Азбука веры Православная библиотека Николай Васильевич Покровский Проект размещения живописей в новом православном соборе во имя св. бл. в. кн. Александра Невского в Варшаве


Николай Васильевич Покровский

Проект размещения живописей в новом православном соборе во имя св. бл. в. кн. Александра Невского в Варшаве

К составителю настоящего Проекта неоднократно обращались читатели академических изданий и сторонние лица с вопросом: как разместить свящ. изображения во вновь сооруженном, или обновляемом храме. Вопрос этот имеет серьёзное значение: от правильного разрешения его зависит цельность и выразительность внутреннего убранства храма. Между тем в существующей церковно-археологической литературе нет прямого разрешения его; можно сказать даже, что многие не сознают необходимости той или другой системы в этом деле, полагая, что любое свящ. изображение может быть одинаково пригодно для любой частя храма. Правда, в некоторых ученых изданиях и исследованиях памятников древности, особенно в нашем исследовании о „Стенных росписях в древних храмах греческих и русских” можно находить некоторые относящиеся к этому предмету материалы и указания. Но для правильного использования этих материалов необходимо, помимо значительной затраты времени и труда, предварительное знакомство с историей церковной архитектуры, живописи и символики, а это далеко не для всех одинаково легко и доступно. В виду этого мы и решились напечатать настоящий Проект в полной уверенности, что он, представляя собой попытку практического использования художественно-археологических материалов, будет полезен в деле размещения живописей и в других храмах. Новый православный собор в Варшаве построен в старом русском стиле и имеет значительные размеры а потому его росписи могут оказаться наиболее пригодными для других таковых же храмов. Для храмов иной архитектуры и иных размеров, очевидно, придется изменять ее; но это изменение не представит больших затруднений, так как известно основное и главное, и мы предлагаем ее отнюдь не с целью дать шаблонный образец для копирования, а лишь в качестве разъяснения руководственных мотивов, нужных при исполнении стенных росписей в храмах, в духе православной старины. Η. П.

Содержание

I. Объяснительная записка. II. Проект А. Алтари. I. Средний престол во имя св. Александра Невского. В верхней части алтарной апсиды: II. Придел во имя св. Николая Чудотворца. В алтарной апсида (на сгибе свода): III. Придел во имя свв. первоучителей славян Мефодия и Кирилла. Б. IV. Куполы и своды. V. Четыре места возле парусов центрального купола: VI. Своды. VII. Внутренние поверхности арок под центральным куполом. В. Стены храма. VIII. Южная стена. IX. X. XI. Северная стена. XII. ХIII. XIV. Западная стена. ХV. XVI. XVII. XVIII. XIX. XX. XXI XXII. XXIII. XXIV. XXV. Г. Галлереи. XXVII. ХХVIII. XXIX. XXX. XXXI. XXXII. XXXIII. XXXIV. XXXV. Д. Наружные изображения. XXXVI. Порталы.

 

I. Объяснительная записка.

Стенные росписи православного храма должны представлять собой не простой подбор изображений, вызываемый случайными, декоративными и т. п. соображениями, но определенную систему, основанную на началах древнего символического воззрения на храм и его составные части: как в целой росписи, так и в отдельных группах изображений, расположенных в храме, должна быть выражена тесная связь их с высшим назначением храма и его составных частей, основанная отнюдь не на началах личного субъективного воззрения, склонного к увлечениям и ошибкам, но на началах, установленных древним преданием и практикой церкви. Все важнейшие архитектурные памятники православной старины византийские (в широком смысле этого слова) и русские в своих стенных росписях стоят в полном согласии с этими началами. Правда, в них мы замечаем иногда, наряду с группами изображений, обычно повторяющимися во всех храмах, некоторые черты различия; объясняется это тем, что древний обычай не был строгим непреложным каноном, не допускающим ни малейших отступлений от принятой нормы; он устанавливал лишь главное и основное, указывал места для цельных групп и рядов изображений и направлял мысль художников на соответственные темы. Основные начала этого обычая, легко уразумеваемые при сравнительном изучении всей совокупности памятников византийско-русской художественной старины, раскрываются также отчасти и в памятниках древней письменности: указания на них находим в памятниках письменности литургической – у Софрония иерусалимского, Германа Константинопольского, Симеона Солунского и др. По изъяснению их Церковь есть образ мира, состоящего из существ невидимых и видимых ... Алтарь – горний мир и святилище с животворящей трапезой: средний храм – видимый мир ... Церковь предвозвещена пророками, предъизображена патриархами, благоукрашена иерархами, освящена мучениками; в ней – указания на воплощение Иисуса Христа и «искупление». В пределах этих мыслей и понятий вращаются и древние стенописи православных храмов. В алтаре изображалось таинство Евхаристии, как основание для важнейшего из совершаемых в алтаре священнодействий; также св. епископы, как преемники апостолов, приведшие в стройный порядок литургию, и главные совершители последней, и св. диаконы возле алтарных дверей, наблюдение за которыми в древности лежало на их обязанности. Все они составляют небесную церковь: но в этой церкви, в этом небесном рае, высокое место принадлежит Богоматери, которая, поэтому, и изображалась в алтарной апсиде (запрестольный образ); Глава этой церкви – Сам Господь изображался в зените алтарного свода. Средняя часть храма – церковь земная: Глава её Иисус Христос изображался в куполе... Церковь предвозвещена пророками освящена мучениками (см. выше), а потому под куполом изображались апостолы, пророки и мученики (в арках сводов). Посредством четырех Евангелий распространено учение Христово по всем четырем странам Света: отсюда в четырех парусах сводов – Евангелисты. Сущность вероучения церкви заключается в Евангелии, поэтому на стенах церкви изображались евангельские события. В западной части храма – страшный суд, как выражение скончания земной церкви. Под влиянием этого обычая явилось нередко встречающееся в наших старинных рукописях и в Кормчей книге замечание: «верх церковный – глава Господня; главу бо церковную держит Христос, шею (трибун купола) Апостолы, пазухи (паруса) Евангелисты, а пояс (стены храма) праздницы».

Этот исконный обычай, как выражение возвышенных мыслей и понятий о храме и его внутреннем убранстве, принят нами, в качестве руководящего начала при изготовлении Проекта размещения живописей в Варшавском соборе. Но как в древности обычай этот не налагал стеснительных уз на его адептов, так и мы, удержав его основные мысли, допустили, в интересе более строгой последовательности выражения идей, ясности и выразительности, некоторые отступления от него в подробностях. Известно, что в XVI и особенно в XVII веках, в эпоху наивысшего развития русского искусства, появилось в стенных росписях храмов весьма много символических композиций, отчасти составленных русскими художниками, отчасти заимствованных отвне, замысловатых и не всегда удобопонятных. В своем Проекте мы старались избегать замысловатой символики, предпочитая, согласно с преданиями отдаленной древности, сюжеты простые, удобовразумительные и самой простотой своей возбуждающее религиозную мысль и окрыляющие религиозное чувство. Не оставлены нами без внимания и потребности современного художественного творчества: не всякое место в храме в одинаковой мере пригодно для любого сюжета: как отдельные места, предназначенные для живописи, не одинаковы в своем плане, так и не все сюжеты, по самому существу своему, требуют одинаковых пространств: паруса сводов по своему архитектурному плану не то же, что внутренняя поверхность арки; купол и свод не тоже, что ровная стена. Эта сторона дела, при выборе и размещении сюжетов, принята нами в соображение: однако единство и цельность внутреннего содержания росписи от этого не только не пострадали, а напротив, получили большую выразительность. Требование единства масштаба оставлено при этом также неприкосновенным.

Исходя из указанных соображений, мы проектируем стенные росписи Варшавского собора в следующем виде:

В главном алтаре, посвящаемом Святому Благоверному князю Александру Невскому, в алтарной апсиде – Богоматерь в сложной иконографической композиции «О тебе радуется, Благодатная, всякая тварь». Многоглавый храм («Освященный храм») на заднем плане сообщит единство этой грандиозной, олицетворяющей все содержание названного песнопения, композиции. Под этим изображением «раздаяние Иисусом Христом Евхаристии апостолам (μετάδοσις) в общеизвестных и общеупотребительных формах литургических. Ниже – святители вселенской церкви, а возле врат алтарных – диаконы. В зените алтарного свода – Сам Господь, троичный в лицах. В правом приделе Св. Николая Чудотворца: на алтарной апсиде вместо запрестольного образа – Богоматерь в формах Киевской Нерушимой стены; ниже символико – литургическая композиция на тему «Да молчит всякая плоть человека», в которой совершителями евхаристической тайны, в формах литургического великого входа, являются Сам Иисус Христос, Царь царствующих, и ангелы; в нижнем ряду – святители вселенской церкви и диаконы: а в зените алтарного свода – Господь Иисус Христос “Великий Apxиерей». В приделе –изображения славянских первоучителей Св. Мефодия и Кирилла: в апсиде – Господь Саваоф, ниже «се агнец божий, вземляй грехи мира»; возле него ангелы с рипидами и святители славянские и русские; последние занимают также нижний ряд алтарной апсиды; св. диаконы по обычаю – возле алтарных входов. В зените свода крест в сиянии. Таким образом стенописи алтарей, в согласии с древним обычаем, будут выражать идею алтаря, как места совершения бескровной жертвы и горнего мира.

На столпах отделяющих алтарь от средней части храма, согласно с древним обычаем, будет изображено Благовещение Пресвятой Богородицы, как «Главизна человеческого спасения».

В главном куполе – Глава церкви Господь Вседержитель; в четырех малых куполах – Еммануил, Богоматерь, как «Высшая небес», Иоанн Предтеча и арх. Михаил. В парусах сводов, по обычаю – Евангелисты. В полукуполах возле парусов центрального купола девять чинов ангельских. Во внутренних поверхностях арок священномученики и мученики. В четырех сводах – воскресение Иисуса Христа из мертвых, вознесение Его на небо, со- шествие Св. Духа на апостолов и София Премудрость Божия. Таким образом, в верхних частях среднего храма будут изображены – Глава церкви с небесными силами и основания церкви.

На стенах – северной и южной – важнейшие обычаи Евангельской истории, начиная с детства Иисуса Христа до Его воскресения: первая часть, согласно с древним обычаем, будет помещена на южной стене, вторая – на северной. Отдельные изображения Евангелия здесь располагаются, по возможности, в хронологическом порядке, как этот последний указан в «Евангельской истории» Преосвященного Феофана: некоторые уклонения от этого порядка допущены с целью дать более видное положение некоторым важнейшим событиям Евангелия. Вся совокупность изображений северной и южной стен храма наглядно будет выражать Евангельскую историю в важнейших её моментах. На западной стене – изображения относящиеся к истории и прославлению Богоматери. Здесь же, по связи с посвящением храма и его приделов, несколько изображений, относящихся к славе св. благоверного князя Александра Невского, св. Николая и св. первоучителей славян Мефодия и Кирилла; а равно и несколько других изображений русских святых – князей и княгинь. По связи с изображениями, помещенными на стенах, располагается вверху стен ряд изображений ветхозаветных, имеющих прообразовательное значение, и с ними пророков, пророчествовавших о событиях Нового Завета, как это можно видеть до сих пор в некоторых храмах древности, напр. в Афоно-Протатском соборе, живописи которого приписываются знаменитому художнику Панселину.

Галлереи, окружающие храм с трех сторон, составляют преддверие церкви, а потому их стенописи, по своему содержанию, будут относиться к Ветхому Завету, служащему сению грядущих новозаветных событий. В сводах галлерей, на всем протяжении их, будут размещены, среди роскошных гирлянд, медальонные изображения праотцев, патриархов и предков Иисуса Христа, по Евангелию Матфея. На стенах галлерей – изображения некоторых общепонятных и поучительных событий Ветхого Завета. На восточных узких сторонах южной и северной галлерей изображения Богоматери и Еммануила с предстоящими русскими преподобными. Единоличные изображения преподобных вселенской и русской церкви, а равно мучеников, безсребренников, блаженных, помещены будут также и в некоторых других узких местах галлерей, напр. возле окон, дверей и т. п.

В сводах на хорах будет изображено скончание земной церкви в иконографической композиции «Второе пришествие Христово».

С внешней стороны храма над порталами: над западным средним – Господь Вседержитель на троне, окруженном небесными силами; над северо-западным – Богоматерь на троне с ангельскими силами; над юго-западным – собор Архистратига Михаила; над северным – Деисис большой с предстоящими Мефодием и Кириллом; над южным – «Слава Св. Александра Невского».

Вся роспись Варшавского собора будет, таким образом, согласована с древним преданием и практикой церкви и будет выражать исконное символическое воззрение на храм и его составные части; отсюда её историческая и логическая правильность и назидательность.

II. Проект

А. Алтари.

I. Средний престол во имя св. Александра Невского. В верхней части алтарной апсиды:

1) Изображение «О тебе радуется»,

2) ниже «Евхаристия» по литургическому переводу (μετάδoσις),

3) нижний ряд – святители вселенской церкви, а возле алтарных столпов диаконы, именно: Иаков иерусалимский, Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст, Афанасий Александрийский, Кирилл Александрийский, Григорий Нисский, Петр Александрийский, Климент Римский, Лев Великий, Григорий Двоеслов, Амвросий Медиаланский. Св. Диаконы: Стефан, Прохор, Никанор, Филипп.

4) В зените алтарного свода св. Троица в виде «Отечества» с небесными силами.

II. Придел во имя св. Николая Чудотворца. В алтарной апсида (на сгибе свода):

1) Богоматерь «Нерушимая стена»,

2) ниже «Да молчит всякая плоть»,

3) в нижнем ряду святители и диаконы, а именно: св. Николай Мирликийский, св. Кирилл Иерусалимский, Григорий Неокесарийский, Иерофей Афинский, Поликарп Смирнский, Софроний Иерусалимский, Герман Константинопольский, Григорий просвятитель Армении; Константинопольские: Прохор, Никифор, Тарасий, Мефодий. Св. диаконы: Тимон, Пармен, Руфин, Вениамин.

4) В зените алтарного свода Господь Иисус Христос – Великий Apxиерей.

III. Придел во имя свв. первоучителей славян Мефодия и Кирилла.

1) В алтарной апсиде вверху Господь Саваоф,

2) ниже «Се Агнец Божий»,

3) возле него и внизу святители славянские и русские и диаконы: св. Мефодий, Михаил Киевский, Петр Московский, Алексий Московский, Иона Московский, Филипп Московский. Ростовские: Исаия, Леонтий, Димитрий, Симон Владимирский, Митрофан Воронежский, Феодосий Углицкий. Св. диаконы: Евпл, Лаврентий, Роман, Николай.

4) В зените свода Крест в сиянии, или Бог – Слово (юный тип ) с крестом и свитком.

5) На алтарных столпах (на западных фасах) «Благовещение Пресвятой Богородицы».

Б. IV. Куполы и своды.

1) В центральном куполе Господь Вседержитель (Пандократор).

2) В северо-восточном Богоматерь по греческому переводу «Высшая небес» (υψηλότερα των ουρανών).

3) В юго-восточном – Иоанн Предтеча.

4) В северо-западном – Архангел Михаил.

5) В юго-западном – Еммануил .

6) В трибуне центрального купола между окнами – херувимы и серафимы.

7) В парусах под главным куполом – Евангелисты.

8) В парусах под малыми куполами – Херувимы.

V. Четыре места возле парусов центрального купола:

1) В восточном – Спаситель и три чина ангелов.

2) В западном – Богоматерь с младенцем и два чина ангелов.

3) В северном – Нерукотворенный образ и два чина ангелов.

4) В южном – Уготование престола (ετοιμασία του θρόνου) со звездами и два чина ангелов.

VI. Своды.

1) Воскресение Христово.

2) Вознесение Иисуса Христа на небо.

3) Сошествие св. Духа на Апостолов.

4) София Премудрость Божия.

VII. Внутренние поверхности арок под центральным куполом.

1) В восточной арке священномученики в медальонах 1

Дионикий Ареопагит, Мефодий Патарский, Игнатий Богоносец, Ириней Лионский. Херсонские: Агафодор, Елпидий. Александр Иерусалимский, Киприан Карфагенский, Стефан Римский, Дорофей Тирсий.

2) В остальных трех арках мученики, а именно: в западной: Авив, Агапий, Валентин, Иустин Философ, Порфирий Стратилат, Христофор, Феодор Стратилат, Иаков Персидский, Феофил.

3) В северной: Диодор, Авдон, Евфимий, Гордий, Андроник, Кесарий, Трифон, Андрей Критский, Флорентий, Acтерий.

4) В южной: Фотий, Роман, Прокопий, Платон, Никифор, Макарий, Клавдий, Евгений, Игорь блаж., Димитрий Царевич.

В. Стены храма. VIII.

Южная стена.

1-ый ряд нижний (от правого клироса 1) Рождество Христово; 2) Поклонение пастырей; 3) Сретение; 4) Поклонение волхвов; 5) Явление ангела Иосифу; 6) Бегство в Египет 7) Избиение младенцев.

IX.

2 ряд: 1) 12-ти летний Иисус Христос в храме Иерусалимском, 2) Крещение Иисуса Христа; 3) Преображение Господне; 4) Нагорная проповедь; 5) Беседа с самарянкой; 6) Исцеление сына Царедворца; 7) Воскрешение сына вдовы Наинской.

X.

3-й ряд: Возле среднего окна: 1) Исцеление слепого; 2) Исцеление бесноватого; 3) По сторонам двух малых окон по два апостола: Петр и Андрей; Иаков и Андроник; Филипп и Клеопа; Матвей и Фаддей; 4) В средине между Евангельскими событиями у среднего окна и апостолами с обеих сторон – орнаменты.

XI. Северная стена.

Первый ряд: 1) Воскрешение дочери Иаира; 2) Брак в Кане 3) Укрощение бури; 4) Умножение хлебов; 5) Исцеление расслабленного; 6) Благословение детей; 7) Воскрешение Лазаря.

XII.

Второй ряд: 1) Вход Иисуса Христа в Иерусалим; 2) Молитва в саду Гефсиманском; 3) Предательство Иуды; 4) Суд Пилата; 5) Несение креста; 6) Явление Иисуса Христа ученикам на море Тивериадском (или сошествие Иисуса Христа во ад ); 7) Явление Иисуса Христа ученикам в Еммаусе.

ХIII.

Третий ряд. Возле среднего окна: 1) Св. жены у гроба Иисуса Христа; 2) Явление Иисуса Христа по воскресении св. женам (χαίρετε; 3) По сторонам крайних окон апостолы: Иоанн и Варфоломей, Фома и Иаков Алфеев, Симон Зилот и Иуда Иаковлев, Павел и Варнава; 4) В промежутках – орнамент.

XIV. Западная стена.

Первый и второй ряд совместно (два больших места над боковыми входами): 1) Успение Богоматери; 2) Покров Пресв. Богородицы.

ХV.

Четыре места по сторонам хоров: 1) Рождество Пресвятой Богородицы; 2) Введение во храм Пресвятой Богородицы; 3) Одно из чудес Св. Николая (против придела св. Николая); 4) Проповедь христианства славянам (против придала Славянских Первоучителей).

XVI.

Четыре места вверху возле окна: 1) Константин и Елена; 2) Владимир и Ольга; 3) Борис и Глеб; 4) Александр Невский и Андрей Боголюбский.

XVII.

1) Над арками хоров «Недреманное Око»; 2) Над арками среднего входа – Херувимы.

XVIII.

Верхний 4-й ряд: Изображений на стенах – южной, северной, западной и восточной. Южная сторона: 1) В средний над окном – «Жертва Авеля и Мельхиседека»; 2) На лбах малых подпружных арок медальонные изображения пророков: Аввакума, Софонии, Малахии, Езекииля, Михея, Аггея.

XIX.

Северная сторона: 1) В средний над окном: Моисей и Аарон приносят жертву в скинии; 2) На лбах малых подпружных арок медальонные изображения пророков: Илии, Елисея, Амоса, Ионы, Иepeмии, Захарии.

XX.

Западная сторона: 1) На лбах малых подпружных арок медальонные изображения пророков: Осии, Авдия, Варуха, Наума, Нафана и Захарии (отца Иоанна Предтечи).

XXI

Восточная сторона: на стене над аркой среднего алтаря: 1) Тайная вечеря (по историческому переводу); 2) На лбах малых подпружных арок медальонные изображения пророков, именно: Соломон, Даниил, Иоиль, Моисей, Давид, Исаиа.

XXII.

Два места под парусами малых глав с восточной стороны: 1) Распятие Иисуса Христа; 2) Положение Иисуса Христа во гроб.

XXIII.

С северной стороны под парусами: 1) Медный змей; 2) Св. Троица (ветхозаветная).

XXIV.

С южной стороны: 1) Купина Моисея; 2) Лествица Иакова.

XXV.

С западной стороны: 1) Явление Богоматери апостолам (по Успении); 2) Богоматерь в храме Иерусалимском.

Г. Галлереи.

XXVI.

В сводах галлерей следующие (по выбору) изображения ветхозаветных лиц (в гирляндах, или в медальонах).

Адам, Сиф, Енос, Енох, Мафусал, Ной, Сим, Авраам, Исаак, Иаков, Иосиф, Иуда, Фарес, Есром, Арам, Аминадав, Наассон, Саммон, Вооз, Овид, Иecceй, Давид, Соломон, Ровоам, Авия, Аса, Иосафат, Иорам, Озмя, Иоафам, Ахаз, Езекия, Манасия, Амон, Иocия, Иоаким, Иехония, Салафиил, Заровавель, Авиуд, Елиаким, Азор, Садок, Ахим, Елиуд, Елеазар, Матфан, Иаков, Иосиф.

XXVII.

Южная сторона южной галлереи: 1) Создание ангелов; 2) Творение Mиpa; 3) Рай и грехопадение.

ХХVIII.

Северная сторона южной галлереи: 1) Столпотворение вавилонское; 2) Иосифа продают братья; 3) Иосиф изъясняет сны Фараону; 4) Переселение Израильтян в Египет.

XXIX.

Восточная сторона южной галлереи. 1) Над киотом образ Богоматери поддерживаемый ангелами, а по сторонам: 2) Антоний и Феодосий Печерские, Сергий Радонежский и Кирилл Белозерский.

XXX.

Северная сторона северной галлереи. 1) Спасение Моисея из воды; 2) Исход евреев из Египта; 3) Чудо изведения воды из скалы.

XXXI.

Южная сторона северной галлереи. 1) Синайское законодательство; 2) Давид побеждает Голиафа; 3) Суд Соломона; 4) Есфирь перед царем.

XXXII.

Восточная сторона северной галлереи. 1) Под киотом медальонный образ Еммануила, 2) а по сторонам – Зосима и Савватий Соловецкие, Авраамий Ростовский, Нил Столобенсний.

XXXIII.

Единоличные изображения в галлереях в промежутках между сложными композициями: 1) Преподобные на южной стороне южной галлереи и северной стороне северной галлереи: Антоний Великий, Феодосий Великий, Блаженный Иероним, Иоанн Дамаскин, Феодор Студит, Афанасий Афонский, Михаил Маленн, Антоний Римлянин, Варлаам Хутынский, Савва Тверской, Александр Свирский, Нестор летописец.

Мученики, бессребренники и др. на северной стене южной галлереи и на южной стене северной галлереи и в западной паперти на свободных местах: Георгий Победоносец, Димитрий Солунский, Антоний, Евстафий и Иоанн Виленсние; Феодор Черниговский, Михаил Тверской, Косьма и Дамиан, Василий Блаженный, София, Вера, Надежда, Любовь, Царица Александра, Праведные Елизавета, Ксения и Татиана; Великомученники Екатерина, Варвара, Людмила Чешская, Нина Грузинская. В Западной паперти будет помещена также летопись о сооружении собора.

XXXIV.

В своде галлереи над средним порталом: Господь «Аз есть свет миpy», а по сторонам Его: Св. Николай Можайский и Св. Александр Невский с моделью храма в руках.

XXXV.

В сводах на хорах: 1 – 3) Второе пришествие Христово.

Д. НАРУЖНЫЕ ИЗОБРАЖЕНИЯ. XXXVI. Порталы.

1) Западный средний портал: Господь Вседержитель на троне с ангельскими чинами.

2) Северо-западный портал: Богоматерь с ангельскими чинами.

3) Юго-западный портал: Собор Архистратига Михаила.

4) Северный портал: Деисис большой с предстоящими (в числе их свв. Мефодий и Кирилл).

5) Южный портал: Слова Св. Благоверного Великого князя Александра Невского.

* * *

1

Изображения мучеников могут чередоваться с изображениями херувимов.


Источник: Н.В. Покровский. Проект размещения живописей в новом православном соборе во имя св. бл. в. кн. Александра Невского в Варшаве. // Христианское чтение. 1900. № 7. С. 143-156.

Вам может быть интересно:

1. Синодальный художник Алексей Антропов Николай Васильевич Покровский

2. Библиография. Новые издания материалов по истории Русской Церкви профессор Сергей Иванович Смирнов

3. Из новых открытий в области древней церковной истории профессор Анатолий Алексеевич Спасский

4. Историческое обозрение источников права православной церкви профессор Николай Александрович Заозерский

5. Существенная историческая справка по ламскому вопросу Евстафий Николаевич Воронец

6. К вопросу о политических, национальных и религиозных задачах России Павел Васильевич Тихомиров

7. Материалы к истории трехлетнего заключения православного епископа Виктора (Садковского) в польских тюрьмах протоиерей Павел Николаевский

8. К истории законодательных работ по духовному ведомству в царствование императрицы Екатерины II профессор Николай Иванович Барсов

9. Рецензия на Н.Ф. Красносельцева "К истории православного богослужения. По поводу некоторых церковных служб и обрядов, ныне не употребляющихся. Казань. 1889". профессор Алексей Афанасьевич Дмитриевский

10. Русская благотворительность Синайской обители в XVI, XVII и XVIII столетиях профессор Николай Фёдорович Каптерев

Комментарии для сайта Cackle