Фома Аквинский (католический святой)

Источник

Трактат о воскресении (перед воскресением).
Вопрос 69. В вопросах, касающихся воскресения, и прежде всего о месте, где находятся души после смерти (в семи пунктах)

Как естественное продолжение предыдущего, мы должны рассмотреть вопросы, касающиеся состояния воскресения, ибо, обсудив вопрос о таинствах, посредством которых человек освобождается от смерти греха, мы затем должны говорить о воскресении, посредством которого человек освобождается от смерти наказания. Трактат о воскресении содержит в себе тройное рассмотрение, а именно: того, что предшествует, того, что сопровождает, и того, что следует за воскресением. Поэтому мы должны говорить: 1) о тех вещах, которые частично, но не полностью предшествуют воскресению; 2) о самом воскресении и его обстоятельствах (В. 75) и 3) о том, что последует за ним (В. 87).

Среди вещей, которые предшествуют Воскресению, мы должны рассмотреть: 1) места, определенные или назначенные к принятию душ после смерти; 2) качество душ, отделённых от тел, и наказание, налагаемое на них огнем (В. 70); 3) заступнические молитвы, посредством которых живые помогают душам умерших (В. 71); 4) молитвы святых на небе (В. 72); 5) признаки и знамения, предшествующие общему Суду (В. 73); 6) огонь конечного мирового великого пожара, который будет предшествовать появлению Судии (В. 74).

Под первым заголовком мы имеем семь пунктов для выяснения: 1) Определены ли какие-либо места для принятия душ после смерти? 2) Немедленно ли препровождаются туда души после смерти? 3) В состоянии ли они оставлять эти места? 4) Является ли лимб, т.е. преддверие ада, тем же самым, что лоно Авраамово? 5) Является ли лимб тем же самым, что ад осужденных? 6) Является ли лимб ветхозаветных патриархов тем же самым, что лимб детей? 7) Должны ли все эти многочисленные места быть различаемы?

Раздел 1. Определены ли какие-либо места для принятия душ после смерти?

То, что места для принятия душ после смерти не определены, представляются из следующего:

Возражение 1. Как говорит Боэций, «мудрые люди согласны во мнении, что бестелесные сущности не находятся на каком-то «месте» («О седмице». ПЛ 64, 1311), и это подтверждается словами Августина: «Мы можем ответить без колебания, что душа не препровождается в какие-то материальные места, т.е. что она имеет локальное перемещение только с телом» («Gen. ad lit» ПЛ 34, 480). Душа, отделенная от тела, уже не имеет тела, как там же говорит Августин, а поэтому бессмысленно определять какие-либо места для принятия душ.

Возражение 2. Все то, что имеет определенное место, имеет больше общего с этим местом, чем с любым другим. Но, отделенные от тел души, подобно некоторым другим духовным субстанциям, безразличны ко всем местам, ибо невозможно сказать, что они согласуются с некоторыми материальными телами и отличаются от других, так как они в высочайшей степени отдалены от всех материальных условий. Поэтому для их принятия не должны быть определяемы места.

Возражение 3. После смерти ничто не назначается отделенным от тела душам, кроме того, что способствует к их наказанию или к их награде. Но материальное место не может способствовать к их наказанию или к их награде, так как они ничего не получают от материальных тел. Поэтому для принятия их не должны быть назначаемы определенные места.

Этому противоречит знание, что «эмпиреи» или «твердь небесная» есть материальное место и, однако, она «как только была создана, была наполнена святыми ангелами», как об этом говорит Беда (ПЛ 91,14). Так, как и ангелы и отделенные души бестелесны, то, по-видимому, какое-то место должно быть назначено для приема отделенных душ.

Отвечаю: Из заявления Григория («Диалоги» ПЛ 77,357,365,368) явствует, что души после смерти переносятся в различные материальные места, как в случае с Пасхазием, которого Герман, епископ Капуи, нашел в бане, и короля Теодорика, душа которого, по его утверждению, была препровождена в ад («Диал.» ПЛ 77,328). Поэтому, существует некоторая пригодность, в смысле соответственности духовных субстанций материальным субстанциям, причем более высокие или превосходные тела приспособлены к более превосходным субстанциям. Поэтому, и философы полагали, что порядок отдельных субстанций соответствует порядку движимостей (ср. Аристотель «Метафизика»). И, хотя души после смерти не имеют тел, назначенных им, для которых они являются формами или определенными двигателями, тем не менее, некоторые материальные места им назначены, в порядке соответственности в отношении степени их благородства и достоинства (в которых они находятся как бы в каком-то месте, по образу, в котором нечто нематериальное может находиться в каком-то месте), согласно с тем как они более или менее приближаются к Первой субстанции (для которой высочайшее место соответственно предназначено), а именно к Богу, престолом Которого Писание объявляет небо (Ис. 66:1; Деян. 7:49). Поэтому мы полагаем, что те души, которые имеют совершенную долю или причастие Божества, находятся на небе, а что те души, которые лишены этого причастия, назначаются к противоположному месту.

Ответ на возражение 1. Бестелесные твари находятся в каком-то «месте», не по образу известному и знакомому для нас, т.е. по тому образу, имея в виду, который мы говорим, что тела надлежаще находятся в каком-то месте, но они находятся и в каком-то месте по образу, пригодному духовным субстанциям, т.е. по образу, который не может быть полностью ясен для нас.

Ответ на возражение 2. Вещи имеют нечто общее друг с другом, или подобие одна другой в двух отношениях. Во-первых, через участие в том же самом качестве, так все горячие вещи имеют нечто общее. В этом отношении телесные вещи не имеют ничего общего с бестелесными вещами. Во-вторых, посредством некоторого рода соответственности или пропорциональности, по причине которой Писание относит или применяет метафорически материальный мир к миру духовному. Так, Писание говорит о Боге, как о солнце (Прем. 5:6; Ис. 60:19), потому что Он является первоначалом духовной жизни, также как солнце есть начало материальной жизни. В этом смысле некоторые души имеют больше общего с некоторыми местами, например, души духовно просвещённые (имеют больше общего) с светящимися телами (Вселенной), а души, погруженные грехом в темноту, с местами темными.

Ответ на возражение 3. Отделенные от тел души ничего не получают непосредственно от материальных мест в том самом отношении, в котором получают тела, поддерживаемые их соответственными местами, но эти души через познание того, что они назначены к таким местам для пребывания, получают от этого или радость, или печаль и, таким образом, назначенное им место способствует или их награде, или наказанию.

Раздел 2. Препровождаются ли души после смерти немедленно в рай или в ад?

То, что души не препровождаются немедленно после смерти в рай или в ад, представляется из следующего:

Возражение 1. В церковном толковании на слова псалма «еще немного, и не станет нечестивого» (Пс. 36:10) сказано, что «святые получают избавление при конце жизни, но после ее окончания они еще не будут там, где будут они, когда им будет сказано: «приидите, благословенные Отца Моего» (ПЛ 191, 370; ср. Августин ПЛ 36, 361). Святые, которые услышат эти слова, будут в раю. Поэтому, после окончания этой жизни святые не восходят немедленно в рай.

Возражение 2. Августин говорит, что «время, которое лежит между смертью человека и конечным воскресением, держит души в тайных вместилищах, в соответствии с тем, чего каждая душа достойна: покоя или страдания» («Ench» ПЛ 40, 283). Эти тайные вместилища или обители не могут обозначать рай или ад, так как после конечного, всеобщего воскресения души будут там вместе со своими телами, и если бы и сейчас уже они были там, то они не имели бы основания для различия между временем до воскресения и временем после него. Следовательно, они непосредственно после смерти не будут ни в аду, ни на небе, до дня Суда.

Возражение 3. Слава души есть нечто более великое, чем слава тела. Слава тела дается, как награда, всем в одно и то же время, так чтобы каждый мог иметь еще большую радость в общем ликовании всех спасенных, что явствует из церковного толкования на слова «Бог предусмотрел о нас нечто лучшее» (Евр. 11:40; ПЛ 192,500). Поэтому, тем более получение славы душ должно быть отложено до конца мира с тем, чтобы это совершилось для всех в одно и то же время.

Возражение 4. Наказание и награда, будучи провозглашаемы приговором судьи, не должны предшествовать суду. Адский огонь и райские радости будут назначены всем приговором Христа, судящего их, на последнем Суде, согласно слов Евангелия (Мф. 25). Поэтому, никто не взойдет в рай и не сойдет в ад до дня Суда.

Этому противоречит написанное: «когда земной наш дом, эта хижина разрушится, мы имеем от Бога жилище на небесах, дом нерукотворенный, вечный» (2Кор. 5:1; Ср. 1, П.1–4). Следовательно, после смерти тела душа имеет обитель, которая обеспечена ей на небесах, или в раю.

Отвечаю: Апостол сказал: «имею желание разрешиться и быть со Христом» (Флп. 1:23). Эти слова наводят Григория на следующие мысли: «Если нет сомнения, что Христос находится в Раю, то нельзя отрицать и того, что душа Павла находится там же» («Диал.» ПЛ 77,357). То, что Христос находится в раю, не может быть отрицаемо, так как это есть член Символа веры (ср. Апостольский Символ). Поэтому, не должно подвергаться сомнению и то, что души святых переносятся в рай. А то, что некоторые души идут немедленно после смерти в ад, очевидно из слов Евангелия: «умер и богач... и в аде, будучи в муках»... и т.д. (Лк. 16:22–23). Также как в телах имеется или тяжесть, или легкость, посредством которых они переносятся на их собственное место, которое является концом и целью их движения, так в душах имеется или достоинство, или недостаток, посредством которых они достигают до своей награды или до своего наказания, каковые являются концом их деяний. Поэтому также как тело сразу переносится на свое место своей тяжестью или легкостью, если только нет к этому препятствия, так и душа, как только снимаются узы плоти, которыми она удерживалась в состоянии земного путника, тотчас же получает или свою награду, или свое наказание, если только к этому нет препятствия: так иногда простительных грех, который надо было очистить прежде всех других, является препятствием к получению награды, в результате чего эта награда откладывается. А так как место назначения определено душам в соответствии с их наградой или наказанием, то, как только душа освободиться от тела, она или погружается в ад, или воспаряет в рай, если не удерживается каким-либо долгом, из-за которого ее полет должен быть задержан до тех пор, пока она очистится прежде всего. Истина этого подтверждается ясным авторитетом канонических Писаний и учением святых Отцов, а поэтому противоположное мнение должно быть считаемо еретическим, как это объявлено в «Диалогах» (ПЛ 77,356,365) и в сочинении «О церк. догмат.» (ПЛ 58,998).

Ответ на возражение 1. Церковное толкование объясняет себя, ибо свои слова «они еще не будут там, где будут они, когда...» и т.д., оно дополняет следующими словами, сказанными тут же: «то есть они не будут иметь двойной награды, которую святые будут иметь при воскресении».

Ответ на возражение 2. Среди тайных вместилищ или обиталищ, о которых говорит Августин, мы должны поместить также ад и рай, где некоторые души удерживаются до воскресения. Причина того, почему установлено различие между временем до воскресения и временем после воскресения, заключается в том, что до воскресения души находятся там без тел, в то время как после воскресения они находятся там с телом, а также в том, что в некоторых местах души в настоящее время находятся, а после воскресения их там не будет.

Ответ на возражение 3. Есть своего рода непрерывность среди людей в отношении тела человеческого, и в этой области подтверждаются слова апостола: «От одной крови произвел Он весь род человеческий» (Деян. 17:26). А души Он образовал независимо одна от другой. Следовательно, не так достодолжно, чтобы все люди входили вместе в состояние славы своими душами, как то, чтобы они входили вместе в это состояние своими телами. Кроме того, слава тела не является такой существенной, как слава души. Поэтому для святых было бы более тяжело, если бы была отложена слава души, чем слава тела, и этот ущерб не мог бы быть компенсирован за счет того, что радость каждого была бы затем увеличена общей радостью.

Ответ на возражение 4. Григорий ставит перед собой и разрешает это самое затруднение. «Если, в таком случае, – спрашивает он, – души праведников находятся сейчас в раю, то что они получат в награду за свою праведность в день Суда?» И отвечает: «Это будет действительной наградой им в день Суда, что в то время как сейчас они наслаждаются блаженством души, тогда они будут наслаждаться блаженством и тела, т.е. включат и наслаждение то, в чем они носили печаль и мучения за Господа» («Диалоги» ПЛ 77,357). То же самое, только в обратном смысле, должно быть сказано об осужденных.

Раздел 3. Способны ли души, которые находятся в раю или в аду, оставлять эти места?

То, что души, находящиеся в раю или в аду, не способны оставлять эти места, представляется из следующего:

Возражение 1. Августин говорит: «Если бы души умерших принимали какое-либо участие в делах живых людей, уж, не говоря о других, то и меня ни одну ночь не оставила бы без посещения моя любимая мать. Так как она при жизни следовала за мной на суше и на море для того, чтобы обитать со мною» («О попечении о мертвых». ПЛ 40, 604). И из этого он делает вывод, что души умерших не вмешиваются в дела живых. Но они были бы в состоянии вмешиваться, если бы они оставляли свое обиталище. Поэтому, надо считать, что ни его не оставляют.

Возражение 2. Написано: «Одного просил я у Господа... чтобы пребывать мне в доме Господнем во все дни жизни моей» (Пс.26:4). Следовательно, ни праведный, ни беззаконник не оставит своего обиталища.

Возражение 3. Как было сказано выше (п. 2 – «п» в данной редакции это «раздел»), обиталища даются душам после смерти, как награда или как наказание. После смерти ни награды святым, ни наказания осужденным не увеличиваются. Поэтому, они не оставляют своих обиталищ.

Этому противоречат три довода:

1) Иероним, выступая против Вигилянтия, так обращается к нему: «Ты говоришь, что души апостолов и мучеников получили свою обитель или на лоне Авраама, или в месте прохлаждения, или под жертвенником Божиим, и что они не способны посещать свои могилы, когда они захотят это сделать. Таким образом, уж не устанавливаешь ли ты закон для Бога? Не полагаешь ли ты на апостолов цепи, заключая их в темницу до дня Суда, и запрещая им быть вместе с их Господом, запрещая тем, о которых сказано: «это те, которые следуют за Агнцем, куда бы Он ни пошел» (Апок. 14:4)? А если Агнец везде, то мы должны верить, что и те, которые с Ним, тоже везде» («Против Вигилянтия». ПЛ 23,359). Поэтому, неразумно говорить, что души умерших не оставляют своих обителей.

2) Там же Иероним приводит и такой довод: «Так как диавол и демоны блуждают по всему миру и появляются везде с поражающей быстротой, то почему мученики после пролития своей крови должны быть заключены и быть неспособными к передвижению?» (там же). Поэтому, мы можем сделать вывод, что не только праведники иногда оставляют место своего пребывания, а также и нечестивые, поскольку их осуждение не превосходит осуждения демонов, которые блуждают везде.

3) Тот же самый вывод можно найти у Григория, когда он рассказывает о многих случаях явлений душ мертвых живым («Диалоги». ПЛ 77,337,348,396,417). В двух смыслах можно понять оставление душой ада или рая. Во-первых, в том смысле, что она выходит из этого места абсолютно, так что рай или ад уже больше не будет ее местом, и относительно такого выхода мы в дальнейшем (В. 71, п. 5, отв. 5) покажем, что никто из окончательно назначенных в ад или в рай не может выйти из них. Во-вторых, этот выход может быть понимаем, как сделанный на время, и в этом случае мы должны сделать различение того, что приличествует душам в соответствии с порядком их природы и что приличествует им в соответствии с порядком Божественного Промысла, ибо как говорит Августин: «Человеческие дела имеют свои пределы, иные чем имеют чудеса Божественной власти, и дела природы отличаются от дел, которые совершены чудесно» («О попечении о мертвых». ПЛ 40,606).

Отвечаю: Следовательно, в соответствии с порядком природы отделенные от тел души, назначенные к их соответствующим местам пребывания, совершенно отрезаны от общения с живыми, ибо, согласно порядка природы, люди, живущие в смертном теле, не непосредственно соединяются с отдельными субстанциями, так как все познание этих людей возникает от телесных чувств. Кроме того, для отделенных от тел душ не было бы соответственным оставлять место своего пребывания для какой-либо цели, кроме принятия участия в делах живых.

Тем не менее, в соответствии с расположением Божественного Промысла, отделенные от тел души иногда приходят в мир из своих обиталищ и являются людям, как Августин, в книге, цитированной выше («О попечении о мертвых»), рассказывает о мученике Феликсе, который явился народу Нолы, когда они были осаждаемы варварами. Вероятно, и то, что подобное может случиться иногда и с осужденными душами, т.е., что для вразумления человека и устрашения его им разрешается являться живым, или же еще для того, чтобы вызвать наши молитвы в отношении тех, кто задерживается в чистилище, что засвидетельствовано многими случаями, рассказанными в четвертой книге «Диалогов» (ПЛ 77,369,397,417). Однако существует та разница между явлением святых душ и душ осужденных грешников, что святые могут являться живым, когда они хотят, а души грешников не так. Ибо как святые, еще живя во плоти, были способны по дару благодати исцелять и творить чудеса, что может быть совершено только Божественной силой и не может быть совершено теми, которые не имеют этого благодатного дара, – так не является несоответственным для душ этих святых быть наделенными силой, по причине их славы, так что они способны чудесно являться живым людям, когда они хотят. Другие же души не могут делать так, если им не будет это иногда позволено.

Ответ на возражение 1. Августин, как можно понять из того, что он говорит далее, имеет в виду общий порядок природы. И, однако, нельзя сделать вывода, – даже если умершие способны являться к живым, тогда, когда они захотят, – что они являются так часто, живя во плоти, и это потому, что, когда души отделены от плоти, они или полностью сообразуются с Божественной волей, так что не могут сделать ничего, кроме того, что согласуется с Божественным расположением, или же так подавлены своим наказанием, что их скорбь о себе превосходит их желание явиться другим.

Ответ на возражение 2. Приведенные слова имеют тот смысл, что никто не приходит из рая или из ада к людям абсолютно, т.е. совсем, но они не означают, что кто-нибудь не может прийти на время.

Ответ на возражение 3. Как было сказано (п. 1, отв. 3), местопребывание души способствует ее наказанию или награде, поскольку души через то, что она назначена на это место, воздействуется или радостью или скорбью. Эта радость или печаль от назначения в такое место сохраняется в душе и тогда, когда она находится вне этого места. Так и епископ, которому дается честь восседания на троне в храме, не получает никакого бесчестия, когда он оставляет его, ибо хотя он в это время не сидит на нем фактически, данное место остается за ним.

Теперь мы должны добавить к аргументации в разделе «но с другой стороны».

Ответ на возражение 4. Иероним говорит в данном месте об апостолах и мучениках в отношении к тому, что они получили от своего состояния славы, а не в отношении к тому, что соответствует им, как обусловленное для них природой. И, когда он говорит, что они «везде», он имеет в виду не то, что они находятся сразу в нескольких местах, или везде, но то, что они могут находиться там, где они хотят.

Ответ на возражение 5. Нет равноценности между демонами и ангелами с одной стороны, и душами святых и осужденных грешников – с другой. Ибо и добрые и злые ангелы назначены к людям для руководства и охранения или же для испытания, и этого нельзя сказать о душах людей. Тем не менее, в соответствии с властью или силой состояния славы, является чем-то соответственным для душ святых то, что они в состоянии быть там, где они хотят, и это и есть смысл слов Иеронима.

Ответ на возражение 6. Хотя души святых или души осужденных грешников иногда действительно присутствуют там, где они являются, однако мы не должны думать, что это всегда так, ибо иногда эти явления идут к людям (находящихся во сне, или в бодрствовании) со стороны добрых или злых ангелов, для того, чтобы в чем-то научить или, наоборот, обмануть живых. Иногда даже и живые являются к живым и говорят им разные вещи во сне, и, однако, ясно, что сами они не присутствуют, что Августин доказывает многими случаями («О попечении о мертвых» ПЛ 40,601,602).

Раздел 4. Является ли лимб или преддверие ада тем же, что и лоно Авраама?

То, что лимб или преддверие ада не является тем же, что и лоно Авраама, представляется из следующего:

Возражение 1. Августин говорит: «Я еще не видел, чтобы Писания упоминали ад в хорошем смысле» («Gen. ad. lit.» ПЛ 34,482). Лоно же Авраама понимается в благоприятном смысле, как говорит далее Августин: «Конечно, никому не позволительно давать неблагоприятное значение понятию «лоно Авраама» и месту упокоения, куда был перенесен ангелами праведный нищий» (там же). Поэтому, лоно Авраама не есть то же самое, что лимб или преддверие ада.

Возражение 2. Те, которые находятся в аду, не видят Бога. Но Бог видим теми, которые находятся в лоне Авраама, что можно понять из слов Августина, который говоря о Небридие, пишет: «Что бы ни было то, что обозначает этим «лоном», там живет мой Небридий... он сейчас не приставляет свое ухо к моим устам, но его духовные уста у Твоего источника, и он пьет, бесконечно блаженных, сколько он может воспринять премудрости, соответственно своей жажде» («Исповедь» ПЛ 32,765). Поэтому, лоно Авраама не есть то же самое, что лимб или преддверие ада.

Возражение 3. Церковь не молится о том, чтобы человек был взят в ад, и, однако, она молится о том, чтобы ангелы отнесли и душу умершего человека на лоно Авраама. Поэтому представляется, что лоно Авраамово не есть то же самое, что лимб.

Этому противоречит мы знаем, что, то место, куда был отнесен нищий Лазарь, называется лоно Авраамово (Лк. 16:22). Но, он был отнесен в ад, ибо в церковном толковании на слова: «Ты приведешь меня к смерти и в дом собрания всех живущих» (Иов. 30:23), – сказано «ад был дом всех живущих на земле до пришествия Христа» (Григорий Вел. «Поуч.» ПЛ 76,177). Таким образом, лоно Авраама есть то же самое, что лимб. И Иаков сказал своим сыновьям: «сведёте вы седину мою с горестью в ад» (Быт. 44:29, в рус. Библ.: «во гроб»), так что Иаков знал, что после смерти он будет взят в ад. Поэтому, и Авраам был взят после своей смерти в ад, и, следовательно, лоно Авраамово, очевидно, является частью ада.

Отвечаю: После смерти души людей не могут найти покой, иначе как заслугой веры, потому что «надобно, чтобы приходящий к Богу веровал» (Евр. 11:6). Первый пример и образец веры был дан людям Авраамом, который первый отделил себя от неверующих и получил особый знак веры, по каковой причине место покоя, даваемое людям после смерти, называется лоном Авраама, как об этом пишет Августин («Gen. ad. lit.» ПЛ 34,482, ср. ПЛ 44,538).

Но, души святых имеют не во все времена тот же самый покой после смерти, потому что, с пришествием Христа они имеют уже полный покой, наслаждаясь зрением Бога, в то время как до пришествия Христа они получали покой через изъятие их от наказания, но их желание еще не было тогда успокоено достижением этой цели. Следовательно, состояние святых до пришествия Христа может быть рассматриваемо и в отношении покоя, который оно доставляло, и в этом смысле оно именуется лоном Авраама, и в отношении того, что в нем отсутствовал покой, и в этом смысле оно именуется лимбом или преддверием ада. Следовательно, до пришествия Христа лимб и лоно Авраама были одним местом не по существу, но акцидентально, а поэтому ничто не препятствует бытию лона Авраама и после пришествия Христа и тому, чтобы быть ему уже совершенно отличным от лимба или преддверия ада, так как вещи, которые являются чем-то одним акцидентально, могут быть отделены одна от другой.

Ответ на возражение 1. Состояние святых ветхозаветных Отцов в отношении того, что было в нем хорошим, было именуемо лоном Авраама, а в отношении его недостаточности было именуемо адом. Поэтому, ни лоно Авраама не понимается в неблагоприятном смысле, ни ад – в благоприятном, хотя в каком-то отношении они есть нечто одно.

Ответ на возражение 2. Место упокоения святых Отцов было именуемо лоном Авраама и до, и после пришествия Христа, но в различных смыслах. Ибо поскольку до пришествия Христа место упокоения святых имело какую-то недостаточность покоя, то по причине отсутствия его, оно и было именуемо и адом, и лоном Авраама, поскольку Бог не был зрим там. Но, так как после пришествия Христа упокоение святых является совершенным благодаря тому, что они зрят Бога, это упокоение именуется только лоном Авраама, а не адом в каком-либо смысле. Вот об этом лоне Авраама Церковь и молится, чтобы были перенесены (туда) души верных. Из этого очевиден ответ и на третье возражение, и то же значение берется в церковном толковании на слова «умер нищий и отнесен был ангелами»... и т.д. (Лк. 16:22), когда в нем говорится: «Лоно Авраама есть упокоении блаженных нищих, которым принадлежит Царство Небесное» (ср. Беда «На Лк.» ПЛ 92,535).

Раздел 5. Есть ли лимб то же самое, что и ад осужденных?

То, что лимб или преддверие ада есть то же самое, что ад осужденных, представляется из следующего:

Возражение 1. О Христе сказано, что Он «уязвил» ад (Ос. 13:14), но Он не уничтожил его, потому что, Он вывел из него некоторых, но не всех (ср. Григорий Вел. «На Еванг.» ПЛ 76,1177). О Нем не было бы сказано, что Он уязвил ад, если бы те, которых Он освободил, не были частью множества, заключенного в аду. Поэтому, поскольку те, которых Он освободил, были заключены в аду, они же самые были заключены и в лимбе, и в аду. Следовательно, лимб есть или то же самое, что ад, или часть его.

Возражение 2. В Символе (Апостольском) о Христе говорится, что Он сошел во ад. Но Он сходил только в лимб Отцов. Поэтому лимб Отцов есть то же самое, что ад.

Возражение 3. Иов говорит о схождении «в преисподнюю» (Иов. 17:16). Так как Иов был святой и праведный человек, то он сходил в лимб, т.е. в преддверие ада. Поэтому лимб есть то же самое, что преисподний ад.

Этому противоречит сказанное в службе об умерших, «в аду нет избавления». А святые были изведены из лимба, т.е. получили искупление. Следовательно, лимб не есть то же самое, что ад. И Августин говорит: «Я не понимаю, как мы можем думать, что покой, который получил Лазарь, был в аду» («Gen.ad.lit.» ПЛ 34,482). Душа Лазаря была низведена в лимб. Поэтому лимб не есть то же самое, что ад.

Отвечаю: Обиталища душ после смерти могут быть рассматриваемы в двух отношениях: или в отношении их местоположения, или в отношении качества места, т.е. в соответствии с тем, что души или наказываются, или вознаграждаются в определенных для этого местах. Поэтому, если рассмотрим лимб Отцов и ад в отношении качества мест, то без сомнения они являются различными – и потому, что в аду существует сенсибельное наказание, которого не было в лимбе Отцов, и потому что в аду вечное наказание, в то время как святые были удерживаемы в лимбе Отцов только временно.

С другой стороны, если мы рассмотрим лимб и ад в отношении местоположения, то вероятно, что они являются тем же самым местом, или что они, так сказать, неразрывны друг от друга, но так, что некая более высокая часть ада (т.е. более далекая от «преисподней») называется лимбом Отцов. Ибо те, которые в аду, получают различные наказания в соответствии с различием их вины, так что осужденные в ад назначаются к более глубоким и более темным его частям по степени виновности и тяжести грехов, и таким образом, святые Отцы Ветхого Завета, в которых было самое меньшее количество греха, были назначаемы в более высоко расположенную и менее темную часть, чем все те, которые были осуждены к наказанию.

Ответ на возражение 1. Так как Христос Своим схождением освободил души Отцов из лимба, о Нем говорится, что Он уязвил ад и сошел в него, поскольку ад и лимб являются тем же самым в отношении местоположения. Этого достаточно для ответа и на второе возражение.

Ответ на возражение 3. Иов сошел не в ад осужденных грешников, но в лимб Отцов, а этот лимб называется «преисподним адом» не в отношении к местам наказания грешников, но по сравнению с другими местами. Кроме того, мы можем ответить с Августином, который говорит об Иакове: «Когда Иаков сказал своим сыновьям: «сведете вы седину мою с горестью в ад» он, по-видимому, находился в великом страхе о том, чтобы не быть охваченным такой великой скорбью в отношении получения не покоя праведных людей, но ада грешников» («Gen. ad. lit.» ПЛ 34,482). В том же самом смысле могут быть истолкованы и слова Иова, т.е. как выражение скорее страха, чем утверждения.

Раздел 6. Является ли лимб детей тем же самым, что лимб ветхозаветных Отцов?

То, что лимб детей есть то же самое, что лимб ветхозаветных Отцов представляется из следующего:

Возражение 1. Наказание должно соответствовать греху. Ветхозаветные Отцы удерживались в лимбе за тот же самый грех, что и дети, а именно за первородный грех. Поэтому, место наказание должно быть одинаковым для обоих.

Возражение 2. Августин говорит: «Наказание детей, умерших только в одном первородном грехе, есть самое мягкое» («Ench.» ПЛ 49,275). Но не было наказания более мягкого, чем наказание святых ветхозаветных Отцов. Поэтому место наказания и тех, и других – одно и то же.

Этому противоречит то, как временное наказание в чистилище и вечное наказание в аду обязаны действительно совершенным грехам, так временное наказание в лимбе ветхозаветных Отцов и вечное наказание в лимбе детей обязано греху первородному. Поэтому, если ад и чистилище не есть, то же самое, то представляется, что и лимб Отцов, и лимб детей не есть то же самое.

Отвечаю: Вне всякого сомнения, лимб ветхозаветных Отцов и лимб детей различается в отношении качества наказания или награды. Дети не имеют никакой надежды на блаженную жизнь, в то время как ветхозаветные Отцы, бывшие в лимбе, имели, и им светил свет веры и благодати. Но что касается их местоположения, то есть основание думать, что оно одно и то же для тех и других, за исключением того, что лимб Отцов помещается выше лимба детей, так же как мы определили это и в отношении лимба и ада (п. 5).

Ответ на возражение 1. Ветхозаветные Отцы не находятся к первородному греху в том же самом отношении, что и дети. В Отцах первородный грех, постольку, поскольку он заражал личность, был уже искуплен, оставаясь препятствием только со стороны общей природы, из-за чего их удовлетворение перед Богом не было завершенным.

С другой стороны, в детях он является препятствием и со стороны лица, и со стороны общей природы, а по этой причине назначены различные местопребывания детям и Отцам.

Ответ на возражение 2. Августин здесь говорит о наказаниях, надлежащих кому-либо по причине его личности. Из таких наказаний самые мягкие долженствуют тем, которые не обременены никаким грехом, кроме первородного. Но, еще меньшее наказание долженствует тем, которые встречают препятствие к получению состояния славы ни в каком-либо личном дефекте, но только в дефекте самой природы, так что эта самая отсрочка получения славы именуется родом наказания.

Раздел 7. Должны ли быть различаемы все эти местопребывания?

То, что мы не должны различать все эти местопребывания, представляется из следующего:

Возражение 1. Так же, как существуют местопребывания, надлежащие душам после смерти из-за греха, так существуют и местопребывания, долженствующие им из-за заслуги. Существует только одно местопребывание, долженствующее душам из-за заслуги, а именно Рай. Поэтому, не должно быть более одного местопребывания долженствующего им.

Возражение 2. После смерти душам назначаются обиталища по заслугам или недостаткам, а на земле это заслуживание или незаслуживание совершается в одном месте. Поэтому только одно местопребывание должно быть назначаемо и после смерти.

Возражение 3. Места наказания должны соответствовать грехам. Имеется только три рода греха: первородный, простительный и смертный. Поэтому должны существовать только три обиталища или местопребывания для наказания.

Возражение 4. С другой стороны, представляется, что должны существовать еще многие обиталища для наказания, кроме этих, ибо тот «мрак вечной тьмы», который упоминает апостол (2Пет. 2:17), и который есть темница демонов, не упоминается среди пяти обиталищ, перечисляемых некоторыми мыслителями. Следовательно, существует более чем пять обиталищ для душ.

Возражение 5. Земной рай отличается от небесного рая. Некоторые были перенесены после своей земной жизни в земной рай, как это рассказывается об Енохе (Сир. 44:15) и об Илии (4Цар. 2:11). Поскольку земной рай не входит в пять обиталищ душ после смерти, то представляется, что их более чем пять.

Возражение 6. Каждому состоянию грешников должны соответствовать какие-то места наказания. Если мы предположим, что умирает лицо, имевшее на себе только первородный грех и еще грехи простительные, то ни одно из этих пяти определенных мест не будет ему соответствовать. Ясно, что он не будет на небе, так как он без благодати, и по той же причине они не будет в лимбе Отцов. Не будет он и в лимбе детей, так как в нем нет чувственного наказания, какое причитается этому лицу по причине простительного греха. Не будет он и в чистилище, где только временное наказание, и в то же время, как ему следует вечное наказание. Не будет он и в аду осужденных, так как не виновен в совершении смертного греха. Поэтому должно быть определено какое-то шестое обиталище для душ после смерти.

Возражение 7. Награды и наказания различаются по количеству в соответствии с различиями грехов и заслуг. Степени заслуги и греха беспредельны, а поэтому мы должны различать бесконечное число обиталищ, в которых души умерших наказываются и награждаются.

Возражение 9. Как некоторые умирают в состоянии благодати и, в то же время, имея некоторые простительные грехи, за которые они заслуживают наказание, так некоторые умирают в смертном грехе, и, в то же время, имея в себе некоторое добро, за которое они заслуживали бы награды. Для тех, которые умирают в благодати с простительными грехами, предназначено обиталище, где они наказываются прежде получения своей награды, каковое обиталище называется чистилищем. Поэтому, с другой стороны, должно быть и обиталище для тех, которые умирают в смертельном грехе, но при наличии каких-то добрых дел.

Возражение 10. Как ветхозаветные Отцы были задерживаемы в получении полной славы души до Пришествия Христа, так и теперь они еще не получают славу тела. Поэтому также как мы различаем обиталища душ святых до пришествия Христа от того обиталища, в котором они приняты в настоящее время, так мы должны различать то обиталище, в котором они будут приняты после всеобщего воскресения.

На все вышеизложенное мы должны ответить следующим образом: Обиталища душ различаются в соответствии с их различными состояниями. Душа, соединенная со смертным телом, находится в процессе или в состоянии получения добра или зла за свои заслуги, так что после смерти она находится или в состоянии получения своего конечного воздаяния или же в состоянии задержки в получении его. Если она находится в состоянии получения своего конечного воздаяния, то это происходит двояким образом: или в отношении добра, и тогда это есть рай, или в отношении зла, и тогда в отношении действительно совершенного греха это есть ад, а в отношении первородного греха это есть лимб детей. С другой стороны, если душа будет в таком состоянии, в котором перед ней будет препятствие к получению своего конечного воздаяния, то это произойдет или за счет какой-то дефектности в данной личности, и тогда мы имеем чистилище, в котором души задерживаются от немедленного получения своей награды из-за тех грехов, которые они совершили, или же (это произойдет) за счет дефекта самой природы, и тогда мы имеем лимб Отцов, в котором они были задерживаемы от достижения состояния славы из-за той вины человеческой природы, которая еще не могла быть искуплена.

Ответ на возражение 1. Согласно слов Дионисия «добро совершается в одном направлении, а зло во многих» («О Бож. Им.» ПЛ 3,729). Также говорит и Аристотель («Этика»).

Поэтому нет ничего несоответственного в том, что существует одно место блаженной награды и несколько мест наказания.

Ответ на возражение 2. Состояние заслуживания или незаслуживания (т.е. совершение зла) на земле при жизни человека есть одно состояние, так как то же самое лицо является способным к достоинствам и к недостаткам. Поэтому является надлежащим, что одно место должно быть назначено для всех, но в отношении тех, которые уже получают по их заслугам, существует различие состояний, а поэтому данное сравнение отпадает.

Ответ на возражение 3. Человек может быть наказан в двух отношениях за первородный грех, как было уже выше объяснено, а именно: или в отношении самого данного лица, или в отношении только природы. Отсюда следует, что существует двоякий лимб, соответствующий этому греху.

Ответ на возражение 4. «Мрак вечной тьмы» определен демонам не как место, где они получают по заслугам, но как место, соответствующее их служению, поскольку они назначены к тому, чтобы мучить нас. Поэтому данное место не входит в число обиталищ для человеческих душ, о которых мы сейчас говорим, так как адский огонь определен демонам в первую очередь (Мф. 25).

Ответ на возражение 5. Земной рай относится к состоянию скорее земного путника, чем к состоянию тех, которые получают за свои заслуги, а поэтому он не поставлен среди тех обиталищ, о которых мы в данное время говорим.

Ответ на возражение 6. Такое предположение невозможно. Если бы, однако, оно было возможно, то такой человек был бы наказуем в аду вечно, ибо то, что простительный грех наказывается только временно в чистилище, совершается благодаря тому, что с ним соединена благодать. Поэтому, если простительный грех соединен со смертным грехом, который вне благодати, он будет наказуем вечно в аду. А так данный человек, умирающий в первородном грехе, имеет простительный грех без благодати, то не будет несоответственным предположить, что он будет наказываться вечно.

Ответ на возражение 7. Разнообразие степеней наказания или награды не разнообразит само состояние, а мы различаем различные обиталища в соответствии с различием состояния. Поэтому данная аргументация несостоятельна.

Ответ на возражение 8. Хотя отделенные от тела души иногда наказуются в местах, где мы обитаем, из этого не следует, что это и есть надлежащее место их наказания, так как это совершается для нашего вразумления, а именно, чтобы, видя их наказание, мы могли быть удерживаемы от греха. А то, что души, когда они еще находятся во плоти, наказуются здесь за их грехи, не имеет никакого отношения к разбираемому вопросу, потому что наказание этого рода (т.е. еще при жизни человека) не ставит его вне состояния заслуживания или незаслуживания, в то время как мы сейчас говорим об обиталищах, к которым назначаются души после смерти, т.е. после состояния заслуги или недостатка.

Ответ на возражение 9. Для зла невозможно быть в совершенно чистом виде, т.е. без примеси добра, в то время как величайшее добро не имеет какой-либо примеси зла. Поэтому те, которые должны быть переданы Блаженству, которое есть величайшее добро, должны быть очищены от всякого зла и, следовательно, должно существовать место, где такие лица очищаются, если они вышли из этой земной жизни не будучи совершенно чистыми. А те, которые будут низвергнуты в ад, не будут освобождены от всего добра (которое в них есть) и, следовательно, данное сравнение отпадает, так как те, которые в аду, могут получать воздаяние за свое добро, поскольку их прошлое добро является пригодным для смягчения их наказания.

Ответ на возражение 10. Сущностное воздаяние состоит в славе души, а слава тела, поскольку она переливается в него из души, полностью основывается, так сказать, на душе, а поэтому отсутствие или недостаток славы души вызывает различие в состоянии, в то время как отсутствие славы тела этого не производит. По этой также причине то же самое место, а именно эмпиреи, или «седьмое небо», предназначено для святых душ, отделенных от их тел и соединенных с прославленными телами. То же самое место, однако, не было предназначено душам ветхозаветных Отцов и до и после прославления их душ.


Источник: Сумма Теологии / Фома Аквинский; [Пер. с лат. С.И. Еремеева, А.А. Юдина]. - Киев : Эльга ; М. : Ника-Центр, 2002-. / Ч. II-I. Вопросы 49-89. 2008. – 536 с.; Ч. II-I. Вопросы 90-114. 2010. – 432 с.

Комментарии для сайта Cackle