Памя­то­зло­бие

***

Памятозло́бие — 1) удер­жи­ва­ние в созна­нии гнева или нена­ви­сти, направ­лен­ного (направ­лен­ной) в отно­ше­нии дей­стви­тель­ного или мни­мого обид­чика; 2) черта харак­тера, то же, что зло­па­мят­ство.

***

Чем памя­то­зло­бие отли­ча­ется от памя­то­ва­ния о зле?

Памя­то­ва­ние о зле есть сохра­не­ние в памяти фактов о тех или иных пре­гре­ше­ниях, зло­де­я­ниях, совер­шен­ных теми или иными людьми. Памя­то­ва­ние о чьих-либо грехах, пре­ступ­ле­ниях, зло­дей­ствах чело­век может исполь­зо­вать как на пользу, так и во вред соб­ствен­ной душе.

Скажем, псал­мо­пе­вец, предо­сте­ре­гая людей от сове­тов нече­стив­цев и посе­ще­ния собра­ний раз­вра­ти­те­лей, имел в виду, что тот, кто после­дует его настав­ле­нию, будет знать (то есть дер­жать в памяти знание) о нече­стии и раз­врат­ных дей­ствиях тех, обще­ния с кото­рыми он при­зван избе­гать. При этом муж, исполь­зу­ю­щий таким обра­зом знание и испол­ня­ю­щий слово псал­мо­певца, име­ну­ется бла­жен­ным (Пм.1:1).

Другое дело, если речь идёт не о памя­то­ва­нии (о чьем-либо грехе) как тако­вом, но о памя­то­зло­бии. Памя­то­зло­бие есть не просто фик­са­ция в памяти факта о чьем-либо грехе или чьей либо вине (напри­мер, нане­сен­ном ущербе, обиде, оскорб­ле­нии); памя­то­зло­бие — это гре­хов­ное чув­ство, сопро­вож­да­е­мое гневом, нена­ви­стью, нелю­бо­вью, жела­нием обид­чику зла, иногда — даже и кро­ва­вого мщения.

По учению Церкви, гнев вообще пред­став­ляет собой тяжкий грех. Созна­тельно же удер­жи­ва­е­мый и вына­ши­ва­е­мый в душе дли­тель­ное время он ока­зы­вает на чело­века раз­ру­ши­тель­ное, пагуб­ное воз­дей­ствие. Хорошо пони­мая опас­ность этого вида греха, апо­стол Павел сове­то­вал не удер­жи­вать его дольше, чем про­дол­жа­ется теку­щий день (Еф.4:26) (разу­ме­ется, он имел в виду непра­вед­ный гнев).

Помимо ска­зан­ного важно отме­тить: памя­то­зло­бие бывает свя­зано с неже­ла­нием или неуме­нием про­щать. Соот­вет­ствует ли это вере хри­сти­ан­ской? Оче­видно, что нет. Гос­подь Иисус Хри­стос, про­по­ве­дуя Бла­го­ве­стие, при­зы­вал всех людей к искрен­ней вза­им­ной любви; при этом Он учил молиться даже за врагов. Под­чер­ки­вая перед уче­ни­ками важ­ность про­ще­ния, Он засви­де­тель­ство­вал, что если кто-либо не будет про­щать людям их согре­ше­ния, то и сам будет лишен про­ще­ния от Мило­серд­ного Небес­ного Отца (Мф.6:15).

Каза­лось бы, уди­ви­тельно, но многие из нас, даже и хорошо зная про­ше­ние молитвы Гос­под­ней об остав­ле­нии долгов (невы­пол­нен­ных обя­за­тельств; грехов), и даже регу­лярно про­из­нося это про­ше­ние — «прости нам долги наши, как и мы про­щаем долж­ни­кам нашим» (Мф.6:12) — про­дол­жают удер­жи­вать зло на обид­чи­ков: не про­щать, памя­то­злоб­ство­вать.

Print Friendly, PDF & Email
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки