протоиерей Олег Стеняев

Беседа 3. Предсказание Сына Божия о Своем пленении иудеями, убиении и славном Воскресении из мертвых

Сегодня мы продолжаем наши беседы на радио «Радонеж», и тема сегодняшней беседы – Искушение светской властью. Давайте рассмотрим 17-ю главу Евангелия от Матфея с 22-го по 27-й стих. Но первую часть нашей беседы обозначим так: Предсказание Сына Божия о Своем пленении иудеями, убиении и славном Воскресении из мертвых.

И мы читаем 22-й стих 17-й главы:

Мф.17:22–23. «Во время пребывания их в Галилее, Иисус сказал им: Сын Человеческий предан будет в руки человеческие, и убьют Его».

Блаженный Иероним Стридонский пишет: «Всегда Господь соединяет благоприятное с печальным; это для того, чтобы апостолы не устрашились, когда это печальное внезапно наступит, и чтобы они были движимы готовностью духа. Действительно, опечаливая их словами о том, что Он должен претерпеть смерть, Он должен был возбудить в них и радость, потому что [сказал, что] в третий день восстанет»28. С одной стороны, недавно произошло исцеление отрока «лунатика», ученикам был преподан урок, как можно усилить личную веру: «…молитвою и постом» (Мф.17:21). А теперь Христос предсказывает Свои страдания и смерть, и тут же присовокупляет Радостную весть (Евангелие), о Своем пресветлом Воскресении:

Мф.17:23. «и в третий день воскреснет».

Казалось бы, эти слова – о Воскресении Христовом – должны вдохнуть радость в сердца апостолов, но далее мы читаем:

Мф.17:23. «И они весьма опечалились».

Блаженный Иероним так истолковал это обстоятельство: «Затем их печаль, и глубокая печаль, проистекает [несомненно] не от неверия (напротив, они знали, что и Петр был исправлен, потому что мыслил не о том, что Божие, а о том, что человеческое), но от того, что они из любви к Наставнику не были в силах слышать о Нем что-либо неблагоприятное и унизительное»29.

Напоминание об апостоле Петре – есть напоминание о том случае, когда, услышав о грядущих страданиях Сына Божия, апостол стал противоречить своему Учителю, и Господь выговорил ему, назвав его (Петра) «противоречащим» (по еврейски сатан (противник)).

Блаженный Феофилакт вносит в свое истолкование и несколько другой смысл: «Часто заранее говорит им о страданиях, чтобы не подумали, что Он против воли страдает, а вместе с тем для того, чтобы они приучились и не смутились неожиданным событием, когда оно наступит»30.

Искушение светской властью

Далее мы переходим к теме, которая выше наименована нами: Искушение светской властью.

И мы читаем Евангелие от Матфея, 17-я глава 24-й стих:

Мф.17:24. «Когда же пришли они в Капернаум, то подошли к Петру собиратели дидрахм и сказали: Учитель ваш не даст ли дидрахмы?».

Внешне этот случай напоминает случай с монетой, на которой было изображение кесаря (Мф.22:16–20). Если будем живы и Господь позволит, мы ее далее рассмотрим. Но сходство двух случаев только внешнее. Если в 22-й главе ответ на сложный вопрос дает Сам Сын Божий, то здесь чрезмерную расторопность проявляет апостол Петр, за что и получает наказание от Своего Божественного Учителя.

Перечитаем рассматриваемый отрывок заново: «Когда же пришли они в Капернаум, то подошли к Петру собиратели дидрахм и сказали: Учитель ваш не даст ли дидрахмы?» Казалось бы, все ясно: собиратели дидрахм собирали деньги на содержание Иерусалимского Храма. Сказано: «всякий, поступающий в исчисление, должен давать половину сикля, сикля священного; в сикле двадцать гер: полсикля приношение Господу» (Исх.30:13). Содержание Храма Иерусалимского стоило больших денег. Но не таких больших, какие собирали!

Историки пишут: «Итак, в соответствии с Законом Божиим было установлено, что каждый иудей мужского пола старше 20 лет должен платить ежегодный храмовый налог в полсикля. В эпоху Неемии, когда народ был беден, налог был установлен в 1/3 сикля. Полсикля были равны двум греческим драхмам, и налог обычно так и называли – дидрахма, как он назван и в этом отрывке. Налог составлял двухдневный заработок поденщика. В год Храм собирал в виде налога более двух миллионов таких дидрахм. Теоретически налог был обязательным, и администрация Храма имела право накладывать арест на имущество неплательщика»31.

Большая часть полученных денег шла на различные взятки римским властям, на их согласие на повышение по служебной лестнице того или иного священнослужителя Храма. Любая должность в Иерусалимском Храме покупалась и продавалось. И хотя римские чиновники не имели право появляться на территории Храма, кроме «придела Соломонова», все сделки со смещениями, повышениями и понижениями, решались во дворце римского прокуратора, а такой важный вопрос, как назначение первосвященника, решался на уровне римского сената или даже самого императора. Коррупция царила на любой из ступеней священнического служения Ветхозаветной Церкви.

Через храмовую казну отмывались деньги римлян и сирийцев, греков и египтян. Деньги довались в рост и под проценты.

И вот, когда апостола Петра спросили: «Учитель ваш не даст ли дидрахмы?», он, не спросивши у Господа, находит свой ответ; вольно или нет, он (апостол Петр) втягивает маленькую общину Иисуса Христа и Его учеников, в коррумпированный шалман нечестивых сборщиков податей и их коррумпированных и проворовавшихся боссов.

И далее мы читаем:

Мф.17:25. «Он говорит: да».

Апостол Петр, за кого ты говоришь «да»?! От Чьего имени, даже не посоветовавшись, ты говоришь: «да»?! От ИМЕНИ Господа Иисуса Христа, Который и будет распят всеми этими, до мозга костей погрязшими в коррупции и воровстве, архиереями и старцами, ты говоришь: «да»?! По настоящему, всем этим книжникам и фарисеям было все равно, о чем учит и проповедует Иисус из Назарета; их смущало одно, что за Ним ходит много народа (Мф.15:30; Мк.6:34; 8, 1; 9, 14; Лк.6:17; 6, 37 и т.д.). Они боялись, что их синагоги и Храм опустеют и доходы падут, именно поэтому и сказано, что любящие богатство погубили Иисуса. Сказано так: «Послушайте, братия мои возлюбленные: не бедных ли мира избрал Бог быть богатыми верою и наследниками Царствия, которое Он обещал любящим Его? А вы презрели бедного (то есть богатые распяли Христа. – О.С.). Не богатые ли притесняют вас, и не они ли влекут вас в суды?» (Иак.2:5–6).

Все так называемые религиозные обвинения, которые синагога задним числом выдвинула против Иисуса из Назарета, не выдерживают библейской критики. Он (Сын Божий) ни в чем не нарушил Закон Божий и никого никогда к этому не призывал. Напротив, Он обвинял современных Ему иудеев в том, что они «оставили важнейшее в законе: суд, милость и веру» (Мф.23:23; Лк.11:42).

В Нагорной Проповеди, вскрыв духовный смысл заповедей Божьих (сот), Он сделал Закон более строгим, призвав исполнять не только внешнюю, но и внутреннюю, духовную, суть заповедей Творца. Сказано: «Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить. Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна иота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все. Итак, кто нарушит одну из заповедей сих малейших и научит так людей, тот малейшим наречется в Царстве Небесном; а кто сотворит и научит, тот великим наречется в Царстве Небесном. Ибо, говорю вам, если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в Царство Небесное» (Мф.5:17–20).

Итак, апостол Петр от Лица Сына Божия сказал сборщикам дидрахм: «да»! И далее мы читаем:

Мф.17:25. «И когда вошел он в дом, то Иисус, предупредив его, сказал: как тебе кажется, Симон? цари земные с кого берут пошлины или подати? с сынов ли своих, или с посторонних?».

Сравнивая храмовых священников – всех этих иудейских старцев и архиереев – с царями земными, Христос показывает, что все эти сборы денег и поборы шли не на Божии дела а на шумные пиры иудейских архиереев с их языческими покровителями, на взятки и подношения безбожным первосвященникам-саддукеям. Святой блаженный Иероним Стридонский считает, что подать собиралась и на язычников-оккупантов. Златоуст не разделяет эту точку зрения.

Итак, далее. Апостол Петр уже понял, что Господь Иисус мягко выговаривает ему. И мы читаем:

Мф.17:26. «Петр говорит Ему: с посторонних. Иисус сказал ему: итак сыны свободны».

То есть мы свободны от того, чтобы оплачивать всех этих нахлебников народа Божия. Хотят есть – пусть питаются от благовествования и работают собственными руками. Сказано: «Разве не знаете, что священнодействующие питаются от святилища? что служащие жертвеннику берут долю от жертвенника? Так и Господь повелел проповедующим Евангелие жить от благовествования» (1Кор.9:13–14); и еще: «Достойно начальствующим пресвитерам должно оказывать сугубую честь, особенно тем, которые трудятся в слове и учении. Ибо Писание говорит: не заграждай рта у вола молотящего; и: трудящийся достоин награды своей» (1Тим.5:17–18).

Я неслучайно привел здесь эти две цитаты, ибо их прямо можно использовать по отношению к ветхозаветным храмовым священникам, хотя здесь апостол Павел ведет речь о новозаветном священстве. Дело в том (мы уже однажды касались этого вопроса), что священники Храма совершенно оставили обучение народа и занимались только совершением треб и сбором пожертвований. Причем пожертвования иногда отбирались силою, и это считалось в порядке вещей. Левиты, которые не были храмовыми священниками, как крепостные крестьяне, работали на архиереев и старцев, и только фарисеи и книжники выполняли функцию преподавателей Торы (Пятикнижия Моисея), но их проповеди были перенасыщены народными сказками, нелепыми примерами и неправильными цитатами. Именно о таковых апостол писал, что надо веровать, «не внимая Иудейским басням и постановлениям людей, отвращающихся от истины» (Тит.1:14).

Но апостол Петр уже сказал «да» от имени своего Учителя, и с этим надо что-то делать.

Далее мы читаем, как Сын Божий говорит апостолу Петру:

Мф.17:27. «но, чтобы нам не соблазнить их, пойди на море, брось уду, и первую рыбу, которая попадется, возьми, и, открыв у ней рот, найдешь статир; возьми его и отдай им за Меня и за себя».

Святые Отцы по-разному видят смысл этого стиха – в основном прославление Христа как Царя и земли, и моря. Святитель Иоанн Златоуст настаивает на том, что Господь как Творец Неба и земли свободен от всякой подати, но как Человек не возражает, перепоручая это дело Петру; святитель Кирилл Александрийский учит, что мы подобны рыбе, выловленной апостолами, и во рту у этой рыбы – Царская Монета Христос, Который оплатил наши долги и за душу, и за тело; Ориген настаивал на том, что, поскольку Иисус Христос есть образ Бога невидимого, а не образ человеческого видимого кесаря, изображенного на монете, то Он (Христос) извлекает монету из моря не Своими руками а руками апостола Петра, коль скоро тот дал на это поспешное и необдуманное согласие. Как мы видим, истолкования по данному вопросу различны.

Итак, апостол Петр пребывает в двусмысленной ситуации, которую он сам и создал своей поспешностью. Всегда, когда мы не вопрошаем Бога и дерзаем сами предполагать за Создателя, как поступить в той или иной ситуации, всегда, когда мерилом нашего поступка является не Закон Божий, а наше «да» или наше «нет», – это ставит нас в довольно сложное положение. К тому же мы становимся и заложниками собственного слова. Сказано: «Но да будет слово ваше: да, да; нет, нет; а что сверх этого, то от лукавого» (Мф.5:37).

Некоторые священнослужители, особенно на американском Западе, в наше время сидят у нефтяных и газовых труб и вылавливают жирных карасей-бизнесменов, готовых поделиться с ними своими «статирами» (долларами или евро). Но те крепко сжимают свои деньги в своих ртах; и немало потребуется усилий, чтобы, перепачкавшись и провоняв рыбой, выдрать что-то из их глоток. Впрочем, всякий раз, когда апостол Петр, призванный ловить человеков, возвращался к обычной рыбной ловле, это означало его сомнение, разочарование и даже кораблекрушение в вере. Последний раз это произойдет, когда после смерти Спасителя на Кресте, в разочаровании и в отчаянии, не дождавшись Воскресения Христова, он воскликнет: «иду ловить рыбу. Говорят ему: идем и мы с тобою. Пошли и тотчас вошли в лодку, и не поймали в ту ночь ничего» (Ин.21:3). То есть была предпринята попытка вернуться к прежнему образу жизни.

Но можем ли мы, вкусившие, сколь славен Господь, искать для себя чего-то нового? И мы ничего не поймаем, сидя у сточных каналов и клоак спекулятивной экономики современного, захлебывающегося в собственном эгоизме мира, или ища свою дырку в нефтяной или газовой трубе. Но хуже всего получать транш прямо из рук эмиссаров антихриста из-за океана.

Братья и сестры! Брать деньги от частных лиц, которые распоряжаются ресурсами Русской Земли, как частной собственностью, – прямо противоречит слову Божию, где сказано: «Господня – земля и что наполняет ее, вселенная и все живущее в ней» (Пс.23:1). Все ресурсы планеты, ее природные богатства собственность Бога, переданная во владению человеку, в лице наших прародителей. Сказано: «И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле» (Быт.1:26).

Выражение «и над всею землею» означает обладание и плодородным слоем планеты, и всеми ресурсами, скрываемыми в ее недрах.

Все мы, каждый живущий на земле человек, унаследовали от Адама и Евы их права и приоритеты, то есть слова: «владычествуйте над рыбами морскими и над птицами небесными, и над всяким животным, пресмыкающимся по земле» (Быт.1:28) – относятся и к нам. Разделив человечество на разные языки (народы), Бог установил границы ответственности для каждой расы, нации и народа. Сказано: «От одной крови Он произвел весь род человеческий для обитания по всему лицу земли, назначив предопределенные времена и пределы их обитанию» (Деян.17:26). «Пределы их обитанию» – эти слова означают, что никакой иностранец не имеет права владеть чем-либо в зоне нашего обитания, тем более обогащаться за счет наших ресурсов. В Законе Божием прямо сказано: «Землю не должно продавать навсегда, ибо Моя земля: вы пришельцы и поселенцы у Меня» (Лев.25:23). То есть ресурсы планеты – это дар Бога всем обитателям земли в пределах их обитания. И никто не может сие общее достояние объявлять своей собственностью; а теперь и леса и водоемы становятся чьей-то частной собственностью, и простой человек, выезжая на природу, все чаще и чаще видит таблички, на которых написано: «не входить», «не подходить – частная собственность». Кто-то распродал общественную собственность, лесные и водные богатства, ресурсы и плодородные земли, и, пока все это не будет национализировано, мы должны считать себя живущими на оккупированной территории – со всеми вытекающими из этого условиями.

И какой стыд, когда служители Церкви подыгрывают ворам – правителям, чиновникам-казнокрадам, политикам-масонам – и стремятся выстраивать с ними всё более и более тесные отношения. Сказано: «Облекитесь во всеоружие Божие, чтобы вам можно было стать против козней диавольских, потому что наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной» (Еф.6:11–12). То есть мы должны вести воину с бесами алчности, жадности, грабежа и наживы и не заигрывать с одержимыми этими бесами олигархами и плутократами, а реально и открыто обличать и вразумлять их, подвергая всевозможным церковным прещениям. Сказано: «Прелюбодеи и прелюбодейцы! не знаете ли, что дружба с миром есть вражда против Бога? Итак, кто хочет быть другом миру, тот становится врагом Богу» (Иак.4:4).

Надо ли платить налоги? Надо! Сказано: «Для сего вы и подати платите… Итак отдавайте всякому должное: кому подать, подать; кому оброк, оброк» (Рим.13:6–7). Но это не значит, что христианин должен связывать себя некими денежными обязательствами с ворами и коррупционерами. Вкладывать свои средства, тем более общинные, в преступный бизнес, окончательная цель которого – полное социальное порабощение собственного населения, и так уже безжалостно ограбленное и разоренное, – это и есть преступление не только против людей, но и против Бога. Сказано: «Если брат твой обеднеет и придет в упадок у тебя, то поддержи его, пришлец ли он, или поселенец, чтоб он жил с тобою; не бери от него роста и прибыли и бойся Бога твоего; чтоб жил брат твой с тобою; серебра твоего не отдавай ему в рост и хлеба твоего не отдавай ему для [получения] прибыли» (Лев.25:35–37); и еще: «Не отдавай в рост брату твоему ни серебра, ни хлеба, ни чего-либо другого, что [можно] отдавать в рост; иноземцу отдавай в рост, а брату твоему не отдавай в рост, чтобы Господь Бог твой благословил тебя во всем, что делается руками твоими, на земле» (Втор.23:19–20).

Богатство, как я часто говорю, – зона духовного риска, и позор наших православных общин. Сказано: «Не богатые ли притесняют вас, и не они ли влекут вас в суды? Не они ли бесславят доброе имя, которым вы называетесь (то есть имя православного христианина, далее Иаков пишет. – О.С)? Если вы исполняете закон царский, по Писанию: возлюби ближнего твоего, как себя самого, – хорошо делаете. Но если поступаете с лицеприятием, то грех делаете, и перед законом оказываетесь преступниками» (Иак.2:6–9).

Предпоследняя часть данного отрывка: «Если вы исполняете закон царский, по Писанию: возлюби ближнего твоего, как себя самого, – хорошо делаете» – означает, что правителей мы почитаем так же, как и всех остальных людей, по заповеди, относящейся к каждому человеку: «возлюби ближнего твоего, как самого себя» (Мк.12:31), то есть так же, как соседей по подъезду, знакомых по работе и т.д.

Но апостол Иаков прибавляет: «Но если поступаете с лицеприятием, то грех делаете, и перед законом оказываетесь преступниками» – то есть если мы выстраиваем добрые отношения с представителями власти и олигархами не как с простыми людьми, но чтобы воспользоваться преимуществом их положения или урвать кусок от их богатств, то апостол Иаков, брат Господень, считает, что в этом случае мы становимся соучастниками их преступлений – грех делаем и пред Законом Божьим оказываемся преступниками, то есть такими же казнокрадами, грабителями собственного народа и безжалостными эксплуататорами.

Слова «возьми его (то есть пойманный статир. – О.С.) и отдай им за Меня и за себя» показывают всю нелепость происходящего. Какою ценою можно оценить Бога? И какой выкуп человек может дать за свою собственную душу? Сказано: «И скажу им: если угодно вам, то дайте Мне плату Мою; если же нет, – не давайте; и они отвесят в уплату Мне тридцать сребренников. И сказал мне Господь… в какую (то есть плату. – О.С.) они оценили Меня!» (Зах.11:12–13); и еще: «…хвалящиеся множеством богатства своего! человек никак не искупит брата своего и не даст Богу выкупа за него: дорога цена искупления души их, и не будет того вовек» (Пс.48:7–9).

Другое дело, когда человек зарабатывает своими руками, талантами и способностями и, как настаивают святые Отцы, «спасается обнищанием», то есть меценатством и благотворительностью. Такой становиться подобен Закхею, когда он, просвещенный светом Евангелия, воскликнул: «Господи! половину имения моего я отдам нищим, и, если кого чем обидел, воздам вчетверо» (Лк.19:8). Такие благотворители и меценаты не трубят перед собою, но именно с их помощью возрождаются храмы, ширится дело православной проповеди и, главное, возникает новая форма социального взаимоотношения между христианами, как и сказано: «Итак, доколе есть время, будем делать добро всем, а наипаче своим по вере» (Гал.6:10).

Ну что же, апостол Петр, опрометчиво пообещавший от своего лица, и главное от лица Господа, заплатить сомнительный налог, сидит с удочкой на берегу реки и надеется поймать рыбу со статиром (монетой) во рту. Это для него – урок и наказание: ничего нельзя делать, не спросивши у Господа, то есть не выяснив с помощью Закона Божия, противоречит или не противоречит это воле Создателя.

Спаси Христос!

* * *

28

Блж. Иероним Стридонский. Толкование на Мф.17:21–23: http://bibleist.ru/biblio.php?q=003&f=002.html

29

Там же.

30

Блаженный Феофилакт, архиеп. Болгарский. Толкование на Мф.17:23: http://azbyka.ru/?otechnik/Feofilakt_Bolgarskij/tolk_51=17

31

Баркли У. Комментарий к Новому Завету. Комментарии к Евангелию от Матфея, 17-я глава: http://www.bible.by/barclay-new-testament/read-com/40/17


Вам может быть интересно:

1. Беседы на Евангелие от Матфея, том 2 – Беседа 5. Горе от соблазнов протоиерей Олег Стеняев 7,7K 

2. Беседы на Евангелие от Матфея, том 2 – Беседа 4. Будьте как дети протоиерей Олег Стеняев 7,7K 

3. Беседы на Евангелие от Матфея, том 1 – Беседа 54. Евангелие от Матфея, глава 15, 10–20. «Что сквернит человека» протоиерей Олег Стеняев 23,1K 

4. Беседы на Евангелие от Матфея, том 1 – Беседа 33. Евангелие от Матфея, глава 9, 27–38. «Иисус Христос возвращает зрение слепым. Фарисеи говорят об Иисусе, что Он изгоняет бесов... протоиерей Олег Стеняев 23,1K 

5. Православная Богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь. Том V – Елпидий профессор Александр Павлович Лопухин 146K 

6. Собрание сочинений. Том 3 – Речь к студентам Харьковского Технологического Института, пред его открытием, 15 сентября 1885 года. архиепископ Амвросий (Ключарев) 25,1K 

7. Беседы на первое послание к Коринфянам святитель Иоанн Златоуст 122,2K 

8. Вопросы и ответы в изъяснение церковного благочестия и душепопечения архиепископ Аверкий (Таушев) 159,9K 

9. О молитве – Слово первое святитель Иоанн Златоуст 153K 

10. История древнего Египта Борис Александрович Тураев 4,2K 

Комментарии для сайта Cackle