Патриархат

Патриарха́т — помест­ная, авто­ке­фаль­ная Цер­ковь, пред­сто­я­тель кото­рой носит титул «Пат­ри­арх» (πατριάρχης — от гре­че­ского «πατήρ» — отец, и «ἀρχή» — власть).  Пат­ри­ар­ха­тами явля­ются девять из пят­на­дцати Помест­ных Пра­во­слав­ных Церк­вей. В пра­во­сла­вии пат­ри­ар­хаты не имеют прин­ци­пи­аль­ных отли­чий от других авто­ке­фаль­ных Церк­вей, однако, титул пат­ри­арха поче­тен.

Пра­во­слав­ные пат­ри­ар­хаты

Исто­ри­че­ски пат­ри­ар­хаты пер­вого тыся­че­ле­тия по Р. Х. (Рим­ский, Кон­стан­ти­но­поль­ский, Алек­сан­дрий­ский, Антио­хий­ский и Иеру­са­лим­ский) сло­жи­лись на основе адми­ни­стра­тив­ного деле­ния Рим­ской Импе­рии рубежа III–IV в., когда импе­ра­тор Дио­кле­тиан с одной сто­роны создал вместо 57 Рим­ских про­вин­ций около 100 новых умень­шен­ных (Рим при­об­рел особый статус 101‑й адми­ни­стра­тив­ной еди­ницы), с другой — объ­еди­нил про­вин­ции в 12 дио­це­зов («διοίκησις» – управ­ле­ние, область), в свою оче­редь обра­зо­вав­ших 4 пре­фек­туры (Восток, Илли­рик, Италия, Галлия). Воз­вы­ше­нию Рим­ской, а впо­след­ствии и Кон­стан­ти­но­поль­ской, кафедр до Пат­ри­ар­ших спо­соб­ство­вало также уни­каль­ное поло­же­ние этих горо­дов не просто как цен­тров тер­ри­то­рий, а отдель­ных адми­ни­стра­тив­ных обра­зо­ва­ний. О дио­це­зах (в рус­ском пере­воде — обла­стях) как о цер­ковно-адми­ни­стра­тив­ных еди­ни­цах гово­рит 2 пра­вило Вто­рого Все­лен­ского Собора (381 г.), запре­щая епи­ско­пам вме­ши­ваться в дела чужой обла­сти: “…Алек­сан­дрий­ский епи­скоп да управ­ляет Церк­вами токмо Еги­пет­скими; епи­скопы восточ­ные да началь­ствуют токмо на востоке, с сохра­не­нием пре­иму­ществ Антио­хий­ской Церкви, пра­ви­лами Никей­скими при­знан­ных; также епи­скопы обла­сти Асий­ской да началь­ствуют токмо в Асии; епи­скопы Пон­тий­ские да имеют в своем веде­нии дела токмо Пон­тий­ской обла­сти; Фра­кий­ские токмо Фракии”.

Заме­тим, что кафедры Рима, Алек­сан­дрии и Антио­хии были упо­мя­нуты как особые уже в 6 пра­виле Пер­вого Все­лен­ского Собора (325 г.): «Да хра­нятся древ­ние обычаи, при­ня­тые в Египте, и в Ливии, и в Пен­та­поле, дабы алек­сан­дрий­ский епи­скоп имел власть над всеми сими. Понеже и рим­скому епи­скопу сие обычно. Подобно и в Антио­хии, и в иных обла­стях да сохра­ня­ются пре­иму­ще­ства церк­вей». Осно­ван­ный же после Пер­вого Все­лен­ского Собора Кон­стан­ти­но­поль, есте­ственно, не был там упо­мя­нут, но ста­тусу кафедры этого города спе­ци­ально посвя­щено зна­ме­ни­тое третье пра­вило Вто­рого Все­лен­ского Собора: “Кон­стан­ти­но­поль­ский епи­скоп да имеет пре­иму­ще­ство чести по Рим­ском епи­скопе, потому что город оный есть новый Рим”. Иеру­са­лиму, кото­рый при Кон­стан­тине Вели­ком только начал воз­рож­даться как круп­ный адми­ни­стра­тив­ный и рели­ги­оз­ный центр, Первый Все­лен­ский Собор (7 пра­ви­лом) усва­и­вает статус мит­ро­по­лии (равен ста­тусу глав­ного города про­вин­ции, а не дио­цеза), несмотря на то что глав­ным горо­дом про­вин­ции Пале­стина Первая, к кото­рой при­над­ле­жал Иеру­са­лим, была Кеса­рия Пале­стин­ская.

Чет­вер­тый Все­лен­ский Собор (451 г.) твер­дил статус Кон­стан­ти­но­поля, как вто­рого по чести после Рима цер­ков­ного центра Импе­рии, а также обо­зна­чил обла­сти, на тер­ри­то­рии кото­рых Кон­стан­ти­но­поль­ский архи­епи­скоп постав­ляет мит­ро­по­ли­тов — дио­цезы Понт, Фракия и Асия (28 пра­вило). Пол­но­мо­чия Алек­сан­дрий­ского архи­епи­скопа в дио­цезе Египет не вызы­вали сомне­ний, а власть в дио­цезе Восток на Соборе стала пред­ме­том обсуж­де­ния: боль­шая его часть тра­ди­ци­онно оста­лась под управ­ле­нием Антио­хий­ского пред­сто­я­теля, а город Иеру­са­лим, в V в. уже став­ший несо­мненно первым в Пале­стине, стал цер­ков­ным цен­тром трёх про­вин­ций дио­цеза Восток. Власть Рим­ского папы в это время рас­про­стра­ня­лась на десять про­вин­ций, под­чи­нён­ных в адми­ни­стра­тив­ном отно­ше­нии рим­скому пре­фекту. Сам титул “пат­ри­арх”, хотя иногда и упо­треб­лялся (см., напри­мер, Деяния IV Все­лен­ского Собора) не был в это время четко усвоен главам этих горо­дов. В каче­стве офи­ци­аль­ного иерар­хи­че­ского титула он встре­ча­ется в 477 г. в “Кон­сти­ту­ции” импе­ра­тора Зенона и ста­но­вится обыч­ным в новел­лах импе­ра­тора Юсти­ни­ана в VI в. Цер­ков­ное зако­но­да­тель­ство фик­си­рует систему пяти пат­ри­ар­ха­тов как сло­жив­шу­юся 36 пра­ви­лом Трулль­ского Собора (691–692 гг.). Этот же Собор (в 7 пра­виле) впер­вые исполь­зует слово «пат­ри­арх» в зна­че­нии офи­ци­аль­ного титула. Пять пат­ри­ар­ха­тов при­об­ре­тают особый статус, что влечет за собой раз­ви­тие идеи пен­тар­хии. Так, к при­меру, прп. Феодор Студит (IX в.) писал о пяти­гла­вом Теле Церкви.

Нали­чие пяти пат­ри­ар­ха­тов, однако, не озна­чало того, что Земная Пра­во­слав­ная Цер­ковь состо­яла только из этих пяти Помест­ных Церк­вей: сохра­ни­лась неза­ви­си­мость Кипр­ской Церкви, утвер­жден­ная ещё Тре­тьим Все­лен­ским Собо­ром (431 г.); Цер­ковь Юсти­ни­аны Примы, города, осно­ван­ного импе­ра­то­ром Юсти­ни­а­ном близ места своего рож­де­ния, была объ­яв­лена им неза­ви­си­мой; в конце V в. (по неко­то­рым данным, несколько позже) как авто­ке­фаль­ная начи­нает суще­ство­вать Гру­зин­ская Цер­ковь; власть Рим­ского папы, несмотря на при­знан­ное пер­вен­ство и авто­ри­тет, долгое время не охва­ты­вала весь латин­ский Запад (титул пат­ри­арха Запада входил до 2006 г. в число титу­лов Рим­ского папы, хотя исполь­зо­вался неча­сто).

По ряду причин, в том числе в связи с араб­скими заво­е­ва­ни­ями, три древ­них восточ­ных пат­ри­ар­хата: Алек­сан­дрий­ский, Антио­хий­ский и Иеру­са­лим­ский посте­пенно при­хо­дят в упадок (хотя эти церкви и сохра­ни­лись до сего­дняш­него дня, а их пред­сто­я­тель по-преж­нему носили и носят титул пат­ри­ар­хов). В VII в. уси­ли­ва­ется про­цесс вза­им­ного отчуж­де­ния между Рим­ской и Кон­стан­ти­но­поль­ской кафед­рами, при­вед­ший впо­след­ствии к отколу Рим­ской Церкви от Все­лен­ской Пра­во­слав­ной («Вели­кому Рас­колу» 1054 г.) Это спо­соб­ство­вало чрез­вы­чай­ному воз­рас­та­нию роли Кон­стан­ти­но­поль­ского пат­ри­ар­хата как оплота Пра­во­сла­вия на тер­ри­то­рии Визан­тий­ской импе­рии. Счи­та­ется, что начале VI в. Пат­ри­арх Иоанн Пост­ник впер­вые был назван «Все­лен­ским», а окон­ча­тельно этот титул закре­пился на Седь­мом Все­лен­ском Соборе (787 г.) (В.С. Блохин. Исто­рия Помест­ных Пра­во­слав­ных Церк­вей).

Первым новым сла­вян­ским пат­ри­ар­ха­том стал Бол­гар­ский, при­знан­ный тако­вым со сто­роны Кон­стан­ти­но­поля, скорее всего, в 927 г. Этому при­зна­нию спо­соб­ство­вали успехи внеш­ней поли­тики бол­гар­ских пра­ви­те­лей, чей цар­ский титул в Визан­тии при­знали после побед царя Симеона. Этот пат­ри­ар­хат был лик­ви­ди­ро­ван в резуль­тате заво­е­ва­ния Бол­га­рии Визан­тией в 1018 г. и вновь вос­ста­нов­лен в 1235 г., чему спо­соб­ство­вало упро­че­ние поли­ти­че­ского поло­же­ния Бол­га­рии заво­е­ва­ние Кон­стан­ти­но­поля кре­сто­нос­цами и вре­мен­ное нахож­де­ние Все­лен­ского пат­ри­ар­хата в Никее. Те же обсто­я­тель­ства  сде­лали воз­мож­ным постав­ле­ние В 1219 г.  «Никей­ский» Пат­ри­арх Мануил I, с учетом тяже­лого поло­же­ния хри­сти­ан­ства в Сербии руко­по­ло­жил свя­того Савву Серб­ского в сан Архи­епи­скопа и при­знал Серб­скую Пра­во­слав­ную Цер­ковь авто­ке­фаль­ной (К.И. Скурат. Исто­рия Помест­ных Пра­во­слав­ных Церк­вей). В 1345 г. при царе Сте­фане Душане, «импе­ра­торе и само­держце Сербии и Рома­нии» Серб­ская архи­епи­ско­пия была про­воз­гла­шена пат­ри­ар­ха­том. Серб­ский пат­ри­ар­хат был при­знан Кон­стан­ти­но­по­лем только в 1374 г. Воз­ник­но­ве­ние в XIII в. власти неза­ви­си­мых воевод в Вала­хии повлекло за собой учре­жде­ние отдель­ной румын­ской цер­ков­ной кафедры. В 1359 г. была создана мит­ро­по­лия Унгро­вла­хии в юрис­дик­ции Кон­стан­ти­но­поль­ского пат­ри­ар­хата. Эта дата может счи­таться нача­лом исто­рии буду­щего Румын­ского пат­ри­ар­хата, про­воз­гла­шен­ного тако­вым, однако только в 1925 г. В 1589 г. пат­ри­ар­ха­том стала Рус­ская Цер­ковь, ранее воз­глав­ляв­ша­яся мит­ро­по­ли­тами.

Латин­ские пат­ри­ар­хаты

Первым латин­ским пат­ри­ар­ха­том, за исклю­че­нием соб­ственно Рим­ского, стал Акви­лей­ский, воз­ник­но­ве­ние кото­рого свя­зано с рецеп­цией реше­ний Пятого Все­лен­ского Собора (553 г.). Осуж­де­ние так назы­ва­е­мых «Трёх глав», состо­яв­ше­еся на этом Соборе, было при­знано Рим­ским папой, но не при­нято Акви­лей­ским пред­сто­я­те­лем, в ходе этих собы­тий при­няв­шим титул пат­ри­арха и нахо­див­шимся в рас­коле до 700 г. Пат­ри­ар­хат сохра­нился и после пере­не­се­ния кафедры в Акви­лей­ский порт Градо в 568 г., и после увра­че­ва­ния рас­кола, причем впо­след­ствии неко­то­рое время суще­ство­вал в обоих горо­дах. С XII в. пат­ри­архи Градо посто­янно про­жи­вали в Вене­ции, куда в 1451 г. окон­ча­тельно и был пере­не­сен пат­ри­ар­ший пре­стол, суще­ству­ю­щий сейчас как Вене­ци­ан­ский пат­ри­ар­хат.

Ряд латин­ских пат­ри­ар­ха­тов, назва­ния кото­рых сов­па­дают с назва­ни­ями пра­во­слав­ных пат­ри­ар­ха­тов, возник в резуль­тате кре­сто­вых похо­дов. При взятии Иеру­са­лима и Антио­хии в ходе пер­вого кре­сто­вого похода, несмотря на нали­чие  у этих тер­ри­то­рий пра­во­слав­ных пат­ри­ар­хов Симеона II (жил в то время на Кипре, а затем в Кон­стан­ти­но­поле, где и скон­чался в 1106 г.) и Иоанна IV Оксита (нена­долго был при­знан кре­сто­нос­цами, но в 1100 г. изгнан) были постав­лены пат­ри­архи латин­ского обряда, под­чи­няв­ши­еся Рим­скому пре­столу. В 1295 и 1268 гг. в связи с неуда­чами кре­сто­нос­цев оба пат­ри­ар­хата стали номи­наль­ными, и их пред­сто­я­тели жили в Риме, имея своими кафед­раль­ным хра­мами церкви Сан-Лоренцо-фуори-ле-Мура и Санта-Мария-Мад­жоре. В 1847 г. латин­ский пат­ри­ар­хат Иеру­са­лима был вос­ста­нов­лен как реаль­ный: его пред­сто­я­тель вер­нулся в Иеру­са­лим, а латин­ский пат­ри­ар­хат Антио­хии напро­тив был упразд­нен в 1964 г. Всегда номи­наль­ным был латин­ский пат­ри­ар­хат Алек­сан­дрии (рези­ден­цией этого латин­ского пат­ри­арха нахо­ди­лась в бази­лике Сан-Паоло-фуори-ле-Мура) кото­рый был также упразд­нён в 1964 г. Латин­ский пат­ри­ар­хат Кон­стан­ти­но­поля был учре­жден в связи с взя­тием кре­сто­нос­цами сто­лицы Визан­тии в 1204 г.., а после вос­ста­нов­ле­ния пра­во­слав­ной Импе­рии в Кон­стан­ти­но­поле суще­ство­вал как титу­ляр­ный с рези­ден­цией на Эвбее, затем в Вене­ции и потом в Риме. В резуль­тате Фер­раро-Фло­рен­тий­ской унии латин­ский пат­ри­ар­хат Кон­стан­ти­но­поля был на неко­то­рое время объ­еди­нён с пра­во­слав­ным. Окон­ча­тельно он был упразд­нен также в 1964 г.

Совре­мен­ные пат­ри­ар­хаты в Римо-Като­ли­че­ской и в других ино­слав­ный хри­сти­ан­ских церк­вях

Римо-Като­ли­че­ский Пат­ри­ар­хат Запад­ных Индий возник по ини­ци­а­тиве ара­гон­ского короля Фер­ди­нанда II, отпра­вив­шего про­ше­ние об этом папе Льву Х. Титул при­сва­и­вался с 1524 г. до 1963 г., однако этот латин­ский пат­ри­ар­хат нико­гда не имел реаль­ной юрис­дик­ции.

Римо-Като­ли­че­ский Пат­ри­ар­хат Восточ­ных Индий связан с кафед­рой Гоа, суще­ство­вав­шей с 1572 г. Статус пат­ри­ар­хата кафедра обрела в 1886 г. в связи с при­ми­ре­нием с Рим­ским пре­сто­лом после так назы­ва­е­мой “гоан­ской схизмы”, при­чи­ной кото­рой стали юрис­дик­ци­он­ные про­блемы в резуль­тате про­ти­во­сто­я­ния пор­ту­галь­ского пра­ви­тель­ства и Рим­ского пре­стола. Несмотря на то что это пат­ри­ар­хат поте­рял боль­шин­ство дио­це­зов в резуль­тате вхож­де­ния пор­ту­галь­ских коло­ний Индии в состав неза­ви­си­мого госу­дар­ства Индия, он до сих пор суще­ствует.

Римо-Като­ли­че­ский Пат­ри­ар­хат Лис­са­бона был учре­жден по ини­ци­а­тиве короля Пор­ту­га­лии Жуана V и под­дер­жи­вался пап­ским пре­сто­лом по при­чине актив­ного уча­стия Пор­ту­га­лии в антиосман­ской коа­ли­ции. С 1716 г. пат­ри­арх Лис­са­бона полу­чил часть дио­цеза этого города с рези­ден­цией в коро­лев­ской капелле при дворце Рибейра, а с 1740 г. титул пат­ри­арха был закреп­лён за Лис­са­бон­ском архи­епи­ско­пом, кото­рому и при­над­ле­жит в насто­я­щее время.

Таким обра­зом, сейчас дей­ству­ю­щими латин­скими пат­ри­ар­ха­тами явля­ются Вене­ци­ан­ский, Лис­са­бон­ский, Иеру­са­лим­ский и Восточ­ных Индий. Кафедра пат­ри­арха Запад­ных Индий не упразд­нена, но оста­ётся вакант­ной.

Суще­ствует также ряд уни­ат­ских пат­ри­ар­ха­тов: Копт­ская (Алек­сан­дрий­ская), Сирий­ская, Маро­нит­ская, Мель­кит­ская (все три с титу­лом Антио­хий­ского пат­ри­арха), Хал­дей­ская (Вави­лон­ская) и Армян­ская Церкви. Титул “пат­ри­арх” исполь­зу­ется также рус­скими ста­ро­об­ряд­цами-ново­зыб­ков­цами и рядом про­те­стант­ских общин, напри­мер, Чеш­ской Гусит­ской Цер­ко­вью.

Комментировать

*

Размер шрифта: A- 15 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: A T G
Текст:
Боковая панель:
Сбросить настройки