Приглашаем Вас пройти Православный интернет-курс — проект дистанционного введения в веру и жизнь Церкви.

А.К. Галкин, А.А. Бовкало

Студент-проповедник

Выпуск Олонецкой духовной семинарии 1893 года составил 14 человек. Как один из лучших студентов семинарии, Василий Казанский был послан на казенный счет в Санкт-Петербургскую духовную академию (отношение правления Олонецкой духовной семинарии от 17 августа за № 357)86. Однако его поступление прошло не совсем гладко: он получил по сочинению на вступительном экзамене 2 1/4 но все-таки был принят87. Справедливости ради следует отметить, что с сочинениями по литературе не ладилось у многих олонецких семинаристов. Теорию словесности и историю русской литературы им четверть века преподавал Владимир Фаддеевич Снитко (около 1851 – 25 июня 1911). «Мудреный он был человек, выражаясь деликатно, – вспоминал о нем выпускник той же семинарии 1889 года митрополит Григорий (Чуков). – И если мы научились потом писать сочинения, то уж во всяком случае не благодаря [...] Снитко»88. Василий Казанский был принят на полное содержание89. Он пожелал войти в число студентов, изучавших вторую (историческую) параллельную группу предметов и заниматься английским и латинским языками90.

Ректором академии в 1892–1893 годах был магистр богословия архимандрит Борис (Плотников) – талантливый педагог и духовный писатель, апологетические труды которого даже переводились на французский язык. Он пользовался особым уважением студентов как человек на редкость открытый и мягкий. Однако 2 декабря 1893 года о. Бориса перевели настоятелем посольской церкви в Константинополе, и с 8 декабря его место занял викарий Санкт-Петербургской епархии епископ Нарвский Никандр (Молчанов), «не блиставший ученостью, но державший себя со спокойным достоинством и полной благожелательностью в отношении студентов»91.

В корпорации академии состояли такие светила науки, как доктор богословия И.Ф. Нильский, доктор церковной истории Н.В. Покровский, доктор философии М.И. Каринский. Один из курсов читал известный славист, профессор Санкт-Петербургского университета В.И. Ламанский. Магистр богословия священник (с Пасхи 1894 года – протоиерей) Сергий Соллертинский († 5 февраля 1920) совмещал педагогическую и научную деятельность с приходским служением. Во время обучения святителя Вениамина еще ряд наставников подготовил докторские диссертации. В 1895 году доктором богословия стал А.И. Садов, а в 1896 году доктором церковной истории – В.В. Болотов, ранее, 4 декабря 1893 года, избранный членом-корреспондентом Академии Наук; в 1897 году степень доктора богословия была присвоена Н.Н. Глубоковскому. Помощник библиотекаря И.Е. Евсеев защитил магистерскую диссертацию.

Один из членов корпорации, Иван Егорович Троицкий (18 апреля 1832 – 2 августа 1901), был земляком Василия Казанского и наставником его отца в Олонецкой духовной семинарии. В ней будущий профессор духовной академии и университета преподавал логику, психологию, патристику и латинский язык с 1859 по 1861 год. И.Е. Троицкий постоянно жертвовал книги в библиотеки родной семинарии и Каргопольского духовного училища. Неслучайно его еще в 1892 году избрали почетным членом новоучрежденного Александро-Свирского братства.

И.Е. Троицкий был «историк с очень широким богословским и практическим кругозором. В прошлом он умел видеть живых людей, умел показать психологию событий»92. С 1880 по 1890 годы Иван Егорович редактировал академический журнал «Христианское чтение». Храня светлую память об архиепископе Аркадии (Федорове), под руководством которого ему довелось трудиться в Петрозаводске, он опубликовал на страницах журнала множество материалов из наследия этого архипастыря-миссионера.

В жизни Санкт-Петербургской духовной академии глубокий след оставили 1887–1892 годы, когда ее ректором был чуткий к требованиям жизни епископ Выборгский Антоний (Вадковский; 3 августа 1846 – 2 ноября 1912, впоследствии митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский). С самого вступления в должность он начал широко привлекать студентов к работе в Обществе распространения религиозно-нравственного просвещения в духе Православной Церкви. Это Общество возникло еще в 1881 году для противодействия усиливавшимся антицерковным настроениям и проникавшим в Россию модным, но далеким от православия религиозным течениям. Центром его стал построенный в 1890–1893 годах Троицкий храм на Стремянной улице в Петербурге с залом для духовных бесед. Внебогослужебное проповедничество было организовано в ряде храмов города, в разных общественных местах. Студенты духовной академии придали деятельности Общества небывалый размах93. Они с увлечением шли к простым людям разъяснять им высокий смысл православной веры, отвращать их от пороков и заблуждений, укреплять их в стремлении к светлым евангельским идеалам. Многие студенты включались в проповедническую деятельность с первого курса, а к концу обучения в академии уже заведовали чтениями и беседами в том или ином пункте столицы. Студенты в священном сане, кроме того, совершали богослужения для рабочих.

17 марта 1894 года Василий Казанский выступил со своей первой беседой для народа «Житие св. Алексия, человека Божия, и нравственные уроки, в нем заключающиеся». Эту беседу, как и последующие, он читал в районе Песков, неподалеку от духовной академии, в доме № 19 по Кирилловской улице. В густо населенной части города к северу от Александро-Невской лавры, с вереницей промышленных предприятий вдоль Невы, особенно ощущался недостаток храмов, поэтому Общество снимало здесь зал для религиозно-нравственных чтений. Перед тем, как предоставить слово студенту-первокурснику, беседу «О говений» предложил настоятель церкви Покрова на Боровой улице священник Сергий Николаевич Слепян (1858 – 17 февраля 1912). Строительство этой двухэтажной церкви, ставшей центром Епархиального братства Пресвятой Богородицы, велось в 1890–1897 годах – в основном на средства, собранные самим С.Н. Слепяном.

На две недели раньше Василия Казанского свою первую беседу в том же зале провел его однокурсник Александр Васильевич Рождественский (11 октября 1872 – 5 июля 1905), – впоследствии петербургский священник и страстный борец за народную трезвость94. И в дальнейшем они постоянно сотрудничали как студенты-проповедники.

Темы первых бесед В.П. Казанского были следующие: «О важном значении в деле нашего спасения благовестия архангела Гавриила Пресвятой Деве Марии», «Особенности богослужения пятой седмицы великого поста (стояние Марии Египетской и похвала Богородице) и рассказ об Иосифе», «О терпеливом перенесении скорбей по примеру Иова», «О страданиях Иисуса Христа». Студенты В. Казанский и А. Рождественский вели попеременно беседы до конца мая. На них присутствовало обычно 300–350 человек95.

Кроме того, Василий Казанский дважды, 3 и 10 апреля, выступал в школе при писчебумажной фабрике братьев Варгуниных (на правом берегу Невы) – с беседой о Марии Египетской как примере борьбы с греховными привычками и с беседой на текст «Господь близ» (Флп.4:5)96. При этой фабрике существовало одно из первых в столице обществ трезвости – Свято-Никольское. Оно было основано в 1890 году студентом С.-Петербургской духовной академии Александром Петровичем Васильевым (впоследствии протоиерей, с 1914 года – духовник императора Николая II и его семьи). Члены этого общества и составляли основной контингент слушателей.

Со II курса количество бесед, прочитанных Василием Казанским, значительно возросло, расширились и их адреса. Он стал посещать I ночлежный дом в память императора Александра II. Здесь, на мужской половине, «Понедельник, Вторник и Среда были отведены для чтений и бесед по объяснению Евангелия в хронологическом порядке событий. После прочтения и объяснения известного отдела из Евангелия обыкновенно прочитывался или пересказывался тот или другой рассказ религиозно-нравственного содержания, в котором излагаемая в объясняемом месте евангельская истина применяется к жизни». В.П. Казанский с октября 1894 по апрель 1895 года провел с ночлежниками 18 бесед97. «Беседы в ночлежных домах требуют от проповедников особенно много труда, – отмечал другой их участник, Петр Дав (1872 – 3 мая 1903)98, однокурсник Василия Казанского. – Некоторые проповедники-студенты уже после двух-трех попыток повлиять на слушателей бросают дело, отчаиваясь в успехе. Значительная часть посетителей ночлежных домов – люди, нетвердые в нравственном отношении. Заинтересовать их беседою и повлиять на них очень трудно. Очень многие из них наотрез отказываются слушать беседы. Мало того, они стараются отвлечь и других от бесед и подчинить их своему влиянию. Но, наряду с ними и притом значительное большинство, люди – еще не испорченные, честные работники, но вследствие разного рода несчастий дошедшие до крайней бедности. Последние сохранили еще твердую веру и стремление к добру, «жить по-Божьему», а потому с радостью принимают предлагаемое им Слово Божие. Для них-то беседы и необходимы; слышимое ими слово утешения и увещания поддерживает их дух среди тяжелых обстоятельств»99.

26 февраля 1895 года в Адмиралтейском соборе, в самом центре города, Василий Казанский читал беседу «Страдание православных». Эта тема займет особое место в проповедническом наследии священномученика митрополита Вениамина. В тот день ее слушателями были чины 7 и 13 флотских экипажей и резервного кадрового батальона – всего около 2000 человек100. В церкви Петра и Павла при Обуховском сталелитейном заводе В. Казанский беседовал о св. храме, о постах церковных, о богослужении таинства брака, о том, что делает нашу исповедь спасительной и полезной для души101. В школе при фабрике братьев Варгуниных он провел 7 бесед, а 23 апреля 1895 года, в годовщину основания местного общества трезвости, говорил слово после молебна – «О гибельности пьянства для души человека и о добрых делах, которые приносит трезвость»102. У варгунинцев в их маленькой домовой фабричной церкви и в школьном помещении проповедали многие студенты академии. В те годы особенно часто приезжали к ним еще два будущих митрополита – Ленинградский Григорий (Николай Чуков) и Японский Сергий (Сергей Тихомиров; 3 июня 1871 – 11 августа 1945). Настоятелем Варгунинской Александро-Невской церкви с 1889 года до кончины 2 июля 1908 года служил протоиерей Иоанн Васильевич Любимов, выпускник Новгородской духовной семинарии 1857 года103. Своей искренней любовью к делу отрезвления народа о. Иоанн много помог только что зародившемуся обществу, он ободрял и миссионеров трезвости, и трезвящихся. С большой теплотой он встречал еще неопытных в деле церковного учительства студентов и способствовал раскрытию их проповеднических талантов. Исторической реликвией можно назвать снимок 1895 года, на котором о. Иоанн Любимов запечатлен с четырьмя студентами-проповедниками – Николаем Чуковым, Николаем Богдановым (IV курс), Сергеем Тихомировым (III курс), Василием Казанским (II курс) и двумя десятками рабочих-трезвенников104.

В начале III курса Василий Казанский, по давнему и глубокому зову своего сердца, принимает монашество. Постриг совершил за всенощной 14 октября 1895 года, в субботу вечером, в храме духовной академии ее новый ректор епископ Нарвский Иоанн (Кратиров; † 12 февраля 1909). Епископу сослужила вся монашествующая академическая братия, а также ректор С.-Петербургской духовной семинарии архимандрит Павел (Поспелов) – земляк новопостригаемого, – и смотритель Александро-Невского духовного училища иеромонах Константин (Булычев). Монашеское имя В.П. Казанский получил в честь св. мученика V века диакона Вениамина (память 13/26 октября). Одновременно с ним был пострижен с именем Митрофан и выпускник академии 1895 года священник Михаил Землянский (1863 – 29 августа 1914 – впоследствии епископ Елецкий), в студенческие годы также активно участвовавший в проповеднической деятельности. В храме академии в тот вечер присутствовал ее бывший ректор архиепископ Финляндский и Выборгский Антоний (Вадковский)105. Получив через три года назначение на С.-Петербургскую митрополичью кафедру (25 декабря 1898), владыка изберет о. Вениамина в число ближайших своих сотрудников. Митрополит Антоний доверит ему пост инспектора, а затем и ректора столичной семинарии и, наконец, представит к епископскому служению – своим викарием.

В Библиотеке Академии Наук (БАН) в С.-Петербурге хранится экземпляр Нового Завета на русском языке, изданный в Лондоне в 1869 году. Он имеет дарственную надпись: «Возлюбленному о Господе собрату о. Вениамину на молитвенную память. Монах Сергий. 14-е окт. 95 г.» Эту книгу подарил в день пострига своему другу и соратнику в духовно-просветительном деле студент Сергий (Тихомиров), учившийся курсом старше.

21 ноября 1895 года монах Вениамин был рукоположен во иеродиакона, а 19 мая 1896 года, в Неделю всех святых, – во иеромонаха. Теперь он не только вел беседы, но и совершал богослужения среди полюбивших его рабочих Невской заставы. Он по-прежнему часто бывал в Петропавловской церкви при Обуховском заводе, в I ночлежном доме и в школе Варгунинской фабрики. На фабрике Варгуниных в этот год предлагалось «два ряда чтений: один, касающийся жизни св. угодников и воспоминаемых церковию событий, другой из истории Русского раскола (которым на этой фабрике особенно заинтересованы)». Беседы велись по воскресеньям с 4 часов вечера106. Кроме того, с конца октября 1895 года он стал посещать суконную фабрику барона Штиглица на Калашниковской набережной107, а также провел 4 вечерние беседы и сказал 2 поучения за литургией в Троицком храме Общества на Стремянной улице.

В воскресенье 7 января 1896 года было положено начало духовным беседам при новооснованном подворье Задне-Никифоровской пустыни Олонецкой епархии. Это было совершенно новое явление в Петербурге. Заведующий подворьем иеромонах Геннадий (Борисов; 1846 – 14 декабря 1898) с братией отслужил молебен Спасителю, Богоматери и покровителям пустыни преподобным Никифору и Геннадию Важеозерским. Иеродиакон Вениамин предложил беседу о необходимости для спасения Единого Истинного Бога и посланного Им Иисуса Христа. Произнесенная с большим воодушевлением, она была внимательно выслушана народом, переполнившим церковь108. Само подворье только устраивалось за Невской заставой столицы: первая часовня была освящена там годом ранее, а деревянная Успенская церковь – 22 ноября 1895 года, при служении протоиерея Иоанна Сергиева109 (св. Иоанн Кронштадтский).

В этом же храме о. Вениамин провел следующие беседы: 21 января – о притче Спасителя о блудном сыне; 2 февраля (пятница сырной недели) – «О том, как должно по-христиански, по-православному, проводить сырную седмицу», 11 февраля – «Торжество православия и необходимость для спасения исповедовать веру, содержимую Православной церковью»; 14 февраля – «О сердечном покаянии и его важности»; 18 февраля – «Путь к царству небесному» (по Феофану Затворнику); 22 февраля – «Не нужно пренебрегать и малыми грехами, какими бы ничтожными они ни казались», 29 февраля – «О Божественной силе честнаго Креста и крестного знамения»; 7 марта – «Христос на суде Пилата и Ирода»; 10 марта – продолжение предшествующей беседы «Осуждение Пилатом на смерть Богочеловека»; 31 марта – «О воскресении Христовом и явлении воскресшего Господа женам мироносицам и апостолам». Слушателей здесь бывало 300–400 человек, и маленькая временная церковь наполнялась до отказа110 После летнего перерыва беседы на подворье начались с 25 августа.

В тот же день возобновились беседы и в столовой на фабрике Штиглица. «После молебна, который пели сами рабочие, все присутствовавшие пропели «Отче наш», и затем студент IV курса академии, иеромонах Вениамин (Казанский), предложил беседу на 1 ст. 118 псалма: «Блаженни непорочнии в пути, ходящий в законе Господни». После беседы все пропели с воодушевлением «Достойно есть», а когда народ подходил к св. кресту, то хор рабочих прекрасно исполнил догматик «Кто Тебе не ублажит, Пресвятая Дево...""111

1 октября 1896 года возобновились религиозно-нравственные чтения и беседы в I ночлежном доме. В 7 часов вечера все ночлежники собрались в столовую, где иеромонах Сергий (Тихомиров), новоназначенный инспектор Санкт-Петербургской духовной семинарии, отслужил молебен. При этом пели сами ночлежники. Затем первую беседу предложил о. Вениамин112. А с 14 ноября продолжились вечерние беседы и в IV ночлежном доме113. В ночлежных домах и на фабрике Штиглица вели собеседования студенты всех курсов академии, на Обуховском и Чугунном заводах – студенты III и IV курсов, а на Задне-Никифоровском подворье – только четверокурсники. По-прежнему с о. Вениамином в одних и тех же местах чаще всего вели беседы Александр Рождественский и Петр Дав.

В 1896 году был утвержден новый устав Общества распространения религиозно-нравственного просвещения. Согласно этому уставу вводилась должность наблюдателей. Им поручалось «ближайшее заведование как внешним порядком и благоустройством в храмах, залах, библиотеках и школах Общества, так и наблюдение за точным выполнением постановлений Совета относительно каждого из сих учреждений». 3 октября на квартире инспектора духовной академии профессора Н.В. Покровского прошло собрание студентов-проповедников с членами и ближайшими сотрудниками Общества. Среди многочисленных обсуждавшихся вопросов, в повестке дня стояло избрание наблюдателей в пунктах проповеднической деятельности. Студент IV курса иеромонах Вениамин был избран наблюдателем за беседами в церкви Задне-Никифоровского подворья114.

Расписание студенческих проповедей в местах,

где беседы шли с участием иеромонаха Вениамина

(сентябрь – декабрь 1896 года)115

Места ведения бесед

Время

Школа при фабрике братьев Варгуниных

Воскресенье, 4 часа дня

Столовая при фабрике товарищества Штиглица

По четвергам, в 8 час. вечера, по воскресеньям, в 6–7 час.

Церковь Петра и Павла при Обуховском заводе

По воскресеньям, в 5 час. вечера

Столовая при Чугунном заводе, за Невской заставой

Воскресные и праздничные дни, 4 часа

Подворье Задне-Никифоровской пустыни

Воскресенье, 8 час. вечера

I ночлежный дом в память императора Александра II

Ежедневно, 8 час. вечера

IV ночлежный дом, Мал. Болотная ул., 13

Ежедневно, 8 час. вечера

Продолжал о. Вениамин бывать и в Троицкой церкви Общества на Стремянной улице. С 1 апреля 1896 по 1 января 1897 он провел здесь 23 вечерние беседы и сказал 30 поучений за литургией116. А в 1897 году он произнес 11 утренних поучений и 18 вечерних бесед117

На последнем курсе, не снижая проповеднического усердия, о. Вениамин углубленно работал над своим кандидатским сочинением «Преосвященный Аркадий, Архиепископ Олонецкий, как деятель против раскола». Эту тему он выбрал неслучайно. Его отец, священник «аркадиевской школы», дорожил заветами «сего мудрого, много потрудившегося для Олонецкой епархии архипастыря»118 и делал все возможное, чтобы преодолеть отчуждение старообрядцев во вверенном ему приходе. С самого детства св. Вениамин не раз убеждался, как «много сделал преосвященный незримого добра для епархии, которая еще и теперь живет этим добром»119. При освещении темы, помимо печатных источников, автор использовал документы архива Св. Синода, а также архивные дела Олонецкой епархии и V благочиннического округа Каргопольского уезда, который возглавлял о. Павел Казанский. Иеромонах Вениамин убедительно показал, что по результатам своей деятельности миссионер-практик архиепископ Аркадий занимает достойное место среди таких светил, как митрополиты Филарет (Дроздов), Макарий (Булгаков), Григорий (Постников), хотя при жизни он не издал ни одного печатного труда «и не имел авторитетного голоса в решении разных вопросов, так как занимал третьеклассную епархию»120. Высокий отзыв работе дал рецензент и. д. доцента П.С. Смирнов, отметивший, что сочинение заслуживает не только кандидатской степени, но и особого внимания Совета Академии. Он писал: «О. иеромонах находится под обаянием личности преосвященного] Аркадия, но судит беспристрастно и документально [...]. Вообще сочинение производит впечатление серьезной работы»121. Диссертация о. Вениамина была отмечена премией. В виде рукописи она оставалась совсем недолго. В 1898 году в Петрозаводске начали выходить «Олонецкие епархиальные ведомости», и о. Вениамин использовал возможность опубликовать свой труд сперва в журнальном варианте122 (30 ноября 1898 года Совет Академии удовлетворил «прошение инспектора Холмской Духовной Семинарии иеромонаха Вениамина о высылке ему на три месяца его кандидатского сочинения»)123, а затем и отдельным изданием (Петрозаводск, 1901).

12 июня 1897 года состоялся LIV-й выпуск академии: ее окончило 69 человек. В Академическом храме ректор епископ Нарвский Иоанн соборне со священствующими профессорами и студентами совершил напутственный молебен. Иеромонах Вениамин вошел в число выпускников I разряда – он был в списке 27-м124. Вечером 12 июня о. Вениамин предложил беседу в зале при Троицкой церкви Общества125. 28 октября 1897 года на заседании Совета С.-Петербургской духовной академии был заслушан указ Святейшего Синода от 4 октября за № 5409: «... на должность [...] преподавателя Св. Писания в Рижскую духовную семинарию определить окончившего в текущем году курс учения в С.-Петербургской духовной академии кандидата богословия иеромонаха Вениамина (Казанского)». Совет принял этот указ к сведению126.

А 28 января 1898 года Совет академии рассматривал лучшие кандидатские сочинения студентов минувшего года и постановил: «Рекомендуемые наставниками к почетному отзыву сочинения [...] иеромонаха Вениамина Казанского [...] удостоить такового отзыва». 4 февраля 1898 года это постановление Совета было утверждено митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским Палладием (Раевым)127.

* * *

86

Журналы Совета С.-Петербургской Духовной Академии за 1893/94 учебный год. СПб. 1894. С. 35–36.

1

Бовкало А.А., Галкин А.К. Родственные связи св. митрополита Петроградского Вениамина// Из глубины времен. Вып.8. СПб., 1997. С.147–160.

87

Сорокин В., проф.-прот. Митрополит Ленинградский и Новгородский Григорий (Чуков) и его церковно-просветительная деятельность // Богословские труды. Юбилейный сборник, посвященный 175-летию Ленинградской Духовной Академии. М., 1986. С.120.

88

Сорокин В., проф.-прот. Цит. соч., с. 110.

89

Журналы Совета . за 1893/94 учебный год. С. 42–43.

90

Там же, с. 83.

91

Сорокин В., проф.-прот. Цит. соч., с.120.

92

Флоровский Г., прот. Пути русского богословия. Вильнюс, 1991. С. 374.

93

Краткий очерк десятилетней просветительской деятельности студентов петербургской духовной академии ( 1887–1897 г. ) // С-Петербургский духовный вестник. 1897. № 48 С. 945–950; № 49. С. 966–972; № 50. С. 985–991.

94

Галкин А., Бовкало А. Апостол трезвости // Вечерний Петербург. 1995. № 129 (18 июля). С.З.

95

Отчет о деятельности Высочайше утвержденного 4-го апреля 1881 года Общества распространения религиозно-нравственного просвещения в духе Православной Церкви за 1893–1894 г. (Тринадцатый год существования Общества) с приложениями. СПб., 1894. С.106–107.

96

Отчет о деятельности ... за 1893–1894 г. С. 112.

97

Отчет о деятельности Высочайше утвержденного 4-го апреля 1881 года Общества распространения религиозно-нравственного просвещения в духе Православной Церкви за 1894–1895 г. (Четырнадцатый год существования Общества). СПб., 1895. С. 85–86

98

Арент Л., свящ. † Священник Петр Кириллович Дав // Рижские епархиальные ведомости. 1903. № 11. С.506–510.

99

Дав П. Духовные беседы и чтения в 1-м ночлежном доме в память Государя императора Александра II // С.-Петербургский духовный вестник. 1896. С. 788 – 791.

100

Отчет о деятельности ... за 1894–1895 г. С. 53.

101

Отчет о деятельности ... за 1894–1895 г. С. 63–64.

102

Отчет о деятельности ... за 1894–1895 г. С. 81–82.

103

† Протоиерей Иоанн Любимов // Петербургский листок. 1908, № 182 (5 июля). С.З.

104

Простосердов А, свящ. Четверть века в борьбе за трезвость. Юбилей Варгунинского Общества Трезвости. Пгр., 1915. С.8.

105

Известия и заметки // Церковные ведомости... 1895. № 43 (Прибавления). С. 1500; Пострижение в монашество // Церковный вестник. 1895. № 42. С. 1346; Пострижения в духовной академии // С– Петербургский духовный вестник. 1895. № 42. С. 965; Пострижение в монашество // Биржевые ведомости. 1895. № 283 (15/27 октября). С. 2.

106

Бывший студент. Духовные беседы на фабрике бр. Варгуниных в 1895–96 г // С.-Петербургский духовный вестник. 1896. № 28. С. 549–550.

107

Городские известия // Ведомости СПБ градоначальства и столичной полиции. 1895. № 246 (26 ноября). С.З.

108

Чер Н. Открытие бесед в церкви подворья Задне-Никифоровской пустыни / / С-Петербургский духовный вестник. 1896. № 2. С. 2.

109

Городские известия // Ведомости СПБ градоначальства и столичной полиции. 1895. № 268 (22 ноября). С.2; Городские известия // Там же. № 269 (23 ноября). С.2.

110

Отчет о деятельности Высочайше утвержденного 4 апреля 1881 года Общества распространения религиозно-нравственного просвещения в духе православной Церкви за 1895–1896 г. (Пятнадцатый год существования Общества). СПб., 1896. С. 57.

111

Открытие бесед на фабрике Штиглица // С-Петербургский духовный вестник. 1896. № 36. С. 708–709.

112

Открытие бесед в I ночлежном доме // С-Петербургский духовный вестник. 1896. № 41. С. 818.

113

Справочный проповеднический указатель // С-Петербургский духовный вестник. 1896. № 47. С. 938.

114

Собрание студентов-проповедников с членами Совета Общества // С.-Петербургский духовный вестник. 1896. № 41. С. 815–817; Собрание студентов-проповедников с членами совета «Общества распространения религиозно-нравственного просвещения в духе православной Церкви» // Церковные ведомости... 1896. № 42 (Прибавления). С. 1534–1536; Собрание студентов-проповедников // Петербургский листок. 1896. № 279 (9 октября). С. 2.

115

Составлено по: Отчет о деятельности Высочайше утвержденного 4 апреля 1881 года Общества распространения религиозно-нравственного просвещения в духе православной Церкви за 1896 год. (Шестнадцатый год существования Общества). СПб., 1897. С.30–32.

116

Отчет о деятельности Высочайше утвержденного 4 апреля 1881 года Общества распространения религиозно-нравственного просвещения в духе православной Церкви за 1896 год. (Шестнадцатый год существования Общества). СПб., 1897. С. 21.

117

Отчет о деятельности Высочайше утвержденного 4 апреля 1881 года Общества распространения религиозно-нравственного просвещения в духе Православной Церкви за 1897 год (семнадцатый год существования Общества). СПб., 1898. С. 54.

118

Вениамину иеромонах. Преосвященный Аркадий, Архиепископ Олонецкий, как деятель против раскола. Петрозаводск, 1901. С. 235.

119

Там же.

120

Там же. С. 1.

121

Журналы заседаний Совета С-Петербургской Духовной Академии за 1896/97 учебный год. СПб., 1897. С. 338–339.

122

Вениамин, иеромонах. Преосвященный Аркадий, Архиепископ Олонецкий, как деятель против раскола // Олонецкие епархиальные ведомости. 1899. № 12. С. 14–18; № 13. С. 5–9; № 14. С. 18–21; № 15. С. 5–12; № 16. С. 14–22; № 17. С. 10–15; № 18. С. 3–9; № 19. С. 3–9; № 20. С. 11–20; № 21. С. 7–14; № 22. С. 9–14; № 23. С. 13–17; № 24. С. 11–15; 1900. № 1. С. 9–13; № 2. С. 37–41; № 3. С. 85–91; № 5. С. 155–159; № 6. С. 207–214; № 7. С. 269–271; № 8. С. 285–291; № 9. С. 319–325; № 11. С. 395–403; № 12. С. 443–448; № 13/14. С. 489–500; № 15. С. 535–549; № 16. С. 575–584; № 17. С. 603–607; № 18. С. 629–633; № 19. С. 663–667; № 20. С. 795–707; № 21. С. 727–736; № 22. С. 773–782; № 23. С. 795–805; № 24. С. 841–847; 1901. № 1. С. 7–11; № 2. С. 57–61; № 3. С. 99–105; № 4. С. 151–154; № 5. С. 181–188; № 6. С. 212–214; № 9. С. 272–275.

123

Журналы заседаний Совета С.-Петербургской Духовной Академии за 1898 – 1899 учебный год. СПб., 1905. С. 48.

124

Журналы заседаний ... за 1896/97 учебный год. С. 238.

125

Справочный проповеднический указатель // С.-Петербургский духовный вестник. 1897. № 23. С. 456.

126

Журналы заседаний Совета С.-Петербургской Духовной Академии за 1897/98 учебный год. СПб., 1899. С. 69.

127

Журналы заседаний ... за 1897/98 учебный год. С. 117.


Источник: Избранник Божий и народа [Текст] : жизнеописание священномученика Вениамина, митрополита Петроградского и Гдовского / Галкин А. К., Бовкало А. А. - Санкт-Петербург : Блокадный храм, 2006. - 382, [1] с., [16] л. ил., портр. : табл.

Комментарии для сайта Cackle