Главная » Алфавитный раздел » Юродство » Письма юродивого Стефана Нечаева
Распечатать Система Orphus

Письма юродивого Стефана Нечаева

(2 голоса: 5 из 5)

Нечаев Стефан Трофимович (ум. 13 V 1667) — галицкий юродивый, автор прощальных писем. Сын местного купца, рано умершего. В юности Н. ушел из дому, стал юродствовать, потом, пожалев мать, вернулся, женился и прижил ребенка. Но тяга к юродству оказалась столь сильной, что он бросил семью и опять «преложися в юродство», на этот раз до смерти. Нечаев удостоился пышных похорон в Богоявленской церкви Галича, на которых были архимандриты местных монастырей, протопоп соборного храма, галицкий воевода, дворяне и дети боярские. В Богоявленской церкви была местночтимая икона юродивого Стефана.
Сохранилось прощальное письмо Нечаева, которое он, «как пошел юродствовати, оставил на утешение матери своей Евдокие да жене своей Акилине». Письмо входит в подборку документов, которую в списке второй поло вины XVIII в. обнаружила в 1974 г. Н.В. Понырко. Подборка кроме прощального письма содержит короткую записку Н. дяде Гавриле Самсоновичу с просьбой не оставить осиротевшую семью и надпись на «действительном образе» юродивого в Богоявленской церкви. Составитель подборки, добавивший от себя несколько этикетных фраз, — без сомнения галичанин и младший современник Н. Письмо построено как диалог, в котором мать вопрошает своего сына, пеняет ему, что бросил семью, а тот объясняет свое решение: он будет юродствовать «не простоты ради», т. е. не от скудости ума, а из презрения к мирским благам («аще бы люб мне мир сей, и аз подвизахся бы о вещех его»). Уходя в юродство, человек одновременно уходит из культуры, рвет с ней все связи. Письмо Н. — как бы прощальный завет умирающего (он настойчиво называет себя мертвецом), а мать голосит над ним, как над покойником. Это письмо — единственный в своем роде текст. Однако можно до пустить, что сочинение «прощальных писем» перед уходом в юродство было этикетным моментом: о таком же письме матери и жене упоминается в Житии Арсения, новгородского юродивого XVI в. (БАН, Устюжское собр., № 55, л. 12). Галицкая подборка текстов свидетельствует о том, что Н. рассчитывал не только на прямых адресатов, но и на широкую читательскую аудиторию. В таком случае «прощальные письма» юродивых суть не документы, но особый жанр древнерусской литера туры.

Соч.: Лихачев Д.С., Панченко А.М. «Смеховой мир» Древней Руси. Л., 1976, с. 183–191.

А.М. Панченко

Письма юродивого Стефана Нечаева

1

Список с эпистолии жителя Галича, Стефана Трофимовича Нечаева, юродивого, с его рукописания, которое, как он пошел юродствовать, оставил на утешение матери своей Евдокии, да жене своей Акилине.

Доброму читателю о Господе радоваться[1]. Я, грешный, прошу и молю твою любовь: писал я эту грамоту с великой поспешностью, изустно, и если найдешь что в ней некрасиво и просто, не осуждай мою глупость, но исправь по своему милосердию. Еще молю твою кротость, прочти эту грамоту тихо и сладко, не спеша, дабы мило и понятно было слышать ее родителям моим.

Всемогущий, непостижимый, в Троице славимый Бог в начале сотворил небо и землю, и все, что в ней[2]. И потом насадил рай, и обитателя в нем создал – первого человека Адама. И вложил в него глубокий сон, и вынул из него ребро, и сотворил ему жену, праматерь нашу Еву. Создал же их подобно ангелам, не имеющими никакой смертности. Дал же им заповедь: в раю от всякого дерева есть, от одного только не вкушать, ибо оно зло.

Позавидовал сатана жизни их, что так сильно прославлены Богом. Сотворена же была змея в раю, славна весьма. Лукавый сатана в змею вселился и обвился вокруг запретного древа. Не смея же к Адаму говорить лживых слов, и зная, что жена его послушает, ибо муж жены крепче разумом, приступил к жене, говоря: «Почему от всех деревьев едите, а от одного не едите?». Она же отвечала ему: «Бог нам заповедь дал, что смертью умрем». Сатана же ей льстиво говорит: «Съешьте от древа этого, и будете богами». Ева же вкусила от запретного древа и Адаму дала вкусить. И оба стали обнажены Божией благодати. Прежде стали смертными, ибо смертное замыслили, захотели стать богами – и не стали. Господь же повелел из рая изгнать его, и в поте лица своего от земли есть хлеб, и в нее возвращаться.

О дальнейшем же умолчим. Божественное Писание подобно глубине морской. Прочел я Божественные Писания Ветхого и Нового Завета от Адама до Ноя, от Ноя до Моисея, от Моисея до воплощения Сына Божия.

Видя же Бог, что творение Его гибнет и одолевается врагом, не оставил его совсем погибнуть. Посылал Он пророков, повелевая отвращать их от идолопоклонства. Сделались тучны и толсты[3], забыли Бога спасающего[4], и прежде при Моисее бывшие чудеса. Оставили Бога, пошли за диаволом, и пророков Его убили. Бог же, видя, что завладел враг человечеством, помиловал творение Свое.

Видите ли, братья, сколь о нас заботится Бог? В конце уже не заступника, не ангела, но Сына Своего Единородного решил послать для нашего спасения. Дабы от Пречистой Девы воплотился, и от Нее, от чистых кровей создал Себе плоть, и обращал людей от идолопоклонства, и дабы веровали в Отца, и Сына, и Святого Духа. Они же, окаянные, и Того не устыдились. Пригвоздили Его к кресту, и насмехались над Ним (отчасти да вспомним, припадая на колени), говоря: «Радуйся, Царь Иудейский! Многих спас, Себя ли одного не можешь спасти? Сойди с креста, да уверуем в Тебя!» И плевали в лицо Его, и по щекам били.

Видите ли, братья, Творец от создания Своего сколько поношений претерпел. Мы же слабы, творение от творения, то есть друг от друга не можем ни единого слова досаждающего стерпеть, по апостолу Павлу, ни «взираем на начальника веры и совершителя Иисуса[5]», сколько пострадал за нас, и далее, да прекратим за недостатком места в малой этой грамоте.

Сказал Господь в Святом Евангелии: «Не может слуга двум господам служить, либо одного возлюбит, о другом будет нерадеть[6]». И невозможно одним глазом смотреть на землю, а другим на небо. Также и нам, братья, усердно жаждущим мирского, невозможно Господу служить. Либо одно полюбим, а другое оставим. Пророк Давид говорит: «Надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется вовеки[7]». Он же: «Блаженны все, надеющиеся на Господа[8]».

Смотри же, сколь славимы Богом пострадавшие за имя Его, и сколь ответ страшен пренебрегшим заповедями Его: «Отойдите от Меня, проклятые, в огонь вечный, ибо не послушали Меня и не соблюли заповедей Моих, также и Я не услышу голоса вашего, но пойдете мучиться в муки вечные, каждый за дела свои[9]».

И мы, братья, устрашимся грозного этого ответа, но прибегнем к Богу с покаянием и чистой совестью. Тесен путь, ведущий в Царство Небесное, широкий же ведет во дно ада[10]. Блаженны плачущие, ибо они утешатся[11]. Такие (утешатся), кто всегда смерть перед глазами своими имеет и о грехах своих плачет, и за Христа терпит всякую скорбь и беду от безумных людей, а не те утешатся, кто плачет о суете этого мира и о вещах, подверженных тлению, или от приходящих скорбей и напастей. Но за такие (скорби) подобает благодарить Бога, и за творящих вред Бога молить, и зло за зло не воздавать, подражая Христу и святым Его.

Видите, братья, как нас любит Бог, и призывает нас: «Придите ко Мне, все труждающиеся Меня ради и обремененные грехами, и Я успокою вас[12]». Но что, братья, этого прибежища лучше и полезнее? Если прибегнем к Нему, Царство нам дарует, и веселие со святыми, не имеющее конца. Об этой же тленной жизни хоть бесконечно страдаем и терпим, и богатства собираем неправдой  — злое воздаяние получим, и муку вечную без конца.

И я, братья, пожил в покоях этого мира и во всех удовольствиях его, и ничего не приобрел. И понял я, что лжив этот мир. Если кто весь мир обретет, душу же свою потеряет, то это ничто[13]. Убоимся, братья, этого мира более лютого зверя. Ибо зверь телу вредит, а души не может погубить. Этот же зверь, мир обманчивый, своими удовольствиями питает тело червям на съедение, а душу навек губит, и потом муки вечные готовит.

Вопрос. Почему огорчил родителей своих, более же мать, тебя родившую, и жену молодую оставил? Сказано: «Кто оставит отца или мать, жену и детей, находящихся в беде, а сам покоя ищет, тот проклят, ибо сам питает тело свое, как телец упитанный, а родители его проводят свои дни в печали и сетовании».

Ответ. Знаю, что оставляю их Богу. Сказано: «Не надейтесь на князей, на сынов человеческих, в которых нет спасения[14]». Сегодня я друг, а завтра враг, или в гроб положен. Да будет же вам надежда. Кроме Бога никто никого не сохранит, не спасет. Господь сказал в Святом Евангелии: «Если кто оставит отца или мать, жену или детей, поля и великое богатство ради имени Моего, получит в сто раз крат и накледует жизнь вечную[15]». Смотрите, родители мои, в этом мире остаются молодые жены без своих мужей, малые дети без отца и матери, и Бог о них заботится, греет и питает их.

Вопрос. Как в мире этом с женой возможно спастись. Многие святые мужи с женами спаслись.

— Знаю, что спаслись, но Царство Небесное им.

— Почему ты в мире с нами не терпел скорбей и напастей? Сказано: «Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его [16]».

Ответ. Мир этот уже у конца. Если какой опытный кормчий, видя волнующееся море, решается на плавание – похвала ему. Неопытный же погибнет, и лучше ему искать тихой гавани. Вы же, как опытные кормчие, в море этой волнующейся льстивой жизни, кораблем душевным, нагруженным житейскими печалями, управляйте с Божией помощью. Но держитесь твердо, ибо бури великие восстали на нас. Я, многогрешный, как неопытный кормчий. Такой, как я, решится (плыть) в великое волнение этого мира, и разбит будет волнами этого мира, если погибнет – сам себе убийца и с диаволом осудится на вечные муки. Я же, как неопытный кормчий, испугался великих волн в море этого мира, ибо не смогу управиться и ищу тихой пристани. Ибо знаете и вы, что груб я, и весьма прост. Смотрите же, как нисколько не заботился я ни о мирских, ни о домашних делах. Если бы люб был мне этот мир и его суетные покои, то устремился бы к ним, как и другие люди.

Смотрите же, что не из-за простоты оставил я мир этот, и ни от кого не гоним. Но насколько кто понимает, к тому и стремится. Смотри, среди мирских сколько получают страданий от этого тленного мира: оковы и темницы, и сильные раны, и иное тому подобное. И никто не может их разлучить от любви к миру. Многие и до смерти страдают из-за этого тленного мира. Если бы люб был мне этот мир, я бы устремился к делам его, но увидел я, что дела его подвержены тлению. Молю вас, родители мои, ради Господа и Его Пречистой Богородицы, и ради всех святых, подайте мне свое благословение. И вспоминайте меня в ваших святых молитвах, дабы избавил меня Бог от лютого зверя, вредящего душам нашим, а не телу.

Господь сказал в Святом Евангелии: «За имя Мое поведут вас к царям и правителям. Не заботьтесь, что будете отвечать, ибо Я подам вам Дух в тот час, что подобает сказать. И не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить [17]». Если вы думаете, что я позабыл вас, (знайте) если телом и отдален от вас, но духом я всегда с вами и забочусь о вас, дабы избавил нас Бог от лютого искушения. Ибо ныне великое искушение вошло в мир из-за умножения грехов наших. О настоящем же этом времени нет времени вспоминать.

Вопрос. Почему ты сначала ушел от нас и обратно пришел к нам, и думал, что мир любишь, и жену взял?

Ответ. Если бы не тяготы матери моей (прочел от нее написанную грамоту, что весьма больна, говорят же, что разум покинул ее, и сама себя хочет смерти предать), испугался, что по простоте погубит себя, и послушал ее. Пришел к вам и жену взял, утешая ее.

Вопрос. Зачем жену молодую опечалил? Лучше бы не жениться[18].

Ответ. Бог так пожелал. О жене моей Бог заступник и попечитель. Смотрите: многие жены с мужами своими малое время живут и остаются вдовами, и терпят напасти этого мира по Божественному промыслу. Кого любит Бог, того и наказывает[19].

Вопрос. О любимейший мой сын и свет очей наших, зачем скрываешься от нас? Меня, мать свою, несчастной, а жену свою юную сиротой оставляешь, а сам идешь, не знаю куда.

Ответ. О любимейшая мать моя! Любимая же и супруга моя! Оставляю вас Пастырю Доброму, более меня заботиться о вас и в напастях помогать вам.

Вопрос. О дорогой сын мой, скажи нам, кого называешь Пастырем и прибежищем в напастях избавляющим нас?

Ответ. Пророк Давид указал, к кому прибегать: «Бог нам прибежище и сила, скорый помощник в бедах, посему не убоимся, хотя бы поколебалась земля»[20]. Смотрите: если кто остаются сиротами, то Бог заботится и питает их. А меня, любимого сына своего, на то дело благословите, на которое по вашим святым молитвам Бог наставит. Другого же писать нет времени. Итак, простите меня, все родные и знакомые. Если и телом я отдален от вас, но духом, с любовью касаясь ног ваших, прощения прошу у каждого и до последнего. Если кому какую грубость учинил по несправедливости, или по глупости, простите меня и благословите. И молите обо мне Бога, дабы мне желаемое получить.

— Еще желаем слушать тебя, сын мой, утоли наши слезы.

— О любимая моя мать, добрая же и супруга моя, послушайте, как доблестно терпели прежние благочестивые жены.

Некая жена благочестивая, два месяца прожив с мужем своим, увидела как святые мученики, презревшие тленное богатство, страдают от нечестивых царей. И не подумала о том, что с мужем своим не навеселилась, но став перед нечестивым царем, исповедала Христа. Царь же повелел бросить ее в ров львиный, львы же, радуясь, лизали тело ее и не причиняли ей вреда. Царь же повелел поставить ее на судилище, и начал ласково уговаривать ее поклониться идолам, ибо была она весьма красива. И обещал ей великие почести и богатство, и что у царицы будет в первом чину. Она же не покорилась повелению его, но исповедала Христа, плюнув в лицо нечестивому царю. Царь же приказал мечом ей голову отсечь. Муж же ее и родители начали молить ее: «О любимая наша, выполни повеление царя, и будешь веселиться с мужем своим в великом богатстве, и будешь заступницей нашей пред царем, и прославлена будешь во всем землях царства». Она же, отвергнув суетное веселие с мужем своим. нечестивыми их назвала и слабоумными, и понуждала воинов царских повеление его исполнить. Воины же отсекли голову ей, душа же ее к Господу отошла, где все святые.

Других же благочестивых вспоминать не буду, за недостатком места в малой этой грамотке.

— О сын мой любимый, невозможно нам, таким слабым, столько напастей терпеть.

— Смотрите, славные мои, на первые поколения и по них бывшие.

— И о последних поведай нам, любимый, чтобы прекратился плач наш.

— Кто-то из святых отцов говорит: «Выполнили мы делом заповеди Божии, после нас же вполовину сделают, последние же и того не смогут сделать, но напастями и бедами спасутся, и больше нас прославятся от Бога[21]».

— Еще поведай нам, возлюбленный наш. Ибо уже лица твоего не увидим, и голоса твоего не услышим.

— О любимые мои, не скорбите, в будущей жизни увидимся. Молю же вас, к святой церкви прибегайте, и меня поминайте в святых своих молитвах.

— Еще побеседуй с нами, любимое мое чадо, и утоли наше слезное рыдание, ибо говоришь, что уже не увидимся.

— Послушайте апостола Павла, который говорит: «Слава солнца, иная слава луны, иная звезд. И звезда от звезды разнится в славе[22]». Святые отцы как солнце просияли лучами своих добродетелей, то есть учением весь мир просветили. Другие же подобны луне сиянием, то есть добродетелями, другие же великой звезде в добродетелях подобны, а другие малой звезде добродетелями. Однако смотри, как и малая звезда в небе исполняет повеление Творца. И мы, братья, уподобимся сиянием, то есть добродетелями, малой звезде, лишь бы Царства Небесного достичь.

— Еще побеседуй с нами, дорогое мое чадо.

— Послушай, любимая моя мать, о краткости жизни этой суетной и быстро проходящей, как мы плачем о покоях ее льстивых и быстротечных, и стремимся к ним всей душой, пренебрегая заповедями Божиими. Смотри, как люди сегодня находятся с нами, а утром в гроб их полагаем. Придите, загляните в гробницы[23]. Можете ли узнать, кто был царем или военачальником, богатым или нищим? Составы и сосуды плоти нашей как прах и смрад, стали едой червям. Раньше части тела наши приятны были, сейчас же гнусные и смрадные, и как сухи кости наши, не имея дыхания.

Смотри и всплесни руками своими. Где красота лица? Не оно ли почернело? Где мигающие ясные очи? Не они ли растеклись? Где волосы роскошные? Они выпали. Где вознесенная шея? Она сокрушилась. Где брови и красноречивый язык? Он умолк. Где руки? Они рассыпались. Где величество тела? Оно рассеялось. Где одежд украшение? Оно истлело. Где безумие юности? Оно прошло.

Где величавый человек? Это снова прах и смрад. Где золото и серебро, и слуг множество, где юность и красота тела? Все засохло, как трава, все погибло[24].

О человек неразумный, что родился, что вознесся? Грязь, вонь, пес ты смрадный. Где твоя спесь? Где высокоумие? Где твоя гордость безумная, и где твое золото и серебро, где твое имущество? Истлели, изгнили. Где твое богатство тленное? Не все ли исчезло, не все ли погибло, не все ли минуло, не все ли земля взяла? Того себе, неразумный, не уяснил, что навеки тебе  мучиться.

Смотрите, ибо от богатства нашего кроме одного савана ничего не возьмем, но все останется: богатство, друзья и родные, жена и дети. Но каждый получит за дела, какие сотворил. Придите, поплачьте упорно, может, послушает мертвый плач ваш и встанет. Если же не послушает и не встанет, то и я не нуждаюсь в пустом вашем плаче и не возвращусь к вам. И я, стало быть, умер для мира этого тленного.

Есть два плача: один спасает, а другой губит.

— Поведай нам, возлюбленный мой сын, какой плач душу спасает?

— Если плакать о грехах своих. Но радуюсь и я о том вашем плаче, которым меня, грешного, в молитвах своих поминаете. Сказано: «Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов[25]».

Уже перестали от плача вашего и от сетования? О мать, родившая меня, добрая же и супруга моя! Как могу прекратить плач ваш безмерный, и что скажу вам на утешение из Божественного Писания? Теперь же перестанем. Как вы, мать моя, из-за одного меня, грешного человека, не можете утолить плач ваш! Имеете здесь родных и близких. Смотрите, ведь иду я в чужую землю неизвестную, оставляя тебя, мать, меня родившую, и жену мою любимую, род и племя, и друзей, и все богатство этого мира. Но все это я оставил Христа ради. Но не плачу так, ибо вы знаете, что и мне грустно из-за вас. Но Христос дороже более всех.

Но молю вас, не скорбите о мне напрасно. Если кто отдаст в дар нечто Богу, и жалеет об этом, нет ему награды, также и я удалился от вас, вы же печалитесь обо мне и плачете. Нет бы вам благодарить Бога, что Господь Бог исторг меня из сетей мира этого льстивого, влекущих наши души во дно ада. Но плачем о грехах своих, всегда имея смерть пред глазами своими. Тот плач весьма полезен и угоден Богу.

Не осуждайте же меня, кто из братьев, что по тщеславию или для похвалы писал я это, но смотрите, как плачет мать моя и жена моя. Молю же ваше милосердие, утолите плач их и утешьте от Божественного Писания, если кому Бог даровал.

Молю же тебя, мать моя, послушайте меня грешного, и не пренебрегайте моим наказом, который заповедаю вам. Если найдет на вас уныние и скорбь, или какая беда, или обо мне грешном в какое время вспомните, не сетуйте. Но вместо себя оставляю вам малую эту грамоту прочесть на утешение печалей ваших.

Ожидайте же от меня вести в сто семидесятом году[26], в месяце октябре. Если же в том месяце не будет от меня вестей, то уже не считайте меня живым. Наша жизнь подобна цветению травы: сегодня цветет, а с утра засыхает и попирается ногами. Да не заботьтесь и о том, что кости мои на чужой стороне положены будут. Перед страшным же и нелицемерным Судьей во Второе Его Пришествие все вместе предстанем, испытуемы Богом, кто что сотворил: доброе или злое, ибо кто что посеял, то и пожнет.

Дай же нам всем, милостивый Боже, вечных Твоих благ получить, и в будущей жизни вместе друг друга видеть и веселиться, и славить Тебя, Господа Бога нашего, в нескончаемые века, аминь. Конец.

2

Этот святой и блаженный Стефан похоронен в Галиче, в Богоявленской церкви. А при его погребении, по совету усердствующих, написан со всей его внешности настоящий образ. А на том святом образе надпись сделана такая:

Сей святой Стефан родился в городе Галиче от отца, по имени Трофим, по фамилии Нечаев, и от матери Евдокии. Трофим же был в том городе купец. И когда святой Стефан пришел в возраст, оставив отца и мать, и жену, и одного из детей своих, юродствовал многие годы. И умер в год от сотворения мира 7175, а от Рождества Христова в 1667, в 13 день мая, на память святой мученицы Гликерии, в понедельник шестой недели по Пасхе, в 14 час дня. Погребение было в 14 день мая на память святого мученика Исидора Хиосского, и святого Исидора, Христа ради юродивого, Ростовского чудотворца, в 7 часу дня. При погребении были галичских монастырей архимандриты: Авраамиева Новоезерского монастыря[27] архимандрит Христофор, Паисиева монастыря[28] архимандрит Сергий, галичской Спасской соборной церкви протоиерей Феофилакт с братией, и всего города Галича священники и диаконы. Из мирских чинов – галичский воевода Артемий Антонович, сын Мусин-Пушкин, да галичский же бывший до того воевода, стольник Кондратий Афанасьев, сын Загрязский, дворяне: Давид Неплюев, Иван Ларионов, и другие дворяне, и дети боярские, и многие городские и сельские жители с женами и детьми. Погребено тело его в Галиче на посаде, у церкви Богоявления Господня под трапезной, на левой стороне за печью, где он сам себе выкопал гроб.

Этот блаженный Стефан был человек бедный, а на похороны его стеклось множество знаменитых людей. И по принесенным от стариков слухам утверждалось, что во время съезда их открылось им Божие откровение о святом Стефане, а более потому, что на погребение его были они призваны молодым юношей, которого по осведомлению никто не посылал, потому и  сочли его за ангела Божия.

3

Государю моему дядюшке Гаврилу Самсоновичу, о Господе радоваться. Племянник твой Стефанка, припадая к ногам твоим, молит и просит твое милосердие, мать, меня родившую, почитай. И жену мою также почитай вместо меня. Не пренебреги моей убогой просьбой. Если кто почитает вдов и сирот убогих, то во многом достатке бывает, если же отвратит от них уши свои, во многой скудости будет. Какою мерою мерите, такою и вам будут мерить[29]. Почему немного пишу, ибо сам знаешь Божественное Писание. За меня же, грешного, Бога моли. Будь же благословен со всем своим благодатным домом всегда, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

4

Также и всех православных собери, и от священников, и от иноков, и от мирян, да вникнут в эту эпистолию, написанную многогрешной рукой. И если найдете что неисправно и просто, Бога ради, простите, а не проклинайте, как и сами вы от Бога и людей желаете прощения. Ибо забывчивость и глупость надо всеми хвалятся. Слава Совершителю Богу. Аминь.

 

Примечания

[1] Традиционный оборот в начале письма. Ср. Деян. 15:23

[2] Ср. Пс. 145:6

[3] Иер. 5:28

[4] Пс. 105:21

[5] Ср. Евр. 12:2

[6] Ср. Лк. 16:13

[7] Ср. Пс. 124:1

[8] Ср. Пс. 2:12

[9] Ср. Мф. 7:21-23 и пр.

[10] Ср. Мф. 7:13-14

[11] Мф. 5:4

[12] Ср. Мф. 11:28

[13] Ср. Мф. 16:26

[14] Пс. 145:3

[15] Ср. Мф. 19:29

[16] Мф. 11:12

[17] Ср. Мф. 10:18-20, 28

[18] Ср. Мф. 19:10

[19] Ср. Евр. 12:6

[20] Пс. 45:2-3

[21] Ср. ответ аввы Исхирона из Патерика

[22] 1 Кор. 15:41

[23] Ср. Слово на начало Св. Четыредесятницы Иоанна Златоуста

[24] Ср. Пс. 102:15

[25] Гал. 6:2

[26] Имеется ввиду в 7170 от сотворения мира, т.е. в 1662 году

[27] Сейчас Свято-Покровский Авраамиево-Городецкий мужской монастырь

[28] Сейчас Успенский Паисиево-Галичский женский монастырь

[29] Мф. 7:2

Вы можете отметить интересные вам фрагменты текста, которые будут доступны по уникальной ссылке в адресной строке браузера.

Рейтинг@Mail.ru