составитель Терещенко Т. Н.

Источник

ЗАБВЕНИЕ

Преподобный Марк Подвижник выставляет три особенные силы вражии, которые подобно трем великим исполинам ратуют как живущих в монастырях, так равно и всех хотящих приблизиться к Богу. Эти три исполина суть: уныние, забвение и неведение, а по другим отцам невежество и неразумие, которые предыдут всем страстям и пролагают удобный путь темному их полчищу.

Бывает, что часто мы не знаем, что нам делать; а если знаем, то часто забываем нужное и полезное для нас; а если помним, то часто от уныния ленимся исполнять должное и таким образом путаемся в сетях вражиих. И наоборот: унывает человек, и от уныния ленится исполнять свои обязанности; от такового уныния и разленения нередко предается он забвению, а находясь в забвении и самозабвении, человек иногда предается такому невежеству, что после, когда опомнится, сам стыдится своих невежественных и неприличных действий и неразумных и безрассудных слов.

Чтобы оградить человека от нападений трех означенных исполинов, преподобный Марк предлагает три средства: первое – ведение, получаемое от чтения Божественных и духовных книг, от слышания Слова Божия и от вопрошения опытных. Второе – благое памятование: памятование Бога и Его вездеприсутствия, по сказанному в Слове Божием: очи Господа в десять тысяч крат светлее солнца, и взирают на все пути человеческие, и проникают в места сокровенные (Сир. 23, 27–28); памятование Божественных Его заповедей и всего того, что, по слову апостола, честно, прелюбезно и достохвально (см. Флп. 4, 8), и особенно памятование четырех последних – смерти, суда Божия, ада и Царствия Небесного, по сказанному: Поминай последняя твоя, и во век не согрешиши (Сир. 7, 39)115. Третье – прилежное исполнение своих обязанностей относительно того, чтобы удерживать тело свое от излишнего сна, чрево от излишней пищи и пития, язык от празднословия и осуждения, ум от помыслов и попечений суетных, а сердце от похотей лукавых, – чему содействует прежде всего трезвенное внимание и смиренное исполнение молитвенного правила, как церковного, так и келейного, и особенно частое с благоговением произношение молитвы Иисусовой, которую неопытным и начинающим должно первоначально иметь устную, как предписывает святой апостол Павел: Тем убо приносим жертву хваления выну Богу, сиречь плод устен исповедающихся имени Его (Евр. 13, 15)116 (прп. Амвросий, 31).

* * *

115

В синодальном переводе: помни о конце твоем, и вовек не согрешишь.

116

В синодальном переводе: будем через Него непрестанно приносить Богу жертву хвалы, то есть плод уст, прославляющих имя Его.


Источник: Симфония по творениям преподобных оптинских старцев : в 2 т. / [ред.-сост. Т. Н. Терещенко]. Москва : ДАРЪ, 2009. / Т. 1. А-О. 640 с. ISBN 978-5-485-00259-6

Комментарии для сайта Cackle