Главная » Алфавитный раздел » П » Памятозлобие

Памятозлобие

(1 голос: 5 из 5)

 

Памятозло́бие — 1) удерживание в сознании гнева или ненависти, направленного (направленной) в отношении действительного или мнимого обидчика; 2) черта характера, то же, что злопамятство.

Чем памятозлобие отличается от памятования о зле?

Памятование о зле есть сохранение в памяти фактов о тех или иных прегрешениях, злодеяниях, совершенных теми или иными людьми. Памятование о чьих-либо грехах, преступлениях, злодействах человек может использовать как на пользу, так и во вред собственной душе.

Скажем, псалмопевец, предостерегая людей от советов нечестивцев и посещения собраний развратителей, имел в виду, что тот, кто последует его наставлению, будет знать (то есть держать в памяти знание) о нечестии и развратных действиях тех, общения с которыми он призван избегать. При этом муж, использующий таким образом знание и исолняющий слово псалмопевца, именуется блаженным (Пм.1:1).

Другое дело, если речь идёт не о памятовании (о чьем-либо грехе) как таковом, но о памятозлобии. Памятозлобие есть не просто фиксация в памяти факта о чьем-либо грехе или чьей либо вине (например, нанесенном ущербе, обиде, оскорблении); памятозлобие — это греховное чувство, сопровождаемое гневом, ненавистью, нелюбовью, желанием обидчику зла, иногда — даже и кровавого мщения.

По учению Церкви, гнев вообще представляет собой тяжкий грех. Сознательно же удерживаемый и вынашиваемый в душе длительное время он оказывает на человека разрушительное, пагубное воздействие. Хорошо понимая опасность этого вида греха, апостол Павел советовал не удерживать его дольше, чем продолжается текущий день (Еф.4:26) (разумеется, он имел в виду неправедный гнев).

Помимо сказанного важно отметить: памятозлобие бывает связано с нежеланием или неумением прощать. Соответствует ли это вере христианской? Очевидно, что нет. Господь Иисус Христос, проповедуя Благовестие, призывал всех людей к искренней взаимной любви; при этом Он учил молиться даже за врагов. Подчеркивая перед учениками важность прощения, Он засвидетельствовал, что если кто-либо не будет прощать людям их согрешения, то и сам будет лишен прощения от Милосердного Небесного Отца (Мф.6:15).

Казалось бы, удивительно, но многие из нас, даже и хорошо зная прошение молитвы Господней об оставлении долгов (невыполненных обязательств; грехов), и даже регулярно произнося это прошение — «прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим» (Мф.6:12) — продолжают удерживать зло на обидчиков: не прощать, памятозлобствовать.

Вы можете отметить интересные вам фрагменты текста, которые будут доступны по уникальной ссылке в адресной строке браузера.

Рейтинг@Mail.ru

Открыта запись на православный интернет-курс