Нена­висть

***

Не́нависть — 1) озлоб­лен­ность на кого-либо, что-либо; 2) чув­ство силь­ней­шей непри­язни, розни, вражды; хри­сти­а­нину подо­бает нена­ви­деть зло, а любить даже врагов.

архи­манд­рит Рафаил (Каре­лин):
«Гнев – ско­ро­про­хо­дя­щая эмоция, а нена­висть – это как бы ока­ме­нев­ший гнев, кото­рый таится в глу­бине нашего сердца. Нена­висть, в отли­чие от гнева, – устой­чи­вое состо­я­ние души, и поэтому она явля­ется более пагуб­ным грехом, чем гнев».

***

Скло­нен ли Бог к нена­ви­сти?

Выра­же­ния о нена­ви­сти Божьей встре­ча­ются в Свя­щен­ном Писа­нии неод­но­кратно. Так, согласно Вто­ро­за­ко­нию, Гос­подь нена­ви­дит идо­ло­по­клон­ство (Втор.12:30–31), а согласно Книге Прит­чей Соло­мо­но­вых, нена­ви­дит гордые глаза, лживый язык, руки, про­ли­ва­ю­щие невин­ную кровь, сердце, про­из­во­дя­щее злые замыслы, ноги, спе­ша­щие к зло­дей­ству, лже­сви­де­тель­ство (Притч.6:16–19). Сооб­разно же Книге Пре­муд­ро­сти Иисуса, Сына Сира­хова, Гос­подь нена­ви­дит всякую мер­зость вообще (Сир.15:13).

Но значит ли это, что Бог, время от вре­мени, напол­ня­ется нена­ви­стью, подобно тому, как напол­ня­ется нена­ви­стью создан­ный Им чело­век? Разу­ме­ется, что нет. Ведь будучи Вечным, Гос­подь не зави­сит от усло­вий вре­мени. Он неиз­ме­нен (Мал.3:6). Как Неиз­мен­ный и Все­со­вер­шен­ный, Он нико­гда не пере­хо­дит из одного состо­я­ния в другое.

При этом Он есть Абсо­лют­ное Добро, Абсо­лют­ная Любовь (1Ин.4:8). Он всем желает исклю­чи­тельно только блага (Пс.99:5), всем желает спа­се­ния. Говоря о нена­ви­сти Бога ко греху, свя­щен­но­пи­са­тели исполь­зо­вали так назы­ва­е­мый антро­по­морф­ный язык — язык, в фор­мате кото­рого о Боге и Его дей­ствиях сим­во­ли­че­ски сооб­ща­ется в таких тер­ми­нах и выра­же­ниях, посред­ством кото­рых обычно опи­сы­ва­ются дей­ствия людей (Бог ходит, видит, рас­ка­и­ва­ется и др.).

В дей­стви­тель­но­сти под нена­ви­стью Бога ко злу сле­дует пони­мать Его отно­ше­ние ко злу, Его реак­цию на грех, не сопро­вож­да­е­мую ни малей­шими изме­не­ни­ями Его внут­рен­него состо­я­ния.

Для пояс­не­ния этого поло­же­ния святые отцы исполь­зо­вали раз­лич­ные ана­ло­гии. Вот одна из них. Сол­неч­ный луч оди­на­ково светит на рас­по­ло­жен­ные рядом мягкую глину и твер­дый пара­фин. Под дей­ствием луча первая твер­деет, тогда как второй, напро­тив, из твер­дого пре­вра­ща­ется в мягкий. Так и Боже­ствен­ная бла­го­дать, гово­рили отцы, изли­ва­ется и на пра­вед­ных, и на греш­ных. Но пра­вед­ники и греш­ники вос­при­ни­мают её по-раз­ному: каждый в меру своего духовно-нрав­ствен­ного состо­я­ния.

Print Friendly, PDF & Email
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки