: Отец Мой доныне делает, и Я делаю (Ин.5:17). Апостол учит о Сыне Божием: все Им стоит (Кол.1:17), т. е. все в мире как от Него получило бытие, так Его же силою и продолжает бытие. О Нем же говорится: держа все словом силы Своей (Евр.1:3). В отношении к миру нравственному, как на явление любви Сына Божия, откровение указывает на совершение Им искупления, изображает Его Богом Спасителем нашим, виновником нашего освящения (Ин.14:16, 27; 1Кор1:4: Гал.4:6; Евр.2:11 и др.), главою Церкви (Еф.1:22; 2:20; Кол.2:19), говорит о Нем, что Он пребудет с верными до скончания века (Мф.28:20) и внимает их молитвам. (Ин.14:13; 16:23; 2Тим.2:19), что Он приводит спасаемых к Богу Отцу, так что никто не приходит к Отцу, как только чрез Него (Ин.14:6, сн. 10:14 –16), что Сын предаст Царство Богу и Отцу... да будет Бог все во всем (1Кор.15:24, 28).
Дух Святой как во время миротворения носился над неустроенным веществом (Быт.1:2) и сообщил силу и жизнь творимым существам по виду их, так и теперь, по учению Писания, Он продолжает действовать в мире, поддерживая его бытие и благоустройство (Пс.103:30). В отношении к восстановлению рода человеческого Дух Святой, по учению Писания, содевает наше спасение во Христе и со Христом. Он устрояет церковь Христову, пребывая в ней (Ин.14:16), привлекает людей ко Христу, усвояет уверовавшим все потребное для спасения, уготованное Искупителем, прививает их к Нему, как дикие маслины, изливая на верующих в И. Христа многоразличные дары, нужные для спасения, в таинствах (Ин.3:5–6; Деян.8:17; 2Кор.1:21–22 и др.) и чрез непосредственное действие на душу человека (Ис.11:2, 3; Ин.7:37, 39; Деян.2 гл.; 1Кор.12:3–11; Рим.14:17; 8:26; Гал.5:20–23 и др.). Дух Святой глаголал чрез пророков и апостолов, почему и все Св. Писание есть глагол Духа Святого (Лк.21:15; Ин.14:26; 16:13; 2Пет.1:20–21; 2Тим.3:15–17).
Свою веру в этот догмат церковь выразила в своих вероизложениях, когда наименовала Бога Отца – «Вседержителем» (Никео-цар. симв.), Бога Сына – «Мудростью, содержащею состав всего» (симв. Григория Чуд.), Духа Святого – «Господом животворящим» (Ник.-цар. симв.) и «Жизнью, в которой причина всех живущих» (в тех же симв.).
* * *
Слово «промысл» (греч. πρόνοια, лат. providentia) в приложении к Божественным действиям встречается в Библии только в кн. Премудр.14:3; 17:2. Древние отцы к учителя церкви промысл Божий называли Божиим попечением: «промысл есть Божие попечение (ἐπιμελεία) о существах», говорит св. И. Дамаскин (Изд. в. 11, 29; сн, Васил. Вел. О Св. Духе, 18 гл.).
От этих двух действий промысла (conservation et gubernatio) различали (см. напр. у митр. Макария Догм. Бог. § 96) третье, именно: содействие (concursus Dei) силам существ и их действиям. Но выражаемое этим понятием действие по отношению к миру вещественному заключается в понятии о сохранении существ с их силами и деятельностью. Где есть сохранение существующей вещи или существа, там уже есть и содействие силам в их действии. По отношению же к миру нравственному, если под содействием разуметь содействие свободной воле существ в осуществлении их добрых целей, то это будет один из частных видов управления. Посему содействие не есть отдельный вид промысла, отличный от сохранения и управления.
Литература о промысле Божием вообще. – Никольского В. Вера в промысл Божий и ее основания. Каз. 1896 г. – Кудрявцева В. Д. О промысле (II т. 1 вып. соч.). – Алексия архим. О промысле Божием (Приб. к твор. отц. ц. в рус. пер. 1843. I ч.) – Малеванского Гр. Вера в Бога, как всеблагого Миропромыслителя и верховного Мироправителя (Тр. Киев. Ак. 1874 №№ 2, 4, 7 и 9). – Голубинского Ф. А. Умозрит. Бог. 169–204 и Прем. и благ. Божие в судьбах мира и человека. – Иоанна еп. О промысле Божием (Бог. акад. чт. Спб. 1897 г.). – Петропавловского И. Д. прот. О промысле Бож. (В защ. хр. веры. Вып. II). – Успенского П. свящ. Библ. уч. о частном промысле (Рад. хр. 1895 г. VI кн.). Природа и промысл (Хр. Чт. 1892 г. Мар.–Апр.).
«Magna dii currant, parva negligunt,» т. е. боги заботятся о великом, малым пренебрегают – не раз повторял Цицерон (De nat. deor. II, 36 ets). Такого мнения держались и все стоики. Аристотель ограничивал действие промысла только небом, а на земле не находил ничего великого и достойного внимания богов. (Diog. Laertii. Vita Arist. и Eusevii. Praepar. evangel.) Плиний говорил: «смешно воображать, чтобы Высочайшее Существо заботилось о человеческих делах и унижалось таким скучным и мелким занятием». В языческих религиях боги были почитаемы не всемировыми промыслителями, но покровителями отдельных народов, не простирающими своего промышления на все человечество и на каждого члена человеческого рода.
Премудрый так выражает эту мысль в своем обращении к Богу: Ты любишь все существующее, и ничем не гнушаешься, что сотворил, ибо не создал бы, если бы что ненавидел. И как могло бы пребывать что-либо, если бы Ты не восхотел? Или бы как сохранилось бы то, что не было призвано Тобою? Но Ты все щадишь, потому что все Твое, душелюбивый Господи (Прем.11:25–27).
Клим. Ал. Стром. I кн. 11 гл.; сн. IV кн. 12 гл.
Афинаг. О воскр. мертв. 18.
Афанас. Сл. прот. язычн. (1 ч. 25 стр. в рус. пер.). И это – общее учение древних отцов церкви. См. напр. Минуц. Фел. Октавий 17. Иуст. Разг. с Триф. 1. Ирин. Против ерес. 2 кн. XXVI, 3. Август. О тр. Бож. V кн. 11 гл. Феодор. О промысле, 2 сл. Немезия De nat. hom. c. 44.
Василий В. О св. Духе, к Амфил. 8 гл.
Кирил. Ал. Jn Johan. lib. IX, p. 783; сн. Гр. Б. Сл. 14 (II ч. 39 стр.)
Блаж. Августина. О кн. Быт. букв. IV кн. 12 гл. С особенною подробностью раскрываются и поясняются примерами эти мысли у блаж. Феодорита в творении: «Десять слов о промысле Божием» (V ч. его твор. в рус. пер.).
Феофил. к Автол. 5.
Ефрем. Сир. Облич. себе самому и испов. (в Твор. св. отц. XII, 216). Сн. Феодор. О промысле Сл. 2.
Григ. В. Таинств. песноп. сл. 5.
Афан. ал. Сл. против яз. (1 т. в рус. пер.); сн. Клим. рим. Посл. 1 Коринф. 20 гл.
Под именем чудес в собственном смысл разумеют внешние поразительные действия или события, имеющие истинную причину своего вне естественных сил и законов природы – в сверхъестественном действии божественного всемогущества, – и совершаемые Богом для достижения важных религиозных целей.
Подробнее о чудесах, их возможности и действительности, равно и разбор возражений против оных см. в курсах христ. апологетики, а также: Тренча. Чудеса Господа нашего И. Христа. Перев. А. Зиновьева 1883 г. – Роу. Очевид. истины христианства. Пер. М. Фивейского. 1892 г. Чт. 2-е. – Фаворова Н. прот. Чт. о вере в И. Христа, как истинного Сына Божия (Пер. Киев. Ак. 1865 г. I т.) – Предтеченского А. И. Место и значение чудес в систем. христианства (Хр. чт. 1863 г. III.). – Троицкого И. Е. Чудеса не только возможны, но и необходимы (там же 1886 г. II т.) – Петропавловского И. В защиту христианской веры. Вып. I и II. – Глаголева С. С. проф. Чудо и наука (Бог. В. 1896 г. № 3). – Остроумова С. О чудесах, как признаке истинной церкви (Вера и Раз. 1896 г. № 9.). – О чудесах в наше время (Стран. 1864 г. № 12). – Е. Л. Вера в чудеса (там же, 1898 г. Апр.). – Павловича А. Попытки естественного объяснения чудес в наше время (там же 1898 г. Окт.-Дек.; 1890 г. июль-авг.) – Сольского. Сверхъестесв. элемент в новозав. откровении. Киев. 1877 г. – Орфанитского И. свящ. Что такое чудо (Вера и Церк. 1901 г. I кн.).
В греческой религии, наиболее совершенной сравнительно с другими языческими религиями, мироправящею силою признавалось не всесовершенное Существо, но слепая и бессознательная сила – неумолимая судьба, рок (ἀνάγκη, fatum), которой подчинена вся мировая жизнь, все люди и даже сами боги. Из древних языческих философов одни совершенно отвергали бытие промысла, как, напр., эпикурейцы, которым казалось, что для Бога тягостно заниматься попечением о мере другие ограничивали действия промысла только великими предметами и родами существ, иные допускали вечную материю, которая Богу не вполне подчинена, или два верховных начала – благое и злое и под.