святитель Николай Сербский (Велимирович)

О Церкви

Странники, вот и корабль! Когда был потоп, Ной спасался на надежном корабле. Но потоп безумия и греха длится бесконечно. Поэтому и создал Человеколюбец корабль спасения. Расспросите, где находится тот корабль, и скорее поднимайтесь на него! Если веруете во Христа Спасителя, христоносцы, верьте и в дела Его. А Церковь, корабль спасения, – Его дело. На нем плывут тысячи спасённых и спасаемых. Основал его Господь на вере, крепкой, как камень. Как Сам Он сказал: на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее (Мф. 16:18).

Церковь призывает нас преклонить главу пред Богом и вознести сердце горе. Как это прекрасно, как восход солнца! И необходимо, как хлеб насущный. Голову долу, сердце горе! Такую заповедь дает Церковь своим чадам. Отчего так строга заповедь? Для того чтобы мы преодолевали гордость и спасались от отчаяния. Перед кем, человек, преклонишь свою главу, если не пред Царем царей? И перед кем твое трепещущее сердце ободрится, вознесется и обрадуется, если не пред Родителем, пред Отцом Небесным?

Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное (Мф. 5:3), и одним взмахом секиры поразил Иисус корень всех зол – гордость. А гордость – первородный грех, которым «отец лжи» заразил людей, наполнил их дыханием зла, словно надувные шары, чтобы вскоре проколоть и раздавить. Гордый человек, и когда ползет, думает, что летит, в своем самодовольстве презирая и людей, и Бога. А нищий духом смирен, неизменно недоволен собой, стыдится перед людьми и боится Бога. Поэтому он совершенствуется и прорастает, как живое семя из земли, пока не дорастет до высот Царства Небесного, которое таковым принадлежит. На место человеческой гордости, которую сатана сделал фундаментом своей Вавилонской башни, Иисус поставил смирение как фундамент Своего царского чертога – Церкви Христовой.

Православная Церковь, некогда единственная Христова Церковь в мире, от начала держалась веры в Евангелие, не уклоняясь ни влево, ни вправо, не озираясь на прочие вероисповедания, на языческие философии, на естественные науки. Ибо, когда следуют за зрячим и прозорливым проводником, смешно и бесполезно спрашивать дорогу у слепого и косого.

Войдем в церковь. Какими словами православный священник начинает Божественную литургию? Известными и вечно прекрасными: «Благословенно Царство Отца и Сына и Святого Духа». Божественная литургия – стержень домостроительства Сына Божия, посланного Отцом и исполненного Духом Святым. Сын Божий сошел на землю к людям как совершенный образ Царства Небесного, благословенного Царства Отца и Сына, и Святого Духа. Сын Божий, Господь наш Иисус Христос, открыл благословенное Царство людям и научил людей, как готовиться войти в это Царство. Вот величайшее открытие в истории мира и самое радостное приглашение роду человеческому от начала времен.

Православная Церковь – единственная Церковь в мире, сохранившая веру в Евангелие как в единственную абсолютную истину, которая не нуждается ни в опоре, ни в поддержке философии или светской науки. Поэтому, когда мы произносим девятый член Символа веры – «во единую Святую Соборную и Апостольскую Церковь», мы подразумеваем под единой Церковью именно Православную Церковь.

Нас удивляют те, которые говорят: «Мы можем быть хорошими христианами и без Церкви». Нам кажется, что это гордость, причина которой – невежество, эгоизм, который несет смерть при жизни. Верно ли мы рассуждаем? Совершенно верно, братья мои, да благословит вас Бог. Для чего Спаситель создал Церковь, если можно жить без нее? Для чего Он дал ей силу, превосходящую силу ада, если дерзкие одиночки могут побеждать «врата адовы» без Церкви? Монахи-пустынники проводили без малого весь свой век в одиночестве, но не прерывали связи с Церковью. Они молились Богу за всю Вселенскую Церковь, просили у нее благодатных даров и умирали в молитвенном общении с Церковью. И насколько их общение с земной Церковью было вынужденно малым, настолько близким и глубоким было общение с Церковью Небесной. Духовный опыт пустынничества бесценен для Церкви Божией.

Кто избегает Церкви Божией, тот ненавистник собственной души. Знайте это, братья мои, и скажите тем, кто не знает.

Церковь названа Телом Христовым: мы, многие, составляем одно тело во Христе (Рим. 12:5). Поэтому Церковь одна-единственная, ибо не может быть двух тел с одной главой. А Христос назван главой Церкви: Он есть глава тела Церкви (Кол. 1:18). Итак, один Христос, одна глава, одно тело – одна Церковь.

Церковь названа Святой. Вам понятно, почему она свята? Во-первых, потому, что основал ее Святой из святых. Во-вторых, потому, что Господь искупил ее, очистил и укрепил Кровью Своей, святой и пречистой. В-третьих, потому, что от начала ею руководит, вдохновляет и живит ее Дух Святой Божий. В-четвертых, потому, что все члены ее призваны к святости, призваны отделиться от всего, что не свято в этом мире, в котором они рождаются, возрастают и через который идут к своей цели. В-пятых, потому, что святые небеса предназначены ей как вечное пребывание. В-шестых, потому, что Господь оставил ей таинства, которые освящают людей и готовят их стать гражданами небес.

Церковь названа и Соборной, ибо она не ограничена временем. Она объемлет не только всех верующих, от Христа до наших дней, но и всех святых и праведных от Адама до Иоанна Крестителя, ради которых Господь сошёл во ад. Она объединяет и живых, и мертвых. Умершие чада ее на самом деле живы, это – путники, которых корабль спасения перевез на другой берег, в Царство бессмертия, все они члены Святой Соборной Церкви.

Церковь как установление призвана не к руководству, а к служению. Служить народу Божию даже до мученичества, подобно Господу Иисусу Христу. Освящать человеческие души, направлять духовно-нравственную жизнь человека, светить ему. Не порабощать, но освобождать, ибо люди призваны Христом к свободе, к свободе сыновей Божиих. Как сказано: Посему ты уже не раб, но сын (Гал. 4:7); и снова: стойте в свободе, которую даровал нам Христос (Гал. 5:1). Будучи кораблем спасения, Церковь Божия везет не рабов, а свободных детей, детей Царских, в Царство Небесное бессмертное. Нет ни груза драгоценней, ни пристанища радостней!

Призраки, одни лишь призраки повсюду, за исключением Церкви Христовой. Все призраки в борьбе с Христом (в том они едины) и в борьбе друг с другом. Словно сталь слова Мессии мира, простираются они вширь от края до края вселенной и возносятся ввысь к небесам. Это слова вечной реальности, слова вечной истины и правды божественной, и непобедимы они. Но тени человеческие надеются, что смогут устоять против них, восстают на слова Друга человеческого, воистину единственного Друга всечеловеческого. Высоким голосом, звонким и высоким, в преддверии конца, Церковь Христова проповедует слово Христово: Что пользы человеку, если весь мир приобретет, а душу потеряет? (Мф. 16:26; Мк. 8:36; Лк. 9:25.) На что призраки сквозь рев труб гневно отзываются: «Человек, приобрети мир, вот твое настоящее приобретение. А душу потерять не можешь, поскольку не имеешь ее». Снова Церковь торжественным голосом возглашает: Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут (Мф. 5:7). А призраки разъяренно визжат и орут: «Эгоизм – закон природы. Милость – сказка. Держись, приятель, волчьего себялюбия и не жалей ни одного ягненка, который приблизится к твоей пасти». Церковь срывающимся голосом исповедует: Почитай отца и мать, не убивай, не прелюбодействуй, не кради, не лжесвидетельствуй, не пожелай чужого 7, уступай старикам, уважай тех, кто у власти, молись Богу, соблюдай пост, делай добрые дела, покайся в грехах, помни о смерти. Призраки в ответ бьют в тяжелые барабаны: «Так вас, недоумков, учит еврейский Бог, а наши философы учат нас лучшему, говоря: „Отделись от отца и матери, ибо они носителя гнилого прошлого; убей и ограбь; прелюбодеяние считай естественным, бери пример с быка и осла; используй ложь как оружие против врагов; отбирай чужое, ибо оно слаще собственного; не молись Богу, ибо некому услышать молитву; не помышляй ни о посте, ни о милостыне; не думай о смерти, не добавляй в жизни горечи. Живи свободно, как тигр и медведь, без узды и клетки, согласно своим здоровым инстинктам, которые богиня природа вложила в плоть, влила в кровь, вплела в нервы. Ты – животное и не стыдись этого, а живи как животное”». Так ревут и визжат современные призраки, которые только внешне имеют человеческий облик, а души их в оковах сатаны, носителя зла и тьмы. И число призраков этих велико.

Спрашиваете меня, почему Церковь ненавидит коммунистов. Кто вам сказал? Церковь не может ненавидеть своих врагов. Церковь осуждает не коммунистов, то есть не людей, а их дела. Церковь осуждает насилие коммунистов – убийство царской семьи, царских детей, убийство множества архиереев и священников, аресты и гонения христиан, поругание веры, осквернение святынь, святых мощей, продажу икон и богослужебных предметов, превращение храмов в театры; осуждает хулу на Бога, запрещение молитвенных собраний, возвеличивание Иуды и сатаны, уничижение человеческого достоинства и низведение человека до уровня обезьяны, уподобление человека винтику в огромной государственной машине, материалистическое ослепление, которое отрицает Бога, душу, духовную реальность. Вот что осуждает и всегда осуждала Церковь. Все это неугодно Богу и Церкви. Но то, что Церковь ненавидит людей, даже гонителей, неправда. Неправда, что Церковь ненавидит русских коммунистов как людей. Нет в ней ненависти: Церковь молится за них. Поверите ли вы мне, если скажу вам, что Церковь молится за русских коммунистов? Церковь не забыла заповедь Своего Учителя: молитесь за врагов ваших, благословляйте проклинающих вас (Мф. 5:44; Лк. 6:27.28). Полная глубокой скорби за них, людей, нередко крещеных, Церковь со слезным вздохом молится о них Христу. Как она молится? Так, как научил Христос: Отче! прости им, ибо не знают, что делают (Лк. 23:3–4). Отверзи им, Отче, очи духовные, да прозреют и Тебя узрят. Вразуми их, Христе, да познают, что без Тебя не могут творити ничесоже (Ин. 15:5). Отрезви их, Господи, от ненависти к Тебе и людям Твоим.

Трудись и ревнуй об истине и святыне Божией и возложи свои заботы на Господа. Он требует от нас только того, что в нашей власти. Сказал Спаситель: кто из вас, заботясь, может прибавить себе роста хотя на один локоть? (Мф. 6:27; Лк. 12:25). Так давайте с полным доверием к Спасителю исполнять возложенные на нас обязанности и не беспокоиться о том, что будет или что могло бы быть. Капля молитвы стоит дороже, чем море смятения. В особенности не следует отчаиваться из-за Церкви Божией. Если чему-то на свете обеспечена окончательная победа, то это победа Церкви Христовой, и врата ада не одолеют ее (Мф. 16:18), – сказал Господь. Святитель Григорий Двоеслов, описывая состояние Церкви своего времени, сравнивает ее со старым, разбитым бурями кораблем, в который со всех сторон заливается вода, ибо доски его прогнили и расшатались от волн, бьющихся об него каждый день. Это были времена тяжких испытаний – голод, эпидемии, смятение, отчаяние, войны, которые привели в упадок земледелие, люди не хотели создавать семьи, потому что думали, что наступает конец мира. Вот в каком состоянии находилась Церковь двенадцать веков назад. Но конец мира не наступил, положение поправилось, Церковь утвердилась. Если бы кормчим Церкви был человек, она погибла бы от бурь, но Кормчий ее и тогда, и теперь – всемогущий Дух Божий.

Богословы-еретики назвали Православную Церковь бранным именем «окаменевшая церковь». Почему?

Потому что, как они утверждают, наша Церковь «не идет в ногу со временем» или «не приспосабливается к времени»! Между тем слава Православия именно в том заключается, что оно не следует за духом времени и не приспосабливается к нему, согласно заповеди святого апостола Павла: не сообразуйтесь с веком сим (Рим. 12:2). Как вечность могла бы следовать за временем? Как абсолютное может подражать преходящему? Как Царству Небесному примириться с царством земным? Как драгоценности состязаться с подделкой?

* * *

7

См. также десять заповедей: Исх. 29:5–10; Втор. 5:5–10.


Источник: Ты нужен Богу: Слова и наставления святителя Николая Сербского / сост. С.А. Луганская, М.И. Крапивин ; пер. с сербск. С. А. Луганской. – М. : Эксмо, ПСТГУ, 2013. – 464 с. : ил. – (Православная библиотека). ISBN 978–5-699–6941;.о (ЭКСМО) ISBN 978–5-7429–0806–7 (ПСТГУ)

Комментарии для сайта Cackle