архиепископ Варфоломей (Ремов)

«Согрешившие же трепещут, люто рыдающе в муку посылаемы и от избранных разлучаемы» (Н. мясопутная) Потщимся спастися, чада!

Не терять времени

«Не двенадцать ли часов в дне? Кто ходит днем, то не спотыкается, потому что видит свет мира сего. А кто ходит ночью, спотыкается, потому что нет света с ним» (Ин.11:9 Ин.11:10). Да, не должно терять для спасения времени, надо спасаться и служить спасению других. Спаситель сказал: «приходит ночь, когда никто не может делать. А мы должны делать, вслед за Господом, дела Пославшего Его к нам, пока есть день» (Ин. 9:4)

Да, надо пользоваться жизнью! Всякую минуту считать потерянною, если она употреблена была на что-нибудь ненужное. Да, надо стараться не злоупотреблять временем (Еф.5,16 ср. Гал. 6,10)

Будем стараться не упустить время жизни, данное нам для покаяния (Гал. 6;7–10). Да, пока есть время, будем внимательны… поливать покаянием, растить спасение…

Тянуться ко спасению, к Господу, тянуться в (…) ясно и определенно – неуклонно... (…) забывая, в предняя простираяся (Фил. 3:13) Нечего думать, а надо делом истинным спасаться, нужно спасаться без оглядки, всеумным устремлением.

Да, надо беречь время. Или важнее тратить его для вечности. Да, береги время, не надо упускать ни капли для спасения.

Надо иметь сознание – смены дня временного на день вечный; наши дела должны испытывать пробу вечности.

Ах, времени во всем мало нам для спасения, (…) завтра (…) (Ср. Св. Феофан Затв.) Время жизни – кратко. Постараемся не упускать его и не упустить, чтобы спасаться и спастись с Господом.

Время летит, другие пользуются каждой минутой и завоевывают себе вечность, а мы все еще не начали и не начинаем.

Горе нам, если все условия жизни благоприятствуют спасению, а мы не пользуемся ими, предаемся небрежению (…) Горе нам, если мы покрыты листьями одних (…) дел (…) пустоцвет… Да, надо трудом, усилием наживать содержание жизни своей, иначе все это будет непрочно (…) Время еще есть, да не посечется, садовник просит, постараемся не упустить время. Ах, не вознерадим, о, спостницы (…) Недостоин (раб) его же обрящет унывающего, блюди убо не сном отяготися. Бодрствующий, держи себя в руках, блюдися, да не воздремлеши, но украшай свещу свою присно и готова буди.

Расти о Господе и крепнуть для жизни вечной и не упускать данного на это драгоценного времени жизни земной (…) Нужно дорожить временем, не упускать его; нам нужно «искупать время», как духовным купцам», яко дни лукавы суть» (…) Трудом всей жизни надо нажить талант; каждым мгновением накоплять эту прибыль. И не упускать времени.

Да, его надо тратить с великой рассудительностью, «искупать время» (по Апостолу) нами, духовными купцами (по Евангелию) (25/VI 31)

Когда можно было бы помолиться, позаботиться о ближнем, в чем-нибудь воздержаться, а не сделали – это все «зарывание таланта» конечно.

Происшедшее падение, напоминание о котором словно меч острый, прямо в сердце – в обличение тебе и побуждении внимательно жить дальше, чтобы спастись, и не терять для спасения данного времени жизни, а ослабеешь, взывать ко Господу и понуждать себя!.. Грустить-то обо всем этом нужно, а уныние ни к чему. Отгоняй его, борись с ним.

Да, почему только по прошествии времени ценишь по должному все? Верно, только потом и входишь внутрь – переживаешь. Все мы начинаем ценить больше прошедшее, и когда уйдет и потеряем.

Ко послушанию, страданию и терпению

1). Да, да будет всегда и во всем у нас воля Господня! Да будет все не нам, а Богу во славу!

2). «Господь и Его Пречистая мати яже о нас устроит» (пр. Тихон) Бог даст, все будет хорошо, только да будет по Его, а не по нашему. Ему все и себя предадим…

3). (Полное послушание – когда не возникает никаких желаний своих?) Нет, это замирание жизни, и не оно желательно, желать как наивысшее проявление жизни во всем существе. Полное послушание заключается в сочетании своей воли с волею Божией, в делании того, что согласно с волею Божию, и в таком устроении (мерою жизнеустремления) себя в том, чтобы воспиталась христианская душа в силе активности, натура деятельная – в том, чтобы самая деятельность в ее преположении была полна и соответствовала самыми своими устремлениями Господнему, так же и созерцательная натура была в своих стремлениях соответственна Богу. «Желаний краю» да мудрствуется в вас, как и во Христе Иисусе; дело не в том, чтобы не делать практической, и не мыслить содержательной натурам, не быть пустым сосудом, автоматом и механизмом, а в том, чтобы человек жил, на Бога равняясь, с Богом действуя – Бога-человечески.

4). Если человек отрешается своей воли, то чрез исполнение воли Божественной – как раз осуществляется его воля подлинная и выявляется его истинная индивидуальность. Да, именно так. Нужно отсечением своей воли и своего разума именно воспитывать себя.

5). (Послушание совсем не трудно, если есть вера в спасение. Или же надо и ум так смирить, что «раз слушаешься, то и спасешься?») Не всегда, потому что немощь и даже скверность естества человеческого велики… Совершенное смирение – деятельно, а не плывет бессознательно, – отвергнуться мудрования что значит?

6). («Путь послушания – путь крест воли». А если для послушания послушание естественно, легко и радостно, то в чем тут крест? Ведь то, что для него легко, это еще н езначит, что он совершенный?) Еще не значит, но значит, что он на добром пути по (…)

Во-первых, крест всегда в чем-нибудь будет: не в самом послушании, так в сопутствующих обстоятельствах при творении послушания (…) А потом что такое крест и чем он прекрасен? После страдания Сына Божия на нем крест Его – древо услаждающее горечь вод Мерры в пустыне жизни нашей, и наш собственный крест о Христе – есть скрещение нашей человеческой воли и воли Божией, и если это творение нами воли Божьей жизнью по воле Божьей, жизнью по Богу, если оно не болезненно, значит нам не болезненно творить волю Божию поперек воли нашей, значит мы с Христом одолеваем (…) жизнь в этом мире устремлением поперек ее вверх – к небу – миру иному к Богу.

7). «Страданием мирно навыкнуть послушанию». Я очень люблю эти глубокие дивные слова, показующие страдание нашего Господа в всей его силе. (Евр. 5:7–8).

8). Страдание – нужная школа. Да, много скорби, много, и это строит дом душевный из хорошего материала (…)

9). Кто близко Господу, тот разделяет чашу его страданий (…) …Потерпеть надо! Ни единым ни соединилась (по подобию) страданию Долготерпеливого Господа!..

10). Все не описать, да, Божия воля да будет с нами и на нас нам во спасение. А мы по-детски будем ей послушны! (…)

11). Один инок безымянный говорит, что за послушание все по силам.

12). (От уборке нечистоты за послушание) могут быть тяжелее послушания. И преп. Иоанну (Дамаскину) (…)

 

О том, за что страдают святые – об этом у Св. Иоанна Зл. II, 13. (Избранники Божии томятся от страданий за человеческую мерзость) Это их удел и не томиться было бы нечестно, равнялось бы не сострадать! (20/VI 29)

Почему же, увы, человек Бога помнит в боли и несчастии?!

Дивное дело: сильно страдающие ближе и к Богу и к людям. Бога ближе воспринимают и людям чутче сострадают…

Ах, тварь совоздыхает человеку и болезнует из-за греха его… (Рим. 8:19–20)

К № 10 (ругали за чужие ошибки. Претерпеть же молча?) Истина здесь в средине, то есть в том, что Христос (иногда) то молчал терпя, а (иногда) то говорил: Если Я сказал худо, покажи, что худо, а если хорошо, что ты бьешь меня… (Ин. 18:23). И мы должны не молчать, если за молчание наше будет поношение на Христа, или задевающее Христа… или соблазн.

Да, лучше повоздержаться (говорить о несправедливости с тобой учиненной). Разве будет невыносимо. Если возможно, лучше не говорить – потерпеть, а если говорить, то это признак нетерпения.

(…)

… поступил суровый старец, запретив преп. Иоанну Дам. проявлять его дар?) Старец был, конечно, прав, потому что даже и хорошее должно быть с выдержкой, а то, что преп. Иоанн удостоился этой милости Божией – это есть дело особой милости Божией и послушания не колеблет. А ему, преп. Иоанну, послушание даже особенно ыбло нужно и полезно.

15) Елена Вас. Мантурова переживала и Божие потрясения, но не теряла послушания.

16) Дай, Господи, чтобы дух ваш устремлялся к правой жизни в основном хотя бы старании 1) быть чадами послушания и 2) постоянно блюсти ровность…

17) Очень хорошо, что ты услышал глас Божий в думе твоей… и не остался недеятельным, а именно явил волю послушную Господу.

18) При свете правой жизни послушника все понятно, а затуманится основа, и уже теряется человек, и не может разобраться. Быть неразделяемым с отцом и Учителем – это необходимо для честной души послушника, как воздух.

19) (Есть такие псы, которых бьют хозяева, а они лижут им руки и остаются). Ну, на немного-то и отвечают, и в этом есть послушание. И дай тебе Бог быть таким псом. Помни и дай Господи!

20) Да, наш удел блажен, как бы трудно и плохо в нем не было (…)

21) У преподобного Феодора Ст. такая мысль, что человек, живущий по послушанию, свободен от страха пред будущим. «Благопослушным и всю заботу возложившим на закон послушания, можно не бояться» (малое оглашение 13)

22) «Урезывите себя во всем». Урезывить – это об аскете, о подвиге, главн. обр. строгости к себе внешней и внутренней.

 

По поводу разговора 28/V о загробной жизни, о том, что все будем там вместе, вместе с теми, кто дорог здесь, написали «У пр. Ф.Студ. об этом «страшно» кое что есть спроси.

(…)


Источник: Сборник изречений. О посте. [Электронный ресурс] // Архив тайных монашеских общин.

Комментарии для сайта Cackle