Азбука веры Православная библиотека священномученик Сергий Мечёв "Друг друга тяготы носите...". Жизнь и пастырский подвиг священномученика Сергия Мечёва


«Друг друга тяготы носите...». Жизнь и пастырский подвиг священномученика Сергия Мечёва

Содержание

От редакции

«Служение единого Единому». Жизнь, пастырское служение и духовное наследие священномученика Сергия Мечёва (1892–1942) Грушинина А.Ф. «Сын Мой будет выше Меня» Хондзинский Павел, прот. Святой и время Грушинина А.Ф. Пребывавшие единым сердцем Протоиерей Константин Ровинский (1862–1942, по другим источникам – 1943) Иерей Лазарь (Семенович) Судаков (?–1923) Священномученик иерей Петр Петриков (1903–1937) Иеромонах Андрей (Эльбсон; 1896–1937) Архимандрит Борис (Холчев; 1895–1971) Епископ Стефан (Никитин; 1895–1963) Иерей Сергий Дурылин (1886–1954) Священномученик Владимир Амбарцумов (1892–1937) Иерей Михаил Шик (1887–1937) Протоиерей Сергий Смирнов (1873–1945) Иеромонах Савва (Борисов; 1865–1937) Иеромонах Савва (Чиркин; 1881–?) Иеромонах Александр (Ильин; 1880–1942) Протоиерей Петр Константинов Иерей Роман Ольдекоп (1902–1971) Протоиерей Валерий Поведский (1901–1973) Иерей Константин Апушкин (1898, по другим источникам, 1899–1965) Иерей Борис Васильев (1899–1976) Протоиерей Феодор Семененко (1902–1975) Священник Николай Пульхритудов (1898–1969) Протоиерей Георгий Ивакин-Тревогин (1903–1980) Профессор-протоиерей Петр Гнедич (1906–1963) Протоиерей Василий Евдокимов (1903–1990) Священник Сергий Мансуров (1890–1929) Священник Владимир Щербаков (1900–?) Монахиня Иулиания (Соколова Мария Николаевна; 1899–1981) Добровольский Александр Александрович (1886–1964) Романова Анна Васильевна (1873–1968) Расторгуев Сергей Дмитриевич (1902–1938) Павлович Надежда Александровна (1895–1980) Фортунатов Игорь Константинович (1908–1987) Драгунов Сергей Саввич (1899–1994) Пестов Николай Евграфович (1892–1982) Мелихов Дмитрий Евгеньевич (1899–1979) Чертковы Зайцева Неонила Еразмовна (урожденная Малиновская; 1898–1980) Иофф Николай Абрамович (1898–1960) Кузнецов Сергей Иванович (1900–1987) Семья отца Сергия Евфросиния Николаевна Мечёва (урожденная Шафоростова; 1890–1959) Ирина Сергеевна Мечёва (1920–2006) Алексей Сергеевич Мечёв (1921–1988) Елизавета Сергеевна Мечёва (1923–1996) Анна Сергеевна Мечёва (в замужестве Крупянская; 1925–2004) Фотоальбом «лица Маросейки» Воспоминания об отце Сергии Е. В. Апушкина Т. И. Куприянова Протоиерей Владимир Отт М. М. Келлер А.Н. Черткова С. А. Энгельгардт Л. А. Дилигенская 3. Д. Прянишникова В.Д. Прянишникова Е. О. Костецкая М. В. Дриневич Е. А. Булгакова Воспоминания о маросейке и маросейцах П. Б. Юргенсон И. Н. Черткова Е. С. Мечёва Т. И. Куприянова Е. О. Костецкая Приложения Из дневника Е. В. Гениевой Из писем отца Сергия  

 
От редакции

В нынешнем году исполняется 120 лет со дня рождения и 70 лет со дня мученической кончины выдающегося пастыря и проповедника, священномученика Сергия Мечёва (1892–1942). Формально именно к этой дате подготовлено настоящее издание, наиболее полно на сегодняшний день собравшее как богословско-пастырское наследие самого отца Сергия, так и воспоминания о нем его духовных чад и домочадцев. На самом же деле юбилейная дата – лишь повод самым серьезным образом обратиться к личности «одного из видных церковных авторитетов», как безошибочно охарактеризовали своего подследственного представители карательных органов в тяжкий период (да что там «период» – эпоху!) гонений на Русскую Церковь в прошлом столетии.

Сын настоятеля московского храма Святителя Николая в Пленниках на Маросейке, старца в миру, святого праведного Алексия Мечёва, Сергей Алексеевич принял священный сан в годы Гражданской войны, общественного неустройства и разрухи, когда и в без того не пустовавшую Николо- Клённиковскую церковь устремились за помощью и советом сотни растерявшихся людей. Они искали Дома Отчего – и нашли его на Маросейке, где по благословению Патриарха Тихона была создана община, трудами отца Алексия, а после него – отца Сергия превратившаяся в покаяльно-богослужебную маросейскую семью. Отец Сергий неоднократно повторял, что подвиг пастырства превосходит подвиг мученичества. Показать хотя бы в некоем приближении уникальный пастырский подвиг священномученика Сергия – и есть цель предпринятого нами издания.

Многое из того, что публикуется в этих двух книгах (жизнеописание отца Сергия, его переписка с отцом, духовными чадами, отдельные воспоминания о нем), уже было напечатано в разные годы в различных изданиях (см. «Библиографию»), однако мы попытались не просто систематизировать эти материалы, дополнить их, но и дать необходимые комментарии, устранить имевшиеся лакуны, раскрыть инициалы упоминаемых в текстах лиц. Часть проповедей, писем (например, к Л. А. Воскресенской) и воспоминаний увидели свет

впервые – их удалось обнаружить в частных, храмовых и государственных архивах, основательно забытых газетах и журналах и т. д. Неоценимую помощь в подготовке издания нам оказали протоиерей Борис и Е. В. Левшенко, диакон Дмитрий Пономаренко, А. Е. и Н. Е. Алдошины, А. А. Белай, Н. Ю. Бутина, И. И. Ковалева, С. И. Кожевникова, Л. Е. Коростелева, Т. А. Макарова, Е. М. и И. С. Мечёвы, П. Г. Проценко, А. Д. Туаева и другие, помогавшие в поиске и атрибуции фотографий, проверке фактов, уточнении библиографии. Приносим им всем сердечную благодарность.

Особо здесь следует сказать о почившем в 2009 году протоиерее Александре Куликове, настоятеле храма Святителя Николая в Клённиках со дня возвращения его Русской Православной Церкви в 1990 году. Его трудами был не просто восстановлен храм – отец Александр неустанно радел о том, чтобы любая деталь, передающая дух прежней Маросейки, была зафиксирована. Собирание свидетельств о маросейской общине он ставил в один ряд с поднятием колоколов и росписью приделов. Таким образом появился раздел «Пребывавшие единым сердцем» – довольно редкая в наше время попытка показать жизнь маросейского прихода через дела и судьбы его прихожан.

Публикующиеся проповеди также потребовали существенного внимания редакции. Дело в том, что изначально записывались они на слух, некоторые – по памяти, и только часть машинописных распечаток была просмотрена самим отцом Сергием. Следовательно, необходимы были выверка библейских, богослужебных и святоотеческих цитат по первоисточникам, устранение тех или иных смысловых неточностей.

Безусловно, настоящее издание не может претендовать на исчерпывающую полноту сведений о священномученике Сергии Мечёве и его покаяльно- богослужебной семье. Многое, к сожалению, утеряно безвозвратно, что-то все еще хранится у наследников маросейских прихожан. Даже на стадии верстки в книгу включались вновь обнаруженные письма, уточнялись даты жизни членов маросейской общины.

Нет сомнений, что работа эта будет продолжаться, в том числе и при участии наших читателей. В свое время, в 1929 году, отец Сергий, подписывая том «Добротолюбия» в дар своей духовной дочери Т. И. Куприяновой, написал на нем слова преподобного Феодора Студита: «Настоящее время таково, что заставляет нас заботиться друг о друге, по равночестности души и вере нашей, ибо как бы одну Церковь или Собор собрал Бог всех защищающих истину и исповедающих ее». Это – настоящий завет Маросейки, завет пастырского подвига священномученика Сергия, завет членов его покаяльно-богослужебной семьи. Как исполнили этот завет отец Сергий и его чада во Христе, и рассказывает настоящее издание.

Комментарии для сайта Cackle